О змеях, поклонении стихиям, кладах и другие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О змеях, поклонении стихиям, кладах и другие



(разного содержания)

№ 381. Легенда о змее из озера Игорь.

Вариант I.

В Новгородской области, там, где наша деревня, это Хвойнинский район, есть озеро. Оно так странно называется — Игорь. Местные жители говорят, что там похоронен князь Игорь. И вот рассказывают, что возле этого озера, под Змеиным камнем — а камень есть и сейчас и так же называется — жил Змей. Жил он в пещере, выложенной разноцветными камешками. Теперь уж этих камешков не осталось. Их брали и клали под печку, когда строили новый дом. Но были они еще недавно, мой дедушка помнит их, видел. Люди из окрестных деревень должны были кормить Змея хлебом. Они возили хлеб к озеру в мешках, а Змей этот хлеб глотал. Стало людям тяжело кормить Змея. Вот и нашелся один человек. Он, наверно, был из деревни Дворище. Он насыпал в мешок не хлеба, а соли и отвез к озеру. Змей заглотил мешок соли целиком и захотел пить. Стал он пить из озера, пил, пил, опился и лопнул.

Вариант II,

Озер у нас много. Озеро Игорь замечательно. Князь Игорь тут воевал на озере. А что сопки — то братские могили, и он там погиб, там и похоронен на озере. Есть другие: Долгенькое, Черненькое, Сокольник — там птюшки — соколы — были. И Падучее: то в землю уйдет, то снова наливается, год — есте, год — нету. Еще к Ямскому едешь — столобчик есте. Церковь там проваливши. И сейчас деньгу в столобчик кладут.

Жил здесе колдун Иван Филипыч. Так умел колдовать, захочет— человек, умрёт, захочет— болесть начнется. Я его боялсы, а ходил сказки слушать евоны. Дак он про змея много знал чего.

Не знаю, змей был, ой не, а камень есте. Мообыть 100 веков прошло. А гнездо — змей жил тама — есте.

Слышал от прежних стариков. 3мей быу— метров пять высота, о двух головах, и евоно гнездо было, и яма, как дровеник, токо под землю. Туды оберался. Станешь на камень-скалу — там гнездо, далеко видно вода. Змей пегатой такой али седой, когда захочет с крыльям, с хвостом. А хоть бы его поглядеть. Старики прежни-те, мообыть, видели, а я не. Там еще болото, водяно гораздо.

Он, змей, у людей у мошенских кормилсы, у дворищенских. И раз якобы там ему хлебу дали и мешок соли всыпали, дак объелсы соли и стоко выпил, что лопнул и помер.

А пещера та долго была еще (Новт., Хвойн., конец 1980-х годов).

№ 382. А червоный змей — это маленькие червочки. Они собираются таким ремнем, треугольником. У них есь направляющий. Серебристые такие и ползут. Можно загадать на них, что сбудется в жизни. Напротив, куда ползут, надо разостлать белое, платок. Если пойдут на платок, счастье сбудется. Червоный гад это. «Давай, — Лёник мне говорит, — загадаем, магазин будет работать аль нет». Оны и не пошли на платок приходим, а магазин закрыт. Неужели правда сбылось! Их много, сантиметров до трех, четырех, друг на друге, светящие, серенькие, розовенькие — красиво. Червоный, наверно, из-за этого, что красивый (Новг., Любыт., Ковриг, 1986).

№ 383. На Здвиженье* скопляются змеи все вместе и yxoдят в землю. Земляны в землю уходят, а летучи — хто его знает. Я раз видела на березе красной гребень, так мне сказали, что это уж. И с гребнем, как у петуна.* Меденица светленька, как рыба долгонька. А этого летучего, кто его знает, меденицу, говорят, разруби на кусочки, все прыгают. Если укусит, надо воды искать скорее, вперед ее. Она перва найдет — то ты помрешь. Эта светла, огневая такая, светная. Наговоры говорят от змеи: Я перва, ты втора; я третья, ты четверта; я Пята, ты шеста; я седьма, ты восьма. Девята белокаменна медёница, черна земляная, пестра подколодена, платяная светло-соломена гадина, зачем ты делаешь так, снимаю я ожогу с имя рек, кладу в ольховый куст, сосновый сук (Новг., Пест., Малышево, 1986)

№ 384. Змея така быват, может обжечь корове вымя, и будет с кровью доить. Пестрая така. Я видела в лесу на кочке, а морда такая длинная, клубком свернувши (Новг., Пест., Охона, 1986).

