Союз любителей шашечной игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Союз любителей шашечной игры



Союз любителей шашечной игры

Искусство обыгрывать всех

в

Столбовые шашки

БалАШШИха


ББК 75.582

И 29

«Искусство обыгрывать всех в столбовые шашки» («Азбука столбовых шашек»), учебное пособие под ред. Иванова С.Н.

В настоящем пособии представлены тактические приемы в столбовых шашках, известные и неизвестные дебютные ловушки, а также задания для самостоятельного анализа. Книга предназначена как для начинающих изучать столбовые шашки, так и для уже имеющих игровой опыт.

 

ã Иванов С.Н. 2007 г.

 

Предисловие

Работая над учебным пособием всегда существует соблазн наполнить его авторскими комментариями, через которые читатель будет упорно пробираться в поисках истины. Такому стилю изложения способствует и сама специфика типичной партии в столбовые шашки, которая оказывается последовательностью форсированных приемов с труднопрогнозируемой даже промежуточной позицией. Рассматривая данную книгу как учебное пособие, автор постарался рассмотреть такие примеры, в которых одна из сторон совершала роковую игровую ошибку на первых ходах.


Содержание

Игра, похожая на сказку, или вместо введения. 3

Первые публикации о столбовых шашках. 6

Уроки для совсем новичков. 11

Урок № # Тактические приемы в столбовых шашках. 11

Урок № # Ищи выигрыш попроще. 15

Урок № # «Двухходовка». 15

Урок № #: «Ушат воды над входной дверью». 16

Урок № # «… и арбузная корка под ногами». 17

Урок № #: Мельница. 18

Урок № #: Не ленись проверять эрудицию соперника. 19

Урок № #: И снова не ленись проверять эрудицию соперника. 19

Урок № #: «Гигантская комбинация» Боровикова. 20

Урок № #: «Зря не выжидай…». 21

Урок № #: Хитрая ловушка для слонопотама. 23

Урок № #: Хитрая ловушка для слонопотама - 2. 23

Урок № #: Как выиграть после комбинации. 24

Урок № #. «Секретное оружие» от Боровикова. 25

Урок № #. По заветам Остапа Бендера. 26

Урок № #. «Гладко было в разработке да забыли про намотку…». 27

Уроки для уже не новичков. 29

Урок № #. Дебютная атака «На живца». 29

Вариант 2: 7.a3-b4. 30

Вариант 3: 7. c3-b4. 30

Вариант 4: 7. e1-d2. 31

Вариант 5: 7.g1 -f2. 31

Вариант 6: 7.e1 -f2?. 31

Вариант 5: 7.h2-g3. 32

Урок № #. «Килограмм взрывчатки» от Солдатова. 32

Урок № #. «Сильному везет!». 33

Урок № #. «Играя по наитию». 34

Уроки для совсем не новичков. 35

Урок № #: «Рассчитать нельзя выучить…». 35

Урок № #: Психологические преимущества гамбита. 37

… И гроссмейстерам надо учится. 38

Урок № #. «Ложная двухходовка» для Штейнбука. 38

Урок № #. SMS-матч: С.Иванов (Москва) – Д.Солдатов (С.Петербург) 39

Дебютные ловушки в столбовых шашках. 41

 


Боровиков А.Г.


В качестве примера приведем небольшую партию:


 

1. c3-b4 b6-c5 2. b4-a5 a7-b6 3. b2-c3 c5-b4

С точки зрения “здравого” шашечного смысла это абсолютно нелепый ход, поскольку под бой подставляются две шашки...

4. a3:a7 (диагр.1)

Диаграмма #

 

В результате этого взятия на поле a7 образуется башня из двух черных и одной верхней белой шашки.

4.... c7-b6 5. a5:e5 f6:b2 (диагр.2)

 

Диаграмма #

 

Теперь очевидно, что черные отнюдь не допустили ошибку, а просто используют тактический прием, характерный для столбовых шашек...

6. a1:c3 d8-c7? (диагр.3)

Диаграмма #

 

Проведя разменную комбинацию, черные очередным ходом угрожают сыграть c7-b6, а затем e7-d6, освобождая две шашки, находящиеся в плену на поле a7 и создавая при этом мощную ударную башню. Однако у белых в запасе есть неожиданный удар!

