Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте.



Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте.

Предмет исторической науки – движение общества во времени, прошлое стран, народов, человечества, отдельных сторон деятельности общества. Содержание истории – исторический процесс, который раскрывается в явлении жизни людей. Задачи истории: 1) Изучение исторического процесса с целью лучшего понимания действительности. 2) Объяснение явлений и событий с позиции объективности и критицизма. 3) Поиск причинно-последственных связей как основы событий. 4) Пробуждение исторической памяти, национального самосознания. 5) Воспитание патриотизма, ответственности за судьбу страны. История тесно связана с другими гуманитарными дисциплинами: социологией, психологией, культурологией и др. В отличие от других наук история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни (экономики, политики, быта, культуры). История выполняет несколько значимых функций: 1) Теоретика познавательная. 2) Интеллектуально-развивающая. 3) Практика-политическая.

4) Патриотическо-воспитательная. 5) Формирования мировоззрение. Более 2-х тыс. лет назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и сегодня. Представители идеалистической концепции считают, что дух, разум, сознание первичны и более важны, чем природа и материя и, что именно они основа исторического процесса. Материалистическое направление считает, что материальная жизнь определяет сознание людей и, что экономические процессы определяют и духовное развитие. Современная отечественная историческая наука использует диалектико-материалистический метод исследования, который рассматривает развитие общества как натурально-исторический процесс, что определяется объективными закономерностями и находится под воздействием объективных факторов (деятельности масс, классов, партий, личностей). Все исторические факты изучаются с помощью принципов историзма, объективности, социального подхода, альтернативности.

 

Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.

Формац. подход (теория соцю- экономич. формаций) – в совецком союзе. Согласно теории можно выделить 5 формаций: 1. Первобытнообщинная; 2. Рабовладельческая; 3. Феодальная; 4. Капиталистическая; 5. Комунистическая. По данной теории законы развития общества зависят от развития производ. Сил, классовой борьбы и соц. революций. Сегодня теория формаций подвергается большинством ученых. 5 ее формаций не нащли всеобщего подтверждения не на одном континенте. На ряду форм. выдел. и цивилизац. Теорию. Заключ. в кач. главного объекта познания и опис. человеч. истории. Цивилиз. теория включает з исходных принципа: 1. Объектом является не соц.- эк. формы, не формы собственности, а человеч. общества.; 2. Человек исслед. во всех своих свойствах и проявлениях жихни; 3. Все сферы жизни общества: экономика, политика, право, культура, мораль, религия, этнич. ценность является равнонеобходимыми звеньями исторического процесса. Цивилиз. теория посвящена объяснению динамики и механизмов развития общества отбору в ходе этого процесса ценностей образующих основу универсальной цивилизации. Цивилизация – одно из самых ключевых понятий соврем., соц., гуманист. науки. Употребл. эквивалентом слова культура – в современное время. Научное понимание связано со спецификой предмета исследования. Что касается истории: несколько классифик. этого термина: * по типу хоз. деят.: - земледельческая; - индустриальная; * в зависимости от контакта с др. цивилиз.: - открытые; - закрытые; * в заваис. от двух главн. противостояний в мировой истории: - восточная; - западная; - промежуточная; * в завис. от способа производства: - первобытная; - рабовладельческая; - феодальная; - буржуазная; - социалистическая.; * в наст. время ученые в основу цивилизации все чаще кладут понятие культуры: - традиционная; - техногенная. Для техногенной характерно: 1. Особое представление о природе – сфера приложения сил человека.; 2. Человек рассматривается как активное существо которое призвано преобразовывать мир.; 3. Деятельность человека направлена на преобразование предметов, а не на самого себя.; 4. Акцент делается на развитие техники и технологии. Традиционная: 1. Не вмешательство в природу(человек - созирцатель); 2. Направленность человеком на совершенствование самого себя.; 3. Направленность на развитие техники и технологий, на автономию личности.

 

Каменный век на территории Беларуси.

