Суть крестьянской реформы 1861 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суть крестьянской реформы 1861 года



19 февраля 1861 года Александр II утвердил Положения об отмене крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Кроме Манифеста, были изданы Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей; Положение о выкупе; Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России; Правила о порядке приведения в действия Положений о крестьянах.[3] (в общей сложности 17 законодательных актов). Подписание этих актов было приурочено к шестой годовщине вступления Александра II на престол. В тот же день, 19 февраля, был учрежден Главный комитет «об устройстве сельского состояния» под председательством великого князя Константина Николаевича, заменивший Главный комитет «по крестьянскому делу». Задачей нового комитета являлось осуществление высшего наблюдения за введением в действие «Положений» 19 февраля 1861 года, рассмотрение проектов законов в дополнение и развитие этих «Положений», изменение правового и поземельного положения других категорий крестьян (удельных и государственных), решения ряда спорных и административных дел. На местах были учреждены губернские по крестьянским делам присутствия. По Манифесту крестьяне сразу получали личную свободу, но полное освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста и «Положений». В течение ещё двух лет крестьяне (до 19 февраля 1863 г. — такой срок устанавливался для введения в действие «Положений») обязаны были отбывать хотя и несколько измененные, но, по сути дела, те же самые повинности, что и при крепостном праве. В интересах исправного платежа повинностей крестьяне наделялись землей в личное пользование. Эта сделка происходила при согласии на неё крестьянина и землевладельца. При отсутствии такого согласия наделение землёй осуществлялось на основе местных положений. Дворовые люди освобождались без выкупа и без земли. Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного владения, крестьяне платили помещику оброк и несли барщину. Право собственности на землю сохранялось за помещиком. Усадьбы могли быть выкуплены крестьянином, полевые угодья выкупались только по согласию с помещиком и всей общиной. Выкупной договор между помещиками и крестьянами утверждался мировым посредником (назначался Сенатом из местных дворян-помещиков). До момента выкупа усадебной земли крестьяне не имели права отказываться от полевого надела. Выкупив землю, крестьянин уже не был временно обязанным. Помещик утрачивал вотчинный надзор, а крестьянин переходил в разряд крестьян-собственников. Субъектом собственности в большинстве регионов становилась община, в некоторых районах – крестьянский двор (в этом случае крестьяне получали право наследственного распоряжения землёй). В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы, т.е. выкупная цена земли оказалась в 1,5 раза выше рыночной. При выкупе крестьянин пользовался казённой ссудой. Ссуду бывшие крепостные получали от государства. В случае, когда крестьянин выкупал полный надел и сделка совершалась по обоюдному согласию с помещиком, государство выплачивало 75-80 % капитальной суммы, а оставшиеся 20-25 % крестьяне компенсировали либо деньгами, либо отработками. Выкупную сумму государство ежегодно взыскивало с крестьян в виде «выкупных платежей» в размере 6% от ссуды. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет. За своевременностью этих выплат следили полицейский и фискальный аппараты правительства. С целью кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки. При определении норм надела закон учитывал особенности природных и экономических условий. Вся территория Европейской России была разделена на три полосы – нечернозёмную, чернозёмную и степную. Каждая из этих групп в свою очередь делилась на несколько местностей с учётом качества почвы, численности населения, уровня торгово-промышленного и транспортного развития. В первых двух группах устанавливались «высшая» и «низшая» (1/3 «высшей») нормы наделов, а в степной – «указная» норма. Средний размер надела для черноземной полосы колебался от 2 до 5 десятин, в нечерноземной – от 3 до 4, в степных – до 12 десятин. Закон предусматривал отрезку от надела, если он превышал «высшую» или «указную» нормы, и прирезку, если он не достигал «низшей» нормы. Помещик не мог дать земельный надел меньше «низшей» нормы, установленной местным Положением, а крестьянин не мог требовать надела больше «высшей» нормы, предусмотренной в том же Положении. Крестьяне потеряли на отрезках 20% земли в нечернозёмной полосе, 40% земли в черноземной. Предусматривалось безвыкупное выделение «дарственных наделов», размеры которых могли быть меньше минимальных, установленных в положении. Земля предоставлялась общине, помещик давал уставную грамоту, которая определяла наделы и повинности крестьян. Землёй наделялись только лица мужского пола. Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Если на территории надела обнаруживались полезные ископаемые или помещик собирался там строить каналы, пристани, ирригационные сооружения, то помещик имел право потребовать принудительного обмена крестьянских наделов. Если крестьянская усадьба находилась в недопустимой близости к помещичьим строениям, то осуществлялся их перенос. В актах, посредством которых осуществлялась реформа, содержались положения, явно указывавшие на то, что законодатель намеревался ввести крестьянскую выкупную операцию в русло общегражданского права. Статьи 33 и 34 Общего положения подчеркивали, что крестьянин получает право приобретать в собственность недвижимое и движимое имущество (а также отчуждать его и распоряжаться им) на общих основаниях и на основе гражданских узаконений. В ст. 36 предполагалось право свободного выхода крестьянина из общины с выделением ему в частную собственность надела, «соразмерного степени его участия в приобретении земли». В течение первых девяти лет после принятия Общего положения крестьянам было запрещено продавать или закладывать свои земельные наделы. Временно обязанное состояние могло быть прекращено по истечении девятилетнего срока с момента выпуска Манифеста, когда крестьянин отказывался от надела. Для остальной массы крестьян это положение потеряло силу лишь в 1883 году с изданием закона об обязательном переводе крестьянина выкуп и о прекращении временно обязанного состояния, когда все они были переведены в состояние собственников. Крестьяне получали право заниматься торговлей, открывать предприятия, вступать в гильдии, обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий, поступать на службу, отлучаться с места жительства. В 1863 и 1866 гг. положения реформы были распространены на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне были освобождены с несколько большим наделом, чем надел помещичьих крестьян, но и у них отрезали часть земли. На выкуп удельные крестьяне были переведены сразу. Государственные крестьяне также были освобождены от крепостной зависимости с земельным наделом. Им, как правило, сохранялся тот земельный надел, которым они пользовались ранее. В период «временнообязанности» крестьяне оставались обособленным в правовом отношении сословием. Крестьянская община связывала своих членов круговой порукой. Выход из общины был нелёгким. «Положение о выкупе» допускало выход крестьянина из общины, по которому необходимо было уплатить за год вперед оброк помещику, казенные, мирские и прочие сборы, погасить недоимки и т. д. Поэтому выход из общины, связанный с большими материальными расходами, могли осуществить лишь зажиточные крестьяне, а для остальных он был практически невозможен. Община могла принять решение об обязательном выкупе земли. Сход разрешал семейные разделы земли. Сельские общества осуществляли разверстку крестьянских наделов между крестьянскими дворами, соответственно размерам этих наделов развёрстывались подати. Сход облагал членов общины другими, местными сборами и налогами. Несколько сельских обществ должны были объединяться в административно-полицейскую единицу — волость. Волостной сход большинством решал вопросы о замене общинного землепользования участковым, о разделе земли на постоянно наследуемые участки, о переделах, об удалении из общины ее членов. В период временно обязанного существования староста являлся фактическим помощником помещика и мог налагать на виновных штрафы или подвергать их аресту. Волостной суд избирался на год и решал незначительные имущественные споры или рассматривал незначительные проступки. К недоимщикам применялись такие меры, как: · отобрание доходов с недвижимости; · отдача в работу или опеку; · принудительная продажа движимого и недвижимого имущества должника; · отобрание части или всего надела.

