Инструкция для проведения исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструкция для проведения исследования



 

Для проведения группового эксперимента детям раздают те­стовые брошюры и опросные листы. Перед этим необходимо пре­дупредить учеников, чтобы они не делали никаких пометок в са­мом тексте, а все, что нужно, отмечали и писали на опросном листе. Также надо сказать, чтобы в верхней части опросного листа каждый школьник написал свое имя, фамилию, возраст, класс, номер школы и другую информацию, которую вы хотите полу­чить. Как только дети будут готовы слушать, прочтите им вслух инструкцию.

«Ребята, мы проводим изучение ваших характеров. Предлага­ем анкету с рядом вопросов. Здесь не может быть правильных или неправильных ответов. Каждый должен выбрать наиболее подходящий именно для него. Вопросы состоят из двух частей, разделенных словом или. Читая вопросы, выбери ту часть, кото­рая тебе подходит больше. В листке для ответов (опросном лист­ке) против каждого номера вопроса имеется два квадратика, со­ответствующие левой (до слова или) и правой (после слова или) частям вопроса. Поставь крестик (+) в квадратике, который со­ответствует той части вопроса, которую ты выбрал. В некоторых вопросах может не быть формулировок, подходящих точно для тебя. Тогда отметь ту часть, которая подходит тебе больше (как бывает чаще). Если вопрос вызывает затруднение, обратись за по­мощью к тому, кто проводит исследование, для этого подними руку. Не надо думать подолгу над одним вопросом. Отметил один и сразу же переходи к следующему.

Есть вопросы, имеющие три варианта ответов (№ 11, 15, 19, 23, 27). Посмотри внимательно все варианты и выбери один из них. Не разрешается пропускать вопросы, а также давать на во­прос больше одного ответа».

Необходимо продемонстрировать на доске в качестве примера первые два вопроса. Подчеркните слово или так, чтобы дети ус­воили, что имеется два возможных выбора. Затем обратитесь к учащимся: «Посмотрите на ваши опросные листы. В левом углу стоит цифра 1, это первый вопрос, начинайте отвечать на него, г. е. поставьте крестик в нужном квадрате здесь». После небольшо­го промежутка времени, чтобы дети успели сделать первый вы­бор, проделайте то же со вторым вопросом. Затем спросите: «По­нятно ли, как отмечать ответы? Если ли у кого вопросы?» Под­робно ответьте на все вопросы учащихся. Предупредите, что ис­правление ответов разрешено, но оно должно быть четко видно.

Когда вы убедитесь, что детям ясна процедура, предложите им продолжить работу самостоятельно. В случае, если у кого-нибудь возникнет затруднение, можно прочесть этому ребенку непонят­ный для него вопрос и объяснить его смысл, не подсказывая от­вета. Исключение составляют вопросы, направленные на выявле­ние интеллектуальных функций, № 11, 15, 19, 23, 27. Разрешает­ся только их прочтение, без объяснения значения слов. Подобная помощь производится в индивидуальном порядке, чтобы не ме­шать работе остальных. Скажите детям, чтобы они, когда закон­чат отвечать на вопросы на первой странице, переходили ко вто­рой и т.д.

Сразу же после начала работы экспериментатору следует бы­стро пройти по рядам и убедиться, что все работают по инструк­ции. Обратите внимание, в каком месте работает ребенок, сти­мулируя его действовать быстрее или, наоборот, медленнее. По­лезно сделать такое замечание: «Теперь почти уже все закончили первую страницу, если кто-то еще не закончил, надо работать быстрее».

Обратите внимание на завершение работы. В конце тестирова­ния предложите учащимся просмотреть свои ответы и убедиться, что отвечено на каждый вопрос, ничто не пропущено.

Описанный метод больше всего подходит для школьников стар­шей возрастной группы. Младшим детям вопросник может быть прочтен весь целиком вслух. В этом случае необходимо, чтобы в классе был помощник-наблюдатель, так как некоторые дети мо­гут нуждаться в оказании помощи, а другие склонны списывать. Экспериментатор, читающий вопросы, должен стоять перед клас­сом и четко произносить каждый вопрос, в случае надобности повторяя его дважды. Вопросы, направленные на сообразитель­ность, лучше выписать на доске, так как при восприятии их на слух дети испытывают трудности, однако при этом очень важно не допустить их обсуждения вслух.

Индивидуальное тестирование проводится подобно группово­му. После того как ребенок проинструктирован, ему надо предо­ставить самостоятельность, оказывая помощь при необходимости. Детям младшего школьного возраста, испытывающим трудности при чтении, экспериментатор должен зачитывать каждый вопрос, сам отмечая ответы ребенка в опросном листе. Проведение инди­видуального тестирования с активным участием экспериментаторa позволяет собрать более обширную информацию о личности исследуемого школьника. Задавая вопросы, исследователь может попросить испытуемого объяснить, почему он отвечает так, а не иначе, выявить наиболее значимые для него жизненные сферы и отношения, проследить за его эмоциональными, поведенческими и речевыми проявлениями во время обследования. Полученная дополнительная информация обогащает представление об обсле­дуемом ребенке.

