Чистая конкуренция. Условия эффективности в конкурентной экономике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чистая конкуренция. Условия эффективности в конкурентной экономике.



Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг. (Далее шёл повтор определения и свойств свободной конкуренции из билета 18, который я снёс — прим. Севы)

Свободная конкуренция имеет ряд характерных признаков: на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах; никем и ничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим (это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства); участники рыночных сделок никак не участвуют в контроле за рыночными ценами. Свободную конкуренцию называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и рынок также чист от монополий. Участники рыночных сделок имеют совершенное знание о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Свободная конкуренция соответствует периоду классического капитализма, в наиболее полной форме она проявилась в Англии в XIX веке. Свободное соперничество характеризуется сравнительно мирными методами, главным образом подавлением соперника методом открытой ценовой конкуренции (сбивания цен).

Совершенная конкуренция – это такое состояние рыночной системы хозяйствования, когда:

1) на рынке множество покупателей и продавцов, и ни одна группа этих агентов рынка не может влиять на положение и изменение рыночной конъюнктуры;

2) для продажи предлагаются одинаковые, однородные товары и услуги;

3) ни один из участников рынка не знает о рынке больше чем остальные, так что все продавцы и все покупатели имеют о рынке одинаковую и полную информацию;

4) покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его, не испытывая никаких затруднений.

На рынке совершенной конкуренции цена – это заданная величина: отдельно взятый агент рынка никакого прямого влияния на цену не оказывает. Если продавец запросит более высокую цену, покупатели перейдут к его конкурентам. Если же он запросит более низкую цену, он не удовлетворит весь спрос, так как доля его товара на рынке невелика. Не в состоянии изменить цену и покупатель. Приспособление к рынку в условиях совершенной конкуренции выразится в объеме продаж и в объеме покупок.

Свойства:

  • побуждает товаропроизводителей повышать эффективность производства, экономить труд и затраты;
  • стихийно приспосабливает структуру производства к потребностям покупателей;
  • отвергает производство ради производства;
  • создает саморегулирующуюся систему рынка;
  • не дает какой-либо рыночной власти и соответственно каких-либо привилегий как продавцам, так и покупателям;
  • не создает каких-либо ограничений внешнего или искусственного характера для свободного волеизъявления всех участников рынка;
  • побуждает всех участников рынка к абсолютной мобильности ресурсов.

20. Чистая монополия и НТП. Регулируемая монополия.
Чистой монополии, как и чистой конкуренции, не существует, это условность.

Монополизация сфер пр-ва и обмена. Формы моноп. объединений.

Первые моноп. объед-я – корнеры, ринги, пулы (19в.). Это были соглашения по поводу опр. эк. операции, е. g., по поддержанию единого ур-ня цен на товар с целью получения высокой прибыли. Позднее монополии приобретают более сложные формы.

ü картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. (Пр.: страны ОПЕК). Возможны и такие виды картелей, как патентные соглашения, предусматривающие взаимн. обмен патентами на новые технологии между компаниями, при закрытии доступа к ним другим фирмам;

ü синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Картель и Синдикат не исключают внутриотраслевой конкуренции между их участниками (Пр.: алмазный синдикат «Де Бирс»);

ü трест – объединение юридических лиц, в котором создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию (Пр.: «Standard Oil Company», «Royal Dutch Shell»);

ü концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Сейчас концерны получили широкое распространение;

ü межнациональные корпорации – объединение фирм различных стран на базе международного кооперирования и специализации производства (Пр.: “IBM”, “General Motors”). Диверсификация – проникновение капитала данной корпорации в отрасли, которые прямо не связаны с основной формой её деятельности, переливающее капитал в более рентабельные отрасли пр-ва. Основополагающей чертой является внутрифирменная межотраслевая передача технологий;

ü конгломерат представляется собой группу юридически самостоятельных компаний, принадлежащих одному владельцу, которые проводят независимую друг от друга экономическую политику.

При чистой монополии есть множество фирм, производящих данный продукт, полная однородность производимой продукции, отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала, полная информация, имеет место полный контроль и никакого контроля над ценами. Чистая монополия предполагает наличие единственного продавца, производящего данный продукт и не имеющего взаимозаменяемых продуктов (субститутов). Причем монополист как продавец вступает в обмен с покупателями его продукции и стремится установить такой уровень цен, при котором прибыль была бы максимальной.

