Глава 5 Проектирование системы экономической документации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5 Проектирование системы экономической документации



5.1 Понятие унифицированной системы документации

Основной компонентой внемашинного информационного обеспечения ЭИС является система документации, применяемая в процессе управления экономическим объектом. Под докумен­том понимается определенная совокупность сведений, исполь­зуемая при решении экономических задач, расположенная на ма­териальном носителе в соответствии с установленной формой. Документ рассматривается как специальный знак экономическо­го языка, имеющий единство формы, содержания и материаль­ного носителя и обладающий следующими свойствами:

полифункциональности, поскольку документ может предназ­начаться для выполнения функций регистрации информации о состоянии элементов и процессов, происходящих в эконо­мической системе, для обработки, хранения этой информа­ции и для передачи ее на расстояние;

наличия юридической силы, обеспечиваемой присутствием подписей должностных лиц, благодаря которым подтверж­дается достоверность содержащейся в документе информации.

Система документации - это совокупность взаимосвязанных форм документов, регулярно используемых в процессе управле­ния экономическим объектом. Отличительной особенностью си­стемы экономической документации является большое разнооб­разие видов документов, которые можно классифицировать по следующим признакам:

по степени официальности (документы утвержденной и неут­вержденной формы);

по отражаемой стадии воспроизводства (производство, тор­говля и т.д.);

по уровню управления (государственный уровень, уровень ми­нистерства, уровень объединений, предприятий и организа­ций);

по принадлежности к определенной функции управления (про­гнозирования, планирования, учета, контроля, анализа, нор­мирования, оперативного управления и др.);

т отношению к экономической системе (внешние и внутренние);

по отношению к ЭИС (не обрабатываемые в системе докумен­ты и обрабатываемые в системе);

по отношению к задаче (первичные документы, промежуточ­ные и результатные документы);

по способу заполнения (документы ручного заполнения; полу­автоматического, при котором часть информации заносится в документ автоматически из справочников, а оставшаяся часть с помощью ручного набора на клавиатуре; автомати­ческого получения, осуществляемого с помощью ЭВМ);

по способу чтения и обработки (документы визуального чте­ния и ручной обработки, машинно-ориентированные доку­менты, машиночитаемые документы);

по периодичности (годовые, квартальные, месячные и т.д.);

по срочности (срочные, несрочные).

Существующие системы документации, характерные для не­автоматизированных ЭИС, отличаются большим количеством разных типов форм документов; большим объемом потоков до­кументов и их запутанностью; дублированием информации в документах и работ по их обработке и, как следствие, низкой достоверностью получаемых результатов. Обработка докумен­тов в таких системах занимает более 40 % времени работников управления. Для того чтобы упростить систему документации, используют следующие два подхода:

• проведение унификации и стандартизации документов;

• введение безбумажной технологии, основанной на использо­вании электронных документов и новых информационных технологий их обработки.

Рассмотрим содержание каждого из подходов. Унификация документов выполняется путем введения единых форм докумен­тов в результате осуществления синтаксической и семантической унификации. Таким образом вводится единообразие в наимено­вания показателей, единиц измерения и терминов, в результате чего получается унифицированная система документации.

Унифицированная система документации (УСД) - это рацио­нально организованный комплекс взаимосвязанных документов, который отвечает единым правилам и требованиям и содержит информацию, необходимую для оптимального управления некоторым экономическим объектом. По уровням управления, для ко­торых разрабатываются УСД, они делятся на межотраслевые системы документации, используемые на всех предприятиях стра­ны, отраслевые, применяемые только на предприятиях конкретной отрасли, и системы документации локального уровня, т.е. обязательные для использования в рамках предприятий или органи­заций.

В настоящее время разработаны следующие виды УСД на межотраслевом уровне:

• стандарты и технические условия;

• проектно-конструкторская и технологическая документация;

• проектная документация по капитальному строительству;

• плановая документация;

• статистическая отчетность;

• первичная учетная документация;

• финансовая первичная и отчетная документация;

• бухгалтерская документация бюджетных организаций и объе­динений;

• организационно-распорядительная документация;

• документация по материально-техническому снабжению;

• документация по ценообразованию и торговле.

