IX. Продление действия ученического договора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IX. Продление действия ученического договора



 

Ученический договор продлевается в следующих случаях:

а) на время болезни;

б) прохождение учеником военных сборов;

в) на время отпуска;

г) в других перечисленных случаях.

 

Работник: Организация:

______________________________________ Юридический адрес: _______________

(фамилия, имя, отчество, год рождения) __________________________________

Проживает по адресу: __________________________________

______________________________________ N телефона _______________________

______________________________________ N факса __________________________

Паспорт: серия _______ N _____________ Банковские реквизиты _____________

Выдан "___" _____________ 20__ г. __________________________________

 

6. Содержание ученических договоров определяют следующие нормативные правовые акты:

Постановление Минтруда России от 14 ноября 2000 г. N 81 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих", выпуск 6, разделы: "Бурение скважин", "Добыча нефти и газа";

Постановление Минтруда России от 14 ноября 2000 г. N 80 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих", выпуск 32, раздел "Химико-фотографическое производство";

Постановление Минтруда России от 12 октября 2000 г. N 73 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих", выпуск 50, раздел "Добыча и переработка рыбы и морепродуктов";

Постановление Минтруда России от 11 октября 2000 г. N 72 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих", выпуск 10, раздел "Производство часов и технических камней ремонт часов";

Постановление Минтруда России от 17 апреля 2000 г. N 32 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих", выпуск 13, раздел "Жестяно-баночное и тубное производство";

Постановление Минтруда России от 13 апреля 2000 г. N 30 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих", выпуск 53, раздел "Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)";

Постановление Минтруда России от 21 января 2000 г. N 5 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих", выпуск 20, разделы: "Общие профессии производства изделий электронной техники", "Полупроводниковое производство", "Производство радиодеталей", "Электровакуумное производство", "Пьезотехническое производство";

Постановление Минтруда России от 29 июня 1998 г. N 26 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56";

Постановление Минтруда России от 30 января 2002 г. N 4 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих", выпуск 55, разделы: "Общие профессии полиграфического производства", "Формные процессы полиграфического производства", "Печатные процессы", "Брошюровочно-переплетные и отделочные процессы", "Шрифтовое производство";

Постановление Минтруда России от 8 июня 1998 г. N 22 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуски 3 и 56";

Постановление Минтруда России от 1 июня 1998 г. N 20 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1";

Постановление Минтруда России от 29 июня 1998 г. N 26 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56";

Постановление Минтруда России от 25 декабря 1996 г. N 25 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56";

Постановление Минтруда России от 19 декабря 1996 г. N 18 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56";

Постановление Минтруда России от 29 августа 2001 г. N 65 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих", выпуск 37, разделы: "Общие профессии лесозаготовительного производства", "Лесозаготовительные работы", "Лесосплав", "Подсочка леса", "Заготовка и переработка тростника";

Постановление Минтруда России от 11 ноября 1996 г. N 6 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56";

Постановление Минтруда России от 26 марта 2002 г. N 24 "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих", выпуск 22, раздел "Производство и ремонт летательных аппаратов, двигателей и их оборудования";

Постановление Минтруда России от 12 мая 1992 г. N 15а "О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России".

7. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 принят Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367.

8. Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93 утв. Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 298 (извлечение).

Общероссийский классификатор занятий (далее - ОКЗ) разработан в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики исходя из требований развития рыночной экономики.

ОКЗ представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований и обеспечить возможность проведения статистических сравнений, учета и анализа в интересах осуществления рациональной политики занятости.

Систематизация видов трудовой деятельности (занятий), принятая в ОКЗ, в основном соответствует Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ) и имеет иерархическую четырехуровневую структуру.

ОКЗ предназначен для решения широкого круга задач, касающихся регулирования социально-трудовых отношений, а также связанных с оценкой состояния и динамики изменений структуры рабочей силы, анализом и прогнозом показателей в сфере занятости и профессионального образования.

Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие), основу которого составляют квалификация (профессиональное мастерство) и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход.

Объектами классификации являются однородные с точки зрения содержания работ укрупненные группировки профессий рабочих и должностей служащих.

Структурно классификатор состоит из девяти укрупненных групп, подразделяющихся на подгруппы, составные группы и базовые группы:

1. Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий.

2. Специалисты высшего уровня квалификации.

3. Специалисты среднего уровня квалификации.

4. Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием.

5. Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности.

6. Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства.

7. Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр.

8. Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики.

9. Неквалифицированные рабочие.

В качестве признаков для определения общности (сходства) работ и группировки занятий положены характеристики занятий: содержание функций (выполняемых работ), предметы и орудия труда, масштаб и сложность руководства, конечные результаты трудовой деятельности и др., определяющие квалификацию и специализацию работников.

