Глава 1. Понятие коммерческого права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие коммерческого права



 

1.1. Предмет и метод коммерческого права

 

В рыночной экономике торговля является наиболее динамично развивающимся видом деятельности с быстрой оборачиваемостью капитала. Вследствие этого инвестиции прежде всего вкладываются в торговлю. Не случайно при переходе к рыночной экономике обязательной приватизации в первоочередном порядке подлежали предприятия оптовой и розничной торговли.

Commercium в переводе с латинского языка означает "торговля", поэтому наряду с термином "коммерческое право" употребляется и термин "торговое право", хотя коммерческая деятельность по сравнению с торговой деятельностью, осуществляемой купцами в период становления капиталистических отношений, приобрела значительно более сложный характер и не сводится только к торговым операциям по купле-продаже товаров, а включает в себя и многочисленные услуги, оказываемые производителям товаров и покупателям.

Предмет коммерческого права неоднозначно понимается различными авторами. Одной из причин этого является смешение понятий коммерческой и предпринимательской деятельности. В Конституции РФ закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). А Гражданский кодекс РФ подразделяет, как известно, юридические лица на коммерческие организации и некоммерческие организации (ст. 50). Вследствие ошибочного использования такой терминологии может сложиться впечатление, что коммерческой является любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Однако коммерческая деятельность является только одним из видов предпринимательской деятельности, поскольку получение прибыли является целью любого вида предпринимательской деятельности (строительной, аудиторской, оценочной и др.).

Для уяснения предмета коммерческого права необходимо прежде всего обратиться к экономическому понятию коммерческой (торговой) деятельности.

В современном хозяйстве существуют и взаимодействуют три сферы движения материальных ресурсов: сфера товарного производства, сфера товарного обращения и сфера потребления товаров и услуг.

По мере усложнения производства и появления все новых и разнообразных потребностей возникает необходимость в большом числе организаций-посредников между производством и потреблением, которые в совокупности образуют гибкую многоканальную систему товарного обращения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Петров П.В., Соломатин А.П. Экономика товарного обращения: Учебник для вузов. М., 2002. С. 9.

 

С точки зрения отраслевой структуры товарного обращения выделяются отрасли оптовой торговли, розничной торговли и общественного питания, предприятия грузового транспорта, складское хозяйство.

Оптовая торговля является отраслью товарного обращения, необходимым связующим звеном между производством и потреблением.

В Законе о госрегулировании торговли впервые на законодательном уровне определяются понятия торговли, оптовой торговли и розничной торговли. Торговля определяется как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров; оптовой является вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием; розничная торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 2).

Таким образом, основным критерием отграничения оптовой торговли от розничной торговли является цель использования приобретаемых товаров. Именно такой критерий применяется в ГК РФ для разграничения договоров розничной купли-продажи (п. 1 ст. 492) и поставки (ст. 506).

В экономическом понимании коммерческая деятельность включает три направления: сбыт товаров промышленными предприятиями, закупка материально-технических ресурсов предприятиями, коммерческо-посредническая деятельность <1>.

--------------------------------

<1> См.: Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. М., 1997. С. 25.

 

Однако коммерческая деятельность не ограничивается актами купли-продажи товаров. С увеличением объемов производства и насыщением рынка усложняется процесс сбыта товаров. Для увеличения объема продаж требуются специальные знания и умения по осуществлению торговых операций, а также проведение маркетинговых исследований, рекламных мероприятий и т.п.

Организация коммерческой деятельности предприятий-производителей может производиться по-разному: через оптовые и торгово-посреднические организации, обладающие большими складскими мощностями, применяющие современные формы и методы закупок и продажи крупных оптовых партий товаров; через дочерние предприятия, торговые дома, брокерские фирмы и конторы и др. В любом случае коммерческая деятельность обособляется от производственной деятельности и требует применения разработанных экономической наукой специальных приемов и методов.

Экономистами коммерческая деятельность понимается как процессы, связанные с куплей-продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли <1>.

--------------------------------

<1> См.: Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. М., 2000. С. 41 - 42.

 

В Большом экономическом словаре коммерция определяется как торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в торговле или оказании услуг по продвижению товаров на рынке <1>.

--------------------------------

<1> См.: Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М., 2003. С. 311.

 

Экономическое понимание коммерческой деятельности должно быть положено в основу определения предмета коммерческого (торгового) права.

