Внешняя политика КНР и российско-китайские отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика КНР и российско-китайские отношения



Китайская Народная Республика — одно из важнейших государств современного мира. Китай занимает территорию 9,6 млн квадратных километров и является самой многонаселенной страной мира, в которой в начале XXI в. проживает более 1 млрд 276 млн человек [1]. Еще недавно это было одно из беднейших государств, но начавшиеся в конце 1970-х гг. экономические реформы кардинально изменили ситуацию. Темпы роста китайской экономики были и остаются высокими и в среднем составляют 8-9% в год. Хотя по качественным показателям Китай экономически уступает наиболее развитым государствам, но по общему объему ВВП он вышел на одно из ведущих мест в мире. Благодаря политике открытости, емкому рынку и огромному экспортному потенциалу роль КНР в мировой экономике возрастает. Эта страна — весьма привлекательный объект для иностранных инвестиций.

Китайская экономика функционирует на рыночных началах, но основы политической системы так и не изменились: монополия на власть по-прежнему принадлежит Коммунистической партии Китая. Руководство КПК с самого начала реформ подчинило внешнюю политику

 


своей страны задачам экономического роста. Сохраняя полную независимость и самостоятельность во внешних делах, дистанцируясь от союзов и блоков, Китай стремится не брать на себя лишнюю ответственность за какие-либо сложные международные ситуации. Так же как и в России, в КНР была популярна идея «многополярного мира». Предполагалось, что Китай будет одним из его полюсов. Объективно Китай имеет все предпосылки для того, чтобы стать одним из важнейших центров мировой политики, поскольку кроме огромного экономического он обладает немалым политическим и военным потенциалом. После удаления представителей Тайваня КНР занимает место одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, располагает третьим в мире (вслед за американским и российским) запасом ядерного оружия. Китайская армия насчитывает 2,5 млн человек и является самой многочисленной в мире. Правда, по техническому оснащению и боевой подготовке НОАК (Народно-освободительная армия Китая) отстает от современных стандартов, поэтому с самого начала реформ была поставлена задача модернизировать вооруженные силы. Для выполнения этой задачи КНР закупает современное вооружение и боевую технику, а также налаживает их производство внутри страны.

В XIX в. и 1-й половине XX в. существовала опасность разделения Китая и утраты им национальной независимости, поэтому руководство страны очень озабочено проблемой восстановления ее территориальной целостности. В 1990-е гг. ему удалось добиться определенных успехов в этом направлении. В 1997 г. на основе формулы «Одна страна — две системы» в состав КНР был включен Гонконг, до этого 100 лет находившийся под властью Великобритании. Эта же формула предлагается для объединения с Тайванем.

Тайваньская проблема была и остается одной из наиболее острых во внешней политике КНР В 1949 г. после поражения в гражданской войне правительство партии Гоминьдана во главе с Чан Кайши укрылось на острове Тайвань, лишь за четыре года до этого возвращенном Китаю. При поддержке США чанкайшистские власти долгое время поддерживали дипломатические отношения с большинством государств мира. Китайская Республика (официальное название страны до 1949 г.), реально представленная только одним островом, сохраняла членство в ООН. Правительство Чан Кайши считало, что его суверенная власть распространяется на территорию континентального Китая, который лишь временно охвачен «коммунистическим мятежом». В свою очередь, руководство КПК рассматривало остров

13'


Тайвань в качестве одной из провинций КНР, где «окопались недобитые контрреволюционеры». По сути дела, и Гоминьдан, и компартия исходили из одного и того же принципа единства Китая и китайской нации.

