Из истории развития организации производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из истории развития организации производства



Конспект лекций

 

 

Санкт-Петербург


Аннотация дисциплины

Дисциплина «Организация производства и управление предприятием» (ОПиУП) носит межотраслевой характер и введена в состав региональной компоненты цикла ГСЭ учебных планов подготовки бакалавров и специалистов всех технических направлений и специальностей. Изучение дисциплины базируется на положениях эконометрики, экономико-математического моделирования, микроэкономики, отраслевой экономики, экономики предприятия, технологии отраслевого производства, теории менеджмента, организации предпринимательской деятельности. В результате изучения дисциплины студенты получают знания, умения и навыки в области производственного менеджмента, что в совокупности с ранее изученными дисциплинами экономико-организационного цикла является основой для последующего изучения маркетинга, менеджмента цепи поставок, бизнес-логистики, реинжиниринга бизнес-процессов, бизнес-администрирования, международного бизнеса.

Объектом изучения дисциплины ОПиУП является предприятие (фирма). При изучении данной дисциплины выделяется то общее, что характерно для всех без исключения предприятий, и то частное, что определяет специфику определенных предприятий.

Предметом изучения дисциплины ОПиУП являются принципы и методы управления производственной (операционной) деятельностью предприятия. Целью дисциплины ОПиУП является овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками в области принятия управленческих решений, связанных с производственной (операционной) деятельностью предприятий (фирм).

 


Содержание

1...... Введение.. 5

1.1. Рекомендуемая литература.. 5

1.2. Предмет и задачи дисциплины.. 5

1.3. Из истории развития организации производства.. 6

2...... Предприятие (фирма) и его среда.. 10

2.1. Фирма в рыночной экономике. 10

2.1.1. Аспекты рассмотрения фирмы. 10

2.1.2. Фирма, как система. 10

2.1.3. Фирма, как производственно-технологическая система. 12

2.1.4. Фирма, как система контрактов. 14

2.1.5. Фирма, как субъект гражданского права. 16

2.2. Среда деятельности фирмы. 33

2.2.1. Общее определение. 33

2.2.2. Внутренняя среда фирмы. 33

2.2.3. Внешняя среда фирмы.. 36

2.2.3.1. Микросреда фирмы. 36

2.2.3.2. Макросреда фирмы. 37

2.2.3.3. Характеристики внешней среды фирмы. 38

3...... Структура фирмы. 39

3.1. Сущность и значение структуры фирмы. 39

3.2. Организационная структура фирмы. 39

3.2.1. Виды организационных структур фирмы. 41

3.2.2. Типы организационных структур управления. 42

3.2.2.1. Линейная (бюрократическая) организационная структура управления. 42

3.2.2.2. Функциональная организационная структура управления. 43

3.2.2.3. Линейно-функциональная организационная структура управления. 43

3.2.2.4. Линейно-штабная организационная структура управления. 44

3.2.2.5. Дивизиональные организационные структуры управления. 44

3.2.2.6. Матричная структура (проектная организация) 45

3.3. Факторы, определяющие выбор организационной структуры.. 46

3.4. Производственная структура фирмы. 49

3.4.1. Факторы производственной структуры. 49

3.5. Типы специализации производственных подразделений. 50

4...... Организация инновационных процессов на фирме. 52

4.1. Научно-технические инновации: содержание и виды инновации.. 52

4.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИННОВАЦИОННУЮ АКТИВНОСТЬ.. 56

4.3. Современные формы организации инновационной деятельности.. 57

4.3.1. Малые инновационные фирмы.. 57

4.3.1.1. Венчурные фирмы. 58

4.3.2. Инжиниринговые компании. 60

4.3.3. Внедренческие организации. 60

4.3.4. Технопарковые структуры организации инновационной деятельности. 60

4.3.4.1. Инкубатор бизнеса. 61

4.3.4.2. Технопарк. 62

4.3.4.3. Технополис. 63

4.3.4.4. Регион науки и технологий. 63

4.4. Основные организационные формы в крупномасштабном бизнесе. 64

4.4.1. Формы крупных промышленных корпораций. 64

4.4.1.1. Концерн. 64

4.4.1.2. Финансово-промышленные группы.. 65

4.4.1.3. Глобальные корпорации. 66

4.4.2. Кооперативные формы проведения инновационной деятельности. 66

4.4.2.1. Консорциум.. 66

4.4.2.2. Стратегический альянс. 67

4.4.2.3. Сетевые союзы.. 68

4.4.2.4. Неофициальные или договорные союзы.. 69

4.4.2.5. Союзы на основе долевых инвестиций. 69

4.5. Стратегия промышленных предприятий в сфере исследований и разработок: виды и определяющие факторы. 69