Предметом коммерческого права являются складывающиеся правоотношения в сфере оптовой торговли. Отношения в сфере розничной торговли не включаются в предмет коммерческого права. В розничной торговле участвует гражданин - субъект гражданского права. Граждане-потребители в отношениях с профессиональными торговцами нуждаются в особых правовых средствах защиты, разрабатываемых гражданским правом.

Таким образом, коммерческое право регулирует отношения по организации и осуществлению коммерческой деятельности на оптовом товарном рынке.

Торговая и торгово-посредническая деятельность хозяйствующих субъектов обособилась и выделилась в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. В то же время она обладает всеми признаками предпринимательской деятельности, закрепленными ст. 2 ГК РФ: является самостоятельной, носит рисковый характер, направлена на систематическое извлечение прибыли от продажи товаров, осуществляется зарегистрированными в установленном порядке предпринимателями.

В процессе организации и осуществления коммерческой деятельности возникают разнообразные коммерческие правоотношения.

Первый и основной вид коммерческих правоотношений составляют обязательства, возникающие на основе заключенных договоров организациями-производителями с оптовыми и посредническими звеньями по закупке сырья, материалов, оборудования для нужд производства, по сбыту готовых товаров, между оптовыми и розничными торговцами по реализации товаров. К этому же виду правоотношений относятся договоры, способствующие сбыту и продвижению товаров на рынке (по доставке и транспортировке, хранению товаров, оказанию маркетинговых, информационных услуг и др.).

Второй вид правоотношений составляют правоотношения участников коммерческой деятельности с органами исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам организации торговли, оказанию содействия торговой деятельности, которые осуществляются на договорной основе.

Функционирование российской экономики в начальный период перехода к рыночным преобразованиям показало, что устранение государства от управления экономикой чревато тяжелыми последствиями. Государственное регулирование рыночных отношений направлено на решение ряда важных задач: создание необходимых рыночных институтов, защиту конкуренции и ограничение монополистической деятельности на товарных рынках, обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, поддержку и защиту отечественных товаропроизводителей, обеспечение безопасности государства и др. Государством предъявляются специальные требования к производству и обороту отдельных видов товаров (пищевым продуктам, алкогольной продукции, лекарственным средствам и др.), что вызывается необходимостью соблюдения публичных интересов. И отношения, связанные с государственным регулированием обращения товаров, которые можно обозначить как третий вид правоотношений, включаются в предмет коммерческого права.

Не менее важное значение имеют и выделяемые из разнообразных внутрихозяйственных правоотношений правоотношения по внутренней организации и управлению коммерческой деятельностью организаций. Внутрикоммерческие отношения основываются на внутреннем хозрасчете, разработке стандартов организации на совершаемые бизнес-процессы, внедрении бюджетирования (системы планирования, позволяющей контролировать затраты, прогнозировать последствия принимаемых решений) <1>. В создании эффективной внутрифирменной системы сбыта и закупок, определении конкретных обязанностей каждого звена, обеспечении согласования и взаимодействия подразделений предприятия большую роль играет юридическая служба организации.

--------------------------------

<1> См.: Петров А. Бюджет - основа планирования // Экономика и жизнь. 2003. N 1. С. 30.

 

Рассматривая вопрос о месте коммерческого права в системе российского права, следует учитывать, что система права любой страны не является застывшей и неизменной. На нее оказывают влияние самые разнообразные факторы: экономические, политические, социальные и иные. С развитием научно-технического прогресса, международным разделением труда возникают новые общественные отношения, требующие правового опосредования. Появляются новые правовые институты, подотрасли, некоторые затем трансформируются в новые отрасли права.

Исторически торговое право возникло в результате дуализма частного права. Обособление торгового права от гражданского произошло уже в Средние века, когда выявилась неприспособленность гражданского права регулировать договоры купли-продажи.

При переходе к рыночной экономике некоторыми учеными ставился вопрос о возрождении торгового права в качестве самостоятельной отрасли российского права, регулирующей все виды предпринимательских отношений. В учебнике по гражданскому праву коммерческое (торговое) право рассматривается как часть гражданского права, обособляемая для более глубокого изучения вопросов, относящихся к предпринимательской деятельности <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Гражданское право: Т. I" (под ред. О.Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006.

 

<1> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2009. Т. 1. С. 21.

