Занятие № 5. Русское ударение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 5. Русское ударение.



Теоретическая часть.

Дать характеристику следующим словарям:

- толковые словари – «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Большой толковый словарь русского языка, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля и др.;

- орфографические - «Русское правописание» Н.В. Соловьёва, «Прописная или строчная» Д.Э. Розенталя, «Одна или два н? Орфографический словарь русского языка» И.К. Сазонова, «Орфографический словарь русского языка» А.Н. Тихонова и др.;

- словари иностранных слов – «Словарь иноязычных слов» Л.П. Крысина, Большой словарь иностранных слов, «Словарь иностранных слов» И.А. Васюкова и др.;

- орфоэпические словари – «Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы», «Словарь ударений русского языка» Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва, «Словарь трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя, М.А. Теленкова и др.;

- другие виды словарей – терминологические, словари трудностей, этимологические, словари синонимов, крылатых слов, антонимов, словари русского сленга и др.

2. Практические задания.

 

2.1. Сопоставьте одноименные отрезки (на одну и ту же букву) в словаре В.И.Даля и толковых словарях, изданных в разные годы.. Определите, как меняется словарный состав языка, какие слова (или группы слов)

утрачиваются, какие обогащают русский язык.

 

2.2 Составьте список из 10-15 слов наиболее важных понятий вашей специальности. Попробуйте самостоятельно дать их определения. Сравните ваши толкования с толкованиями толковых словарей, словарей иностранных слов, словаря В.И. Даля (если соответствующие слова в нём представлены).

 

Практическое занятие № 2,3

Русская лексика и культура речи (5 часов)

План

Теоретическая часть.

1.1. Слово и его значение. Лексическое значение слова. Лексическая сочетаемость слов. Однозначные и многозначные слова.

1.2. Иноязычные слова в современной русской речи.

1.3. Синонимы и речевая культура.

1.4. Антонимы в современной речи. Слова-паронимы.

1.5. Русская фразеология и выразительность речи.

1.6. Крылатые слова в речи.

1.7. Социальные диалекты и культура речи.

2. Практические задания.

 

2.1. Составьте максимум возможных словосочетаний (глагол + существительное, существительное + прилагательное) со словами: роль, значение, внимание, интерес, решение, приговор, упрёк, требование,

пари, победа, поражение, волнение, ущерб, дискуссия, референдум.

 

2.2. Найдите среди приведённых ниже словосочетаний ошибочные, сделайте необходимые исправления.

Мемориальный памятник, ностальгия по родине, свободная вакансия, весёлый инцидент, единственная ахиллесова пята, сыскать уважение, оплатить за проезд, снискать ключ, предоставить в дирекцию отчёт, водяные растения.

2.3. Найдите и исправьте лексические ошибки в следующих предложениях (задание составлено по материалам прессы, радио- и телепередач):

Это был исключительно криминальный человек: он не занимался ни политикой, ни крупным бизнесом.

Российская армия формирует в освободившихся районах отделения милиции из жителей прилегающих к Чечне областей; эти люди хорошо знают менталитет местности.

Если вы хотите сделать подарок своим близким, приходите в наш магазин: только у нас супердешевые цены на бытовую технику!

Людей, приезжающих на отдых в Грецию, никогда не мучает ностальгия по Родине.

Выходец из России, этот колоритный человек окончил медицинский факультет, хотя врачом никогда не работал, был необыкновенно богат и хлебосолен.

Премию уникальному специалисту решили заплатить валютой.

Главное для пловцов-синхронистов — согласование движений.

Особенно важную роль призван выполнить новый Закон об образовании.

Каждый работник предприятия понимает: осилить эти рубежи будет непросто.

Любая проверка — она играет на пользу предприятию, потому что предприятию всегда проще разобраться вместе с кем-то в том, что творится на предприятии.

В этой статье подводится резюме выступлениям сборной российских атлетов на Олимпиаде в Сиднее.

 

2.4. На основе газетных и журнальных статей составьте список из 10-15 заимствованных в последние годы слов, обозначающие профессии. Если значения некоторых слов вы не знаете или знаете неточно, обратитесь за помощью к словарю.