Постепенно ситуация вокруг Тайваня менялась. По мере укрепления позиций коммунистического Китая официальные отношения с тайваньскими властями прекратили почти все государства. На Тайване также происходили серьезные изменения. Вслед за экономической модернизацией после смерти Чан Кайши в 1975 г. началась либерализация политического режима. Была принята новая конституция, предусматривавшая прямые выборы президента. Руководство КНР расценило это как шаг к провозглашению полной независимости острова и весьма нервно отреагировало на первые президентские выборы — вплоть до проведения демонстративных военных учений вблизи тайваньских берегов. Еще большее беспокойство Пекина вызвало то, что в процессе демократизации Гоминьдан лишился монополии на власть и в итоге уступил ее прежде оппозиционной Демократической прогрессивной партии. Хотя Гоминьдан был историческим противником коммунистов, он представлял старую политическую элиту, сформировавшуюся из тех, кто бежал на остров еще в конце гражданской войны. Демократическая прогрессивная партия опиралась на коренное население Тайваня, среди которого были популярны идеи полной независимости острова. Хотя лидеры ДПП, находясь у власти, ведут себя очень осторожно и не дают поводов для обвинений в сепаратизме, официальный Пекин неоднократно заявлял, что, выступая за мирное воссоединение острова с материковым Китаем, не остановится перед применением силы в случае суверенизации Тайваня.

Власти КНР очень жестко относятся к любым действиям иностранных государств, которые можно квалифицировать как официальное признание Тайваня. Вслед за установлением дипломатических отношений любой страны с Тайванем незамедлительно следует ответный ход из Пекина. Это не обязательно ответ в виде разрыва дипломатических отношений КНР с данным государством. Например, после установления официальных отношений между Тайванем и Республикой Македония представитель Китая в Совете Безопасности ООН голосовал против продления срока пребывания миротворческих сил в этой маленькой балканской стране.

Проблема Тайваня была одним из камней преткновения в отношениях между Китаем и Соединенными Штатами Америки. США


неоднократно заявляли, что не допустят вооруженного «освобождения» Тайваня со стороны КНР. Несмотря на то что Вашингтон давно разорвал официальные отношения с островом, между США и Тайванем существуют многочисленные связи, в том числе и в военной сфере. Кроме этого, американо-китайские отношения осложняли критика Соединенными Штатами китайской политики в области прав человека, разногласия по вопросам развертывания систем противоракетной обороны, а также целый ряд других внешнеполитических проблем. Правда, следует отметить, что, несмотря на все трения, до возникновения острых ситуаций дело не доходило.

США и Китай весьма взаимозависимы в экономической сфере. Дефицит платежного баланса в торговле с КНР в некоторые годы составляет для США огромную сумму в 50 млрд долларов. Американские инвестиции в китайскую экономику, заинтересованность КНР в доступе на рынок США и другие экономические факторы оказывают влияние на политику этих стран и отношения между ними. Несмотря на наличие проблем, в последнее время они взаимодействуют на международной арене, например в урегулировании кризиса вокруг северокорейской ядерной программы.

В руководстве Китая по вопросам внешней политики идет скрытая борьба между консерваторами и прагматиками. Консервативные силы видят главную угрозу в американской гегемонии и полагают, что КНР со временем должна заменить СССР в качестве сверхдержавы, уравновешивающей мощь США. Прагматики считают, что активизация внешней политики Китая должна идти не по пути усиления конфронтации, а по пути развития сотрудничества со всеми возможными партнерами, включая и Соединенные Штаты. Прошедший в 2002 г. XVI съезд Коммунистической партии Китая был отмечен усилением позиций прагматиков. Итоги съезда дают основание полагать, что экономическая и политическая конкурентоспособность КНР на мировой арене будет возрастать, а участие этой страны в решении глобальных и региональных проблем — расширяться. На съезде произошло радикальное обновление и омоложение партийного руководства, что может иметь определенные последствия для российско-китайских отношений. •

Как известно, в отношениях между СССР и Китаем в 60-70-е гг. XX в. имел место конфликт, проявлявшийся в разных сферах. С началом экономических реформ в КНР и перестройки в Советском Союзе двусторонние отношения стали улучшаться. Крах КПСС и развал СССР вначале вызвали настороженность у руководства Китайской компартии, однако исчезновение идеологического фактора повлияло


благотворно на отношения между двумя странами. В 1990-е гг. отношения между Россией и Китаем развивались весьма успешно, хотя объем торговли не соответствовал и по-прежнему не соответствует их потенциальным возможностям. Российскую Федерацию и КНР связывало тесное военно-техническое сотрудничество. Поскольку страны Запада ввели санкции против Китая, Россия стала единственной страной, где КНР могла делать закупки современных образцов военной техники, решая задачу модернизации своих вооруженных сил.

