Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Союз любителей шашечной игрыСтр 1 из 4Следующая ⇒
Союз любителей шашечной игры Искусство обыгрывать всех в Столбовые шашки БалАШШИха ББК 75.582 И 29 «Искусство обыгрывать всех в столбовые шашки» («Азбука столбовых шашек»), учебное пособие под ред. Иванова С.Н. В настоящем пособии представлены тактические приемы в столбовых шашках, известные и неизвестные дебютные ловушки, а также задания для самостоятельного анализа. Книга предназначена как для начинающих изучать столбовые шашки, так и для уже имеющих игровой опыт.
ã Иванов С.Н. 2007 г.
Предисловие Работая над учебным пособием всегда существует соблазн наполнить его авторскими комментариями, через которые читатель будет упорно пробираться в поисках истины. Такому стилю изложения способствует и сама специфика типичной партии в столбовые шашки, которая оказывается последовательностью форсированных приемов с труднопрогнозируемой даже промежуточной позицией. Рассматривая данную книгу как учебное пособие, автор постарался рассмотреть такие примеры, в которых одна из сторон совершала роковую игровую ошибку на первых ходах. Содержание Игра, похожая на сказку, или вместо введения. 3 Первые публикации о столбовых шашках. 6 Уроки для совсем новичков. 11 Урок № # Тактические приемы в столбовых шашках. 11 Урок № # Ищи выигрыш попроще. 15 Урок № # «Двухходовка». 15 Урок № #: «Ушат воды над входной дверью». 16 Урок № # «… и арбузная корка под ногами». 17 Урок № #: Мельница. 18 Урок № #: Не ленись проверять эрудицию соперника. 19 Урок № #: И снова не ленись проверять эрудицию соперника. 19 Урок № #: «Гигантская комбинация» Боровикова. 20 Урок № #: «Зря не выжидай…». 21 Урок № #: Хитрая ловушка для слонопотама. 23 Урок № #: Хитрая ловушка для слонопотама - 2. 23 Урок № #: Как выиграть после комбинации. 24 Урок № #. «Секретное оружие» от Боровикова. 25 Урок № #. По заветам Остапа Бендера. 26 Урок № #. «Гладко было в разработке да забыли про намотку…». 27 Уроки для уже не новичков. 29 Урок № #. Дебютная атака «На живца». 29 Вариант 2: 7.a3-b4. 30 Вариант 3: 7. c3-b4. 30 Вариант 4: 7. e1-d2. 31 Вариант 5: 7.g1 -f2. 31 Вариант 6: 7.e1 -f2?. 31 Вариант 5: 7.h2-g3. 32 Урок № #. «Килограмм взрывчатки» от Солдатова. 32 Урок № #. «Сильному везет!». 33
Урок № #. «Играя по наитию». 34 Уроки для совсем не новичков. 35 Урок № #: «Рассчитать нельзя выучить…». 35 Урок № #: Психологические преимущества гамбита. 37 … И гроссмейстерам надо учится. 38 Урок № #. «Ложная двухходовка» для Штейнбука. 38 Урок № #. SMS-матч: С.Иванов (Москва) – Д.Солдатов (С.Петербург) 39 Дебютные ловушки в столбовых шашках. 41
Боровиков А.Г. В качестве примера приведем небольшую партию:
1. c3-b4 b6-c5 2. b4-a5 a7-b6 3. b2-c3 c5-b4 С точки зрения “здравого” шашечного смысла это абсолютно нелепый ход, поскольку под бой подставляются две шашки... 4. a3:a7 (диагр.1)
Диаграмма #
В результате этого взятия на поле a7 образуется башня из двух черных и одной верхней белой шашки. 4.... c7-b6 5. a5:e5 f6:b2 (диагр.2)
Диаграмма #
Теперь очевидно, что черные отнюдь не допустили ошибку, а просто используют тактический прием, характерный для столбовых шашек... 6. a1:c3 d8-c7? (диагр.3) Диаграмма #
Проведя разменную комбинацию, черные очередным ходом угрожают сыграть c7-b6, а затем e7-d6, освобождая две шашки, находящиеся в плену на поле a7 и создавая при этом мощную ударную башню. Однако у белых в запасе есть неожиданный удар! 7. g3-f4 e5:g3 8. h2:f4 g3:e5 9. e3:g5 h6:f4 (диагр.4) Диаграмма 4
Белые продолжают планомерное перестроение в “боевых порядках” черных... 10. d2-e3 f4:b4 (диагр.5) Диаграмма #
11. b2:d4:f6:d8 D Вот оно, начало «контрнаступления»! Прорвавшись на последнюю горизонталь белая башня превращается в дамку, продолжает удар и завершает разгром черных :a5:d2:h6! [2] (диагр.6)