 

Но еще в начале 1990-х гг. А.Г. Быков пришел к выводу о том, что "соотношение гражданского и торгового права в современных российских условиях уже не может быть взято в качестве образца формирования дуалистической системы частного права с выделением в его составе гражданского и торгового права" <1>. А.Г. Быков отмечал, что современные условия диктуют необходимость формирования не торгового, а предпринимательского права, которое должно преодолеть узкие параметры торгового права как частного права, и привнести в свое содержание элементы, обеспечивающие государственное регулирование частноправовых отношений с учетом публично-правовых интересов.

--------------------------------

<1> Быков А.Г. Предпринимательское право: проблемы формирования и развития // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1993. N 6. С. 4.

 

Коммерческие отношения имеют существенную специфику и большую общественную значимость. Рост торговли происходит значительно быстрее, чем рост экономики в целом, торговля дает около 20% ВВП. Не случайно около 40% иностранных инвестиций вкладываются в торговлю. Коммерческое законодательство регулирует значительный по объему массив общественных отношений. В то же время коммерческие отношения, как и иные виды предпринимательских отношений, имеют единую правовую природу, что позволяет ставить вопрос о формировании коммерческого права в качестве относительно самостоятельной части предпринимательского права.

Коммерческая деятельность в сфере оптовой торговли регулируется как специальными правилами, так и в их отсутствие общими правилами о предпринимательской деятельности. В отличие от предпринимательского права предмет коммерческого права значительно . Его составляют правоотношения по оптовым закупкам и реализации товаров, оказанию различных услуг, связанных с продвижением товаров на рынке от изготовителей к оптовым потребителям. Важной задачей коммерческого права является изучение специфики оборота различных видов товаров, разработка рекомендаций по совершенствованию их нормативно-правового регулирования.

В качестве науки коммерческое право представляет собой систему научных представлений о коммерческом праве, его месте в системе права, его институтах. Наука коммерческого права призвана изучать субъекты коммерческой деятельности, определять их функции на товарных рынках, выявлять круг коммерческих договоров, опосредующих различные складывающиеся на рынке отношения, разрабатывать рекомендации о совершенствовании законодательства о коммерческой деятельности. Одной из задач науки коммерческого права является изучение способов и средств государственного воздействия на коммерческую деятельность, разработка предложений об оптимизации государственного воздействия на рыночные отношения.

Совокупность правовых норм, регулирующих коммерческую деятельность в оптовом обороте, составляет законодательство о коммерческой деятельности. Учебная дисциплина "Коммерческое право" является, как было уже сказано, самостоятельным учебным курсом, предусмотренным государственным стандартом высшего образования и предназначенным для получения студентами знаний о правовом регулировании коммерческой деятельности, о предъявляемых государством требованиях к обращению отдельных видов товаров и системе коммерческих договоров. В курсе коммерческого права изучаются и научные представления об основных категориях и институтах коммерческого права.

Внутригосударственное коммерческое право тесно соприкасается с международным коммерческим правом (правом международной торговли), которое оказывает на него большое влияние.

Рассматривая соотношение коммерческого права со смежными дисциплинами, необходимо отметить его тесные связи с гражданским правом. В Гражданском кодексе РФ содержатся основные понятия и институты (право собственности и иные вещные права, понятие сделки, договора, обязательства и др.), используемые при регулировании любых предпринимательских отношений. Основным субъектом гражданского права является гражданин - участник имущественных и личных неимущественных отношений. Физическое лицо - гражданин, как более слабая сторона в сделках, не являющаяся профессиональным участником рыночных отношений, нуждается в особых правовых средствах защиты прав и охраны интересов, которые предусмотрены в ГК РФ и нормативных актах о защите прав потребителей. Не случайно в рамках гражданского права формируется его обособленная часть - потребительское право, призванное обеспечить соблюдение прав физических лиц - граждан-потребителей. Такие отношения не включаются в предмет коммерческого права. Однако это не означает, что коммерческое право не учитывает интересы конечных потребителей - граждан. Это его основная задача. Права потребителей должны соблюдаться не только на стадии реализации готовых товаров, но и на стадии производства и оптовой реализации товаров. В свою очередь, и коммерческое (торговое) право оказывает влияние на гражданское право, что получило название "коммерциализация гражданского права". В отличие от гражданского права коммерческое (торговое) право в качестве предмета имеет однородный и более узкий круг правоотношений, носящих возмездный характер.

Предпринимательское право изучает общие вопросы организации и осуществления предпринимательской деятельности, способы и методы государственного регулирования рыночных отношений с целью выработки рекомендаций по соблюдению баланса публично-правовых и частноправовых интересов. Между тем отношения в сфере коммерческой деятельности нуждаются в особых правилах регулирования, учитывающих функциональные особенности субъектов торговой деятельности.

