Разнообразие субъектов народно-хозяйственного комплекса. Эволюция организационных форм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разнообразие субъектов народно-хозяйственного комплекса. Эволюция организационных форм



Основным объектом исследования в микроэкономике являются предприятия и организации.

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения цели. Организации, имеющие не одну цель, а набор взаимосвязанных целей принято называть сложными [1, 7].

Современные организации значительно отличаются от тех, что были раньше.

Кроме того, даже в краткосрочном периоде отдельные организации переживают определенные периоды эволюции и сталкиваются с определенными кризисами — периодами революции. В современной экономической литературе в рамках ситуационного подхода существует целый ряд моделей жизненного цикла организации (табл.6).

 

Таблица 6

Признаки эволюции современных организаций [12]

Древние организации Современные организации
Мало крупных организаций Относительно мало менеджеров, особенно, среднего звена Управленческая деятельность не четко выделена Передача власти по наследству   Мало грамотных управленцев Упор на власть и интуицию Множество крупных организаций Много менеджеров особенно среднего звена Управленческая деятельность четко выделена Передача власти в соответствии с компетенцией специалиста Много образованных управленцев Упор на командную работу и логику

 

Среди наиболее известных - модели Ларри Э. Грейнера и Исаака Адизеса.

Грейнер делит этапы жизненного цикла организации на эволюционные и революционные:

- термин эволюция используется для описания продолжительных периодов роста, в рамках которых не происходит больших изменений в организационных практиках;

- термин революция употребляется для описания периодов системных переворотов в организационной жизни (рис.8).

Стадия 1: Креативность. На стадии рождения организации акцент делается на создании как нового продукта, так и рынка. Основатели компании обычно ориентированы на технологию либо предпринимательство и пренебрегают управленческой деятельностью.

 

Рис. 8 Стадии и этапы развития организации (модель Л. Грейнера) [15]

 

Завершается первая стадия кризисом лидерства. По мере роста компании укрупнение масштабов производства требует знаний об основах эффективности производственных операций. Возросшим числом наемных работников невозможно управлять исключительно с помощью неформальных коммуникаций; новые сотрудники не мотивируются приверженностью идее уникального продукта или организации.

Стадия 2: Директивное руководство. Вводится функциональная организационная структура в целях отделения производственной деятельности от маркетинговой, и выполняемые работы становятся более специализированными. Коммуникации становятся более формальными и обезличенными по мере того, как выстраивается иерархия званий и должностей. Завершается эта стадия кризисом автономии. Директивные методы неизбежно становятся неприемлимыми для осуществления контроля над сложной организацией.

Стадия 3: Делегирование. Большей ответственностью наделяются менеджеры предприятий и географических рынков, для усиления мотивации используются центры прибыли и бонусы. Высшие руководители в штаб-квартире ограничивают свою деятельность управлением по отклонениям на основе периодических отчетов с мест.

В результате в компании назревает кризис контроля. Высшие руководители теряют контроль над высоко диверсифицированной деятельностью на местах. Автономные полевые менеджеры предпочитают управлять своими предприятиями без координации планов, денег, технологии и рабочей силы с остальной частью организации.

Стадия 4: Координация. Вводятся и интенсивно совершенствуются формальные процедуры планирования, нанимается штабной персонал в целях введения в масштабах всей компании программ контроля и совершенствования работы линейных менеджеров. Каждая продуктовая группа рассматривается как центр инвестиций, где доход на инвестированный капитал является важным критерием при размещении денежных средств.

В итоге обостряется кризис волокиты. Между линейным и штабным персоналом и между штаб-квартирой и периферией возникает недостаток доверия. Процедуры главенствуют над решением проблем, и инновации тормозятся. Организация становится слишком большой и сложной для того, чтобы управлять ею с помощью формальных программ и косных систем.

Стадия 5: Сотрудничество. Эволюция на пятой стадии строится на более гибком поведенческом подходе к управлению. Акцент делается на быстрое решение проблем с помощью командных действий, представители различных функциональных областей объединяются в проектные группы, часто проводятся конференции ключевых менеджеров для фокусирования их внимания на основных проблемных вопросах.

Какой будет революция в ответ на данный этап эволюции, пока не известно. Грейнер предполагает, что революция будет концентрироваться вокруг «психологической пресыщенности» работников, испытывающих эмоциональное и физическое истощение вследствие интенсивности командной работы и жесткого пресса необходимости инновационных решений.

Согласно модели Адизеса, в процессе жизнедеятельности организации можно выделить десять закономерных последовательных этапов (рис. 9)

Рис. 9. Этапы жизненного цикла и «болезни» роста организации

(модель И. Адизиса) [15]

 

Этап первый: Выхаживание. Компании еще нет, но есть идея. Основатель лишь в мечтах представляет себе свой новый проект и то, что может из него выйти. Он собирает вокруг себя людей, которые постепенно вникают в его идею, принимают ее и соглашаются рискнуть и попробовать воплотить ее в жизнь.