Ниже мы приводим текст адаптированного модифицирован­ного варианта личностного вопросника Кеттела для мальчиков. В оригинале те же вопросы, несколько измененные, отдельно да­ются в варианте для девочек. Но по своему содержанию оба вари­анта практически совпадают, поэтому мы даем один, а измене­ния, характерные для вопросов девочкам, введем в скобках.

 

ЧАСТЬ I

 

1. Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями или ты их выполняешь долго
2. Если над тобой пошутили, ты немного злишься или смеешься
3. Ты думаешь, что почти все задания можешь сделать как надо или ты можешь справиться с некоторыми заданиями
4. Ты часто делаешь ошибки или ты их почти не делаешь
5. У тебя много друзей или немного друзей
6. Другие мальчики (девочки) умеют больше, чем ты или ты умеешь делать столько же
7. Ты хорошо запоминаешь имена людей или случается, что ты их забываешь
8. Ты много читаешь или другие ребята читают больше
9. Если учитель выбирает другого(ую) мальчика (девоч­ку) для работы, которую ты сам(а) хотел(а) бы сделать, тебе становится обидно или ты не обижаешься и об этом забываешь
10. Ты считаешь свои выдум­ки, предложения, идеи хорошими и правильными или ты не уверен(а) в этом
11. Какое из предложенных слов противоположно по значе­нию слову собирать? или раздавать, накапливать, беречь
12. Ты обычно молчаливый (ая) или много говоришь
13. Если мама иногда на тебя сердится, то она бывает не права или у тебя ощущение, что ты сделал(а) что-то не правильно
14. Тебе больше бы понравилось заниматься книгами в библиотеке или быть капитаном дальнего плавания
15. Перечислены буквы: С, Т, У. Какая из них отличается от других? или С, Т, У
16. Ты вечером можешь сидеть спокойно или начинаешь ерзать
17. Если ребята беседуют о каком-то хорошо знакомом тебе месте, начинаешь что-нибудь рассказывать о нем или ты ждешь, когда они закончат беседу ты знаешь, ты то же
18. Ты смог(ла) бы стать космонавтом или ты думаешь, что это слишком сложно
19. Дан цифровой ряд: 2,4,8,… Какая цифра в этом ряду следующая? или 10, 16,
20. О тебе говорят, что ты слишком живой(ая) и беспокойный(ая) или ты тихий(ая) и спокойный(ая)
21. Ты охотно слушаешь, как рассказывает кто-то из ребят или тебе больше нравится рассказывать что-то самому(ой)
22. В свободное время ты бы лучше почитал(а) бы книгу или поиграл(а) бы в мяч
23. Дана группа слов: холодный, мокрый, теплый. Одно слово не подходит по смыслу к остальным. Какое? или мокрый, холодный, теплый
24. Ты всегда осторожен(а) в своих движениях или бывает, когда ты бегаешь, ты задеваешь предметы
25. Ты тревожишься, что тебя могут наказать или тебя это никогда не волнует
26. Тебе больше бы понравилось строить дома, когда ты вырастешь или летать, быть летчиком (стюардессой)
27. Когда коле было столько же лет, сколько Наташе сейчас, Аня была старше его. Кто моложе всех? или Коля, Аня, Наташа
28. Учитель часто делает тебе замечания на уроках или он считает, что ты хорошо себя ведешь
29. Когда твои друзья спорят о чем-то, ты вмешиваешься в их спор или молчишь
30. Ты можешь заниматься, когда другие в классе разговаривают, смеются или когда ты занимаешься, должна быть тишина
31. Ты слушаешь «Новости» по телевизору или ты идешь играть, когда они начинаются
32. Тебя обижают взрослые своим непониманием или они тебя хорошо понимают
33. Ты спокойно переходишь улицу, где большое движение транспорта или ты немного волнуешься
34. С тобой случаются большие неприятности или мелкие, незначительные
35. Если ты знаешь ответ на вопрос, то сразу же поднимаешь руку или ждешь, не поднимая руки, когда тебя вызовут
36. Когда в класс приходит новичок (новенькая), ты с ним (ней) знакомишься так же быстро, как и остальные или тебе надо больше времени, чтобы узнать новичка
37. Охотнее ты бы стал(а) бы водителем какого-нибудь транспорта (автобуса, троллейбуса, такси) или врачом
38. Ты часто огорчаешься, когда что-то не сбывается или редко
39. Когда кто-то из одноклассников просит помочь ему на контрольной, ты говоришь, чтобы он сам все решал или помогаешь, если не видит учитель
40. В твоем присутствии взрослые разговаривают между собой или они частенько слушают тебя
41. Если ты слушаешь грустную историю, слезы могут навернуться у тебя на глазах или этого не бывает
42. Большинство твоих планов тебе удается осуществить или порой получается не так как ты задумал(а)
43. Когда мама зовет тебя домой, ты продолжаешь играть еще немного или идешь сразу же
44. Можешь ли ты свободно встать в классе и что-то рассказать или ты робеешь, смущаешься
45. Тебе нравиться оставаться с маленькими детьми или тебе не нравиться оставаться с ними
46. Бывает так, что тебе одиноко и грустно или такого с тобой не бывает
47. Уроки дома ты делаешь в разное время или в одно и тоже время
48. Тебе хорошо живется или не совсем хорошо
49. С большим удовольствием ты отправился(лась) бы за город полюбоваться красивой природой или на выставку современных машин
50. Если тебе делают замечание, ругают, ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение или ты сильно расстраиваешься
51. Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике или быть учителем
52. Когда ребята в классе шумят, ты сидишь тихо или шумишь вместе с ними
53. Если тебя толкают в автобусе, ты считаешь, что ничего особенного не произошло или это тебя сердит
54. Случалось тебе делать что-то такое, что не следовало бы делать или такого не случалось с тобой
55. Ты предпочитаешь друзей, которые любят баловаться, бегать, шалить или тебе нравятся более серьезные ребята
56. Ты испытываешь беспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что-то начнется или тебе не достает никакого труда долгое ожидание
57. Охотней ты бы сейчас пошел(шла) в школу или поехал(а) бы путешествовать в автомобиле
58. Бывает иногда, что ты злишься на всех или ты всегда доволен(ьна) всеми
59. Какой учитель тебе бы понравился больше: мягкий, снисходительный или строгий
60. Дома ты ешь все, что тебе предлагают или ты отказываешься от еды, которую не любишь

