Тема 9. Современная западная философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Современная западная философия



Вопросы для самопроверки.

1. Общая характеристика основных направлений и проблематики современной западной философии

2. Иррационализм (А.Шопенгауэр).

3. Марксизм: предпосылки возникновения, диалектический и материалистический марксизм, экономическая теория (К.Маркс, Ф.Энгельс).

4. «Философия жизни» (Ф.Ницше, А.Бергсон, В.Дильтей).

5. Психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг)

6. Экзистенциализм (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.-П.Сартр, А.Камю)

7. Современная религиозная философия (направления и представители, неотомизм - Иоанн Павел 2).

8. Философская герменевтика - искусство толкования научных текстов.

9. Позитивизм:

-позитивизм О.Конта;

- махизм (Мах и Авенариус);

- неопозитивизм;

- постпозитивизм.

10. Феноменология (Гуссерль).

11. Теория научных революций (Т.Кун).

Логические задания.

1. Основными научными открытиями конца XIX - нач. XХ вв., заставившими философию переосмыслить круг своих проблем, стали …

2. Философское направление, выступившее за то, чтобы философия отказалась от метафизических проблем и опиралась бы только на достоверное научное знание_________ Его основателем считают _______.

3. Вторая форма этого направления возникла в конце XIX века и получила название _______, что означает ________.

4. В первой половине ХХ столетия оно приобретает форму _____. К его представителям относятся М. Шлик, Р. Карнап, («Венский кружок»), Б. Рассел, Л. Витгенштейн.

5. По мнению Л. Витгенштейна, главной задачей этой философии должен стать анализ _______.

6. Представитель новейшего варианта неопозитивизма, постпозитивист К. Поппер уточняет предмет философии и считает таковым не исследование структуры научного знания (языка науки, понятий), а _____.

7. Другим направлением западной философии XIX-XX вв. стал _______, определивший своей целью в противовес классической философии не поиск абстрактных истин, а выработку арсенала конкретных средств и рекомендаций, с помощью которых люди могли бы решать жизненно важные проблемы. Его основателями были ______. Основной же категорией стала категория _______.

8. Главными социально-политическими событиями ХХ века, обусловившими появление такого варианта неклассической философии, как экзистенциализм, явились ________.

9. Предметом экзистенциальной философии стали проблемы _______.

10. Истоки этой философии лежат в размышлениях философа ______, современными же ее представителями являются _________.

11. Главные черты экзистенциализма _________.

12. Проблемы свободы вообще, свободного выбора в частности, и ответственности человека за то, что он совершает, стали центральными в философии _______ (назовите философа).

13. О бессмысленности и абсурдности человеческого бытия пишет другой французский мыслитель _________.

14. Остро ставит вопрос о смысле человеческого существования, его наполненности заботой о жизни человека, которая есть не что иное, как бытие к смерти, немецкий философ _______.

15. Направление современной философии, объясняющее ведущую роль бессознательных и иных психических процессов в жизни людей.

16. Его основатель _____, его последователи, применившие психоанализ для объяснения явлений культуры, общества, творчества _________.

17. Современная теологическая философия, главными вопросами которой стали бытие Бога как творца сущего и человека как его высшего творения.

18. Теоретической базой этого направления выступает учение _______, основным принципом которого выступает принцип ________.

19. Герменевтика – еще одно направление современной философии. Оно исследует теорию и практику ________.

20. Основным предметом герменевтического анализа выступают _________.

21. Философское направление, сосредоточившее свое внимание на внутреннем мире человека, его сознании и стремящееся выявить и описать те структуры, которые позволяют формировать результаты познавательной деятельности, есть _______.

22. Его основатель – немецкий философ ______.

23. Сциентизм. В чем его плюсы и минусы?

24. Экзистенциализм. В чем его достижения и тупиковость?

25. Неотомизм. В чем его плюсы и минусы?

26. Почему мистицизм есть отказ от философии?

27. Заполните таблицу «Основные направления современной западной философии».

Направление Предназначение философии Основные идеи, фундаменталь- ные понятия Представи- тели
1. Прагматизм 2. Неопозитивизм 3. Экзистенциализм 4. Неотомизм 5. Феноменология 6. Герменевтика      

 

28. Заполните таблицу «Основные школы позитивистской философии»

Школа позитивизма Представители Основные идеи, понятия
1. Позитивизм 2. Махизм (эмпириокритицизм) 3. Неопозитивизм 4. Постпозитивизм    

29. Исходя из какого принципа (принципиального осмысления мира) Марксу удалось преодолеть раздвоенность философии на материализм и идеализм и совместить их действительные истины в монистической непротиворечивой философии, избавившись от их изъянов?