Позиции России и Китая по большинству вопросов мировой политики в 1990-е гг. либо совпадали, либо были близки между собой. В целом удалось решить стоявшую ранее очень остро пограничную проблему. Вместе с постсоветскими государствами Центральной Азии — Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном — Россия и Китай начали взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества для обеспечения региональной безопасности. В 2001 г. между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в котором российско-китайские отношения были охарактеризованы как стратегическое партнерство.

Позитивный вклад в развитие связей между Россией и Китаем в этот период внесли личностные и эмоциональные факторы. На рубеже 1980-1990-х гг. к руководству КПК и КНР пришло новое поколение партийно-государственной элиты. Его политическая социализация и первые шага в политической карьере пришлись на 1950-е гт. — время расцвета советско-китайской дружбы и тесного сотрудничества между двумя странами и партиями. Многие представители этого поколения учились в Советском Союзе, знали русский язык и испытывали ностальгические чувства, связанные с воспоминаниями об их молодости. Например, Ли Пен, занимавший долгое время пост премьера Госсовета (главы правительства) КНР, получил высшее образование в Московском энергетическом институте, а Цзянь Цзэминь, вплоть до XVI съезда КПК бывший Генеральным секретарем ее Центрального Комитета и председателем Китайской Народной Республики, в 1950-е гг. проходил стажировку в Москве на автозаводе имени Лихачева.

В результате кадровых изменений, происшедших на XVI съезде, высшие руководящие должности заняли молодые люди, не испытывающие личной привязанности к России. Их подход к отношениям с нашей страной, так же как и к международным отношениям в целом, будет отличаться прагматизмом. На этом фоне в отношениях между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой наме


тились некоторые проблемы субъективного и объективного характера. Так, руководство Китая выразило недовольство в связи с тем, что Россия заблаговременно не поставила в известность своих стратегических партнеров об изменении российских позиций по поводу сотрудничества с НАТО и американских планов развертывания нестратегических систем противоракетной обороны, а также по некоторым другим вопросам.

Меняется положение дел и в области военно-технического взаимодействия двух стран. Сегодня Китай занимает первое место среди зарубежных покупателей российского вооружения, но вскоре ситуация может стать иной. Страны Евросоюза готовы снять ограничения на продажу Китаю военной техники, а в перспективе такой шаг могут предпринять и США. В этом случае у российского военно-промышленного комплекса появятся серьезные конкуренты.

В свою очередь, между Китаем, Японией и другими странами Дальневосточного региона разворачивается конкуренция за доступ к энергетическим ресурсам России. Быстро растущая и энергоемкая экономика Китая испытывает острую потребность в нефти и газе. Одним из вариантов решения энергетической проблемы Китая могло бы стать строительство нефте- и газопроводов из России, в частности нефтепровода из российского города Ангарска в центр китайской нефтедобычи и нефтепереработки Дацин. Альтернативный вариант — прокладка трубопровода в порт Находка, откуда нефть могла бы поступать в Японию. Позиция России по поводу возможных маршрутов транспортировки нефти и газа пока не определилась, что вызывает недовольство китайских партнеров. Российские предприятия также не получили тех заказов на поставку энергетического оборудования в Китай, на которые они рассчитывали. КНР, сама лишь недавно ставшая членом ВТО и предпринимавшая значительные усилия для получения этого членства, теперь ставит перед Россией жесткие условия присоединения к этой организации.

