Значение массажа и гимнастики для недоношенных детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение массажа и гимнастики для недоношенных детей



 

Первый год жизни — самый ответственный этап развития ребенка, особенно рожденного преждевременно. От того, как он сумеет приспосо­ биться к новым условиям жизни (вне материнского организма), как спра­ вится с нарушениями в состоянии здоровья, зависят благополучие и гар­ мония последующего его развития. Необходимо помнить, что на первом году жизни организм ребенка пластичен, обладает большими потенци­ альными возможностями к восстановлению поврежденных или задер­ жанных в своем развитии функций органов и систем.

 

Физическое воспитание недоношенных детей на первом году жизни основывается на физиологических особенностях организма этих детей: недостаточное созревание коры головного мозга к моменту рождения, не­ зрелость его структур, несовершенство дыхательной функции, низкие адаптационные (приспособительные) возможности в меняющихся услови­ ях внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуля­ ции). В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться пониженный тонус мышц, общая вялость, малоподвижность, слабо выра­ женные безусловные рефлексы или даже их отсутствие. У некоторых детей в возрасте 2-3 месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: могут наблюдаться нарушения сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается), повышенный тонус мышц, значительная двигательная активность.

 

В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирус­ ным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.

 

Методика лечебной физкультуры для недоношенных детей разрабо­ тана с учетом их физиологических особенностей, а также данных совре­ менной науки о нормализации важнейших функций организма вслед­ ствие оздоровления психики и нервно-мышечного аппарата.

 

Задачами массажа и гимнастики являются прежде всего оздоровление, закаливание и своевременное правильное развитие организма ребенка. Весьма важно развивать основные движения (особенно ползание, поворо­ ты, сидение, стояние, ходьбу), а также положительные эмоции, зрение, слух, речь, совершенствовать функции дыхательной, сердечно-сосудистой систем, тренировать органы равновесия (вестибулярный аппарат).

 

Физическое воспитание здоровых недоношенных детей следует на­ чинать рано — с 2-3- недельного возраста. Подход к выбору характера упражнений, приемов массажа должен быть индивидуальным, береж­ ным, с учетом возраста ребенка, его развития, массы тела при рождении.


 


Начинать лечебную гимнастику надо с упражнений, основанных на врожденных рефлексах новорожденного. Эти упражнения активные, они более щадящие, чем пассивные, т. е. упражнения, которые взрослые про­ водят сами, например, сгибая и разгибая ноги ребенка.

 

Методика включает в себя: 1) лечение положением; 2) лечебную гим­ настику; 3) приемы классического и точечного массажа. Эти методы могут применяться одновременно (сочетанно) или последовательно (по­ очередно). Преимущественное использование того или другого метода определяется как состоянием здоровья ребенка, так и его заболеванием, а также тренированностью организма в процессе занятий.

 

Лечение положением — это приемы, способствующие правильномуположению головы, шеи, тела, рук и ног. Осуществляется оно различны­ ми укладками и упражнениями.

 

В лечебную гимнастику входят упражнения, основанные на безус­ловных рефлексах, некоторые активные упражнения и упражнения при помощи взрослого, т. е. пассивные упражнения.

 

Классический массаж выполняется посредством следующих приемов —поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы.

 

Родителям следует научиться различным приемам массажа, так как эту процедуру лучше всего проводить дома самим.

 

Т о ч е ч н ы й м а с с а ж осуществляется одновременным надавлива­ нием и вращением одним или двумя пальцами на определенные рефлексоген­ ные зоны тела ребенка и применяется как при ослабленных растянутых мыш­ цах, так и при повышенном мышечном тонусе с целью снятия напряжения мышц. При этом быстрые отрывистые и относительно сильные надавливания вызывают возбуждение и напряжение мышц— стимулирующий метод. Мед­ ленные мягкие воздействия на эти же зоны, вначале с постепенно нарастаю­ щим увеличением давления, вибраций, остановкой и последующим ослабле­ нием воздействия (без отрыва от зоны), вызывают ослабление мышечного напряжения в отдельных группах мышц — тормозной метод.

