Россия после Смуты. Церковный раскол 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия после Смуты. Церковный раскол



В феврале 1613 года в Москве состоялся Земский Собор, который избрал царем шестнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова (1613 – 1645), было положено начало новой династии. Новый царь вступил на престол в крайне тяжелых условиях, страна находилась в состоянии глубокого кризиса. Продолжалась иностранная интервенция со стороны Польши и Швеции, которые выдвигали своих претендентов на московский престол. В 1615 году шведы осадили Псков, но взять его не смогли. В 1617 году в Россию двинулись польские войска во главе с Владиславом, в октябре 1618 года они подошли к Москве, но были отброшены. В результате в 1617 году был заключен мирный договор со Швецией в Столбово (близ Тихвина). По этому миру Россия вернула себе Новгородскую землю, но потеряла выход к Балтийскому морю (р. Неву, Ижору, города Корелу, Орешек и др.). В 1618 году было заключено перемирие с Польшей (село Деулино, близ Троице-Сергиева монастыря), за которой были оставлены Смоленск и Северские земли. Чтобы вернуть Смоленск, Россия воевала с Польшей в 1632 – 1634 гг., однако эти земли были возвращены лишь после новой войны с Польшей в 1654 – 1667 гг. Земли, отошедшие к Швеции, в XVII веке вернуть не удалось.

Внутри государства многие города были сожжены, сама Москва находилась в развалинах, внутренние области обезлюдели, повсюду были голод, мор. Государственные чиновники думали только о себе: всюду было воровство государственной казны, чинились беззаконие, нажива за счет бедствий народа. Разруха, финансовые затруднения обусловили всю внутреннюю политику последующих монархов, вызвали окончательное прикрепление городского и сельского населения, усиление крепостного права, укрепление феодально-крепостнических отношений.

В годы царствования сына Михаила Федоровича – Алексея Михайловича (1645 – 1676) произошел ряд важных перемен в жизни Российского государства. Во-первых, наметилась смена сословно-представительной монархии абсолютной. Если при первом Романове – Михаиле - Земский собор собирался постоянно, то уже при его сыне – Алексее Михайловиче – собор собирается реже, пока совсем не прекращает своей деятельности. Во-вторых, юридически оформляется крепостное право. Было принято в 1649 году «Соборное Уложение», по которому запрещался переход крестьян от одного помещика к другому, сыск беглых крестьян стал бессрочным, устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян от помещиков. Посадское население было прикреплено к соответствующим общинам, и им было запрещено покидать свои города. Таким образом, увеличивалось налоговое бремя на население, росла эксплуатация. Это приводит к усилению протеста народных масс, к бунтам, беспорядкам. В 1648 и 1662 годах состоялись медный и соляной бунты в Москве, цепь городских восстаний 1650 – 1652 годов, крестьянская война под руководством Степана Разина (1667 – 1671 гг.). Восстания были вызваны как отдельными действиями администрации (налог на соль, злоупотребления при введении медных денег), так и общим ухудшением жизни.

Усиление эксплуатации было связано также с большими военными расходами. Правительство Алексея Михайловича успешно решает задачу воссоединения Украины с Россией (1654). В 1654 – 1667 годах шла упорная борьба с Польшей, в результате которой Польша возвращала России Смоленские и Черниговские земли, признавала воссоединение с Россией Левобережной Украины.

Одновременно с Речью Посполитой Россия вела войну со Швецией в 1656 – 1658 гг. за выход к Балтийскому морю, однако его не получила. В XVII веке продолжалось освоение Сибири, русские землепроходцы достигают Чукотки, Камчатки, Курильских островов и Амура.