4.5.1. Основные виды инновационной стратегии. 72

4.5.2. Факторы и условия эффективности инновационной стратегии развития организации. 74

4.6. СХЕМА ОТБОРА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 75

4.7. КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА.. 76

4.7.1. Научно - исследовательская подготовка производства. 77

4.7.2. Конструкторская подготовка производства. 78

4.7.3. Технологическая подготовка производства. 80

5...... Организация производственных процессов и подразделений фирмы. 81

5.1. Производственный процесс: его структура и принципы организации. 81

5.1.1. Структура производственного процесса. 81

5.1.2. Принципы рациональной организации производственных процессов. 83

5.2. Производственный цикл: состав, структура и длительность. Пути сокращения длительности производственного цикла.. 86

5.3. Способы организации производственного процесса во времени, их характеристики и условия применения 90

5.3.1. Последовательный многооперационный цикл. 91

5.3.2. Параллельный многооперационный цикл. 91

5.3.3. Параллельно-последовательный многооперационный цикл. 93

5.4. Типы производства и их организационно-экономическая характеристика. Особенности организации производственных процессов в различных типах производства.. 94

5.5. Организация производственных подразделений фирмы.. 97

5.6. Поточное производство: организационно-экономическая характеристика.. 99

5.7. Виды поточных линий, порядок расчёта основных параметров поточных линий.. 101

5.7.1. Организация однопредметных непрерывно-поточных линий. 101

5.7.2. Организация однопредметных прерывно-поточных линий. 101

5.7.3. Организация многопредметных поточных линий. 110

5.8. Организация и эффективность гибких автоматизированных производственных систем.. 110

6...... Структура и функции процесса управления.. 116

6.1. Менеджмент. Понятие, сущность, виды и основные категории. 116

6.2. Принципы и организационная структура менеджмента.. 118

6.2.1. Принципы менеджмента. 118

6.2.2. Организационная структура менеджмента. 120

6.3. Функции управления и связующие процессы. 122

6.3.1. Планирование. 123

6.3.2. Организация. 124

6.3.3. Мотивация. 125

6.3.3.1. Простая модель мотивации. 125

6.3.3.2. Иерархия потребностей Маслоу. 126

6.3.3.3. Процессуальные теории. 127

6.3.4. Контроль. 128

6.3.5. Связующие процессы – принятие решений и коммуникации. 131

6.4. Методы планирования и управления бизнес-процессами.. 134

6.5. Оперативное управление. 141


Введение

1.1.Рекомендуемая литература

Наименование Шифр
1. Организация производства и управление предприятием: Учебник / под ред. Туровца О.Г. - М: ИНФРА-М, 2002 У9(2) Я7 О-64
2. Васильев А.В., Яковлев В.Б. Организация и планирование производства: Организация и структура фирмы: Учебное пособие.- СПб.: Изд. СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2006.  

[Содержание]

1.2.Предмет и задачи дисциплины

Дисциплина «Организация производства и управление предприятием» (ОПиУП), или «Производственный менеджмент», является обязательной компонентой общепрофессиональной подготовки специалистов практически по всем техническим и экономическим направлениям высшего професси­онального образования как в России, так и за рубежом. В настоящее время нет такой сферы бизнеса, области профессиональной деятельности, где бы не требовались знания и умения, составляющие содержание данной дисцип­лины.

Производственный менеджмент, или производственный (операционный) менеджмент, - это наука, изучающая принципы и методы управления процессом производства продукции или предоставления услуг в широком межотраслевом разрезе. В рамках этой науки выделе­ны общие признаки управления производством и оказанием услуг, характерные не для какой-либо отдельной отрасли, а для всей сфе­ры производства. Такие виды производственной и управленческой деятельности, как принятие решений, прогнозирование, выбор раз­мещения завода или офиса, проектирование изделий и услуг, рас­пределение ресурсов, планирование, гарантии качества и др., явля­ются основными в любой бизнес-организации.