7. g3-f4 e5:g3 8. h2:f4 g3:e5 9. e3:g5 h6:f4 (диагр.4)

Диаграмма 4

 

Белые продолжают планомерное перестроение в “боевых порядках” черных...

10. d2-e3 f4:b4 (диагр.5)

Диаграмма #

 

11. b2:d4:f6:d8 D Вот оно, начало «контрнаступления»! Прорвавшись на последнюю горизонталь белая башня превращается в дамку, продолжает удар и завершает разгром черных :a5:d2:h6! [2] (диагр.6)

Диаграмма #

 

 


Игра в башни – игра в крепкие (поддавков не бывает).

Взятая шашка по освобождении вступает в свои права.

3. Когда столбец одноцветных шашек дойдет в дамки, то только верхняя делается дамкой; ежели эту верхнюю дамку возьмут, то столбец превращается в обыкновенную шашку;

4. Когда освобождается дамка, то она опять пользуется правами дамок;

Башни или туры.

Как и в обеих предыдущих, т.е. в Крепках и в Поддавках, и здесь каждый игрок берет себе по 12 шашек, которые он и расставляет согласно общепринятым правилам. Эта разновидность Шашечной игры довольна схожа с Крепками, но разнится от нее в том, от нее в том, что взятые или побитые шашки не убираются тотчас доски а, вместе с шашкой, взявшей их, так сказать, в плен, перемещаются на свободную клетку или поле. Это и называется башней, так как действительно, поставленные одна на другую шашки, имеют этот вид.

Партия кончается, когда все шашки одного игрока будут побиты шашками его противника, а если бита будет Дамка, то, по возвращении ей свободы, она снова входит в свои права.

Ловкий игрок должен прилагать все свое старание, чтобы в начале игры, заставить противника соединить несколько шашек, потому что чем более у него таких башен, тем выгоднее для выходов его партнера.

Совершенно очевидно цитирование С. Галактионовым книги Вал. Висковатова. Также заметно, что у автора «Практического руководства…» не было серьезных консультантов по этой игре, поскольку современная точка зрения на оптимальную тактику состоит в том, что башни из 4-5 своих шашек образовывать выгодно, поскольку они обладают особыми ударными свойствами.


 

 

 

 

Подлинным «символом веры» столбовых шашек является статья Д.И. Саргина «Башни», напечатанная в журнале «Радуга» №№43, 44 за 1985 г.

Не приводим ее текст полностью в силу ее объема и известности по другим изданиям.


Уроки для совсем новичков

 


Урок № # «Двухходовка»

На авторство этой изящной дебютной ловушки претендует столько уважаемых шашистов-столбовиков, что пожалуй, будет уместно упомянуть о ее независимом открытии А.Н. Збаржем, И.Е. Штейнбуком, А.Г. Боровиковым и др.

1. c3-b4 b6-c5 2. b4-a5 c7-b6?

Трудно поверить, что этот внешне безобидный ход проигрывает партию.

3. a5:e5 f6:d4 (диагр.1)

Диаграмма #

 

В отличие от обычных шашек в башнях важно не только знать идею комбинации, но и тщательно соблюсти «рецептуру» выполнения.

4. g3-f4 e5:g3 5. h2:f4 g3:e5 6. e3:g5 h6:f4 (диагр.2)

Диаграмма #

7. f2-g3 f4:h2 8. a3-b4! (только так и не иначе!) 8. … c5:a3 9. d2-e3 d4:f2 10. e1:g3 h2:f4 11. f2:d4 f4:d6 12. e5:c7 d8:b6 13. b2-c3 (диагр.3)

Диаграмма #

13. … e7:e3 14. d4:f2 c7:e5 15. d6:f4 (диагр. 4)

И хотя у белых достаточный для победы перевес - они надежно держат в плену 5 шашек соперника, - окончательный выигрыш требует аккуратной игры.

Диаграмма #

Например, в партии 4-го первенства СПбКСШ (С.-Петербург, 1998 г.) В.М. Пахомов, умудрившись попасться на эту ловушку будущему победителю турнира И.Е. Штейнбуку, сумел спасти(!) партию:

15... g7-h6 16. c3-d4 b6-a5 17. f2-g3 f8-e7 18. d4-c5 e7-f6 19. e5:g7 h6:f8 20. e3-d4 g7-f6 21. f4-e5??? (диагр.5)

Диаграмма #

Для белых все рухнуло в одночасье! 21.... a5-b4! 22. e5:g7 h8:f6 23. g7:e5 b4:h2 и уже черные не упустили своего шанса на победу!

