Переходные и непереходные глаголы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переходные и непереходные глаголы



(overgankelijke en onovergankelijke werkwoorden)

 

В зависимости от того, допускают ли глаголы наличие в предложении прямого дополнения или не допускают, они делятся на переходные и непереходные. Ср., например:

· Ze leest een boek. Она читает книгу.

· De kinderen slapen. Дети спят.

Один и тот же по форме глагол может быть переходным и непереходным, меняя при этом свое значение, например:

· Ik houd het glas in de hand. Я держу стакан в руке;

· Het ijs kon het niet houden. Лед не выдержал;

· Zij zingt een lied. Она поет песню;

· Mijn zuster zingt goed. Моя сестра хорошо поет.

Имеются также глаголы-омонимы (один из них переходный, другой непереходный), например:

· trekken - тянуть (что-либо) и странствовать, путешествовать,

· branden - жечь (что-либо) и гореть

и т д. Средством транзитивации глаголов (превращение непереходных глалов в переходные) могут служить неотделяемые приставки, например:

· strijden - бороться ↔ bestrijden - побороть (кого-либо),

· waken - борствовать ↔ bewaken - сторожить, охранять (кого или что-либо),

· slapen - спать ↔ verslapen - проспать (что-либо).

Особую группу переходных глаголов составляют каузативные (causatieven), образуемые от соответствующих непереходных глаголов путем чередования гласных или с помощью глаголов doen и laten.

Эти глаголы имеют значение «заставить», «побудить» (кого-либо или что-либо) произвести действие, выражаемое другим глаголом, например:

· voeren (возить, везти) от varen (плыть),

· leggen (класть) от liggen (лежать),

· zetten (сажать, ставить) от zitten (сидеть),

· stellen (ставить) от staan (стоять),

· doen schrikken (пугать) от schrikken (пугаться),

· laten zinken (погружать, опускать) от zinken (погружаться, опускаться),

· laten (doen) springen (взрывать) от springen (взрываться, лопаться, трескаться)

и другие.

 

Морфологическая классификация глаголов

 

По типу спряжения в нидерландском языке различают глаголы слабые, сильные и глаголы особого типа, к которым относятся также претерито-презентные глаголы. Тип спряжения определяется по признаку образования трех основных форм глагола: инфинитива, простого прошедшего времени и причастия II.

Слабые глаголы (zwakke werkwoorden) образуют простое прошедшее время при помощи суффиксов -te или -de, а причастие II посредством суффиксов -t или -d (произносится t). Корневой гласный глагола остается при этом без изменений.

Суффиксы -te и -t присоединяются к глагольным корням, оканчивающимся на глухие согласные (р, t, k, f, s, ch), тогда как суффиксы -de и -d присоединяются к корням, оканчивающимся на звонкие согласные (b, d, g, v, w, z, I, m, n, r) или на гласные, например:

· hopen - hoopte - gehoopt (надеяться),

· haten – haatte - gehaat (ненавидеть),

· maken – maakte – gemaakt (делать),

· blaffen – blafte – geblaft (лаять),

· dansen –danste – gedanst (танцевать),

· pochen – pochte – gepocht (хвастать),

· tobben – tobde – getobd (хлопотать, ломать голову),

· baden – baadde – gebaad (купаться),

· leggen – legde – gelegd (класть),

· duwen – duwde – geduwd (толкать),

· tellen – telde – geteld (считать),

· zaaien – zaaide – gezaaid (сеять)

и т. д.

П р и м е ч а н и е. Если корень глагола оканчивается на -t или -d, то в простом прошедшем времени эти согласные удваиваются в написании, а в причастии II к корню не присоединяется никакого окончания, например:

· zetten – zette – gezet (ставить, сажать),

· baden – baadde – gebaad (купаться).

Если корень глагола оканчивается на звонкие согласные v или z, то при образовании простого прошедшего времени и причастия II эти звуки обозначаются буквами f и s, а перед d в причастии II оглушаются в f и s, например:

· leven – leefde – geleefd (жить),

· vrezen – vreesde – gevreesd (бояться).

Сильные глаголы (sterke werkwoorden) образуют простое прошедшее и причастие II посредством чередования корневого гласного глагола (аблаут[13]) и путем присоединения к причастию II суффикса -еn, например:

· schrijven – schreef – geschreven (писать),

· lezen – las – gelezen (читать)

и т.п.

По слабому типу спрягается большинство глаголов, и тип этот является продуктивным. К сильному спряжению относится 164 глагола, число которых остается в основном неизменным. Все сильные глаголы группируются по рядам аблаута, которые отличаются друг от друга различными вариантами чередований корневых гласных этих глаголов.

Различается 7 рядов аблаута.

 

1. ij - ее(е) - е (долгое):

· blijven - bleef (мн. ч. bleven) - gebleven (ocmaваться);

2. 1) ie - oo(o) - o (долгое):

· schieten - schoot (мн. ч. schoten) – geschoten (стрелять);

2) ui - oo(o) - о (долгое):

· buigen - boog (мн. ч. bogen) - gebogen (гнуть);

3. 1) i - o(o) - о (краткое):

· drinken - dronk (мн. ч. dronken) – gedronken (пить);

2) е (краткое)- ie(ie) - о (краткое):

· werpen - wierp (мн. ч. wierpen) - geworpen (бросать);

3) е (краткое) - o(o) - о (краткое):

· treffen - trof (мн. ч. troffen) - getroffen (попадать);

· bergen - borg (мн. x borgen) - geborgen (прятать; сберегать);

4. e (долгое) - а (краткое) - а (долгое) - о (долгое):

· nemen - nam (мн. ч. namen) - genomen (брать);

5. 1) е (долгое) - а (краткое) - а (долгое) - е (долгое):

