Улус Средняя Тараса II готолова рода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Улус Средняя Тараса II готолова рода



 

Готол, Тургэн, Сойрон, Хаби, Мандаахи, Пеэтээн, Питууха, Тоосоон, Баанхи и Иван, дочь Ивана ‑ Лиза, дочь ее ‑ Соня.

Записано со слов Тосона Петухова, бывшего родового старосты II го-тольского рода Бохаиской инородной управы 8 февраля 1936 года.

 

Улус Загликский

 

Готол имел трех сыновей. От младшего сына ‑ Тутхэна произошел III готолов род. В него входят улусы: Заглиг с за-лмками Алса, Булак и Сухой Заглик, Хэрэтин, Шунта, Хон-долой, Агшарганата, Харатиргэн, Нижний Хохорский и Верхний -Хохорский, Ижелха и Хушунский.

Родословная Загликского улуса: Готол, Тутхэн, Таху, сын его hархи, сыновья hархи ‑ Ярбай, Манжа, Ботшо и Базай.

Ярбай, hархи, Хоhой, Оhой, Худагуй (шаман), сыновья пос­леднего Шулун, Шобоохол (шаман), Дэглээн, сыновья Дэглэна ‑ Монгол, Арhаан, Мантаалай, сын Мантаалая Дарба (бо­рец), сыновья Дарбы ‑ Хамагшаан (борец) и Матвей, Филипп, Кирилл и hэнгээ, сыновья последнего hэнгээл (умер в Архан­гельске, куда был отправлен на реквизиции инородцев в 1916 году), Леонтий, Андрей, дочь Леонтия ‑ Христина, сын Анд­рея ‑ Михаил.

Готол, Тутхэн, Таху, Манжа (Сагаан Манжи), Хоршоон, Тул--хэн, hалтаан, Игна, Тешка, дочь его‑Варвара и сын Ви­тя, Тул--хэн, Галсан, Трофим, Матюха, сын Матюхи‑Валя.

Манжа, Хоршоон, Тэбшэхэн, Тапхансаг, Илья, Гаврила, дочери Гаврилы ‑ Ульяна и Валя.

Тэбшэхэн ‑ Башли, Бараанаг, Нюшха, hайтаан, hайнта.

Таху‑Ярбай, Тураг, Боршо, Хуриган, Туусээ, Туглахан, Туутхээ, сыновья Туутхээ ‑ Степан, Семен, Петр, Александр, Егор, Филипп и дочери ‑ Лиза, Анна, Мария, Лиза, сыновья Лизы ‑ Евдоким и Илья.

Готол, Тургэн, Ярабай, hобоодой, Бобоодой, Шаранхай, Хонгоодор, сыновья его ‑ Мантаад, Алсай, сыновья последне­го‑ Онишаб и Бобоодой (партизан), Яков, сыновья Якова ‑ Василий, Владимир, Павел, Степан (ворожей) и дочь Сэсэг.

Аслахан, его дети ‑ сын Александр и дочь Марья, внебрач­ные дети Марьи ‑ сыновья Борис, Дмитрий, Лука и дочери Анфиса и Маша.

Хонгоодор, сын его ‑ Николай, сын последнего ‑ Огнооли, сыновья Огнооли ‑ Емельян, Максим и Хуутьхуу.

Хонгоодор, сыновья его ‑ Балдай (борец) и Габри, брат Балдая ‑ Прокопий, сыновья Прокопия ‑ Андрей (борец), Мирон (борец и фотограф), Будэнхэйн (сказитель), сыновья

Будэнхэйна ‑ Саня, Рома, Абрам, Филипп, Петрашка, дети последнего ‑ Петхоон, Саша, Анфиса, Хара Басаган, Татьяна и Дарья.

Записано со слов Будэнхэна Прокопиева III готольского рода из улуса Заглик в 1922 году.

 

Улус Загликский

 

Готол, Тутхэн, Таху, Ботшо, Абан, дети Абана ‑ Сагаан-шан, Халмагшан, Алтай, hалдай.

Абан ‑ Дамба, дети Дамбы ‑ Далбай, Даншан, Даадуу, Никон и Никифор.

Даншан, его сын ‑ Марин, дочь его ‑ Марина, дочь ее‑Хри­стина.

