Часть I. Эволюция поведения . . 22 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I. Эволюция поведения . . 22



1.1. Генетика и поведение.. 23

Грегор Мендель (1822-1884) 24

2. Гены и хромосомы.. 25

2.1. Естественный отбор и поведение 25

2.2. Законы Менделя. 26

2.3. Клеточные основы наследственности 29

2.4. Генотипическая изменчивость.... 31

2.5. Генетический материал........ 32

Для запоминания... 34

3. Развитие поведения.. 35

3.1. Онтогенез..... 35

3.2. Влияние окружающей среды на поведение........ 38

3.3. Чувствительные периоды в развитии 40

3.4. Поведение молодых животных.. 42

3.5. Врожденное поведение......... 43

Для запоминания... 44

4. Генетика поведения.. 45

4.1. Единичные гены и

поведение..... 46

4.2. Хромосомные мутации........ 47

4.3. Полигенное наследование поведения 50

4.4. Наследование поведенческих признаков......... 57

Для запоминания... 60

1.2. Естественный отбор.... 61

Чарлз Дарвин (1809-1882) 62

5. Естественный отбор, экология и поведение 63

5.1. Доказательства эволюции посредством естественного отбора.... 64

5.2. Частотное распределение фенотипов 65

5.3. Экология и поведение........ 70

5.4. Адаптивность поведения........ 75

Для запоминания... 79

6. Стоимость выживания и приспособленность... 80

6.1. Экспериментальный анализ стоимости выживания.... 80

6.2. Оценка смертности 84

6.3. Дарвиновская приспособленность.. 87

6.4. Совокупная приспособленность.... 90

6.5. Приспособленность в естественных условиях обитания 91

Для запоминания... 94

7. Эволюция адаптивных стратегий........ 95

7.1. Эволюционные стратегии..... 95

7.2. Эволюционно-стабильные стратегии 101

7.3. Стратегия роющей осы......... 103

Для запоминания... 108

1.3. Эволюция и социальное поведение........... 109

Сэр Рональд Фишер (1890-1962)......... 110

8. Половой отбор.... 111

8.1. Внутриполовой отбор (соперничество самцов)..... 111

8.2. Межполовой отбор (выбор самок).. 115

8.3. Половой диморфизм........ 117

8.4. Половой отбор у человека....... 120

Для запоминания... 123

 