 

2.5. Исправьте и прокомментируйте ошибки в следующих предложениях:

1) Двадцать пять лет своей биографии она посвятила детям.

2) Дефилируйте мимо контролеров с самым безразличным видом, и они не обратят на вас никакого внимания!

3) Необходимо собрать лучшие идеи от всех политических сил, но не делать из них конгломерат, а составить цельный документ, который был бы близок каждому.

4) Электорат собрался в большие очереди за избирательными бюллетенями уже к двенадцати часам.

5) Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс».

 

2.6. Подберите синонимы к следующим заимствованным словам, за справками обращайтесь к словарям. Составьте предложения с заимствованными словами и их синонимами русского происхождения. Мотивируйте в каждом случае оправданность своего выбора: аномалия, спонтанный, реанимация, деградация, дилетант, тенденциозность, раритет, толерантный, цитадель, беспрецедентный, киллер, девальвация, презентация, эксклюзивный, вариативный, индифферентный.

 

2.7. Подберите антонимы к выделенным словам в следующих словосочетаниях: бережливый человек, высокие цены, обнаружить излишки, передовая технология, прогрессивные взгляды, праздничный день, пролог романа, состояние движения, мягкий приговор, закономерное явление, позитивное отношение, национализация промышленности, горизонтальные связи, политизация общества, конструктивный подход, интеграционные процессы.

 

2.8. Какие антонимические пары (в том числе и терминологические) характерны для языка вашей специальности?

 

2.9. Найдите ошибки в приведённых ниже предложениях и исправьте их:

1. В моей жизни это было самое памятливое событие. 2. В качестве демонстрационного материала использовались старые плакаты и фотографии. 3. Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у горожан.

4. В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 5. Пророки не могли бы доказывать существование аллаха тем знаменем, что птицы держатся в воздухе, «летают под твердью неба». 6. Голодовка поможет вашему организму вывести вредные шлаки, накопившиеся в нем из-за плохого питания. 7. Несмотря на определенные трудности, наше командование сумело сыскать расположение старейшин. 8. Игральная кампания в большом футболе началась жаркими поединками команд. 9. Изобретательный бухгалтер знал, как уклониться от уплаты налогов.

 

2.10. Подберите синонимичные фразеологические единицы к следующим словам: близко, безразлично, выдумать, обидеться, запомнить, голодать, обещать, надоедать, разоблачить, оплошать, убежать.

 

2.11. Выполните следующие упражнения:

1. Прочитайте следующие фрагменты текстов. Что вы можете сказать об авторе каждого из них? Есть ли какая-нибудь разница или, напротив, что-то общее в том, как и какие арготизмы используются в этих текстах? Все ли используемые здесь слова вам понятны?

1. Хиппующие студенты истфака университета Игорь Мальский и Феликс Виноградов и сопровождающая их герла, чье имя не стало достоянием истории, сидят в центре с беломоринами в зубах и ловят кайф под весенним солнышком. Кайф-то, впрочем, кайфом, а стусовались по делу: уже, наверно, с полгода-год пиплы то там, то здесь гнали про какую-то хип-поэму. Мы с Феликсом особо не аскали: город маленький (или прослойка тонкая), сама выплывет. И вот указанная герла подбросила (только прочесть — и вернуть) десяток потрепанных машинописных листочков и теперь сидела в ожидании неизбежных восторгов. Как оказалось, ее ждал облом (Не такая это лажа... // Хиппилэнд. 1994.№3).

Через три дня я пошел потусоваться с друганами, пивка подтянуть, девочек поклеить. Зная, что после всего этого буду нетрезв, я оставил логин и пароль от ночного Инета соседу. В ту ночь он без проблем смог подсоединиться и полазить по сети через мой логин. После бодуна до меня доперло: у прова отсутствовали определители номеров и можно было лазать в Инет из-под одного логина мне и моим корефанам, с единственным условием — не коннектиться в сеть одновременно. Узнав сей факт, мы решили распределить всю ночь на троих; каждый лазал в Инете в строго отведенное ему время. Но мне опять стало мало, и я решил попробовать одновременно подключиться с разных телефонов по одному логину. И опять эта фишка прокатила на «ура». Это означало, что у прова не учитывается количество подключенных с одного логина. Глупый провайдерчик думал, что в сети только один чел с моим логином. Так мы наклоняли моего провайдера в течение двух месяцев: шестеро корефанов обнимались со своей палочкой-выручалочкой с 0:00 до 8:00 и платили всего 2 бакса с рыла. Нехилая экономия? (Натягиваем провайдера // Хакер. 2000. № 4).