 

 

ЧАСТЬ II

 

1. К тебе относятся хорошо почти все или только некоторые люди
2. Когда ты утром просыпаешься, ты сначала сонный(ая) и вялый(ая) или тебе сразу хочется повеселиться
3. Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие или тебе надо больше времени, чем другим
4. Бываешь ли ты иногда неуверен(а) в себе или ты всегда уверен(а) в себе
5. Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей или иногда тебе не хочется никого из них видеть
6. Говорит ли тебе мама, что ты медлителен(ьна) или ты делаешь все быстро
7. Другим детям нравится то, что ты предлагаешь или им не всегда это нравится
8. В школе ты выполняешь все точно так, как требуют учителя или твои одноклассники выполняют требования учителя более точно
9. Думаешь ли ты, что дети стараются перехитрить тебя или они относятся к тебе по-дружески
10. Ты делаешь все и всегда хорошо или бывают дни, когда у тебя ничего не получается
11. Больше всего общего со снегом, льдом, бурей имеют или вода, буря,   зима
12. Ты сидишь во время урока спокойно или любишь повертеться
13. Ты иногда возражаешь своей маме или ты ее побаиваешься
14. Тебе больше нравиться кататься на лыжах в парке, в лесу или кататься на лыжах с высоких гор
15. Ходить так относится к слову бегать, как медленно к слову или верхом, ползком, быстро
16. Ты считаешь, что всегда вежлив(а) или ты бываешь надоедливым(ой)
17. Говорят, что с тобой трудно договориться (ты любишь настаивать на своем) или с тобой легко иметь дело
18. Менялся(ась) ли ты с кем-нибудь из ребят своими вещами (карандашом, линейкой, ручкой) или ты этого никогда не делал(а)
19. Дан цифровой ряд: 7,5,3,… Какая следующая цифра в этом ряду? или 2, 1,
20. Хочется ли тебе иногда быть не послушным(ой) или у тебя никогда не было такого желания
21. Твоя мама делает все лучше, чем ты или часто твое предложение бывает лучше
22. Если бы ты был(а) диким животным, то охотнее бы стал(а) бы лошадью или львом (львицей)
23. Дана группа слов: все, часто, никто. Одно слово не подходит к остальным. Какое? или часто, никто, все
24. Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься, но воспринимаешь известие спокойно или тебе от радости хочется прыгать
25. Если к тебе кто-то относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это или ты относишься к нему также
26. Что тебе больше нравится в бассейне: прыгать или нырять с вышки
27. Вова моложе Пети, Сережа моложе Вовы. Кто самый старший или Сережа, Вова, Петя
28. Учитель иногда говорит, что ты недостаточно внимателен(льна) и допускаешь много помарок в тетради или он этого почти никогда не говорит
29. В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать, что ты хочешь или спокойно можешь уступить
30. Ты лучше послушал(а) бы историю о войне или о жизни животных
31. Ты всегда помогаешь освоится новым ученикам, которые пришли в класс или обычно это делают другие
32. Ты долго помнишь о своих неприятностях или ты быстро о них забываешь
33. В игре ты с большим удовольствием изображал бы пилота сверхзвукового самолета или известного писателя
34. Тебе больше понравилось бы уметь хорошо шить наряды или быть балериной
35. Если мама тебя отругала, ты становишься грустным(ой) или настроение у тебя почти не портится
36. Ты всегда собираешь свой портфель вечером или бывает, что делаешь это утром
37. Хвалит ли тебя учитель или он о тебе мало говорит
38. Можешь ли ты прикоснуться к пауку или паук тебе неприятен
39. Часто ли ты обижаешься или это случается очень редко
40. Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты сразу же идешь или еще какое-то время продолжаешь заниматься своим делом
41. Ты смущаешься, когда приходиться разговаривать с незнакомым человеком или ты совсем не смущаешься
42. Ты скорее стал(а) бы художником или охотником (хорошим парикмахером)