Этап второй: Младенчество. На данном этапе компания не обладает еще четкой структурой и системой распределения полномочий и ответственности, основатель, возможно, работает больше всех. Е Большое внимание уделяется результатам производства и удовлетворению потребностей конечных потребителей.

Этап третий: «Давай-давай». Дела компании идут успешно, и она начинает работать все продуктивнее, преодолевая первые препятствия. Люди осознают, что идея начала работать и может быть экономически эффективной. Меняется представление сотрудников о будущем компании - видение расширяется и охватывает практически безграничные горизонты. В компании еще нет четкой структуры управления и прописанных функциональных обязанностей.

Этап четвертый: Юность. Компания очень сильно меняется на этом этапе. Даже если все было благополучно на предыдущих этапах, наступает момент, когда без порядка, системы и дисциплины дальнейшее развитие невозможно. У основателя компании возникает потребность в изменении структуры компании и делегировании полномочий. В компании появляются профессиональные менеджеры-управленцы, которые начинают менять структуру, систему мотивации и контроля.

Этап пятый: Расцвет. На стадии расцвета организация одновременно гибка и управляема. Она имеет относительно четкую структуру, прописанные функции, системы поощрения и наказания. Успешность деятельности организации оценивается по двум факторам, таким как удовлетворение потребностей клиентов и достижение поставленных целей. Нередко на этой стадии организация открывает несколько дочерних предприятий, которые будут проходить все стадии развития также с самого начала.

Этап шестой: Стабильность (Поздний расцвет). На этом этапе форма начинает преобладать над содержанием. Это первая стадия старения организации, когда компания постепенно отходит от политики быстрого развития, захвата новых рынков и расширения присутствия на существующих. Компания не стремится к изменениям, уделяя большее значение межличностным отношениям в коллективе, нежели рискам, связанным с ведением бизнеса.

Этап седьмой: Аристократизм. Компания владеет значительными финансовыми средствами, которые расходуются на обустройство собственной деятельности и укрепление существующей системы контроля. Появляются негласные формальные правила, связанные, в первую очередь, со стилем одежды и прочими традициями. Компания старается быть инновационной и генерировать новые продукты и идеи, приобретая (поглощая) другие компании, находящиеся на более ранних стадиях развития.

Этап восьмой: Ранняя бюрократизация. На этом этапе функция интеграции затухает: организация постепенно погружается в ряд сложных и порой неразрешимых структурных конфликтов, которые решаются путем увольнения сотрудников, но при этом, не меняя саму структуру. Постепенно внутренняя политика все сильнее отдаляет компанию от удовлетворения потребностей конечного потребителя.

Этап девятый: Бюрократизация. Компания полностью сосредотачивается на себе и на внутренних проблемах. Все сильнее запутывается внутренняя организация процессов. Нет склонности к повышению эффективности, изменениям, нет ориентации на потребности клиента. Поддерживается громоздкая и сложная система контроля над текущей деятельностью компании, которая требует от сотрудников соблюдения набора правил и процедур, но не эффективного труда.

Этап десятый: Смерть. Смерть предприятия, ориентированного на клиента, происходит сразу же после того, как клиенты массово перестают пользоваться услугами данного предприятия. Если же этого не происходит по причине того, что организация предоставляет монопольный продукт или поддерживается государством, то ее смерть может быть отсрочена во времени. В этом случае степень бюрократизации будет увеличиваться и в итоге все равно достигнет своего апогея, что приведет организацию к неминуемой гибели.

Кроме того, автор определил и отдельные «болезни роста» (кризисы), свойственные тому или иному циклу развития организации.

В свою очередь, в современных условиях действуют множество организаций, цели, масштаб, организационно-правовые формы, характер и тип производства которых существенно различаются. Это требует рассмотрения такого аспекта, как классификация предприятий.

Предприятие — имущественный комплекс, используемый для осуществления производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности. Комплекс обладает социальным, производственно-техническим, организационно-адиминистративным единством и финансово-экономической самостоятельностью.

С точки зрения общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта, весь народо-хозяйственный комплекс подразделяется на сферы:

- материальное производство — промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь.

- непроизводственная сфера — материальные ценности не создаются. Например, аппарат государственного управления, учреждения обороны, научные организации.

Особая роль в экономике принадлежит промышленности, так как промышленность составляет больший вес в ВВП, вооружает технически остальные отрасли орудиями труда, является основой для НТП.

Промышленность включает такие отрасли как машиностроение и металлообработка, черная и цветная металлург, топливная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, электроэнергетика.

Сельское хозяйство включает земледелие и животноводство, лесное хозяйство - лесную, бумажную, деревообрабатывающую промышленности.

Строительство включает производство строительных материалов, промышленное, гражданское и дорожное строительство.

Отрасль материального производства — это совокупность предприятий, обладающих общностью технологических процессов, однородностью перерабатываемого сырья и производимой ими продукции.

Отрасли между собой и предприятия внутри каждой отрасли обладают жесткими хозяйственными связями. Связь выражается в передаче продукции из одной отрасли в другую. Наиболее широкими межотраслевыми связями обладают энергетика, металлургия, машиностроение, химическая и топливная промышленность.

