Обоснование решения «производить или покупать» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование решения «производить или покупать»



Задача 17. Для ремонта техники требуются соответствующие детали. Если их изготовлять собственными силами, то постоянные затраты на содержание оборудования составят 200 тыс.руб. в год (А), а переменные расходы на единицу продукции – 100 руб.(в). Готовые детали в неограниченном количестве можно приобрести по 150 руб. за единицу (Р).

Какое решение более выгодно? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо приравнять затраты по обоим вариантам.

Стоимость приобретенных деталей можно выразить следующим образом:

 

З=рх,

 

где р – цена одной детали;

х – требуемое количество деталей в год.

Стоимость производства деталей будет включать постоянные и переменные затраты:

 

З=а+вх.

 

Определим, при какой потребности в деталях стоимость их приобретения и производства совпадет:

 

рх=а+вх

 

150х=200000+100х

 

х=4000 ед.

 

Расчеты показывают, что при годовой потребности в 4000 ед. расходы на закупку деталей совпадут с себестоимостью их производства. При потребности свыше 4000 ед. в год более экономным является собственное производство, а при меньшей потребности для предприятия более выгодно их покупать (рис.8).

 

З,тыс.руб.

 

1500 у = 150 х

 

1200 у = 200000+100 х

 

 

 

Х

 

4000 10000 шт.

Рис. 8. Обоснование решения «производить или покупать»

Для окончательного принятия решения нужно учитывать такие факторы, как мощность предприятия, качества продукции, колебания объемов, создание и сокращение рабочих мест и т.д.

 

1.14. Обоснование варианта технологии производства

Задача 18. Вариант А. Компания приобретает детали, производит сборку готовых изделий, а затем их продает. Затраты при этом составляют: постоянные – 400 млн.руб. в год, (Аа); переменные – 170 тыс.руб. на единицу продукции (ва).

Вариант В. Компания покупает дополнительно оборудование, которое позволяет выполнить некоторые технологические операции в собственных помещениях. При этом затраты составляют: постоянные – 925 млн.руб., (Ав); переменные – 100 тыс.руб. на единицу продукции (вв).

Максимально возможная производственная мощность по двум вариантам – 10000 изделий в год (VВП). Цена реализации одного изделия – 250 тыс.руб.(Р).

Как видим, вариант А имеет более высокие переменные, но более низкие постоянные затраты. Более высокие постоянные затраты по варианту В включают дополнительные суммы амортизации нового оборудования и помещений. Определим по каждому варианту максимальную прибыль и порог рентабельности (табл. 11).

 

Таблица 11. Технико-экономические показатели вариантов

 

Показатели Вариант А Вариант В
Производственная мощность, шт.    
Цена реализации, тыс.руб.    
Переменные затраты, тыс. руб.    
Маржинальный доход на изделие, тыс.руб.    
Маржинальный доход на весь выпуск, млн.руб.    
Постоянные затраты, млн.руб.    
Прибыль, млн.руб.    
Точка окупаемости, шт.    

 

Вариант В обеспечивает более высокую прибыль. Однако при первом варианте технологии порог рентабельности более низкий, а это значит, что при росте спроса прибыль будет получена быстрее. Кроме того, при малых объемах спроса вариант А дает более высокую прибыль или меньшие убытки.

Если вариант А более доходный при малых объемах реализации, а вариант В – при больших объемах, то должна быть какая-то точка пересечения, в которой оба варианта имеют одинаковую суммарную прибыль при одинаковом общем объеме реализации продукции. Для ее нахождения можно применять графический и аналитический методы.

Наилучший способ графического решения задачи – построение графика зависимости прибыли от объема реализации по каждому варианту (рис.9).

 

 

У, млн. руб.

Вариант В

Вариант А

 

5000 6167 Х

7500 10000 шт.

