Предмет,метод и периодизация истории отеч. гос-ва и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет,метод и периодизация истории отеч. гос-ва и права.



Предмет,метод и периодизация истории отеч. гос-ва и права.

История отеч.гос-ва и права– это историко-правовая(юридическая)наука, основанная на изучении гос-ва и права в строгой хронологич. последов-ти.Источниками юрид. исследований явл-ся законодательные памятники(нормативные акты),материалы официального делопроизводства, дневники, воспоминания. Предметом истории отеч.гос-ва и права явл-ся генезис гос-ва и права нашей страны,исторические типы и формы гос-ва и права,политические институты.История отечества изучает социально-экономич,

политические процессы,культуру и др.явления общ-ной жизни.История отечественного гос-ва и права включает в себя широкий спектр конкретно-исторических событий и общественных отношений.Под методом науки понимается совокупность приемов,средств,принципов и правил последовательных научных размышлений, направленных на получение достоверных знаний о предмете исследования.Методы научного познания можноразделитьна2вида:1.Общенаучные (определяют общий подход исследователя к познавательному процессу и объекту познания)-функциональный,системный,синергетический и логический.2.Частные-исторический,формально-юридический(позволяет делать теоретические обобщения) и сравнительно-правовой(определяет общие и частные закономерности развития гос-ва и права России) методы. Основное условие периодизации курса истории отечественного гос-ва и права-научные критерии.В кач-ве научного критерия периодизации исторического развития гос-ва можно применять типологические признаки гос-ва:1.По этапам развития росс. гос-ва.2.По форме правления. Периодизация росс.правовой системы: 1.Становление росс.правовой системы эпохи древнерусского удельного гос-ва(9-13вв).2.Правовая система московского централизованного гос-ва(14-17вв)3.Становление и развитие правовой системы Росс.империи(18-начю20вв)4.Советская правовая система(1917-1991)5.Постсоветская правовая система с 1991г.

 

Возникновение,развитие государственности у восточных славян.

В ранних письменных источниках 7-1вв до н.э. славяне называются венедами.Областью расселения славян считают Полесье,междуречье запад.Буга и Днестра с сев.на юг.В 6-8вв вост. славяне находились на стадии перехода от первобытнообщин-ного состояния к формированию госуд-сти. Основным письменным источником исследования истории возни кновения госуд-сти у вост.славян явл-ся «Повесть временных лет»Нестора.В летописи понятия «род» и «племя» имели широкое толкование. Племя означало и семью,и народ,и союзы племен.Союзы племен явл-сь терр-ыми этническими образованиями. Вост. Славя не занимались охотой,рыболовством, бортничеством, но основным занятием было земледелие. Подсечное земледелие (рубка,сжигание леса)сохраняло значение коллективного труда, патриархального уклада семьи.В 7-9вв.произошла эволюция родовой общины в соседско-терр-ную общину(вервь),но пережитки родственных связей оставались еще долго.Из родов. общины выделились семьи.Соседская община состояла из малых семей,ведущих собственное хоз-во.Развитие орудий труда и улучшение земледельческой техники,развитие торговли и ремесла привело к разделению труда и углубило процесс развития соц.неравенства.Имело место частное присвоение,постепенное накопление движимого имущества (скота, денег, рабов) обуслови- ло формирование родовой верхушки, дружины, купцов,рабовлодельцев,стремив-ся подчинить себе свободных общинников.Большое значение имели воины и военная добыча,выделилась переслойка профессионал.воинов-дружинников, служивших у племенных вождей, публичная власть отделилась от народа, т.о.произошло перераспреде -ление властных функций-от общинных собраний в пользу совета при князе, состоявщего из родовых старейшин и знатных воинов-дружинников. Формируется раннеклассовое общ-во и первые гос. образования.Государственность у восточных славян сложилась в первой половине IX века. «Великий путь из варяг в греки» объединил основную территорию восточного славянства в один эконом. комплекс.

 

ОбразованиеДревнерусскогогосударства.«Норманнская» теория.