 

Лечебную физкультуру нужно проводить ежедневно, в одно и то же удобное для семьи время, она должна стать одним из обязательных режим­ ных моментов. Отдельные упражнения следует повторять 2-3 раза в день. Возможно проводить занятия с ребенком несколько раз в день (4—6), но понемногу, по 5 минут каждое занятие. Начинать занятия надо за 30 мин до кормления или через 45-60 мин после него. Нельзя делать массаж и гимнастику перед ночным сном. Комната должна быть хорошо проветрен­ ной, температура воздуха в ней 20-24° С. В теплое время года лечебную физкультуру лучше делать при открытом окне или форточке, а с 5-6-ме­ сячного возраста — на свежем воздухе.


 


Увеличивать физическую нагрузку в комплексе лечебной гимнастики следует постепенно и на протяжении длительного времени. Это очень важно, чтобы не переутомлять ребенка.

 

Признаки утомления при занятиях гимнастикой и массажем: недо­вольство ребенка, возбуждение, ухудшение качества выполнения им уп­ ражнений, значительное отвлечение от занятий, вялость (пассивность).

 

При появлении хотя бы одного из признаков утомления необходимо уменьшить нагрузку в занятиях.

 

Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий комплекс лечеб­ ной гимнастики можно разделить на две части, проводя его в два приема. Упражнения надо чередовать в определенной последовательности, меняя работающие группы мышц.

 

Массаж должен предшествовать гимнастическим упражнениям. Прежде чем выполнять движения руками и ногами, следует их по­ массировать. В середине комплекса производится массаж спины, а затем можно приступить к движениям, в которых участвуют мышцы спины. Перед упражнениями в положении лежа на спине проделыва ется массаж живота и груди. Продолжительность каждого массажно­ го приема 0,5-1-2 минуты.

 

Пока ребенок не привык к колебаниям температуры, не следует об­ нажать его полностью, приступая к занятиям лечебной физкультурой. Так, например, проводя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела ребенка в это время следует прикрыть пеленкой и, наоборот, не снимать распашонки, занимаясь ногами. Лишь когда ребенок привыкнет к воздушным ваннам при занятиях гимнастикой, можно обнажать его полностью. Таким образом, массаж и гимнастика будут сочетаться с про­ цедурой закаливания воздухом.

 

Величину нагрузки определяют продолжительностью занятий и по­ вторением каждого упражнения в комплексе, темпом, размахом движе­ ний, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отды­ ха, дыхательными упражнениями.

 

Для лучшего контакта с ребенком во время занятий нужно исклю­ чить отвлекающие моменты: разговоры и нахождение в комнате других людей, громкую музыку, обилие игрушек. Все внимание родителей, проводящих занятие, должно быть сосредоточено на ребенке. При этом упражнения следует сопровождать спокойным, негромким, ласковым обращением к ребенку или звучанием тихой, мелодичной музыки. С 3-4 ме­ сяцев жизни надо приучать ребенка к речевым указаниям (например, «возьми погремушку, кольцо»), с 8-9 месяцев стараться вызвать по сло-


 


ву взрослого самостоятельное исполнение ребенком ряда упражнений. Таким образом, в каждое занятие необходимо включать упражнения, способствующие развитию зрительных, слуховых реакций и двигатель­ ных умений.

 

Достижения ребенка при выполнении упражнений следует учитывать и поощрять улыбкой, тоном, ласковыми словами. Даже если ребенок не поймет их смысла, то уловит по тону одобрительное отношение матери или отца. Обращенная к ребенку речь имеет и другое, не менее важное, значение. Четкая, правильная речь родителей, сочетаемая с показом на­ зываемой игрушки, действием руки ребенка, например, захватывающей эту игрушку, подготавливает его к произношению первых слогов и слов.

 

Чтобы заинтересовать ребенка, при проведении гимнастики надо ис­ пользовать игрушки. Например, чтобы повернуться и захватить игрушку, ребенку необходимо выполнить определенные движения. Игрушки долж­ ны быть разных цветов, формы, звучания.