-400

 

 

-925

Рис.9. Обоснование эффективности разных вариантов технологии

 

1. При нулевой реализации маржинальный доход равен 0, а компания несет убытки в размере постоянных затрат (вариант А – 400 млн.руб., вариант В – 925 млн.руб.).

2. При объеме реализации 10000 ед. прибыль уже рассчитана. По варианту А она составляет 400 млн.руб., а по варианту В – 575 млн.руб. С помощью графика определяем порог рентабельности (безубыточный объем реализации продукции) и максимальную прибыль по каждому варианту. Из рисунка видно, что прибыль по обоим вариантам одинаковая при объеме реализации 7500 ед., и при больших объемах вариант В становится более выгодным, чем вариант А.

Аналитический способ расчета. Допустим, что объем реализации, при котором оба варианта дают одинаковую прибыль, равен Х единиц. Суммарная прибыль есть суммарный маржинальный доход минус постоянные затраты, а суммарный маржинальный доход – маржинальный доход на единицу продукции, умноженный на Х единиц. Отсюда прибыль равна:

по варианту А – 80Х – 400000;

по варианту В – 150Х – 925000.

С учетом того, что при объеме реализации Х единиц прибыль одинаковая, получим:

 

80Х-400000=150Х-925000;

 

Х=7500 ед.

 

1.15. Определение цены при запланированной сумме прибыли

Задача 19. Основной задачей ценовой политики бизнес-плана предприятия является ежегодное получение целевой прибыли в размере 400 тыс.руб.(П). Средний уровень цен аналогичной продукции на рынке колеблется от 300 (Р1) до 400 руб. (Р2). Постоянные затраты равны 735 тыс.руб. (А). Переменные затраты в расчете на единицу продукции составляют 280 руб.(в). Мощность предприятия – 10000 изделий в год (VPП). Определить цену продукции.

 

Решение

Критический уровень цены (Ркр) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат по формуле

 

А 735000

Ркр= ———— +в= —————+280=353,5 руб.

VPП 10000

 

Следовательно, искомый уровень цены находится в интервале от 353,5 до 400 руб.

При заданной сумме прибыли цена определяется из следующей формулы:

 

П= VPП×(Р-в)-А,

 

400000=10000×(Р-280)-735000,

 

Р=393,5 руб.

 

 

1.16. Метод ценообразования с ориентацией на ценностную значимость товара

 

В основе метода лежит ощущаемая потребителем ценностная значимость товара и желание покупателя за эту значимость заплатить определенную сумму. Фирме для определения цены на свой товар необходимо выявить, какие ценностные представления имеются у покупателей о товарах-конкурентах. Это можно сделать на основе опроса покупателей или экспертов-специалистов.

Другой подход предусматривает определение сложившегося соотношения между ценами и потребительскими свойствами по аналогичным, имеющимся на рынке товарам, выявить, насколько товар фирмы лучше или хуже этих товаров. На основе полученных соотношений назначить цену на свой товар.

Цена реализации определяется в данном случае по формуле

где Цп, Цбаз - соответственно цена продукции предприятия и базового

продукта, выбранного в качестве объекта сравнения;

Бп, Ббаз - балльная оценка качественных параметров соответственно

продукции предприятия и базовой продукции, баллы.

Балльную оценку качественных параметров продукции лучше определить с учетом коэффициентов их весомости с точки зрения потребителя.

В данном методе затратные ориентиры отходят на второй план, уступая место восприятию покупателя товара.

Задача 20. В бизнес-плане фирмы предлагается внедрение новой продукции. В качестве продукта-эталона выбран аналогичный вид услуг наиболее сильного конкурента-предприятия. Цена продукции конкурента составляет 300 руб. (Ц). Сравнительная характеристика показателей качества представлена в таблице 12.

Задание. Определить цену новой продукции фирмы на основе метода определения цен, исходя из «ощущаемой ценности товара».