Основные положения реформы Крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными»; крестьяне получили права «свободных сельских обывателей», то есть полную гражданскую правоспособность во всем, что не относилось к их особым сословным правам и обязанностям — членству в сельском обществе и владению надельной землей.Крестьянские дома, постройки, все движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления были сельское общество, высшей (административной) единицей — волость. Помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадебную оседлость» (придомовый участок) и полевой надел; земли полевого надела предоставлялись не лично крестьянам, а в коллективное пользование сельским обществам, которые могли распределять их между крестьянскими хозяйствами по своему усмотрению. Минимальный размер крестьянского надела для каждой местности устанавливался законом.За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет.Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.Сельским обществам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, после чего все обязательства крестьян перед помещиком прекращались; крестьяне, выкупившие надел, именовались «крестьянами-собственниками». Крестьяне также могли отказаться от права выкупа и бесплатно получить от помещика надел в размере четверти от надела, который они имели право выкупить; при наделении бесплатным наделом временно-обязанное состояние также прекращалось.Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Последствия отмены крепостного права Реформа 1861 года «ударила одним концом по барину, другим по мужику». История России с древнейших времён и до наших дней. В основном реформа имела негативные последствия, как для помещиков, так и для крестьян. Основную свою цель (ликвидацию прежней системы общественно-экономических отношений) реформа не выполнила. В деревнях сохранились феодально-крепостнические пережитки, крестьянство испытывало на себе давление гнёта помещичьего и растущей буржуазии и кулачества, что тормозило развитие капитализма в России.Реформа не оправдала надежд крестьян на полное освобождение от крепостничества. Их наделы уменьшились по сравнению с дореформенными. В сравнении со старым оброком возросли платежи. Община фактически потеряла свои права на пользование лесами, лугами и водоемами; крестьяне оставались обособленным сословием. Крестьянство по-прежнему рассматривалось как особое сословие, существующее в особом правовом режиме, не подпадающее под действия общих правовых установлений. Говорили об особом «крестьянском праве». Помещики тоже понесли потери. Крестьянская реформа ущемляла их экономические интересы:

· личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию дарового крестьянского труда;

· реформа заставила помещиков отдать крестьянам в собственность их надельную землю. Несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, крестьянская реформа в конечном счёте явилась важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Крестьянская реформа имела огромное значение для развития капитализма в России. Говоря о положительных последствиях реформы, можно отметить следующие: a) Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы. b) Предоставление крестьянам имущественных и гражданских прав благоприятствовало развитию сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства. В результате ликвидации сословного права дворян на землю, земля стала продаваться.

c) Реформа 1861 года спасла помещиков от финансового краха: государство погасило эти долги за счет вычета из выкупных платежей крестьян.

d) Благодаря отмене крепостного права, все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству - такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин имеет в нем надежную защиту.

e) В России начали строиться новые фабрики и заводы, что являлось признаком технического прогресса.

Капиталистическая перестройка хозяйства способствовала постепенному усилению буржуазии и экономическому ослаблению дворянства, в руках которого по-прежнему находилась политическая власть. Одновременно растёт и крепнет новый класс - пролетариат.

Естественным продолжением отмены крепостного права в России были земская (1864 г.), городская (1870 г.), судебная(1864 г.), военная(1874 г.) и другие буржуазные реформы. Их основная цель - привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой многомиллионное крестьянство получило личную свободу. Они стали продуктом стремления «либеральной бюрократии» продолжить политическую модернизацию страны. Для этого требовалось приспособить самодержавие к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующего класса.

Размер наделов Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю от размера минимума (т. н. «прирезки»), или снизить повинности. Прирезки имели место только в том случае, если за помещиком остаётся не менее трети (в степных зонах — половины) земель. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был больше высшего, то помещик отрезал в свою пользу «лишнюю» землю. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.

Повинности временнообязанных крестьян Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.При временнообязанном состоянии крестьяне должны были за пользование землёй платить оброк или трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

Ещё одним пороком оброка была его градированность, когда первая десятина земли оценивалась дороже остальных. Например, в нечернозёмных землях при полном наделе в 4 десятины и оброке в размере 10 рублей за первую десятину крестьянин платил 5 рублей, что составляло 50 % от суммы оброка (за последние две десятины крестьянин уплачивал по 12,5 % от общей суммы оброка). Это вынуждало крестьян покупать земли, а помещикам давало возможность выгодно сбывать неплодородные земли.Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

