Страхов Н. H. Преступление и наказание.1867 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страхов Н. H. Преступление и наказание.1867



В силу некоторой действительности, и, главное, в силу преувеличенных и искаженных понятий о состоянии общественного мнения, обвинение г. Достоевского становится возможным. Всего хуже бывает тогда, когда являются усердные защитники, но по их словам видно, что и они вполне признают виновность обвиненного и стараются только адвокатскими уловками отвести глаза публике. Такая участь довелась г. Достоевскому.

 

Один "критик " о ПиН: " Основу романа г. Достоевского составляет предположенное им существующее в студентской корпорации покушение на убийство с грабежом, существующее в качестве принципа. Какою, разумною целью может быть оправдано изображение молодого юноши, студента, в качестве убийцы, мотивирование этого убийства научными убеждениями и, наконец, распространение этих убеждений на целую студентскую корпорацию ".

Явился другой "критик", который стал защищать г. Достоевского против первого критика. Он почел своим долгом, как он выражается, "снять обвинение с писателя честного. Доказательство очень просто. "Раскольников -- больной человек" -- вот в чем вся разгадка. Итак, г. Достоевский написал нам историю некоторого сумасшествия. Если так, то, конечно, нельзя думать, что "он хотел опозорить молодое поколение своим Раскольниковым".

 

Как понять подобное, почти невероятное, извращение смысла романа? Может быть, он так неясен, так дурно выполняет избранную задачу, что легко было ошибиться в его идее? Отчасти, конечно, так; есть в романе значительные недостатки, которые мешают художественной ясности образов, (при вполне твердой, вполне отчетливой манере писать лица нельзя было бы так легко причислить Раскольникова к сумасшедшим). Главная же причина заключается в том, что критик боялся прямого толкования. Он боялся, что прямой смысл романа составляет обвинение молодого поколения "в поголовном стремлении к убийству с грабежом".

Нигилисты давно уже изображаются в наших романах и повестях, но являются нам существами смешными и гадкими, пошлыми и отталкивающими. Что же сделал г. Достоевский? Его Раскольников хотя страдает юношеским малодушием и эгоизмом, но представляет нам человека с задатками твердого ума и теплого сердц а. Автор взял натуру более глубокую, приписал ей более глубокое уклонение от жизни, чем другие писатели, касавшиеся нигилизма. Цель его была -- изобразить страдания, которые терпит живой человек, дойдя до такого разрыва с жизнью. Это не смех над молодым поколением, не укоры и обвинения, это -- плач над ним. В первый раз перед нами изображен нигилист несчастный, нигилист глубоко человечески страдающий. Сожаление -- вот то отношение, в которое автор стал к нигилизму, -- отношение почти новое. Поэтому автора и обвинили в каком-то желании опозорить наше молодое поколение.

Это сопротивление жизни, этот ее отпор против власти теорий и фантазий потрясающим образом представлены г. Достоевским. Показать, как в душе человека борется жизнь и теория, и что победа осталась за жизнью -- такова была задача романа.

Роман написан объективною манерою, автор не говорит в отвлеченных выражениях об уме, характере своих героев, а прямо заставляет их действовать, мыслить и чувствовать. Раскольникова же, как главное действующее лицо, автор в особенности почти ни в чем не характеризует от себя; но везде Раскольников является человеком с задатками ясного ума, твердого характера, благородного сердца. Таков он во всех других поступках, кроме своего преступления. Такие люди не могут оставаться в бездействии; жажда жизни, какой бы то ни было, но только сейчас, поскорее, доводит их до нелепостей, до ломки своей души и даже до полной гибели.

Главный корень, из которого выросло чудовищное намерение Раскольникова, заключается в некоторой теории, которую он неоднократно и последовательно развивает; самое же убийство произошло из непременного желания приложить к делу свою теорию.

В чем же заключается та теория, которая так увлекла и замучила этого юношу? В романе она во многих местах излагается подробно и отчетливо; это очень ясная и логически-связная теория. Притом она не поражает чем-либо странным; это не логика сумасшедшего; напротив, по замечанию Разумихина, "это не ново и похоже на все, что мы тысячу раз читали и слышали" (т. I, стр. 409).

