Часть 3. Банки и денежно-кредитная политика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 3. Банки и денежно-кредитная политика



Часть 3. Банки и денежно-кредитная политика

 


Цели денежно-кредитной политики


Первичные цели денежно-кредитной политики

Следует отличать 1) первичные, 2) тактические и 3) промежуточные цели денежно-кредитной политики (рис. 8.1). Первичные цели конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде, тактические – способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные – основные показатели, которыми руководствуется центральный банк в своей повседневной деятельности.

 

Первичные или основные цели (ultimate targets) денежно-кредитной политики, также как и политики фискальной (бюджетно-налоговой), конъюнктурной, экономического роста и т.п. – сводятся к достижению ориентиров «магического четырехугольника» [2]:

• стабилизация уровня цен (процент инфляции),

• достижение полной занятости (процент безработицы),

• соразмерный и стабильный экономический рост (прирост ВВП),

• внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).

Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров.

Следует подчеркнуть, что от того, насколько четко сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, в большой степени зависит особенность экономического развития страны. В таблице 8.1 приводятся законодательно закрепленные первичные цели ряда стран мира. На основании данной таблицы следует сделать следующие выводы.

 

Таблица 8.1. Законодательно закрепленные первичные цели денежно-кредитной политики

Национальные денежные власти Первичная цель денежно-кредитной политики
ФРС США Максимальный устойчивый долгосрочный экономический рост и стабильность цен
Китайский народный банк Экономический рост и стабильность валютного курса юаня
Немецкий бундесбанк Защита валюты и поддержка общей экономической политики правительства
Национальный банк Польши Ценовая стабильность и поддержка правительственной экономической политики настолько, насколько она не противоречит основной цели банка.
Банк России Защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Европейский ЦБ, Банк Англии, Банк Франции, Национальный банк Швейцарии, Банк Испании, Шведский Риксбанк, Болгарский национальный банк, Национальный банк Румынии, Банк Латвии. Ценовая стабильность
Банк Италии, Национальный банк Бельгии, Национальный банк Дании, Центральный банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Банк Нидерландов, Чешский национальный банк, Национальный банк Румынии, Национальный банк Словакии, Банк Словении, Банк Литвы. Стабильность национальной валюты

 

Во-первых, в двух странах – мировых экономических лидерах, к которым относятся США и Китай[3], первичная цель денежно-кредитной политики четко увязана с экономическим ростом, при этом США основное внимание уделяет стабильности цен (так более мощная держава), а Китай – стабильности национальной валюты (как держава, в несколько большей степени зависимая от конъюнктуры мирового рынка). Таким образом, США и Китай четко выделяют два ориентира из «четырех магических».

Во-вторых, наиболее взвешенной и теоретически оправданной следует считать первичную цель денежно-кредитной политики Германии, которая четко исходит из приоритетов «магического четырехугольника».

Национальный банк Польши имеет схожую первичную цель, но все же в большей мере делает упор на один ориентир магического четырехугольника: достижение ценовой стабильности (борьба с инфляцией), и уже на этой основе поддерживает (или не поддерживает) общую экономическую политику правительства, направленную на достижение экономического роста, полной занятости и равновесия платежного баланса.

В-третьих, большинство центральных банков стран мира в качестве первичной цели указывают на стабильность курса национальной валюты (как правило, в большей мере зависимые от международной экономической конъюнктуры), либо на ценовую стабильность (как правило, обладающие более крупным потенциалом национальной экономики).

В-четвертых, Россия в целом примыкает к последней группе стран. В связи с этим, хотелось бы отметить, что данная первичная цель (норма инфляции) для экономических условий России не является оптимальной, и что следовало бы в данном случае брать пример либо с Германии, либо – с США и Китая. Однако проблема заключается в том, что в российской общеэкономической стратегии до сих пор отсутствует четко разработанная государственная стратегия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, программы занятости и т.п. В основе общеэкономической стратегии России заложен весьма сомнительный приоритет: борьба с инфляцией. Однако очевидно, что эта цель не может быть в современных условиях для России приоритетной: она реализуется попутно при достижении здорового экономического развития и динамичного экономического роста в целом.