Даадуу, сын его ‑ Дарба, дети Дарбы ‑ Яков, Иннокентий, Никифор, дети Никифора ‑ Григорий, Еремей, Петр и Лавр, дотери, Никон, дети его ‑ Агнуурга, Андрей, Александр, Пе-лагея, hалдай, hэлтуухээ, дети ‑ Иван и Данила, дети Ива­на ‑ дочь Шахаа и сын Цогто, сыновья Данилы ‑ Давид, Сократ, Апполон, Филлипп, Афанасий, Дарба, Буура, Боронсой, дети Боронсоя ‑ Володя, Дмитрий, Лука и дочь Абан, Зандан, дети последнего ‑ Занги, Антроп, Петр и Алексей, дётй"~3анги ‑ Дмитрий и Афанасий, дети Антропа ‑ Иннокен­тий и Семен (учитель), у Алексея шесть сыновей: Максим, Иван..., дети Петра ‑ Малааха (Тарас), Нестор, Саавва, Афа­насий и Кеша, Тоня, сын Абан ‑ Барлак, сыновья Барлака ‑ Василий, Балдунак и Бардам.

Записано со слов 76-летнего Петра Занданова III готольского рода из улуса Заглик в 1935 году.

 

Улус Хэрэтинский

 

В улусе Хэрэтине живут буряты семи родов. Кроме людей готолова рода, живут еще люди хогоева, манхалютова, хурдутова, замотского, шошолокского и цэгэнутова родов. Они по­пали сюда благодаря тому, что в местности Олом, где стоит теперь село Олонки, в древние времена была переправа через Реку Ангару. Слово олом по-русски «переправа». Люди шли с востока или с запада, переправлялись через реку Ангару по тем островам, которые имеются на Ангаре против села Олон­ки. Переправившись через Ангару, они шли по пади Кашик ьверх и попадали в падь Тараса. Слова тарса означает по-руски «место расхождения, разброда». Люди, добравшись до Тара­сы уходили кто куда хотел: кто на Осу, кто на Куду. Улус Хэрэтинский как раз находится на том месте, где они попада­ли в долину реки Иды.

Попав сюда, отдыхали, приводили себя и лошадей в поря­док, потом уезжали, куда было им нужно. А некоторые остава­лись здесь, навсегда оседали. Так и образовался здесь улус Хэрэтинский, о котором говорят «долоон хари» ‑ «семь чужа­ков».

Записано со слов 79-летнего Петра Архинчеева III готольского рода гз улуса Хэрэтинский бывшего Боханского хошуна Иркутской губернии в 1915 году.

 

Улус Хэрэтинский

 

В улусе Хэрэтинском жили люди пяти родов (хари), но ка­ких родов, кроме готолова рода, никто не знает. Хэрэ был сы­ном Ботшо. Сына его звали Хэрээтэ, сына Хэрээтэ ‑ Далдаем. У Далдая три сына ‑ Буура, Даху и Ангар. Дети Даху ‑ Прокопий, Василий, Михаил, Христина и Катя.

Буура, Буха, Тапха, дети Тапхи ‑ Егор и Иван, у Егора сыновья ‑ Петр, Сергей, Афанасий и дочь Феодосия.

Ангар, Архинчи, Егор, Василий, дочь Парасковья.

Дамба, Данила, Илья (учитель), Боhомол, Бахла, Степан, дети Степана ‑ Эмэ, Ермолай, сыновья Ермолая ‑ Данша, Егор, Григорий, Данила и Андриан.

Записано со слов Бахлы Богомолова из улуса Хэрэтэн в 1932 году.

 

Родословная Хэрээтэна: Готол, Тутхэн, Таху, Хээрээ, Буурал, Тотшо, Дабай, Далбаан, Энхэ, Эмэ, Ермолай, Даншаа.

Записано со слов Буина Пибарова из улуса Хэрэтэн в 1922 году.

 

Улус Шунтинский

 

В улусе Шунте есть хонхо ураг. Он не входит в готолов род. На зэгэтэ аба люди нашли в лесу мальчика, усыновили и наз­вали Хонхо, потому что он лежал в небольшом углублении (хонхо).

Записано со слов Бахлы Богомолова из улуса Хэрэтэн в 1921 году.