Друзья, в учебнике нет ничего про монополию и НТП (научно-технический прогресс), но вот умный Илья сказал мне, что монополия тормозит НТП. Ну «наплетите» что-нибудь (не дай бог мне попадется этот билет – все помнят пример Егора)), что монополия накладывает свою хищную лапу на маленькие компании, не дает им развиваться, производить товары. А если все и так покупают товары монопольной компании, зачем ей стремиться к улучшению качества продукции. Нет конкуренции – нет стремления к совершенству, да. Но в сети нарыла вот такое:

«Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, — это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли».

Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовая политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:

- обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и ругулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);

- определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

- стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;

- создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).

21. Олигополия и ее формы.
Короче: олигополия – когда несколько фирм контролируют рынок и зависят друг от друга. Бывает тайной, олигополией доминирования и в виде монополистической конкуренции.

Олигополия – наиболее распространённая форма несовершенной конкуренции.Олигополией называют рыночною ситуацию, при которой несколько крупных фирм доминируют в отрасли. Каждая из них способна оказать влияние на рыночную цену, а вхождение новых производителей в отрасль ограничено. Короче, типа монополии, только не один производитель, а несколько. Производится довольно однородная продукция. Полный контроль над объёмом предложения, частичный над ценами. Конкуренция неценовая, т.е. покупатель привлекается не низкой ценой, а лучшим качеством товара или сервисного обслуживания.

Если одна какая-то фирма снижает цену, не получится так, что раз – и все стали покупать её товары и она стала архи-богатой, т.к. все остальные последуют за ней. Возросший в связи с понижением цен спрос будет распределяться между всеми производителями. Поэтому в такой рыночной ситуации наблюдается стабильность цен. Вот такая вот круговая порука.

Характерные черты:

· немногочисленность. Чем выше уровень концентрации, тем большая доля производства приходится на небольшое число фирм-лидеров.

· высокие барьеры для вхождения в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба, наличием патентов на технические открытия, монопольным контролем над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу и т.д.

· всеобщая взаимозависимость. Небольшое число фирм в составе олигополии вынуждает их при формировании экономической политики учитывать реакцию со стороны конкурентов.

Формы олигополий:

1. Тайная олигополия. Фирмы договариваются, чтобы рыночная цена была как при монополии – везде одинаковой

2. Олигополия доминирования. Самая большая фирма берёт себе процентов 60-80, а остальное отдаёт конкурентам.

3. Монополистическая конкуренция. Цены контролируется, но производителей больше и доступ на рынок свободный

 

22. Роль государства в регулировании экономики. Смешанная экономика.
Краткий экскурс в историю
: ещё «Русская правда» Ярослава Мудрого (11 в.) и законы Хаммурапи (17 в. до н. э.) содержали законы и правила хозяйственной деятельности (т.е. гос-во осуществляло контроль экономики посредством законов). В 15-17-ых веках развилась экономическая школа меркантилизма, которая, выше всего ставя накопление денег и положительный торговый баланс, считала важным государственное регулирование торговли и мануфактурной пром-ти; учение м. нашло своё отражение при выработке гос-венной протекционистской политики в России (Пётр I) и др. странах. Но в 18-ом веке на смену идеям м. пришли идеи экономического либерализма и А. Смит, считавший, что тем сильнее развивается рынок и экономика страны, чем меньше степень вмешательства гос-ва в дела рынка, и что со всеми своими проблемами рынок справится сам, посредством своей «невидимой руки». Последователи Смита, составившие неоклассическое направление политической экономии, отводили гос-ву роль «ночного сторожа», призванного вмешиваться лишь в самых экстремальных кризисных ситуациях. Однако в 20-ом веке стало очевидно, что рыночная экономика имеет три уязвимых места, дыры, которые невозможно «заткнуть» без привлечения гос-ва: монополизм, инфляция, спад деловой активности, что ясно отразилось в кризисах 1929-1933 гг., 1937-1938 гг. и др.

