Пища, посуда и домашняя утварь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пища, посуда и домашняя утварь



Пища - первейшая и основная жизненная потребность человека. Кроме своей основной роли пища у любого народа играет и огромную знаковую роль, является частью материальной культуры.Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготовлялся кумыс - "кымыз", из верблюжьего - "шубат". Молоко коров, коз и овец шло в основном для изготовления квашеного молока, масла, различных сыров.Одним из любимых напитков казахов было квашеное молоко - "айран". Смесь айрана с водой называлась "шалап". Из молока сбивали масло - "сары май". Для длительного хранения масла его промывали холодной водой, солили и заполняли им бараний желудок - "карын".Важное место в рационе казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог назывался "курт" и употреблялся в пищу зимой, растворяемый в горячем бульоне. Изготовлялись другие виды сыров: "сары иримшик", "ак иримшик" и др.Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Основной продовольственной культурой было просо, реже -пшеница и рожь. Из проса казахи готовили пшено "тары", шедшее на приготовление пшенной похлебки "тары коже". Жареное пшено ели с молоком, маслом, приготовив из него толокно - "талкан". Из пшена мололась мука, готовились пресные просяные лепешки "тары таба нан". Из пшена готовилось также праздничное блюдо "жент".Пшеница более ценилась казахами, чем просо. Из него готовили похлебку "бидай коже", талкан и жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек - "таба нан", лапши - "кеспе", обжаренного в сале теста - "бауырсак". Рожь и ячмень занимали в рационе казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов - "палау" и кашу "ботка".Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась конина, из которой приготавливали различные блюда - подкожный жир верхней части шеи - "жал", мясо и жир области крупа - "жая". Из прямой кишки изготовляли "карта", из реберного мяса с под позвоночным жиром - "казы". Колбаса из мяса, других частей туши называлась "шужык".Баранина употреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо - "ет" - основное блюдо казахов - подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и без него. Бульон - "сорпа" употреблялся после мяса. Печень и мякоть, обжаренные мелкими кусками на медленном огне, назывались "куырдак,". Говядина в пищу редко употреблялась.

Культура. Актамберды жырау Сарыулы.(1675-1768) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт-импровизатор. Он активно участвовал во всех антижонгарских войнах, а в 50-х годах XVIII в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Жонгарии. Похоронен Актамберды в Семипалатинской области, в местности Журек Жота.Умбетей Тулеулы (1706-1778) воспевал героическую борьбу с жонгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай батыру.Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Кал-каманулы (1668-1781). Бухар жырау был одним из влиятельных биев при Тауке хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.К концу XVIII-началу XIX вв. относится творчество таких поэтов, как Татикара, Котеш, Шал. Татикара родился в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области, участвовал в войне с Цинской империей, прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Акыны-импровизаторы Котеш (1745-1818) и Шал (Тилеуке Кулекеулы) (1748-1819) слагали песни о жизни человека, моральных и этических проблемах.Письменная литература. Кроме устной литературы, у казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. В XV-XVIII вв. среди казахов были распространены такие книги, как "Кысас ал-анабия", "Бадуам", "Суфи Аллаяр", "Кесик-баги" и др. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера.До нас дошли также исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Сочинение "Тарихи Рашиди" на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма "Жахан-Наме".Наиболее важный памятник исторической прозы казахов - "Жами ат-тауарих". Автором этой книги является Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В 1587 г. вместе с султаном Ораз-Мухаммедом он попал в плен к русским и долгое время жил в Москве и Касимове, где и создал свое сочинение. Книга посвящена истории казахов XV-XV1 вв. содержит в себе генеалогию, насыщена поговорками и пословицами. Книга написана на литературном староказахском языке, в котором чувствуется сильное огузское влияние.В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд "Чингис-наме". Эта книга примечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, она была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Улуг Улусе и Казахском ханстве.Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XV-начала Х1Хвв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы.