Конфликты целей. Денежно-кредитная политика должна быть скоординирована с фискальной политикой для исключения или минимизации возможности возникновения ситуации конфликтов целей. Приведем в качестве примеров две ситуации, иллюстрирующие вероятный конфликт целей.

Пример 1. В целях предотвращения утечки национального капитала за рубеж и привлечения в страну иностранного капитала, государство осуществляет политику высоких процентных ставок. Однако, если данное мероприятие реализуется в фазе экономической депрессии, то это приводит к торможению спроса на кредит, и еще более обостряет экономический спад. Подобная ситуация являлась типичной для России середины 1990-х гг. и закончилась знаменитым кризисом 17 августа 1998 г.

Пример 2. Осуществление в фазе экономического подъема денежно-кредитных мероприятий по стимулированию кредитов и государственных расходов может привести к «перегреву экономики» и нарушению внутри- и внешнеэкономической стабильности. Нечто подобное произошло в годы советской перестройки 1985-1991 гг., когда, после создания в 1988 г. нескольких специализированных банков, государство утратило контроль над денежной эмиссией, и экономическая лихорадка конца 1980-х гг. привела к катастрофическому обвалу.

 

Очевидно, что для достижения экономических целей необходима координация всех видов экономической политики: денежной, фискальной и иных.

Достижению целей денежно-кредитной политики могут препятствовать всевозможные факторы. Эти факторы могут находиться:

• в денежном секторе экономики;

• в сфере реальной экономики;

• либо в области «механизма торможения».

Рассмотрим эти вероятные препятствия более подробно.

1. В денежном секторе препятствующие факторы могут сводиться:

к поведениюкоммерческих банков, преследующих собственные интересы, порой значительно расходящиеся с интересами общей экономической политики. Например, в фазе экономического подъема коммерческие банки могут способствовать его перегреву, активно кредитуя бизнес, создавая дополнительный ажиотаж на рынке ценных бумаг и т. п.

к поведению публики, которая может повлиять на скорость обращения денег, например, посредством массового изъятия банковских вкладов.

2. В области реальной экономики факторы, препятствующие осуществлению денежно-кредитной политики, могут быть следующими:

поведение инвесторов, которые сокращают спрос на кредиты даже при относительно низкой процентной ставке, в случае, если их ожидания относительно перспектив развития экономики пессимистичны и наоборот.

поведение потребителей, которые при пессимистических ожиданиях могут сократить потребление и повысить сбережение, что может способствовать усилению экономической депрессии.

3. «Механизм торможения» способен замедлять реакцию экономики на монетарные импульсы, либо вызывать ее не вовремя.

При реализации мероприятий денежно-кредитной политики весьма важную роль весьма важную роль играют временные лаги (time lags) роль при переносе монетарного импульса в область реальной экономики (трансмиссионный механизм). При этом следует выделять внутренние и внешние временные лаги (inside lag, outside lag – см. рис. 8.2 ).

Внутренний лаг (Inside lag) включает в себя время, необходимое для осуществления подготовительной работы для организации мероприятия (импульса монетарной политики). Определенное время требуется для оценки экономической ситуации (recognition lag), дляпринятия экономического решений (decision lag), и для административного исполнения этих решений (administration lag).

После осуществления денежного импульса, проходит какой-то период времени, после которого денежный импульс начинает оказывать заметное воздействие на предложение кредита собственно в монетарной области. Этот период времени составляет промежуточный лаг (intermediate lag). Это период действия трансмиссионного механизма, речь о котором пойдет в следующем параграфе.

