Урбанистические поиски в условиях международного нарастающего кризиса современных городов. Строительство новых столиц 50-60 гг. /в Бразилии-Бразилиа, в Пакистане - Чандигарха, штат Пенджаб/. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урбанистические поиски в условиях международного нарастающего кризиса современных городов. Строительство новых столиц 50-60 гг. /в Бразилии-Бразилиа, в Пакистане - Чандигарха, штат Пенджаб/.



Градостроительство в том виде, в каком мы его сегодня понимаем - порождение эпохи промышленной революции. Необходимость проектирования поселений с целью рационализации жизненных процессов людей и гуманизации городской среды стала очевидной после появления технологических возможностей и идеологических концепций XIX века. Именно в то время стало очевидным, что сохранение и развитие городов в традиционном, привычном виде невозможно без внедрения достаточно жесткой искусственной регламентации застройки, заменяющей естественные ограничения. Градостроительство в XX веке развивалось под знаком соперничества этих двух идеологий - традиционалистской и модернистской. До второй мировой войны за пределами СССР было немного точек приложения сил градостроителей. Реконструкция традиционных городов не требовала активного вмешательства планировщиков, поскольку велась на основе исторически сложившихся градостроительных традиций. После войны ситуация изменилась: разрушения, случившиеся в Европе, были в ряде случаев тотальны, во многих городах исчезло свыше 80% застройки в результате ковровых бомбежек. Градостроительные эксперименты во второй половине XX века переместились с востока на запад. Их пик пришелся на период восстановления - 50-60-е гг. Кроме того, в этот период в результате деколонизации, начинается активное строительство новых городов в странах третьего мира, в том числе Бразилиа Нимейера и Чандигарха Ле Корбюзье. Бразилиа построена (1957—1960) по распоряжению президента Бразилии Жуселину Кубичека специально как столица в центральной части Бразилии. Генеральный план составил архитектор Л. Коста с использованием идей Ле Корбюзье. Главным архитектором административных и общественных зданий стал О. Нимейер. Среди выдающихся творений Нимейера — кафедральный собор Бразилии, основные помещения которого расположены под землёй, тогда как с улицы виден лишь его купол из бетона и витражного стекла. Планировка города весьма необычна: с высоты птичьего полёта видно, что главные магистрали города с прилегающими кварталами образуют подобие реактивного пассажирского самолёта, летящего на юго-восток. Лусио Коста, правда, утверждал, что проектировал город как гигантскую бабочку. Центральная часть отведена под сектора гостиниц, магазинов, банков и др. В «хвосте самолёта» находятся городские муниципальные учреждения, а в районе «кабины пилота» — федеральные: прокуратура, парламент (Национальный конгресс) и другие учреждения. В крыльях расположены жилые кварталы. Осевые магистральные шоссе (порт. Eixos), окружены двухрядными улочками, причём у каждой, как правило, своя «специализация»: улица банков, улица аптек и т. п. Адресация жилых зданий в городе буквенно-цифровая: факультативно указывается Южное или Северное крыло, номер суперблока (квартала) — причём чётные «сотни» расположены в Южном крыле, а нечётные — в Северном, меньшие — ближе к осевой магистрали, большие — дальше; а также буква, обозначающая конкретное строение в блоке — их всегда не более 11. Кварталы сгруппированы по четыре, и на такую группу приходятся школа, церковь и ряд других социальных учреждений. В кварталах, как правило, много зелени, наиболее богатые кварталы нанимают штатных садовников. В каждом жилом здании в обязательном порядке работает охранник, контролирующий поток посетителей. Для порядка и удобства жилые дома выше шести этажей не строят. Интересно также, что под каждое здание города генеральным планом отведён определённый объём пространства над землёй. В связи с этим, наиболее интересные с архитектурной точки здания коммерческого сектора (банки, магазины, гостиницы и т. п.) как правило, компактнее своих типовых собратьев. Город Чандигарх был построен в 1951—1956 г. по проекту французского архитектора Ле Корбюзье. Первоначальный план города был подготовлен архитекторами-американцами Альбертом Майером и Мэтью Новицким, однако Корбюзье частично его переработал. Для города было предложено новое место - на равнине у подножия Гималаев. Самим Корбюзье спроектирован комплекс административных зданий города, Капитолий - Секретариат, Дворец Юстиции, Парламент, Дворец Губернатора. Надзор за строительством города осуществлял французский архитектор Пьер Жаннере, ближайший сотрудник Корбюзье. Пьером Жаннере также спроектированы - в сотрудничестве с английскими архитекторами Максвелом Фраем и Джейн Дрю - жилая городская застройка, многие общественные здания (школы, гостиницы и т.п.) Строительство города завершалось в 60-е годы.

  1. идеи городов будущего.