Эту теорию, как нам кажется, можно свести на три главные точки.

1. Первая состоит в очень гордом, презрительном взгляде на людей, основанном на сознании своего умственного превосходства.

2. Второй пункт – в известном взгляде на ход человеческих дел, на историю; взгляд этот прямо вытекает из презрительного взгляда на людей вообще. я знаю уж наверно, что они глупы. Кто много посмеет, тот у них и прав. В згляд просвещенного деспотизма,

3. «Мне жизнь однажды дается и никогда ее больше не будет; я не хочу дожидаться всеобщего счастья». Раскольников решился нарушить обыкновенный ход дел не для того, чтобы изменить ход всемирной, истории, а для изменения своей личной судьбы и судьбы своих близких. Чего он хотел в этом отношении, он подробно объясняет Соне.

Очевидно главное, что его двигало, что распаляло его воображение, было требование приложить свою теорию, осуществить на деле то, что позволил себе в мысли. Вот самая суть преступления. Это убийство принципа.

Статья вторая и последняя, 1867

Раскольников не есть тип. Цель романа состоит не в том, чтобы вывести перед глазами читателей какой-нибудь новый тип, изобразить нам "бедных" людей, "подпольного" человека, людей "мертвого дома", "отцов и детей" и т. д. Весь роман сосредоточивается около одного поступка, около того, как родилось и совершилось некоторое действие и какие повлекло за собою последствия в душе совершившего. И в этом отношении роман г. Достоевского очень типичен. Удивительно типично изображены все те процессы, которые совершаются в душе преступника; вот что составляет главную тему романа и что поражает в нем читателей. Сперва поглотила Р-ва извращенная идея, а потом в нем с неодолимою силою просыпается человек, человеческая душа и мучит его своим пробуждением, с которым он старается совладать. Личность Раскольникова подавлена самым событием и не представляет ясного типического образа.

Гораздо правильнее мы можем требовать более ясной типичности от остальных лиц романа. Наиболее удавшимися и даже вполне удачными следует признать пьяницу Мармеладова и его жену Катерину Ивановну. Это действительные типы, ярко, отчетливо очерченные. Д-й открыл читателям, как возможно относиться симпатически к этим людям, таким слабым, смешным, жалким.

Но главная сила автора, как мы уже заметили, не в типах, а в изображении положений, в уменье глубоко схватывать отдельные движения и потрясения человеческой души. В этом отношении он достиг во многих местах своего нового романа до полного и удивительного мастерства.

Роман задуман и расположен очень просто, но вместе правильно и строг о. Очень правильно также развита известная постепенность в душевных страданиях преступника.

Итак, центральная часть романа главным образом занята изображением припадков страха и той душевной боли, в которой сказывается пробуждение совести. По своему всегдашнему приему автор написал множество вариаций на эти темы. Одно за другим он описывает нам всевозможные изменения одних и тех же чувств. Это сообщает монотонность всему роману, хотя не лишает его занимательности. Но роман томит и мучит читателя, вместо того чтобы поражать его. Поразительные моменты, которые переживает Раскольников, теряются среди его постоянных мучений, то ослабевающих, то снова поражающих. Нельзя сказать, чтобы это было неверно; но можно заметить, что это неясно. Рассказ не сосредоточен около известных точек, которые бы вдруг озаряли для читателя всю глубину душевного состояния Раскольникова.

В самом деле, в чем главный интерес романа? Читатель ждет внутреннего переворота в Раскольникове. Тот принцип, который Раскольников хотел убить в себе самом, должен воскреснуть в его душе и заговорить еще с большею силою, чем прежде. Но эта сторона задачи оказалась слишком большою и трудною, чтобы браться за нее в этом же самом произведении. Тут заключается и недостаток, и вместе достоинство романа г. Достоевского. Раскольников так ожесточен в своей отвлеченности, что обновление этой падшей души не могло совершиться легко и представило бы нам, вероятно, возникновение душевной красоты и гармонии очень высокого строя.

Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьезности, как бы религиозности, с которою они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.008 с.)