Генезис-развитие-кульминация-стагнация-кризис-гибель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генезис-развитие-кульминация-стагнация-кризис-гибель



Генезис-развитие-кульминация-стагнация-кризис-гибель

Сама цивилизация рождается как результат человеческих потребностей. Удовлетворение каждой потребности влечет за собой появление массы правил, норм, привычек, ритуалов, создание материальных объектов.

 

Человеческие потребности по Маслоу:

1)основные физиологические потребности (голод, жажда)

2)потребности безопасности (надежность, защищенность)

3)социальные потребности (принадлежность к группе, общественная деятельность, любовь)

4)потребности в самооценке (самоуважение, статус, признание)

5)потребности в самореализации(развитие личности, самосовершенствование)

 

Содержание понятий "цивилизация" и " общество " очень близко, но это разные понятия. Общество - это система сфер жизни человека, включающая в себя развитие всех типов культур в их взаимодействии. Совокупность локальных цивилизаций не исчерпывает всех существовавших общественных структур. Также не надо смешивать Ц. и культуру. Культура - это процесс постоянной творческой деятельности людей, направленной на преобразование действительности, она охватывает все времена и этносы. Ц. - это результат, а не процесс. Она показывает, насколько она может реализовать то достигнутое отдельными личностями в культурном развитии. Ц. и этнос - тоже разные понятия. Этнос - это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам и имеющий своеобразный стереотип поведения. Цивилизация социальна в отличие от этноса, который является природной общностью. Менталитет как тип мышления - важнейший цивилизационный фактор. Это мощный пласт сознания, где коренятся его автоматизмы и привычки, исторически обусловленные способы освоения мира. Все цивилизационные процессы выражены в языковых формах. Без языка немыслимо воспроизведение высших системообразующих ценностей цивилизации.

 

Типы цивилизаций:

В зависимости от принятого критерия типология цивилизаций может выглядеть по-разному. По времени существования - древнейшие, античные, средневековые, нового и новейшего времени, современные. По географическому положению - Цивилизация Междуречья, Ц. Мезоамерики, цивилизации "на великих реках" - Древнекитайская Ц. (на Хуанхэ), древнеиндийская (Инд), древнеегипетская (Нил). По религиозно-нравственным ценностным ориентациям - исламская, христианская, индо-буддийская, конфуцианская. По типу хозяйственной деятельности - аграрная (земледельческая), индустриальная, постиндустриальная (информационная). По способности и стремлению впитывать в себя достижения других культур - более открытые, менее открытые. По уровню межцивилизационных взаимодействий - локальные, особенные, мировая. По особенностям цивилизационного развития - традиционные, нетрадиционные, устойчивые, неустойчивые (отсюда - условное деление на Запад и Восток). По направленности развития - непрогрессивные, циклические, прогрессивные. Одна и та же локальная цивилизация может быть в зависимости от критерия охарактеризована с помощью этих параметров.

Билет 2. Рождение и развитие теории цивилизационных процессов.

Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце 18 — начале 19 века, но с ростом популярности в конце 19 — начале 20 века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться «локальные цивилизации». Фергюсон выделял значимость экономического развития для развития культуры и в дальнейшем для цивилизации.

Век

Мирабо Старший говорил, что цивилизованное общество – это идеальное общество, основанное на началах Разума и Справедливости.

Вольтер выделил великие эпохи цивилизаций. Считал, что развитие цивилизаций связано с развитием культуры, с прогрессом.

Дж. Вико основал теорию цикличности. Указывал на единство истории и цикличность ее развития.

Гердер считал, что высший принцип развития цивилизаций – осуществление гуманности.

Кант наметил различие между цивилизацией и культурой.

Век

Гизо заложил основы этноисторической концепции цивилизаций. Считал, что на развитие цивилизаций влияет идейно-нравственный фактор и материальные условия.

Конт говорил, что цивилизация (как и отдельный индивид) развивается по 3 стадиям интеллектуальной эволюции. Ввел термин «социология».

Гегель определял цивилизацию как позднейшую форму воплощения творческой силы духа (мышления).

Маркс и Энгельс считали, что цивилизация – это уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутой той или иной общественно-экономической формацией.

Спенсер (Бокль, Реклю, Мечников) выделяли географический фактор как силу, значимую для развития цивилизации.

Мальтус выделял перенаселение как фактор, влияющий на возникновение явлений, таких как революция и диктатура в цивилизациях.

Данилевский говорил, что нет всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций (культурно-исторических типов, имеющих 3 основные фазы развития).

