Найдите современников. Ответ оформите в виде таблицы


А. Рюрик 1. Карл Великий

Б. Дмитрий Пожарский 2. Уильям Шекспир

В. Иван Калита 3. Кирилл и Мефодий

Г.Юрий Долгорукий 4. Христофор Колумб

Д. Иван III 5. Франческо Петрарка

6. Фридрих Барбаросса

А. Б. В. Г. Д.
         
  1. [5 баллов]

Из общего списка имен выделите славянские и дайте объяснение их происхождения (что означает имя, с чем связано его появление). Ответ оформите в виде таблицы. Имена, которые, на Ваш взгляд, не являются исконно славянскими, заносить в таблицу и толковать не надо!

Аника, Тихон, Тихомир, Велимудр, Поликарп, Северин, Горазд, Гордей, Злата, Орех, Павлин, Лев, Ерш, Соловей, Лада, Гостомысл, Марина, Рогнеда, Юрий, Бажен, Третьяк, Трофим.

Славянское имя Происхождение имени
     

4. [3 балла]

Перед Вами четыре логических ряда. Изучите их и ответьте на вопросы:

  1. Нерчинск, Пенза, Новый Оскол, Иркутск
  2. Томск, Царев-Борисов, Туринск, Верхотурье
  3. Невьянск, Нижний Тагил, Санкт-Петербург, Каменск-Уральск
  4. Тирасполь, Херсон, Одесса, Севастополь.

 

А. Екатерина II

Б. Петр I

В. Алексей Михайлович

Г. Борис Годунов.

1). По какому принципу образованы логические ряды, что их объединяет? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2). Соотнесите с именами правителей. Ответ оформите в виде таблицы.

А. Б. В. Г.
       
  1. [4 баллов]

Прочитайте фрагмент из известного исторического источника и ответьте на вопросы после текста:

«[…] И ныне всемилосердным великого государя его царского величества на всенародное слезное челобитье воззрением, чтоб Московского государства и порубежных городов Великие Росии торговые люди имели свободные торги, как годитца быти, чего и во всех государствах окрестных в первых государственных делах свободные и прибыльные торги для збору пошлин и для всенародных пожитков мирских со всяким бережением остерегают и в полности держат […] И того накрепко беречь, чтоб мимо торговых людей чинов белых всякие люди с иноземцы торгу и подрядов не чинили, а свои товары прикладывали к руским торговым людем, к высокой цене и к пожиткам добрым, также и торговые маломочные люди у гостей и у лутчих людей были в береженье, чем им торгами завестись меж рускими людьми складом к большим товаром, а собою в продаже иноземцом цены не портили и в подряд денег у иноземцев не имали […].»

1) Название документа_________________________________________________________

2) Дата принятия документа____________________________________________________

3) Автор документа____________________________________________________________

4) Почему Вы решили, что речь идет именно об этом документе? Ваша краткая аргументация___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. [3 балла]

Прочитайте фрагмент из сочинения современника, заполните пропуски и ответьте на вопросы после текста:

«В России есть два способа извлекать доход из поместья: крестьян либо заставляют работать на земле, либо взимают с них определенную подать, называемую (1 - вид повинности)… Более половины крестьян платит свою подать помещику деньгами; лишь меньшая часть обязана вносить подати натурой или работать на (2 - вид повинности).

(1) _______________________________________________________________________

(2) _______________________________________________________________________

1) О какой категории крестьян идет речь в тексте?_______________________________

2) Для какого периода в развитии России была характерна описываемая ситуация (с точностью до полувека)? _____________________________________________________________________________

2) Дайте обоснование предложенной Вами датировки ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. [9 баллов]

Перед Вами отрывки из воспоминаний французских солдат и офицеров об Отечественной войне 1812 года. Определите, о каких событиях идёт речь, и расставьте эти отрывки в хронологическом порядке. Ответ оформите в виде таблицы.

 

А) 17-го был горячий день! Русские генералы, расположившись на возвышенном правом берегу Днепра, выслали свежий корпус, состоящий из 30 000 человек, чтобы сменить отряд Раевского… Слева Ней атаковал цитадель, справа, с верховья Днепра, наступал Понятовский, а Даву в центре атаковал Рославские предместья. (Жомини)

 

Б) Мы проникли в великолепную улицу, по обеим сторонам которой тянулись тротуары и стояли прекрасные особняки. Мы заметили, что эти особняки отделялись друг от друга обширными садами, обнесёнными высокими стенами... Но хотя ночь только что наступила, мы не встретили ни одного жителя. Нигде не видно было света, все ставни были закрыты. Ни малейшего шума, ни малейшего признака жизни как внутри домов, так и снаружи: всюду царствовало глубокое молчание, молчание могилы… Мы остановили своих лошадей. Нам было страшно. Великое решение, принятое неприятелем, покинуть город предстало пред нашими глазами, как призрак, угрожающий и ужасный. (Комб)