XVII век принес серьезные потрясения русской церкви, которые проявились в церковном расколе. Патриарх Никон (1605 – 1681) начал проводить реформу, суть которой состояла в исправлении церковных книг и обрядов, имевших отклонения от греческих образцов. Исправлению подверглись незначительные детали православного богослужения, не затрагивающие сути самого вероучения. Но неожиданно эта реформа вызвала большое сопротивление. Спор развернулся по поводу образцов, по которым надлежало производить изменения. Для одних церковников это были древнерусские книги, для других – греческие. Никон выбрал греческие книги. Главным оппонентом патриарха выступил протопоп Аввакум (1620 – 1682), который стал духовным лидером старообрядцев. Последние оказали сопротивление, вплоть до вооруженной борьбы. Раскол церкви стал формой социального протеста народных масс. Имели место социально-религиозные движения: Соловецкий бунт (1668 - 1676); самосожжения, боярская и посадская фронда (оппозиция в Москве (1682); восстание на Дону (1686 - 1688)). Однако все положения реформы были одобрены земскими соборами 1654 –1656 гг.; раскольников осудили, отлучили от церкви, с ними жестоко расправлялись, преследовали.

В ходе самой реформы имел место конфликт между царем Алексеем и Никоном. Никон, человек умный, властолюбивый, требовал невмешательства светской власти в духовные дела, подчеркивал первичность духовной власти. Став соправителем царя, он оттеснил Боярскую думу, оставляя порою за собой последнее слово в решении политических дел. Начались трения между царем и патриархом, которые привели к отставке властного патриарха (1666 г.). Этот конфликт завершил длительный процесс борьбы между двумя ветвями власти.

Церковная реформа и раскол имели далекие последствия, они породили сомнения в легитимности (законности) существующего порядка, породили раскол между светской и духовной властью, властью и обществом, нарушили некоторые традиционные устои духовной жизни.

Результатом XVII века было изменение психологии российского человека. Видя гибель и страдания земли, быструю смену политических порядков, привыкая к самостоятельности, россиянин усвоил себе новые чувства и понятия: в обществе крепло чувство национального единства, складывалось более отчетливое представление о государстве.

 

Лекция пятая. XVIII век – век модернизации и просвещения. Начало новой эры в развитии России

 

Эпоха Просвещения в Европе

Главное содержание всей внутренней жизни Западной Европы в XVIII веке составило Просвещение. Его историческая необходимость была связана с крушением феодальных отношений, феодального образа жизни, вызвана потребностями капиталистического развития. Не случайно именно Англия стала родиной Просвещения.

Век Просвещения связан с выдвижением идей общественного договора, естественного права, свободы личности, свободы совести. Деятели просвещения боролись за установление «царства разума». Вера в безграничные возможности человеческого ума породили идеи о возможности построить общество на разумных, справедливых началах. Многие из просветителей возлагали свои надежды на просвещенного монарха, который реализовал бы их идеи на практике. Крупнейшими представителями Просвещения были Дж. Локк (1632 – 1704) в Англии; Вольтер (1694 – 1778), Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778), Ш. Монтескье (1689 – 1755), Д. Дидро (1713 – 1784) во Франции; Г. Лессинг (1729 – 1781), Н.Г. Гердер (1744 – 1803), Ф. Шиллер (1759 – 1805) в Германии; Т. Джефферсон (1743 – 1826), Б. Франклин (1706 – 1790) в США. В России идеология Просвещения была представлена М.В. Ломоносовым (1711 - 1765), Н.И. Новиковым (1744 – 1818), А.Н. Радищевым (1749 – 1802).

Большое место в достижении нового общественного порядка просветители отводили распространению знаний. Французские мыслители – члены кружка Д.Дидро издали с 1751 по 1776 годы «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Энциклопедия должна была по их замыслу объединить все современные на тот момент знания человечества. Правда, представления просветителей отличались некоторой схематичностью, которая проявлялась, в частности, в их взглядах на природу общества и человека. Общество они уподобляли организму, а человеческий организм – механической конструкции. Отсюда они представляли возможным вывести абсолютные законы, следуя которым, человечество будет счастливо.

Заслуга просветителей состоит в мощной критике современного им миропорядка, в особенности королевской власти и религии. Если критика церкви, религиозного мракобесия была вполне заслуженной, то сами основы религиозного мировоззрения воспринимались ими слишком упрощенно, некоторые из просветителей были материалистами.