В результате чего возникла теория английского экономиста Дж. М. Кейнса, из которой выходило, что государство может и должно действовать на психологию граждан и хоз-щих объектов, добиваясь от них активности и стимулируя эффективный совокупный спрос общества, который определяет устойчивость магического четырёхугольника (устойч. темы эконом. роста, низкая безработица, равнов. торг. и плат. балансов в теч. цикла, стабильные цены). Под воздействием теории Кейнса был проведён «новый курс» Рузвельта, в результате которого гос-во стало осущ. заметное влияние на рынок страны. Но во второй половине 20-го века голоса стали подавать монетаристы, которые предлагали уменьшение роли гос-ва в регул. экономики, снижение налогов с предприним., за уменьш. затрат на социал. сферу и проч.

Сегодня в мире практикуется гораздо более подвижная система регулирования экономики гос-вом: древо целей гос-венного регулирования экономики, имеющее в вершине генеральную цель, закл. в обеспечении интенс. экон. роста, укрепл. межд. полож. страны и проч., обладает в своих «корнях» различными методами достиж. генеральной цели, варьирующимися и выступающими на первый план или отходящими на второй в зависимости от ситуации в стране (в случае кризис исп. антикризисные методы, стабилиз. экономики, в случае деф. платёжного баланса и золотовал. резервов нужно привлек. инвесторов, обеспеч. большей конкурентоспос. страны на мировом рынке и т.д.). Так приватизация гос. собственности, успешно прошедшая в Англии при М. Тэтчер, в странах СНГ произошла крайне бестолково, приведя к уменьшению ВВП, росту безработицы и массовому разорению предприятий.

Командно-плановая экономика с превалирующей ролью гос-ва СССР показала свою способность в скорые сроки интенсивно показать высочайшие темпы роста, но из-за обладания такого типа экономики существенными недостатками (поддержание убыточного и затратного производства, медленная реакция на изменение соотнош. спроса и предл.), сегодня более часто встречаются такие типы экономики, при которых развитые рыночные отношения дополн. гос-венным регулир. процесса воспроизв. BTW, в современной России, находящейся на сложном переломном этапе (по уч-ку 2003-го года) необходима именно регулирующая роль гос-ва.

Смешанная экономика - организация экономики, при которой частный сектор управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительство, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику через директивы и фискальные рычаги. Это экономическая система, основанная на сочетании рыночной саморегуляции и централизованного государственно-корпоративного регулирования, призванная укрепить эффективные стороны механизма «невидимой руки» и сгладить его негативные последствия. С.э. представляет собой третий, наиболее развитый вариант (после свободного рынка и командно-плановой экономики) организации взаимоотношений гос-ва и рынка.

Экономическая роль гос-ва заключается в исполн. им след. функций:

* Разработка правовой основы рыночн. экономики

* Осуществл. мер по борьбе с монополизмом, недопущ. массовой безработ., высок. инфляц., кризисн. спада

* Содействие преодолению соц. и экон. неравенства ризисн. безработ.,орьбе с монополизмом, икии массовому разорению предприятий. олкова, уменьшение роли гос-ва в экономикеь магичпри помощи введения прогрессивных налогов и др. мер по улучш. уровня жизни малоимущих слоёв населения

* Выполн. задач, с которыми рынок и частн. капит. не могут справиться: укрепление обороны, защита окружающей среды и др.

* Поощр. потребл. полезных товаров и услуг, наложение ограничений на потребл. вредных товаров (наркотики, табак, алкоголь и проч.)

* Укрепление полож. страны на междунар. рынке, установл. внешнеторг. тарифов, лицензий, квот и проч.

В общем, гос-во может регулировать экономику двумя видами средств: административными (разрешения и запреты, принуждения) и экономическими (бюджетные, кредитные, ценовые, налоговые и др.). Гос. бюджет выполн. при этом три функции: фискальную (формир. финанс. базы деят-ти гос-ва), регулир. (для регул. экон. налогов и др. инстр.), социальную (перераспр. ВВП для провед. соц. полит. гос-ва). Кредитн. возд. заключ. в изменении учётн. ставки ЦБ (повыш-е ослабляет «перегрев» экономики, пониж-е «разогревает» её). Также гос-во для борьбы с инфл. может устанавл. фиксир. цены на товары и услуги, введение акцизов и субсидий и проч. Большую роль играет оказание политики протекционизма отечественного сельского хоз-ва гос-вом.