При осуществлении купли-продажи товаров производители товаров и торговцы учитывают требования финансового права о налогообложении торговых операций. В Налоговом кодексе РФ содержится понятие реализации товаров (ст. 39), которая выступает в качестве объекта налогообложения (ст. 38). Соблюдение требований законодательства о заключении и определении содержания договора является основанием для признания налоговыми органами обоснованными соответствующих расходов в целях налогообложения. Тесная связь коммерческих договоров и налоговых обязательств заключается в том, что заключение коммерческих договоров влечет возникновение не только частноправовых, но и публично-правовых обязательств по уплате налогов. При выборе заключаемого договора предпринимателю важно учесть и требования налогового законодательства.

Достаточно тесные связи существуют у коммерческого права с административным и уголовным правом, поскольку изучение правомерной коммерческой деятельности, особенностей оборота различных видов товаров в коммерческом праве сопряжено с выявлением нарушений законодательства, влекущих административную и уголовную ответственность. В Кодексе об административных правонарушениях РФ включено достаточно много составов правонарушений, влекущих административную ответственность (ст. 14.2 - незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена или ограниченна; ст. 14.4 - продажа товаров с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил; ст. 14.24 - нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле и др.). За наиболее тяжелые правонарушения, признаваемые преступлением, установлена уголовная ответственность (ст. 238 УК РФ - производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности, и др.).

Следует отметить, что коммерческое право имеет тесные связи не только с юридическими, но и с экономическими науками (менеджментом, маркетингом), прежде всего с логистикой.

Возникшие в период экономического кризиса в зарубежных странах идеи интеграции снабженческо-производственных и распределительных систем, в которых увязывались бы функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, транспортировались затем в логистический подход к управлению материальными потоками и созданию науки логистики.

Логистические методы управления товародвижением основываются на системном управлении и контроле за материальными и информационными потоками по всей цепочке товародвижения, обеспечивающими своевременную поставку товаров. Применение логистических методов управления позволяет минимизировать затраты труда и материальные ресурсы, сократить время хранения и транспортировки грузов.

Задачей коммерческого права является разработка правовых средств применения логистической системы управления товародвижением.

Маркетинг, определяемый как деятельность, направленная на формирование спроса на товары <1>, позволяет стимулировать сбыт товаров. С этой точки зрения маркетинг представляет собой одну из составных частей логистики. Коммерческая деятельность обязательно включает в себя и маркетинговые исследования рынка.

--------------------------------

<1> См.: Половцева Ф.П. Указ. соч. С. 37.

 

Менеджмент в качестве управленческой деятельности по эффективному достижению поставленных целей организации <1> основывается на требованиях законодательства. В свою очередь, организация производства и внутрифирменной системы снабжения и сбыта, планирование поставок являются составной частью всего управленческого процесса в организации.

--------------------------------

<1> См.: Катрич С.В., Катрич Ю.С. Правовые основы менеджмента в России. М., 2004.

 

С.С. Алексеев пришел к выводу о наличии первичных приемов регулирования - методов субординации и координации, каждый из которых при применении в отдельных отраслях является сложным многогранным явлением и тесно связан с предметом правового регулирования <1>. Данной точке зрения соответствует и высказанное в литературе мнение о существовании единого метода регулирования, включающего в себя запрет, дозволение и предписание, используемые в отдельных отраслях права в различных объемах <2>.

--------------------------------

<1> См.: Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М., 1999. С. 371.

<2> См.: Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972. С. 40 - 41.

 

Рыночные условия хозяйствования влекут необходимость различных способов воздействия на общественные отношения в целях недопущения при возможности конфликта интересов и обеспечения баланса частноправовых и публичных интересов.

Воздействие правового регулирования на коммерческие отношения осуществляется различными методами регулирования: автономных решений, предписаний, рекомендаций. Основным методом коммерческого права, регулирующим отношения юридически равноправных участников оптового оборота, следует признать метод автономных решений.

Различные методы воздействия не противопоставляются друг другу, а в некоторых случаях даже сочетаются, поскольку во многих отношениях тесно переплетаются частные и публичные элементы, что характерно, к примеру, для государственных и муниципальных закупок товаров. В литературе отмечается, что "из ряда отраслей, которые вроде бы без особых сомнений причисляются к частному праву (предпринимательское, коммерческое и др.), буквально "выпирают", демонстративно и массивно, публичные начала" <1>.