30. Каким понятием в марксистской философии обозначается общество на определенном этапе исторического развития?

31. Что в марксистской философии трактуется как отношение мышления к бытию, сознания к материи?

32. Что К. Маркс считал основным противоречием капиталистического общества, ведущим его к преобразованию в социалистическое?

33. По Гегелю, диалектика есть основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им мира. Ф. Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Что же такое диалектика? Каковы ее основные принципы? Чем марксистская диалектика отличается от гегелевской?

34. Заполните таблицу: «Философия марксизма»

 

Основные положения диалектического материализма Основные положения исторического материализма Произведения, в которых они изложены Новые понятия

Тестовые задания.

1. «Наука не нуждается ни в какой, стоящей над ней философии», - тезис, характерный для философии …

а) Экзистенциализма;

б) Прагматизма;

в) Позитивизма;

г) Герменевтики.

2. Основателем школы психоанализа был …

а) Ч. Пирс;

б) З. Фрейд;

в) Э. Фромм;

г) Тейяр де Шарден.

3. Соотнесите:

Философ Философское направление

а) О. Конт; 1) Экзистенциализм;

б) Э. Гуссерль; 2) Прагматизм;

в) Ж.-П. Сартр; 3) Позитивизм;

г) Д. Дьюи. 4) Герменевтика.

4. Автором работы «Бунтующий человек» является …

а) М. Хайдеггер;

б) А. Камю;

в) Э. Фромм;

г) К. Ясперс.

5. Категория «архетип» - основная в философии …

а) С. Кьеркегора;

б) Э. Гуссерля;

в) Э. Фромма;

г) К. Юнга.

6. Завершите определение:

«Иррационализм – философское направление, в основе миропонимания которого лежит ___________».

7. Идеи «переоценки всех ценностей», «воли к власти», «сверхчеловека» ввел в оборот …

а) К. Маркс;

б) С. Кьеркегор;

в) Ф. Ницше;

г) Г. Марсель.

 

8. Соотнесите:

Автор Его произведение

а) А. Камю; 1) «Логико-философский трактат»;

б) М. Хайдеггер; 2) «Миф о Сизифе»;

в) Л. Витгенштейн; 3) «Иметь или быть»?

г) Э. Фромм; 4) «Бытие и время».

9. Основателем позитивизма считается …

а) О. Конт;

б) Б. Рассел;

в) Г. Спенсер;

г) Ч. Пирс.

10. Соотнесите:

Основное понятие Философ

а) Всеобщая любовь; 1) Н.А. Бердяев;

б) Свобода; 2) Э. Фромм;

в) Одномерный человек; 3) Э. Гуссерль;

г) Феномен. 4) Г. Маркузе.

11. Центром мировоззрения К. Маркса считается:

а) материалистическое понимание истории;

б) категорический императив;

в) безосновная воля;

г) диалектика абсолютного духа.

12. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а) сознания;

б) производительных сил;

в) мирового исторического процесса;

г) взаимодействия бога и природы.

13. К законам материалистической диалектики не относится закон:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) тождества материи и сознания;

в) перехода количества в качество, и обратно;

г) отрицания отрицания.

14. Найдите соответствие: философ - основное понятие его философии

а) Гегель; 1) Общественно-экономическая формация;

б) Фихте; 2) Человек;

в) Маркс; 3) «Я»;

г) Фейербах. 4) Абсолютная идея.

15. Ф. Энгельсу принадлежит произведение ….

а) «Энциклопедия философских наук»;

б) «Мир как воля и представление»;

в) «Сущность христианства»;

г) «Диалектика природы».

16. Главным фактором развития общества К. Маркс считал …

а) Экономический;

б) Политический;

в) Географический;

г) Психологический.

17. Возникновение политико-правового учения марксизма относится к …

а) II половине XVIII в.

б) I половине XVIII в.

в) I половине XIX в.

г) II половине XIX в.

д) I половине XX в.

18.Что понимают марксисты под понятием "реальный базис"?