МИРОВОЙ ПОСРЕДНИК, должностное лицо в России в период проведения крестьянской реформы 1861. Назначался из дворян для утверждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.Если на начальном этапе подготовки реформы правительство намеревалось возложить ее практическое воплощение на поместное дворянство в лице губернских комитетов, то встретившись позднее с яростной, непримиримой позицией помещиков, правящие круги вынуждены были пойти на создание института мировых посредников - специальных представителей для реализации реформы на местах.Основной функцией мировых посредников было содействие соглашению крестьян с помещиками и составление так называемых "уставных грамот", в которых точно определялись размеры получаемого крестьянами надела, то местонахождение и крестьянские повинности. Уставные грамоты должны были быть введены в действие не позднее чем через два года после издания "Положений реформы".Мировые посредники утверждали сельских старост и волостных старшин, могли отменять решения крестьянских сходов, рассматривали жалобы на помещиков, органы крестьянского управления, налагали взыскания, выступали в качестве нотариальных лиц при заключении актов помещиков с временнообязанными крестьянами.В списках мировых посредников можно было встретить представителей известных дворянских фамилий, выдающихся деятелей русской культуры, науки, образования: Л.Н. Толстой и его брат Сергей, К.Д. Кавелин, Н.И. Пирогов, братья Самарины, физиолог И.М. Сеченов, биолог К.И. Тимирязев и многие другие.

Выкуп и выкупная операция После заключения выкупной сделки крестьяне из разряда временнообязанных переходили в разряд крестьян-собственников. Для того чтобы оградить интересы помещиков, разработчики реформы предложили следующее: за надел надо заплатить помещику такую сумму, которая, если ее положить в банк, в виде процентов даст владельцу нынешний оброк. Если оброк составляет 10 руб., то при 6 %банковского процента сумма в 166 руб.66 коп. даст помещику в год эти 10 руб. Таким образом, выкупная сумма за надел определялась в 167 рублей. При этом рыночная цена 1 дес. Земли в центральных районах обычно не превышала 25 руб., выкуп же ее обходился крестьянину в 60 руб. В среднем по стране выкуп превышал цену земли на одну треть. Из этого следовало, что цена надела прямого отношения к реальной цене земли не имела, но зато позволяла барину сохранить прежние привилегии. Потеряв крестьян, помещик фактически сохранил доход с них.Крестьяне, естественно, не могли сразу уплатить помещику всю выкупную сумму. Тогда правительство пошло навстречу владельцам, организовав "выкупную операцию", то есть, выступив посредником между помещиками и их бывшими крестьянами. Владелец единовременно получал из казны ссуду в размере 88 %выкупной суммы, если крестьяне получили полный надел, или 75 %, если крестьяне получили неполный надел. Расплачиваться за эту сумму должны были крестьяне, внося ежегодно в течение 49 лет, до 1910 года, так называемые "выкупные платежи" в размере 6 % выкупной суммы. Выходило, что за это время крестьянин должен был выплатить почти % предоставленной ссуды. Разницу между выкупной суммой и выкупной ссудой бывшие крестьяне должны были уплатить помещику - сразу или в рассрочку. В тех случаях, когда выкуп производился по требованию помещика, без согласия крестьян, последние от доплаты освобождались.Государство осуществило реформу, фактически не затратив на неё ни одного рубля. Общая выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн. рублей, в то время как рыночная цена этой земли составляла в 60-е годы XIX века около 650 млн. рублей. За 45 лет бывшие крестьяне успели выплатить казне более 1,5 млрд. рублей выкупных платежей и все ещё оставались ей должны. Проведя выкупную операцию, государство за счет крестьян решило и проблему возврата дореформенных долгов с помещиков. Сумма помещичьих долгов казне к началу реформы составляла 425 млн. рублей, эта сумма и была вычтена из выкупной ссуды, полученной владельцами.

ВОПРОС 25: Буржуазные реформы: содержание, значение, итоги:

ПРИЧИНЫ: В первой половине XIX века Россия развивалась достаточно быстрыми темпами. Но все же по многим показателям она по-прежнему отставала от ведущих держав, что было связано с целым комплексом причин:- наличием в стране абсолютной монархии;- господством феодальных отношений;

- неразвитостью демократии;- сохранением традиционной системы ценностей, которая не позволяла использовать опыт западной цивилизации;- пассивным, или, как правило, негативным отношением к модернизации преобладающей части населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.013 с.)