 

2. — Как не любит?! Ты нормально просил-то?

— Я ее в мороженицу приглашал.

— И что?

— Не пошла.

— Во, морковка! Давай я с ней побазарю. Чего выкобенивается? Шоугерл рыночная. Затащу во дворик и объясню — либо с Дыней в мороженицу идешь, либо морду ножиком накрашу. Не пойму я баб. Чего им надо?

— На фиг мне Светка с порезанной рожей? Она некрасивая будет

по жизни.

— Торчу я с тебя, Дыня. Ты и рыбку хочешь съесть, и бутылки

сдать.

— Какие бутылки?

— Из под «фанты», блин (А. Кивинов «Сделано из отходов»).

 

3. Привет, братуха! Извини, что долго не чиркал. Сам волокёшь, дальняк по четвертой ходке на Печору, к комикам, по новой — за рупь сорок четыре (моя кровная). Кича локшовая. Все брушат, вантажа нет и хвостом не бьют. Это не на малолетках и не во взросляке на Металлке, и не в Гореловской девятке. Питерских мало. Встретил Леху-Жука и Витька-Стоху. Живем семьей. Они оттянули по семиряку. На этапе покнацал Чугунка и Пашку-Скобаря. Оба доходные, идут с крытой. Блатные масть не держат. Редко в какой зоне северика и дальняка есть воровское благо, воровские мужики и паханы с кодлой (Письма «авторитетов» // Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы) / Сост.: Д. С. Балдаев,

В. К. Белко, И. М. Исупов. — М., 1992).

 

2. В следующих фрагментах из сочинений абитуриентов найдите ошибки и объясните их. Предложите правильный вариант.

1. Печорин приезжает на Кавказ в отпуск. Он украл Бэлу, напугал контрабандистов, убил Грушницкого, соблазнил княжну Марью. Ни фига себе, отдохнул! 2. Однообразие и бедная жизнь тяготили Родиона, вот он и погружался в свои мысли и отплывал в неизвестном направлении. Вот и приплыл. 3. Потроха Кутузова похоронены в Венгрии, а все остальное в Петербурге. 4. Национальный характер русской женщины — это не тусовки, а вести оседлую домашнюю жизнь. 5. Анна Морозова стучала советскому командованию, доносила ценную информацию и понимала, что это ей грозит жизнью. 6. Даже самые жестокие пытки казались ей пустяком и туфтой. 7. Печорин закадрил и увлек дикую Бэлу. 8. Она конкретно погибает чисто мужской смертью: типа тонет в трясине.

 

Практическое занятие № 4

Образование слов русского языка и речевая культура (1час)

План

Теоретическая часть.

1.1. Основные способы образования слов в русском языке: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение основ, аббревиация. Окказиональные слова.

 

2. Практические задания.

2.1. Определите, от каких слов и с помощью каких словообразовательных средств образованы следующие слова:

абсурдизм, аграрий, акцизный, анархист, безработица, биржевик, брокерский, бюрократизация, вазовский, ваучерист, ваучеродержатель, верование, вероучитель, взломщик, владыка, воплощение, гастролёр, децентрализация, загрузка, заложник, заполитизировать, зарубежье, подпитка, прозападный, прокормить, прорыночный, распродажа, реприватизация, русскоязычный, самоисцеление, сбалансированный, сверхприбыль, сканирование, системщик, суперЭВМ, таможенник, творец, телохранитель, террорист, турагентство, южане.

 

2.2. Проверьте по словарям значения перечисленных ниже аббревиатур.Образуйте (если возможно) производные от аббревиатур слова.