Объектом изучения дисциплины ОПиУП является предприятие (фирма). Размер предпри­ятия, его организационно-правовая форма и отраслевая принадлеж­ность имеют важное значение. Поэтому при изучении данной дис­циплины выделяется то общее, что характерно для всех без исключения предприятий, и то частное, что определяет специфику определенных предприятий.

Предметом изучения производственного менеджмента являются принципы и методы управления производственной (опе­рационной) деятельностью предприятия. Для предприятий отрас­лей сферы материального производства принято их основную дея­тельность определять как производственную, для предприятий отраслей сферы услуг — как операционную. Соответствующие раз­делы менеджмента в мировой теории и практике принято называть производственный и операционный менеджмент.

В последние годы в связи с развитием логистического менеджмента и интегрированного управления цепью поставок (integrated supply chain management, ISCM), под операционной деятельностью предприятия, независимо от сферы его деятельности (производство или сервис), стали понимать глубоко интегрированные процессы снабжения, производства (товара или услуги) и сбыта.

Целью дисциплины ОПиУП яв­ляется овладение студентами теоретическими знаниями и практи­ческими навыками в области принятия управленческих решений, связанных с производственной (операционной) деятельностью предприятий.

Задачами дисциплины ОПиУП являются:

- изучение теоретических основ управления производственной (операционной) деятельностью предприятий производственной сферы и сферы услуг;

- освоение методов принятия стратегических, тактических и оперативных решений в сфере управления производственной (операционной) деятельностью предприятий;

- овладение методами анализа и синтеза в сфере управления производственной (операционной) деятельностью предприятий;

- получение навыков использования широкого спектра методов и средств принятия решений в области производственного (операционного) менеджмента, в том числе на базе современных инфор­мационных технологий.

Изучение дисциплины базируется на положениях экономической статистики, экономико-математического моделирования, мик­роэкономики, отраслевой экономики, экономики предприятия, технологии отраслевого производства, основ менеджмента, органи­зации предпринимательской деятельности. Знания, полученные в результате изучения дисциплины, являются основой менеджмента цепи поставок, бизнес-логистики, реинжиниринга бизнес-процес­сов, бизнес-администрирования и международного бизнеса.

[Содержание]

Фирма в рыночной экономике.

Аспекты рассмотрения фирмы.

Предприятие (фирма) – это организация, координирующая совместную деятельность людей с целью удовлетворения общественных потребностей.

Термин «организация» образован от французского слова «organisation» и означает устройство, сочетание кого-либо или чего-либо в единое целое. Организация предполагает внутреннюю упо­рядоченность частей целого как средство достижения желаемого результата.

Категория «организация» многозначна. В широком смысле это свойство систем, в узком – действие, направленное на создание чего-либо (например, организация собственного «дела»). В то же время организацией можно назвать группу людей, объединивших­ся ради достижения общих целей. Это могут быть общественно-политические и спортивные организации, организации любителей русской словесности и т. д. Если же целью, объединившей людей, является бизнес, то их совместное «дело» можно назвать бизнес-организацией. Такого рода организации могут быть предприятия, фирмы, корпорации, товарищества, акционерные общества и т.п. независимо от их формы собственности.

Фирма является одним из основных институтов современной экономики и играет особую роль в жизни общества. Она является источником удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и местом приложения сил большинства трудоспособного населения. В ней соединяются для производства благ трудовые, материальные, информационные и финансовые ресурсы.

В целом фирма представляет собой сложное явление и может рассматриваться с различных точек зрения и прежде всего как:

- целостная система;

- производственно-технологическая система;

- система контрактов.

- субъект гражданского права;

[Содержание]

Фирма, как система

 

С точки зрения своих наиболее общих свойств фирма является системой, которой присущи следующие фундаментальные для данного класса систем атрибуты.

Во первых, фирма как система (греч. systema - целое, составленное из частей) состоит из закономерно обусловленной совокупности компонентов, которые обобщенно можно разделить на две категории:

1) работники, представляющие собой социальные компоненты фирмы и в целом определяемые как персонал фирмы;

2) средства производства, т. е. все то, что используют работники для воздействия на предметы производства с целью их преобразования в продукты производства. В состав средств производства входят:

- технические средства, здания и сооружения;

- земля и другие природные факторы;

- нематериальные и финансовые активы.