Диаграмма #
◄ Игра в башни – игра в крепкие (поддавков не бывает). Взятая шашка по освобождении вступает в свои права. 3. Когда столбец одноцветных шашек дойдет в дамки, то только верхняя делается дамкой; ежели эту верхнюю дамку возьмут, то столбец превращается в обыкновенную шашку; 4. Когда освобождается дамка, то она опять пользуется правами дамок; Башни или туры. Как и в обеих предыдущих, т.е. в Крепках и в Поддавках, и здесь каждый игрок берет себе по 12 шашек, которые он и расставляет согласно общепринятым правилам. Эта разновидность Шашечной игры довольна схожа с Крепками, но разнится от нее в том, от нее в том, что взятые или побитые шашки не убираются тотчас доски а, вместе с шашкой, взявшей их, так сказать, в плен, перемещаются на свободную клетку или поле. Это и называется башней, так как действительно, поставленные одна на другую шашки, имеют этот вид.
Партия кончается, когда все шашки одного игрока будут побиты шашками его противника, а если бита будет Дамка, то, по возвращении ей свободы, она снова входит в свои права. Ловкий игрок должен прилагать все свое старание, чтобы в начале игры, заставить противника соединить несколько шашек, потому что чем более у него таких башен, тем выгоднее для выходов его партнера. Совершенно очевидно цитирование С. Галактионовым книги Вал. Висковатова. Также заметно, что у автора «Практического руководства…» не было серьезных консультантов по этой игре, поскольку современная точка зрения на оптимальную тактику состоит в том, что башни из 4-5 своих шашек образовывать выгодно, поскольку они обладают особыми ударными свойствами.
Подлинным «символом веры» столбовых шашек является статья Д.И. Саргина «Башни», напечатанная в журнале «Радуга» №№43, 44 за 1985 г. Не приводим ее текст полностью в силу ее объема и известности по другим изданиям. ▲ Уроки для совсем новичков
Урок № # «Двухходовка» На авторство этой изящной дебютной ловушки претендует столько уважаемых шашистов-столбовиков, что пожалуй, будет уместно упомянуть о ее независимом открытии А.Н. Збаржем, И.Е. Штейнбуком, А.Г. Боровиковым и др. 1. c3-b4 b6-c5 2. b4-a5 c7-b6? Трудно поверить, что этот внешне безобидный ход проигрывает партию. 3. a5:e5 f6:d4 (диагр.1)
Диаграмма #
В отличие от обычных шашек в башнях важно не только знать идею комбинации, но и тщательно соблюсти «рецептуру» выполнения. 4. g3-f4 e5:g3 5. h2:f4 g3:e5 6. e3:g5 h6:f4 (диагр.2)
Диаграмма # 7. f2-g3 f4:h2 8. a3-b4! (только так и не иначе!) 8. … c5:a3 9. d2-e3 d4:f2 10. e1:g3 h2:f4 11. f2:d4 f4:d6 12. e5:c7 d8:b6 13. b2-c3 (диагр.3) Диаграмма # 13. … e7:e3 14. d4:f2 c7:e5 15. d6:f4 (диагр. 4) И хотя у белых достаточный для победы перевес - они надежно держат в плену 5 шашек соперника, - окончательный выигрыш требует аккуратной игры. Диаграмма # Например, в партии 4-го первенства СПбКСШ (С.-Петербург, 1998 г.) В.М. Пахомов, умудрившись попасться на эту ловушку будущему победителю турнира И.Е. Штейнбуку, сумел спасти(!) партию: 15... g7-h6 16. c3-d4 b6-a5 17. f2-g3 f8-e7 18. d4-c5 e7-f6 19. e5:g7 h6:f8 20. e3-d4 g7-f6 21. f4-e5??? (диагр.5) Диаграмма # Для белых все рухнуло в одночасье! 21.... a5-b4! 22. e5:g7 h8:f6 23. g7:e5 b4:h2 и уже черные не упустили своего шанса на победу! ◄ Урок № #: Мельница 1. c3-b4 f6-g5 2. g3-f4 d6-e5 3. f4:d6 e7:c5 4. e3-d4 c5:e3 5. f2:d4 g7-f6? Диаграмма # Следовало сыграть, например, 5. … d6-e5 6.d4:h4 h6-g5 и т.д. Но теперь белые комбинационным путем добиваются решающего преимущества: 6. e3-f4 g5:c5 7. f4-e5 d6:f4 8. b4:d6 c7:e5 9. c5:c5 b6:d4 10. c5:e3 (диагр.#) Диаграмма # и черные шашки на поле e3 надежно пленены без каких-либо шансов на их освобождение.