Любой тип УСД должен удовлетворять следующим требова­ниям:

• документы, входящие в состав УСД, должны разрабатывать­ся с учетом их использования в системе взаимосвязанных ЭИС;

• УСД должна содержать полную информацию, необходимую для оптимального управления тем объектом, для которого разрабатывается эта система;

• УСД должна быть ориентирована на использование средств вычислительной техники для сбора, обработки и передачи ин­формации;

• УСД должна обеспечить информационную совместимость ЭИС различных уровней;

• все документы, входящие в состав разрабатываемой УСД, и все реквизиты-признаки в них должны быть закодированы с использованием международных, общесистемных или локаль­ных классификаторов.

5.2 Проектирование

унифицированной системы документации ЭИС

При разработке системы документации в ЭИС проектиров­щик должен решать следующие проблемы: спроектировать и уни­фицировать новые документы; отобрать документы, которые будут использоваться в ЭИС без изменений; выявить в существу­ющей системе те документы, которые надо унифицировать.

В процессе проектирования можно выделить три этапа работ (рис. 5.1):

• построение новых форм документов;

• унификация всей системы документации;

• разработка инструкций и методических материалов, регламен­тирующих работу пользователей с системой документации.

Рис. 5.1. Схема процесса проектирования УСД

Рассмотрим содержание работ, выполняемых на каждом этапе.

На первом этапе выполняются шесть работ. Содержа­ние первой работы «Определение состава результатных показа­телей» зависит от того, какие формы документов проектируют­ся. Выделяются первичные и результатные документы, состав которых выявляется после разработки всех постановок задач. При этом в первую очередь проектируются формы результатных до­кументов, а затем первичных.

При выполнении второй работы «Определение состава пер­вичных показателей» выявляется полный состав первичных - ис­ходных показателей, на базе которых рассчитываются результат­ные показатели, отражаемые в формах результатных документов.

При выполнении третьей работы «Разбиение показателей по формам документов» определяется содержание форм результат­ных документов и форм первичных документов. Разбиение пока­зателей по формам осуществляется по семантической близости показателей и по их алгоритмической увязке при расчете резуль­татных показателей. Если проектировщик разрабатывает формы результатных документов, то критерий алгоритмической увязки показателей является главным. Например, обоснованным счита­ется включение в один результатный документ «Ведомость от­пуска товаров со склада за месяц» следующей группы показате­лей: «количество отпущенных товаров со склада по накладной», «цена товара», «стоимость отпущенных товаров по накладной», «итого стоимость отпущенных товаров по номенклатуре за ме­сяц», «итого стоимость отпущенных товаров по каждому скла­ду» и «по всем складам».

Если проектируются формы первичных документов, то основ­ным критерием является семантическая близость показателей, под которой понимается наличие общих типов и значений реквизит­ного состава этих показателей. Например, в первичный документ «Накладная на отпуск товара» правильным считается включение следующих показателей: «количество отпущенных товаров оп­ределенной номенклатуры со склада на определенную дату», «цена товара этого вида номенклатуры», «стоимость отпущен­ных товаров этого вида номенклатуры на определенную дату».

При выполнении четвертой работы осуществляется «Выбор типа носителя» для документа. Если документы первичные, то носителем является бумага формата А4 или А5. Если проектиру­ются результатные документы, то тип и форма выдачи резуль­татной информации зависят от характера решаемой задачи. На­пример, если решается прогнозная задача, при получении резуль­татов которой применяются методы корреляционного или регрессионного анализа, то основным носителем будет экран ЭВМ, на который будут выданы графики, и бумажный носитель.

Если решается задача математического моделирования, то информация выдается на экран или рулонную бумагу. При реше­нии задачи оперативного управления основным носителем будет являться экран. В качестве критерия выбора носителя можно ис­пользовать показатели надежности хранения информации, дос­товерности информации и качества воспроизведения материала.

