Процесс принятия групповых решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс принятия групповых решений



 

Одна из главных задач, которую группы в большинстве случаев решают лучше, чем отдельные люди, — это принятие решений по сложным во­просам, когда необходимо собрать и проанализировать с разных сторон, взвесить и оценить большое количество информации, а также найти как можно больше разнообразных решений обсуждаемого вопроса и разно­сторонне, с точки зрения их достоинств и недостатков, оценить эти ре­шения.

Ученые — социальные психологи и практики — давно размышляют над вопросом о том, как наилучшим образом организовать групповую работу людей в том случае, когда членам группы за сравнительно ко­роткий срок необходимо принять оптимальное решение по какой-либо сложной проблеме. Для этого используются разнообразные способы организации и проведения групповой дискуссии, научно обоснован­ные и проверенные на практике.

Метод групповой дискуссии особенно полезен при обсуждении про­блем, при принятии решений по вопросам, относительно которых не существует единого мнения, не может быть единственно правильной точки зрения. Смысл коллективного обсуждения таких вопросов со­стоит не в том, чтобы обязательно прийти к их однозначному реше­нию, а в том, чтобы уяснить суть вопроса, с разных сторон обсудить его и найти его возможные решения, оценить и взвесить каждое из них. Главное в групповых дискуссиях то, что члены группы учатся в них логически рассуждать, четко излагать и аргументированно отстаивать свое мнение, убеждать и слушать других, то есть то, что они обучаются эффективному личному и деловому взаимодействию с другими людь­ми. В коллективных дискуссиях члены группы начинают лучше пони­мать друг друга и точнее формулировать свои мысли.

А. Осборном была предложена получившая широкое применение форма организации процесса принятия групповых решений, названная брейнстормингом. Техника брейнсторминга основана на следующем.

1. Подбор в дискуссионную группу ограниченного числа участников — специалистов, которые хорошо разбираются в обсуждаемом вопросе.

2. Четкое распределение между ними ролей в процессе групповой дис­куссии. Это, как правило, роли генератора идей (того, кто предла­гает конструктивные решения обсуждаемой проблемы или разви­вает их), роли критиков (тех, кто ищет и указывает на недостатки предлагаемых другими людьми решений), роли арбитров (тех, кто ищет компромиссные решения, учитывающие достоинства и недо­статки отдельных решений), роли систематизаторов (тех, кто соби­рает и классифицирует все высказываемые предложения или точки зрения).

3. Введение четких правил взаимодействия членов группы в процес­се их совместной работы (групповой дискуссии). Среди этих пра­вил, например, имеются следующие: в процессе дискуссии ни в ко­ем случае не выходить за пределы отведенной групповой роли; не критиковать других членов группы как личностей; с вниманием и уважением относиться к любому предложению, каким бы стран­ным оно ни казалось.

4. Поэтапность (программность) групповой работы. На каждом эта­пе дискуссии решается вполне определенная, четко обозначенная задача, и до тех пор, пока она не будет решена, группа не переходит к следующему этапу ее работы.

Другой известный метод организации групповой дискуссии полу­чил название «синектика». Он был предложен У. Гордоном и в букваль­ном переводе на русский язык означает «соединение разнородного». В группе, работающей по данному методу, выделяются специальные люди — синекторы, которые являются зачинщиками групповой дис­куссии или ее ведущими. Они активно включаются в дискуссию меж­ду собой и стараются высказать как можно больше разнообразных (же­лательно — противоположных и на первый взгляд несовместимых) мнений по поводу обсуждаемой проблемы. Другие участники группы включаются в дискуссию синекторов и стараются сблизить их позиции (предлагаемые решения), отбросить крайности и найти компромисс.

Обобщая полезное, имеющееся в техниках брейнсторминга, синектике и других методах организации и проведения групповых дискус­сий, можно сказать следующее.

При организации и проведении дискуссии надо учитывать ряд об­стоятельств, от которых зависит ее успешность. Прежде всего, членам дискуссионной группы должны быть разъяснены цели и задачи их совместной деятельности, определены процедура дискуссии, время и мес­то ее проведения.

Для того чтобы дискуссия была конкретной, конструктивной и пло­дотворной, нужно заранее ограничить предмет обсуждения и посто­янно следить за тем, чтобы в процессе дискуссии ее участники не от­клонялись от заданной темы.

Работа в дискуссионной группе должна строиться на началах взаим­ного доверия, открытости, проводиться в атмосфере доброжелательнос­ти, в которой даже самые экстравагантные и странные мнения не отбра­сываются сразу же, не вызывают отрицательной реакции или реплик, унижающих личное достоинство автора.

Психологически правильная организация групповой дискуссии вклю­чает в себя несколько последовательно осуществляемых этапов работы.