 

Таблица 12. Сравнительная характеристика показателей качества продукции

Показатели качества Коэффициент весомости ai Фирма Конкурент
Баллы Баллы
gi aigi gi aigi
Эстетические 0,4 18,5 g1 7,4 15,5 g2 6,2
Конструктивно-эргономические 0,2 9,25 g3 1,85 7,75 g4 1,55
Технологические 0,4 9,25 g5 3,75 7,75 g6 3,1
Итого 1,0 37,0 12,95 31,0 10,85

Примечание. Уровень качества оценивается по 40-балльной системе.

 

Определение скользящих цен

Наиболее часто в условиях инфляции используются скользящие цены. В этом случае на момент подписания договора устанавливается базисная цена, которая затем корректируется с учетом инфляции по заранее оговоренной сторонами формуле индексирования, которую целесообразно привести в бизнес-плане и в договорах о поставках:

 

 

где Ц1 и Ц0 - цена товара в момент соответственно фактической его поставки

покупателю и в момент заключения договора;

А, Б, В – доли в цене товара (в момент заключения договора о поставке)

соответственно расходов на покупку материалов и сырья,

заработной платы и прочих расходов, А+Б+В=1;

а0 и а1 - средняя цена покупных материалов и сырья соответственно в

момент заключения договора и фактической поставки товара;

б0 и б1 - средняя заработная плата работников соответственно в момент

заключения договора и фактической поставки товара.

Задача 21. В бизнес-плане предприятия указана цена товара – 800 руб. (Ц). Срок поставки – через три месяца, начиная со дня подписания контракта. Цены будут рассматриваться в зависимости от номинального индекса заработной платы и среднего индекса цен на материалы и сырье. В бизнес-плане оговорено, что 80% роста затрат будет включено в новую цену, а 20% будет погашено самим производителем. Доля материальных затрат в цене товара – 50%, доля заработной платы – 22%.

Индекс цен на материалы составил 1,15 (I1), индекс роста заработной платы – 1,02 (I2).

Определить скользящую цену на продукцию предприятия.

 

Решение.

Ц1= 800×(0,5×1,15+0,22×1,02+0,28)=863,2 руб.

 

Учитывая, что 80% роста затрат будет включено в новую цену, уровень ее составит:

800+[(863,2-800)×0,8]=850,56 руб.

1.18. Анализ и планирование финансовой деятельности предприятия

 

Задача 22. Составьте прогнозный баланс активов и пассивов предприятия и определите потребность во внешнем финансировании на основе следующей информации.

Объем продаж отчетного периода - 200 тыс.руб.(VPП).

Подавляющая часть запасов в балансе предприятия – это сырье и материалы.

Предприятие ожидает увеличения объема продаж на 20% (в1), ускорения дебиторской задолженности на 5% (в2), снижения материальных затрат в расчете на единицу продукции на 2% (в3).

Увеличение объема продаж обусловлено ростом физического объема продаж.

В прогнозный баланс запланирован 10% уровень рентабельности продаж по чистой прибыли (в4) и норма выплаты дивидендов – 45% чистой прибыли (в5).

Увеличение объема продаж не требует роста внеоборотных активов.

 

Таблица 13. Балансовый отчет, тыс.руб.

 

Актив На конец года Пассив На конец года
Денежные средства Дебиторская задолженность Запасы   Кредиторская задолженность Краткосрочные займы Долгосрочные займы Собственный (акционерный) капитал Нераспределенная прибыль  
Текущие активы  
Внеоборотные активы  
Баланс   Баланс  

Решение

1. Определим индекс изменения дебиторской задолженности Iдз:

 

 

где Ivp - индекс объема продаж;

Iкобдз - индекс коэффициента оборачиваемости дебиторской

задолженности.

 

 

2. Определим индекс изменения запасов.