палеолит (100-10 тыс. лет до н.э.). В это время усовершенствовается производство - от ручного рубила до наконечников стрел и костяных гарпунов. В основном преобладает охота. мезолит (10-5 тыс. лет до н.э) который характеризуется потеплением климата, широким распространением составных частей вкладышевых пред­метов, изготовлением кремниевых и костяных изделий и орудий труда. Присваивающее хозяйство - охота, рыболовство и собирательство - достигло максимальной продуктивности; неолит (5-3 тысячелетия до н.э.), который получил свое название в связи с появлением новой техники обработки камня - шлифования и сверления. Начинается изготовление глиняной посуды, Зарождаются производящие формы хозяйства земледелие и скотоводство. неолит революция - переход от присваив. к производящ. Хозяйству. Каменный век на территории Беларуси, по мнениям ученых, окончился примерно 3 тыс. лет до н. э. За этот период произошло несколько наступлений ледника. Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных инструментов, которые секут, режут и колют. На территории, что оставалась свободной от ледяного покрова во время отходов ледника, люди занимались собирательством корней, клубней. Для этого они использовали палки - капалки острые камни. Занятиям людей тоже было загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных посредством каменных остроконечников, ножей, топоров, копий (копий). Люди использовали удочку, костяные гарпуны, сети, крючки при рыбной ловле. Особенностью занятий людей каменного века было то, что они брали от природы все в готовом виде. Такой вид хозяйства называют потребительским. После отхода последнего ледника произошло потепление. Бывшая ледяная пустыня покрылась реками и озерами, лесом, была населено дикими зверями. Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогал собака - первая прирученная человекам животное. Люди переходили к оседлой жизни, изобрели лук и деревянные стрелы с каменными наконечниками, сверленые и шлифованные каменные топоры. Люди изготавливали остродонную глиняную посуду, которая втыкалась в земляной пол жилья или в центр костра, ведь в то время еще ни знали, что такое стол. Незаменимым материалам для изделия инструментов работы стал кремень. Его добывали в первобытных шахтах - вертикальных колодцах глубиной 3-5 м; найденный археологами около поселка Красносельский Волковысского района. Первым известным коллективам людей был первобытное человеческое стадо. Достоверно, краманьёнцы жили общинами, которые объединяли 50-70 кровных родственников, во главе с избранным старейшинам. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые историки разделяют мысль о том, что родственность первоначально считалась по материнской линии, ведь женщина отыгрывала определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок жизни называют матриархатом.

 

Статус ВКЛ 1588 г. и его значимость в сохранения государственно-правового статуса ВКЛ.

Беларусь в войне 1812 г.

В июне 1807 Года в Тельзите между русским царем Александром и Наполеоном был заключен мир между Францией и Россией. По которому Наполеон стал императором и согласился на участие Росси в блокаде против Англии. Чтобы добиться поддержки у польских землевладельцев наполеон накануне войны пообещал обновить РП в границах 1772г.поэтому значительная часть шляхты перешла на сторону Наполеона.Во второй половине 1810г. правительство России стало готовиться к войне.Было очевидно что Беларусь и Литва будет ареной битвы т.к. тут сосредотачивались все военные силы.А в начале 1811г.на территории Беларуси и Литвы было сосредоточено до 100т.войск. В ночь на 12 июня 1812 г. 600-тысячная армия Наполеона перешла Неман по которому проходила граница между Россией и Пруссией. на границе Литвы и Белоруси и Сев.Украины были сконцентрированы3 армии:I-я Западная (120т.),-я Западная(50т.),3-я Западная(44т.). На территории Беларуси был размещен резервный корпус ген.Артеля(37т.). Согласно первому плану русские войска разделились на 2 части. Но это было не правильно.Поэтому Наполеон вклинился между 2-я армиями и хотел разбить их порознь.16 июня Наполеон занял Вильню.7-28 июня состоялась битва около местечка Мир,шли бои около деревень Островна и Комарин так же бои под Полоцком. 28 июня 1812г. Наполеон занял Вильню.9-10 июля состоялась битва под Миром.22 июля битва под Могилевом у деревни Солтановка. В июле 1812 большая часть Беларуси была занята войскми Наполеона. 1 июля 1812 была создана комиссия временного управления ВКЛ в Вильно:взыскание налогов,организация вооруженных сил,формирование жандармерий.Таким образом на территории Беларуси действовали местная и французская администрации. Французская армия 26августа 1812 г. встретила отпор со стороны Российских войск около д.Бородино.23 октября освобожден Полоцк,Французская армия потеряла 8 тысяч человек.26 октября был взят Витебск,14 ноября Наполеон пришел к Березине. С 15-16 ноября-переправа французов. 20т. Французов погибло На Березине.22ноября возле Молодечно разбит последний организованный отряд французов.Из Сморгони Наполеон убежал в Париж.Война 1812 принесла потери. Беларусь Потеряла 1 млн. жителей.Витебск,Полоцк,Минск и др. разграблены и сожжены. 12 декабря Александр I подписал манифест провозглашавший забвение прошлого,всеобщее прощение.

Образование Беларуской советской социалистической республики.