Дальнейшее действие трансмиссионного механизма переносит воздействие денежного импульса из монетарной сферы в реальный сектор экономики – и под воздействием оказывается реальный национальный доход, занятость, уровень цен. С точки зрения денежно-кредитной политики этот временной отрезок составляет внешний лаг (outside lag). Замедления во времени осуществления монетарного импульса могут в результате не только самой природы трансмиссионного механизма, но и в результате посторонних эффектов, действие которых имеет противоположную направленность относительно монетарного импульса (feed back-effects). Например, экспансивная денежная политика ведет к снижению процентной ставки, это увеличивает инвестиции, а значит и спрос на кредиты, и тем самым повышает процентную ставку: налицо своеобразное противодействие первоначальному импульсу.

Денежно-кредитная политика может быть весьма эффективной, если хорошо изучен и умело использован ее механизм.

 

Трансмиссионный механизм


Монетарный трансмиссионный механизм – это система взаимно адаптированных и совместно функционирующих экономических переменных, передающих денежные импульсы на реальный сектор экономики.

В разных секторах экономики (рынок денег, рынок ценных бумаг и рынок благ) денежный трансмиссионный механизм проявляет себя по-разному (см. рис. 8.3).

Рынок денег: нулевая трансмиссия. При возрастании объема наличных денег (М 0) некоторые экономические субъекты могут позволить себе повысить собственную ликвидность, т.е. увеличить собственные сбережения в форме наличности. Тем самым, возникший в результате увеличения М 0 эффект дохода не окажет никакого воздействия на рынок благ и рынок ценных бумаг, так как весь прирост денег преобразован в пассивную наличность (idle cash balances)[4], как говорится, «спрятан в кубышку». В этом крайнем случае, если общество решит сберечь все дополнительные деньги, операционный эффект равен нулю: трансмиссия не существует.

 

Рынок ценных бумаг: косвенная трансмиссия. При увеличении денежной массы (М) и соответствующем снижении ставки процента (i) на рынке ценных бумаг возникает косвенный трансмиссионной механизм.

Экономические субъекты: (а) оценивают изменившийся курс ценных бумаг, (б) оценивают соответствие количества имеющихся ценных бумаг по отношению к изменившейся ситуации и (в) определяют их доходность. Эффекты, возникшие при изменении доходности ценных бумаг(в) могут быть весьма разнообразными (рис. 8.3).

Во-первых, это (а) эффект издержек капитала, то есть эффект влияния процентной ставки (i) на инвестиции (I): снижение рыночной процентной ставки приводит к увеличению инвестиций, и наоборот.

Во-вторых, (б) эффект дохода. Эффект дохода при снижении процентной ставки на рынок благ в суммарном итоге будет нулевым: то что выиграют кредиторы (получившие более высокие дивиденды по ценным бумагам), потеряют заемщики.

Наконец, (в) эффект замены способен привести ко многим вариантам реакции экономического субъекта (см. рис. 8.4). Этот эффект может: 1) побудить экономического субъекта либо докупить ценные бумаги; 2) либо приобрести другие ценные бумаги; 3) либо продать ценные бумаги и увеличить свои сбережения (S); 4) либо продать ценные бумаги, чтобы оплатить долги; 5) либо продать ценные бумаги и увеличить собственное потребление (С). В случае, если все же экономические субъекты покупают больше ценных бумаг (а они делают это за деньги, то есть денежная масса в обращении еще больше возрастает), то рыночная ставка процента снижается еще больше, а значит удешевляются кредиты для фирм и домашних хозяйств. В итоге растет совокупный спрос (AD). Общий вид косвенного трансмиссионного механизма имеет вид:

 

M ↑→ M > L → i ↓ → I ↑; → S↑; → C ↑; → AD↑. (8.1)

 

 

Вывод. Косвенная трансмиссия на рынке ценных бумаг не дает однозначного результаты: рост денежной массы и падение ставки процента могут привести к самым разнообразным и неоднозначным эффектам.