Критерием квалификации является уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые в совокупности образуют необходимые предпосылки для выполнения работы определенной сложности. Указанный критерий применяют для идентификации всех видов трудовой деятельности и формирования укрупненных групп, за исключением группы руководителей (представителей) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий.

В ОКЗ выделено четыре уровня квалификации. Первый уровень квалификации соответствует основному общему образованию и среднему (полному) общему образованию, установленным Законом Российской Федерации "Об образовании"; второй уровень квалификации - начальному профессиональному образованию; третий - среднему профессиональному образованию; четвертый - высшему профессиональному образованию и послевузовскому профессиональному образованию.

При классификации занятий учитывают, что определенный уровень квалификации может быть достигнут не только профессиональным образованием или специальной подготовкой, но достаточно часто его достигают опытом практической работы. Однако для занятий, требующих высокого уровня квалификации, образование и специальная подготовка играют определяющую роль.

Критерий профессиональной специализации характеризуется сферой приложения труда. На основании этого критерия устанавливают тип необходимых знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения обязанностей и трудовых функций. Его используют в качестве основы при определении видов деятельности, производственных процессов, обрабатываемых сырья и материалов, результатов труда и т.п.

На каждом последующем уровне сгруппированы виды занятий с учетом более глубокой специализации.

Подгруппы в ОКЗ сформированы на основе критерия профессиональной специализации. В одном случае это тип необходимых знаний, в другом - используемые инструменты, применяемые материалы или вид производимого продукта и оказываемых услуг. По данному критерию образованы также составные группы. Для отнесения занятий к базовым группам кроме этого критерия применяют и другие в зависимости от специфики конкретной группы занятий.

Если занятие охватывает широкий круг профессиональных функций, то его классификацию осуществляют с использованием принципа приоритетности. Так, в случаях, когда функции работника связаны с различными стадиями процесса производства и распределения товаров и услуг, приоритет отдают производственным функциям, если при этом такие функции, как продажа, транспортное обслуживание или управление производственным процессом и т.п., не доминируют. Если для выполнения профессиональных функций необходимы подготовка различного уровня и практический опыт, то занятия классифицируют в соответствии с теми функциями, реализация которых требует более высокого уровня квалификации.

9. Письмом Госкомстата России от 4 июня 2002 г. N ВГ-07-23/2603 установлен порядок учета лиц, с которыми организации заключили ученический договор.

 

Статья 200. Срок и форма ученического договора

 

Комментарий к статье 200

 

1. Срок, необходимый для обучения по профессии, устанавливается в государственных образовательных стандартах. На основе стандартов разрабатываются программы обучения, в которых срок обучения конкретизируется. Нормативный срок освоения образовательных программ начального профессионального образования установлен в Перечне профессий начального профессионального образования. Срок обучения установлен также Приказом Минобразования России от 29 октября 2001 г. N 3477.

2. Форма обучения может быть разных видов. Подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение квалификации рабочих (служащих), а также граждан, не занятых в народном хозяйстве и высвобождаемых работников осуществляется по дневной, вечерней (сменной) формам обучения, с отрывом и без отрыва от производства, путем сочетания этих форм, а также посредством индивидуального обучения или в рамках экстерната, положение о котором утверждается федеральным органом управления образованием (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521 "Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования").

 

Статья 201. Действие ученического договора

 

Комментарий к статье 201

 

Полный перечень причин продления срока действия ученического договора может быть установлен организацией в локальном нормативном акте - положении об ученическом договоре. Если организация не принимает такое положение, то она может установить эти случаи в правилах внутреннего трудового распорядка или в виде перечня, включенного в коллективный договор.

Изменение ученического договора может быть оформлено в документе как дополнение к ученическому договору, который должен быть подписан сторонами договора. Один экземпляр договора остается у работодателя, а другой выдается на руки ученику.

 

Статья 202. Организационные формы ученичества

 

Комментарий к статье 202

 

1. Профессиональное обучение осуществляется на рабочем месте и вне работы. Обучение на рабочем месте может быть: самостоятельным на рабочем месте; под руководством специалистов; в центрах профессионального развития персонала, учебно-курсовых комбинатах организации, учебных подразделениях организации.

Обучение вне работы может быть в: региональных и отраслевых центрах развития персонала; образовательных учреждениях; форме трудовой стажировки в организациях РФ или зарубежных стран.

2. При индивидуальной форме обучения 1 или 2 обучающихся прикрепляются для производственной подготовки к высококвалифицированному рабочему, не освобожденному от основной работы, мастеру, другому специалисту. Ученик может быть включен в состав бригады. Его обучением будет руководить бригадир или назначенный высококвалифицированный рабочий.