Таким образом, российской дипломатии предстоит выстраивать диалог с новым китайским руководством для решения этих проблем и продолжения сотрудничества и партнерства с крупнейшим из всех соседних с Россией государств.

 

Россия и Япония

Среди соседей Российской Федерации на ее дальневосточных рубежах особое место принадлежит Японии. Эта страна, как и Россия, относится к числу важнейших государств современного мира. При на


392 Глава XX. Внешняя политика России... в Азиатско-Тихоокеанском...

селении, чуть превышающем 125 млн человек, Япония занимает второе место в мире после США по объему ВВП. Сегодня этот показатель составил 4 трлн долл. [2]. Долгое время Япония демонстрировала впечатляющие успехи в экономическом и технологическом развитии. В последние годы эта страна столкнулась с определенными трудностями и проблемами, хотя и является одним из центров экономической силы.

Политический вес Японии после окончания Второй мировой войны долго оставался низким. О ней часто говорили как об «экономическом гиганте и политическом карлике». После поражения в войне и американской оккупации внешняя политика Японии была полностью переориентирована на США. С Соединенными Штатами была связана японская политика в области обороны и безопасности, на японской территории разместились американские военные базы. Сама же Япония в соответствии с «мирными» статьями своей конституции отказалась от армии. Вместо нее были созданы так называемые силы самообороны. Правда, сегодня они не уступают по своей оснащенности и подготовке армиям многих государств мира. Еще в 1967 г. Япония сформулировала три безъядерных принципа, в соответствии с которыми взяла на себя обязательство не иметь, не производить и не экспортировать ядерное оружие. Долгое время не допускалось направление японских военнослужащих за пределы страны, единственным исключением была отправка сорока пяти человек с миссией наблюдателей от ООН на границу между Сирией и Израилем.

Оставаясь союзником США и других западных стран, Япония предпочитала дистанцироваться от каких-либо совместных силовых действий, ограничиваясь финансовой помощью. Так было, например, в 1991 г. во время проведения операции «Буря в пустыне». Некоторые перемены произошли во внешней политике Японии в начале XXI в. Правительство добилось от парламента принятия решений, которые позволили активизировать Японии свою внешнюю политику, в том числе и по линии участия в миротворческой деятельности ООН. Японские воинские контингенты были направлены сначала в Афганистан, а затем и в Ирак. Эти события можно оценить как начало нового этапа во внешней политике Японии и, возможно, нового этапа в российско-японских отношениях.

Российско-японские отношения в последнее десятилетие осложнены проблемой, получившей название проблемы так называемых северных территорий. Ее следует рассматривать в контексте всего процесса территориального размежевания России и Японии. Начался


этот процесс в 1-й половине XIX в., когда русские и японцы встретились друг с другом в районе Курильских островов. Эти острова представляли интерес как зона промысла морских животных для русских промышленников, двигавшихся с Камчатки. А для японцев, живших на острове Хоккайдо, они были зоной рыболовства. В 1855 г. между Россией и Японией был заключен первый договор о границах. По этому договору северная часть Курил закреплялась за Россией, а южная — за Японией. Точкой размежевания был выбран остров Итуруп. При этом Сахалин, где к этому времени уже проживали и русские, и японцы, объявлялся неразделенной территорией, на которую имели права оба договаривавшихся государства. Через два десятилетия ситуация изменилась. После продажи в 1867 г. Аляски Соединенным Штатам прекратила свое существование российско-американская компания, занимавшаяся также и освоением Курильских островов. Вследствие этого практическое значение островов для России резко снизилось, в то время как значение Сахалина увеличилось. Кроме того, возрос интерес к угольным копям, расположенным на Сахалине, поскольку морской флот уже использовал паровые двигатели.

В 1875 г. был заключен новый русско-японский пограничный договор, в соответствии с которым совершили территориальный обмен: весь Сахалин отошел к России, а северная часть Курильских островов — к Японии. Достигнутый баланс был нарушен через тридцать лет. В ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония вначале оккупировала весь Сахалин, а затем по Портсмутскому мирному договору получила его южную часть. Но и после этого Япония не оставила попыток расширить свою территорию за счет дальневосточных владений России. Поэтому отношения между двумя странами как до революции 1917 г., так и после нее складываются весьма непросто.