Во второй половине XVIII века в связи с общеевропейским экономическим и демографическим подъемом в правящих кругах европейских государств утверждается мнение о необходимости модернизации экономической и политической системы. Это явление получило название просвещенный абсолютизм.

Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы не меняя по сути государственных форм абсолютной монархии, проводить сверху реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию устаревших явлений феодального порядка. Политику просвещенного абсолютизма проводил отчасти прусский король Фридрих II Великий (1740 – 1785), наиболее последовательно германский император Иосиф II (1765 – 1790). Унаследовав австрийские владения (1780 – 1790), он провел целый ряд реформ: освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землей, улучшение судопроизводства и др.

Взгляды просветителей подготавливали почву для роста революционных настроений в обществе. Абсолютизм, политическая роль дворянства, невозможность влиять на порядки в государстве уже не удовлетворяли буржуазию, накопившую огромные богатства. Эти причины, а также падение престижа королевской власти, ухудшение положения народных масс вызвали буржуазную революцию во Франции (1789 – 1794).

Историческое значение Великой французской революции в том, что она решительно покончила с феодально-абсолютистским строем, расчистила почву для развития капитализма.

В развитии производительных сил из европейских стран лидировала Англия. Она стала родиной промышленного переворота в XVIII веке. Главным признаком промышленного переворота явилась замена ручного труда на механический и машинный в результате изобретения англичанином Дж. Уаттом паровой машины в 1769 году. Это изобретение открывало путь к дальнейшему ускорению и совершенствованию машинного производства. Осуществлялся переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам, основанным на применении машин, что означало окончательную победу капитализма в сфере производства.

Результатом явилось полное доминирование Англии на мировом рынке, в мировой колониальной политике. XVIII век – время создания английской колониальной империи, главными частями которой стали Северная Америка, включая отобранную у Франции Канаду, и Индия, оттуда также удалось вытеснить французов.

Процессы, происходившие в Великобритании, так она стала называться в XVIII веке, характерны, конечно, не для всей Европы, но именно это явилось схемой, по которой пошло развитие во всех остальных странах, вступивших на путь развития капитализма.

К числу наиболее важных событий XVIII столетия относится образование Соединенных Штатов Америки.

В середине XVIII века в Северной Америке насчитывалось 13 не зависимых друг от друга английских колоний. Колониями управляли губернаторы, назначаемые английским королем. На основе общности территории, английского языка, наличия и осознания единых экономических и политических интересов, единства религии формировалась американская нация. Колонии быстро набирали силу, стремясь к экономической и политической самостоятельности. Однако политика английского короля и парламента была направлена на существенное ограничение свободы экономической деятельности в колониях, обрекала их на роль источников сырья и огромных доходов. Подобное положение не устраивало местное население. С весны 1775 года началась вооруженная борьба колонистов с королевскими войсками, позднее была создана постоянная армия на основе регулярного обучения. 4 июля 1776 года в Филадельфии состоялся конгресс, принявший «Декларацию независимости», автором которой был Т. Джефферсон. В Декларации провозглашался принцип народного суверенитета как основа государственного устройства, утверждалось право народа на восстание против поработителей

На стороне американской армии воевали Франция, Испания, Голландия, Пруссия. 3 сентября 1783 года состоялось подписание мирного договора, по которому Англия признавала независимость США. В 1787 году была принята Конституция, в которой был закреплен принцип разделения трех властей, США провозглашались Республикой с избираемым на четыре года Президентом, Конгрессом и имевшим большие полномочия Верховным Судом. Все 13 штатов сохранили большую степень самостоятельности в решении внутренних дел. Первым президентом в 1789 году был избран главнокомандующий армией колонистов Джордж Вашингтон.

Итак, сопоставление социально-экономического и политического развития ведущих стран Европы в XVIII веке показывает, что наиболее быстрый рост промышленности наблюдался на двух ее полюсах – на крайнем Западе, в ранне-буржуазных государствах, а также во Франции с ее уже развитым буржуазным укладом, а с другой стороны – на крайнем Востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, связанные с эпохой Петра I.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.94.187 (0.014 с.)