Условия, от которых зависит формирование интереса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия, от которых зависит формирование интереса



Известный советский психолог Н. Г. Морозова в своей работе «Учителю о познавательном интересе» говорит о том, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что мы называем радостью познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов (побуждений). Другие мотивы (долга, необходимости, послушания и т. д.) могут помочь возникновению и укреплению интереса, но сами по себе не определяют его сущности.

Вот от этих трех условий и зависит появление интереса, в том числе интереса к учебе. Итак, если познавательная потребность у ребенка не развита, то познание нового никогда не будет приносить ему радости. А без радости познания не появится и интереса.

Поступая в школу, ребенок, как правило, положительно настроен по отношению к предстоящей ему деятельности. Ребенок гордится своим новым положением, своей школьной формой, новыми книгами и портфелем, тем, что у него теперь есть обязанности, которые должны уважать взрослые, и т. д. Все это означает, что семья заранее заложила правильное отношение к школе. Так бывает чаще всего, но все-таки, не всегда. Бывает, что родители, бабушки или дедушки в ответ на капризы ребенка начинают запугивать его строгостями школьной дисциплины. Бывает, что взрослые в разговорах между собой начинают жалеть малыша в связи с тем, что ему скоро идти в школу. Ребенок впитывает всю информацию, касающуюся своего будущего, и уже заранее не ожидает от школы ничего хорошего.

 

Основные принципы при организации познавательной деятельности:

 

1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность (ПД). Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого

 

2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе

 

3. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

 

4. Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации ПД, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

 

5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.

 

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:
- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;
- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
- закрепляет знания, умения.

 

Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников и развивает необходимые компоненты для успешного обучения:
- интеллектуальный (развитие умственных способностей детей);
- мотивационный (желание узнавать новое);
- практический (применять полученные знания и умения в жизни).
Таким образом:
- игра – это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста;
- в игре активизируются все психические процессы, она позволяет гармонично объединить эмоциональное и рациональное обучение дошкольников;
- игра способствует вовлечению каждого в активную работу;
- игра позволяет расширить границы жизни ребенка, который может представить себя по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было;
- в игре происходит внутреннее раскрепощение: когда исчезает робость и возникает ощущение «я тоже могу»;
- игра позволяет гармонизировать и демократизировать отношения между педагогом и ребенком;
- дидактическая игра является средством развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, формируя ее компоненты, необходимые для овладения учебной деятельностью (интеллектуальный, мотивационный и практический).

В дошкольном возрасте общение со взрослыми приобретает внеситуативный характер. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. То есть содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

Выделяются две внеситуативные формы общения ребенка со взрослым – познавательная и личностная. В 4-5 лет складывается внеситуативно-познавательная форма, для которой характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. К старшему дошкольному возрасту появляется внеситуативно-личностная форма общения, которую отличают потребности во взаимопонимании, сопереживании и личностные мотивы общения. Главным средством для внеситуативных форм общения является речь.

Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля. В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых – воспитателя, педагога, врача и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.

Нормальный ход развития общения заключается в последовательном и полноценном проживании каждой формы общения в соответствующем возрасте. Конечно, наличие ведущей формы общения вовсе не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия.

Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого — первый этап морального развития поведения ребенка. И хотя потребность вести себя по правилам приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого.

Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно. Психологический смысл происходящего в поведении ребенка состоит в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно он обретает чувство ответственности за свое поведение.

Ребенок испытывает ненасыщаемую потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. При общении с дошкольником взрослому стоит учитывать важность оказания поддержки ребенку, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого могут привести его к потере уверенности в своих возможностях.

Особенности общения ребенка со сверстниками Особенности общения ребенка со взрослыми
Яркая эмоциональная насыщенность речи. Резкие интонации, крики. Смех. Разные выражения оттенков от эмоций бурной радости до бурного негодования. Преобладание спокойной речи.
Нестандартность: из-за отсутствия жестких норм и правил, дети используют неожиданные сочетания слов и звуков, передразнивают друг друга, что способствует развитию словотворчества. Ребенок придерживается определенных норм вежливости и общепринятых форм общения.
Преобладание инициативных высказываний над ответными. Ребенку важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Ребенок больше слушает взрослого, принимает и поддерживает инициативу взрослого.
Управление действиями партнера, контроль его действий, навязывание ему собственных образцов, постоянное соревнование с собой. Взрослый остается для ребенка источником оценки.
Рождаются такие сложные явления, как притворство, нарочное выражение обиды, фантазирование. Ребенок требует правдивости.

Таким образом, мы увидели, что именно взрослый становится важным собеседником для ребенка.

Во время общения ребенок дошкольного возраста ориентируется на мнение воспитывающих его людей. То есть, ребенок оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на оценку, отношение и мнение воспитывающих его людей.

Также при общении со взрослыми у детей вырабатываются умение говорить и вести себя по правилам, слушать и понимать другого человека, усваивать новые знания.

Тема 5.

