Лекционный материал раздела№2 «лфк» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекционный материал раздела№2 «лфк»



Примерный тематический план теоретического материала раздела «Лечебная физическая культура» учебной дисциплины «Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа»

Тема Содержание учебного материала Объем часов
Тема 1
Общие основы ЛФК.   1. Определение здоровья. 4
2. Характеристика физических упражнений в ЛФК.
  3. Периоды ЛФК и режимы двигательной активности в системе реабилитации физической работоспособности больных.
  4. Особенности занятий физическими упражнениями со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Тема 2
ЛФК при различных заболеваниях ЛФК в травматологии и ортопедии. 7
ЛФК при травмах и заболеваниях периферической и центральной нервных систем.
ЛФК при заболеваниях ЖКТ.
ЛФК при заболеваниях органов мочевыделения.
ЛФК при заболеваниях органов дыхания.
ЛФК при заболеваниях ССС.
  ЛФК в хирургии.
     

 

Лекционный материал раздела «Лечебная физическая культура» учебной дисциплины «Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа»

Тема 1. Общие основы ЛФК (4 часа).

План изучения темы:

1. Определение здоровья.
2. Характеристика физических упражнений в ЛФК.
3. Периоды ЛФК и режимы двигательной активности в системе реабилитации физической работоспособности больных.
4. Особенности занятий физическими упражнениями со школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

1.Определение здоровья

Здоровье человека — это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспо­собности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По мнению академика Ю.П. Лисицына, «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно — состояние, которое позволяет человеку вести нестесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

С точки зрения социальной медицины выделяют 3 уровня оценки здоровья:

— здоровье отдельного человека (индивидуума);

— здоровье малых социальных, этнических групп (семейное или групповое здоровье);

— здоровье всего населения (популяции), проживающего в городе, в селе, на определенной территории.

Для оценки здоровья на каждом из 3 уровней используются различные шкалы, но следует подчеркнуть, что наиболее адекватные критерии для каждого уровня еще окончательно не обоснованы и порой трактуются по-разному, с учетом экономических, репродуктивных, сексуальных, воспитательных, медицинских и психологических критериев.

При оценке здоровья населения в санитарной статистике используются типовые медико-статистические показатели.

I. Медико-демографические показатели.

А. Показатели естественного движения населения:

- смертность общая и возрастная;

- средняя продолжительность предстоящей жизни;

- рождаемость, плодовитость;

- естественный прирост населения;

Б. Показатели механического движения населения:

- миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная, внут­ригородская миграция и др.).

II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).

III. Показатели инвалидности и инвалидизации.

IV. Показатели физического развития населения.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально–психологических ситуаций.

Социально–гигиенические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни каждого.

По данным известных отечественных ученых Ю.П.Лисицина, Ю.М. Комарова и многочисленных зарубежных авторов, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50 –55 % удельного всех факторов, обусловливающих здоровье населения.

К другим факторам, непосредственно влияющим на здоровье, относятся:

- экология (влияние внешней среды) -20 –25 %;

- наследственность -20 %;

- здравоохранение -10 %.

Существуют и другие различные модели, где скрупулезно показано отрицательное влияние тех или иных факторов на здоровье человека.

На продолжительность жизни явно влияют 2 фактора: наследственность и окружающая среда. Чтобы самому прожить долго, не обязательно родиться в семье долголожителей, но все же это неплохо. Люди, чьи предки отличались долголетием, в каждом данном возрасте имеют более низкие показатели смертности. Наследственностью обусловлено около 2000 болезней и дефектов, в том числе некоторые формы слепоты и глухоты, умственной отсталости, гемофилии и нарушения обмена веществ.

Но подобные (выше перечисленные) болезни не являются причинами смерти и статистически незначительны. По словам Гэлтона, «если какие-то серьезные болезни и передаются по наследству, все они относятся к числу редких. Наследственность располагает к заболеваниям, но отнюдь не делает болезнь неизбежной».

Что касается второго фактора — окружающей нас среды, то ее мы можем в известной степени контролировать. Мы можем попытаться изменять наше окружение так, чтобы исследованные нами признаки развивались в более благоприятной обстановке.

Национальный центр статистики США опубликовал сообщение о том, как долго могли бы мы жить, если бы с главными «убийцами» человечества было покончено. Стоит справиться частично с сердечно-сосудистыми заболеваниями, и мы выиграем 5 лет жизни. А если снизить заболеваемость раком на 80 %, то к жизни еще прибавилось бы 2,5 года. Уничтожив всех «пожирателей» жизни, большинство из которых мы сами себе навязываем своим образом жизни или обращением с окружающей средой, мы смогли бы продлить жизнь каждого человека в среднем на 22,5 года:

- мужчины в среднем жили бы до 92,5 лет.