Ввиду того, что подавляющая часть запасов – это сырье и материалы, всю базисную балансовую величину запасов без большой потребности можно рассчитать, исходя из темпа изменения материальных затрат. Индекс изменения материальных затрат (Iмз) определим по формуле

 

Iмз=Ivp ×Iмз уд,

 

где Iмз уд - индекс удельных материальных затрат.

 

Iмз уд=1,2×0,98=1,18.

 

Нераспределенную прибыль на конец прогнозного периода (Ппрогн.нераспр) определим по формуле:

 

Ппрогн.нераспр = (Пбаз.нераспр + V прогн.нераспр ×Rv×(1-Ндивид),

 

где V прогн.нераспр - объем продаж по прогнозу, тыс.руб.;

Rv - рентабельность продаж по чистой прибыли, доли единицы;

Ндивид - норма выплаты дивидендов, доли единицы.

 

Ппрогн.нераспр = 25+(200×1,2)×0,1×(1-0,45) = 38,2 тыс.руб.

 

3. Денежные средства, кредиторская задолженность корректируются пропорционально росту объема продаж.

4. Величина внеоборотных активов, краткосрочных и долгосрочных займов собственного (акционерного) капитала остается на прежнем уровне.

5. Составим прогнозный баланс (табл. 14).

 

Таблица 14. Прогнозный баланс, тыс.руб.

 

Наименование статей Отчетный баланс Прогнозный баланс
     
Актив Денежные средства Дебиторская задолженность Запасы Текущие активы Внеоборотные активы     30×1,2=36 35×1,14=39,9 50×1,18=59 134,9
Баланс   254,9

 

Продолжение табл. 14

 

     
Пассив Кредиторская задолженность Краткосрочные займы Долгосрочные займы Собственный (акционерный) капитал Нераспределенная прибыль       90×1,2=108   38,2
Баланс   268,2

 

Потребность во внешнем финансировании определяется разностью активов и пассивов (254,9-268,2).

Это значит, что у предприятия нет необходимости изыскивать дополнительные источники финансирования.

Прибыль в размере 13,3 тыс.руб. может быть использована на другие цели, например на выплату дивидендов.

 

Задача 23. В бизнес-плане прогнозируются следующие объемы производства и продажи на второе полугодие первого планируемого периода:

 

  Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
Производство              
Продажа              

 

Предприятие имело остаток денежных средств на начало проекта в размере 2000 тыс.руб.

Планируется производство продукции со следующими характеристиками (на единицу продукции):

- затраты сырья – 20 тыс.руб. (в1); затраты по оплате труда – 10 тыс.руб. (в2); прямые накладные расходы – 10 тыс.руб. (в3); цена реализации – 100 тыс.руб. (Ц).

Имеется дополнительная информация:

- все прямые расходы оплачиваются в том же месяце, в котором они имели место;

- продажа продукции осуществляется в кредит, период кредитования – 1 месяц;

- в июле компания приобретает новое оборудование за 10000 тыс.руб., оплата которого будет сделана в октябре;

- постоянные накладные расходы и налоги оплачиваются ежемесячно в размере 2000 тыс.руб.

Составьте прогноз движения денежных средств на шесть месяцев, т.е. до конца первого года проекта.

 

Решение

Переменные издержки в расчете на единицу продукции составляют 40тыс.руб.(20+10+10).

Переменные издержки в июле - 6000 тыс.руб.(150×40).

Выручка в июле - 7500 тыс.руб.(75×100)

в августе - 10000 тыс.руб.(100×100)

Результаты расчетов представлены в таблице 15.

 

Таблица 15. Прогноз движения денежных средств

 

Показатели Величина показателя, тыс.руб.
июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Поступления от продаж            
Переменные издержки            
Постоянные издержки и налоги            
Кэш-фло от производственной деятельности   -500          
Приобретение активов            
Кэш-фло от инвестиционной деятельности   -   -   -   -10000   -   -
Кэш-баланс на начало периода            
Кэш-баланс на конец периода            

Задача 24. В бизнес-плане предусмотрено производство трех видов продукции:

 

Вид продукции Удельные переменные затраты, руб Объем продаж, шт.
А    
Б    
В    

 

Общий объем продаж - 3360 тыс.руб., постоянные затраты - 1075 тыс.руб.