 

Родословная Хонхо ураг: Хонхо, Хореон, Холшо, Заhуул, Заабаан, Зармааг, Дашан, брат его Алексей (доброволец Красной гвардии).

Записано со слов Ж. Зармакова из улуса Шунта в 1921 году.

 

Готол, Тургэн, Таху, Ярбай, hадай, hариг, Ухаан, Хаптаа-ри, Баашинхи, дети его: сыновья‑Урбаан и Николай, дочери‑ Шагайхан и Хорходой, дочери Николая ‑ Тайжа и Анна, сын Сергей, дети Сергея ‑ Андрей и дочь Орина.

Записано со слов 63-летнего Родиона Болотова из улуса Хондолой 26 де­кабря 1943 года.

 

Готол, Тутхэн, Таху, Ярбай, Буурал, Ботшо, сын его ‑Шуудай, сыновья Шуудая ‑ Шиздуу, Шураг, Перфирий, Алексей, Юрышев.

Ботшо, его сыновья ‑ Ахайта, Тухэнэй, Енгуут, дочери ‑ Матрена и Евдокия.

Ахайта, Моер, сыновья его ‑ Иван и Байхлай, сыновья Ивана ‑ Герасим и Алексей, дочери ‑ Катя и Майя, сын Гера­сима ‑ Прокопий, сын Байхлая ‑ Михаил, его дети ‑ Алек­сандр, Сергей и Константин.

Сэндээн ‑ Василий и Логин. Сын Василия ‑ Иван, сыновья Логина ‑ Иван (врач) и Дмитрий (убит в бою в 1941 году).

hадай, Шиишхэ (дарга), Шур--н (сказитель), Торешка, То­рой, Андрей, Апполон (сказитель), сын его Володя.

Записано со слов Федора Игнатьевича Далбаева из улуса Шунта в 1934 году.

 

Улус Агшарганата

 

Ботшо, его сыновья ‑ Ахайта, hардай, Заабай, Шуудай, Багаанаг, Шоно.

Шоно, Туруусэб, его дети ‑ Тугэт, Тэшохэн, Сергей.

Шоно – Эмэндээ, брат его Хайта.

Сагаанаг ‑ Шахан, Шада, Шадар, брат его Петров, дети Петрова ‑ сыновья Серафим, Володя и дочь Тайшхан.

Сагаанаг ‑ Баянтай, брат его Шахан, сыновья Баянтая ‑ Шантан и Савва. Дети Шантана: hалбай и Степан. Дети hал-бая ‑ Костя, Карп, Кирилл, Сергей, сын его Степан, сыновья Степана ‑ Николай (убит бандитами в 1921 году) и Петр.

Записано со слов Федора Игнатьевича Далбаева из улуса Шунта в 1934 году.

 

Улус Агшарганата III готолова рода

Готол, Тутхэн, Ярбай, Таху, Буурал Ботшо, Сагаанаг (ша­ман), Шамбай, Салдан, Никифор, Иван, дети его ‑ Бутин и Лаврентий.

Записано со слов Бутина Ивановича Никифорова з городе Улан-Удэ в 1934 году.

 

Улус Хара-Тиргэн

 

Улус Хара-Тиргэн населен бурятами готолова рода. Родо­словная его: Готол, Тутхэн, Таху, Ярбай, Буурдай, его дети‑ Бухариг, Бальхай, Толгой и Азарга. Последние четыре лица яв­ляются предками четырех уруков Хара-Тиргэна.

Бухариг ‑ Шахан, его дети ‑ Владимир, Шулуутхан. Дети Владимира ‑ Петров, Петрушка, Федор. Дети Шулуутхана ‑ дочь Шанархан (бездетная).

Дети Толгоя ‑ Боhомол, Ялай, Ялбай, Афанасий.

Богомол ‑ Ягша, дети Ягши ‑ сын Ефим и дочь Душка. Ялай, его дети ‑ Тангаан и Тарята, дети последнего ‑ Герасим и Исаак.

Афанасий ‑ сын его Федор, дети Федора ‑ Серафим и Василий.

 

Бальхай ураг

Бальхай, его сын Петхооб, дети Петхоба ‑ Михахан, Мирон, Логин, Ажанда, Андрей. Дети Андрея ‑ Николай, Никола, Мотька и Ухаагшин.