Устное народное творчество Песни. В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кызтанысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату.Одной из наиболее широко распространенных форм казахского песенного творчества было "терме" - короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды.Если терме, за редким исключением, по своему музыкальному содержанию не имело развитой мелодической линии, то песенные произведения отличались выразительностью и напевностью, большим диапазоном, стройностью и разнообразием построений куплетных форм.Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста, лирические и обрядовые песни.Исполнение эпических и исторических сказаний носило характер речитативного распева небольших, коротких по диапазону мелодий, исполнявшихся под сопровождение кобыза или домбры. Песни лирического содержания отличались распевностью и широтой мелодии. Сказки и эпос. Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. Культурные связи с соседними народами способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов. Существовали различные сказочные жанры: животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. В таких сказках, как "Ер Тостик", "Едил-Жайык", "Кула мерген", "Алтын сака", "Кара-мерген", "Аламан и Жоламан" и "Асан Кайгы"" рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях.Много казахских сказок посвящено животным. В сказках "Бозинген", "Сырттандар", "Тепен кок" друзьями и помощниками человека выступают домашние животные, а врагами - звери.Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа.Казахский эпос - один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В древности на тюркских памятниках и надгробных эпитафиях увековечены ратные подвиги батыров и родоправителей. Такие эпосы, как "Кара-бек", "Ер Кокше", "Кобыланды", "Камбар" относятся в XIII-XIV в. В XVI-XVII вв. начинается новый этап в развитии героического эпоса, который сложился как сюжетная поэма, рассказывающая о защитниках родины от набегов чужеземцев. В них наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события.Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в которых большое место отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. Наиболее популярными являются "Козы Корпеш и Баян Сулу", "Кыз Жибек", "Кулше кыз", "Назымбек", "Сулу шаш", "Макпал кыз".Существенное влияние на сложение казахских лирических поэм оказала классическая поэзия народов Востока. Лирические песни о любви "Жусуп и Злиха", "Лейли и Мажнун", "Боз жигит", "Сейфуль Малик", "Тахир и Зухра" пелись и в казахских аулах.Широкое развитие в казахском устном творчестве получили произведения различных жанров: пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендик создер), сатирические, юмористические, лирические песни, словесные состязания на бытовые темы и т.п.Музыкальное творчество. Трудовая деятельность, обычаи и обряды, народные игры и празднества - все это находило свое отражение в музыке. Развитию вокального и инструментального искусства способствовало и то, что традиции поэтических состязаний стали распространяться на исполнение инструментальных и вокальных произведений. Казахам, как и некоторым другим народам, были известны только формы сольного исполнения. Певец-солист, аккомпанирующий себе на музыкальном инструменте, или солист-инструменталист являлись единственными носителями народной музыкальной культуры.Повсеместно распространенным музыкальным инструментом, являющимся непременной принадлежностью каждого акына и певца, была домбра - щипковый инструмент с треугольным или овальным корпусом, грифом и двумя струнами. Распространен был и кобыз - смычковый инструмент с выгнутым грифом и полым ковшеобразным корпусом, верхняя часть которого была открыта, а нижняя - затянута кожей. Для струн и смычка, имевших форму лука, использовался конский волос.Прочно входила в быт в XVI-XV1I вв. игра на народных инструментах. Талантливые народные музыканты создавали инструментальные произведения (кюй) на эпические, исторические, сказочные и бытовые темы. Перед исполнением кюйев на домбре музыкант обычно передавал в кратком рассказе содержание произведения, заканчивал его фразой: "А теперь послушайте как расскажет об этом домбра".Сочетание в одном лице сказителя, музыканта, певца и поэта было традиционным и наблюдалось на всех этапах развития музыкального искусства у казахов. Именно в силу этого до нас дошли связанные с музыкой замечательные образцы устного народного поэтического творчества прошлого.Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы, импровизаторы. Понятия "акын", "жырау", "жыршы", "елещш" - во многом различны.Человека, обладавшего даром импровизации, сочиняющего песни экспромтом, называли у казахов акыном. Они появились еще в средние века. Значение их усиливается в XV-XVI вв. Акыны в то же время были исполнителями произведений устного народного творчества. Они подразделялись на жырши (сказители) и оленши (песенники). Многие из них были профессионалами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.005 с.)