О каноне церковно-певческого искусства Древней Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О каноне церковно-певческого искусства Древней Руси



Церковно - певческий канон, принятый на Руси вместе с крещением, как нечто святое и нерушимое, ограничивал проникновение в богослужебное пение чуждых ее духу банальных напевов. Лишь в период позднего средневековья (конец XVI-XVII вв.) на Руси начинают нарушаться каноны, которые прежде не могли быть нарушены. Основой древнерусской церковно-певческой традиции явилось осмогласие, унаследованное из Византии. С помощью осмогласия устанавливается особый строгий порядок богослужебного пения. Каждый из 8-ми гласов имел свои напевы и тексты со своими мелодическими формулами. Эти своеобразные мелодии, канонизированные мелодико-ритмические обороты, записывались особыми знаками - невмами.

Создавая свои произведения, гимнографы использовали уже готовые мелодии - архетипы. К таким архетипам может быть отнесена система осмогласия - с ее попевками, строками, фитами, лицами, закрепленными неизменной последовательностью звуков.

Но прежде всего роль архетипов в пении выполняла система подобнов (от греч. «просоми» - сходный, подобный). Подобны служили образцом, моделью для большого числа церковных песнопений. Каждый вид гимнографии имел свой набор подобнов, по напеву и форме которых можно было безошибочно определить виды песнопений. Сборники оригинальных образцов подобнов встречаются уже в XV - XVI вв. Первая славянская рукопись «Типографский Устав с кондакарем» имеет раздел - «Подобницы», где содержатся все образцы для пения стихир и кондаков. Там самым подобны, служили сохранению канонов.

Канон - творение соборное, чем устойчивее канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность. Свящ. П.Фларенский говорит: «Каноническое - есть церковное, церковное - соборное, соборное же - всечеловеческое». В этом отношении интересно отметить работу иконописца. Икона никогда не мыслилась произведением уединенного творчества, она существенно принадлежит соборному делу - Церкви. Даже если по тем или иным причинам икона была от начала до конца написана одним мастером - соборность в работе подразумевается.

Творчество древнерусских распевщиков было близко к иконописи, не случайно творение распевщика называли переводом. Отклонение от известной редакции называли «ин» - иной перевод, а если был известен автор, то указывалось еще и имя автора, например: «ин перевод Крестьянинов». Авторское творчество зафиксировано лишь в XVI-XVII вв. Работа гимнографа, равно как иконописца, предъявляла высокие моральные требования, так как она почиталась священной. «Подобает быти живописцу смиренну, кротку, благоговейну, непразднословцу, не сварливу, независтливу, не пьянице, не грабежнику, не убийце, наипаче же хранити чистоту душевную и телесную со всяким опасением» (Стоглавый Собор 43 гл.) [8].

Ни икона, ни церковные песнопения не являются художественным произведением в том смысле, который мы вкладываем в это понятие. Их целью является не услаждать зрение и слух людей, а свидетельствовать о первообразе, об истине. Икона не есть художественное произведение самодовлеющего художника, а есть произведение, которому потребно и художество, наряду со многими другими. Художественность песнопения должно было способствовать раскрытию идеи, образа, текста.

Но чтобы творить, надо было знать не только древнерусский канон, но и теоретические понятия и основы церковного пения.

 

1.2.2 Основные церковно-певческие понятия

 

Как уже говорилось, - главный уставной принцип музыкального оформления богослужения основан на осмогласии.

Заимствуя форму и содержание богослужения от Византии, РПЦ заимствовала и гласовый принцип, который лежал в основе христианского церковного пения. Песнопения каждой недели у греков были распеты на восемь самостоятельных ладов, этим ладам и было присвоено название гласов, отсюда – осмогласие.

Глас (славян.- голос) в современном понимании – это определенная мелодия, состоящая из характерных для данного гласа попевок – музыкальных фраз, которые в практике принято называть строками. Так при всех песнопениях в богослужебных книгах указывается глас, на который следует петь данное песнопение. Следует отметить, что глас принадлежит больше тексту, чем мелодии, так как распевов много, а текст один. Поэтому богослужебный Устав распределяет песнопения по гласам соответственно содержанию их текста.