Николай, его дети ‑ Александр и Виктор. Дети Александра ‑ Назар и Кузьма. Дети Виктора ‑ Сократ и Васька.

Александр умер молодым, прожив со своей женой Дарьей всего четыре года. По бурятскому обычаю, Виктора женили на Дарье, имевшей от первого мужа двух детей. Виктор был мо­лод, ему было всего 16 лет.

Бальхай ‑ Эхин, Иван, Игнаха, Афанасий, прибывший с ма­терью из Дундая (внебрачный). Мать в девушках забеременела от Моисеенко, служившего учителем в Дундайском приходском училище и жившего на квартире у ее отца. Афанасии».был похож на своего отца Моисеенко.

Бальхай ‑ Дохооб, сын его Баатар, его дети ‑ сыновья Ки­рилл, Антроп и дочь Шаргал, дочери Кирилла‑Маня, Саня? Дора и Леля.

Бальхай ‑ Шобооног, сын его ‑ Василий, сыновья Васи­лия‑ Петрушка и Ефим, сын Ефима ‑ Мартаашха. Шобооног ‑- Сэндээбэл, дети его ‑Бажа, Павел, Бараан (борец), Денис, Балта.

Записано со слов 59-летнего Василия Вахрамеевича Башкуева из улуса Хара-Тиргэн готольского булука Боханского аймака 20 июля 1929 года.

 

Улус Ижелхинский

 

Готол, Тутхэн, Таху, Ярбай, Буурал, его дети ‑ Ботшо, Баашха, Бурзаг, Боток, Баашха ‑ Тэшхэн, Мартиила, Башхаан.

Мартиила, Хойло, Гэргэн, его дети ‑ Боронсой и Бужиги. Боронсой ‑ Боорха, Буура и Тулай, дети Тулая ‑ сыновья Мин-ган, Михаил и дочь Марья.

Бужиги, его дети ‑ Борой, Барлааба, Мантаахи, Балдан и Бултаахи. Борой, его дети ‑ Ефим и Боhомол. Барлааба ‑ Ва­силий, его дети ‑ сын Онгойhон и дочь Таньюр. Мантаахи, его дочери ‑ Лиза и Гэл Хара. Балдан ‑ Александр и Григорий. Бултаахи, сын его Петр.

Записано со слов 65-летнего Онгойхоyа Варламова Бужигеева Но улуса Ижелха в 1946 году.

Хохорский улус

Хохорский улус произошел от Хохора и его жены Бэлеэн. hoxop ‑ прозвище, настоящее имя было Дархи. Он кривой? один глаз потерял на зэгэтэ аба в местности Абалак, ныне Усть-Удинского района, где устраивались в последнее время облавные охоты племени булагат. Хохор был третьим сыном Ярбая. Ярбай был третьим сыном Таху. Жена его Бэлеэн была дочерью Барая Бумал Саганова, который жил на реке Ангаре, ниже горо­да Балаганска. Сестра ее Дулан была замужем за Онхотоем Обогоноевым, предком части улейских бурят. Хохор был своя­ком Онхотоя (база).

По преданию, Хохор поселился на горе, в пади Байса. В \ первое время он жил в балагане из сосновых досок (урса, бухээк). Этот эпизод из жизни Хохора и Бэлеэн прекрасно отразился в хурае (бескровное жертвоприношение), который еже­годно устраивало население Хохорского улуса своему предку Хохору и его жене Бэлеэн в мае месяце, прося обильный урожай и счастливую жизнь. Прежде чем привести жертвоприношение, старики накануне строили из досок балаган, садили вокруг него березки. Балаган означал житье Xoxopa и его жены Бзлеэн, а Деревья ‑ березовый -лес, который был расположен около бала­гана. В балаган садили старика и старуху из потомков младшего сына Хохора и Бэлеэн и приносили с места жертвоприношения водку, саламат, тарак, айрак, пенки и молоко, угощали старика и старуху, просили у них счастья и благословения. Некото­рые шутники-старики приносили лозы и (показывали им, грозя в случае отказа кушать подносимое наказать их лозами. Публи­ка собиралась и смотрела импровизированное зрелище. Отку­шав поднесенное угощение, старик и старуха говорили благопожелание (Ур--р). После этого местные \шаманы призывали пРедков Хохора и Бэлеэн, в экстазе предсказывали будущее населению, говорили о скорой смерти кого-нибудь. Публика с затаенным дыханием слушала слова шамана. Он обычно намекал на того, кто был неизлечимо болен в улусе: на чахоточного, страдающего неизлечимой болезнью. После этого шамана садили по древнему обычаю на войлок, носили вокруг табора, качали на войлоках. После чего устраивались танцы и пляски, а дети и подростки играли во всевозможные игры. Старики и пожилые люди расходились по домам, молодежь и подростки всю ночь проводили на месте жертвоприношения. Только перед рассветом все расходились по домам.