а) экономика

б) культура

в) политика

г) геополитика

д) юридические институты (право)

19.Неотъемлемым компонентом, по мнению Маркса и Энгельса природы государства является:

а) идеология

б) насилие

в) труд

г) договор

д) свобода

20. Итог классовой борьбы по марксизму:

а) демократия

б) авторитаризм

в) анархизм

г) тоталитаризм

д) диктатура пролетариата

 

Дополнительная литература

1. Бессонов Б. И. Современная европейская философия. Основные школы, традиции, тенденции. Кн. 1-2 / Б. И. Бессонов. – М., 1997.

2. Воронина Т. В. Современная западная философия / Т. В. Воронина. – М., 1997.

3. Гранье, Ж. Ницше: пер. с фр. / Ж. Гранье. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 158 с.

4. Декомб, В. Современная французская философия: пер. с фр. / В. Декомб. – М.: Весь Мир, 2000. – 337 с.

5. Зотов, А.Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. – М.: Высшая школа, 2007. – 784 с.

6. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия ХХ века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М., 1998.

7. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. – М., 1990.

8. Герменевтика: история и современность. – М., 1985.

9. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия / В. М. Лейбин. – М., 1990.

10. Мареев, С.Н. Философия XX века / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, В.Г. Арсланов. – М.: Академический проект, 2001. – 464 с.

11. Пассмор, Д. Современные философы: пер. с англ. / Д. Пассмор. – М.: Идея-Пресс, 2002. – 192 с.

12. Пассмор, Д. Сто лет философии [Текст]: пер. с англ. / Д. Пассмор. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 496 с.

13. Проблемы человека в западной философии. – М., 1988.

14. Рикер, П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике [Текст]: пер. с фр. / П. Рикер. – М.: Академический проект, 2008. – 695 с.

15.. Современная западная философия / М.Ф. Пахомкина [и др.]. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2007. – 115 с.

16. Современная западная философия ХХ века. – М. 1995.

17. Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр. Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд и др. – М., 1989.

18. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге / М. Хайдеггер. – М. 1991.


 

 

Рис. 9.1. Некласическая идеалистическая философия

 

 

 
 

 

 


Рис. 9.2. Немецкая классическая философия

В своей книге "Мир как воля и представление" философ выводит ло­гический закон доста­точного основания. Со­гласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта (как материа­листы), но ине из субъекта (как субъек­тивные идеалисты), а только лишь из пред­ставления, которое яв­ляется фактом созна­ния. В свою очередь, представления (а не объективная действи­тельность и не позна­ющий субъект) делят­ся на представление объекта и представле­ние субъекта

 

Рис. 9.3. Артур Шопенгауэр

 

Рис. 9.4. “Философия жизни” Фридриха Ницше

 

Рис. 9.5. “Философия жизни” Вильгельма Дильтея

философия не должна стремится стать “царицей наук” сверхнаук, особым общетеоретическим мировоззрением – она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук
философия должна освобо­диться от ценностного подхо­да и от оценочного характера при исследовании;

 

Рис. 9.6. Философия Огюста Конта

Своей философской направленности Д. Дьюи был эмпиристом, то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту  

 

Рис. 9.7. Прагматизм и философия Джона Дьюи

 

 

Рис. 9.8. Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.)

 

 

Три пути совершенства опыта

 

Рис. 9.9. Основная задача философии по Дьюи

 

метод - порядок (процесс) приобре­тения знания и дальнейшего функцио­нирования приобретенного знания в ходе человеческого опыта.
Учение Дж. Дьюи о научном методе

 

Рис. 9.10. Учение Дж. Дьюи о научном методе

 

Гносеология Дж. Дьюи
пока указанного процесса не произошло, необходимо использовать и идеалистический, и материалистические! способы познания, но поскольку высшая умственная деятельность посте­пенно вытесняет грубый физический труд. то, используя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистический), уклон следует делать в пользу идеалистического.
Высшая духовная деятельность (духовное позна­ние через созерцание чистых идей) свойственна людям специально подготовленным, очень об­разованным и не занятым физическим трудом

 

Рис. 9.11. Гносеология Дж. Дьюи

 

моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкрет­ном случае;
цели должны соответствовать средствам, а средства - целям; применение неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению целей (цели придут в соответствие со средствами);
следовательно, сам рост является во всех случаях глинной моральной целью;
большинство люден стремятся к указанным благам, причем не к данным благам вообще, а к конкретному размеру указанных благ;  

 