АО, АПК, БОМЖ, ВИЧ, ВОХР, ВПК, ВЧК, ГКО, ГКЧП, ГНИ, ГНС, Госбезопасность, Госналогслужба, Госкомстат, ГПУ, ГУЛАГ, ДПР, ДС, ЕС, ЕЭС, ЗАГС, КПРХ, КС, ЛДПР, МИД, НДС, ОМОН, ОС (в информатике), РАН, РИА, РФ, СМИ, СНГ, совдепия, спецназ, СПИД, ТВ, ЯБЛоко.

 

2.3. Найдите в следующих примерах из газет и устной речи ошибки, объясните их и исправьте:

1) Несмотря на то, что вина военкоматчицы в получении с «клиента» 2,5 тысячи долларов взамен на гарантированный «отмаз» от армии была полностью доказана, судьи отнеслись к даме весьма снисходительно, назначив ей условное наказание. 2) На смену экономической абракадабре пришла яблокодабра политическая. Ведь нашему образованному электорату не важно, что сказать, — важно, как сказать, насколько «интеллигентно» и наукообразно. 3) Мне остается только оспасибить всех, кто помогал в проведении сегодняшнего эфира. 4) Присутствующая здесь молодежь, которая будет проживать в XXI веке, будет решать многие задачи. 5) Министр теперь не пытается оспорить свою подпись под бумагой, которая, по существу, ничем не отличается от «контрактов», предлагаемых коммерсантам бандитскими «крышами». Разве что «крышующие» предпочитают не оставлять писаных — черным по белому, на бумаге следов своих благодеяний. 6) Поколению «девяностодесятников» (если условно брать годы рождения виртуалов) так и не удалось даже в Сети организовать принципиально новое, свободное и идейное сообщество. 7) Недавно закончилась в Питере конференция, где обсуждались проблемы реформации русского языка на стыке тысячелетий. Коллеги-журналисты в связи с этим понаписали и понаобещали по телевизору много всяких ужасных вещей, вплоть до тотального переучивания правил правописания. 8) Президент занимает центристскую позицию, он отказался от настроенческих загогулинок и объявил войну олигархам. 9) Водка «Вдовы Попова» вырабатывалась только из ржаного зерна по старому фирменному рецепту дореформенного владельца винокурни М. А. Попова. «Поповка» отличалась питкостью, бархатистостью, приятным вкусом. 10) «Омхачивание» всех советских театров происходило как коллективизация и индустриализация 11)Началось великое противостояние кандидатов в президенты России. И все это говорит об одном: в России переизбыток людей ученых и честных, знающих не понаслышке, как ее, бедолажную, вытащить из ямы, как поставить на такую экономическую «небоскребность», что даже у США шапка с головы слетать будет. 12) Отличительной чертой этих сигарет является классическая мешка, составленная из лучших сортов табака, которая обладает уникальными вкусовыми качествами. 13) Я все в этих диаграммах пролазила вдоль и поперек. Я даже отксерила один экземпляр.

 

Практическое занятие № 5,6,7,8,9,10

Нормы современной русской речи (12 часов)

План

Теоретическая часть.

1.1. Основы русской орфоэпии. Правила произношения гласных звуков, согласных звуков в русском языке. Диалектные и просторечные черты в произношении.

1.2. Нормы русского ударения:

- ударение в именах существительных;

- ударение в именах прилагательных;

- ударение в глаголах.

2. Практические задания.

2.1. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой.

Трава, кладу, распахнутый, дошёл, прошу, взяла, рябина, язык, яйцо, принесла, село, ночевать, щадить, очарован, счастливый; аромат, демократия, дотация, лояльный, костюм, косметика, форсировать, монополия, отель, оазис, рококо, хаос, зоолог, болеро, Вольтер, Шота Руставели, фонетика, новелла, поэтический, декаданс, деградация.

 

2.2. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится в позиции перед (е) в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта?

 

Агрессия, адекватный, академик, адепт, аккордеон, анемия, антитеза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бифштекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, законопроект, индекс, интервал, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, фортель, френч, фанера, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юриспруденция.

 

2.3. Опираясь на рифмы стихотворных отрывков, определите произносительные варианты сочетания чн:

 

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(А. Пушкин)

 

В глуши, в деревне, всё нам скучно.