Выделенные небесные Девять сыновей (Юhэн хубууд) верхом на лошади должны были объезжать все юрты улуса, совер­шить возлияния божествам улуса. Каждая юрта готовила мо­лочную водку и держала наготове. Как только раздавался то­пот лошадей, хозяин и хозяйка выходили на двор и водкой встречали подателей счастья. Хозяин и хозяйка обязаны были поднести каждому сыну неба водку в особой посуде ‑ красной чашке. Девять сыновей кричали: «hэ-э-у-ай, hэ-э-у-ай», подра­жая небесным сыновьям, брали чашку, сидя на конях соверша­ли возлияния, говорили благопожелания и уезжали.

Родословная Хохорского улуса: Готол, Тутхэл, Таху, Ярбай, hooxop. У Хохора (hooxop) было восемь сыновей: Хайдар, Дарби, Дахатай, Дандагай, Борхоо, Буйдан, Буухаяа и Алексей. От них произошел Хохорский улус. Они образовали восемь уруков улуса (потомки каждого из них назывались уруками). На­пример, Дарби урук, Хайдар урук, Борхоо урук и т.д. Алексей, как младший сын, остался на пепелище своего отца Хохора, а другие сыновья расселились вокруг. До последнего времени потомки каждого из них жили отдельно, образовывали свой круг, занимали отдельные участки земли, но имели общий те­лятник, утуги. После столыпинского «землеустройства» этот по­рядок был нарушен, люди стали селиться где им угодно и удобно.

Старшим сыном Хохора был Хайдар. Он имел пятерых сыно­вей: Аадака, Саландая, Бугайхана, Малахая и Тубя. Тубя имел трех сыновей: Муухая, Архинчи и Ажи. Муухай имел одного сына ‑ Айшхана, Архинчи ‑ четырех сыновей ‑ Буултаахи, Бартаана, Балдая, Бадашхи и двух дочерей ‑ Агруун и Адуун. Ажи имел четырех сыновей ‑ Бойроона, Бугдаашку, Бууру, Боргола, двух дочерей ‑ Шантаан и Шагай.

Малахай имел двух сыновей ‑ Халтан и Бубайшку, Халтан имел четырех сыновей ‑ Бараанака, Бутуудая, Балдуунака и Барлака.

Бугайхан имел семерых сыновей ‑ Булата, Бушуухая, Эмэгшэна, Бураака, Хорёона, Хулдууду и Хольшора.

Саландай имел трех сыновей ‑ Шаргай, Шаанги и Шардаана и пятерых дочерей ‑ Шаруухан (-в Ирхидее, мать Буралхаеdых), Шаруу (в Ирхидее, в Батаевском улусе, жена Бидаанхи), Шаргал (в Ирхидее, мать Доржия), Шагайя (в Бильчире, мать Хамасовых), Шаахан (в Дундае, мать Бадайя).

Аадак имел сына Бахи, у Бахи был сын Аабай, последний имел трех сыновей ‑ Бажи, Баяра и Баяна.

Дарби имел сына Митрия и дочь Галхан (в Ирхидее, Пратосовский улус, мать Ильи Халбаева). Митрий имел, двух сыновей ‑ Забаана и Маатая. Забаан имел семерых сыновей: Алханцая, Атаана, Атуута, Архинчи, Айшхана, Ширима и Шеэдэгэра.

Маатай имел семерых сыновей: Мадая, Матхаала, Манш-хана, Магшана, Гаанхи, Хулгара и Хундаана.