Рис. 9.12. Проблема морали и социальной философии в творчестве Дж. Дьюи

 

 

человек-потребитель становится “винтиком”, зависит от общества, подавляет свои естественные желания, то есть себя;
главное произведение Маркузе - "Одномерным Человек", суть которого и том, что современное одномерное общество" воспитывает нормального но "одномерного челове­ка",с желаниями, инте­ресами, но только в рамках одного направления-потребления;
Суть теории

 

Рис. 9.13. Философское течение неофрейдизма

бытие Бога как творца всего су­щего;
Теологическая философия

Рис. 9.14. Теологическая философия

 

Направление современной теологической философии

Рис. 9.15. Направление современной теологической философии

философия должна быть освобождена от научных черт и опираться только на достоверные научное знание
по мнению позитивистов, философия должна последовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободится от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств, опираться на научный метод

 

Рис. 9.16. Позитивизм

 

Махизмнередко называют “второй формой позитивизма”. Его создателями считаются Э. Мах (1836-1916) и Р. Авенариус.


во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абст­рактные научные понятия на язык ощущений (например, масел, размер суще­ствуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).

 

Рис. 9.17. Махизм

 

 

Б. Рассел(1872-1970)

 

Рис. 9.18. Неопозитивизм

 

Рис. 9.19. Постпозитивизм

 

Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е - 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений о Западной Европе. Причины, способствовавшие в 20-е • 70-е гг. XX в. актуализации и расцвету экзистенциализм

 

Рис. 9.20. Экзистенциализм

 

 

Рис. 9.21. Философия основателя экзистенциализма Сьорена Кьеркегора

 

человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобождает энер­гию, осознает себя через так называемые "шифры" трансцендентального.

 

Рис. 9.22. Особенности философии К. Ясперса

 

 

человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, второстепенном, а в жизненно важном, когда решении избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, жизненно важные проблемы). Такое решение Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое;
важнейшее условие жизни человека, се "стержень", основание активности - свобода;
однако полностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие" - взаимоотно­шения с другими людьми. Человек видит и воспринимав себя через отношение к нему "другого";
центральным понятием сартровскойфилософии является "для-себя-бытие" имения реальность для человека,приоритетность для него прежде всего его собственного внутреннего мира;

Рис. 9.23. Философия Жана-Поля Сартра

 

 

в итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

Рис. 9.24. Философия Альбер Камю

 

отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире - главная проблема и забота человека.  
следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять "другим", отста­ивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен;
"бытие самого себя" одновременное "бытием с другими" возможно только при отличии "Я" от других;
бытие человека происходит а окружающем мире, именуется философом "бытие в мире",которое, в свою очередь, состоит из "бытия с другими" и "бытия самого себя";

 

Рис. 9.25. Философия Мартина Хайдеггера

 

 

Предпосылки развития философии экзистенциализма


Рис. 9.26. Предпосылки развития философии экзистенциализма

бурное развитие науки и техники;
Явления, способствовавшие возникновению марксизма и марксисткой философии
Марксистская философиябыла создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во 2-й поло­вине XIX в. и является составной частью более широкого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм)

 

Рис. 9.27. Марксистская философия

 

 

в зависимости от уровня развития производи­тельных сил и производственных отношений, оп­ределенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации - первобыт­нообщинный строй (низкий уровень производствен­ных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производ­ства - особая общественно-экономическая форма­ция, экономика которой основана на массовом, кол­лективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах круп­ных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земель­ной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основан­ное на труде свободных, но не являющихся собствен­никами средств производства наемных рабочих); со­циалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном тру­де равных людей при государственной (обществен­ной) собственности на средства производства;
указанные государственные и общественные ин­ституты, общественные отношения выступают в ка­честве надстройки по отношению к экономическому базису;
на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли про­изводственные отношения (продажа собственного тру­да, материальное производство, распределение);
Марксистская философия(материалистична по своему характеру)

 

Рис. 9.28. Марксистская философия (продолжение)

Выход из данного положения основопо­ложники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (ком­мунистических) общественно-экономических отношений.  

 

Рис. 9.29. Экономическая теория


Учебная и справочная литература по курсу “Философия”:

1. Алексеев, П.В. История философии [Текст]: учебник / П.В. Алексеев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 240 с.

 

2. Алексеев, П.В. Философия [Текст]: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 592 с.