--------------------------------

<1> Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.В. Безбаха и В.К. Пучинского. М., 2004. С. 754.

 

Субъекты коммерческой деятельности свободны в решении вопроса о выборе вида заключаемого договора, его содержании. В то же время в законодательстве содержатся и императивные нормы об условиях договора, их изменения и расторжения, и ряд других, которые стороны обязаны выполнять. Участники торговой деятельности должны соблюдать и требования законодательства к безопасности товаров, налогового законодательства к налогообложению торговых операций и др.

Применение метода предписаний превалирует при определении правового режима ограниченно оборотоспособных товаров, установлении антимонопольных требований к организации и осуществлению торговой деятельности.

С развитием различных видов рыночных отношений наблюдается тенденция к передаче государством части своих полномочий по регулированию деятельности отдельных субъектов общественным объединениям предпринимателей. Образованные в торговом сообществе различные общественные объединения начинают оказывать заметное влияние на коммерческую деятельность и способны решать задачи по организации и контролю за деятельностью участников товарного обращения.

Так, в Законе о госрегулировании торговли установлены формы участия некоммерческих организаций поставщиков и торговцев в формировании и реализации государственной политики в области торговли.

Так, некоммерческие организации вправе:

- принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли;

- участвовать в анализе показателей развития торговли на территориях субъектов РФ и муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на территориях субъектов РФ, муниципальных образований;

- в распространении российского и иностранного опыта в области торговли;

- предоставлять необходимую информацию для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;

- разрабатывать для органов государственной власти и органов местного самоуправления предложения о совершенствовании торговой деятельности и др.

 

1.2. Принципы коммерческого права

 

Правовое регулирование коммерческих отношений основывается на конституционных принципах. В Конституции РФ закреплен широкий круг экономических прав и свобод человека и гражданина. Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, предусмотренное в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, означает и право каждого на свободное использование своих способностей и имущества, в том числе и для занятия коммерческой деятельностью.

Принцип признания многообразия форм собственности и равной их защиты (п. 2 ст. 8 Конституции РФ) означает право осуществлять предпринимательскую, в том числе и коммерческую, деятельность на основе любой формы собственности (частной, государственной, муниципальной и иной). Вместе с тем Конституция РФ допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства только федеральным законом (ч. 3 ст. 55). Так, некоторые виды деятельности можно осуществлять только на основе государственной собственности (к примеру, производство наркотических средств).

Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8). Данное конституционное положение означает и единое правовое регулирование, недопущение установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74 Конституции РФ).

Однако на практике еще встречаются случаи, когда органы исполнительной власти нарушают этот конституционный принцип, запрещают предпринимателям осуществлять свободный вывоз своих товаров за пределы региона либо препятствуют ввозу определенных товаров в регион. Ограничение свободного перемещения товаров устанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 74 Конституции РФ в отношении запрещенных к обороту или ограниченно оборотоспособных товаров.

Принцип поддержки конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), распространяет свое действие как на рынок товаров, так и на рынок финансовых услуг.

Принцип баланса (сочетания) частных и публичных интересов при осуществлении предпринимательской, в том числе и коммерческой, деятельности прямо не сформулирован в нормативных правовых актах. Однако правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с данным принципом. Так, в Конституции РФ - законодательном акте, обладающем высшей юридической силой, содержится исчерпывающий перечень оснований, когда возможно ограничение прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55) и ограничения перемещения товаров и услуг (ч. 2 ст. 74). Такие ограничения могут быть предусмотрены только в федеральных законах. Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что для защиты общественных интересов федеральный законодатель вправе применять публично-правовой тип регулирования рыночных отношений, конкретные требования к субъектам экономической деятельности, которые отвечали бы критериям соразмерности и пропорциональности государственного вмешательства и обеспечивали бы частные и публичные начала в сфере экономической деятельности <1>. Государством принимаются специальные нормативные акты по защите прав предпринимателей, в частности, при осуществлении государственными органами проверок их деятельности.

--------------------------------

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 13 мая 2010 г. N 685 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Евгения Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктами 3 и 4 части 2 статьи 18 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2010. N 6.

 

Принцип законности является общеотраслевым принципом. При осуществлении коммерческой деятельности должны соблюдаться требования законов и иных нормативных актов. В то же время и государством должна быть обеспечена законность принимаемых нормативных актов и актов применения права.