- женщины - до 97,5 лет.

И этого можно достигнуть в значительной мере без новых лекарств, процедур или технических новшеств в медицине.

Так какова же средняя продолжительность жизни человека в настоящее время?

В различных странах мира этот показатель варьирует и зависит от социально-политической, экономической и экологической ситуации. Самая высокая средняя продолжительность предстоящей жизни сегодня в Японии и Исландии — почти 80 лет, а самая низкая в Чаде — 39 лет.

Итак, здоровье и долголетие зависят от нас самих. Существует представление, что здоровье зиждется на трех «китах»:

- рациональном питании;

- физической активности;

- психическом комфорте.

Это общие понятия, которые неоспоримы, о которых надо знать и их придерживаться.

 

Анализ жизни и деятельности долгожителей не только России, но и других регионов мира, показал, что здоровый образ жизни этих людей определяется следующими факторами:

— личной гигиеной;

— рациональным питанием;

— оптимальным сочетанием работы и отдыха;

— двигательной активностью;

— закаливанием;

— отказом от вредных привычек;

— поддержанием в течение жизни выработанного и апробированного стиля жизни.

В 1985 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дала такое определение здоровья: "Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Несмотря на популярность этого понятия, оно дает только теоретическую модель основных компонентов здоровья, не затрагивая количественных критериев его оценки. Здесь здоровье определяется как некое стабильное, не изменяющееся, конечное состояние, количественно неизмеримое. Это связано с тем, что в настоящее время не выделен материальный (морфо-функциональный и психофизический) субстрат здоровья, хотя некоторые ученые (Р.И.Айзман) выделяют в качестве субстрата здоровья - способность поддерживать стабильность гомеостаза, а также нервно-психическое состояние. Г.И. Царегородцев (1983) определяет здоровье как состояние гармоничной саморегуляции и динамического равновесия со средой. Известный кардиохирург Н.М. Амосов (1987) рассматривает здоровье как способность к проявлению резервов организма. Р.М. Баевский (1979) определяет здоровье как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека. Н.А. Агаджанян (1984) характеризует здоровье как оптимальное соотношение взаимосвязанных эндогенных ритмов физиологических процессов и их соответствие внешним циклическим изменениям.

Какова функция здоровья? Прежде всего оно обеспечивает хорошую адаптацию человека к изменениям окружающей среды, поддерживая оптимальный уровень жизнедеятельности человека в каждый конкретный период онтогенеза путем саморегуляции и тем самым, способствует самореализации и развитию личности. А адаптация и саморегуляция, в свою очередь, поддерживают гомеостаз. Здоровье - это не однородное понятие, оно включает в себя 6 компонентов: физический, психоэмоциональний, интеллектуальний, социальний, личностный и духовный.

Под физическим компонентом понимается состояние всех органов и систем организма, уровень его резервных возможностей и наличие (отсутствие) физических дефектов, хронических заболеваний и генетических болезней. Под психоэмоциональным компонентом понимается состояние психики человека, наличие или отсутствие нервно-психических отклонений, а также умение человека выражать и контролировать свои эмоции. Интеллектуальный компонент отвечает за способность усваивать и эффективно использовать нужную информацию. Социальный компонент характеризует отношения человека как субъекта мужского или женского пола с социумом (способ общения с людьми). Личностный компонент подразумевает осознание себя как личности, способы самореализации. Духовный компонент отвечает за формирование основных жизненных целей, мотивов и системы ценностей человека, обеспечивая, таким образом, целостность личности, ее развитие, ее жизнь в обществе, являясь самым главным среди других аспектов.

Факторы, влияющие на здоровье человека

Выделяют две группы факторов, влияющих на здоровье: "факторы риска" и "факторы здоровья".

Факторы риска способствуют ухудшению здоровья, а факторы здоровья - его укреплению. В зависимости от сферы влияния все факторы делят на 4 группы:

1 группа - факторы образа жизни (50 % в общей доле влияния);

2 группа - факторы внешней среды (20 % в общей доле влияния);

3 группа - биологические факторы (20 % в общей доле влияния);

4 группа - факторы медицинского обслуживания (10 % в общей доле).

2. Характеристика физических упражнений. Физические упражнения (в виде лечебной гимнастики) являются основным средством ЛФК. С лечебной целью используют физические упражнения, подвижные и спортивные игры, прикладные и спортивные упражнения, пассивные, рефлекторные и корригирующие движения, упражнения на специальных снарядах и аппаратах (тренажерах), идеомоторные упражнения и т.д.