Итого: современное государ. регулир. экон. представл. собой комплекс эконом., админ., организ. и других мер, охват. как внутреннюю, так и внешнеэкон. политику, при этом экон. функции гос-ва не означ. прямого вмеш. в эконом. деятельность.

23. Рынок ресурсов. Капитал и инвестиции.
Непонятно, что имеется в виду в билете под словами «рынок ресурсов». Рынком ресурсов называют все рынки факторов пр-ва (земля, капитал, труд), но рынок земли еще называют рынком природных ресурсов. Короче, пишу обо всем, но про природные ресурсы поподробнее, т.к. рынок капитала и труда подробно рассматриваются в билетах 24 и 26.

 

Рынок ресурсов (факторов производства) делится на:

а) рынок земли (под землей понимаем не только саму землю, но и недра, полезные ископаемые, урожай);

б) рынок труда (имеем в виду абсолютно все работоспособное население, чей труд распределяется через биржу труда);

в) рынок капитала (т.е. здания, сооружения, станки, оборудование, инвестиции).

 

Цены экономических ресурсов - в виде денежного дохода: прибыли (предпринимательский доход), заработной платы (доход от продажи труда), ренты (земельный доход).

 

Особенности рынков ресурсов:

1. ограничены ресурсы => ограничен объем пр-ва(предложение)

2. спрос устойчив, т.к. ресурсы нужны всем

 

1. Рынок природных ресурсов, т.е. практически рынок земли, включая полезные ископаемые, урожай, недра и т.д.) Земля – главное средство пр-ва.

Особенности:

  1. Земля не продукт труда => не имеет стоимости, но имеет цену
  2. Разные участки => разная плодородность, местоположение
  3. Участки не перемещаемы, т.е., немобильный товар
  4. Земля – ограниченное, невоспроизводимое средство пр-ва
  5. Земля фун-ет в совокупности с др. средствами пр-ва.

 

Спрос на земельные ресурсы устойчиво выше предложения из-за:

а) роста потребности в сельскохозяйственной продукции (за счет ее формирования большая часть национального дохода) и продукции полезных ископаемых;

б) роста неземледельческого населения в условиях урбанизации.

Рента - доход, полученный собственником земли при сдаче ее в аренду. Аренда земли – собственник передает свой участок на опред.срок за опред.плату. Это форма реализации ренты.

Земельная рента существует в двух основных формах: дифференциальной и абсолютной (ренту получает владелец независимо от плодородности, местоположения участка). В свою очередь, дифференциальная рента бывает двух видов(I связана с естественным плодородием участка, II – с усовершенствованными технологиями (мелиорация, удобрения, крутые тракторы =))

 

2. Рынок труда. Товар – рабочая сила (совокупность физических и духовных способностей человека к труду).

 

Особенности:

1. психологический фактор

2. рост производительности требует роста квалификации => рост стоимости рабочей силы

3. рост потребительской корзины

 

Цена – заработная плата:

1. повременная (зависит от кол-ва проработанных часов), сдельная(от кол-ва сделанных изделий)

2. номинальная (реальная сумма денег, кот. получили), реальная (кол-во товаров и услуг, кот. можно за эти деньги купить)

 

  1. Рынок капитала. Капитал - произведенные человеком средства пр-ва. Капитал — все, что используется людьми для пр-ва товаров и услуг или служит необходимым условием такого пр-ва. В компании - это сумма, внесенная членами компании (пайщиками) в целях осуществления хозяйственной деятельности.

 

Производительный (не денежный!) капитал состоит из:

  1. основной капитал (машины, оборудование, здания)функционирует длительный период времени, амортизируется по частям. Амортизационные отчисления переносятся в стоимость готового товара.
  2. оборотный капитал (сырье, топливо, вспомогат. материалы, зарплата) используется один раз, полностью переносится в стоимость готовой прод-ции. В каждом цикле потребляется целиком.