Рынок благ: прямая трансмиссия. При увеличении предложения денег (М) экономические субъекты получают дополнительную наличность и будут склонны считать, что их положение улучшилось. Логичной реакцией домашних хозяйств станет увеличение уровня потребления (C). Таким образом увеличение наличных денег напрямую (прямой операционный эффект) повлияло на эффект реальных балансов. Иными словами реальное потребление (С/Р) является функцией реального дохода (Y/P), и реальных наличных балансов (М/Р), то есть:

 

C/P = f(Y/P, M/P),

 

где Р – уровень цен.

Общий вид прямого трансмиссионного механизма можно выразить следующим образом:

 

M↑ → M > L → AD↑. (8.2)

 

То есть, увеличение предложения денег (М) привело к его превышению над спросом на деньги (L), что, в свою очередь, привело к увеличению совокупного спроса на рынке благ (AD). Такова природа прямого трансмиссионного механизма.

Изменение обменного курса. Обменный курс представляет собой важный косвенный трансмиссионный механизм в том случае, если страна (а) обладает высокой долей импорта и экспорта и (или) потоков капитала по отношению к ВВП; и (б) применяет систему плавающего валютного курса.

Увеличение предложения денег увеличивает спрос на импорт и иностранные активы. Это вызовет увеличение национальной валюты, идущей за рубеж. В результате произойдет падение обменного курса (е), сделает экспорт (Е) более конкурентным (дешевым), импорт (Z) же станет более дорогим, и многие покупатели перейдут от потребления иностранных товаров к потреблению товаров национальных (C D); совокупный спрос (AD) возрастет.

Общий вид косвенного трансмиссионного механизма через обменный курс можно выразить следующим образом:

 

M­ ® e ¯ ® E­; CD­ ® AD­, (8.3)

 

где e – обменный курс.

 

Кейнсианцы и монетаристы расходятся между собой в оценке масштабов и длительности роста совокупного спроса (AD) в результате деятельности трансмиссионного механизма.

Кейнсианцы считают, что основная трансмиссия идет через рынок ценных бумаг, а потому ее результаты могут быть весьма неопределенными. Это служит дополнительным аргументом отрицательного отношения кейнсианцев к монетарной политике.

В отличие от кейнсианцев, монетаристы считают, что основная трансмиссия идет через рынок благ, а потому является величиной вполне предсказуемой. В дальнейшем мы рассмотрим этот вопрос более подробно.

 

Инфляционное таргетироваие

 

В последние годы некоторые экономисты выдвигают в качестве возможной промежуточной цели таргетирование инфляции. К примеру С.Р. Моисеев весьма активно рекламирует необходимость внедрения этой цели как главного промежуточного индикатора в практику Банка России. С.Р. Моисеев утверждает, что этот таргет довольно успешно применялся во многих развивающихся и переходных экономиках: Перу, Чехии, Польше, Чили, Индоонрезии, Израиле и т.п. Автор предлагает «принять поправки к Закону о центральном банке: увеличить его открытость и траспорентность, конечную цель изменить на ценовую стабильность. Возможно, но время переходного периода имеет смысл официально придерживаться двойного таргетирования – инфляции и денежных агрегатов – режима, используемого Европейским центральным банком. По мере улучшения организационно-правовых и макроэкономических детерминант эффективности инфляционного процесса Банку России необходимо отказаться от денежных агрегатов и полностью перейти на таргетирование инфляции»[7].

В соответствии с этой концепцией центральный банк обязан увеличивать количество денег, находящихся в обращении всякий раз, когда уровень цен снижается и, соответственно, сокращать объем денежной массы при повышении уровня цен.