При выполнении пятой работы «Определение способа нанесе­ния информации в документы» выбирается способ нанесения ин­формации, который зависит от того, как считывается информа­ция с первичного документа: визуальным способом или автома­тическим. Если применяется автоматический способ считывания, то необходимо выбрать устройства считывания и типы шрифтов для нанесения информации в документ. В настоящее время суще­ствуют следующие виды шрифтов:

• кодированные, в которых изображение реквизита отделено от его кода (например, широко используемые в настоящее вре­мя штрих-коды);

• стилизованные, в которых изображение символов содержит код;

• нормализованные, например шрифты, применяемые на почто­вых конвертах;

• графические отметки.

Содержание выполнения шестой работы «Проектирование форм документов» зависит от типа проектируемого документа и будет рассмотрено ниже.

На втором этапе выполняются работы по унификации всех документов, включая вновь созданные и уже существую­щие. Для этого необходимо выявить и проанализировать пол­ный состав системы документации, составить перечень доку­ментов по функциональным подсистемам. Далее выявить характери­стики документов (периодичность составления, тип задач, адресат, количество показателей, частота использования). Ис­ключить из первичных документов производные показатели и показатели, многократно вводимые в ЭВМ, ввести единую тер­минологию путем составления словаря (тезауруса), установить единые единицы измерения, провести классификацию и коди­рование документов, реквизитного состава документов, уточ­нить используемые формы и построить единые формы доку­ментов.

На третьем этапе составляются технологическая доку­ментация и инструкции, описывающие правила заполнения, пе­редачи, использования и хранения документов, схемы докумен­тооборота, отражающие все операции, выполняемые над доку­ментами, и подразделения, в которых они происходят, начиная от выписки и кончая сдачей их в архив.

5.2.1 Особенности проектирования форм первичных документов

Первичные документы предназначены для отражения процес­сов в материальной сфере и поставляют всю постоянную и опе­ративную информацию, необходимую для решения экономичес­ких задач и выработки управленческих решений. К числу основ­ных требований, предъявляемых к первичным документам, можно отнести следующие: неизбыточность и полноту информации для решения задач, высокую достоверность и своевременность соби­раемой информации. Кроме того, первичная информация должна быть расположена в документе таким образом, чтобы учиты­вались требования удобства для последующей обработки данных в ЭВМ.

При проектировании форм первичных документов (рис. 5.2) должны учитываться следующие принципы:

• отсутствие в первичных документах постоянной информации, для которой необходимо создание самостоятельных файлов;

• отсутствие дублирования показателей в документах;

• выделение реквизитов, имеющих одно или несколько значе­ний на документ, т.е. выделение однозначных и многознач­ных реквизитов;

• выделение справочных, группировочных реквизитов и рекви­зитов-оснований;

• логичность построения, т.е. старшие по объему понятий при­знаки должны предшествовать младшим (например, наимено­вание предприятия -> наименование цеха -> номер участка);

• согласование последовательности реквизитов в документе с макетами размещения информации на экране ЭВМ и в файлах.

Рис. 5.2. Схемы основных форм первичных документов:

а - линейная, б - анкетная, в - табличная форма (для многозначных реквизитов)

Процесс разработки первичных документов имеет особенно­сти в каждой организации и выполняется в следующей последо­вательности.

1. Определение полного реквизитного состава каждого доку­мента.

2. Классификация реквизитов: однозначные и многозначные; признаки и основания; справочные и группировочные; перено­симые и не переносимые на машинные носители.

3. Установление логической соподчиненности реквизитов пер­вичных документов.

4. Выбор какой-либо формы первичного документа.

5. Осуществление размещения реквизитов по выбранной фор­ме в соответствии с проведенной классификацией.

6. Выполнение расчета размеров документа по вертикали и горизонтали с учетом размера полей.

7. Выбор формата бумажного носителя.

8. Построение эскиза документа соответствующей формы.

9. Выделение толстой линией реквизитов, переносимых на машинный носитель.

10. Редактирование шапок документов в соответствии со сло­варем-тезаурусом.

Как правило, используют ряд типовых форм документов (см. рис. 5.2). Например, линейная форма (а) отличается тем, что в ней каждому типу реквизитов соответствует только одно значение этого реквизита, и они располагаются по горизонтали. Анкет­ная форма (б) используется также для однозначных реквизитов, но этот набор реквизитов располагается по вертикали. Таблич­ная форма (в) используется для многозначных реквизитов, при этом в ней столбцы содержат типы реквизитов, а строки отража­ют значения типов.