В 1941 г. между СССР и Японией был подписан Пакт о нейтралитете. Данный документ позволил избежать втягивания Советского Союза в военные действия на Дальнем Востоке в самый разгар Великой Отечественной войны. Однако обстановка на советско-японской границе весь период войны была сложной. С японской стороны совершались вооруженные провокации, японские военные корабли топили советские торговые суда. Западные союзники СССР — США и Великобритания, боровшиеся против японской агрессии в Тихоокеанском регионе, были заинтересованы в участии Советского Союза в войне с Японией. Но Сталин долгое время воздерживался от такого шага. После наступления перелома в войне с гитлеровской Германией позиция советского руководства стала меняться. В ходе переговоров


с западными партнерами по антигитлеровской коалиции — Черчиллем, Рузвельтом, а после смерти последнего — с Трумэном — Сталин на Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях обусловил вступление СССР в войну с Японией рядом требований. Он потребовал возвращения СССР южной части Сахалина и восстановления утраченного после поражения в Русско-японской войне права аренды Ляодунского полуострова с городами Порт-Артуром и Дальним. Кроме того, в качестве компенсации были затребованы Курильские острова и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), проданная Японии в 1935 г.

На Потсдамской конференции в июне 1945 г. было достигнуто окончательное политическое соглашение, которое обязывало СССР через три месяца после окончания военных действий в Европе вступить в войну с Японией. Взамен СССР получал все то, что просил Сталин. Пятого апреля 1945 г. советское правительство заявило о денонсации Пакта о нейтралитете с Японией. Сделано это было на законных основаниях, поскольку возможность денонсации через четыре года предусматривалась в тексте документа, а причины заключались в недружественной и агрессивной политике Японии по отношению к Советскому Союзу в предшествующие годы. В августе 1945 г. после объявления войны Японии советская армия разгромила японскую Квантунскую армию в Маньчжурии и на прилегающих к ней территориях. В ходе военных операций среди прочих территорий были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова. В 1946 г. эти территории были включены в состав Сахалинской области РСФСР. Эти территориальные изменения следовало оформить международно-правовым путем.

Города Порт-Артур, Дальний и КВЖД СССР получил по договору с Китаем, а затем возвратил их последнему после победы китайских коммунистов в гражданской войне.

Вокруг Южного Сахалина и Курильских островов ситуация развивалась сложнее. Второго сентября 1945 г. Япония подписала Пакт о безоговорочной капитуляции. Ее территория была оккупирована американскими войсками, и на определенное время Япония лишилась суверенитета. Предстояло выработать мирный договор, в котором были бы подведены итоги войны и в том числе зафиксированы территориальные изменения. Между тем, пока шла подготовка к подписанию этого мирного договора, в международных отношениях также происходили перемены. Советский Союз и США, бывшие союзники во Второй мировой войне, быстро превращались в основных сопер-


этот процесс в 1-й половине XIX в., когда русские и японцы встретились друг с другом в районе Курильских островов. Эти острова представляли интерес как зона промысла морских животных для русских промышленников, двигавшихся с Камчатки. А для японцев, живших па острове Хоккайдо, они были зоной рыболовства. В 1855 г. между Россией и Японией был заключен первый договор о границах. По этому договору северная часть Курил закреплялась за Россией, а южная — за Японией. Точкой размежевания был выбран остров Итуруп. При этом Сахалин, где к этому времени уже проживали и русские, и японцы, объявлялся неразделенной территорией, на которую имели права оба договаривавшихся государства. Через два десятилетия ситуация изменилась. После продажи в 1867 г. Аляски Соединенным Штатам прекратила свое существование российско-американская компания, занимавшаяся также и освоением Курильских островов. Вследствие этого практическое значение островов для России резко снизилось, в то время как значение Сахалина увеличилось. Кроме того, возрос интерес к угольным копям, расположенным па Сахалине, поскольку морской флот уже использовал паровые двигатели.