9. Альтруизм....... 125

9.1. Отбор родичей.. 126

9.2. Забота о потомстве 127

9.3. Взаимный альтруизм......... 130

9.4. Кооперация.... 130

Для запоминания... 135

10. Стратегия полов и социальная организация.. 137

10.1. Стратегия полов 137

10.2. Половая стратегия у человека.... 145

10.3. Системы размножения и социальная структура.. 149

10.4. Социальная организация приматов 150

Для запоминания... 154

Часть II. Механизмы поведения. 155

II.I. Восприятие у животных 156

Иоганнес Мюллер (1801-1858)......... 157

11. Нервная регуляция поведения.......... 158

11.1. Нервные клетки. 158

11.2. Сенсорные рецепторы....... 159

11.3. Мышцы и железы 161

11.4. Соместетическая система...... 162

11.5. Нервная система беспозвоночных животных.... 165

11.6. Нервная система позвоночных... 171

11.7. Гормоны позвоночных животных 173

Для запоминания... 176

12. Сенсорные процессы и восприятие....... 177

12.1. Хеморецепция и терморецепция. 177

12.2. Механорецепторы и слух....... 180

12.3. Зрение...... 186

12.4. Сенсорные оценки 193

12.5. Фильтрация стимула....... 197

12.6. Сложные стимулы 202

Для запоминания... 207

13. Экологическая обусловленность чувств животных......... 208

13.1. Зрительные приспособления к неблагоприятным условиям среды. 209

13.2. Органы чувств, заменяющие зрение 211

13.3. Зрительное опознание жертвы и хищника..... 215

Для запоминания... 219

II.2. Животное и среда..... 220

Клод Бернар (1813-1878). 221

14. Координация и ориентация........... 222

14.1. Координация.. 222

14.2. Пространственная ориентация.... 226

14.3. Принцип реафферентации..... 229

14.4. Навигация.... 232

Для запоминания... 238

15. Гомеостаз и поведение 239

15.1. Гомеостаз.... 239

15.2. Терморегуляция 240

15.3. Водный баланс 243

15.4. Энергия и питательные вещества 247

15.5. Мотивационные системы..... 251

15.6. Мотивационное состояние.... 255

Для запоминания... 258

16. Физиология и поведение в изменчивой среде.. 260

16.1. Толерантность. 260

16.2. Акклиматизация 263

16.3. Биологические часы......... 265

16.4. Репродуктивное поведение и физиология....... 266

16.5. Зимняя спячка.. 268

16.6. Миграция.... 270

16.7. Лунные и приливно-отливные ритмы........ 273


16.8. Циркадианные

ритмы и суточное распределение активности..... 277

Для запоминания... 279

II.3. Научение животных....280

Иван Петрович Павлов (1849-1936)......... 281

17. Условные рефлексы и научение........ 282

. 17.1. Классические условные рефлексы 282

17.2. Выработка условного рефлекса.. 284

17.3. Угасание и привыкание....... 285

17.4. Генерализация. 287

17.5. Инструментальное научение..... 289

17.6. Подкрепление.. 290

17.7. Оперантное поведение....... 291

Для запоминания... 294

18. Биологические аспекты научения........ 295

18.1. Эволюционные аспекты научения. 295

18.2. Границы научения 297

18.3. Научение избеганию врагов... 298

18.4. Научение избеганию болезни... 300

18.5. Значимость стимула......... 303

18.6. Перспективы биологического и психологического подходов..... 305

Для запоминания... 306

19. Когнитивные аспекты научения........ 307

19.1. Скрытые стороны условнорефлекторного процесса 307

19.2. Природа когнитивных процессов 309

19.3. Научение типа инсайта....... 310

19.4. Ассоциативное научение...... 313

19.5. Репрезентации.. 317

Для запоминания... 318

Часть III. Представление о природе

Сложного поведения... 320

III. I. Инстинкт.......... 321

Конрад Лоренц (1903 г.)