Урок № #: Мельница

1. c3-b4 f6-g5 2. g3-f4 d6-e5 3. f4:d6 e7:c5 4. e3-d4 c5:e3 5. f2:d4 g7-f6?

Диаграмма #

Следовало сыграть, например, 5. … d6-e5 6.d4:h4 h6-g5 и т.д. Но теперь белые комбинационным путем добиваются решающего преимущества: 6. e3-f4 g5:c5 7. f4-e5 d6:f4 8. b4:d6 c7:e5 9. c5:c5 b6:d4 10. c5:e3 (диагр.#)

Диаграмма #

и черные шашки на поле e3 надежно пленены без каких-либо шансов на их освобождение.

 

Задание. Догадываемся, что читатель уже сам рвется в бой и поэтому не будем лишать его удовольствия проанализировать самостоя- тельно последствия как одного так и другого взятия.

Уроки для уже не новичков


 


Вариант 2: 7.a3-b4

7. a3-b4 d4-e3 8. b4-c5 d6:d2 9. e1:c3 d2:b4 10. d2:f2 (диагр.5)

Диаграмма #

и следует незаметный удар: 10. … e5-f4! 11. e3:g5 e7-f6! и т.д.

Другое продолжение в этом варианте

7. a3-b4 d4-e3 8. e1-d2 e5-f4 приводит к позиции (диагр.6):

Диаграмма #

И при последующем 9. h2-g3 f4:h2 10.d2:f4 черные без особого напряжения решают проблемы достижения выигрыша:

10. … d6-c5! 11. b4:d6 g7-f6 12. d6:b4 f6-e5 13. f4:d6 e7:a3 14. c3:a5 b4-c3! 15. b2:d4 (диагр.7)

Диаграмма #

15. … a7-b6 и.т.д.

 

Вариант 3: 7. c3-b4

7. c3-b4 d4-e3 8. b4-c5 d6:b4

9. a3:c5 b4:d6 10. e1-f2 e3-d2

11. c1:e3 (диагр.8)

Диаграмма #

12. … e5-f4 13. e3:g5 d6-e5 14. f4:b4 h6:d6 15. e5:c7 (диагр.9)

Диаграмма #

 

15. e7:c5:a3:c1D:f4

Белые, конечно, могут поискать удачи, сыграв8. e1-f2 и здесь достаточно парадоксальным выглядит план: 8. … h6-g5! 9. f2:h4 d6:d2.

Пускать в дамки или запирать?

Диаграмма #

Вариант 4: 7. e1-d2

7. e1-d2 h6-g5 8. c3-b4 g7-h6 9. b2-c3 d4:b2 10. a1:c3

Диаграмма #

10. … d6-c5 11. b4:f4 g5:e3 12. e5:g3 b8-c7 13. g3:e5 e3-f2 14. g1:e3 c5-d4 15. e3:c5 c7-d6 e5:c7

Вариант 5: 7.g1 -f2

 

7.g1-f2 h6-g5! 8.c3-b4 g7-h6!

Вариант 6: 7.e1 -f2?

 

7.e1-f2? d4-e3!

Вариант 5: 7.h2-g3

 

7.h2-g3 d4-e3!

Урок № #. «Играя по наитию»

По материалам мой партии с Н.Я. Розовским


Комментарий к анализу.

Вообще-то ход 5.f2-e3 на поверку оказывается чуть ли ни единственным разумным ходом,

Диаграмма #

 

Урок № #. SMS-матч: С.Иванов (Москва) – Д.Солдатов (С.Петербург)

Иванов С.Н. – Солдатов Д.А.