№ 385. На Здвиженье утром, если рано в лес пойдешь, все звери и змеи уходят в землю. Был у нас дедушка. «Пойду,— говорит, — схожу сейчас в лес, хоть прутышка поломаю». У него была шуба и белый балахон, раньше такие носили. Он смотрит, груда кака-то лежит. Взял, груду и зажег. А оттуда змеи. Он и бежать, оглянулся, вдруг как ударит что топором, в спицу. Он взял шубу и бросил и балахон. Ему говорят, да сходи утром за балахоном. Сходил, а он весь в дырках. Дырка обязательно будет (Новг., Пест., Охона, 1986).

№ 386. Пошел один мужчина на Здвиженье, глядит — черная куча, все змеи. Змеи рты разинули, понеслись — и на него. Хорошо, он пиджак кинул, догадался, а то так бы его и сожгли. На третий день пришел, смотрит, лежит весь пиджак в клочья разодран (Новг., Пест., Ельничное, 1986).

№ 387. Двенадцать сортов змей есть: и красные, и серые, и зеленые, водяные и межевые, и полевые, и дворовые. Если кусит гад, надо знать, какой, чтоб на этот цвет напасть, иначе ничего не сделать. Есть летающий змей, вересенница называется, в других странах такой бывает, такой же, только летает.

И день такой есть, двадцать седьмого сентября, Здвижев день. Был у нас чудо-пастух, Александр Михалыч, дядя мой, мне говорил, в этот день ходить в лес нельзя. Один мужик не поверил, поехал на лошади. В лес въехал — как ворота открылись, там шум, визг, змеи визжат. И ворота закрылись, и домой ему не выехать. Но как-то все-таки выехал и говорит: «Ни другу, ни недругу такого не закажу». Там все змеиное царство было. Наверно, и у них есть царь (Новг., Старорус, Ивановское, 1990).

№ 388. Гады, змеи ползучие, в Здвиженье скопляются, ползут со всех сторон. В Здвиженье служба от гадов. В этот день нельзя в лес ходить. Тетка у меня была, раз пошла в лес в этот день, так только по своим следам вышла, иначе никак. И еще парень был, пошел в лес, в гонобольник.* Пойду, говорит, хоть гадов убью. А домой пришел — глазы кровью налиты.

Гады на зимовку в Здвиженье уходят. Вожак у них есть — царь-бог (Новг., Старорус, Хорошово, 1990).

№ 389. В праздник Здвиженья змеи сползаются, ищут себе норы, заползают под землю. А какая наверху останется, ту, значит, змеи не приобщили — у нее кущен человек. Попадают люди в змеиные круги. Одну бабку змеи так и затащили под землю за конец платка (Твер., Осташ., Городец, 1991).

№ 390. Служил солдат в армии, и пошел в отпуск, зашел в лес и увидел кобру. Постоял, поглядел на яю и ушел. Потом она стала к нему ходить, кажный день. Он стал бояться. Она к нему приползает, куда он ни пойдет. И он срехнулся и умер. И она пришла на могилу, на ней нашли ее мертвую. Это, видно, не змея была, видно, человек был (Твер., Осташ., Городец, 1991).

№ 391. Во время пожара беременной нигде нельзя ни за что подержаться на себе. А то, где схватится, там у младенца к след будет.

Пожар обходили, с яйцом, с иконой — неопалимая иконка. Куда яйцо бросишь, туда и огонь пойдет. Яйцо бросают, которое в Пасху освященное, чтобы тихий огонь был. Икону выносили Неопалимая купина, с лесенкой, с ребенком. Нарисована лестница. Куда иконку поставили, туда все пойдет. Или если ветер огонь несет на дом, то с иконкой обойдут — ветер переменится.

От грозы пожар молоком заливали, от черной коровы (Новг., Батецк., Черная, 1988).

№ 392. От молнии может и загореться. Молоком надо тушить. Дом с иконкой обходят.

Было. Метров двести гумно было, оно загорелось, ват на дом перекинется. Старушка обошла с иконкой — и ветер, повернул обратно. Она в этом доме и жила (Новг., Старорус., Ночевалово, 1990).

№ 393. Бедно мы жили-то раньше, нужда была. Дед говорил, вот поставили новый дом, переехали, радуемся, говорим: «Ну, теперь-то мы ушли от нужды!»—А она из угла: «Да я тут и есть» (Новг., Старорус, Чижово, 1990).

№ 394. Легенды о Денежной горке.