А мы... ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно

(А. Пушкин)

Я ль нёсся к бездне полуночной

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

(А. Фет)

 

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

(Н. Некрасов)

 

2.4. Правильно произнесите следующие слова:

 

Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница.

 

2.5. Поставьте ударение. Проверьте по орфоэпическому словарю правильность выполнения задания.

 

Арахис, анапест, апостроф, бюрократия, дефис, документ, догмат, кетчуп, колледж, коклюш, щавель, туфля, доцент, маркетинг, эксперт, бармен, мышление, менеджмент, оптовый, жалюзи, огниво, корысть, приговор; августовский, атомный, валовой, грошовый, грушевый, домовая, зубчатый, кухонный, оптовый, тигровый, сливовый, суповой, ходовой, украинский; бедна, бедно, бедны; близка, близко, близки;, быстра, быстро, быстры,; верна, верно, верны; глубока, глубоко, глубоки; дерзка, дерзко, дерзки; гневна,

гневно, гневны; мала, мало, малы; загнутый, изогнутый, согнутый, увезенный, погруженный, заключенный,

возбужденный; звала, звало, звали; начала, начало, начали; сняла, сняло, сняли; заняла, заняло, заняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; поняля, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, поднялось, поднялись; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибыло, прибыло.

 

2.6. Задания для выполнения:

1. Составьте словосочетания с приведёнными словами в их разных значениях, зависящих от ударения:

 

атлас, видение, кирка, хаос, ледник, характерный, острота, рожки.

 

2. Поставьте ударение в существительных мужского рода:

 

алкоголь, алфавит, досуг, дефис, документ, доллар, занавес, квартал, инсульт, коклюш, километр, магазин, партер, портфель, планер, псевдоним, пурпур, созыв, отсвет, стартер, столяр, творог, центнер, часовщик, шофер.

 

3. Поставьте ударение в существительных женского рода:

 

бюрократия, ветла, девица, деспотия, дремота, зевота, засека, злоба, индустрия, искра, истерия, камбала, кета, кулинария, ломота, молодежь, немота, петля, просека, простыня, ракушка, свекла, серьга, статуя, хвоя, щеколда, флюорография.

 

4. В примерах из произведений М.Ю. Лермонтова поставьте ударение в глаголах прошедшего времени:

 

1. Она, как червь, во мне жила, изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала. 2. Скакун лихой, ты господина из боя вынес как стрела, но злая пуля осетина его во мраке догнала. 3. В груди проснулися желания, во взоре слезы родились. 4. И стали три пальмы на Бога роптать; на то ль мы родились, чтоб здесь увядать... 5. Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы. 6. Поверь, когда б меня не создал Бог, он ниспослать бы в мир тебя не мог. 7. Он поднял взор: ее окно озарено лампадой, блещет; кого-то ждёт она давно. 8. И создал я тогда в моём воображении по лёгким признакам красавицу мою. 9. И свет дрожащего огня, упав на смуглые ланиты, черкесу придал вид сердитый. 10. Улана проклял милый пол.

 

Теоретическая часть.

1.1. Качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные.

1.2. Образование и употребление форм степеней сравнения.

1.3. Употребление кратких форм прилагательных.

1.4. Употребление полных форм имён прилагательных.

2. Практические задания.

2.1. Выполните следующие упражнения:

1. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.

1. Третий рассказ показался ему наиболее смешней. 2. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех. 3.Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь — ширше. 4. Вчера ты был менее весел. 5. Мой дядя — прелучшайший и предобрейший человек на свете. 6. Этот костюм мне менее велик, чем тот. 7. Алена гораздо красивше Татьяны. 8. Такой зонт более женский, чем мужской. 9. Надо вести себя скромнейше и простое. 10. Он из нас был самый честнейший. 11. Первее всего нужно доделать то, что мы начали.

 

2. От следующих прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения. Подберите к ним синонимические выражения. Составьте словосочетания с образованными формами.

Глубокий, дальний, живой, хороший, гордый, здоровый, глазастый, плохой, хромой, молодой, спорный, мокрый, близкий, полосатый, маленький, чуждый, холостой, сухой, грубый, веселый, захудалый.

