Внешняя политика СССР 1953 – 1985 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика СССР 1953 – 1985 гг.



отличалась крайней нестабильностью, которая была обусловлена прежде всего неустойчивым характером советско-американских отношений, соперничеством двух сверхдержав в вопросах геополитического влияния в мире, главным образом на азиатском континенте. Брежневское руководство в области внешней политики ставило перед собой следующие задачи:

1. Устранить угрозу распада соцлагеря и еще теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях;

2. Hормализовать отношения между Востоком и Западом. Хотя реально этот курс начал проводиться только с начала 1970-х годов, когда обострились отношения с Китаем и тот пошел на сближение с США;

3. Проведение политики поддержки «прогрессивных» движений по всему миру (особенно тех стран, которые входили в сферу влияния СССР).

Внешняя политика СССР в 1953 – 1985 гг..

 

1. 1953 – 1964 годы.

Политика Хрущева – политика мирного сосуществования.

1953 – 1956 – ухудшение отношений с Западом.

1955 год – дипломатические отношения с ФРГ. Создание Варшавского союза.

1962 год – Карибский кризис.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия.

 

2. середина 1960 – конец 1970 годов.

Политика Хрущева – политика разрядки.

1. ограничение вооружений.

1968 год – договор о нераспространении ядерного оружия.

1972 год – договор ОСВ-1.

1975 год – конференция по безопасности в Хельсинки. Нерушимость границ Европы, признание прав человека.

2. СССР не отказывался от контроля за Восточной Европой.

1968 год – ввод войск в Чехословакию.

1978 год – ввод войск в Афганистан.

 

3. первая половина 1980х.

Возрождение холодной войны. Размещение ракет в ГДР и Чехословакии

 

 

37. Перестройка в СССР.. К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы. В апреле 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв объявил о начале "перестройки и ускорения". Но плана реформ он не имел. Был легализован бизнес под видом кооперативов, но тут же обложен чрезмерными налогами. Расширилась самостоятельность предприятий, но ослабление централизации в системе и в таких условиях промедление с созданием нормальной рыночной системы привело в 1990-1991 гг. к развалу экономики. Появилась свобода слова в крупных городах. Возобновилась реабилитация жертв сталинского (и не только) режима. Возобновилось разоблачение сталинизма, перешедшее в разоблачение коммунистической системы. В 1989 г. собрался I съезд народных депутатов СССР, избранный на альтернативной основе (прежде выдвигался лишь один кандидат). В ходе выборов возникло антикоммунистическое движение "Демократическая Россия", объединившее сторонников переустройства страны по западному образцу. Их поддерживала интеллигенция. На съезде они организовали фракцию "Межрегиональная депутатская группа". Её деятели возглавили с 1990 г. столичные города: Г. X. Попов Москву, А. А Собчак Ленинград (Санкт-Петербург). В 1990 г. из Конституции под давлением оппозиции убрали фразу о руководящей роли КПСС. Появились самые разные партии. Постепенно власть стала переходить от партийных структур к избранным народом советам. В 1990 г. введены должности президента СССР (им стал Горбачёв) и РСФСР (член "Демократической России" Б. Н. Ельцин).

 

38Новое мышление советского руководства во внешней политике. Годы перестройки стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств—таково было основополагающее положение нового курса на международной арене. Подчеркивалась необходимость шири кого взаимодействия Советского Союза со странами мира. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М. С. Горбачев сформулировал новую концепцию советском внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных отношений. Появилось желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западными странами и положить конец «холодной войне». Новая внешнеполитическая концепция и ее реализация отвечали задачам внутриполитического развития СССР. Они позволяли ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Широкие слои населения в Советском Союзе и за рубежом выступили с поддержкой идей М. С. Горбачева.

 

 

39. Россия и страны СНГ: особенности взаимоотношений. В 1993 г. в состав СНГ входили кроме России еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними за-нимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж. Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992—1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. По инициативе СНГ был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром в Москве. Были подписаны соглашения об объединенных Вооруженных силах СНГ и о принципах обеспечения государств вооружением и военной техникой(1992 г). Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией и Белоруссией.

 

41Внешняя политика Российской Федерации в 1991–2012 гг. В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. объединения и партии: «Наш дом — Россия», КПРФ, ЛДПР и «Яблоко». На политической арене появились новые политические движения: «Отечество — вся Россия» (лидеры —Е. М. Примаков, Ю. М. Лужков), «Союз правых сил» (С. В. Кириенко, Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада). 31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б. Н. Ельцин. 26 марта 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом Российской Федерации. Продолжало углубляться сотрудничество РФ с государствами — членами СНГ. Сложившееся Содружество не всегда отвечало интересам всех входящих в него стран. На международной арене основными торговыми партнерами России оставались государства Европейского союза. В марте — апреле 1999 г. в связи с так называемым югославским конфликтом осложнились отношения между Россией и НАТО. В начале нового столетия заметно активизировалась внешняя политика России. Восстанавливались политические, экономические, культурные связи с ведущими странами мира — США, Германией, Великобританией, Францией, Италией. Конкретные вопросы сотрудничества обсуждались на встречах Президента В. В. Путина с главами зарубежных стран. Существенное воздействие на развитие международных отношений оказали события 11 сентября 2001 г. В этот день террористы, завладев несколькими пассажирскими самолетами, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Была достигнута договоренность с Европейским Союзом о совместном антитеррористическом сотрудничестве. В мае 2002 г. в Москве во время встречи В. В. Путина с американским президентом Дж. Бушем была подписана декларация, направленная на расширение всестороннего сотрудничества между странами. Многосторонние и двусторонние договоры связывали Россию с государствами Западной Европы. Германия, Италия и Франция стали наиболее крупными партнерами страны в области внешней торговли. Углублялись внешнеэкономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего с Индией и Китаем. Россия, как и прежде, оказывала помощь Индии в сфере энергетики и металлургии. В России действовали свыше 400 предприятий с китайским капиталом. В соответствии с двусторонними договорами увеличивались объемы торгово-экономических связей, росли поставки в страны СНГ российского газа и нефти. Осложнились отношения с Грузией и У кран ной. России велись переговоры с Белоруссией, Казахстаном и Украиной о создании единого экономического пространства с единой торговлей, налоговой и денежно-финансовой политикой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.005 с.)