Систематическое применение физических упражнений способно влиять на реактивность организма, изменять как общую реакцию больного, так и местное ее проявление. При этом в общую реакцию организма обычно вовлекаются и те физиологические механизмы, которые участвовали в патогенетическом процессе. Выбор упражнений производится на основе механизма их действия, с учетом особенностей течения заболевания, возраста пациента и т.д.

Эффективность физических упражнений зависит от характера движений, числа повторений и вовлечения в динамический процесс той или иной группы мышц (различные движения в мелких, средних и крупных суставах конечностей, дыхательные упражнения — диафрагмальные, грудные и пр.).

Средства лечебной физкультуры. Основными средствами ЛФК являются физические упражнения (схема III), которые делят на следующие: гимнастические (общеразвивающие и дыхательные, активные и пассивные, без снарядов и на снарядах); спортивно-прикладные (ходьба, бег, бросание мячей — набивных, баскетбольных, волейбольных и др., прыжки, плавание, гребля, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.); игры (малоподвижные, подвижные и спортивные).

 

Гимнастические упражнения выполняются в определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью, повторяемостью. Они развивают силу, выносливость, координацию, улучшают подвижность в суставах и т.д. Гимнастические упражнения можно условно разделить по анатомическому (биомеханическому) признаку (действию): упражнения для мышц шеи, рук, ног, туловища, брюшной стенки, тазового дна и др.; по методической (педагогической) направленности: упражнения на координацию, выносливость, растягивание, равновесие, силу и др.; по характеру активности их выполнения: пассивные, активные, пассивно-активные, идеомоторные.

Статические упражнения проводятся в виде напряжения мышц, удержания гантелей, набивных мячей, гирь, удержание собственного веса на тренажерах, во время висов, упоров на снарядах (или на полу, у гимнастической стенки и т.д.). Статические упражнений применяют в до- и постиммобилизационном периоде для профилактики возникновения атрофии мышц, укрепления мышц и развития силы и выносливости.

Упражнения на растягивание применяют в виде различных сгибаний в суставах с последующей фиксацией сустава в согнутом положении (2—10 с). Используют для снятия утомления, при контрактурах, при повышенном мышечном тонусе.

Упражнения на расслабление (релаксация). Их применяют для снятия утомления (во время проведения занятий), понижения мышечного тонуса (при парезах, параличах, травмах, контрактурах и пр.).

Идеомоторные упражнения — это мысленно выполняемые упражнения, во время которых дается как бы приказ выполнить определенные движения (параличи и парезы, при гипсовых повязках на конечности и др.). Их необходимо сочетать с пассивными движениями.

Пассивные упражнения (движения) выполняются методистом (инструктором) лечебной физкультуры. Пассивные движения характеризуются отсутствием волевого усилия или мышечного напряжения у больного. Пассивные движения применяются для стимуляции восстановления движений и профилактики контрактур (параличи, парезы и др.).

Дыхательные упражнения возбуждают и углубляют функцию дыхания. Они способствуют нормализации и совершенствованию дыхательного акта. Одновременно происходит взаимокоординация дыхания и движений, укрепление дыхательной мускулатуры, улучшение подвижности грудной клетки, растягивание (ликвидация) спаек в плевральной полости, предупреждение и ликвидация застойных явлений в легких, удаление мокроты.

Корригирующие упражнения направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. Правильная осанка обеспечивает наиболее полноценное в функциональном отношении взаиморасположение и функционирование внутренних органов и систем.

Упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, с предметами (рис. 1). Упражнения на гимнастических снарядах выполняются в виде висов, упоров, подтягиваний. Предметами и снарядами могут быть палки, гантели, набивные мячи, булавы, обручи и др.

В последние годы в медицинскую практику (в систему реабилитации) стали широко внедряться тренажеры, которые позволяют целенаправленно воздействовать на тот или иной сегмент, орган, функциональную систему и пр. Особая их ценность состоит в том, что, включая те или иные упражнения, можно их дозировать по силе, темпу, амплитуде движения; одновременно происходит разгрузка позвоночника, а это крайне важно при таких заболеваниях, как спондилез, остеохондроз позвоночника, сколиоз, коксартроз, функциональные нарушения осанки, различные травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата, особенно в послеоперационном периоде.

 

 

Рис. 1. Примерный комплекс ЛГ для восстановления функции локтевого сустава

Гимнастика в воде (гидрокинезотерапия). Плавание в ластах, с лопаточками и гимнастика в воде — это сочетание физических упражнений и температурного (или химического) фактора воды с лечебной и профилактической целью. Нахождение в воде значительно повышает теплоотдачу и обмен веществ, активизирует гемодинамику, дыхание и т.д.