Становление государственности Беларуси на советской основе прошло также сложный путь. Несмотря на «Декларацию прав народов России», правительство РСФСР не шло дальше позиции «областничества» в решении национального вопроса. Комиссия ВЦИК РСФСР предложила на территории бывшей царской России ликвидировать национальный раздел и создать, кроме Московской, еще три области (Коммуны): Западную, Северную и Уральскую. Западную область предполагалось создать в составе Смоленской, Витебской, Могилевской, Черниговской, Минской, Виленской и Ковенской губерний с областным центром в Минске. На таких позициях стояло и руководство Северо-Западного обкома РКП(б), облисполкома и СНК Западной области и фронта. Они считали Беларусь территориальной единицей РСФСР. Их взгляды формировались под влиянием идеи мировой социалистической революции, а в самоопределении народов, образовании национальных государств, границах видели препятствие на пути к ней. Они аргументировали это тем, что белорусы не являются самостоятельной нацией, поэтому принцип самоопределения им не подходит. Другую позицию занял Белорусский национальный комиссариат (Белнацком), созданный 31 января 1918 г. при Народном комиссариате по национальным делам. Руководители Белнацкома А. Червяков, Д. Жилунович и другие считали необходимым создание БССР. Эту позицию поддерживали бел секции РКП(б), организованные из числа беженцев - белорусов в Петрограде, Москве, Саратове и др городах. Белнацком развернул широкую работу по созданию национальной государственности, развитию бел культуры, организовал в Москве два съезда беженцев-белорусов. 21-23 декабря 1918 г. в Москве состоялась конференция белорусских секций РКП(б). На ней было избрано Центральное бюро (ЦБ) белорусских коммунистических секций РКП(б), председателем которого стал Д. Жилунович. Конференция признала необходимым создание Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси. Центральному бюро было поручено, после назначенной на конец 1918 г. VI Северо-Западной конференции РКП(б), созвать Всебелорусский съезд коммунистов и создать национальный партийный центр. ЦК РКП(б), учитывая предложения ЦБ белорусских секций и Белнацкома, 24 декабря 1918 г. принял решение о необходимости создания Белорусской Советской Социалистической Республики. 27 декабря 1918 г. состоялось совещание работников Белнацкома, ЦБ белорусских секций и представителей Северо-Западного обкома РКП(б). На нем были решены вопросы о формировании правительства Советской Беларуси, определении ее границ и составе ее правительства. Д. Жилуновичу и А. Червякову было поручено подготовить Манифест Временного революционного рабоче-крестьянского правительства. 30 декабря 1918 г. в Смоленске состоялась VI Северо-Западная областная конференция РКП(б), которая объявила себя Первым съездом Коммунистической партии (большевиков) Беларуси (КП(б)Б). Было избрано Центральное Бюро КП(б)Б. Конференция приняла постановление о границах Беларуси. В соответствии с ним, в ее состав входили Минская, Могилевская, Смоленская, Витебская, Гродненская губернии с частями прилегающих к ним территорий, населенных по преимуществу белорусами. 1 января 1919 г. был обнародован Манифест о провозглашении Белорусской Советской Социалистической Республики. 7 января Временное рабоче-крестьянское правительство БССР переехало в Минск. В начале 1919 г. руководители Польши начали подготовку к войне с Советской Россией. Учитывая претензии Польши на западную часть Беларуси и Литву, ЦК РКП(б) 16 января 1919 г. принял решение о выводе из состава БССР Смоленской, Витебской и Могилевкой губерний и присоединение их к РСФСР, а Минскую и Гродненскую губернии объединить с Литовской ССР. Создавалось буферное государство между Россией и Польшей. 2-3 февраля 1919 г. в Минске состоялся I Всебелорусский съезд Советов, на котором от имени законодательного органа Советской России была оглашена декларация «О признании независимости Белорусской Советской Социалистической Республики», декларация «Об установлении федеральной связи БССР и РСФСР». Съезд принял решение о необходимости объединения БССР с Литовской ССР. В соответствии с принятой на съезде Конституцией БССР верховная власть в республике принадлежала съезду Советов. В период между съездами ее осуществлял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) БССР, подотчетный съезду Советов. В состав ЦИК было избрано 50 человек (председатель А. Мясников). Функции постоянного правительства БССР возлагались на Большой президиум, который формировался ЦИК БССР. В его составе руководящую роль играли бывшие руководители Западной области, а представители Белнацкома и белорусских организаций были лишены должностей наркомов. I съезд Советов Литвы 18-20 февраля 1919 г. также высказался за объединение республик. Объединенное заседание ЦИК Белорусской ССР и ЦИК Литовской ССР, состоявшееся в Вильно 27 февраля 1919 г., сформировало правительство Литовско-Белорусской ССР - Совнарком во главе с В. Мицкявичусом-Капсукасом и избрало ЦИК Литвы и Беларуси во главе с К. Циховским. Официальным названием новообразования стало - Социалистическая Советская Республика Литвы и Беларуси (ЛитБел). Столицей стал г. Вильно. В марте 1919 г. была образована единая Коммунистическая партия Литвы и Беларуси. Председателем Президиума ЦК избран В. Мицкявичус-Капсукас, секретарем - В. Кнорин. В связи с нападением польских войск правительство ЛитБел ССР 28 апреля переехало в Минск, а 16 июля СНК ЛитБел прекратил свою деятельность. Управление свободными уездами было передано Минскому губревкому.

56.Политическое и экономичное положение БССР в годы проведения "новой экономичной политики".

Новая экономическая политика (НЭП) пришла на смену политики «военного коммунизма» в марте 1921 г. НЭП – попытка совместить социалистические принципы управления экономикой с допущением рыночных отношений и частного капитала. Основные черты НЭПа: 1) В сельском хозяйстве: а) замена продразверстки продовольственным налогом (устанавливался как долевое отчисление от произведенного крестьянами продукта, его размеры объявлялись до посевной и не могли меняться в течение года); б) право крестьянами свободно распоряжаться излишками продукции; в) свобода выбора форм землепользования (т.е. признание свободы разных форм землепользования: община, кооператив, единоличное хозяйство); г) разрешение аренды земли и использование наемного труда; д) развитие всех форм кооперации. В БССР широкое распространение получила хуторская форма хозяйствования (это – главная особенность сельского хозяйства БССР в условиях НЭПа). 2) В промышленности: а) децентрализация управления и широкая автономия государственных предприятий. Все государственные предприятия объединились в тресты, получившие широкие полномочия («хозяйственный расчет»): самостоятельно решали, что производить, где реализовывать продукцию, все расходы – зарплату, покупку сырья, оборудования – оплачивали из своих доходов. В БССР в 1924 г. было 9 трестов; б) допущение частного капитала в промышленность (разрешалась сдача в аренду мелких и частично средних предприятий частникам, а также открывать частные промышленные предприятия). В БССР роль частника в промышленности была выше, чем в центре СССР, т.к. преобладала мелкая промышленность. 3) Разрешение свободной торговли. 3 вида торговли: частная, государственная, кооперативная при их конкуренции на равных условиях. 4) Финансовая стабилизация в результате к твердой денежной единицы. Проведение НЭПа позволило в короткий срок восстановить промышленность, стабилизировать экономику, поднять материальное положение населения. В конце 20-х гг. – курс на сворачивание НЭПа, переход к созданию жесткой административно-командной системы. Причины: а) представления в руководстве о НЭПе как временном отступлении от пути построения социализма; б) экономические кризисы НЭПа (3 основных); в) рост социального расслоения населения; г) отсутствие умения у руководства страны действовать в условиях рынка.

Предмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте.

Предмет исторической науки – движение общества во времени, прошлое стран, народов, человечества, отдельных сторон деятельности общества. Содержание истории – исторический процесс, который раскрывается в явлении жизни людей. Задачи истории: 1) Изучение исторического процесса с целью лучшего понимания действительности. 2) Объяснение явлений и событий с позиции объективности и критицизма. 3) Поиск причинно-последственных связей как основы событий. 4) Пробуждение исторической памяти, национального самосознания. 5) Воспитание патриотизма, ответственности за судьбу страны. История тесно связана с другими гуманитарными дисциплинами: социологией, психологией, культурологией и др. В отличие от других наук история рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует совокупность явлений общественной жизни (экономики, политики, быта, культуры). История выполняет несколько значимых функций: 1) Теоретика познавательная. 2) Интеллектуально-развивающая. 3) Практика-политическая.

4) Патриотическо-воспитательная. 5) Формирования мировоззрение. Более 2-х тыс. лет назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и сегодня. Представители идеалистической концепции считают, что дух, разум, сознание первичны и более важны, чем природа и материя и, что именно они основа исторического процесса. Материалистическое направление считает, что материальная жизнь определяет сознание людей и, что экономические процессы определяют и духовное развитие. Современная отечественная историческая наука использует диалектико-материалистический метод исследования, который рассматривает развитие общества как натурально-исторический процесс, что определяется объективными закономерностями и находится под воздействием объективных факторов (деятельности масс, классов, партий, личностей). Все исторические факты изучаются с помощью принципов историзма, объективности, социального подхода, альтернативности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.01 с.)