 

3. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях образование таких

форм невозможно и назовите факторы, накладывающие ограничение на образование таких форм.

Бурый, родственный, большой, бледно-розовый, древний, вороной, добрососедский, искренний, светлый, соленый, облезлый, гнедой, безмолвный, фисташковый, примирительный, благонамеренный, сине-зеленый, отсталый, маленький, геройский, чистейший.

 

4. Определите смысловые и стилистические различия между краткими и полными формами следующих

прилагательных. Составьте словосочетания, иллюстрирующие эти различия.

Грамотен — грамотный, велик — великий, должен — должный, глух — глухой, дорог — дорогой, благодарен — благодарный, свободный — свободен, обязан — обязанный, готов — готовый, широкий-широк, больной — болен, зелен — зеленый, виноват — виноватый.

 

5. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование а) только краткой формы, б) только полной формы, в) обеих форм. Свой выбор мотивируйте.

1. Я (сыт / сытый). 2. Сегодня он (сердит / сердитый). 3. Профессор (доволен / довольный) успехами студентов. 4. Больной еще (слаб /слабый). 5. Вода в реке была (темна / темная) и (холодна / холодная). 6. Константин Сергеевич очень (умен / умный). 7. Эти многоугольники (симметричны / симметричные). 8. Он слишком (застенчив / застенчивый). 9. Эти ошибки легко (исправимы / исправимые). 10. Эта река слишком (мелководна / мелководная) для судоходства. 11. Кто (бодр / бодрый) душой, тот всегда (весел / веселый) и (здоров / здоровый). 12. Мясо уже почти (готово / готовое). 13. Стены в этой крепости (высоки / высокие).

 

Теоретическая часть.

1.1. Количественные, собирательные, порядковые, дробные числительные.

1.2. Особенности склонения простых числительных.

1.3. Особенности склонения составных числительных.

1.4. Особенности употребления числительных в сочетании с именами существительными.

2. Практические задания.

2.1. Выполните следующие упражнения:

1. Какие из приведенных слов являются именами числительными, а какие нет? Определите разряд найденных числительных (количественные или порядковые). Количественные числительные разбейте на группы: а) целые, б) дробные, в) собирательные, г) неопределенно-количественные. Определите, к какой части речи относятся слова, не являющиеся числительными.

пара три единица сорок

единство сороковой трое несколько

много первый сорок сороков десяток

две с половиной в-третьих один сотня

тройка пятерка третий тройной

половина трешница полтора двойной

раз немало тройственный треть

четверть пять и одна треть триллион десятичный

двойня четырежды сорок второй в-шестых

сто восемь полтораста столько четыре пятых

восемь сотых ноль две четверти семеро

 

2. Следующие числительные и словосочетания поставьте в формы родительного, творительного и предложного падежей. Придумайте предложения, иллюстрирующие употребление этих числительных в указанных формах.

 

1982 год 3,265 несколько сороковой

 

1 семеро мало 43499 штук полтора

 

0,942 сорок первый полтораста трое

 

3. Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные

(словосочетания с существительными) в нужной падежной форме.

1. Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу. 2. Наша база находилась в 841 (километр) от города. З. За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр). 4. Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750. 5. Мы израсходовали (бак) воды. 6. Воздух наполнился 1000 (разный птичий свист). 7. Довольно трудно издать книгу с 7395 (чертеж) в нашем издательстве. 8. За новый проект проголосовало 0,9 (собравшиеся). 9. В (1973 год) и произошло это печальное событие. 10. Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск.

 

4. Со следующими словами составьте предметно-количественные словосочетания («числительное + существительное»). Назовите слова, с которыми а) можно употребить только количественное числительное;

б) можно употребить собирательное числительное; в) вообще невозможно образовать подобных сочетаний.

 

Кенгуру, мальчик, ребенок, джинсы, дом, учебник, щенок, ножницы, отъезжающий, булочная, человек, ябеда, медведь, подруга, сливки, дискотека, сюрреализм, плакса, сутки, волокита, ягненок, родня, друг, смелость, возможность, зелень, песок, персик, командующий, дуб, лисица.