1. a3-b4 f6-e5 2. g3-f4 e5:g3 3. h2:f4 g7-f6 4. g3-h4 d6-c5 5. b4:d6 e7:c5 6. h4-g5 f6:h4

 

Возможно, для белых целесообразно было форсировать события, выбрав план:

7.c3-b4 c5:a3 8.f2-g3 h4:d4 9.d2-e3 d4:f2 10.e1:g3

«Контрплан» черных выглядит как:

10. … d6-e5 11.f4:d6 c7:e5 12.g1-h2 e5-f4 13.g3:a5 a7-b6 14.a5:c7 d8:b6

Комбинационная инициатива опять в руках белых

 

Но белых предпочли форсированному плану продолжение «войны нервов»:

7. c3-d4 c5-b4 8. d4-c5 b6:d4 9. e3:a3

Диаграмма #

9. … d6-c5 10. b4:d6 c7:g3 11. d2-e3 f4:d2 12. e1:c3 g3:e1D 13. d4-c5 d6:b4 14. c3:a5 e1:c3 15. b4:d2 a7-b6 16. a5:c7 d8:b6 17. g1-f2 b6-c5 18. a3-b4 c5:a3 19. c3:a5 c7-d6 20. a5:c3 h4-g3 21. f2:h4 h6-g5 22. h4:f6 d6-e5 23.f6:d4 e5-f4 24. g3:e5 f4:d6 25. d4:f6 f8-g7 26. f6-e5 d6:f8 27. c3-b4 a3:c5 28. b4:d6 g7-f6 29. d2-e3

Диаграмма #

29. … f6-e5 30. d8:f4 e7-f6 31. f4-g5 f6:h4 32. g5-f6 f8-g7 33. e3-d4 g7:c3 34. c5:e3 h4-g3 35. b2:d4 g3-h2 36. c3-b4 h2-g1 D 37. f6-e7 g1-h2 38. e7-d8 D h2-d6 39. a1-b2 d6:a3 40. d4-c5 Черные сдались.

Солдатов Д.А.– Иванов С.Н.

1. c3-d4 h6-g5 2. e3-f4 g5:c5 3. b2-c3 g7-h6 4. c3-d4 c5:e3 5. f2:d4 b6-c5 6. d4:b6 c7:a5 7. a3-b4 a5:c3 8. d2:b4 f6-e5 9. e3-d4 e7-f6

Диаграмма #

10. g3-f4 e5:g3 11. h2:f4 b6-c5 12. d4:b6 c5:a3 13. c3:a5 a7:c5 14. b6:d4 d6:b4 15. a5:c3 a3:g5 16. g3:g7 h8:f6 17. c3-b4 g5-f4 18. d4-e5 f6:d4 19. b4-c5 d4:b6 20. c5:a7 f4-g3 21. b6-c7 d8:b6 22. c7:a5 g3-h2 23. a1-b2 g7-f6 24. b2-a3 f8-g7

Диаграмма #

25. a3-b4 e5-d4 26.c1-d2 d4-e3 27.d2:f4 e3:g5 28.e1-f2 f4-e3 29.f2:d4 g5-f4 30.b6-c7 b8:d6 31.b4-c5 d6:b4 32.a5:c3 h6-g5 33.b4-a5 g7-h6 34.a5-b6f4-g3 35.b6-c7 g3-f2 36.g1:e3 f6-e5 37.d4:h4 e5-f4 38.e3:g5 h6:f4 39.h4:f6 g5:e7 40.f2-e3 f4:b4 41.c3:a5


 

Такие разные ловушки…



1. c3-d4 b6-c5

2. d4:b6 a7:c5

3. e3-d4 c5:e3

4. f2:d4 f6-e5

5. d4:f6 g7:e5

6. e3-f4...

 

 

6.... f6-g5?

7. b2-c3 g5:e3

8. e1-f2 e3:g5

9. c3-d4 e5:c3:e1

10. a3-b4 e1:a5

11. c1-d2 a5:e1

12. g3-h4 e1:g3

13. h2:f4 g5:e3

14. g3:e5 d6:f4

15. e5:g3 e3:g5

16. h4:f6

как было в партии Пахомов В. – Карманов

 

6.... h6-g5

7. f4:h6 f6-g5?

8. h6:f4 g5:e3

9. e1-f2 e3:g5

10. d2-e3 f4:d2

11. c1:e3 d2:f4

12. f2:d4:f6:h4 f4:h6

13. e5-f6 h6:f4

14. g3:e5 e7:g5:e3

15. f4:d2 d6:f4

16. e3:g5 e5:g3

17. h4:f2

из партии Пахомов В. – Коковкин

 

Дебютные ловушки в столбовых шашках весьма разнообразны и многочисленны. Их знание является весьма грозным оружием в руках новичка даже против игрока достаточно высокой квалификации.