1.Формулировка и уточнение сути обсуждаемого вопроса (это надо сделать еще до того, как начнется групповая дискуссия). Соответ­ствующий вопрос должен быть сформулирован таким образом, что­бы однозначно пониматься каждым участником дискуссии. На дан­ном этапе в деятельности группы участвуют, как правило, несколько наиболее подготовленных ее членов, которые лучше других знают суть вопроса, способны оценить возможность его решения в группе и точно сформулировать задачу дискуссии. Количество участников здесь должно быть сравнительно небольшим, например от трех до пяти человек, чтобы можно было быстро прийти к единому мнению.

2.Высказывание альтернативных идей о путях и способах решения обсуждаемого вопроса. На данном этапе групповой работы в ней участвуют все члены группы. В группе в это время обязательно должен быть ведущий. Он старается вести дело так, чтобы каждый участник группы имел возможность внести как можно больше раз­личных предложений в решение обсуждаемого вопроса. Оценка и критика вносимых предложений на этом этапе групповой рабо­ты не допускаются. Все поступающие предложения фиксируются, систематизируются и в виде краткого резюме представляются всей группе в конце данного этапа дискуссии.

3. Обсуждение достоинств и недостатков каждого из предложений, поступивших на предыдущем этапе. Участники группы последо­вательно оценивают каждое предложение, высказывают свои кри­тические замечания и отмечают его достоинства. Все критические замечания должны касаться только сути обсуждаемых предложе­ний, но не их авторов. Персональная критика, затрагивающая лич­ность авторов предложений, не разрешается.

4. Взвешивание всех «за» и «против» предложенных вариантов реше­ния обсуждаемой проблемы. На данном этапе вновь, как и в начале, собирается небольшая группа наиболее компетентных участников.

Они рассматривают поступившие предложения вместе с аргумен­тами «за» и «против» каждого из них, выбирают наиболее удач­ное — наилучшее из них, дорабатывают его, дополняя при необ­ходимости положительными моментами, имеющимися в других предложениях.

5. На основе наилучшего из выбранных предложений далее разраба­тывается программа и составляется план действий.

Для того чтобы групповая дискуссия проходила успешно, следует обратить особое внимание на подбор и подготовку ведущего. Эта роль требует специальных умений и навыков, но она не допускает активного вмешательства в происходящее. Ведущий в процессе групповой дис­куссии должен только внимательно следить за ходом обсуждения, анализировать и оценивать его, взвешивать правильность аргументов и фактов, приводимых участниками, верность их поведения, степень достижения той цели, которая перед группой поставлена.

Время от времени ведущий берет слово и делится с остальными участ­никами групповой дискуссии своими мыслями. Вступая с ними в раз­говор, он должен тщательно избегать персональной критики и выражать свои мысли точно и кратко. У ведущего дискуссию человека почти все­гда имеется несколько полезных для обсуждения идей, но ему не следу­ет спешить их высказывать.

Для того чтобы дискуссия не остановилась в том случае, когда мне­ния участников расходятся, ведущий должен уметь вовремя направить разговор так, чтобы достичь хотя бы согласия по обсуждаемому во­просу и продолжать его обсуждение.

Завершая дискуссию, ведущий еще раз обращает внимание ее участ­ников на результаты обсуждения. Ими могут стать различия во мнени­ях, позициях, их изменение, произошедшее в результате обсуждения, меры, к которым необходимо прибегнуть в будущем для нахождения лучших решений проблемы, для еще большего сближения позиций участников. Затем ведущий подводит итоги дискуссии.

Важным заключительным моментом организации и проведения группового обсуждения проблем, повышения эффективности группо­вой дискуссии является оценка ее итогов. Для получения информа­ции о пользе состоявшейся дискуссии членам группы можно задать следующий вопрос: «Насколько полезным для вас было состоявшееся обсуждение?» — и далее попросить их ответить на него, пользуясь сле­дующей шкалой:

• это полностью потерянное для меня время (0 баллов);

• это малополезное для меня занятие (1 балл);

• дискуссия была полезной, но имела много недостатков (2 балла);

• дискуссия была в целом весьма полезной (3 балла);

• дискуссия оказалась очень полезной (4 балла).

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое социальная группа?

2. Какие существуют разновидности социальных групп?

3. По каким признакам выделяют большие, средние и малые социальные группы?

4. Когда и кем начались исследования малых групп?

5. Какую роль в жизни людей выполняют малые группы?

6. По каким признакам можно классифицировать малые группы?

7. Что представляют собой лабораторные и естественные малые группы?

8. Какие малые группы называют случайными (временными) и стационар­ными (постоянными)?

9. Что такое формальные и неформальные группы?

10. Каким образом определяются группы низкого и высокого уровней раз­вития?

11. Что представляют собой группы членства и референтные группы?

12. Что представляют собой разновидности референтных групп?

13. Какие группы называют первичными и вторичными?

14. Как определяют горизонтальные и вертикальные группы?

15. Что такое гетерогенные и гомогенные группы?

16. Какие группы называют дискуссионными и исполнительскими?