 

Продолжительность занятий по одному и тому же комплексу зависит от разных причин: степени психофизического развития ребенка, его воз­ можности усвоить упражнения комплекса.

 

Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переводу на следующий, более сложный комплекс, помимо возраста ребенка, явля­ ется его хорошая реакция непосредственно на проводимые упражнения (спокойное поведение, 1-уление, розовая окраска кожи, теплые конечности).

 

Переход к занятиям по комплексу с большей психофизической на­ грузкой необходимо делать постепенно, путем введения в старый комп­ лекс нескольких упражнений, вырабатывая новые навыки последующего комплекса, и лишь через некоторое время полностью заменять упражне­ ния предыдущего комплекса упражнениями нового.

 

Т а б л и ц а 2

 

Подбор величины нагрузки в комплексе лечебной гимнастики

 

Снижение нагрузки Повышение нагрузки  
     
Продление курса занятий по одному и Более быстрый переход к новым упражне­  
тому же комплексу, например, не 3 недели, ниям и к новому комплексу лечебной  
а 1—1,5 месяца гимнастики  
     
Уменьшение времени однократно проводи­ Увеличение продолжительности однократ­  
мого занятия, например, не 15-20 минут, но проводимого занятия за счет увеличения  
а 10-15 минут, за счет уменьшения числа  
числа повторений каждого упражнения и  
повторений каждого упражнения и прие­  
приемов массажа в комплексе  
мов массажа в комплексе  
   
     

 


Снижение нагрузки Повышение на1рузки    
     
Снижение темпа и амплитуды движений. Ускорение темна и увеличение амплитуды  
движений. Занятия проводить в среднем  
Занятия проводить в медленном и среднем  
темпе, а некоторые упражнения — и  
темпе в быстром    
     
     
Чаще включать паузы отдыха и дыхатель­ Реже включать паузы отдыха, давать ды­  
хательные упражнения не только стати­  
ные упражнения. Последние делать без  
ческие, но и с движением рук и ног ре­  
движения рук и ног ребенка (так называе­  
бенка (так называемые динамические  
мые статические упражнения)  
упражнения)    
     
     
Разбить основной комплекс, проводя его Дополнительно к основному комплексу  
повторять некоторые упражнения и прие­  
в течение дня в 2-3 приема  
мы массажа 3 5 раз в день по 5-8 минут  
   
       
  Исходное положение лежа. Когда ребе­  
  нок овладеет навыками движений в гори  
Исходное положение во время занятий — зонталышм положении (повороты туло­  
вища, ползание, самостоятельное приса-  
лежа  
живание и вставание), некоторые упраж­  
   
  нения давать в положении сидя*, а к 1  
  году — стоя    
       
Тон обращения к ребенку при проведении Наряду с обычным тоном обращения  
занятий негромкий, неторопливый,  
допустим более оживленный  
спокойный  
     
       

 

* Упражнения в положении сидя можно давать в том случае, если у ребенка в этом положении спина не круглая, а прямая.

 

При физическом воспитании недоношенных детей, учитывая несо­ вершенство дыхательной системы, обмена веществ, придается особо важное значение дыхательным упражнениям. Занятия необходимо на- ' чинать с дыхательных упражнений, а также перемежать ими некото­ рые упражнения комплекса. Дыхательные упражнения настоятельно рекомендуется проводить и самостоятельно 3-5 раз в течение дня. Они способствуют повышению снабжения всех органов и тканей, в том числе и центральной нервной системы, кислородом, улучшению общего состояния ребенка.

 

При проведении массажа надо помнить о том, что кожа у недоно­ шенных детей первых месяцев жизни тонкая, сухая, легко ранимая. В связи с этим вначале используют наиболее щадящие приемы массажа (поглаживание) и лишь постепенно вводят другие приемы (нежная виб­ рация, легкое растирание, похлопывание, разминание).


 

163



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.025 с.)