В Гражданском кодексе РФ закреплено право гражданина и юридического лица на обращение в суд с требованием о признании ненормативных актов государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы, недействительными (ст. 13).

Специальным принципом коммерческого права является принцип защиты национального товарного рынка. Осуществляемая государством протекционистская политика товарного рынка России реализуется путем применения различных защитных мер (квотирования, лицензирования, тарифного регулирования), предусматриваемых в законодательных и иных нормативных актах <1>. Государством применяются и специальные меры ограниченного срока действия по защите производителей отдельных видов товаров <2>. Правительством РФ утвержден перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка РФ, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта <3>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850 (с послед. изм.).

<2> См.: Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 50 "О мерах по защите российских производителей ламп накаливания" // СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 705 (с послед. изм.); от 10 апреля 2007 г. N 217 "О мерах по защите российских производителей машиностроительного крепежа" // РГ. 2007. 14 апр. (с послед. изм.); от 10 мая 2010 г. N 307 "О мерах по защите российских производителей подшипниковых труб" // СЗ РФ. 2010. N 20. Ст. 2462.

<3> См.: Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 877 // СЗ РФ. 2007. N 52. Ст. 6461.

 

Целью коммерческой деятельности является не только получение прибыли, но и удовлетворение общественных потребностей в товарах соответствующего ассортимента, высокого качества, в необходимом потребителям количестве, по доступным ценам. Отношения по всей цепочке товародвижения, начиная с производителей товаров, включая оптовые торговые и посреднические организации, розничные торговые организации, должны строиться на взаимовыгодной основе.

Нормативное правовое регулирование коммерческой деятельности направлено на достижение указанной цели. Коммерческое право распространяет свое действие на оптовый торговый оборот, однако в социальном государстве коммерческая деятельность направлена не только на удовлетворение спроса промышленности на сырье, материалы и другие товары, а в первую очередь на удовлетворение потребностей граждан в товарах потребительского спроса с соблюдением требований к их безопасности и качеству. Получение прибыли при осуществлении коммерческой деятельности обусловливается удовлетворением потребностей покупателей, поэтому принципом коммерческого права является принцип приоритета интересов потребителей.

 

1.3. История возникновения и развития

коммерческого (торгового) права

 

Коммерческое право возникло за рубежом как торговое право. История торговли уходит в глубь веков, однако торговое право значительно моложе. В римском праве не существовало обособления торгового права, хотя сделки купли-продажи были подробно регламентированы.

В развитии коммерческого (торгового) права можно выделить два периода: исторический и современный. Изучение истории возникновения торгового права позволяет лучше понять сущность современного коммерческого права, проследить эволюцию его основных институтов.

Согласно классификации известного русского правоведа Г.Ф. Шершеневича, исторический период развития торгового права подразделяется на три этапа: итальянский, французский и немецкий.

В XI - XIV вв. Италия благодаря своему удачному географическому положению являлась одной из наиболее развитых стран. В средневековой Италии успешно развивалась морская и сухопутная торговля. Господствующий класс страны составляли купцы, подразделявшиеся на гильдии, в рамках которых в течение длительного периода формировались обычаи, которыми руководствовались при ведении торговых операций. Гражданское право, требующее соблюдения сложных формальностей, не отвечало потребностям быстрого и надежного совершения торговых сделок. Не соответствовал международному характеру торговли и "дух национальной обособленности" гражданского права. По этим причинам стало развиваться торговое право, которое основывалось на постепенно складывающихся торговых обычаях. Для торгового права в то время, как отмечал В.А. Удинцев, было характерно стремление к сепаратизму, отделению от общего права. Данный признак является "основой всего исторического развития торгового права" <1>. Возникавшие споры между купцами привели к необходимости назначения для разбирательства споров особых лиц - консулов. Отдельные решения консульских судов, имевшие большое значение, вносились в особые книги, которые периодически пересматривались, что приводило к систематизации судебных прецедентов. Торговое сословие получило политическое господство в автономных городских корпорациях. Закрепление торговых обычаев происходило в статутах итальянских городов.

--------------------------------

<1> Удинцев В.А. На стыке частного и публичного права // Избранные труды по торговому и гражданскому праву. М., 2003. С. 53.

 

Итальянцы, или, как их тогда называли, ломбардцы, распространяли торговые обычаи по ярмаркам и торговым центрам Европы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.188.160 (0.065 с.)