3. Бригадная форма обучения состоит в том, что учеников объединяют в ученические бригады. Они кроме обучения могут осуществлять и производственные программы. Состав бригады определяется в зависимости от профессии и производственных условий. При наличии 10 - 15 учеников по однородной профессии для их обучения нередко выделяют освобожденного работника.

4. Курсовое обучение заключается в том, что для обучения создается учебная группа, в которой и происходит производственная подготовка. Нередко группы для курсового обучения составляют 10 - 30 чел. Производственная практика для обучающихся проводится индивидуально на рабочих местах.

Организация планирует учебную работу в различных правовых документах: рабочем плане производственного обучения; поурочном плане теоретического обучения; расписании учебных занятий; планах и конспектах уроков по теоретическому обучению.

5. По окончании полного курса производственного и теоретического обучения ученик сдает квалификационный экзамен. Для проведения экзамена издается приказ о создании квалификационной комиссии.

Квалификационный экзамен включает выполнение квалификационной, пробной работы (испытания) и устный опрос в объеме знаний, требуемых квалификационной характеристикой.

В качестве квалификационной пробы подбираются производственные работы, соответствующие разряду тарифно-квалификационного справочника и характеру выполняемой работы по специальности.

При оценке пробной работы учитываются не только конечный результат работы, ее качество, выполнение нормы, но и то, насколько правильно ученик выполнял приемы работы, применял передовые методы труда, налаживал и регулировал оборудование, пользовался инструментом, организовывал рабочее место, экономил сырье и материалы, электроэнергию.

Свое решение квалификационная комиссия заносит в протокол, который подписывают все члены комиссии. Протокол квалификационной комиссии является правовым документом, на основании которого приказом по организации ученику устанавливается тарифный разряд или звание по специальности, производится запись в трудовой книжке и выдается свидетельство.

Лицам, имеющим свидетельство о присвоении им тарифных разрядов или званий по специальности, а затем окончившим курсы повышения квалификации, к свидетельству выдается вкладыш по форме, установленной в организации.

 

Статья 203. Время ученичества

 

Комментарий к статье 203

 

1. Рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени (ст. 91 ТК).

2. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 ч в неделю.

Если ученик моложе 16 лет, то нормальная продолжительность его рабочего времени и составляет не более 24 ч в неделю (ст. 92 ТК).

Если ученик - работник в возрасте от 16 до 18 лет, то нормальная продолжительность его рабочего времени составляет не более 35 ч в неделю (ст. 92 ТК).

Если ученик - инвалид I или II группы, то нормальная продолжительность его рабочего времени составляет не более 35 ч в неделю (ст. 92 ТК).

Если ученик занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то нормальная продолжительность его рабочего времени составляет не более 36 ч в неделю в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 92 ТК).

Если ученик - учащийся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет работает в течение учебного года в свободное от учебы время, то продолжительность его обучения не может превышать половины норм, установленных ч. 2 ст. 92 ТК.

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать, согласно ст. 94 ТК:

для работников в возрасте от 15 до 16 лет - 5 ч, в возрасте от 16 до 18 лет - 7 ч;

для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет - 2,5 ч, в возрасте от 16 до 18 лет - 4 ч;

для инвалидов - в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: при 36-часовой рабочей неделе - 8 ч; при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 ч.

 

Статья 204. Оплата ученичества

 

Комментарий к статье 204

 

1. Работодатель может доплачивать ученикам за счет собственных средств.

Согласно ст. 133 ТК МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

2. Оплата учеников может быть 2 видов: 1) оплата за обучение - стипендия; 2) оплата за работу во время обучения.

 

Статья 205. Распространение на учеников трудового законодательства

 

Комментарий к статье 205

 

На учеников распространяется действие трудового законодательства, поэтому в период обучения целесообразно в программу обучения включить изучение трудового законодательства.

Работодатель в соответствии со ст. 22 ТК обязан обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Особое внимание работодатель должен обратить на охрану труда учеников, учитывая отсутствие у них производственного опыта. Трудовое законодательство распространяется на учеников, с особенностями, установленными гл. 32 ТК.

Например, обучение по ученическому договору может учитываться в стаж для получения ежегодного отпуска, так как в соответствии со ст. 121 ТК в стаж, дающий право на отпуск, входит время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность).

Обучение по ученическому договору не включено в перечень времени, которое не входит в стаж работы (ст. 121 ТК).

 

Статья 206. Недействительность условий ученического договора

 

Комментарий к статье 206

 

Работодатель не имеет права ухудшать положение ученика по сравнению с правилами, установленными трудовым законодательством. При этом необходимо обратить внимание на соблюдение прав, которые предоставляются несовершеннолетним в возрасте до 18 лет.