Физические упражнения в воде показаны больным с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата, особенно после снятия иммобилизации, при нарушениях осанки, контрактурах, атрофиях мышц, нарушении обмена веществ, заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, а также при заболеваниях внутренних органов (холецистит, колиты, гастриты и др.), при сосудистой патологии (варикозная болезнь, тромбофлебит и др.), нарушении обмена веществ и эндокринной системы (подагра, ожирение, сахарный диабет и др.), повреждениях и заболеваниях нервной системы (остеохондроз позвоночника, параличи и парезы, неврозы, полиомиелит, детский церебральный паралич, вибрационная болезнь и др.), артрозы (коксартрозы), артриты, вегетососудистая дистония и др

Гимнастика в воде является дополнением к ЛФК в зале, на площадках и т.д. Она проводится групповым методом, а бег — индивидуальным. В бассейне проводятся игры в водный баскетбол.

Спортивно-прикладные упражнения — это естественные двигательные действия или их элементы. Такими упражнениями являются лазание, бытовые и трудовые действия, прыжки, метание, плавание, ходьба на лыжах, гребля, ходьба, захватывание, смещение и перенос различных предметов и т.д.

Спортивные упражнения более эффективны для развития выносливости, нормализации функционального состояния больного (особенно при заболеваниях кардиореспираторной системы, нарушении обмена веществ и др.).

Упражнения для восстановления бытовых навыков применяются при нарушении движений (травмы, ампутации, параличи и др.), которые необходимы для бытовых и производственных двигательных актов (одевание и раздевание, умывание, чистка зубов, причесывание, а также открывание и закрывание замка, водопроводного крана, пользование телефоном и др.). Для этих целей используют также специальные стенды (в кабинетах трудотерапии).

Xодьба как лечебное средство широко используется для восстановления двигательных функций, тренировки сердечно-сосудистой и двигательной систем и др. Используется также ходьба с костылями, в специальных «ходилках», ходьба по лестнице, в воде и др. Дозировка проводится по темпу, длине шагов, по времени, по рельефу местности (ровная, пересеченная и пр.). Ходьбу используют с целью восстановления механизма походки (при травмах, ампутациях, параличах и др.), улучшения подвижности в суставах, а также для тренировки сердечно-сосудистой системы у больных ИБС, гипертонической болезнью, вегетососудистой дистонией, легочной патологией (пневмония, бронхиальная астма и др.), при нарушении обмена веществ. Практикуется дозированная ходьба, прогулки по местности с различным рельефом (терренкур).

Бег является упражнением общего воздействия на кардиореспираторную систему и обмен веществ. В сочетании с ходьбой он широко применяется при санаторно-курортном лечении. По мере адаптации организма к тренировкам длина пробегаемых отрезков увеличивается, а время ходьбы уменьшается.

Ходьба на лыжах содействует тренировке кардиореспираторной системы, стимулирует метаболизм в тканях и т.д. В зависимости от вида ходьбы (темпа, скорости, длины дистанции, профиля дистанции и др.) интенсивность упражнения может быть умеренной, большой и максимальной. Ходьба на лыжах обладает не только тренирующим эффектом, но и закаливающим. Лыжные прогулки широко используются в санаториях и домах отдыха.

Гребля оказывает благотворное воздействие на кардиореспираторную систему, обменные процессы, на мышечную систему и др. В санаторно-курортных условиях гребля широко используется при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушениях обмена веществ.

Катание на коньках требует хорошей координации. Особенно полезно катание на коньках при неврозах, заболеваниях кардиореспираторной системы и др. Дозировка катания зависит от времени, количества кругов, темпа и пр.

Езда на велосипеде усиливает вегетативно-вестибулярные реакции, стимулирует обменные процессы, а также является прекрасным средством тренировки сердечно-сосудистой системы, дыхания, функции нижних конечностей и др. Дозировка определяется временем езды на велосипеде, ее темпом, расстоянием (дистанцией), рельефом и т.д. Применяется в санаторно-курортном лечении, в профилакториях.

Плавание как средство ЛФК используется при кардиореспираторных заболеваниях, нарушениях обмена веществ, травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата и пр. Плавание является хорошим средством тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также терморегуляции. Дозировка определяется длиной проплываемых отрезков, темпом, периодами отдыха между отрезками, а также техникой плавания. Если больной плохо плавает, то энергии он тратит значительно больше.

Игры как средство ЛФК предназначены для совершенствования двигательных навыков в меняющихся условиях, для улучшения функции анализаторов. Игры обладают тренирующим эффектом для ряда систем и органов, а если еще учесть эмоциональный фактор, то они успешно применяются и при неврозах, вегетососудистой дистонии и другой патологии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.54.128 (0.041 с.)