Началом образования и развития Древнерусс.гос-ва считается захват князем Олегом в 882г.Киева.Овладев городом он получил титул«Великий князь»С 882г началось объед.Сев. и Юж.Руси вдоль пути из Варяг в Греки.На рубеже 9-10вв вокруг Киева объедин.восточнославянские племенные союзы. Признаки этого гос-ва: единая тер-рия проживания(бассейн р.Днепр), един.язык, единый быт и род занятий,един. религия-языческая, общий психологич.и антропологич тип. Авторы норманнской теории немецкие ученые Байер,Шлецер,Миллер. Основ.источником теории явл-ся«Повесть…», содержащая рассказ о призвании в 862г. новгородцами варягов из-за моря. Сторонники норманнской теории считали что государ-нность на Руси создана норманнами,т.к.славяне явл-сьдикими племенами и находились на очень низком уровне развития.Первым «антинорманнистом»стал Ломоносов,он отрицал идею низкого уровня развития славян и неспособность создать гос-во.Русские князья, цари,импереторы поддерживали идею о своем норманнском происхождении.Гитлер широко использовал теорию в своих планах порабощения славян.Сейчас норманн.теория распадается на две ветви:англо-саксонскую и скандинавскую.Основными доводами против норман.теории у славян стали:1)идея завоевания норманнами славян не нашла подтверждения.2
)легенда о 3х братьях очень распространенный эпический мотив,а «призвание»-выдумка летописца,рукой которого управляли полит. интерерсы.3)ее несовместимость с научными представлениями о происхождении гос-ва как аппарата для удержания власти над большинством.4)процесс формирования гос-нности у славян-результат соц-эконом.и политич.развития общества.5)варяги(норманны) защищали интересы восточнославянской знати в кач-ве наемных воинов,купцов.6)в 9в.норманны не имели государственности в Скандинавии,а находились на стадии военной демократии. 7)оседая во франции,Италии,Англии норманны растворялись в местной знати,воспринимая местн.языки.культуру,законы и оставляя в них свой след.

 

4.С труктура и прав.положение населения Киевской Руси.

В 10-11в на Руси развиваются феодальные отношения,свободные общинники становятся феодально-зависимыми.Класс феодалов состоял из боярства и духовенства.Правовой статус бояр заключался в наличии ряда привелегий.Княжеская дружина состояла из 3х частей:младшей,средней и старшей дружины.Старшим дружинникам за верную службу князю предоставлялось земельное пожалование.Княжеские бояре выполняли ф-ии по управлению гос-вом и были советниками князя,по Русской правде(РП)обладали привелегиями.Выходцы из родоплеменной знати получали за свою вассальную службу иммунитет-освобождение от платежа дани,от подсудности княжеским судьям,и право судить зависимое от них население.Законодательство охраняло имущество,жизнь и здоровье феодальной знати.Шел процесс образования дворцовых слуг.Дружинники оседали на земле,а дворцовую службу стали нести дворцовые холопы.РП говорит о тиунах и княжеских холопах. По РП были воеводы,чашничий,стольничий,конюший. После принятия христианства в 988г во главе церкви стоит митрополит,назначавшийся константинопольским патриархом.Тер-рия гос-ва разделилась на епархии,возглавлявшиеся епископами,назначавшимися митрополитом.Церковь стала самостоятельно судить духовенство и лиц,проживавших на церковных и монастырских землях. Правовое положение горожан РП не регламентировалось.В большинстве городов местное самоуправление не сложилось.Из общей массы городского населения выделялись торговые люди-купцы(занимали среднее положение между боярством и простыми людьми)и ремесленники.Все гор.население платило налоги.Феодально-зависимое сельское население-это общинники потерявшие землю и личную свободу и ставшие смердами.Русская Правда уравнивает правовое положение пашенных холопов и смердов.На Руси существовало патриархальное рабство.Основным его источником было пленение.Они отпускались за выкуп или включались в состав семьи и назывались челядью.По мере превращения рабов из слуг в бесправных холопов,наименование «челядь» закреплялось за рабами.В РП раб назывался холопом и был лишен всех прав свободного человека.

 

Органы власти в 18веке.

