Педагогические поиски и экспериментирование в школах в 1921 – 1930 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические поиски и экспериментирование в школах в 1921 – 1930 гг.



Основная идея: культурное развит. + воостановлен.народн.хоз-ва(после гражданск.войн) = победа социализма (озвучено на XV съезде Коммунистической партии в 1927г)

Первое Всероссийское партийное совещание по народному. образованию(31 декабря 1920г - 4 января 1921г): установило вместо 9летней школы 7летнюю школу с двумя концентрами: 1й- 4 года, 2й-3 года. Осн.форма профессионального образован.-техникум. НО! Ленин против и сохранена II ступень обучен.с 5летним сроком обучения, но разделена на два концентра: 1й- 3 года, 2й- 2 года.

В итоге: к 1922г- 1) I ступень\начальная школа\4 года обучен.-база для школ низшего проф.образован(профшкол, фабзавуча, учебно-

производственных мастерских и др.) 2) 7летняя школа- для средних и профессионально-технических учебных заведений (индустриальных, сельскохозяйственных, педагогических и др. техникумов) 3) старшая ступень\9-10тилетняя школы- для высшего образования.

XIV съезд Коммунистической партии в 1925: задача социалистической индустриализации страны => нужны квалифицированные специалисты => Резолюция Пленума ЦК ВКП(б) 1928г: надо, что бы после II ступени могли идти в вузы.

В итоге получилась в РСФСР система школьного образования: 1) начальная школа\I ступень\ 4 года обучен. 2) 7летняя школа-фундамент всей школьной системы; 3) школа II ступени\9летняя средняя школа с профессионализированным вторым концентром (в ряде школ); 4) фабрично-заводские семилетки (ФЗС)- разновидность 7летней школы в промышленных центрах и районах; 5) школа крестьянской молодежи (ШКМ)- продолжение школы I ступени для сельской молодежи; 6) школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для рабочих-подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний в объеме 7летней школы; 7) рабочий факультет, дававший среднее образование рабоче-крестьянской молодежи, поступающей затем в своем большинстве в высшие учебные заведения.

 

 

Педагогические идеи П.П. Блонского и С.Т. Шацкого.

Положение о воспитании как о содержательной организации жизни и деятельности детей активно разрабатывал С.Т. Шацкий. В 1921 г. он писал: «Воспитание есть организация детской жизни...»

Весьма существенным в методике воспитания было то, что, как уже отмечалось в главе IV, в трудах П.П. Блонского и С.Т. Шацкого отчетливо выдвигается идея о внутреннем стимулировании учащихся в процессе воспитания, которая потом стала активно разрабатываться в нашей психологии. С.Т. Шацкий обращал серьезное внимание на то, чтобы каждый ребенок был занят увлекательным делом. В статье «Как мы учим» (1928) он отмечал, что «огромное количество причин, создающих нарушение дисциплины в детской среде, происходит от отсутствия у детей интересного дела... Атмосфера занятости, да еще интересным делом, если она возбуждается привычным образом, создает хорошую рабочую обстановку, в которой всякий выпад в сторону беспорядка будет неприятен даже для самих детей».

 

 

Феномен А.С. Макаренко и современная школа и педагогика.

феномен А.С.Макаренко в том, что как бы не менялась образовательная идеология в те далекие двадцатые годы социалистического века А.С.Макаренко с его талантом все равно состоялся бы как педагог.

Взлет А.С.Макаренко,как творца начался,когда он организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей.Здесь педагогу удалось главное–он нашел сильное средство воспитания,которым стал коллектив самих воспитанников.Важную роль в его создании сыграл авторитет А.С.Макарен-ко,его терпение,твердость,забота о подростках,справедливость.К нему тяну-лись,как к отцу,искали правды,защиты. В колонии,получившей имя Горького, определилась система структурных взаимодействий в коллективе: актив,деле-ние на отряды,совет командиров,внешняя атрибутика (знамя,сигналы горнис-тов,рапорт,форменная одежда),поощрения и наказания,традиции. Позже А.С.Макаренко сформулировал законы развития коллектива,важнейшими из которых считал «систему перспективных линий» и «принцып параллельного педагогического воздействия».

Педагогические положения А.С.Макаренко о коллективе созвучны в любое время и в любых условиях,где речь идет о воспитании человека.Он утверждал,что коллектив должен быть первой целью нашего воспитания. Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде,но и в общей организации этого труд.Общая цель здесь–не случайное совпадение частных целей, как в вагоне трамвая или в театре, а именно цель всего коллектива.Отношение общей и частной цели у нас не есть отношение противоположностей,а только отношение общего к частному,которое, оставаясь только моим, будет итожиться в общее в особом порядке.

Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле. Такая педагогическая логика должна буквально пропитывать каждый школьный день, каждое движение коллектива.

самая большая заслуга его заключается в том, что он смог связать гуманистические принципы воспитания детей с коммунистической идеей, по которой основу общества составляет трудовая деятельность каждого из его членов

А.С.Макаренко был сторонником специальной воспитательной дисциплины, которая еще не создана, но которую именно у нас создадут. Основные принципы этого воспитания:1) уважение и требование 2) искренность и открытость; 3) принципиальность; 4) забота и внимание, знание; 5) упражнение; 6) закалка;7) труд;8) коллектив; 9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости; 10) детская радость, игра; 11) наказание и награда.

 

 

Педагогическая система А.С. Макаренко.

Макаренко автор концепции формирования личности в коллективе, взаимосвязь членов которого рассматривалась им как отношения «ответственной зависимости». Исследовал мотивационную сферу личности, механизмы формирования ее общественно ценных качеств, основную роль отводя воспитанию нравственно оправданных потребностей, то есть потребностей коллективиста. Макаренко подчеркивал, что разрыв социальных связей наносит огромный вред взрослеющему человеку, а их восстановление выправляет его развитие. Считал необходимым поддерживать позитивный эмоциональный настрой воспитанников, мажорный тон их жизни, которые помогают сплачивать детей, создавать оптимистическую атмосферу в коллективе. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

А.С.Макаренко был сторонником специальной воспитательной дисциплины, которая еще не создана, но которую именно у нас создадут. Основные принципы этого воспитания:1) уважение и требование 2) искренность и открытость; 3) принципиальность; 4) забота и внимание, знание; 5) упражнение; 6) закалка;7) труд;8) коллектив; 9) семья: первое детство, количество любви и мера суровости; 10) детская радость, игра; 11) наказание и награда.

самая большая заслуга его заключается в том, что он смог связать гуманистические принципы воспитания детей с коммунистической идеей, по которой основу общества составляет трудовая деятельность каждого из его членов.

В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

 

 

Гуманистическая педагогика Я. Корчака.

Я́нуш Ко́рчак (Эрш Хе́нрик Го́льдшмит) – в ыдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Педагогические идеи

Принцип Корчака, - принцип любви

Принцип выполнимости требований, предъявляемых ребёнку

Своеобразное представление о правах ребёнка: три основных(по мнению Корчака) 1. Право ребёнка на смерть. 2. Право ребёнка на сегодняшний день. 3. Право ребёнка быть тем, что он есть. "Бог дал, бог и взял " В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни..."

Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя.

Признание того, что дети - разные.

Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом): "Ох уж эти наши ответы...»

Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой). "...В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать..." Корчак

Право ребёнка на уважение. " первое бесспорное право ребёнка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нем. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, -- меньше станет и загадок, и ошибок."

Важность размышлений матери, черпающей "не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее.»

Педагогика - наука о человеке: "Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке»

 

 

45. Создание единообразной централизованной системы образования в СССР (1931 – 1941).

Введение всеобщего обязательного начального обучения. январь 1934 года XVII съезд Коммунистической партии: ликвидация неграмотности и малограмотности детей, молодежи и взрослых., всеобщее обязательное политехническое обучение. В 1931 году ЦК ВКП(б): постановление «О начальной и средней школе»: указания о коренном изменении учебно-воспитательной работы школы. Ознакомлен.общеобразоват., знакомить учащихся в теории и на практике со всеми главными отраслями производства в тесной связи обучения с производительным трудом. => новые учебные планы на основе предметного преподавания. ЦК ВКП(б) принял 25 августа 1932 года постановление «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе.) => перегрузка учебным материалом, нодостаточн усвоение, ну увязываются программы по разным предметам. ЦК ВКП(б): урок - основная организационная форма учебной работы. Имеет определённую цель, отличается законченностью. Большое место на уроках занимает систематическое изложение учителем учебного материала в форме рассказа, объяснения, беседы, а в старших классах + школьной лекции. постановление ЦК ВКП(б) «О работу пионерской организации» апрель 1932 года центр внимания пионерорганизации – «задача выработки социалистического отношения к учебе, труду и общественно-практической работе» необходимость повышения идейно политического уровня пионеров. Создают новые, стабильные учебники, рассчитанные на использование их в течение ряда лет. 15 мая 1934 года СНК СССР и ЦК ВКП(б): постановления: «О преподавании гражданской истории в школах СССР» и «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР». Роль учителя в процессе обучения значительно возросла. Весной 1933 года во всех школах были впервые проведены проверочные переводные испытания. Преподавание труда в школе было в 1937 году отменено. ЦК ВКП(б) 4 июля 1936 года «О педологических, извращениях в системе Наркомпросов».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.016 с.)