 

Век-

Макс Вебер считал, что рационализация есть всемирно-исторический процесс, определяющий судьбу человека. Ценностные ориентации – важнейший элемент общественной жизни. Дал характеристику мировых религий.

Шпенглер сформировал идею уникальности развития общественных единиц. Главное в цивилизации – форма и стиль культуры.

Тойнби выделил этапы развития цивилизаций. Вся история как поиск человечеством некоего надприродного Универсума.

Ясперс говорил, что связь времен обеспечена достижениями «осевого времени». У человечества есть единые истоки и общая цель.

Школа «Анналов» (Марк Блок, Люсьен Февр, Бродель, Жак Ле Гофф) – рождение новой парадигмы. История наполняется человеческим содержанием и человеческой субъективностью.

Детерминизм – выделение единственного фактора, определяющего исторический процесс.

 

Циклы цивилизаций

На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет и угасание. Впрочем, не все локальные цивилизации проходят все стадии жизненного цикла, в полном масштабе разворачиваясь во времени. Цикл некоторых из них прерывается в силу природных катастроф (так произошло, например, с минойской цивилизацией), либо столкновений с другими культурами (доколумбовы цивилизации Центральной и Южной Америки, скифская протоцивилизация).

На этапе зарождения возникает социальная философия новой цивилизации, которая появляется на маргинальном уровне в период завершения предцивилизационной стадии (или расцвета кризиса предыдущей цивилизационной системы). К её составляющим можно отнести поведенческие стереотипы, формы экономической активности, критерии социальной стратификации, методы и цели политической борьбы. Поскольку многие общества так и не смогли преодолеть цивилизационный порог и остались на стадии дикости или варварства, учёные долгое время старались ответить на следующий вопрос. «Если предположить, что в первобытном обществе у всех людей был более или менее одинаковый образ жизни, которому соответствовала единая духовная и материальная среда, почему не все эти общества развились в цивилизации?»

Согласно мнению Арнольда Тойнби, цивилизации рождают, эволюционируют и адаптируются в ответ на различные «вызовы» географической среды. Соответственно, те общества, которые оказались в стабильных природных условиях, старались приспособиться к ним, ничего не изменяя, и наоборот — социум, который испытывал регулярные или внезапные изменения окружающей среды, неизбежно должен был осознать свою зависимость от природной среды, и для ослабления этой зависимости противопоставить ей динамичный преобразовательный процесс.

На этапе развития складывается и развивается целостный социальный порядок, отражающий базисные ориентиры цивилизационной системы. Цивилизация формируется как определённая модель социального поведения индивида и соответствующей структуры общественных институтов.

Расцвет цивилизационной системы связан с качественной завершённостью в её развитии, окончательным складыванием основных системных институтов. Расцвет сопровождается унификацией цивилизационного пространства и активизацией имперской политики, что соответственно символизирует остановку качественного саморазвития общественной системы в результате относительно полной реализации базовых принципов и перехода от динамичного к статичному, охранительному. Это составляет основу цивилизационного кризиса — качественного изменения динамики, движущих сил, основных форм развития.

На этапе угасания цивилизация вступает в стадию кризисного развития, крайнего обострения социальных, экономических, политических конфликтов, духовного разлома. Ослабление внутренних институтов делает общество уязвимым для внешней агрессии. В итоге цивилизация погибает или в ходе внутренней смуты, или в результате завоевания.

Политический строй.

Древнерусское государство 9—10 вв. — это раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Он управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки, детские). Суд, сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками, называвшимися мечниками, вирниками, емцами и др. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию русского государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани) с населения территорий, входивших в состав Древнерусского государства. С развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях. Города управлялись княжескими посадниками, а в наиболее крупных из них существовали должности тысяцкого и сотских.

В руках киевского князя были значительные военные силы, необходимые как для организации власти над населением, так и для расширения границ государства и его защиты. Эти военные силы состояли из войск вассальных князей и бояр и из собственной дружины. В особых случаях собиралось более широкое народное ополчение. В войске большую роль играла конница, пригодная как для далеких походов, так и для борьбы с конными отрядами южных кочевников. Известно, что во время походов на Балканы князь Святослав собрал 60-тысячное войско. В Древней Руси был значительный поденный флот, действовавший на реках и на Черном море.

 

Вывод

Таким образом, в 9—10 вв. на Руси утвердились феодальные отношения. Как видим, славяне в своем развитии миновали рабовладельческий строй. Чем это объясняется?