В начале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат фактически превратился в одну из коллегий — Верховный тайный совет рассматривал жалобы на действия Сената, подбирал кандидатуры сенаторов и др.В середине 1726 г. Верховный тайный совет получил законодательные полномочия. Законы подписывались императрицей Екатериной I или Верховным тайным советом.В 1730 г. Верховный тайный совет как орган управления был ликвидирован.Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял кабинет министров. В 1735 г. кабинет получил законодательные полномочия. В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается другой центральный орган, решающий вопросы гос.управления— кабинет Ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны).За время своего существования высший совещательный орган сохранял широкие полномочия в различных областях гос.управления: законотворчестве, налогообложении, внешней политике, назначении на должности и т. д.После смерти Петра I роль сената как высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось только в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента:Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судебных дел.В период царствования Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны значение сената как органа, руководившего деятельностью центральных органов управления, снова снизилось. Над ним был усилен контроль кабинета министров. При императрице Елизавете Петровне роль сената вновь значительно возрастает. Сенат наделяется законодательными и судебными полномочиями. К его компетенции стали относиться все вопросы гос.управления.В период царствования Екатерины II снова было пересмотрено положение сената. К 1763 г. сенат стал высшим административно-судебным органом, в состав которого входило шесть департаментов: гос.финансы и секретное делопроизводство, судебные дела, дела провинций, военные дела, местная администрация, местные суды. Часть судебных и законодательных полномочий была передана Совету при высочайшем дворе, созданному в 1769 г.Павел I рассматривал сенат как судебное учреждение и Предлагал разделить его на два департамента: уголовных и гражданских дел.С 1801 г. сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.

 

Суд в 18 веке.

При Петре1 были сделаны первые попытки отделить суд от администрации.Для этого создавались надворные и нижние суды,подчиненные Юстиц-коллегии.Был создан военный суд,духовный суд. Но судебная ф-ия сохранялась и у многих административных органов.В конце правления Петра1 суды были ликвидированы,их ф-ии перешли к губернаторам и воеводам.Но их деят-ть вызывала много нареканий и Екатерина2 создала на местах сословные суды.Для дворян был уездный суд(первая инстанция)состоял из уездного судьи и двух заседателей и верхний земский суд(вторая инстанция).Для горожан первой инстанцией был городской магистрат,вторая инстанция-губернский магистрат.Для крестьян первая инстанция-нижняя расправа,вторая инстанция-верхняя расправа. Также в каждой губернии создавались совестные суды,рассматривающие гражданские дела в примирительном порядке и некоторые уголовные.При вынесении приговора они руководствовались «естественной справедливостью».Над всеми судебными местами губернии в кач-ве высшей апелляционной и ревизионной инстанции стояли две палаты уголовного и гражданского суда.В Петербурге и Москве создавались надворные суды.Высшим судебным органом в гос-ве был Сенат.По мере укрепления абсолютизма суд должен был стать быстрым и решительным орудием в руках гос-ва для пресечения любых попыток нарушения установленного порядка.От судебных органов требовалось,чтобы они стремились не столько к уяснению личности,сколько к устрашению народа

 

Полиция в 18 веке.

Вначале 18 в. В системе гос.аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов относились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др.В 1782 г. В соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы — управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах— полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами.Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. Часть разделялась на кварталы, возглавлявшиеся квартальными надзирателями и поручиками. Кварталы делились на дворы.В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск, задержание преступников, исполнением законов, наблюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мелких уголовных дел и др.В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных преступников создавались специальные тюрьмы и крепости.По Учреждению об управлении губерниями, изданному в 1775 г., стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, не совершившие никаких преступлений, но подвергнутые заключению в административном порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии».В 1775 г. Были созданы работные дома, предназначавшиеся для содержания неимущих. Они были заняты на самых тяжелых работах в системе мануфактурных и других государственных производств.В 1718г. Была образована тайная канцелярия — новый карательный орган. В 1726 г. Этот орган был упразднен. Ее контрольно-розыскные и надзорные функции перешли сначала к сенату и Верховному тайному совету, а затем к созданной в 1731 г. Канцелярии тайных розыскных дел. После ликвидации в 1762 г. Канцелярии функции тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию сената, находящуюся под контролем императрицы Екатерины 2.

 

Закон «О состояниях»1832г.