Осмогласие– система восьми музыкальных гласов.

По Уставу, целую седмицу (неделю) в богослужении господствует по очереди какой-либо один из восьми гласов. Начинает этот глас господствовать с вечерни в субботу и заканчивает свое господство девятым часом в следующую неделю. Таким образом, образуется восьминедельный круг чередования восьми гласов, - так называемый гласовый столп. Столп начинается первым гласом во вторую субботу по Пятидесятнице. В течение года происходит смена около шести столпов. Кончается это чередование вечерней последней субботы перед Великим постом. Однако это касается только седмичных дней великого поста; для воскресных дней это чередование заканчивается в пятую неделю Великого поста. Этот порядок может быть нарушен прилучающимися в это время большими праздниками. Такие праздники имеют свои, отличные от господствующего, гласы. Также в богослужении седмичных дней, к песнопениям господствующего гласа могут присоединяться песнопения минейного (месячного) круга, для которых указаны свои гласы.

Система осмогласия распространяется на все гимнографические группы песнопений, отличающихся друг от друга своей особой гласовой мелодией:

для стихир,

для тропарей, кондаков и седальнов,

для ирмосов канонов,

для прокимнов, аллилуариев и других малых песнопений.

Вышеперечисленные песнопения также называются – изменяемыми песнопениями, так как текст и галсовая мелодия у них меняются.

Но в каждом правиле есть исключения, так при некоторых песнопениях глас не указан. Это такие неизменяемые песнопения: ''Свете тихий'', ''Единородный Сыне'', ''Херувимская песнь'', ''Милость мира'', «Великое Славословие», «Величит душа моя господа» и др. Эти песнопения стоят вне гласового, столплвого пения и могут быть исполнены на тот или иной глас или же для них имеется одна или несколько мелодий, не имеющих отношения к системе осмогласия. Это вполне понятно, так как неизменяемые песнопения, составляют постоянную раму службы, и не могут подлежать такому изменению, каким является гласовый столп.

В церковно-певческой терминологии слова «распев» и «напев» употребляются свободно, один вместо другого, но во избежание путаницы и недоразумений, опираясь на И. А. Гарднера - современного исследователя церковного пения разграничим эти термины [5].

Распев (от славян. распевать, по Б. Николаеву [17]) - система уставных мелодий РПЦ определенного происхождения.

Распевы можно разделить на две группы:

Полные распевы, в которых имеются напевы для всех групп и типов песнопений.

Неполные распевы, в которых нет напевов для всех групп и типов песнопений, а имеются для некоторых из них (например: – только для тропарей или только для тропарей и ирмосов, но не имеется напевов для стихир, и т.д.).

В рамках одного распева можно отметить еще подразделение распева-системы на:

а) Большой распев, в котором мелодии отличаются богато развитой мелодической линией, где на один слог приходится часто не менее четырех связанных звуков разной высоты.

б) Малый распев, с преобладающим речитативом на одном тоне или где в мелодии на один слог приходится один, два, реже три связанных звука разной высоты.

Знаменный (иначе, столповой) распев

Самый древний, полный, осмоглласный, монодийный (одноголосный) распев РПЦ, ранние письменные памятники которого относятся к нач. XII века. Мелодия Знаменного распева записывалась над строкой текста с помощью особой системы условных знаков – ''знамен''. От славянского слова ''знамя'', т.е. знак, эта система получила название Знаменной, а по названию одного из главных ее знаков – ''крюка'', она именуется Крюковой. Принцип записи мелодии условными знаками (греч. невмами), а также богослужебные тексты и система осмогласия, как это уже отмечалось, были заимствованны от греческой церкви. Название Столповой распев происходит от выше описанного ''столпа'' (гласового столпа), осмогласного круга песнопений Октоиха, повторяющихся каждые восемь недель. ''Столповое пение'' есть синоним ''осмогласного пения'' (пения, основанного на системе осмогласия).