 

Ученые называют различные причины, К тому времени, когда у славян начался процесс разложения первобытнообщинного строя, они имели более совершенные орудия труда, чем те, которые были у других народов в период возникновения рабства. Труд рабов теперь был невыгоден. С другой стороны, природные условия, в которых жили славяне, не требовали массового применения труда рабов, как, например, в странах Востока, где для земледелия было необходимо сооружать огромные плотины и разветвленную сеть каналов, нуждавшихся в непрерывном надзоре и уходе. Причиной утверждения на Руси феодального строя явился и пример соседних стран, с которыми Русь поддерживала экономические связи, где уже господствовали феодальные отношения. Так же, как и в Западной Европе, в Древней Руси установился феодальный строй, при котором большая часть земли и власть принадлежали феодалам, эксплуатировавшим зависимых от них крестьян. Крестьяне в отличие от рабов получали от феодалов земельные наделы для своего пропитания, имели небольшие хозяйства и не являлись полной собственностью феодалов.

 

 

Билет 8. Вхождение Руси в систему европейско-византийского христианского мира. «Византийское наследство» в судьбе Руси.

В 988 г., при Владимире 1, в качестве государственной религии было принято христианство. Предпосылками к крещению Руси являлись следующие пункты:

 

ü Необходимость геополитического самоопределения Киевской Руси. Ликвидация ее изоляции.

ü Необходимость достижения национального сплочения восточно-славянских племен в форме единого гос-ва.

ü Потребность в укреплении великокняжеской власти.

ü Социальная несостоятельность язычества

Крещение Владимира и его приближенных было совершенно в г. Корсуни (Херсонес)- центр византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства человека перед Богом. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, христианство сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры.

Во главе православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви - десятину (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах 10 часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

 

Христианизация Руси происходила в 3 периода:

1 период - предфеодальный: христианство начало проникать к восточным славянам, жившим еще в условиях патриархально-общинного строя.

2 период - становление развития феодализма: в конце 10 века христианство стало гос. религией.

3 период - укрепление феодализма: в 13 веке христианство на Руси стало господствующей религией.

 

Значение принятия христианства на Руси

1.Укрепило международное положение Руси, сблизило с христианскими странами.

2.Способствовало укреплению государственности и развитию феодальных отношений. Освящало сословную иерархию.

3. Приобщало русское общество к культурным богатствам Византии.

4. Способствовало распространению письменности и грамотности.

5. Создание крупных материальных и художественных ценностей на Руси.

6. Христианство идеологически закрепило единство древнерусской народности и Древнерусского государства.

7. Начался процесс формирования христианской морали – более гуманной и высоконравственной.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

 

Западноевропейский город

Подъем западноевропейских городов длится с 9 по 11 вв. н.э. Существует несколько теорий возникновения средневекового города: рыночная, бурговая (на территории небольших городских укреплений), у стен монастырей, у ярмарок, у водных переправ или на территории, принадлежавшей сеньорам. В отличие от античного города, который был административным центром, средневековый город был больше экономическим центром – центром ремесла и торговли. Основным населением были ремесленники и торговцы, объединявшиеся в цехи (ремесленники) и в гильдии (купцы). Несмотря на то, что город был больше экономическим центром, он по-прежнему оставался центром религиозным и административным. Средневековый город имел ряд особенностей: небольшое по размерам население занималось с.-х., торговлей, ремеслом.

В случае если город был основан на территории какого-либо сеньора, то эти города начинали борьбу с сеньорами за получение прав, свободы. Объединялись все горожане вне зависимости от сословия.

Крупные города, которые были самостоятельными - города Италии, южной Франции, северной Германии (города, входившие в ганзейский союз). Ганза - союз свободных городов, контролирующих северо-европейскую торговлю. Став свободными, горожане начали иметь органы местного самоуправления. В условиях средневековой общины население городов составляло 3 сословие, которое сформировало свою особенную городскую культуру.

Древнерусский город

Русский город состоит из 2 частей: укрепленная часть города и посад, где жили ремесленники и купцы. Основой экономического роста городов являлось ремесло и торговля. Жители русских городов продолжали заниматься сельским хозяйством. Располагались на береговых путях. Русский город изначально принадлежал какому-либо князю. Русский город – центр государства, однако, не самостоятельный, не имеющий самобытной культуры, органов самоуправления и цеховой системы, как в восточном городе (ремесленники и торговцы не объединялись)

 

Восточный город

Ближневосточный город подчинен гос-ву. Управлялся наместниками и судьями. Ремесленники и торговцы не объединялись. Не имели органов самоуправления. Горожане не участвовали в решении общегородских дел. Государство контролировало общее развитие и экономику восточного города. Города были укреплены, на ночь ворота запирались. Город – религиозный и образовательный центр. В городах появлялись учебные заведения. В средневековом восточном городе были мечети, при которых организовывались медресы (университеты).