Очень важным является то обстоятельство, что конкретный состав указанных компонентов для каждой фирмы является не случайным, а закономерно обусловлен теми функциями, которые должна выполнять данная фирма.

Во-вторых, фирма как система является единым целым. Это значит, что связи между её компонентами являются более сильными, чем связи этих компонентов с другими окружающими данную фирму объектами. Кроме того, эти связи также имеют не случайный, а закономерно обусловленный задачами фирмы характер.

В-третьих, фирма в отличие от естественных систем не возникает сама по себе, а является искусственной системой, которая сознательно и целенаправленно создаётся человеком для выполнения определённых производственно-хозяйственных задач. Вследствие этого она вступает в противоречие с окружающей средой. Отсюда следуют экологические факторы существования фирмы.

В-четвёртых, фирма является открытой системой. Это значит, что фирма существует лишь в условиях постоянного взаимодействия с определённой внешней средой, из которой она через свои проницаемые границы получает материальные, трудовые, энергетические, информационные и финансовые ресурсы и в которую поставляет свою продукцию.

В-пятых, фирма является целеактивной системой, т.е. в отличие от других систем, которые лишь пассивно реагируют на воздействия внешней среды, фирма активно действует в направлении достижения своих собственных целей. Это значит, что фирма имеет внутренний механизм постановки и реализации собственных целей и следовательно, имеет собственную автономно действующую систему управления.

В-шестых, фирма является развивающейся системой, т.е. в отличие от систем, которые остаются неизменными, фирма чтобы выжить в постоянно изменяющейся внешней среде и адаптироваться к ней, изменяет свою структуру и функции. Это изменение совершается таким образом, чтобы увеличить объём и/или эффективность деятельности фирмы и, следовательно, реализуется целенаправленно в рамках определённой стратегии развития фирмы.

[Содержание]


Акционерное общество (АО).

Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ, ст. 96 – 104, и Федеральным Законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", введенным в действие 01.01.1996.

Статьей 2, п.1 упомянутого выше ФЗ определено:

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Открытое АО (ОАО) - общество, участники которого могут отчуждать (продавать, передавать) принадлежащие им акции без согласия других членов общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, их свободную продажу. ОАО вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые акции, в случаях, установленных Уставом. Число акционеров ОАО не ограничено.

Закрытое АО (ЗАО) - общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. ЗАО не вправе проводить открытую подписку на свои акции, либо иным образом предлагать их неограниченному кругу лиц. Число членов ЗАО не должно превышать 50 (пятидесяти). В противном случае, общество в течение года должно быть преобразовано в открытое АО.

Преимущества организаций типа АО:

- возможность привлечения дополнительных инвестиций путем выпуска акций;

- снижение предпринимательского риска;

- возможность перелива капитала из отрасли в отрасль.

Создание АО.

Общество считается созданным с момента его государственной регистрации. Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Учредители заключают между собой договор о создании общества, который не является учредительным документом. Решение об учреждении отражает результаты голосования по вопросам учреждения общества, утверждения его Устава, избрания исполнительных органов управления.

Устав общества является учредительным документом и содержит следующие сведения:

- полное и сокращенное фирменное название;

- место нахождения;

- тип общества (открытое или закрытое);

- количество, номинальную стоимость, категорию (обыкновенные, привилегированные) акции и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

- права акционеров по каждой категории акций;

- размер уставного капитала;

- структуру и компетенцию органов управления обществом и порядок принятия ими решений;

- порядок проведения общего собрания акционеров.

Внесение изменений и дополнений в Устав осуществляется по решению общего собрания акционеров. Увеличение размеров УК производится либо путем увеличения номинальной стоимости акций, либо размещением дополнительного числа акций.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. УК определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующий интересы его кредиторов. При учреждении общества все акции размещаются среди учредителей, при этом все акции - именные.

Объявленные акции – уставом АО может быть определено количество, номинал объявленных акций (акции, которые АО вправе размещать дополнительно), права по ним, порядок и условия их размещения.

Права владельцев акций:

· обыкновенных:

- для всех акций одинаковые номинал и права;

- владельцы обыкновенных акций могут участвовать в собрании акционеров с правом решающего голоса, имеют право на получение дивидендов, а также части имущества - при ликвидации общества.

· привилегированных:

- Акции могут быть нескольких типов. В каждом типе - одинаковый номинал и набор прав. Суммарный номинал привилегированных акций не может превышать 25% УК.

- Возможный набор прав:

ü дивиденд - определенный (в твердой сумме, в % от номинала, иной порядок);

ü ликвидационная стоимость - определенная (форма аналогична дивиденду);

ü право голоса в случаях, предусмотренных Законом (при реорганизации и ликвидации, по вопросам ограничения прав акционеров и др.) или Уставом;

ü если дивиденд и/или ликвидационная стоимость не определены, они выплачиваются также, как для обыкновенных акций.

· кумулятивных:

- дивиденды по акциям в случае их невыплаты накапливаются и выплачиваются впоследствии.

Уставом АО может определяться порядок конвертации привилегированных акций в обыкновенные или акции другого типа.

АО вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размер УК, либо величину обеспечения, предоставляемого третьими лицами.

Облигация - ценная бумага, удостоверяющая право владельца требовать ее погашения (выплату номинальной стоимости или номинальной стоимости и процентов) в установленные сроки. Условия и сроки погашения определяются при выпуске облигации.

Облигации могут быть именными или на предъявителя. Выпуск облигации возможен лишь в случае полной оплаты УК. Погашение производится либо деньгами, либо иным имуществом, а сроки погашения - либо по сериям, либо единовременно.

Органы управления АО.

Высший орган управления - собрание акционеров. Компетенция общего собрания:

- внесение изменений в устав;

- реорганизация и ликвидация общества;

- определение численности совета директоров (наблюдательного совета), избрание его членов и досрочное прекращение полномочий;

- определение предельного количества объявленных акций;

- изменения уставного капитала;

- образование исполнительного органа, досрочное прекращение его полномочий;

- утверждение годовых отчетов;

- ряд других вопросов.

Исполнительный орган АО

Руководство текущей деятельностью АО осуществляется в следующих формах:

- Директором (генеральным директором) - единоличный исполнительный орган;

- Директором (генеральным директором) и Правлением (дирекцией), причем компетенция каждого органа определяется Уставом, а директор осуществляет функции председателя правления;

- По решению общего собрания и договору, утвержденному Советом директоров может осуществляться:

ü управляющим (индивидуальным предпринимателем)

ü управляющей коммерческой организацией (коллективный исполнительный орган)

Компетенция исполнительного органа - все вопросы руководства текущей деятельностью, кроме вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания и совета директоров

Права и обязанности - определяются Законом, иными правовыми актами, Договором. Договор может быть расторгнут в любое время по решению общего собрания или совета директоров (если в Уставе установлены соответствующие полномочия Совета).

Исполнительный орган:

- представляет интересы АО;

- совершает сделки (Уставом может быть установлен предельный размер сделок, заключаемых без согласования с Советом);

- утверждает штатное расписание;

- издает приказы.

Члены исполнительного органа:

- должны действовать в интересах АО, добросовестно и разумно;

- несут ответственность перед АО за убытки, причиненные их действиями (бездействием);

- ответственность нескольких лиц является солидарной.

В суд с иском к лицам, входящим в органы управления АО, может обратиться АО или акционер, владеющий не менее 1% размещенных обыкновенных акций.

Преобразование и ликвидация АО.

Слияние обществ – возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух и более обществ с прекращением последних. Договором о слиянии определяется порядок конвертации акций обществ, которые сливаются. Принимается Устав нового общества.

Присоединение общества – прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. Договором о присоединении определяется порядок конвертации акций присоединяемых обществ. Вносятся изменения в Устав.

Разделение обществ – прекращение общества с передачей всех прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. Договором о присоединении определяется порядок конвертации акции общества, распределение прав и обязанностей в соответствии с разделительным балансом.

Выделение общества – создание одного или нескольких обществ с передачей прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.

Преобразование общества – акционерное общество вправе быть преобразованным в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив, которым переходят все права и обязанности реорганизуемого общества в соответствии с передаточным актом.

Ликвидация общества – общество может быть ликвидировано добровольно или по решению суда. Ликвидационная комиссия осуществляет решение всех вопросов о прекращении деятельности общества, в том числе и публикацию в печати сообщения о ликвидации общества, порядке и сроках предъявления требований его кредиторов (не менее двух месяцев с момента публикации).