Каждая соц.группа населения имела присущий ей набор прав и обязанностей.Все население разделялось на три большие группы:природные российские обыватели,инородцы,иностранцы.Городское и сельское население на 4 сословия(дворянство,духовенство,гор.обыватели,сельские обыватели).Высшим сословием было дворянство(потомственное и личное).Им принадлежало право владеть населенными имениями,вступать в гос.службу,участвовать в органах дворянского самоуправления.Духовенство считалось привилегированнымсословием и не несло гос.повинностей.Горожане делились на 5 разрядов:1.Гильдейское купечество и почетные граждане(были освобождены от подушного оклада,от рекрутской повинности и имели право участвовать в гор.выборах)2.Мещане или посадские(несли подушную подать и рекрутскую повинность).3.Ремесленники или цеховые(имели такие же права как мещане).4.Вольные люди в Западных и Прибалтийских губерниях.5.Рабочие люди.В 19в.предпринимались попытки урегулировать отношения между помещиками и крепостными.Был принят указ «О вольных хлебопашцах»,кот.допускал отпускать крестьян на свободу по договоренности с помещиком.В 1842г.принимается Указ «Об обязанных крестьянах»,согласно которому крепостные освобождались без земли и должны были платить повинности.В 1837г.создается Министерство гос.имуществ для управления казенными землями и лесами.Создаются местные органы управления сельскими обывателями.По реформе была создана система учебных,медицинских и др.заведений. В 1839 издается Сельский полицейский устав,функции поддержания общественного порядка возлагались на старост,сотских и десятских.Одновременно вводился Сельский судебный устав.Но все эти меры носили половинчатый хар-р и не могли решить наиболее острой проблемы общ-ной жизни того периода.Иностранцы имели право свободного въезда и выезда.Они могли получать почетное гражданство,но им запрещалось иметь населенные имения и крепостных.Правовое положение подданных империи регистрировалось гос-вом в актах состояния.

 

Гос.реформы Александра1.

В первой половине 19в.Россия оставалась абсолют.монархией.Для осущ-ния плана М.М.Сперанского был создан гос.совет,который предусматривал коренное переустройство гос.органов на буржуазных началах.Создание госсовета стало единственным реализованным звеном этого плана.В его компетенцию входили:1.все вопросы требующие издания законодательных актов.2.толкования законодательства.3.объявление войны и заключение мира.4.утверждение гос.бюджета.5.отчуждение гос.собственности.6.утверждение отчетов министров.В структуре Госсовета выделялись:Общее собрание,Департамент законов,Департамент дел военных,Департамент дел гражданских и духовных,Департамент гос.экономии.Председателем Совета считался император,но фактически эту должность исполнял спец.назначаемы председатель(первым был Н.П.Румянцев).Манифестом 1802г. «Об образовании министерств»началась реформа высших администрат.органов.Коллегиальное упр-ние заменяется министерским.Был создан Комитет министров.В структуру Комитета входили общее собрание и канцелярия.Сперанский выделил 5отраслей упр-ния:внешние сношения(Министерство иностр.дел),внешняя безопасность(Военное и военно-морское мин-во),гос.экономия(мин-во финансов,Гос.казначейство,МВД и т.д),устройство суда(мин-во Юстиции),внутренняя безопасность(мин-во полиции).Новый орган-собственная его императорского величества Канцелярия-учреждена для подготовки и ведения дел восходящих к компетенции императора.Ее создание значительно усилило централизацию упр-ния,влияние императора на решение гос.вопросов.Судебную с-му возглавил Сенат-«хранилище законов».Средним звеном суд.с-мы были губернские палаты гражданского и уголовного суда.Они рассматривали дела нижестоящих инстанций и по первой инстанции-наиболее сложные дела.Нижним звеном с-мы явл.уездный суд(для дворян),городовой магистрат(для горожан),надворный суд(для чиновников в столицах),совестный суд(для дел несовершеннолетних),волостной суд(для крестьян).Была создана система коммерческих судов,кот.рассматривали имущественные споры,вытекающие из предпринимательской деят-ти.

 

Земская реформа 1864 г.

Земская реформа 1864г. была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г.В ходе реформы создавались органы местного самоуправления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; мероприятия по благотворительности; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры и др.Губернские и уездные земские собрания, а также земские управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года.Выборы проходили по трем избирательным куриям:1.курия уездных землевладельцев состояла главным образом из дворян-помещиков, для участия требовался высокий имущественный ценз;2.городская курия, для участия в которой необходимо было отвечать достаточно высокому имущественному цензу;3.сельская курия, для участия в которой имущественный ценз не был установлен, введена следующая система выборов— крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политической жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократического общественных направлений.Однако реформа не сформировала централизованной системы управления. Деятельность земских органов контролировалась губернаторами и Министерством внутренних дел, которые могли отменять любые их решения. Отсутствие достаточных материальных ресурсов усиливало зависимость земств от правительственных органов.