Ловушка №1

1. c3-d4 b6-c5 2. d4:b6 a7:c5 3. d2-c3 c5-d4 4. c3:e5 d6:d2 5. c1:e3 e5:c3 6. d2:b4?

Диаграмма #

Ловушка №3

1. a3-b4 d6-c5 2. b4:d6 e7:c5 3. c3-d4 h6-g5 4. g3-f4?

Диаграмма #

Ловушка №5

Ловушка №6

1. c3-d4 f6-e5 2. d4:f6 e7:g5 3. g3-f4 d8-e7?

Диаграмма #

 

 

Ловушка №7

1. c3-d4 f6-e5 2. d4:f6 e7:g5 3. g3-f4 f6-e5 4. b2-c3 e5:g3 5. h2:f4 d6-e5?6. f4:d6 c7:e5

Диаграмма #7


 
 


Иванов Сергей Николаевич

Азбука столбовых шашек

 

## стр. формат 147 х 210.

Дата завершения редактирования 31.08.2002

Союз любителей шашечной игры

Искусство обыгрывать всех

в

Столбовые шашки

БалАШШИха


ББК 75.582

И 29

«Искусство обыгрывать всех в столбовые шашки» («Азбука столбовых шашек»), учебное пособие под ред. Иванова С.Н.

В настоящем пособии представлены тактические приемы в столбовых шашках, известные и неизвестные дебютные ловушки, а также задания для самостоятельного анализа. Книга предназначена как для начинающих изучать столбовые шашки, так и для уже имеющих игровой опыт.

 

ã Иванов С.Н. 2007 г.

 

Предисловие

Работая над учебным пособием всегда существует соблазн наполнить его авторскими комментариями, через которые читатель будет упорно пробираться в поисках истины. Такому стилю изложения способствует и сама специфика типичной партии в столбовые шашки, которая оказывается последовательностью форсированных приемов с труднопрогнозируемой даже промежуточной позицией. Рассматривая данную книгу как учебное пособие, автор постарался рассмотреть такие примеры, в которых одна из сторон совершала роковую игровую ошибку на первых ходах.


Содержание

Игра, похожая на сказку, или вместо введения. 3

Первые публикации о столбовых шашках. 6

Уроки для совсем новичков. 11

Урок № # Тактические приемы в столбовых шашках. 11

Урок № # Ищи выигрыш попроще. 15

Урок № # «Двухходовка». 15

Урок № #: «Ушат воды над входной дверью». 16

Урок № # «… и арбузная корка под ногами». 17

Урок № #: Мельница. 18

Урок № #: Не ленись проверять эрудицию соперника. 19

Урок № #: И снова не ленись проверять эрудицию соперника. 19

Урок № #: «Гигантская комбинация» Боровикова. 20

Урок № #: «Зря не выжидай…». 21

Урок № #: Хитрая ловушка для слонопотама. 23

Урок № #: Хитрая ловушка для слонопотама - 2. 23

Урок № #: Как выиграть после комбинации. 24

Урок № #. «Секретное оружие» от Боровикова. 25

Урок № #. По заветам Остапа Бендера. 26

Урок № #. «Гладко было в разработке да забыли про намотку…». 27

Уроки для уже не новичков. 29

Урок № #. Дебютная атака «На живца». 29

Вариант 2: 7.a3-b4. 30

Вариант 3: 7. c3-b4. 30

Вариант 4: 7. e1-d2. 31

Вариант 5: 7.g1 -f2. 31

Вариант 6: 7.e1 -f2?. 31

Вариант 5: 7.h2-g3. 32

Урок № #. «Килограмм взрывчатки» от Солдатова. 32

Урок № #. «Сильному везет!». 33

Урок № #. «Играя по наитию». 34

Уроки для совсем не новичков. 35

Урок № #: «Рассчитать нельзя выучить…». 35

Урок № #: Психологические преимущества гамбита. 37

… И гроссмейстерам надо учится. 38

Урок № #. «Ложная двухходовка» для Штейнбука. 38

Урок № #. SMS-матч: С.Иванов (Москва) – Д.Солдатов (С.Петербург) 39

Дебютные ловушки в столбовых шашках. 41

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.143 с.)