 

3. Алексеев, П.В. Хрестоматия по философии [Текст]: учебное пособие / П.В. Алексеев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 576 с.

 

4. Введение в философию [Текст]: учебник / Под ред. М.М. Беляева. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – 624 с.

 

5. Губин, В.Д. Философия: Актуальные проблемы [Текст]: учебник / В.Д. Губин. – М.: Омега-Л, 2006. – 376 с.

 

6. Гуревич, П.С. Философия [Текст]: учебник / П.С. Гуревич. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2007. – 1128 с.

 

7. Данильян, О.Г. Философия [Текст]: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.

 

8. Ермакова, М.М. Философия [Текст]: учебник / М.М. Ермакова. – М.: Высшая школа, 2004. – 408 с.

 

9. Ильин, В.В. Философия в схемах и комментариях [Текст]: учебное пособие / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

 

10. История мировой философии [Текст]: учебник / А.И. Алешин [и др.]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. – 496 с.

 

11. История русской философии [Текст]: учебник / Под ред. М.А. Маслина. – М.: КДУ, 2008. – 640 с.

 

12. История философии [Текст]: учебник / Под ред. В.П. Кохановского, В.И. Яковлева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 736 с.

 

13. Калмыков, В.Н. Философия [Текст]: учебник / В.Н. Калмыков. – Минск: Вышэйшая школа, 2006. – 432 с.

 

14. Канке, В.А. Философия [Текст]: учебник / В.А. Канке. – М.: Логос, 2007. – 376 с.

 

15. Кармин, А.С. Философия [Текст]: учебник / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб.: Питер, 2006. – 560 с.

 

16. Кравченко, В.В. Тесты по философии [Текст]: учебное пособие / В.В. Кравченко. – М.: Экзамен, 2004. – 192 с.

 

17. Мамедов, А.А. Философия: Практикум для вузов [Текст]: учебное пособие / А.А. Мамедов. – М.: Либроком, 2009. – 136 с.

18. Моисеева, Н.А. Философия [Текст]: учебное пособие / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.

 

19. Налетов, И.З. Философия [Текст]: учебник / И.З. Налетов. – М.: Инфра-М, 2008. – 400 с.

 

20. Основы философии науки [Текст]: учебное пособие / В.П. Кохановский [и др.]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 606 с.

 

21. Радугин, А.А. Философия [Текст]: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2006. – 272 с.

 

22. Рычков, А.К. Философия [Текст]: учебник / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. – М.: ЭЛИТ, 2005. – 480 с.

 

23. Сербиненко, В.В. Русская философия [Текст]: курс лекций / В.В. Сербиненко. – М.: Омега-Л, 2006. – 464 с.

 

24. Соколов, В.В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам [Текст]: учебник / В.В. Соколов. – М.: ТК Велби, 204. – 912 с.

 

25. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2006. – 368 с.

 

26. Философия [Текст]: учебник / Под рел. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008. – 832 с.

 

27. Философия [Текст]: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2009. – 688 с.

 

28. Философия [Текст]: учебник / В.Г. Кузнецов [и др.]. – М.: Инфра-М, 2001. – 518 с.

 

29. Философия [Текст]: учебник / Под ред. О.А. Митрошенкова. _ М.: Гардарики, 2002. – 656 с.

 

30. Философия: Университетский курс [Текст]: учебник / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – 528 с.

Хрестоматии:

1. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. - М., 1991; Ч. 2. Человек. Общество. Культура - М., 1991;

2. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учеб. хрестоматия. 2-е изд. - М., 1996;

3. Хрестоматия по философии: Учеб. пос. / Сост.: П.В.Алексеев, А.В.Панин - М., 1996;

 

Справочная литература:

1. Лосев, А.Ф. Словарь античной философии. - М., 1995;

2. Мифологический словарь - М., 1991;

3. Рассел, Б. Философский словарь разума, материи и морали - Киев, 1996;

4. Русская философия. Малый энциклопедический словарь - М., 1995;

5. Словарь античности - М., 1993;

6. Современная западная социология: Словарь - М., 1990;

7. Современная западная философия: Словарь. - М., 1991;

8. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М., 1989;

9. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко - М., 1997;

10. Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды. 2-е изд. - М., 1995;

11. Хюбшер, А. Мыслители нашего времени (62 портрета): Справочник по философии Запада XX века - М., 1994.


Содержание



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.25 с.)