Дарби от второй жены ‑ Хэтэбши ‑ имел сыновей: Хабтаа-ри, Булад - Антоона и Буршаана.

Хабтаари имел трех сыновей ‑ Хамая, Тумэри и Хальби. Они были хорошими кузнецами, имели по кузнице, которые сто­яли рядом. Ежегодно они устраивали жертвоприношения своим предкам-'кузнецам (дархан утха). Собирался народ с приноше­ниями: один приносил водку, другой ‑ мясо, третий ‑ саламат и тарак.

Антон имел трех сыновей: Ангаатху, Асалхана и Алсая. Хамай имел трех сыновей: Баашаана, Андрея и Амельку. У Тумэра был один сын ‑ Хуриган, который был тоже куз­нецом.

Хальби был бездетным. Кузница его стояла до недавнего времени полуразрушенной. Никто не смел войти в нее и взять кузнечные принадлежности. Коновязь еще в 1910 году стояла в его утуге.

Сын Хохора ‑ Борхоо имел сыновей: Бушхаана, Бааная. Осоя, Хаахая и Хамтая.

Сын Хохора ‑ Буйдан имел трех сыновей: Дабаа, Зармаа-га и Тэгши.

Дабаа имел одного сына, Мархана, сын Мархана ‑ Матвей имел двух сыновей: Саабу и Ботши. Потомки Дабаа по муж­ской линии вымерли.

У Тэгши было два сына ‑ Хаши и Зармаак. Хаши имел трех сыновей: Бултааха, Баатая и Булхаана. У Зармака нет потомков.

Посторонних людей, которые не происходили от Хохора, никого не было, кроме шаманов фамилии Мисхиных. Шаман Мисхэ Багаев жил между улусами Хара-Тиргэном и Хохорским, в местности Базайнхээр. Для исполнения треб нужен был ша­ман. Хохорцы пригласили шамана Ажея Мисхина, отвели ему место под усадьбу на берегу реки Иды. Шаман Ажей, видимо, был богат. По тому времени он имел хорошую постройку: дом шестистенный, наподобие великорусских изб, посередине сде­ланы были сени с одним окном, по правую сторону ‑ горница (гооранца), по левую‑черная изба, по-сибирски‑зимовье. Дли­на дома была в 7,5 сажени. Амбар имел три двери. Длина его 8 саженей. Крыт он был драньевой крышей. Была у него вось-мистенная бурятская юрта. Кругом глухие саран из дранья. Окон в доме было семь, и у всех у них были железные болты, каких тогда в Хохорском улусе никто не имел.

Шаман Мисхэ Базаев имел одного сына Ажея, который был полным посвященным шаманом, имел все регалии шаманского достоинства; хэсэ, тойбор, майхабши, оргой, конные тро­сти и прочее. Сыновья его ‑ Архинчи и Хараама ‑ тоже были большими шаманами. Архинчи имел сына Иваяку, а Хараама умер молодым, бездетным. Иванка шаманом не был, но все оказывали ему почести, какими пользовались его «редки ша­маны. Он умер в 1887 году, летом. Все они были похоронены в местности Улаан Нарахан, в священной роще своей фамилии. Со смертью Иванки Архинчеева род их прекратился.

Усадьба со всеми постройками стояла нетронутой до 1908 года. Когда переселенцы нагрянули на бурятские земли из Рос­сии, родственники Иванки Архинчеева по женской линии ‑ Ми­хаил и Банай Архинчеевы ‑ продали все постройки. Переселен­цы увезли их на другой участок и прекрасно живут до сего времени. Буряты считали грехом трогать вещи, которые находи­лись в домах и юртах в момент смерти Иванки. Так, например, в окно были видны шубы, самовары, чашки, ложки, ведра.

В 1896 году в Хохорске была открыта миссионерская школа грамоты. Учителями были малограмотные поселенцы, которые обучали детей церковно-славянскому языку, молитвам и закону божию. Учеников было 30 и больше. В 1903 году было открыто начальное училище. В 1905 году был первый выпуск. Кончили курс обучения Балдаев А. П., Баранников А. М., Бураев Г. С, Хорхонов К. X.

Записано со слов Антропа Бураева, Алексея Вартанова, Петра Балдаевз из улуса Хохорский в мае 1919 года.