Задание. Догадываемся, что читатель уже сам рвется в бой и поэтому не будем лишать его удовольствия проанализировать самостоя- тельно последствия как одного так и другого взятия. Уроки для уже не новичков
Вариант 2: 7.a3-b4 7. a3-b4 d4-e3 8. b4-c5 d6:d2 9. e1:c3 d2:b4 10. d2:f2 (диагр.5) Диаграмма # и следует незаметный удар: 10. … e5-f4! 11. e3:g5 e7-f6! и т.д.
Другое продолжение в этом варианте 7. a3-b4 d4-e3 8. e1-d2 e5-f4 приводит к позиции (диагр.6): Диаграмма # И при последующем 9. h2-g3 f4:h2 10.d2:f4 черные без особого напряжения решают проблемы достижения выигрыша: 10. … d6-c5! 11. b4:d6 g7-f6 12. d6:b4 f6-e5 13. f4:d6 e7:a3 14. c3:a5 b4-c3! 15. b2:d4 (диагр.7)
Диаграмма # 15. … a7-b6 и.т.д.
Вариант 3: 7. c3-b4 7. c3-b4 d4-e3 8. b4-c5 d6:b4 9. a3:c5 b4:d6 10. e1-f2 e3-d2 11. c1:e3 (диагр.8) Диаграмма # 12. … e5-f4 13. e3:g5 d6-e5 14. f4:b4 h6:d6 15. e5:c7 (диагр.9)
Диаграмма #
15. e7:c5:a3:c1D:f4 Белые, конечно, могут поискать удачи, сыграв8. e1-f2 и здесь достаточно парадоксальным выглядит план: 8. … h6-g5! 9. f2:h4 d6:d2. Пускать в дамки или запирать? Диаграмма # Вариант 4: 7. e1-d2 7. e1-d2 h6-g5 8. c3-b4 g7-h6 9. b2-c3 d4:b2 10. a1:c3 Диаграмма # 10. … d6-c5 11. b4:f4 g5:e3 12. e5:g3 b8-c7 13. g3:e5 e3-f2 14. g1:e3 c5-d4 15. e3:c5 c7-d6 e5:c7 Вариант 5: 7.g1 -f2
7.g1-f2 h6-g5! 8.c3-b4 g7-h6! Вариант 6: 7.e1 -f2?