Основной особенностью Знаменного распева является попевочное строение его мелодии. Попевка (греч. какиза) – это краткий мелодический оборот, состоящий из постоянного сочетания нескольких знамен, являющийся характерным для одного (реже нескольких) гласа. То есть, у каждого гласа есть свой определенный попевочный набор. Мелодия целого песнопения состоит из комбинации попевок данного гласа. Знаменная мелодия опирается на смысловое содержание текста песнопения, т.е. со стороны текста исходят все ее музыкальные особенности. Поэтому Знаменному распеву несвойственно повторение мелодических строк, а также слов или текстовых фраз, которые типичны для более поздних распевов.

Знаменный распев имеет две разновидности: большой и малый.

Малый Знаменнй распев – это упращенная редакция большого, которая появилась в XVII веке, где попевочое строение часто уступает место речетативно-переодическому, что приближает его к Киевскому.

Киевский распев

Представляет собой южнорусскую ветвь знаменного распева (упрощенная редакция). Поэтому он также осмогласный и полный. Киевским он назван потому, что был принесен в Москву в сер. XVII века украинскими певцами из Киева (они приехали по приглашению царя Алексея Михайловича и патриарха Никона в Москву, после воссоединения восточной Украины с Русью).

Киевский распев представляет собой последовательно чередующиеся краткие мелодические строки, преимущественно речетативного характера с малоразвитым мелодическим элементом. Благодаря влиянию западной музыки его мелодии записывались уже не знаменами, а квадратными нотами в пятиленейной нотной системе. Такая система записи стала называться ''Киевское знамя'' (в этой системе были нотированы одноголосныя синодальныя издания обихода и других певческих книг). Мелодия этого распева легко поддавалась многоголосой гармонической обработке, поэтому уже в его рукописях второй пол. XVII века встречается многоголосье.

Благодаря своей краткости, простой и легкой гармонической обработке, а также покровительству власть имущих, Киевский распев постепенно вытеснил Знаменный и уже в сер. XVIII в., и особенно с нач. XIX века решительно возобладал над ним в практическом применении.

Киевский распев имеет две редакции: большой и малый (сокращенный).

Греческий распев

Этот распев осмогласный, но не полный (нет напевов для стихир и прокимнов). Он был записан в сер. XVII века с голоса греческих певцов, прибывших тогда в Москву. Протоиереи: Дмитрий Разумовский, Василий Металлов и Иоанн Вознесенский связывали появление Греческого распева с приглашением в Москву в 1656 году константинопольского дьяка Мелетия ''со товарищи'' для обучения царских и патриарших певчих (патриарх Никон, при содействии царя Алексея Михайловича, настойчиво вводил этот распев в РПЦ). В то время записи Греческого распева, также как и Болгарского, производились линейной нотацией, а иногда и безлинейным столповым знаменем, ввиду того, что многие певцы к тому времени не обладали знанием нотного письма.

Отличительной особенностью песнопений этого распева являются простота и лаконизм мелодии. Количество мелодических строк каждого гласа не превышает 2 – 3, а напевы их легки для запоминания и гармонизации. В кон. XVII – нач. XVIII веков появились его многоголосные обработки.

Болгарский распев

Известны две разновидности Болгарского распева: большой и малый. Этот осмогласный распев не полный. Он был принесен в Московскую Русь украинскими певцами в сер. XVII века. Происхождение Болгарскаго распева достоверно неустановленно. Он встречается в древних певческих книгах Западной Украины и совершенно отличен от современного болгарского пения. Памятников древнеболгарского пения еще не открыто, так что ''болгарским'' этот распев считается условно.

Для него характерны: симетричный ритм (укладывается в размер 4/4), широкие и выразительные мелодии, часто применяется большой внутрислоговой напев, есть повторы слов и фраз. Ему не свойственно строгое чередование мелодических строк. Встречаются песнопения и со свободным развитием напева. Он хорошо поддается гармонизации.

Все эти распевы считаются основными в системе уставного осмогласного пения. Они были зафиксированы по решению Синода в печатных нотных богослужебных книгах с целью сохранения и единообразия песнопений и признаны правильными и образцовыми для богослужебного употребления. Эти распевы, главным образом, вошли в ''Нотолинейный обиход'' опубликованный в 1772 году, и в ''Сокращенный обиход нотного пения'', который был издан в 1787 году, а после и в ''Учебный обиход нотного пения'' 1887 года.