Оставшееся после расчетов с кредиторами имущество распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности:

- выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены;

- выплата начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям;

- распределение имущества между остальными владельцами обыкновенных и привилегированных акций.

Виды унитарных предприятий.

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (государственное предприятие), муниципальное предприятие;

- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Собственник не отвечает по обязательствам предприятия.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства Российской Федерации.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

Казенное предприятие, в отношении закрепленного за ними имущества, осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения им.

Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Собственник осуществляет жесткий контроль (государственные казенные предприятия - ГОСЗНАК, СВЯЗЬ)

Представительство обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которая представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или часть их, в том числе и функции представительства.

Представительства и филиалы:

- не являются юридическими лицами;

- наделяются имуществом создавших юридических лиц;

- действуют на основании положений утвержденных юридическим лицом;

- руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности;

- должны быть указаны в учредительных документах юридического лица.

На территории РФ в форме хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ могут создаваться предприятия с иностранными инвестициями, которые действуют в следующих видах:

- предприятия с долевым участием иностранных инвесторов (совместные предприятия), а также их дочерних предприятий и филиалов;

- предприятия, пассивно принадлежащие иностранным инвесторам (пассивные предприятия), а также их дочерним предприятиям и филиалам;

- филиалы иностранных юридических лиц.

Среда деятельности фирмы.

Общее определение.

Фирма существует в условиях постоянного взаимодействия с различными системами и факторами, влияющими на направления, результаты и эффективность её деятельности и составляющими её маркетинговую среду.

Среда деятельности фирмы - это совокупность систем и факторов, прямо или косвенно воздействующих на фирму и/или подверженных её воздействию.

В целом среда деятельности фирмы делится на два принципиально различных по условиям контроля со стороны фирмы вида: внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя среда фирмы.

Внутренняя среда фирмы - это часть общей среды, которая находится внутри фирмы, контролируется ею и образует потенциал её деятельности.

Эта среда включает пять видов элементов (рис. 2.6)

1. Персонал, который представляет собой ключевой фактор успешной деятельности фирмы и включает демографический и профессиональный состав, уровень квалификации, знания, умения и навыки работников, а также авторитет, известность и имидж ведущих менеджеров и специалистов.




2. Активы, т.е. любые виды средств и атрибутов фирмы, способные приносить ей доход. Они делятся на три вида:

- материальные активы, к которым относятся основные средства и материально-производственные запасы;

- нематериальные активы: патенты, лицензии, технология производства, ноу-хау, авторские права, программные продукты, торговая марка и деловая репутация фирмы (гудвилл);

- финансовые активы: ценные бумаги, дебиторская задолженность и денежные средства.

3. Структура, т.е. совокупность компонентов фирмы и связей между ними. При этом в зависимости от вида отражаемых связей различают:

- административно-хозяйственную структуру, которая отражает вертикальные связи административного подчинения, хозяйственного включения и финансовых взаимоотношений между подразделениями различных иерархических уровней фирмы;

- производственную структуру, отражающую совокупность горизонтальных предметно-технологических отношений между производственными подразделениями;

- структуру системы управления, которая отражает отношения линейных и штабных полномочий и коммуникаций менеджеров и звеньев различных уровней системы управления.

4. Системы, под которыми здесь понимаются официальные взаимосогласованные правила, процедуры и нормы, принятые на фирме при осуществлении определённых видов деятельности. Важнейшими такими системами являются:

- система материально-технического снабжения;

- система планирования и бюджетирования;

- система бухгалтерского учёта;

- система оплаты и стимулирования труда;

- система менеджмента качества;

- информационная система.

5. Культура (организационная, корпоративная) - это совокупность коллективно разделяемых работниками фирмы общих ценностей, убеждений, норм поведения и традиций. Она включает три важнейших элемента:

- набор общих ценностей, определяющих, что является важным, а что нет, и отражающих приоритеты фирмы. («мы ценим творческий подход в работе», «потребитель - король» и т. п.);

- нормы поведения, т.е. неформальные правила, влияющие на решения и действия всех работников формы и указывающие, что хорошо и допустимо, а что нет (этика поведения, кодекс чести, норма «клиент всегда прав», отношение к работе, ответственность на работе, качество работы, чистота рабочего места и т.п.);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.139 с.)