В 1875 г. был заключен новый русско-японский пограничный договор, в соответствии с которым совершили территориальный обмен: весь Сахалин отошел к России, а северная часть Курильских островов — к Японии. Достигнутый баланс был нарушен через тридцать лет. В ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония вначале оккупировала весь Сахалин, а затем по Портсмутскому мирному договору получила его южную часть. Но и после этого Япония не оставила попыток расширить свою территорию за счет дальневосточных владений России. Поэтому отношения между двумя странами как до революции 1917 г., так и после нее складываются весьма непросто.

В 1941 г. между СССР и Японией был подписан Пакт о нейтралитете. Данный документ позволил избежать втягивания Советского Союза в военные действия на Дальнем Востоке в самый разгар Великой Отечественной войны. Однако обстановка на советско-японской границе весь период войны была сложной. С японской стороны совершались вооруженные провокации, японские военные корабли топили советские торговые суда. Западные союзники СССР — США и Великобритания, боровшиеся против японской агрессии в Тихоокеанском регионе, были заинтересованы в участии Советского Союза в войне с Японией. Но Сталин долгое время воздерживался от такого


«Совместная декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии». В этом документе объявлялось о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических и консульских отношений между двумя государствами. Стороны зафиксировали намерение активно развивать экономическое сотрудничество и вести подготовку к подписанию мирного договора. В текст декларации было включено и положение о том, что СССР, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского народа, готов передать Японии часть южнокурильских островов, а именно остров Шикотан и островную гряду Хабомаи, после того как мирный договор будет подписан. Очевидно, делая такое заявление, советское руководство рассчитывало на сближение с Японией и улучшение двусторонних отношений, что в условиях холодной войны имело большое значение.

Однако Япония продолжала оставаться в сфере влияния США и в I960 г. подписала с последними договор о безопасности, узаконивший дальнейшее пребывание американских военных баз на японской территории. В ответ на это советское руководство в лице Н. Хрущева заявило об отказе от положений Московской декларации 1956 г. Таким образом, несмотря на нормализацию советско-японских отношений, мирный договор между двумя странами так и не был подписан, тем не менее японская сторона настаивала на возвращении «северных территорий». Хотя обещание советского руководства о возвращении «северных территорий» было дезавуировано, оно не могло остаться без последствий, поскольку существует международно-правовой принцип выполнения принятых обязательств.

С 1960 г. и до начала 1990-х гг. ситуация вокруг мирного договора была заморожена. Советский Союз отрицал наличие территориальных проблем, а в Японии большинство политических сил выступали за возвращение «северных территорий», увязывая этот вопрос со всеми остальными вопросами развития отношений с СССР. В 1990-е гг., уже после распада Советского Союза, российское руководство предпринимало усилия активизировать диалог с Японией, но они так и не дали ощутимого результата.

Новый этап в отношениях с Японией начался после того, как президентом РФ стал В. Путин. Во время визита японского премьер-министра Дз. Коидзуми в Россию им и В. Путиным был подписан Российско-японский план действий [3] с целью придания нового качества двусторонним отношениям, которые должны соответствовать потенциальным возможностям обоих государств. План предусматривает комплекс мер в политической, экономической, культурно^ облас


во Второй мировой войне, быстро превращались в основных соперников па международной арене. Менялась ситуация в Восточной Азии, в том числе и вокруг Японии. В годы войны в Корее (1950-1952) отношения между СССР и США еще более обострились, а Япония фактически стала ближайшим тылом американских войск, действовавших на Корейском полуострове.