Баба одна утонула, в поле ее закопали. Дак, говорят, по ночам видели ее, пахала она каждую ночь. Дак вырыли эту бабу и закопали на горке и осиновый кол вбили чтоб не ходила. Осина проклята Господом, на ней Иуда повесился. Потом стали говорить, что на этой горке клады стали находить. Так и прозвалась— Денежная горка.

Ехали один раз из Ночевалова на Денежную горку клад искать, а там и быки, и волки разные, кричат, визжат. Так они со страха и вернулись домой.

Седьмого июля на Ивана ключок клада ищут. Пошли как-та клад искать на Денежную горку. А одна женщина не пошла, говорит: «Бог даст, так и в окошко подаст». Идут, видят, лежит собака мертвая. Говорят: «Давай пошутим», — ну и кинули той женщине в открытое окошко. А собака и рассыпалась на деньги.

Дедушке сон приснился, кто-то говорит ему: «Будешь ехать найдешь клад на Денежной горке. Тогда позови бедную вдову и вместе выроете сундучок с деньгами». Поехал он на Денежную горшку и нашел клад, да только вдову жалка звать, позвал сына, чтоб все деньги им достались. Пришли, а там одна ямочка пустая—вот. И кто велит во сне — неизвестно (Новг., Старорус, Ивановское, 1990).

№ 395. На Ивана Купала искали клады. Вот тут есть ручей, а в ручью курган, и привиждение есть. То собака пробежит, то еще что. А она-то и есть этот самый клад. На кладбище ходили многие искать (Новг., Старорус, Ивановское, 1990).

№ 396. Если ребенок залезе на стол, надь хранить его, чтоб не упал. Упаде, бывае, со стола, так его не наладить.* Говорят, столоватик возьмё его. Болеть буде, так не наладить бывает (Арх., Пин., Веркола, 1984).

№ 397. Вот, говорят, на стол сажать нельзя ребенка: упиры пристают. Начнет упрямничать, кричать, выкручиваться. А нельзя ни класть, ни сажать на стол, никак нельзя. Вот говорят: «Упиры коло дыры». Надо к бабке вести, они все молитвами помогают (Новг., Старорус, Ивановское, 1990).

№ 398. В колодце, скажут, поздно вечером воду не берут, вода спит. И на реку поздно вечером не ходят, не полощут. Скажут: «Что ты, не ходи ты, ради Бога, полоскаться, вода спит. Испугаешься, покажется кто» (Арх., Пин., Сура, 1985).

№ 399. Раньше были кипуны * в лесах. Батюшко ходил и служил. Кипуны, из-под них воду несет, туды и служил. Лего-та оттуда приходит, здоровье. Больных ребят туда носили и лечили. Пятнице-матушке завечали и носили лечить к кипунам (Новг., Пест., Охона, 1986).

№ 400. Шла однажды женщина по деревне. Проходила она как раз по тому месту, где речка течет. Споткнулась она и нехорошо воду обругала. Стала она после этого сильно болеть. Старые люди посоветовали ей сходить к знахарю в соседнюю деревню. Он мог по нательному кресту распознать, какая у человека болезнь приключилась. Пришла женщина к знахарю, посмотрел тот на крест и сказал, что болезнь эта от воды приключилась. Обругала женщина однажды воду, вот и болеет. Посоветовал знахарь сходить на то место, где споткнулась эта женщина, и сказать какие-то слова, т. е. извиниться перед водой. Выполнила она все, что знахарь говорил, и с тех пор не болеет (Волог., Бабаевск., Малое Борисово, 1979).

№ 401 Хозяин поля стал хлев ставить, и вот он камень етакий порвал и палажил в стены в хлев. Вот етакий камень к стал во сне хадить и прасить, чтобы выбрасил етакие асколки вон: «А то я тебя накажу всяким наказом». Вот яво скот стал сдыхать, так он вынял етакие шматы [осколки] вон и снасил на тое места, где етат камень был (Эст. МК, 16, 593/17, 1937— 1940 гг.).

№ 402. Камни, они растут. Уберешь камни с поля, все, нету ничего, чисто. А через год-два они снова из земли покажутся. Уж не знаю, как это, а растут камни, сам видел (Мурм., Канд., Княжая губа, 1972).

№ 403. Говорили, что если положишь камень на ночь, а он вспотеет, то, значит, вода близко, колодец надо рыть (Новг., Пест., Охона, 1986).

№ 404 Вот туча-то как подымается. Петро-то выспался, под вечер придет. Гремит, Бог-от ругается, работать не велят. Еще скажут: «Илья-Пророк на колеснице по небу едет» (Коми, Усть-Цил., 1985).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.009 с.)