Возмещение убытков, взыскание неустоек 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возмещение убытков, взыскание неустоек



 

Сторона договора, нарушившая свои обязательства, обязана возместить потерпевшей стороне убытки, причиненные таким нарушением (см. ст. 15 и 393 ГК РФ). Аналогичные обязательства содержит Венская конвенция 1980 г. (см. ст. 45 и 71). При этом под убытками понимаются уже понесенные потерпевшей стороной затраты и расходы, которые она должна произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные потерпевшей стороной доходы из-за нарушения ее права. В соответствии со ст. 74 Венской конвенции 1980 г. убытки определяются как сумма, равная тому ущербу, включая упущенную выгоду, который понесен другой стороной вследствие нарушения договора. Таким образом, в случае нарушения обязательств любой из сторон они должны определить размеры убытков.

При формировании условий контракта стороны должны стремиться согласовать и включить в его текст способы определения размеров ущерба и упущенной выгоды при наиболее вероятных нарушениях обязательств сторон. Например, согласовывается контракт на поставку автоматических формовочных машин для строящегося кирпичного завода. Для покупателя наибольшей опасностью является опоздание в поставке формовочных машин и поставка машин ненадлежащего качества, не позволяющего обеспечить производство и выпуск продукции. Покупатель для защиты своих интересов может предложить, например, следующую формулировку: «В случае, если Продавец опоздает в поставке формовочной машины или поставит ее с дефектами, не обеспечивающими ее гарантированную производительность, Покупатель имеет право потребовать устранения дефектов, или замены машины, или расторжения контракта с возмещением во всех случаях Продавцом понесенного Покупателем ущерба, включающего упущенную выгоду. При этом ущерб будет подсчитываться как 80% неполученной Покупателем выручки от невыпущенной продукции по текущим ценам рынка за период опоздания в поставке формовочной машины, простоя ее в ремонте и времени, потраченного Продавцом на ее замену и Покупателем на ее перемонтаж. В случае отказа Покупателя от исполнения контракта период начисления убытков будет считаться начиная с контрактного срока поставки формовочной машины до поставки формовочной машины другим продавцом. При этом Продавец по настоящему Контракту возместит Покупателю разницу в стоимости с аналогичной машиной, закупленной Покупателем у другого продавца, с поправками на возможное различие в производительности машин по формуле:

 

 

где C 1 и V 1 стоимость и производительность новой машины;

С 0 и V 0 замененной»*.

* Наиболее часто применяемая формула при сопоставлении цен на товары с учетом разницы в мощности, производительности, скорости, грузоподъемности, пассажировместимости.

 

Однако в большинстве случаев не удается заранее предопределить возможные последствия от нарушения обязательств сторонами и тем более заранее согласовать методику расчета ущерба. Тогда при составлении контракта следует обратиться к ст. 74—78 Венской конвенции 1980 г., в которых даны варианты определения ущерба при расторжении контрактов, и в случае их соответствия возможным опасениям договориться с партнером о ссылке на Конвенцию или о включении ее условий в согласовываемый контракт. Если сторонам не удастся согласовать порядок определения ущерба, то в случае его возникновения обязанность обоснования подлежащей возмещению суммы лежит на потерпевшей стороне, которая должна не только доказать обоснованность методики подсчета, но и подкрепить ее всеми возможными документами.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 395, 486—488) и ст. 78 Венской конвенции 1980 г. предусматривают, что в случае неисполнения денежного обязательства потерпевшая сторона имеет право, как минимум, взыскать с виновной стороны сумму, равную стоимости кредита, который могла бы получить потерпевшая сторона в своем банке на период просрочки в исполнении денежных обязательств должником. Такое взыскание не лишает потерпевшую сторону права предъявления других убытков. Законом или контрактом могут быть установлены иные проценты для подсчета убытков. В практике внутрироссийской торговли и торговли со странами СНГ в договоры нередко включается условие, что убытки, вызванные задержкой в платежах, взыскиваются с учетом полуторной или двойной ставки по одномесячным кредитам в банке потерпевшей стороны. Как видно из вышеизложенного, определение убытков потерпевшей стороны и доказательство их обоснованности виновной стороне или арбитражному суду в большинстве случаев представляет весьма сложную задачу.