7.e1-f2? d4-e3! Вариант 5: 7.h2-g3
7.h2-g3 d4-e3! Урок № #. «Играя по наитию» По материалам мой партии с Н.Я. Розовским Комментарий к анализу. Вообще-то ход 5.f2-e3 на поверку оказывается чуть ли ни единственным разумным ходом, Диаграмма #
Урок № #. SMS-матч: С.Иванов (Москва) – Д.Солдатов (С.Петербург) Иванов С.Н. – Солдатов Д.А. 1. a3-b4 f6-e5 2. g3-f4 e5:g3 3. h2:f4 g7-f6 4. g3-h4 d6-c5 5. b4:d6 e7:c5 6. h4-g5 f6:h4
Возможно, для белых целесообразно было форсировать события, выбрав план: 7.c3-b4 c5:a3 8.f2-g3 h4:d4 9.d2-e3 d4:f2 10.e1:g3 «Контрплан» черных выглядит как: 10. … d6-e5 11.f4:d6 c7:e5 12.g1-h2 e5-f4 13.g3:a5 a7-b6 14.a5:c7 d8:b6 Комбинационная инициатива опять в руках белых
Но белых предпочли форсированному плану продолжение «войны нервов»: 7. c3-d4 c5-b4 8. d4-c5 b6:d4 9. e3:a3
Диаграмма # 9. … d6-c5 10. b4:d6 c7:g3 11. d2-e3 f4:d2 12. e1:c3 g3:e1D 13. d4-c5 d6:b4 14. c3:a5 e1:c3 15. b4:d2 a7-b6 16. a5:c7 d8:b6 17. g1-f2 b6-c5 18. a3-b4 c5:a3 19. c3:a5 c7-d6 20. a5:c3 h4-g3 21. f2:h4 h6-g5 22. h4:f6 d6-e5 23.f6:d4 e5-f4 24. g3:e5 f4:d6 25. d4:f6 f8-g7 26. f6-e5 d6:f8 27. c3-b4 a3:c5 28. b4:d6 g7-f6 29. d2-e3 Диаграмма # 29. … f6-e5 30. d8:f4 e7-f6 31. f4-g5 f6:h4 32. g5-f6 f8-g7 33. e3-d4 g7:c3 34. c5:e3 h4-g3 35. b2:d4 g3-h2 36. c3-b4 h2-g1 D 37. f6-e7 g1-h2 38. e7-d8 D h2-d6 39. a1-b2 d6:a3 40. d4-c5 Черные сдались. Солдатов Д.А.– Иванов С.Н. 1. c3-d4 h6-g5 2. e3-f4 g5:c5 3. b2-c3 g7-h6 4. c3-d4 c5:e3 5. f2:d4 b6-c5 6. d4:b6 c7:a5 7. a3-b4 a5:c3 8. d2:b4 f6-e5 9. e3-d4 e7-f6
Диаграмма # 10. g3-f4 e5:g3 11. h2:f4 b6-c5 12. d4:b6 c5:a3 13. c3:a5 a7:c5 14. b6:d4 d6:b4 15. a5:c3 a3:g5 16. g3:g7 h8:f6 17. c3-b4 g5-f4 18. d4-e5 f6:d4 19. b4-c5 d4:b6 20. c5:a7 f4-g3 21. b6-c7 d8:b6 22. c7:a5 g3-h2 23. a1-b2 g7-f6 24. b2-a3 f8-g7
Диаграмма # 25. a3-b4 e5-d4 26.c1-d2 d4-e3 27.d2:f4 e3:g5 28.e1-f2 f4-e3 29.f2:d4 g5-f4 30.b6-c7 b8:d6 31.b4-c5 d6:b4 32.a5:c3 h6-g5 33.b4-a5 g7-h6 34.a5-b6f4-g3 35.b6-c7 g3-f2 36.g1:e3 f6-e5 37.d4:h4 e5-f4 38.e3:g5 h6:f4 39.h4:f6 g5:e7 40.f2-e3 f4:b4 41.c3:a5
Такие разные ловушки… 1. c3-d4 b6-c5 2. d4:b6 a7:c5 3. e3-d4 c5:e3 4. f2:d4 f6-e5 5. d4:f6 g7:e5 6. e3-f4...
6.... f6-g5?