В книги синодального издания также вошли в небольшом количестве два особых рода пения, так называемые, Путевой (Путный) распев и Демественное пение. Они имели свои безлинейные нотации, производные от столповой нотации. Предназначены они были только для празничных богослужений и по нашей классификации относятся к большим распевам.

Путевой распев – осмогласный, вероятно, производный от знаменного и отличается от последнего более развитыми мелодиями и ритмическим рисунком. Памятники этого распева появляются с кон. XV века в одноголосном варианте, а с XVI века в многоголосном (троестрочное пение). В кон.XVII - нач. XVIII века путевой распев постепенно теряет свое значение и забывается.

Напев в словаре русских синонимов это - мелодия, погудка, голос, лад; мотивчик, мелос, глас, мотив.

В современном толковом словаре напев - вокальная мелодия; иногда и инструментальная мелодия, исполняемая певцом [19].

В церковной традиции - это любая мелодия, исполняемая голосом. Поэтому в церковно-певческом понимании напевом могут называться мелодии определенной гимнографической группы внутри распева (например: - напев стихир в рамках знаменного распева); а также мелодии местного происхождения (например:Московский напев, напев Валаамского монастыря и т. д.).

Демественное пение (демество) особый род пения, который не подчиняется системе и закону осмогласия. Оно применялась к песнопениям, для которых не указывался глас, а также и к некоторым гласовым песнопениям в особо торжественных случаях. Письменные памятники демества известны со второй пол. XVI века. Оно исполнялось монодически и многоголосно, даже на четыре голоса. А ко второй пол. XVIII века почти совершенно забылось (демественное одноголосие практикуется у старообрядцев).

Синодальные издания певческих книг послужили основой для обработки и гармонизации русских композиторов кон. XVIII – нач. XX веков, начиная от Д.С.Бортнянского и заканчивая С.М.Рахманиновым. Эти книги не теряют свою актуальность и в настоящие время.

Обиход (повседневный, обыденный) доступное, простое, обычное, чаще всего исполняемое богослужебное пение. Впоследствии так стала называться нотированная певческая книга, которая содержала обиходное пение. Основу обихода составляют песнопения суточного круга – всенощной и литургии.

У каждой приходской церкви определенного города или области, а также у каждого монастыря постепенно сложился свой обиход. Он представляет собой разные напевы, которые, как правило, являются упрощенными вариантами основных распевов: знаменного, киевского, греческого и болгарского, а также авторские, местные и монастырские напевы традиционно исполняемые в данном храме или обители. Сначала обиход передовался изустным преданием, а затем в кон. XVIII – нач. XIX века был записан с голоса на ноты и гармонизирован. В настоящее время многие связывают распространение обиходного пения с деятельностью Санкт-Петербургской Придворной капеллы. Это вполне обоснованно т. к. в XVIII – XIX веке это был один из главных центров церковной певческой культуры. Обиходный (Обычный, Придворный или Петербургский) напев окончательно сформировался к 1830 году, когда песнопения Придворной капеллы были изданы в виде сборника под названием ''Круг простого церковного пения'', положенного не два голоса. Позднее он был пересмотрен, дополнен и издан в 1846 году, в виде ''Полного обихода'' в двух частях и ''Краткого ирмолоия'', гармонизированных на 4 голоса П.М.Воротниковым, преподователем пения в капелле, под наблюдением директора капеллы А.Ф.Львова. Во второй половине XIX века ''обиход'' был вновь пересмотрен и изложен 4 голосно под редакцией Н.Н.Бахметьева, также директора Певческой капеллы [4].

Петербургский напев, также является сокращенным или упрощенным видом основных распевов: знаменного, киевского, греческого и болгарского. Большое влияние на него оказали местные напевы, так как в капеллу набирали певцов из разных областей страны, и каждый из них с детства хорошо знал и помнил свои родные богослужебные напевы.

Из всего выше сказанного ясно, что обиход нельзя рассматривать как самостоятельную систему, каким является распев, но это есть бессистемное смешение различных распевов и напевов собранные в одну певческую книгу под названием ''Обиход церковного пения''.

Если теория давала понятия о строении музыкально-певческого материала, о распевах и напевах церковных, то Устав точно предписывал, где, что и как исполнять за богослужением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 906; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.021 с.)