 

В) Эта битва, названная французами битвой на Москве, а русскими - …, началась в 6 часов утра и продолжалась до наступления ночи без перерыва. С обеих сторон огонь был ужасен. Обширное пространство, на котором шла битва, было во всех направлениях изрыто ядрами, и потери были громадны с обеих сторон. Русские весь день шаг за шагом отстаивали свои позиции, становясь на новую, когда не могли удерживать старой, с которой мы их оттесн3.или, и только средь ночи массы их начали окончательно отступать к Можайску. (Гриуа)

 

Г) Он решил отступать… по той дороге, которая даст возможность скорее удалиться от неприятеля. Но ему нужно было вынести страшную борьбу с собой, для того чтобы он смог заставить себя решиться на такой небывалый для него шаг. Это решение было так мучительно, так оскорбляло его гордость, что он лишился чувств. Те, которые тогда ухаживали за ним, рассказывали, что донесение о новом дерзком нападении казаков возле Боровска, в нескольких верстах позади армии, было последним и слабым толчком, который заставил императора окончательно принять роковое решение – отступать. (Сегюр)

 

Д) Когда император прекратил разговор с генералом Фрианом, дивизия прошла мимо всех армейских корпусов, направляясь к мостам; вскоре она очутилась на противоположном берегу. Тогда солдаты испустили громкие крики радости, которые привели меня в ужас; они как будто хотели сказать: «Теперь мы на неприятельской земле!..» (Дедем)

 

Е) Дивизия Компана, выйдя с честью из такого предприятия, поплатилась значительными потерями. Тысяча наших солдат купила своею кровью эту важную позицию, и более половины из них полегли в тех самых окопах, которые они захватили с такой славой. На другой день, делая смотр 61<-му> полку, наиболее пострадавшему, государь спросил полковника, куда он девал один из своих батальонов. «Государь, -было ответом, - он в редуте». (Лабом)

 

Ж) В довершение несчастья один из мостов рухнул под тяжестью орудий и тяжёлых зарядных ящиков, переправлявшихся через него. Тогда все бросились ко второму мосту, где и без того давка была такая, что самые сильные люди не могли противиться натиску. Очень многие задохнулись. Видя невозможность перебраться через загромождённые мосты, многие вожатые гнали лошадей прямо в реку, но этот способ переправы, который был бы очень хорош, если бы его толково применили двумя днями раньше, сделался роковым почти для всех, кто им воспользовался, потому что повозки сталкивались и опрокидывали друг друга… (Марбо)

Последова-тельность Буквенное обозначение отрывка Событие
   
   
   
   
   
   
   

 

8. [4 балла]

Перед вами таблица, в которой даны основные сословные группы всего городского населения Российской империи на 1840-й год и процентные доли от их общей численности. Эти два ряда даны безотносительно друг друга. Используя знания об особенностях социально-экономического развития России в этот период, соотнесите правильно эти два столбца, соответствующим образом заполнив нижнюю таблицу.

Примечание: поскольку значения «В» и «Г» одинаковы, они могут быть соотнесены с двумя соответствующими социальными группами в любой из двух возможных комбинаций.

 

Данные для соотнесения

Сословные группы городского населения Доля от общей численности городского населения (%)
1. Дворяне А. 46,9
2. Духовенство Б. 42
3. Почетные граждане В. 5
4. Купцы Г. 5
5. Мещане и посадские люди Д. 1
6. Крестьяне и прочие сословные группы Е. 0,1
Всего

 

Ответ:

           

9. [14 баллов]

Представьте, что Вам поручено отредактировать корректуру учебника по истории. При наборе произошла ошибка и иллюстрации к нескольким разделам оказались перемешаны. Ваша задача:

Определить, кто изображен на всех восьми портретах (ФИО, сфера деятельности),

А. ___________________________________________________________________________

Б.____________________________________________________________________________

В. ___________________________________________________________________________

Г. ___________________________________________________________________________

Д. ___________________________________________________________________________

Е. ___________________________________________________________________________

Ж. __________________________________________________________________________

З. ___________________________________________________________________________

И. ___________________________________________________________________________

Отобрать из предложенных портретов пять, объединенных по одному принципу,

Буквенные обозначение портретов _____________________________________________

Принцип объединения ________________________________________________________









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь