Сравнительная характеристика различных видов транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика различных видов транспорта



Транспортная система может рассматриваться и как целостная отрасль народного хозяйства, и как совокупность конкурирующих друг с другом транс - портных предприятий. В связи с этим возникает необходимость выбора транс - порта в зависимости от вида перевозимого груза, от целей, преследуемых гру­зовладельцем.

Основными количественными показателями, характеризующими рас­пределение объема перевозочной работы по видам транспорта, являются объем перевозок грузов (в тоннах) и грузооборот (в тонно-километрах). Грузооборот является интегрированным показателем, который учитывает не только количе­ство перевезенных грузов, но и расстояние перевозки.

Грузооборот зависит от множества производственных и географических факторов. К таким факторам можно отнести размещение производительных сил, наличие природных богатств в регионе, уровень развитости промыш­ленности, сельского хозяйства капитального строительства, товарооборота в регионе и в целом по стране.

В табл. 1.6 и 1.7 дана динамика объемов перевезенных грузов и грузо­оборота за последние несколько лет. Из данных, приведенных в таблицах, вид­но, что снижение экономических показателей работы транспорта началось с момента снижения объемов производства в различных отраслях народного хо­зяйства, обусловленного распадом СССР и экономическим кризисом. С наступ­лением относительной стабилизации в экономике страны уровень производства стал повышаться, а значит, и объемы перевозок стали возрастать. Однако доли каждого вида транспорта в общем объеме транспортной работы изменились не­существенно.

Таблица 1.6

Грузооборот по видам транспорта общего пользования (млрд. тонно-километров)

                 
Транспорт -всего 4697,8 3532,6 3479,5 3591,6 3801,7 4105,7 4372,0 4490,8
в том числе, по ви­дам:                
железнодор ожный                
автомобильны й                
трубопроводный                
мор ской                
внутренний вод­ный                
воздушный 1,8 1,6 2,5 2,6 2,7 2,7 3,0 2,8

Таблица 1.7

 

Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (млн. тонн)

                 
Транспорт -всего 4849,4 3457,6 2559,8 2609,9 2612,9 2755,8 2867,9 3058,8
в том числе, по ви­дам:                
железнодор ожный                
автомобильный                
трубопроводный                
мор ской                
внутренний водный                
воздушный 1,4 0,6 0,8 0,9 0,9 0,8 0,9 0,8

 

Как видно из таблиц, ведущее место по грузообороту в России за­нимает железнодорожный транспорт. Такая ситуация связана с тем, что именно этот вид транспорта обеспечивает перемещение больших объемов груза на дальние расстояния. По объему перевозок железнодорожный транспорт стоит на втором месте. Первое место по объему перевезенных грузов занимает авто­мобильный транспорт, тогда как по грузообороту его позиции средние - чет­вертое место в ранге. Это объясняется тем, что среднесетевая дальность пере­возки на железнодорожном транспорте составляет 1200 км, тогда как на авто­мобильном - только 21 км.

Второе место по грузообороту занимает трубопроводный транспорт. Дан­ный вид транспорта является экономически важным для России, так как он наиболее качественно и недорого обеспечивает транспортировку нефти и газа.

В настоящее время наблюдается повышение дальности перевозок. При­чина этого - увеличение объема внешнеторговых операций, которые требуют транспортировки в мировых масштабах. Такие перевозки в большинстве обес - печиваются морским торговым флотом. Как правило, это экспорт лесных и не­которых строительных и промышленных грузов.

Воздушный транспорт имеет самую низкую долю объема перевозок и грузооборота. Это связано с небольшой вместительностью подвижного состава, а значит, и с ограниченностью номенклатуры грузов, принимаемых к перевоз­ке. Если в США, Западной Европе и Японии ежегодно на значительные рас - стояния перевозится около 20 млн. т, и в основном в перечень грузов входят ценные предметы (компьютерная техника, драгоценности и др.), то в России эта цифра составляет в среднем 2 млн. т, а в номенклатуру грузов входит в боль­шинстве своем почта.

Таким образом, говорить о чистой конкуренции между видами транс - порта сложно. Каждый вид транспорта настолько дифференцированно решает проблемы перевозки, что альтернативы, как правило, не остается. У каждого вида транспорта имеются свои приоритетные виды груза, каждый гру­зовладелец ограничен в выборе характеристик груза и подвижного состава. Поэтому распределение перевозок грузов условно можно назвать оптимальным.

Однако в настоящее время появилась масса различных компаний, за­нимающихся транс портно-экспедиционным обслуживанием. В услуги данных компаний входит выбор наиболее оптимальной схемы перевозки, выбор транс - порта, оформление транспортных документов и т. п. Такие компании сотрудни­чают сразу с несколькими видами транспорта, что позволяет рацио­нализировать перевозку. Большое количество таких фирм предполагает чистую конкуренцию, поэтому у заинтересованных грузовладельцев сейчас появилась возможность более выгодно перевезти свой груз.

Характеристика грузопотоков

Грузовые потоки представляют собой перемещение определенной транс - портной массы (груза) по конкретному расстоянию, в конкретном направлении.

Грузопотоки формируют и поддерживают транспортно-экомические свя­зи, которые, в свою очередь, необходимы для товарообращения. Грузовой по­ток образуется непосредственно в процессе перемещения товаров между пунк­том производства и пунктом потребления.

Качественная и сравнительная характеристика грузопотоков помогает в анализе существующего положения на транспортном рынке, что, в свою оче­редь, позволяет оптимизировать некоторые показатели деятельности всей транспортной системы: выявить излишние нерациональные перевозки, опреде­лить сферы эффективного использования того или иного вида транспорта, а также построить прогнозы и обосновать перспективы их развития.

Существует три классификации грузопотоков: по назначению, по родам грузов, по видам транспорта. Классификация по назначению подразумевает разделение грузов по топографическому признаку. По данной классификации различают следующие виды грузопотоков:

- международные - грузы перемещаются между странами в процессе экс - портно-импортного товарооборота;

- межрайонные - грузопоток предполагается в масштабах страны, между различными регионами;

- местные - транспортировка груза происходит внутри определенной эко­номической области или на полигоне транспортного объединения (внут­ри отдельной железной дороги);

- внутрихозяйственные - грузы перемещаются в пределах одного предпри­ятия.

Классификация грузопотоков по видам грузов выявляет приоритетные на данном виде транспорта виды груза. Данный вид классификации дает возмож­ность анализировать структуру грузопотока, что в некоторой степени позволяет специализировать подвижной состав и географически оптимизировать направ - ления перевозок. В этом случае для каждого вида транспорта выделяют но­менклатуру грузов. Обычно выделяют 6-8 основных видов груза, занимающих наиболее весомое место в структуре грузопотока (табл.1.8).

Таблица 1.8

Грузопотоки по видам транспорта

Желе знодорожный транспорт Внутренний водный транс­порт Морской транспорт
группа грузов доля, % группа грузов доля, % группа грузов доля, %
Минеральные строительные ма­териалы 22,7 Минеральные строительные мате­риалы 51,6 Нефтегрузы 45,0
Каменный уголь 20,8 Лесные грузы 22,4 Минеральные строительные ма­териалы 9,9
Нефтегрузы 13,9 Каменный уголь 8,4 Руды всякие 8,5
Руды всякие 8,5 Руды всякие 3,4 Хлебные грузы 7,0
Черные металлы 4,8 Нефтегрузы 2,9 Лесные грузы 6,4
Хлебные грузы 4,1 Хлебные грузы 2,0 Каменный уголь 5,9
Лесные грузы 5,6 Химические и мине­ральные удобрения 0,7 Черные металлы 4,6
Химические и минеральные удобрения 2,8 Черные металлы 0,6 Химические и ми­неральные удобре­ния 4,0
Итого основных грузов 83,2 Итого основных грузов 92,0 Итого основных грузов 91,4
Прочие 16,8 Прочие 8,0 Прочие 8,6
Всего 100,0 Всего 100,0 Всего 100,0

Таблица 1.9

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 943; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.007 с.)