Исходя из того, что подавляющее число нарушений контрактных обязательств вызывает относительно ограниченные суммы убытков, стороны предусматривают в контрактах взаимные обязательства по уплате неустоек (штрафные санкции). Суммы штрафных санкций за нарушение обязательств не соответствуют действительной величине ущерба, вызванного ненадлежащим выполнением обязательств. Они могут быть выше или ниже величины ущерба и могут рассматриваться в виде наказания провинившейся стороны, побуждающего ее к быстрому устранению допущенных нарушений. Неустойки применяются в случаях опозданий в выполнении обязательств по поставкам товаров, при поставках некачественного товара или при его пересортице на период устранения претензий по качеству и номенклатуре.

При установлении в контракте норм начисления штрафных санкций следует всегда учитывать, что чем больше перестраховывается партнер, настаивающий на увеличении норм начисления штрафов, тем сильнее опасность того, что контрагент, страхуясь от возможных потерь, или завысит цену предложения, или проявит неуступчивость в согласовании цены. Таким образом, перед продавцом и покупателем стоит задача установить оптимальные нормы начисления штрафных санкций, не нарушающие сбалансированность других условий контракта. С этой целью можно рекомендовать нормы начисления штрафных санкций, которые содержались в Общих условиях поставок товаров между странами — членами СЭВ. Они прошли многолетнюю апробацию в торговой и арбитражной практике.

При достижении сторонами такого соглашения в текст контракта следует включить следующее условие: «В случае опоздания в поставке товара против установленных в контракте сроков или в случае невозможности использования товара по назначению в период урегулирования претензий по качеству Покупатель имеет право взыскать с Продавца штрафные санкции в следующих размерах:

• 0,05% от стоимости не поставленного в срок товара* за каждый день в течение первой недели просрочки;

• 0,08% от стоимости не поставленного в срок товара за каждый день в течение второй недели просрочки;

• 0,12% от стоимости не поставленного в срок товара за каждый день в течение третьей и последующих недель просрочки».

* Период, потраченный на урегулирование претензии по качеству, приравнивается к просрочке в поставке товара.

 

Если из-за не поставленного в срок товара невозможно использовать по назначению ранее поставленный по тому же контракту товар, то штрафные санкции начисляются к стоимости всего поставленного товара. Если контракт многотоварный и недопоставка одного из товаров делает невозможным использовать по назначению другие товары (связанные товары), то неустойка также рассчитывается от стоимости всех поставленных товаров.

Контрактом обычно предусматривается предельная величина исчисления штрафа в размере не более 8% общей суммы контракта. Это делается потому, что начисление штрафных санкций по наивысшему нормативу может относительно быстрее увеличивать рост суммы неустойки по сравнению с увеличением реальной величины нанесенного ущерба. Поэтому в международной практике принято, что в том случае, если реальная сумма ущерба превышает предельную сумму начисленной или уже взысканной неустойки, то потерпевшая сторона имеет право потребовать возмещения убытков, причем выплаченная сумма неустойки засчитывается в счет погашения признанной величины убытков. Российское законодательство дает право сторонам договора предусматривать в контрактах взыскание только неустойки, взыскание в полной мере убытков сверх неустойки, а также право выбора пострадавшей стороны взыскивать либо убытки, либо неустойку (см. ст. 394 ГК РФ). Однако при выборе таких условий всегда надо учитывать упомянутую выше возможность встречной коммерческой реакции партнера.

Контрольные вопросы по теме 13

 

1. Что понимается под убытками и понесенным ущербом?

2. Каким образом стороны контракта могут определить понесенный ущерб и упущенную выгоду?

3. На какой стороне контракта лежит обязанность обоснования понесенных убытков?

4. Каким образом возмещаются убытки в связи с неисполнением должником своих платежных обязательств?

5. В чем отличие уплаты неустоек от возмещения убытков?

6. Какие возможные встречные действия контрагента можно ожидать при повышении норм начисления неустойки?

7. Что такое «связанные товары», и какие могут возникнуть последствия при начислении неустойки в связи с опозданием одного из товаров?

8. Какое право должна зарезервировать сторона контракта, если реальные убытки могут значительно превысить предельную сумму неустойки?

 

Транспортное страхование

 

Транспортное страхование товаров обеспечивает возмещение страхователю его убытков, связанных с повреждением или утратой грузов в период их транспортировки. Этот раздел контракта включает следующие основные условия: что страхуется, от каких рисков, кто страхует, на какую сумму и в чью пользу осуществляется страхование.