 

Улус Ижелхинский

Население Ижелхинского улуса относится к племени бу-ла-гат, к III готолову роду.

Родословная: Готол, Тутхэн, Таху, Боршо, Хагна, Антоохи, его дети ‑ Ухана и Дабагаан, сыновья Дабагаана ‑ Баальхи и Бардам.

Баальхи имел двух сыновей ‑ Мархасха и Пибаана.

Бардам имел четырех сыновей: Эхинэя, Шоно, Бажиги и Уубэя. Эхинэй имел сына Азаргу и дочь Ногоолой. Шоно имел одного сына ‑ Шообона, у Шообона был сын Шулуун, у по­следнего сын Шобхоо. У Бажиги было два сына ‑ Бултаахи и Багай.

Убэй имел трех сыновей: Онгойшку, Онхоота и Осодоя. Онгойшка имел шестерых сыновей: Антропа, Ялбая, Олю, Яртаана, Антона и Онхоя.

Онхоот имел двух сыновей ‑ Ольбоя и Холхоя. Школа была открыта в 1906 году, в ней обучалось около 20 человек детей.

Хохорский и Ижелхинский улусы составляли одно земельное обшество. В 1941 году мягкая пахотная земля была измерена поделена между гражданами мужского пола. Пашни разни­лись по качеству: чернозем, песчанка и каменистая. Досталось на душу по 6,35 хозяйственной десятины.

Отдельные хозяева владели большой площадью пашен: одно хозяйство имело 61,8 десятины пашен при наличии девяти муж­ских душ, одно хозяйство ‑ 51,2 десятины при наличии пяти мужских душ, одно хозяйство ‑ 49,7 десятины при наличии чв\х мужских душ. Три средних хозяина владели по 45 десятин. Средние хозяева имели до 40 десятин. Самые бедные хозяева владели 15 десятинами. Они на одной лошади обрабатывали свою долю. В двух улусах было 225 дворов, из них кулацких было 30, середняцких‑170, бедняцких‑15, батрацких‑10. В кулацких хозяйствах работали все трудоспособные члены семьи; таких кулацких хозяйств, в которых никто из членов семьи не работал, не было. Из 170 середняцких хозяйств 70 было крепко зажиточными, 100 хозяйств середняцких имели по­сев по 25 десятин. В последних работали сами хозяева, к на­емному труду они не прибегали. В 70 крепко зажиточных хо­зяйствах применялся наемный труд временно, как писали, сезонно. 15 бедняцких хозяйств имели пашни от 15 до 18 десятин, а под парами ‑ 7‑8 или 9‑10 десятин посева. Утуги были распределены неравномерно. Некоторые богатые хозяйства имели по 5‑6 десятин хороших утугов, где накашивали сена на целый год, обходились без прикупа на стороне, некоторые же хозяйства не имели вовсе хороших унавоженных утугов, они находились на полевых покосах. Такие хозяйства тоже имели по 5‑6 десятин хорошего утуга, они продавали покосы желающим одноулусникам, крестьянам, юоседних волостей.

Лес находился в общем владении общества, кто желал, тот рубил и строил дома, амбары и юрты. Дрова были неограничены, топили, кто сколько хотел. Весной, в апреле месяце, насту­пало время заготовки дров. Все домохозяева ездили в лес и заго­товляли дрова ‑ до пяти-‑десяти сажений. У исправного хо­зяина всегда во дворе были заготовленные дрова, никогда не иссякал запас их.