Описаниям городов будущего отводят большое место в своих произведениях социалисты- утописты разных времен, создавая образы городов с различной степенью детальности,— Томас Мор, Кампанелла, Фурье, Сен-Симон, Роберт Оуэн, Чернышевский. Победоносное шествие техники обогащало их новыми чертами, не меняя главного. Это были города счастья и радости, социальной гармонии и справедливости. Шло время, воображение человека продолжало создавать прекрасные города будущего. «Города-сады будущего» — так и называлась книга, опубликованная английским социологом-утопистом Эбенизсром Говаррдом, в которой он сформулировал свою концепцию идеального города. Этой концепции суждено было сыграть очень важную роль в развитии градостроительных идей XX века. Говард исходил из того, что современный ему капиталистический город тяжело болен. Он представлялся ему переросшим всякие разумные пределы гигантом, городом – левиафаном, который обратил лежащую в основе создания городов идею концентрации человеческой деятельности в собственную противоположность. Неудивительно, что именно Лондон служил для Говарда своего рода моделью такого города-гиганта, и именно для такого больного он предлагал попробовать свое средство. В чем же состояло лекарство? Прежде всего в радикальном уменьшении территориальных размеров и численности населения города. Но как заставить города не расти, как остановить непрерывный поток миграции туда сельского населения? Более того, как вынудить значительную часть населения покинуть город? Для этого, говорит Говард, надо предложить людям такие условия жизни, которые позволили бы сочетать лучшие стороны деревни и города. Надо начать строить вблизи крупных промышленных городов небольшие города-сады. Там надо развивать местную, невредную промышленность и сельское хозяйство. По мысли Говарда, вокруг Лондона должно было быть создано более двух десятков городов-садов. Говард не был архитектором- градостроителем, поэтому он представил свой город-сад в виде жесткой геометрической схемы. Застройка располагалась кольцом в радиусе примерно до одного километра. По периферии кольца размещались фабрики, мастерские и сельскохозяйственные угодья. Внутри кольца обширный городской парк, который служил своеобразным зеленым центром. Сама жилая застройка — малоэтажная, в основном коттеджная, с небольшими приусадебными участками. Особенно острыми и продуктивными в смысле появления новых градостроительных идей были дискуссии урбанистов и дезурбанистов о социалистическом городе, которые развернулись в нашей стране в конце 20-х — начале 30-х годов. Поиски новой красоты, нового, более совершенного порядка в градостроении явственно ощутимы в проекте «Промышленного города» Тони Гарнье, выполненном" еще в 1911 году. Завод у него — уже не случайное скопление разнородных строений, а четко спланированный единый функциональный организм. Жилые кварталы удобно связаны с производственной территорией и вместе с тем отделены от нее массивом зелени. Сами жилые дома открыты для солнца, свежего воздуха, окружены зеленью. Немногими замеченная в свое время работа Гарнье оказала большое влияние на последующее развитие представлений о современном городе. Сант-Элиа по другому представлял идеальный город. На его рисунках перед нами предстает город небоскребов, с мостами, перекинутыми между домами, с потоками автомобилей на дорогах и даже неуклюжими аэропланами в небесах. Здания, похожие на детали машин, и весь город, напоминающий гигантский механизм, подчиненный единому плану. В нем немало пророческого — разделение транспортного движения по уровням, многоэтажная застройка и роль вертикальных коммуникаций, да и сама машинная эстетика, хоть и не в такой непосредственной форме, как предполагал Сант-Элиа, но оказала большое влияние на характер и стилистику всей современной архитектуры.

38.Реконструкция Кишинева в послевоенный период.Генеральный план города под руководством Щусева.

 

 

После окончания Великой Отечественной войны трудящиеся города вернулись к мирному, созидательному труду. Под руководством городской партийной организации они сосредоточили свои усилия на ликвидации тяжелых последствий фашистской оккупации, на превращении Кишинева в социалистический город с развитой промышленностью, культурой и наукой, на выполнении 4-го пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства (1946—50). Промышленное строительство вели 13 строительных и монтажных организаций города, республики и страны. Уже в нач. 1946 прибыло оборудование для ряда предприятий. Из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Харькова и др. городов Кишинев получал металл, цемент, станки, аппараты, электроприборы и электрооборудование, стекло и др. строиельные. материалы.

 

 

Бригада архитекторов во главе с академиком А. В. Щусевым положила начало осуществлению единого плана реконструкции Кишинева и формированию его архитектурного облика. Очень острой была жилищная проблема. Помощь государства, трудовые усилия трудящихся, городоские партийные организации позволили расширить жилой фонд Кишинева с 227 тыс. м2 в сентябре 1944 до 605 тыс. м2 в конце 1950.

С 1948 в городе началось стр-во первых 3-этажных жилых домов (по ул. Пушкина). Восстановлены здания гор. Совета, с.-х. ин-та (ул. Садовая) и др. Построены здания ж.-д. вокзала и гостиницы «Молдова», родильный дом. Значительно увеличилось в сравнении с 1940 количество квартир, оборудованных электрическим освещением (с 4% до 90%), водопроводом (с 3% до 45%), канализацией (с 3% до 28%). Восстанавливался и развивался внутригородской пассажирский транспорт. В 1946 было восстановлено трамвайное сообщение, с 1949 в городе открыт первый троллейбусный.маршрут. Увеличивается число автобусных маршрутов, связывающих окраины с центром города.

 

 

В послевоенные годы по генеральному плану (1947) под руководством А. В. Щусева был реконструирован проспект Ленина, проложены проспект Молодёжи и бульвар Негруцци, построены административные здания, в том числе Дом правительства МССР, застроена Вокзальная площадь. В Кишинёве были созданы новые промышленные районы: Новые Чеканы, Скулянка и др. За 1955—70 гг. выросли жилые районы: Рышкановка, Ботаника, Боюканы и др. Установлены многие памятники. Решающим толчком в развитии города явилось постановление Совмина СССР 1971 года «О мерах по дальнейшему развитию города Кишинёва», когда городу из союзных фондов было выделено около миллиарда рублей. В середине 1980-х годов был объявлен конкурс на лучший проект детальной планировки центра города. Последующий распад Советского Союза помешал претворению в жизнь планов масштабного строительства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.006 с.)