Нико Тинберген (1907 г.). 322

20. Инстинкт и научение. 323

20.1. Концепция инстинкта...... 324

20.2. Врожденный пусковой механизм. 325

20.3. Открытие импринтинга.... 328

20.4. Чувствительные периоды для запечатлевания.... 331

20.5. Аспекты долговременного импринтинга.... 334

20.6. Импринтинг как научение..... 336

20.7. Функциональные аспекты импринтинга....... 338

Для запоминания... 341

21. Смещенная активность 343

21.1. Причина возникновения смещенной активности. 343

21.2. Внимание и смещенная активность 349

21.3. Концепция растормаживания.. 350

21.4. Функциональные аспекты смещенной активности. 353

Для запоминания... 355

22. Ритуализация и комму-

никация...... 356

22.1. Ритуализация.. 357

22.2. Конфликт.... 361

22.3. Коммуникация между животными различных видов........ 366

22.4. Управление поведением других животных (манипулирование).. 370

Для запоминания... 372

III.2. Как осуществляется процесс принятия решения у животных?... 373

Карл фон Фриш (1886-1983) 374

23. Сложное поведение медоносных пчел..... 375

23.1. Жизненный цикл медоносной пчелы 375

23.2. Пищедобывательное поведение медоносной пчелы. 377

23.3. Распознавание пчелами нужного растения..... 377

23.4. Ориентация у ме-


доносных пчел.. 378

23.5. Коммуникация у медоносных пчел 382

23.6. Организация сложного поведения........ 384

Для запоминания... 386

24. Оптимальность как результат эволюции... 387

24.1. Оптимальное пищедобывательное поведение.... 387

24.2. Явления компромисса (баланса) в поведении животных........ 392

24.3. Функции затрат. 395

24.4. Функциональные аспекты процесса принятия решения 399

24.5. Животное как потребитель с точки зрения экономики 402

24.6. Бюджет времени и бюджет энергии. 405

Для запоминания... 413

25. Механизмы процесса принятия решения... 414

25.1. Принятие решения на основе определенных правил. 414

25.2. Конкуренция мотиваций...... 416

25.3. Операциональный подход...... 420

25.4. Разделение времени......... 423

25.5. Процесс оптимального принятия решения... 430

25.6. Основные принципы оптимального поведения.... 431

Для запоминания... 437

III.3. Умственные способности животных.......... 438

Эдвард Толмен (1886-1959) 439

26. Язык и психические представления..... 440

26.1. Невербальная коммуникация у человека..... 441

26.2. Язык....... 444

26.3. Обучение высших обезьян «разговаривать»...... 447

26.4. Истоки человеческого языка.... 450

26.5. Язык и познание 451

26.6. Психические образы......... 452

26.7. Намеренность поведения...... 454

Для запоминания... 459

27. Интеллект, использование орудий и культура 460

27.1. Интеллектуальная деятельность животных в сравнительном аспекте. 461

27.2. Использование животными орудий........ 464

27.3. Культурные аспекты поведения 468

Для запоминания... 472

28. Сознание и эмоции у животных........ 473

28.1. Самоосознание у животных.... 474

28.2. Физиологические аспекты эмоций. 476

28.3. Сознание и ощущение страдания 478

28.4. Перспективы эволюции...... 479

Для запоминания... 483

Литература......... 484

Указатель латинских названий.............. 507

Предметный указатель.. 509


Уважаемый читатель!

Ваши замечания о содержании книги, ее оформлении,

качестве перевода и другие просим присылать по адресу:

129820, Москва

1-й Рижский пер., д. 2,

издательство «Мир»

 

 

Учебное издание

Дэвид Мак-Фарленд

ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

 

 

Заведующий редакцией чл.-корр. АН СССР

Т. М. Турпаев

Зам. зав. редакцией М.Д. Гроздова

Научн, редакторы М.Б. Николаева, Ю. Л. Амченков

Мл. редакторы И. А. Деменцова, Н. Ю. Плавинская

Художник Л. В. Кулагин

Художественный редактор А. Я. Мусин

Технический редактор 3. И. Резник

Корректор В. И. Киселева

ИБ № 6339

Сдано в набор 6.07.87. Подписано к печати 21,06.88. Формат 70 х 100/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Гарнитура тайме. Объем 16,25 бум.л. Усл.печ.л. 42,25. Усл.кр.-отт. 84.50. Уч.изд.л. 46,11. Изд. №4/5274. Тираж 45000 экз. Зак. 810. Цена 3 р. 80 к.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «МИР» 129820, ГСП, Москва, И-110. 1-й Рижский пер., 2

Можайский полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли г. Можайск, ул. Мира, 93

 


 

ЭЛЕКТРОННОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие редактора перевода. 5