Определите критический объем продаж и запас финансовой прочности проекта.

Задача 25. Имеются следующие данные о производстве продукции:

- условно-постоянные расходы – 50 тыс.руб.;

- переменные расходы на единицу продукции – 55 руб.;

- цена единицы продукции – 65 руб.

Требуется:

а) определить критический объем продаж;

б) рассчитать объем продаж, обеспечивающий прибыль от реализации в размере 20 тыс.руб.

Задача 26. Компания А вышла на рынок с новым продуктом. Суточный выпуск – 10 шт. Себестоимость – 4 тыс.руб., цена реализации – 5 тыс.руб. Компания оплачивает сырье в день поставки, а получает деньги от своих клиентов с лагом в один день. Продукция компании пользуется большим спросом и может быть реализована без ограничений. Компания намерена удваивать дневной объем производства.

Спрогнозируйте денежный поток на ближайшую неделю.

Задача 27. Величина текущих активов предприятия на конец первого полугодия – 2350 тыс.руб., срочные обязательства предприятия – 1680 тыс.руб.

Какой должна быть прибыль предприятия, направляемая на пополнение текущих активов в последующие шесть месяцев, чтобы достичь нормативного значения коэффициента покрытия, равного двум, при условии, что сумма срочных обязательств не возрастет?

Задача 28. Выручка от реализации продукции компанией А в январе составила 50000 руб., в последующие месяцы ожидается ее прирост с темпом 1% в месяц. Оплата за поставленную клиентам продукцию осуществляется на следующих условиях: 20% месячного объема реализации составляет выручка за наличный расчет; 40% продается в кредит с оплатой в течение месяца и предоставляемой клиентам скидкой в размере 3%; оставшаяся часть продукции оплачивается в течение двух месяцев, при этом 5% этой суммы составляют безнадежные долги.

Рассчитайте величину денежных поступлений в июне.

Задача 29. Выручка от реализации продукции компании А в январе составила 50000 тыс.руб., в последующие месяцы ожидается ее прирост с темпом 1% в месяц. Затраты сырья составляют 30% объема реализации. Сырье закупается за месяц до момента его потребления и оплачивается через два месяца после получения.

Рассчитайте отток денежных средств в июне, связанный с приобретением сырья.

Задача 30. Целью бизнес-плана является получение общей суммы прибыли от реализации продукции в размере 180 тыс.руб. Определите объем продаж, который обеспечит выполнение данного условия, если постоянные затраты - 1344 тыс.руб., удельные переменные издержки – 168 руб., цена реализации продукции – 350 руб.

Задача 31. Приведены следующие данные баланса компании (табл. 16).

 

Таблица 16. Исходные данные, тыс.руб.

 

Внеоборотные активы  
оборотные средства:  
дебиторская задолженность  
производственные запасы  
денежные средства  
Всего оборотных средств  
Краткосрочные пассивы:  
кредиторская задолженность  
начисления  
заемные средства  
Всего краткосрочных пассивов  
Чистый оборотный капитал -220
Всего  

 

Рассчитайте:

а) коэффициент покрытия ликвидности;

б) коэффициент быстрой ликвидности.

Задача 32. Производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 1000 изделий, которые продаются по цене 200 руб. Все, что производится, сбывается, незавершенного производства и остатков готовой продукции на складах нет. Постоянные затраты составляют 40 тыс.руб. Переменные расходы на единицу продукции – 120 руб., а на весь запланированный выпуск продукции – 120 тыс.руб.

Определите запас финансовой прочности и критический объем продаж в натуральном и стоимостном выражении.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 3426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.62.219 (0.083 с.)