Самосознание - это способность человеческой психики осознавать собственные качества, свойства и признаки

Авторы занимающиеся самосознанием: Л. И. Божович, Л. В. Бороздина, Л. С. Выготский, А. В. Захарова, Б. В. Зейгарник, А. Н. Леонтьев, В. С, Мухина, Е. Е. А. Серебрякова, А. Г. Спиркин, С. Л. Рубинштейн, И. И. Чеснокова, П. М. Якобсон; А. Адлер, Р. Бернс, К. Левин, К. Роджерс, 3. Фрейд, А. Н. Леонтьев.

Согласно концепции В.С. Мухиной, самосознание состоит из следующих компонентов: имя человека и его физическая сущность; притязания социального признания; психологическое время личности - ее прошлое, настоящее и будущее; социальное пространство личности - ее права и обязанности.

Обращаясь непосредственно к изменению структуры самосознания в онтогенезе, В.С. Мухина выделяла следующие особенности.


В основу структуры личности ложится выделение ребенком себя как персоны. Имя собственное становится тем ядром, которое в совокупности с Я выражает сознаваемую человеком собственную сущность. Индивид в процессе онтогенеза «вживается» в свое имя, оно становится для него частью его сущности. Оно изменяет свою форму в зависимости от контекста ситуации и может быть уменьшительно-ласкательным или именем-отчеством и т. п. Идентифицируясь с формой имени, человек выбирает соответствующее ситуации и поведение. На протяжении жизни человека меняется суть осознания собственного физического облика, особенно ярким примером может служить изменение телесного самовосприятия в младшем подростковом возрасте, когда оно становится фрагментарным. Таким образом, в первое, изначальное звено структуры самосознания входит единство имени собственного, Я и определенного физического облика.

• Притязание на признание также претерпевает изменения в процессе онтогенеза. Так, маленькому ребенку присуще стремление «быть хорошим», которое выражается в старании сделать то, что понравится маме и папе. У подростка выходит на первый план притязание на признание его внутреннего мира окружающими. Притязание на признание взрослого человека чаще всего связанно с его социальным успехом.

Чувство половой принадлежности также влияет на формирование личности. Эта структурная единица самосознания заполняется через подражание ребенка взрослому одного с ним пола. В результате у ребенка формируется чувство тождественности с определенным полом. С этим чувством связано многое и в поведении взрослого человека, и в его мировоззрении и очень часто проявляется в стереотипном восприятии, например, социальных ролей.

• Психологическое время личности определяет историю развития вышеперечисленных изначальных основ самосознания. Образы памяти и воображения помогают соотносить свое Я во всех временных интервалах. Наличие осознаваемой перспективы в будущем стимулирует личность к развитию. Этот факт становится особенно значимым в пожилом возрасте. Восприятие времени человеком меняется на протяжении его жизни. Так, для пожилого человека значительно удлиняется субъективное восприятие прошлого при сокращении настоящего, последние 15 — 20 лет жизни сжимаются до восприятия их как настоящего.

• Бытие в социальном пространстве включает в себя осознание прав и обязанностей личности. Маленький ребенок быстро узнает о том, что и как он должен делать, чтобы «быть хорошим», но до определенного времени не осознает значения своего права на права. В подростковом возрасте картина меняется: теперь ребенок намного лучше знает и признает именно свои права, но в специфическом контексте данного возраста. Взрослый человек принимает на себя множество обязанностей, а его права прописаны в законе. Отношение к правам в пожилом возрасте становится более щепетильным, поскольку считается, что наличие жизненного опыта «повышает право на права», иногда даже появляется претензия на «право на обязанности», возможно из-за страха «оказаться не у дел».

Структура образа Я включает:
I — описание устойчивых качеств и меняющихся признаков, относящихся к трем взаимосвязанным сферам:
• познавательной (например, умен, внимателен);
• эмоционально-волевой (например, уравновешенный, ответственный);
• поведенческой (например, решительный, общительный);
II — самооценку (отдельных качеств и личности в целом);
III — самоопределение: взгляд человека на свои возможности и перспективы;
IV — реальное поведение как практическое отношение к себе и другим.

Есть два основных источника построения образа:

1) опыт индивидуальной (одиночной) деятельности человека;

2) опыт его общения с окружающими людьми. Опыт общения подразделяется, в свою очередь, на:

а) общение со взрослыми;

б) общение со сверстниками

 

 


Рис. 2. Факторы и источники построения образа самого себя у дошкольников (схема)


Мерлин выделяет четыре составляющие самосознания, являющиеся так же стадиями его развития:

1. «сознание тождественности» (формируется на первом году жизни), т.е., самовыделение и принятие себя в расчет;

2. «сознание Я» (формируется к 2-3 годам), т.е. сознание себя как субъекта деятельности;

3. осознание своих психических свойств, происходящее результате обобщения данных самонаблюдения (формируется в подростковом и юношеском возрастах);

4. социально-нравственное самосознание (формируется в юношеском возрасте).

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором ее поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведет к формированию неправильной самооценки, вследствие чего поведение личности становится неадекватным, – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.д. Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.02 с.)