Предисловие. 11

1. Введение в изучение поведения животных. 13

1.1 Вопросы, которые возникают при изучении поведения. 13

1.2. Исторический очерк. 17

1.3. Как построена эта книга. 20

Часть I. 22

Эволюция поведения. 22

I.1. Генетика и поведение. 23

Грегор Мендель (1822-1884) 24

2. Гены и хромосомы.. 25

2.1. Естественный отбор и поведение. 25

2.2. Законы Менделя. 26

2.3. Клеточные основы наследственности. 29

2.4. Генотипическая изменчивость. 31

2.5. Генетический материал. 32

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 34

Рекомендуемая литература. 34

3 Развитие поведения. 35

3.1. Онтогенез. 35

3.2. Влияние окружающей среды на поведение. 38

3.3. Чувствительные периоды в развитии. 40

3.4. Поведение молодых животных. 42

3.5. Врожденное поведение. 43

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 44

Рекомендуемая литература. 44

4. Генетика поведения. 45

4.1. Единичные гены и поведение. 46

4.2. Хромосомные мутации. 47

4.3. Полигенное наследование поведения. 50

4.4. Наследование поведенческих признаков. 57

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 60

Рекомендуемая литература. 60

I.2. Естественный отбор. 61

Чарлз Дарвин (1809-1882) 62

5. Естественный отбор, экология и поведение. 63

5.1. Доказательства эволюции посредством естественного отбора. 64

5.2. Частотное распределение фенотипов. 65

5.3. Экология и поведение. 70

5.4. Адаптивность поведения. 75

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 79

Рекомендуемая литература. 79

6. Стоимость выживания и приспособленность. 80

6.1. Экспериментальный анализ стоимости выживания. 80

6.2. Оценка смертности. 84

6.3. Дарвиновская приспособленность. 87

6.4. Совокупная приспособленность. 90

6.5. Приспособленность в естественных условиях обитания. 91

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 94

Рекомендуемая литература. 94

7. Эволюция адаптивных стратегий.. 95

7.1. Эволюционные стратегии. 95

7.2. Эволюционно-стабильные стратегии. 101

7.3. Стратегия роющей осы.. 103

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 108

Рекомендуемая литература. 108

I.3. Эволюция и социальное поведение. 109

Сэр Рональд Фишер (1890-1962) 110

8. Половой отбор. 111

8.1. Внутриполовой отбор (соперничество самцов) 111

8.2. Межполовой отбор (выбор самок) 115

8.3. Половой диморфизм.. 117

8.4. Половой отбор у человека. 120

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 123

Рекомендуемая литература. 124

9. Альтруизм.. 125

9.1. Отбор родичей. 126

9.2. Забота о потомстве. 127

9.3. Взаимный альтруизм.. 130

9.4. Кооперация. 130

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 135

Рекомендуемая литература. 136

10. Стратегия полов и социальная организация. 137

10.1. Стратегия полов. 137

10.2. Половая стратегия у человека. 145

10.3. Система размножения и социальная структура. 149

10.4. Социальная организация приматов. 150

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 154

Рекомендуемая литература. 154

Часть II. 155

Механизмы поведения. 155

II. 1. Восприятие у животных. 156

Иоганнес Мюллер (1801-1858) 157

11. Нервная регуляция поведения. 158

11.1. Нервные клетки. 158

11.2. Сенсорные рецепторы.. 159

11.3. Мышцы и железы.. 161

11.4. Соместетическая система. 162

11.5. Нервная система у беспозвоночных животных. 165

11.6. Нервная система позвоночных. 171

11.7. Гормоны позвоночных животных. 173

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 176

Рекомендуемая литература. 176

12. Сенсорные процессы и восприятие. 177

12.1. Хеморецепция и терморецепция. 177

12.2. Механорецепторы и слух. 180

12.3. Зрение. 186

12.4. Сенсорные оценки. 193

12.5. Фильтрация стимула. 197

12.6. Сложные стимулы.. 202

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 207

Рекомендуемая литература. 207

13. Экологическая обусловленность чувств животных. 208

13.1. Зрительные приспособления к неблагоприятным условиям среды.. 209

13.2. Органы чувств, заменяющие зрение. 211

13.3. Зрительное опознание жертвы и хищника. 215

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 219

Рекомендуемая литература. 219

II.2. Животное и среда. 220

Клод Бернар (1813-1878) 221

14. Координация и ориентация. 222

14.1. Координация. 222

14.2. Пространственная ориентация. 226

14.3. Принцип реафферентации. 229

14.4. Навигация. 232

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 238

Рекомендуемая литература. 238

15. Гомеостаз и поведение. 239

15.1. Гомеостаз. 239

15.2. Терморегуляция. 240

15.3. Водный баланс. 243

15.4. Энергия и питательные вещества. 247

15.5. Мотивационные системы.. 251

15.6. Мотивационное состояние. 255

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 258

Рекомендуемая литература. 259

16. Физиология и поведение в изменчивой среде. 260

16.1. Толерантность. 260

16.2. Акклиматизация. 263

16.3. Биологические часы.. 265

16.4. Репродуктивное поведение н физиология. 266

16.5. Зимняя спячка. 268

16.6. Миграция. 270

16.7. Лунные и приливно-отливные ритмы.. 273