 

Судоустройство по «Учреждению судебных установлений» 1864 год.

Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ.Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов.Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде являлись: жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным.К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назначаемые императором по представлений министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд требований: имущественный и образовательный ценз, стаж работы, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела.Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели.Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и др.преступления).Судебные палаты учреждались по одной на несколько губерний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — гражданского и уголовного, которые возглавляли председатели. При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные.Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов гос-ва, а также судом первой инстанции по делам особой важности

 

Изменеия гос.строя в 1915г

19 июля (1 августа) 1914 г. Россия вступила в войну на стороне Антанты (Англии и Франции) против Германии, Австро-Венгрии и Италии. Совет министров был наделен чрезвычайными полномочиями. Большинство дел стало решаться им самостоятельно от имени царя.Правительство проводило курс на победу в войне и мобилизацию капитала. Гос.регулирование эк-ки приобрело чрезвычайные формы: административные методы регулирования, нормирование цен, таксировка, продовольственная разверстка, реквизиции и т. д. Значительная часть страны была объявлена на военном положении.В годы войны в составе правительства происходили частные смены как отдельных министров, так и председателя Совета министров.В мае 1915 г. на Всероссийском съезде представителей промышленности и торговли было принято решение о создании военно-промышленных комитетов как новых форм управления промышленностью и финансами.В августе 1915 г. правительством было принято Положение о военно-промышленных комитетах. Согласно этому акту целью создания комитетов являлось оказание содействия правительственным учреждениям в снабжении армии и флота снаряжением и довольствием. В состав Центрального военно-промышленного комитета входили представители Совета торговли и промышленности, Всероссийских союзов, городских дум Москвы и Петрограда, Всероссийской сельскохозяйственной палаты, Комитета военно-технической помощи. В августе 1915 г. был принят Закон об особых совещаниях. В соответствии с законом были созданы Особое совещание по обороне государства; Особое совещание для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государственных и общественных учреждений и предприятий и др. В компетенцию этих органов входило: распределение военных заказов на предприятиях, контролирование их выполнения, отстранение администрации государственных и частных предприятий, проведение ревизий, закрытие предприятий и др. Летом 1914г. прошли съезды представителей земств и городов, создавшие Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз. В 1915 г. были созданы фронтовые комитеты Земского союза. Осенью 1916 г. городской и земский союзы создали Главный комитет Всероссийского земского и городского союзов (Земгор). Основными задачами этого органа были: оказание помощи раненым, распределение заказов, снабжение фронта медикаментами, продовольствием и снаряжением.

 

Содержание Конституции РСФСР 1918г

10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новый состав ВЦИК. 19 июля 1918 г. с момента опубликования в «Известиях

ВЦИК» Конституция вступила в действие. Конституция РСФСР состояла из шести разделов:1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.2. Общие положения Конституции РСФСР.3. Конструкция Советской власти.4. Активное и пассивное избирательное право.5. Бюджетное право.6: О гербе и флаге РСФСР. Конституции РСФСР определяли политическую основу гос-ва — система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу — диктатура пролетариата в форме Республики Советов.В Основном законе нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация земли, транспорта, банков и промышленности.Конституция закрепила федеративный принцип гос.устройства РСФСР.Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами — избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы. Конституцией закреплялась следующая избирательная система. В выборах участвовали представители только трудящихся социальных групп. Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т. д. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Избиратели имели право отозвать своего депутата

 

Судебная реформа 1922г.

31 октября 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Положение вводилось в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г.Данным нормативным актом создавалась единая судебная система:1.народный суд в составе постоянного народного судьи;2.народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных заседателей;3.губернский суд;4.Верховный суд РСФСР и его коллегии.Параллельно с единой системой народных судов РСФСР действовали специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при СТО и губернских экономических совещаниях.Верховный суд РСФСР включал Президиум, Пленум и семь коллегий: две судебные (по уголовным и гражданским делам), две кассационные, военную, военно-транспортную и дисциплинарную. Состав Верховного суда избирался ВЦИК.Верховный суд РСФСР был надзорной инстанцией для всех судебных органов, кассационной — для губернских судов, первой инстанцией — по делам об особо опасных преступлениях.Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих.29 октября 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. На судебные органы возлагались следующие задачи: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, защита интересов и прав трудящихся, правовое воспитание и др.Положение о судоустройстве 1922 г. изменило систему революционных трибуналов. Упразднялись общие революционные трибуналы, сокращалось количество военно-транспортных трибуналов.Осуществление предварительного следствия возлагалось на народных следователей, действующих при отдельных судебных учреждениях, следственных участках и отделе прокуратуры Наркомюста. Деятельность народных следователей находилась под контролем органов прокуратуры и губернских судов

 

Содержание Конституции 1936г.