«Инкотермс-90» предусматривает обязанность продавца осуществить транспортное страхование груза только при базисных условиях CIF и CIP. При CIF продавец обязан за свой счет застраховать груз на период его морской или речной транспортировки на судне от порта отгрузки до получения груза покупателем в порту назначения на условиях «свободно от частной аварии», разработанных Институтом лондонских страховщиков. Эти условия предусматривают страхование всех рисков за следующими исключениями:

• тех, которые произошли по вине страхователя в связи, например, с ненадлежащей упаковкой товаров;

• тех, которые являются следствием внутренних свойств товара, например, самовозгорание, отмокание, гниение и т.д.;

• тех, которые произошли вследствие нарушения режима транспортировки: намокание, выветривание, порча из-за несоблюдения температурного режима перевозчиком и т.д.;

• военные риски, риски от забастовок, мятежей и иных гражданских волнений.

Продавец по требованию покупателя должен произвести за его счет дополнительное страхование от военных рисков, рисков от забастовок, мятежей и иных гражданских волнений. Транспортное страхование обычно производится в валюте контракта купли-продажи на 110% стоимости поставляемого товара. Страхование осуществляется в пользу покупателя или указанного им лица. Продавец должен передать покупателю страховой полис для того, чтобы покупатель или иное лицо, обладающее страховым интересом, могло бы обратиться непосредственно к страховщику.

При CIP продавец обязан за свой счет застраховать груз на период сквозной или смешанной транспортировки с момента его передачи перевозчику, а при наличии нескольких перевозчиков — первому из них, до получения груза покупателем в указанном пункте места назначения. Другие условия страхования аналогичны тем у которые предусмотрены при CIF.

За исключением условий CIP и CIF, та сторона контракта, которая осуществляет транспортировку и несет риски повреждения и утраты груза, самостоятельно решает, страховать груз или пойти на риск и осуществить поставку без страхования. Например, при поставке товара на условиях DAF (Франко-граница), если контракт не содержит обязательств сторон по страхованию, решение о целесообразности страхования груза до границы решает продавец, а после перехода границы покупатель принимает решение о страховании груза до своего склада. При базисных условиях DDP, если в контракте не предусмотрено обязательство продавца осуществить страхование груза, продавец сам принимает решение о целесообразности произвести страхование и определить, на каком отрезке пути оно наиболее оправданно.

Если контракт дает продавцу право самостоятельно принимать решение о страховании груза, то он сам решает, на каком участке пути следования целесообразно страховать груз, от каких рисков и на какую сумму. Поскольку он страхует собственные риски, то и договор страхования он заключает в свою пользу. Обычно расходы продавца по страхованию груза в свою пользу в контрактной цене товара не учитываются.

Однако покупатель, обеспокоенный возможными потерями при повреждении или утрате груза, может в контракте возложить на продавца обязанность застраховать груз в пользу покупателя на отрезке пути, где риски несет продавец. В этом случае покупатель или обязуется в контракте возместить стоимость страхования груза отдельным платежом, или соглашается на соответствующее увеличение продавцом контрактной цены.

При внутрироссийской купле-продаже товаров или в торговле со странами СНГ в связи с развившимся в 90-х гг. вандализмом на дорогах вопросам транспортного страхования следует уделять особое внимание с учетом характера груза и надежности его упаковки.

Наиболее надежным страховщиком грузов при международных перевозках являлось старейшее страховое общество «Ингосстрах», однако к концу 90-х гг. его позиции на страховом рынке стали активно теснить новые частные страховые компании. При этом следует учитывать, что не во всех компаниях перечень страхуемых рисков и способов их возмещения одинаков, не говоря уже о страховых ставках. Поэтому перед началом переговоров по согласованию контракта следует изучить страховой рынок и учесть возможные затраты в цене товара.

Если торговая компания занимается достаточно объемными и регулярными операциями на внешнем или внутреннем рынке, следует изучить целесообразность заключения генерального страхового договора на определенный срок и на определенную номенклатуру товаров. При достаточных объемах товарооборота такие генеральные страховые договоры могут быть экономически выгоднее индивидуальных, заключаемых на каждую поставку товара.

Контрольные вопросы по теме 14.

 

1. Каковы основные условия страхования?

2. От каких рисков страхуется груз на условиях «свободно от частной аварии»?

3. Кем и за чей счет может быть осуществлено дополнительное страхование от военных рисков, рисков от забастовок, мятежей и иных гражданских волнений?

4. Какая из сторон принимает решение о необходимости и условиях страхования грузов, если такие обязательства не содержатся в «Инкотермс-90» или он не принят сторонами за основу базисных условий?

5. В каких случаях, за чей счет и в чью пользу страхуется груз по требованию покупателя?

6. Чем отличается генеральный страховой договор от обычного (частного) страхового договора?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.02 с.)