В 1951 г., в разгар Корейской войны, в Сан-Франциско был подписан мирный договор с Японией, по Советского Союза среди государств, подписавших этот договор, не было. В тексте документа был зафиксирован отказ Японии от Южного Сахалина и Курильских островов, по не указывалось, кому переходят данные территории. Кроме того, отмечалось, что Советский Союз должен урегулировать свои отношения с Японией отдельно. Вскоре после подписания Сан-Фрап-цисского договора японская сторона выдвинула территориальные претензии к СССР. Основанием для этого стало то обстоятельство, что южная часть Курильских островов входила в одну административную единицу с островом Хоккайдо и считалась его северными территориями. Остальная часть Курильских островов представляла собой отдельную административную единицу. Положения Сап-Францис-ского договора стали трактоваться как отказ именно от этой части Курильской гряды, а не от «северных территорий». Соединенные Штаты поощряли подобные выпады, оказывая поддержку Японии, которая теперь стала главным союзником США в Восточно-Азиатском регионе.

В отношениях между Советским Союзом и Японией в 1-й половине 1950-х гг. сложилась довольно нелепая ситуация. Между этими соседними государствами не было дипломатических отношений, более того, сохранялось состояние войны. Если до 1951 г. Япония оставалась побежденным оккупированным государством, а представитель Советского Союза участвовал в работе союзной контрольной комиссии, то после подписания Сан-Фраицисского договора режим оккупации прекратился, а контрольная комиссия была упразднена. Таким образом, СССР потерял официальные каналы связи с японскими властями, а отсутствие официальных контактов затрудняло развитие отношений. Для Японии, как и для СССР, сложившаяся ситуация была неудобной, ведь на территории Советского Союза еще находилось несколько сотен тысяч японских военнопленных.

После смерти Сталина в советской внешней политике стали происходить изменения, коснулись они и отношений с Японией. В 1956 г. состоялся визит в Москву тогдашнего японского премьера Хатоямы, который вел переговоры с советскими лидерами — Хрущевым и Булганиным.


няется очаг напряженности, обусловленный существованием двух антагонистических государств.

Официальной датой создания Республики Корея (расположена к югу от 38-й параллели) считается 15 августа 1948 г. Корейская Народная Демократическая Республика (расположена к северу от 38-й параллели) была провозглашена 9 сентября 1948 г. Фактическое разделение полуострова на две части произошло в сентябре-октябре 1945 г. в ходе совместной советско-американской операции по освобождению Дальнего Востока.

Первоначально предполагалось осуществить объединение полуострова путем дипломатических переговоров, однако формирование биполярной системы международных отношений и начало холодной войны препятствовали этому. Корейская война 1950-1953 гг., одна из наиболее кровопролитных войн XX в., окончательно закрепила раскол полуострова на две части. (Следует отметить, что между двумя государствами до сих пор не подписан мирный договор, существует лишь временное Соглашение о перемирии.) Вплоть до начала 90-х гг. XX в. на территории Корейского полуострова существовал баланс отношений крупнейших держав: военным, экономическим и политическим союзником Республики Корея стали США, а впоследствии и Япония. Корейской Народной Демократической Республике оказывали поддержку СССР и Китай.

С середины 1980-х гг. происходили изменения в политике СССР в отношении двух корейских государств. Наблюдалось постепенное отдаление Советского Союза от КНДР, хотя отношения между этими странами уже с 1960-х гг. в силу определенных идеологических противоречий были непростыми. В отношениях с Южной Кореей появились тенденции к нормализации, прежде всего в экономической и культурной сферах. Дипломатические отношения между СССР и Республикой Корея были установлены 30 сентября 1990 г.

После распада СССР внешняя политика России претерпела серьезные изменения. В частности, продолжилась ее деидеологизация, что привело к демонтажу отношений с традиционными партнерами СССР, в том числе и на Дальнем Востоке. В связи с началом экономических реформ Россия испытывала большую потребность в иностранных инвестициях. Южная Корея, в начале 1990-х гг. находившаяся на пике своего экономического развития, представляла для России значительный интерес как предполагаемый инвестор, а также как рынок сбыта военной техники и сырья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.028 с.)