16.8. Циркадианные ритмы и суточное распределение активности. 277

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 279

Рекомендуемая литература. 279

II.3. Научение животных. 280

Иван Петрович Павлов (1849-1936) 281

17. Условные рефлексы и научение. 282

17.1. Классические условные рефлексы.. 282

17.2. Выработка условного рефлекса. 284

17.3. Угасание и привыкание. 285

17.4. Генерализация. 287

17.6. Подкрепление. 290

17.7. Оперантное поведение. 291

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 294

Рекомендуемая литература. 294

18. Биологические аспекты научения. 295

18.1. Эволюционные аспекты научения. 295

18.2. Границы научения. 297

18.3. Научение избеганию врагов. 298

18.4. Научение избеганию болезни. 300

18.5. Значимость стимула. 303

18.6. Перспективы биологического и психологического подходов. 305

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 306

Рекомендуемая литература. 306

19. Когнитивные аспекты научения. 307

19.1. Скрытые стороны условнорефлекторного процесса. 307

19.2. Природа когнитивных процессов. 309

19.3. Научение типа инсайта. 310

19.4. Ассоциативное научение. 313

19.5. Репрезентации. 317

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 318

Рекомендуемая литература. 319

Часть III. 320

Представление о природе сложного поведения. 320

III.1. Инстинкт. 321

Конрад Лоренц (1903 г.) 322

Нико Тинберген (1907 г.) 322

20. Инстинкт и научение. 323

20.1. Концепция инстинкта. 324

20.2. Врожденный пусковой механизм.. 325

20.3. Открытие импринтинга. 328

20.4. Чувствительные периоды для запечатлеваиия. 331

20.5. Аспекты долговременного импринтинга. 334

20.6. Импринтинг как научение. 336

20.7. Функциональные аспекты импринтинга. 338

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 341

Рекомендуемая литература. 342

21. Смещенная активность. 343

21.1. Причина возникновения смещенной активности. 343

21.2. Внимание и смещенная активность. 349

21.3. Концепция растормаживания. 350

21.4. Функциональные аспекты смещенной активности. 353

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 355

Рекомендуемая литература. 355

22. Ритуализация и коммуникация. 356

22.1. Ритуализация. 357

22.2. Конфликт. 361

22.3. Коммуникация между животными различных видов. 366

22.4. Управление поведением других животных (манипулирование) 370

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 372

Рекомендуемая литература. 372

III.2. Как осуществляется процесс принятия решений у животных?. 373

Карл фон Фриш (1886-1983) 374

23. Сложное поведение медоносных пчел. 375

23.1. Жизненный цикл медоносной пчелы.. 375

23.2. Пищедобывательное поведение медоносной пчелы.. 377

23.3. Распознавание пчелами нужного растения. 377

23.4. Ориентация у медоносных пчел. 378

23.5. Коммуникация у медоносных пчел. 382

23.6. Организация сложного поведения. 384

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 386

Рекомендуемая литература. 386

24. Оптимальность как результат эволюции.. 387

24.1. Оптимальное пищедобывательное поведение. 387

24.2. Явления компромисса (баланса) в поведении животных. 392

24.3. Функции затрат. 395

24.4. Функциональные аспекты процесса принятия решения. 399

24.6. Бюджет времени и бюджет энергии. 405

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 413

Рекомендуемая литература. 413

25. Механизмы процесса принятия решения. 414

25.1. Принятие решения на основе определенных правил. 414

25.2. Конкуренция мотиваций. 416

25.3. Операциональный подход. 420

25.4. Разделение времени. 423

25.5. Процесс оптимального принятия решения. 430

25.6. Основные принципы оптимального поведения. 431

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 437

Рекомендуемая литература. 437

III.3. Умственные способности животных. 438

Эдвард Толмен (1886-1959) 439

26. Язык и психические представления. 440

6.1. Невербальная коммуникация человека. 441

26.2. Язык. 444

26.3. Обучение высших обезьян «разговаривать». 447

26.4. Истоки человеческого языка. 450

26.5. Язык и познание. 451

26.6. Психические образы.. 452

26.7. Намеренность поведения. 454

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 459

Рекомендуемая литература. 459

27. Интеллект, использование орудий и культура. 460

27.1. Интеллектуальная деятельность животных в сравнительном аспекте. 461

27.2. Использование животными орудий. 464

27.3. Культурные аспекты поведения. 468

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 472

Рекомендуемая литература. 472

28. Сознание и эмоции у животных. 473

28.1. Самосознание у животных. 474

28.2. Физиологические аспекты эмоций. 476

28.3. Сознание и ощущение страдания. 478

28.4. Перспективы эволюции. 479

ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.. 483

Рекомендуемая литература. 483

Литература. 484

Указатель латинских названий.. 507

Предметный указатель. 509

Оглавление. 516

ЭЛЕКТРОННОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ.. 521

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.179 с.)