Как правило, для первичных документов, имеющих однознач­ные и многозначные реквизиты, применяют комбинированную форму, состоящую из трех зон (рис. 5.3):

Рис. 5.3. Макет первичного документа комбинированной формы

I - заголовочная зона, предназначенная для однозначных рек­визитов, включающая группу справочных и группировочных признаков, используемых при машинной обработке;

II - содержательная зона, включающая группу многозначных реквизитов, предназначенных для пользователя и для машинной обработки, и включающая группу справочных признаков (1), совокупность группировочных признаков (2) и группу реквизи­тов-оснований (3);

III - оформительная зона, в которой, как правило, распола­гаются подписи должностных лиц.

 

 

5.2.2 Особенности проектирования форм документов результатной информации

В результате решения задачи рассчитываются результатные показатели, которые требуется выдать на материальный носитель в виде, удобном для пользователя. Так как результатный доку­мент используется для осуществления процессов управления, то он должен отвечать следующим требованиям:

• полнота информации, т.е. результатные документы должны содержать в себе первичные (исходные) и результатные пока­затели;

• количество результатных показателей должно соответствовать количеству группировочных признаков (количество итогов должно быть равно количеству ключей сортировки);

• своевременность предоставления информации управленческому персоналу;

• достоверность предоставляемой информации;

• хорошая читаемость (логичность построения форм и наличие хорошо отредактированного текста шапок документов);

• отсутствие показателей, рассчитываемых вручную.

Можно выделить следующие принципы построения результат­ных документов (рис. 5.4):

• выделение трех зон в документе;

• разделение реквизитов на однозначные, т.е. имеющие одно значение на документ, и многозначные реквизиты, имеющие несколько значений в документе;

• выделение группировочных реквизитов, помещаемых во вто­рую зону документа, и размещение этих реквизитов в поряд­ке убывания старшинства;

Рис. 5.4. Схема структуры результатного документа

• выделение реквизитов-оснований и размещение их в последо­вательности, противоположной той, в какой выстраиваются группировочные реквизиты, по которым рассчитываются ито­ги (т.е. от первичных оснований - к результатным, а среди результатных - размещение их в порядке возрастания стар­шинства итога);

• если документ не размещается на одном стандартном листе, то выполнение разрыва строк и переноса оставшихся строк документа второй зоны вместе с реквизитами третьей зоны на другой лист, сохраняя размеры листов стандартными (при таком перенесении строк заголовки таблиц не переносятся, а переносятся только номера колонок).

Построение результатных документов должно выполняться в следующей последовательности.

1. Определение полного реквизитного состава документа.

2. Классификация реквизитов-признаков: на справочные и группировочные; реквизитов-оснований - на первичные и резуль­татные, а результатных оснований - по степеням итогов.

3. Выбор формы документа (с одной или несколькими табли­цами в содержательной части документа).

4. Размещение реквизитов в форме согласно их логической соподчиненности.

5. Подсчет длины строки в табличной зоне (L) с учетом пробелов между реквизитами и разделительных линий граф по формуле

Если длина строки документа, т.е. его ширина, больше ши­рины каретки печатающего устройства (с учетом возможного уменьшения размеров шрифта), то перегруппировка реквизитов таблицы осуществляется с использованием следующих методов:

• вынос итоговых колонок в итоговые строки;

• перенос не уместившихся в листе колонок на новый лист с продолжением нумерации колонок (такие документы затем склеиваются).

При этом осуществляется выделение в правой части первой зоны специальной области для служебных реквизитов (количе­ство листов в документе, номер текущего листа, количество эк­земпляров, номер экземпляра).

Вопросы для самопроверки

1. Какие функции выполняет документ в ЭИС?

2. Какие виды документов можно выделить в системе докумен­тации?

3. Что такое Унифицированная система документации и каким требованиям она должна отвечать?

4. Какие существуют виды УСД?

5. Перечислите принципы и назовите требования к построению первичных документов.

6. Каковы принципы и требования к построению форм резуль­татных документов?

7. Каковы особенности построения форм первичных документов?

8. Каков состав операций проектирования форм результатных документов?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.067 с.)