43. У тебя все удачно выходит или у тебя бывают неудачи
44. Если ты не понял(а) условие задачи, ты обращаешься к кому-нибудь из товарищей или к учителю
45. Можешь ли ты рассказать смешные истории так, чтобы все смеялись или ты находишь, что это не так легко сделать
46. После урока тебе некоторое время хочется побыть в классе около учителя или тебе хочется сразу же идти гулять в коридор
47. Иногда ты сидишь без дела и чувствуешь себя плохо или такого с тобой не бывает
48. По пути из школы ты останавливаешься поиграть или после школы ты идешь сразу домой
49. Всегда ли твои родители выслушивают тебя или они часто заняты и не слушают тебя
50. Когда ты не можешь выйти из дома, тебе грустно или тебе это безразлично
51. У тебя мало трудностей или много
52. В свободное время ты лучше пошел(ла) бы в кино или сажать цветы и деревья во дворе
53. Ты охотнее расскажешь мама о своих школьных делах или о прогулке, экскурсии
54. Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного или ты сердишься на них
55. При неожиданном резком звуке ты вздрагиваешь или ты просто оглядываешься
56. Тебе больше нравится, когда вы с друзьями рассказываете что-то друг другу или играть с друзьями
57. Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда сильно взволнован(а) или ты всегда разговариваешь спокойно
58. Охотнее ты бы пошел(ла) бы на футбольный матч (выступление фигуристов) или посмотрел(а) бы спортивную передачу дома
59. Если ты слушаешь радио или смотришь телевизор, то тебе мешают посторонние разговоры или ты их не замечаешь
60. Бывает ли тебе трудно в школе учиться, общаться или тебе в школе легко
61. Если тебя чем-то дома разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты   выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью

 

 

Указания для обработки

 

Просмотрите внимательно опросный лист, убедитесь, что на каждый вопрос дан только один ответ. Если есть какие-нибудь на­рушения, например, все ответы смещены вправо или влево («сте­реотипность» ответов) и т. п., то такие опросные листы отбрасыва­ются. При оценке используется стандартный шаблон-ключ, кото­рый накладывается на опросный лист (I и II части для обработки идентичны). Каждый фактор на шаблоне обозначен буквой, и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в 1 балл. Затем все баллы (I и II) суммируются по каждому фактору. Полу­ченная сумма баллов есть предварительная «сырая» оценка, кото­рая записывается внизу опросного листа против соответствующего фактора. Каждая предварительная оценка переводится в «шкаль­ную» — стандартную путем соотнесения с нормативными данны­ми, представленными в виде таблиц, различных для детей разного пола и возраста (8—10 и 11 —12 лет).(табл. 8— 11). В соответствую­щей полу и возрасту испытуемого таблице исследователь находит для каждого фактора интервал, который включает предваритель­ные оценки, и соотносит их со значением нормативов, обозна­ченных в первой строке таблицы. Каждый из них и есть оконча­тельная, или «шкальная», оценка, выраженная в стенах (единицах 10-балльной шкалы). В таблицах 8— 11 с помощью вопросника Кеттеля представлены результаты обследования большого числа уча­щихся разных возрастных групп.

 

 

 

 

 

Данные в стенах являются основным материалом обсуждаемо­го теста. Надо заметить, что измерения в психологии не имеют абсолютной шкалы, и в конечном итоге мы определяем положение одного индивида по отношению к другому или к группе.



 

Обобщенные результаты диагностики могут быть отражены в специальных диагностических картах. Для примера приведены две карты (табл. 12 и 13). В первой из них результаты представлены в количественной характеристике, во второй — в качественной.

 

Таблица 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.024 с.)