Однако постоянство уровня цен, выбранное в качестве промежуточной цели кредитно-денежной политики, не свободно от ряда существенных недостатков. Главный недостаток заключается в том, что повышение уровня цен может спровоцировать центральный банк на резкое сокращение предложение денежной массы и усилить экономическую депрессию. В связи с этим следует отметить, что навязчивая идея укрощения инфляции посредством ограничения денежной массы явилась одной из существенных причин драматичного сокращения ВВП России в 1990-е годы.

 


& Литература

  1. Алехин Б.И. Кредитно-денежная политика. М. 2004.
  2. Долан Э.Дж., Кэмпбэлл К.Д., Кэмпбэлл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб. 1994.
  3. Левченко Д.В. Выбор целей денежно-кредитной политики в условиях развития рыночных отношений. Автореферат дисс. к.э.н. М. 2002.
  4. Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. Современные деньги и банковское дело. М. 2000.
  5. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М. 2005.
  6. Поляков В.П., Московкина Л..А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. М. 1996.
  7. Рогова О.Л. Стратегический потенциал денежно-кредитной системы страны //Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию /Под. Ред. В.К. Сенчагова. М. 2004. С. 111-137.
  8. Родионов С.С., Бабичева Ю.А. Денежно-кредитное регулирование капиталистической экономики. М. 1991.
  9. Савин С.А. Денежно-кредитная политика: стратегия и тактика. Красноярск. 1999.
  10. Селищев А.С. Макроэкономика. 3-е изд. СПб. 2005.
  11. Соколов А.А, Основные принципы денежно-кредитной политики. М. 1927.
  12. Сурков М.С., Яремчук Н.В. Институты и инструменты бюджетно-налогового и денежно-кредитного регулирования экономики. М. 2004.

 


[1] Статьей 75 Конституции РФ установлен особый конституционный статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который принят Государственной думой 27 июля 2002 г., а также другими федеральными законами.

[2] Понятие «магического четырехугольника» раскрывается в курсе макроэкономики. См.: Селищев А.С. Макроэкономика. 3-е изд. Гл. 18. СПб. 2005.

[3] В настоящее время официальная статистика Всемирного банка ставит Китай на 5 место в мире, исходя из пересчета ВВП страны по номинальному курсу юаня. Однако с учетом того, что номинальный курс юаня занижен в 3-5 раз относительно покупательной способности, то следует считать, что китайская экономика является второй в мире, а через 10-15 лет выйдет на первое. См.: Селищев А.С., Селищев Н.А. Китайская экономика в XXI веке. СПб. 2004.

[4] См.: глава 5, рис. 5.6.

[5] В различных странах и в различные периоды в качестве целевых ориентиров выбирались разные показатели денежной массы. Выбор того или иного денежного агрегата в качестве регулирования обычно определяется конечной целью денежно-кредитной политики. Так, агрегат М 1 ассоциируется с масштабами покупательной способности физических лиц. Более широкие денежные агрегаты М 2 и М 3 включают в себя значительную часть финансовых активов, которые не могут использоваться немедленно. В зависимости от оттого, какие цели преследует центральный банк, - только лишь снижение темпов инфляции или достижение экономического роста, для ориентира выбирается тот или иной агрегат. Например, в Великобритании центральный банк устанавливает денежные ориентиры «на широкую денежную массу» по большому кругу показателей. Поэтому в 1980-е годы адекватным денежным агрегатом для таргетирования был признан М 3.

В Германии целевой ориентир устанавливается на более «узкую» денежную массу. В США долгое время в качестве целевого ориентира использовался денежный агрегат М 1. С 1979 г. ФРС перешла к установке целевого ориентира также для М 2 и М 3, а в 1990-гг полностью отказалась от М 1 (См.: Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. М. 1996. С. 55-57).

[6] В реальной действительности уровень цен – величина изменчивая, но для упрощения модели будем считать, что уровень цен – величина фиксированная.

[7] См.: Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. М. 2005. С. 287; его же: Инфляционное таргетироване. М. 2004.

Часть 3. Банки и денежно-кредитная политика

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.046 с.)