Дома в Хохорском улусе были самые разнообразные по сво­ей архитектуре. В типах домов отразилась вся русская архи­тектура, начиная с XVII века. С конца XVII века появились до­ма великорусского типа; горница, сени и черная хата (по-си­бирски‑ «зимовье»). Наряду с ними, были маленькие до;мики всего с одним окном, в таких домах печь глинобитная занимала северо-восточный угол, затем шли нары ‑ вплоть до дверей. Пот, нарами в холодное время содержались ягнята, козлята и телята. Хозяева жили вместе со скотом ‑ мелким и молодым. Крыша была из обыкновенного сибирского дранья,.положенного в два ската. Наверху крыши устанавливалась огромная балка, обтесанная гладко, дранье одним ‑ верхним ‑ концом входило в пазу балки, а другим ‑ нижним ‑ концом входило в пазу дер­гал, специально устроенных по обеим сторонам крыши из лист­венничного дерева, которые держались на трех или четырех крючьях, с подпорками снизу. В таких домиках.сеней не было. Потом стали строить дома с тремя окнами на улицу, крытые тесов и с красивым карнизом. Сени строились специально из ле­са, с обеих сторон которого при распиловке были сняты горбы­ли. Получалось впечатление, что сени построены из толстых досок. В таких домах окон было четыре-пять. Наличники дела­лись простые, со ставнями, без всяких украшений. В 1880-х годах появились дома уже на городской манер. Эти дома строились, прежде всего, в лапу, а не с круглыми углами. Они имели обыч­но четыре или три окна на улицу, число окон достигало семи-восьми. Крылись они под карнизом тесом в четыре скота (епан­ча). Печь ставилась всередине, а от нее были сделаны отделе­ния (таhалга). В некоторых домах было два отделения: для. гостей и для хозяев, в некоторых имелось по три и четыре отде­ления: кухня, гостиная, спальня и общая ‑ у двери (уудэн таhалга).

А в 1899 году появились дома, в подражание местным дво­рянам Пирожковым, в пять и шесть саженей в длину. Такие до­ма обычно имели пять и шесть окон на улицу, парадный и чер­ный ходы. Окна красились белой краской, внутри делались фи­ленчатые заборки, число которых достигало четырех-пяти. Братья Бураевы выстроили собственными руками двухэтажный долг, который имел на улицу восемь окон, на правой стене ‑ шесть окон, на левой стене ‑ четыре окна и балкон. Этот дом принадлежал старшему брату ‑ Федору. На заимке они тоже выстроили двухэтажный дом и амбар. Бураевы сами были плот­никами, кузнецами и столярами. Всего в Хохорском и Ижел-хинском улусах было пятистеновых домов длиной по четыре-шесть саженей.

Сначала амбары строились маленькие, видимо, потребно­стей засыпать в них хлеб не было. Есть амбары, стены которых равны полутора и двум саженям. До последнего времени сохра­нился амбар Тубя Хайдарова, который достался по наследству на пятом поколении Григорию Бураеву. Отцом его ‑ Давшей Бураевым ‑ он был перестроен, обведен кругом карнизом, по­крыт тесом. Углы у амбара были круглыми. В нем Бураевы хранили отцовские онгоны и мелкие вещи, относящиеся к ша­манскому культу.

Пошли в век сына Тубя, Ажея, амбары длиной в четыре сажени, с одной дверью, одноэтажные, покрытые драньем. После этого в век сына Ажея, Буры, стали строить амбары длинные ‑ в три и четыре двери - под одной крышей. Видимо, запасы зерна увеличились, и стали необходимы более простор­ные амбары.

В 1884‑1885 годах появились двухэтажные амбары в две двери, а потом стали строить амбары двухэтажные в четыре двери, длиною в пять и шесть саженей. Это было явное подра­жание лабазникам Пирожковым и Трубачеевым, которые по­строили мукомольно-крупчаточные паровые и водяные мельни­цы, а возле них ‑ огромные амбары и склады для скупки зерна.

Двухэтажных амбаров было всего 65, из них в четыре двери было 12, в шесть дверей ‑ два, прочие ‑ в две двери.

Юрты были восьмистенные и четырехстенные, шестистенных не было. Строились они из соснового или лиственничного де­рева. Особенно юрты в летниках строились очень хорошие, обычно у дверей строились веранды, на которых ставились скамейки для сидения. Летом там пили чай и ужинали. В летниках устра­ивались для держания отходов молочной пищи и выкурки мо­лочной водки особые помещения, которые назывались «побаррин»‑от русского слова «поварня». Там варилась пища, но никто не спал и не жил.

Обычно в середине стояла юрта отца, а вокруг нее располага­лись юрты сыновей. Они имели общий телятник, где паслись те­лята и лошади, удержанные для домашней надобности. Скотные дворы устраивались немного в отдалении от жилья.

Записано со слов Антропа Бураева, Алексея Бартанова и Петра Балдаева III готольского рода из улуса Хохорский в мае 1919 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.062 с.)