 

5. В приведенных предложениях найдите ошибки, связанные с употреблением имен числительных, квалифицируйте их и, приведя необходимую аргументацию, предложите правильный вариант.

 

1. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить восемьдесят и три десятых процентов подведомственной территории к январю двухтысячно первого года. 2. Сообщаю, что вчера в ночь между одиннадцати и двадцати четырех часов я находилась дома, что может быть подтверждено троими соседками. 3. На площади собралось около четырехсот людей. 4. Было решено закончить экспедицию через двадцать три сутки. 5. Тысячью годами позже на этом месте возник другой город. 6. Семь и три десятых километров железнодорожного пути оказались неисправными. 7. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России. 8. Сейчас, когда я могу гордиться сороками лет прожитой жизни, многие вещи мне кажутся иными. 9. Победителя наградили полторастами тысячами рублей. 10. После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.

Теоретическая часть.

1.1. Значение, грамматические признаки глагола.

1.2. Употребление личных форм глагола.

1.3. Выбор видов формы глагола.

1.4. Категория вежливости в глагольных формах.

2. Практические задания.

2.1.Выполните упражнения:

1. 0т приведённых глаголов образуйте форму 1-го лица единственного числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями. Составьте по одному предложению с каждой образованной словоформой или выражением.

Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать.

 

2. Образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного числа, найдите и назовите различия в образовании

форм каждого слова из данных пар. Чем различаются полученные формы?

Родиться — рождаться; зажигать — зажечь; произнести — произносить; удаваться — удаться; выслать — высылать; выдавать — выдать; сослать — ссылать; плавать — плыть; осуществлять — осуществить.

Для справки о личных формах глаголов следует обратиться к словарям.

 

3. Составьте предложения или мини-тексты, позволяющие определить видовое значение приведенных ни-

же глаголов.

 

Атаковать, воздействовать, жениться, использовать, исследовать, казнить, оборудовать, ранить, расследовать, родиться, содействовать, телеграфировать.

 

4. Составьте предложения с формами повелительного наклонения глаголов простить, прощать, извинить, извинять. Опишите ситуации, в которых уместно употребить составленные вами высказывания.

 

5. Образуйте все возможные формы причастий. Образец: читать — читающий, читавший, читаемый, читанный, читан.

 

Солить, лечить, идти, гнать, лететь, летать, призвать, сыпать, блистать, петь.

 

6. Составьте диалоги, используя формы повелительного наклонения данных глаголов: ехать, выбросить, вылезти, захотеть, доставать, лить, надоесть, лететь, летать, трудиться. Образование форм повелительного наклонения каких глаголов вызывает трудности? Определите оттенки побуждения

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ (2 часа)

ПЛАН

 

Теоретическая часть.

1.1. Русская орфография: нормы и варианты, правила и исключения, принципы и тенденции.

1.2. Правописание корней с чередующимися гласными.

1.3. Гласные после шипящих и Ц. Буквы О и Ё после шипящих.

1.4. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Слитные, раздельные и дефисные написания слов в русском языке.

1.5. Пунктуация как показатель речевой культуры.

2. Практические задания.

2.1. Выполните следующие упражнения:

1. Выделив корни во всех словах, сформулируйте правила, объясняющие написание чередующихся гласных е/и и о/а в каждой группе.

 

Выберу, собираю, блестит, блистательный, стелется, застилает,

придираются, придерётся, замереть, замирающий, выжег, выжигание,

запереть, препираться, вычет, вычитание.

 

2. По аналогии сформулируйте правило написания букв а/о в корне -кас-/-кос-: касаться, прикосновение. Запомните ещё два корня, в которых зависимость написания о/а от ударения обратная предшествующему правилу: -зор-/-зар-; -скок-/-скак-.

 

Зорька, зарево, заря, подскок, подскакивать, скакать.

 

3. Обоснуйте написание чередующихся гласных в приведенных группах слов.

 

Ловить, ловит, вылавливать, поклон, поклониться, кланяться, ломать, сломанный, выламывать, примочки, замочить, вымачивать, поздно, опоздать, опаздывать.

Предложить, предлагать, вырос, растение, проращивать, скакать, вскочить.