В ряде случает отрасль настолько широка, что используют понятие «подотрасль» - составная часть отрасли, включающая определенное количество предприятий, обладающих более узкой специализацией производственных процессов и однородностью выпускаемой продукции.

В практике организации и управления промышленные предприятия принято классифицировать:

1. По экономическому назначению продукции:

- предприятия, производящие средства производства (группа А);

- предприятия, производящие предметы потребления (группа Б).

2. По объему производства (в зависимости от стоимости основных фондов, численности персонала, величине оборота). Для каждой отрасли характерны свои размеры:

- крупные;

- средние;

- небольшие.

3. По степени специализации:

- специализированные (строго ограниченная номенклатура);

- универсальные (разнообразная номенклатура).

4. По организационно-правовым формам

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ по цели деятельности организации, как юридические лица, подразделяются на два больших класса: коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация -это организация, занимающаяся коммерческой деятельностью, или это организация — участник рынка, основной целью деятельности которой является получение прибыли.

Некоммерческая организация -это организация, занимающаяся некоммерческой деятельностью, или это организация, основной целью деятельности которой является та или иная цель, не связанная с получением прибыли, которая, в свою очередь, не подлежит распределению между участниками данной организации.

Коммерческие организации могут создаваться исключительно в формах: хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах.

5. По организации производства:

- с поточной;

- с партионной;

- с единичной организацией производства.

6. По степени механизации и автоматизации:

- автоматизированные - все операции автоматизированы;

- комплексно-механизированные - с помощью машин управляемых вручную;

- частично механизированные - механизированы лишь отдельные процессы, используется ручной труд.

7. По длительности рабочего периода:

- сезонные;

- круглогодичного действия.

8. По степени непрерывности производства:

- с непрерывным;

- с прерывным режимом работы - остановка на выходные, праздничные, нерабочие смены.

9. По типу производства

- массовое;

- серийное (мелко-, средне- и крупносерийное);

- единичное производство [1, 5, 19, 25, 26].

Тип производства -совокупность признаков, определяющих организационно-техническую характеристику производственного процесса, осуществляемого как на одном рабочем месте, так и на совокупности их в масштабе предприятия.

Тип производства зависит от:

· номенклатуры продукции — комплекс наименований изделий, характеризующий ее специализацию;

· объема выпуска — количество изделий определенного вида, выпускаемых в течение определенного периода;

· степени постоянства номенклатуры — повторяемость изготовления изделий данного вида в последовательные периоды. Если в текущем году изделие не выпускается, а в прошлом выпускалось — степень постоянства отсутствует;

· характера загрузки рабочих мест — количество операций, закрепленных за рабочим местом (выделяется узкая или широкая специализация):

К = N*C, (9)

где К - коэффициент специализации рабочих мест; N - количество операций выполняемых в подразделении; С - количество рабочих мест в подразделении.

Высокоэффективная организация производственных процессов требует всемерного развития форм концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования как наиболее экономически целесообразных методов организации производства.

Концентрация сопровождается укрупнением предприятий, ростом механизации, внедрением прогрессивных техпроцессов, развитием передовых форм организации труда.

1. Концентрация разнородных производств на одном предприятии (универсальное предприятие).

2. Концентрация производства однородной продукции (специализированное предприятие).

3. Комбинированное предприятие (взаимосвязанные производства).

Специализация — форма организации производства при которой изготовление отдельных изделий (выполнение операций) происходит в обособленных предприятиях.

1) специализация предметная. Например, автомобильные заводы;

2) специализация подетальная. Например, карбюраторный завод;

3) специализация технологическая. Например, литейные, кузнечно-прессовые заводы.

Комбинирование — соединение в одном предприятии производства продуктов, которые относятся к разным отраслям промышленности.

1. Комбинирование на основе сочетания последовательных стадий обработки продукта. Например, металлургические комбинаты и производство чугуна, стали, проката.

2. Комбинирование, основанное на комплексном использовании сырья.

3. Комбинирование на базе использования отходов производства.

Экономическая эффективность комбинирования производства выражается прежде всего в снижении себестоимости продукции за счет снижения затрат на доставку к потребителю и в сокращении капитальных вложений с учетом экономии на затратах сопряженных отраслей.

Вопросы к самостоятельной подготовке и обсуждению:

1. Изучите разновидности организационно-правовых форм юридических лиц в соответствии с ГК РФ. Какие факторы влияют на выбор организационно-правовой формы?

2. Рассмотрите структуру внутренней среды организации. Какие ресурсы использует организация в производственно-хозяйственной деятельности?

3. Изучите структуру внешней среды организации. Приведите пример факторов прямого и косвенного воздействия.

4. Каковы определения эффективности? Производительности? Что такое цели? Какие цели бывают у организации?

5. Что включает в себя понятие «предпринимательская деятельность»? Назовите основные виды предпринимательской деятельности. В чем, на ваш взгляд, заключаются проблемы предпринимательской деятельности в РФ?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.043 с.)