 

Статья 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества

 

Комментарий к статье 207

 

1. Освоение профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся (ст. 15 Закона РФ "Об образовании"). Приказом Минобразования России от 1 ноября 1995 г. N 563 утв. Положение об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования и Положение о получении начального профессионального образования в форме экстерната.

2. Последствия, указанные в ч. 2 комментируемой статьи, наступают, если обязательства не выполнены без уважительных причин. Если у ученика были уважительные причины для невыполнения обязательств по договору, ответственность ученика не наступает.

3. Если ученик по окончании ученичества по уважительной причине не приступает к работе, то он на основании комментируемой статьи освобождается от обязанности возвратить полученную за время ученичества стипендию, а также возместить все понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством. Уважительные причины должны быть перечислены в договоре об ученичестве. К таким причинам можно отнести: медицинские противопоказания в отношении работы; необходимость переезда в другой населенный пункт для выполнения работы; беременность или наличие ребенка в возрасте до 3 лет; непредоставление работодателем работы по полученной специальности; оплата труда меньше прожиточного минимума, а также другие установленные ученическим договором причины.

 

Статья 208. Основания прекращения ученического договора

 

Комментарий к статье 208

 

1. Комментируемая статья устанавливает 2 основания прекращения ученического договора: 1) окончание срока обучения; 2) другие основания, предусмотренные договором. При выборе этих оснований целесообразно руководствоваться ст. ст. 77, 81 ТК. Ученический договор может быть расторгнут по основаниям прекращения трудового договора, установленным ст. 77 ТК:

соглашение сторон (ст. 78 ТК);

истечение срока трудового договора (ст. 79 ТК), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 80 ТК);

расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 71 и ст. 81 ТК);

перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией (ст. 75 ТК);

отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (ч. 4 ст. 74 ТК);

отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (ч. ч. 3 и 4 ст. 73 ТК);

отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (ч. 1 ст. 72.1 ТК);

обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 83 ТК);

нарушение установленных ТК или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 83 ТК).

2. Во всех случаях днем увольнения работника является последний день его работы.

3. Ученик должен иметь право по аналогии права работника, установленного в ст. 80 ТК, расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за 2 недели.

По соглашению между учеником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

4. Ученический договор согласно ст. 81 ТК может быть расторгнут работодателем с учеником в случаях:

1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;

2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

3) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

4) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

а) прогула, т.е. отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более 4 ч подряд в течение рабочего дня (смены);

б) появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации-работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

5) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

6) представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора.

 

Раздел X. ОХРАНА ТРУДА

 

Глава 33. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 209. Основные понятия

 

Комментарий к статье 209

 

1. Охрана труда включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Применявшееся ранее понятие "техника безопасности" имеет более узкое значение и является составной частью охраны труда.

2. Условия труда классифицируются согласно гигиеническим критериям, установленным Руководством Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда", утв. Роспотребнадзором 29 июля 2005 г. (извлечение) (см. разделы 3, 4, 5, 6 Руководства - не приводятся).

3. Государственный стандарт Союза ССР - ГОСТ 12.0.002-80 (СТ СЭВ 1084-89) "Система стандартов безопасности труда. Термины и определения" утв. Постановлением Госстандарта СССР от 30 сентября 1980 г. N 4954.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов.

Безопасность труда - состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов (ГОСТ 12.0.002-80).

Вредные условия труда - условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

Гигиена труда - система обеспечения здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья (ГОСТ 12.0.002-80).

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Постоянное рабочее место - место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 ч непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона (ГОСТ 12.1 005-88).

Рабочее место - все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя.

Рабочая зона - пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или непостоянного (временного) пребывания работающих (ГОСТ 12.1.005-88).

Травмобезопасность - соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных нормативными правовыми актами по охране труда.

Тяжелые работы - работы, отражающие преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, выполнение которых связано с вовлечением более чем 2/3 мышечной массы человека.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002-80).

 

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

 

Комментарий к статье 210

 

1. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

2. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, осуществляемый государственными органами, отвечает положениям соответствующих конвенций МОТ, ратифицированных Российской Федерацией.

Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда в Российской Федерации осуществляют:

Федеральная служба по труду и занятости (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости") - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

Федеральная инспекция труда (Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1035 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда");

Государственная экспертиза условий труда (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации");

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору");

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ (Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании");

органы прокуратуры (Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации").

3. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и иные представительные органы работников. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

4. Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет первостепенное значение для предупреждения и предотвращения этих негативных явлений. Именно поэтому оно вошло в перечень Основных направлений государственной политики в области охраны труда. Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний устанавливается в Постановлении Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний". Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определен ст. ст. 227 - 231 ТК, а также Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".

5. Механизм и порядок возмещения вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, регулируется ГК, а также Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.162 с.)