5 декабря 1936г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР была утверждена новая Конституция СССР.Политической основой СССР являлись Советы депутатов трудящихся, экономической основой — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.Конституция СССР 1936 г. преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся.Провозглашалось, что Конституция закрепила победу в СССР социалистических общественных отношений и создание таких основ социализма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической собственности, наличие дружественных классов — рабочих, крестьян и народной интеллигенции, наличие всеобщего избирательного права и др.Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР. Она закрепила всеобщее избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выставления кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам. Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей. Каждый гражданин имел один голос и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами. Граждане, состоявшие в рядах Красной Армии, пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами. Не участвовали в выборах умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав.Конституция СССР 1936г.объявила СССР союзным гос-вом,образованным на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических республик.Но по сути СССР явл.унитарным гос-вом так как без ведома высших органов гос.власти СССР союзные республики не могли решить какой либо важный вопрос.

 

Содержание Конституции СССР 1977 г.

7 октября 1977 г. на Внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР была принята новая Конституция СССР. Она сохранила свою преемственность по отношению к предшествующим Конституциям.Политическую основу СССР составляли Советы народных депутатов, экономическую основу— социалистическая собственность на средства производства.В Конституции констатировалось построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства.Закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии.Конституция СССР 1977 г. состояла из 174 статей, сведенных в 9 разделов:1. Основы общественного строя и политики.2.Государство и личность.3.Национально-государственное устройство.4.Советы народных депутатов и порядок их избрания.5.Высшие органы власти и управления.6.Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.7.Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.8.Герб, флаг, гимн и столица.9.Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция закрепляла новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т. д. Закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества. За всеми союзными республиками признавалось право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.

Вскоре после принятия Конституции СССР, в апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, утвержденный 12 апреля Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция соответствовала Основному закону СССР и в значительной степени повторяла его главные положения.

 

Предмет,метод и периодизация истории отеч. гос-ва и права.

История отеч.гос-ва и права– это историко-правовая(юридическая)наука, основанная на изучении гос-ва и права в строгой хронологич. последов-ти.Источниками юрид. исследований явл-ся законодательные памятники(нормативные акты),материалы официального делопроизводства, дневники, воспоминания. Предметом истории отеч.гос-ва и права явл-ся генезис гос-ва и права нашей страны,исторические типы и формы гос-ва и права,политические институты.История отечества изучает социально-экономич,

политические процессы,культуру и др.явления общ-ной жизни.История отечественного гос-ва и права включает в себя широкий спектр конкретно-исторических событий и общественных отношений.Под методом науки понимается совокупность приемов,средств,принципов и правил последовательных научных размышлений, направленных на получение достоверных знаний о предмете исследования.Методы научного познания можноразделитьна2вида:1.Общенаучные (определяют общий подход исследователя к познавательному процессу и объекту познания)-функциональный,системный,синергетический и логический.2.Частные-исторический,формально-юридический(позволяет делать теоретические обобщения) и сравнительно-правовой(определяет общие и частные закономерности развития гос-ва и права России) методы. Основное условие периодизации курса истории отечественного гос-ва и права-научные критерии.В кач-ве научного критерия периодизации исторического развития гос-ва можно применять типологические признаки гос-ва:1.По этапам развития росс. гос-ва.2.По форме правления. Периодизация росс.правовой системы: 1.Становление росс.правовой системы эпохи древнерусского удельного гос-ва(9-13вв).2.Правовая система московского централизованного гос-ва(14-17вв)3.Становление и развитие правовой системы Росс.империи(18-начю20вв)4.Советская правовая система(1917-1991)5.Постсоветская правовая система с 1991г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.033 с.)