 

И западный, и русский, и восточный города находились на возвышенности, на торговых путях, были укреплены. Западноевроп. в экономическом плане был городом более развитым (имел цехи, гильдии, которые контролировали качество, цены продукции (эконом. деятельность). Вост.город не имел такой возможности. Р.город не был экономически самостоятельным. Социально – политическое устройство наиболее развито в западноевропейском городе, т.к. обрели самостоятельность, были органы самоуправления, горожане оформились в 3 сословие. Вост. и русс. Города не имели самостоятельности и органов самоуправления, однако, в русском городе было вече.

Все города были центрами образования и культуры. Тем не менее, в западном городе, сложилась особенная городская культура.

 

КРАТКО

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало 14— последняя четверть 16 веков и в некоторых случаях — первые десятилетия 17 века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

 

Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком 19 века Жюлем Мишле.

 

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

 

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине 15 века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

 

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в 13 и 14 веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов 15 века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу 15 века оно достигло своего наивысшего расцвета. В 16 веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

 

Человек эпохи Возрождения

Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье.

Деятели: Боккаччо, Петрарка, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи.

 

 

Реформация (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе 16 — начала 17 веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

 

Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья.

 

Основной причиной Реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то время феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь. Интересы и чаяния зарождающегося класса капиталистов по итогам Реформации нашли проявление в основании протестантских церквей, призывающих к скромности, экономии и накоплению капитала, а также формировании национальных государств, в которых интересы церкви уже не играли главную роль.

 

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.

Комплекс мер, предпринятый католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.

НЕ КРАТКО

Культура Ренессанса зародилась во второй половине XIV в. И продолжала развиваться на протяжении ХV и XVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.

В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно - денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия, чему в немалой степени способствовали: высокий уровень урбанизации, подчинение деревни городу, широкий размах ремесленного производства, финансового дела, ориентированных не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Складывание новой культуры было подготовлено и общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходился с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой богатству. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей. Складывалась мораль, оправдывающая “честное обогащение”, радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков.

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал Возрождение как "величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".

1. Культура Возрождения. XIII - XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира - империя и папство переживал глубокий кризис. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий во всех областях жизни процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

Это не означает, что средневековье отступило перед новыми веяниями: в массовом сознании традиционные представления сохранялись. Противостояла новым идеям церковь, используя средневековое средство - инквизицию. Идея свободы человеческой личности продолжала существовать в обществе, разделенном на сословия. Не исчезала до конца феодальная форма зависимости крестьян, а в некоторых странах (Германии, в Центральной Европе) произошел возврат к крепостничеству. Феодальная система проявляла достаточно большую жизнестойкость. Каждая европейская страна изживала ее по-своему и в своих хронологических рамках. Капитализм долгое время существовал как уклад, охватывая лишь часть производства и в городе, и в деревне. Тем не менее патриархальная средневековая медлительность стала отступать в прошлое.

Огромную роль в этом прорыве сыграли Великие географические открытия. В 1456 году португальские корабли достигли Зеленого мыса, а в 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. Осваивая побережье Африки, португальцы одновременно посылали корабли в открытый океан, на запад и юго-запад. В результате на картах появились неизвестные раньше Азорские острова и острова Мадейра. В 1492 г. свершилось великое событие - Х. Колумб в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию, о которых раньше имели лишь самое смутное представление. С 1510 г. начинается завоевание Америки. В XVII в. была открыта Австралия.

Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара.

Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически творческой человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза также субъективистски индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий. Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида в противовес надмировой божественной личности в средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У. Шекспира, М. Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично - средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев.

Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Но в эпоху Возрождения существовала и другая тенденция – ощущение человеком трагичности своего существования.

2. Деятели Ренессанса. Ранние гуманисты: поэт философ Ф. Петрарка (1304- 1374), писатель Дж. Боккаччо (1313- 1375) - хотели создать прекрасную человеческую личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому прежде всего пытались изменить систему образования: ввести в нее гуманитарные науки, сделав акцент на изучении античной литературы и философии. При этом гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Скорее, они стремились совместить две шкалы ценностей.

В своей “Исповеди” Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу, но не менее важно и осознание ценности земного бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом, устранялось средневековое противопоставление плоти и духа. Реабилитация земного проявлялась в ту эпоху, прежде всего, в апологии красоты мира и человеческого тела, плотской любви.

Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.068 с.)