7. b2-c3 g5:e3 8. e1-f2 e3:g5 9. c3-d4 e5:c3:e1 10. a3-b4 e1:a5 11. c1-d2 a5:e1 12. g3-h4 e1:g3 13. h2:f4 g5:e3 14. g3:e5 d6:f4 15. e5:g3 e3:g5 16. h4:f6 как было в партии Пахомов В. – Карманов
6.... h6-g5 7. f4:h6 f6-g5? 8. h6:f4 g5:e3 9. e1-f2 e3:g5 10. d2-e3 f4:d2 11. c1:e3 d2:f4 12. f2:d4:f6:h4 f4:h6 13. e5-f6 h6:f4 14. g3:e5 e7:g5:e3 15. f4:d2 d6:f4 16. e3:g5 e5:g3 17. h4:f2 из партии Пахомов В. – Коковкин
Дебютные ловушки в столбовых шашках весьма разнообразны и многочисленны. Их знание является весьма грозным оружием в руках новичка даже против игрока достаточно высокой квалификации. Ловушка №1 1. c3-d4 b6-c5 2. d4:b6 a7:c5 3. d2-c3 c5-d4 4. c3:e5 d6:d2 5. c1:e3 e5:c3 6. d2:b4? Диаграмма # Ловушка №3 1. a3-b4 d6-c5 2. b4:d6 e7:c5 3. c3-d4 h6-g5 4. g3-f4? Диаграмма # Ловушка №5 Ловушка №6 1. c3-d4 f6-e5 2. d4:f6 e7:g5 3. g3-f4 d8-e7? Диаграмма #
Ловушка №7 1. c3-d4 f6-e5 2. d4:f6 e7:g5 3. g3-f4 f6-e5 4. b2-c3 e5:g3 5. h2:f4 d6-e5?6. f4:d6 c7:e5 Диаграмма #7 Иванов Сергей Николаевич Азбука столбовых шашек
## стр. формат 147 х 210. Дата завершения редактирования 31.08.2002 Союз любителей шашечной игры Искусство обыгрывать всех в Столбовые шашки БалАШШИха ББК 75.582 И 29 «Искусство обыгрывать всех в столбовые шашки» («Азбука столбовых шашек»), учебное пособие под ред. Иванова С.Н. В настоящем пособии представлены тактические приемы в столбовых шашках, известные и неизвестные дебютные ловушки, а также задания для самостоятельного анализа. Книга предназначена как для начинающих изучать столбовые шашки, так и для уже имеющих игровой опыт.
ã Иванов С.Н. 2007 г.
Предисловие Работая над учебным пособием всегда существует соблазн наполнить его авторскими комментариями, через которые читатель будет упорно пробираться в поисках истины. Такому стилю изложения способствует и сама специфика типичной партии в столбовые шашки, которая оказывается последовательностью форсированных приемов с труднопрогнозируемой даже промежуточной позицией. Рассматривая данную книгу как учебное пособие, автор постарался рассмотреть такие примеры, в которых одна из сторон совершала роковую игровую ошибку на первых ходах. Содержание Игра, похожая на сказку, или вместо введения. 3 Первые публикации о столбовых шашках. 6 Уроки для совсем новичков. 11 Урок № # Тактические приемы в столбовых шашках. 11 Урок № # Ищи выигрыш попроще. 15 Урок № # «Двухходовка». 15 Урок № #: «Ушат воды над входной дверью». 16 Урок № # «… и арбузная корка под ногами». 17 Урок № #: Мельница. 18 Урок № #: Не ленись проверять эрудицию соперника. 19 Урок № #: И снова не ленись проверять эрудицию соперника. 19 Урок № #: «Гигантская комбинация» Боровикова. 20 Урок № #: «Зря не выжидай…». 21 Урок № #: Хитрая ловушка для слонопотама. 23 Урок № #: Хитрая ловушка для слонопотама - 2. 23 Урок № #: Как выиграть после комбинации. 24 Урок № #. «Секретное оружие» от Боровикова. 25 Урок № #. По заветам Остапа Бендера. 26 Урок № #. «Гладко было в разработке да забыли про намотку…». 27 Уроки для уже не новичков. 29
Урок № #. Дебютная атака «На живца». 29 Вариант 2: 7.a3-b4. 30 Вариант 3: 7. c3-b4. 30 Вариант 4: 7. e1-d2. 31 Вариант 5: 7.g1 -f2. 31 Вариант 6: 7.e1 -f2?. 31 Вариант 5: 7.h2-g3. 32 Урок № #. «Килограмм взрывчатки» от Солдатова. 32 Урок № #. «Сильному везет!». 33 Урок № #. «Играя по наитию». 34 Уроки для совсем не новичков. 35 Урок № #: «Рассчитать нельзя выучить…». 35 Урок № #: Психологические преимущества гамбита. 37 … И гроссмейстерам надо учится. 38 Урок № #. «Ложная двухходовка» для Штейнбука. 38 Урок № #. SMS-матч: С.Иванов (Москва) – Д.Солдатов (С.Петербург) 39 Дебютные ловушки в столбовых шашках. 41
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.143 с.) |