17. Что представляют собой интерактивные и коактивные группы?

18. Каким образом в социальной психологии определяют маргинальные, нормативные и психотерапевтические (психокоррекционные) группы?

19. Какие группы называют группами равных и неравных?

20. Каковы основные направления исследования малых групп?

21. Что такое структура и динамика малой группы?

22. Что представляют собой такие структурные характеристики малой груп­пы, как величина, композиция, каналы коммуникаций, распределение ролей, лидерство и межличностные отношения?

23. Какие существуют подходы к изучению малой группы в процессе ее раз­вития?

24. Что такое ответственность, открытость, коллективизм, контактность, организованность, эффективность и информированность как отноше­ния, характерные для высокоразвитого коллектива?


25. Какое влияние на понимание коллектива оказала политика и идеоло­гия, господствовавшие в свое время в Советском Союзе?

26. Что представляет собой стратометрическая концепция коллектива А. В. Петровского?

27. Каковы основные положения параметрометрической концепции коллек­тива Л. И. Уманского?

28. Что такое феноменология малых групп?

29. Что представляют собой групповые ценности?

30. Каким образом определяются групповые нормы, как они связаны с груп­повыми ценностями?

31. Какие функции выполняют групповые нормы?

32. Какие существуют групповые нормы с точки зрения обязательности их исполнения?

33. Что такое сверхнормативная активность, или сверхнормативная деятель­ность?

34. Что называют групповыми санкциями?

35. Что понимают под групповым давлением?

36. Какое явление называют конформизмом?

37. Что такое групповая сплоченность?

38. Как определяют групповую совместимость?

39. Что такое групповая поляризация?

40. Что представляет собой феномен лидерства?

41. Что называют групповым давлением?

42. Каким образом оценивается сила группового давления?

43. Что представляет собой классический эксперимент С. Аша по изучению конформизма?

44. Какие существуют явления, похожие на конформизм, но не идентичные ему?

45. Что такое эффективность групповой деятельности?

46. От каких характеристик группы может зависеть ее эффективность?

47. Каким образом соотносятся формальные и содержательные свойства группы в их влиянии на успешность групповой деятельности?

48. Что представляют собой три основных критерия эффективности груп­повой деятельности?

49. Какое влияние на успешность групповой деятельности может оказывать ее величина?

50. Каковы положительные и отрицательные последствия увеличения или уменьшения величины группы?

51. Каково воздействие композиции группы на успешность ее деятельности?

52. В чем проявляется влияние стиля лидерства на успешность групповой работы?

53. Каким образом личные взаимоотношения членов группы воздействуют на успешность ее работы?

54. Как зависит эффективность деятельности группы от формы ее органи­зации: индивидуальной или коллективной?

55. В чем заключаются преимущества групповой работы перед индивиду­альной при обсуждении и принятии решений по сложным вопросам?

56. Что представляет собой техника брейнсторминга?

57. Что такое синектика как метод организации групповой работы?

58. Каковы оптимальные условия организации и проведения групповой дискуссии?

 

Литература

 

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 136-144, 180-241.

2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М, 1989. — С. 3-16, 87-120.

3. Битянова Н. Р. Социальная психология. — М., 2001. — С. 241-387.

4. Донцов А. И. Психология коллектива. — М, 1984. — С. 3-39.

5. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. — М., 2005. — С. 141-247.

6. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 2001.-С. 41-94.

7. Кричевский Р. Л., Дубровская Е. М. Психология малой группы. — М., 2001.-С. 7-159, 277-291.

8. Немое Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятель­ности коллектива. - М., 1984. - С. 7-74, 172-182.

9. Немое Р. С, Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. — М., 1988. — С. 7-89.

10. Обозов Н. Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. — JI., 1979.

11. Обозов Н. Н. Совместимость и срабатываемость людей. — СПб., 2000. — С. 5-42.

12. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. — С. 57-69, 176-193.


Глава 8 Лидерство

 

Краткое содержание

Лидер и лидерство. Различия между лидером и руководителем. По­нятие о лидере. Разновидности лидеров в группе. Взаимосвязь типологии лидеров с классификацией стилей лидерства. Причины, по которым в со­циальной психологии разделяют лидеров и руководителей. Основные раз­личия между лидерами и руководителями.

Теории лидерства. Вопросы, на которые должна дать ответы теория ли­дерства. Основные социально-психологические теории лидерства. Суть харизматической теории лидерства. Основная идея ситуационной тео­рии лидерства. Теория лидерства, основанная на ценностном обмене. Положения системной теории лидерства.

Стили лидерства. Определение стиля лидерства. Классификация сти­лей лидерства. Характеристика авторитарного стиля лидерства. Особен­ности демократического стиля лидерства. Специфика либерального сти­ля лидерства. Комбинированный и гибкий стили лидерства. Соотношение между типом лидера и стилем лидерства. Выбор оптимального стиля ли­дерства группой, его современное решение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.052 с.)