· geven - gaf (мн. ч, gaven) - gegeven (давать);

2) i (краткое) - а (краткое) - а (долгое) - е (долгое):

· liggen - lag (мн.ч.lagen) - gelegen (лежать);

6. а (долгое) - ое(ое) - а (долгое):

· dragen - droeg (мн. ч. droegen) - gedragen (носить);

7. 1) а (долгое) - ie(ie) - а (долгое):

· slapen - sliep (мн. ч. sliepen) – geslapen (спать);

2) а (краткое) - ie(ie) или i(i) - а (краткое):

· vallen - viel (мн. ч. vielen) - gevallen (падать);

· vangen - ving (мн. ч. vingen) - gevangen (ловить);

3) о (долгое) - ie (ie) - о (долгое):

· lopen - liep (мн. ч. liepen) - gelopen (xoдить, бегать);

4) ou – ie(ie) - ou:

· houden - hield (мн. ч. hielden) - gehouden (держать);

5) ое - ie(ie) - ое:

· rоереn - riep (мн. ч. riepen) - geroepen (звать).

Ряд глаголов образуют простое прошедшее время по слабому типу при сохранении в причастии II суффикса -еn, например:

· bakken - bakte -gebakken (печь),

· bаnnеn - bande - gebannen (ссылать, изгонять);

· barsten - barstte - gebarsten (трескаться);

· braden - braadde - gebraden (жарить);

· brouwen - brouwde - gebrouwen (варить пиво),

· heten – heette - geheten (называть),

· lachen - lachte - gelachen (смеяться);

· laden - laadde - geladen (нагружать);

· malen - maalde - gemalen (молоть);

· scheiden - scheidde - gescheiden (разделять, разводить);

· spannen - spande - gespannen (натягивать, залрязать);

· vouwen - vouwde- gevouwen (складывать);

· wassen - waste - gewassen (мыть, стирать);

· weven - weefde - geweven (ткать);

· wreken - wreekte - gewroken (мстить);

· zieden - ziedde - gezied (кипеть, варить);

· zouten - zoutte - gezouten (солить).

Иногда наряду с формой сильного прошедшего времени употребляется и слабая, например:

· delven - dolf, delfde - gedolven (рыть, копать);

· melken - molk, melkte - gemolken (доить);

· raden - ried, raadde - geraden (советовать);

· stoten - stiet, stootte - gestoten (толкать).

Некоторые глаголы имеют в причастии II слабую, а в простом прошедшего времени сильную форму, сохраняющуюся в ряде глаголов наряду со слабой, которая имеет другое значение, например:

● jagen - joeg - gejaagd (гнаться), но: jagen - jaagde - gejaagd (охотиться);
● plegen - placht - gepleegd (иметь обыкновение), но:plegen - pleegde - gepleegd (совершать преступление).

 

Глагол vragen (спрашивать) имеет обычно сильную форму прошедшего времени (vroeg) и слабую форму причастия (gevraagd), хотя встречается и архаичная слабая форма прошедшего времени vraagde.

Ряд глаголов имеет параллельно как сильные, так и слабые формы простого прошедшего времени и причастия II, причем значение глагола остается в обоих случаях неизменным, например:

● kerven – korf - gekorvеn kerven - kerfde - gekerfd (зазубривать, делать нарезки),
● krijsen - krees - gekresen krijsen - krijste - gekrijst (вопить),
● schuilen - schuilde - geschuild schuilen - school - gescholen (прятаться, скрываться)

и т. д.

С другой стороны, имеются глаголы с различными значениями, которые в этих значениях образуют формы простого прошедшего времени и причастия II по сильному или по слабому типу, например:

 

● malen - maalde - gemalen (молоть) и malen - maalde - gemaald (метаться); (уст. писать красками);
● prijzen - prees - geprezen (хвалить) и prijzen - prijsde - geprijsd (оценивать);
● scheppen - schiep - geschapen (создавать) и scheppen - schepte - geschept (черпать);
● stijven – steef - gesteven (крахмалить) и stijven - stijfde - gestijfd (крепчать (о ветре));
● wassen - wies - gewassen (расти); wassen - waste (уст. wies) - gewassen (мыть) и wassen - waste - gewast (натирать воском)

и другие.

Глаголы особого типа

 

Претерито[14]-презентные глаголы имеют особый тип спряжения, характеризующийся употреблением форм сильного прошедшего времени в значении настоящего времени (см. ниже). Сюда относятся модальные глаголы:

kunnen - kon (мн. ч. konden) - gekund (мочь, уметь);

mogen - mocht - gemogen - gemoogd - gemocht (мочь, сметь, иметь право, хотеть):

willen - wilde - wou (мн. ч. wilden, wouden) - gewild (хотеть);

moeten - moest - gemoeten (долженствовать),

а также глаголы:

zullen (вспомогательный глагол для образования будущего времени) – zou (мн. ч. zouden) (форма причастия II утрачена),

weten - wist – geweten (знать).

К глаголам особого типа относятся также вспомогательные глаголы hebben, zijn, worden и глаголы kopen, zoeken, gaan, staan, doen, brengen, denken, dunken, zeggen. Они имеют следующие формы:

hebben – had (мн. ч. hadden) - gehad (иметь),

zijn - was (мн. ч. waren) – geweest (быть),

worden - werd - geworden (становиться),

kopen – kocht - gekocht (покупать),

zoeken - zocht - gezocht, (искать),

gaan - ging - gegaan (идти),

staan - stond - gestaan (стоять),

doen - deed – gedaan (делать),

brengen - bracht - gebracht (приносить),

denken – dacht - gedacht (думать),

dunken - docht - gedocht (dunkte - gedunkt) (казаться, полагать, думать),

zeggen - zei (мн. ч. zeiden) - gezegd (сказать).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.032 с.)