Занять — занимать; начать — начинать; сжать — сжимать.

Сидение, сидеть, сиделка, седок, седло; плавучий, поплавок, пловец, пловчиха.

Равнина, равенство, сравнение, равномерный, подровнять, ровный, поровну, ровесник; непромокаемый, мокрёхонек, обмакнуть, промакивать.

 

4. Распределите слова на группы в зависимости от того, где находится орфограмма: 1) и или ы в корнях;

2) в словах на -ция; 3) в суффиксе -цын-', 4) в окончаниях. Если необходимо, воспользуйтесь правилом.

 

Ц...ган, лисиц...н, сенсац…я, ц…новка, координац…я, спиц…, бац…лла, ц...плёночек, панц...рь, ц...анид, ц...ркуль, львиц...н, ц...корий, наездниц…, круглолиц...и, традиц…я.

 

5. Поставив в словах ударение, определите, какая буква пишется в корне.

 

Сц…пление, пац…фист, ц...коль, ц...ллулоид, ц…ментный, ц...тата, ц…пенеть, зац…нтрованный, ц…лина.

 

6. Выберите нужную букву в приведенных словах.

 

Прич(у/ю)дилось, ж(у/ю)ри, ч(а/я)щ(а/я), площ(а/я)дь, ж(у/ю)рналист, щ(у/ю)пальце, пощ(а/я)да, ж(е/э)ле, пож(у/ю)рить, прищ(у/ю)ритъся, ч(а/я)стушка, Ш(а/я)уляй, ч(а/я)ш(е/э)чка, ш(е/э)ф, ч(у/ю)рбан, ч(у/ю)кч(а/я), ч(а/я)йка, ж(е/э)манство, ч(е/э)мпион, осч(а/я)стливить.

 

7. Если вы справились с предыдущим упражнением, то расставьте знаки препинания в следующих предложениях:

 

Когда человеческий дух не в состоянии проникнуть в глубь вопроса то он подобно пчеле летает высасывая мед только по цветочным венчикам (Т. Тассо).

 

Время неподвижно как берег: нам кажется что оно бежит а напротив проходим мы (П. Буаст).

 

Люди забывают какие отвратительные мысли порою приходят им в голову и возмущаются обнаружив их у других (С. Моэм).

 

На одного человека умеющего мыслить приходится по крайней мере сто людей которые могут наблюдать. Человек с острой наблюдательностью конечно редко встречается но гораздо реже человек с ост-

рым мышлением (Г. Бокль).

 

Нам нравится наделять себя недостатками противоположными тем которые у нас есть в действительности слабохарактерные люди например любят хвастаться упрямством (Ф. Ларошфуко).

 

Мой жизненный опыт убедил меня что люди не имеющие недостатков имеют очень мало достоинств (А. Линкольн).

 

Учитель пытающийся преподавать без того чтобы внушить ученику желание учиться кует холодное железо (X. Манн).

 

Прошедшее нужно знать не потому что оно прошло а потому что уходя не умело убрать своих последствий (В, Ключевский).

 

Человек отправляющийся в путешествие в страну языка которой не знает собственно отправляется в школу а не в путешествие (Ф. Бэкон).

 

8. Расставьте знаки препинания в следующих текстах в соответствии с действующими пунктуационными нормами. Используйте справочники по орфографии и пунктуации, указанные в списке литературы. Сравните свою версию расстановки знаков с опубликованным текстом.

 

Был сильный мороз. Город курился дымом. Соборный двор топтанный тысячами ног звонко непрерывно хрустел. Морозная дымка веяла в остывшем воздухе поднималась к колокольне. Софийский тяжелый колокол на главной колокольне гудел стараясь покрыть всю эту страшную вопящую кутерьму. Маленькие колокола тявкали заливаясь без ладу и складу вперебой точно сатана влез на колокольню <...> В черные прорези многоэтажной колокольни встречавшей некогда тревожным звоном косых татар видно было как метались и кричали маленькие колокола словно яростные собаки на цепи. Мороз хрустел курился. Расплавляло отпускало душу на покаяние и черным-черно разливался по соборному двору народушко (М. Булгаков. Белая гвардия).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.186 с.)