 

Кругооборот капитала - это один цикл его движения, который охватывает процесс производства и обращения создаваемых товаров и завершается возвращением капитала в его исходную денежную форму:

СП (деньги идут на товар (средства пр-ва и рабочую силу), Д®Т...П...Т’®Д’ далее СП Р соединяются в производ.процессе(П) делают

Р товар, продавая который, получают деньги

(продолжение в 26 билете))

 

Инвестиции - долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты. Инвестиции приносят прибыль через значительный срок после вложения.

Инвестиции, в соответствии с важнейшими разновидностями физического капитала, можно подразделить на инвестиции а) в жилые здания, б) в машины и оборудование в) в товарно-материальные запасы

24. Рынок труда: заработная плата и трудовые отношения.
Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда определяет зарплату, условия перемещения рабочей силы, уровень занятости, структуру занятости и т.п.

Объект купли-продажи на рынке труда – рабочая сила; цена ее – зарплата. Зарплата появляется, когда появляется наемный труд. Товар – полезный продукт труда, соданный для обмена. Труд неотделим от носителя – человека. Человек продает свою способность к труду – рабочую силу.

Рабочая сила – совокупность физических и духовных способностей человека к труду.

Товар должен иметь потребительную стоимость и… просто стоимость). Потребительная стоимость – способность рабочей силы создавать полезные обществу товары и услуги. Она обеспечивает потребности общества. А стоимость – это воплощенный в товаре труд. Стоимость рабочей силы определяется косвенно через стоимость тех товаров и услуг, которые воплощают затраченные в производстве усилия.

Уровень зарплаты определяется уровнем потребления: чем более развито общество, тем выше уровень рабочей силы и тем выше зарплата.

Логично, что спрос на труд является производным от спроса на производимый товар: чем востребованнее втулки, тем лучше платят втулкоделу. Спрос зависит от уровня цен на втулки и от производительности труда втулкоделов. Что касается предложения труда: если построить график предложения труда отдельного человека, то получится, что сначала он работает-работает, а потом потихоньку расслабляется и работать начинает меньше, т.к. определенные деньги у него уже есть; а если говорить о предложении труда вообще, то когда человек, нажив определённые деньги, решает уйти из данной отрасли, предложение труда растет, т.к. на его место стремятся другие, первое время также готовые вкалывать, аки звери.

Обеспечение условий жизнедеятельности человека – экономическое назначение рынка рабочей силы.

Васильева рисовала еще график. Его суть: выше зарплата – больше рабочей силы, ибо всем хочется денег. Ниже зарплата – меньше рабсилы. Где эти две кривые пересекаются – это равновесие рынка труда.

 

Формы зарплаты:

1) повременная (зависит от проработанного времени). Устанавливается почасовая ставка. Ставка, умноженная на количество проработанных часов = зарплата. Все бы хорошо, но люди становятся опытнее и за час делают уже не 10, а 15 втулок; поэтому можно говорить о…

2) сдельной (поштучной) зарплате. Она зависит от количества товара, произведенного за единицу времени.

В наше время внедряется автоматизация, человек не может сделать больше 20 втулок за час (ибо их делает машина), поэтому используется повременная зарплата.

Существует тарифная система: в каждой отрасли – свой тарифно-квалификационный справочник, в котором описаны тарифные ставки.

Еще зарплата делится на:

Номинальную

Реальную

Номинальная – это количество денег, которое наш друг-втулкодел получил на руки.

Реальная – это количество товаров и услуг (колбасы и водки), которое можно на номинальную зарплату приобрести. Она зависит от цен на товары. Она определяет покупательную способность человека.

Можно еще сказать о минимуме средств существования: зарплата сводится к физически необходимому минимуму средств существования (вспоминаем доброго дядю Мальтуса и меня, меня вспомните по такому случаю — прим. Севы).

Минимальная зарплата – ставка, ниже которой нельзя платить зарплату.

На рынке труда есть проблема занятости – читай, безработицы. 1-3% - естественная, есть еще фрикционная (человек меняет место жительства), структурная (зависит от тех. прогресса) и циклическая.

 

Шпора

Р. Т. – сфера формир-ия спроса и предлож. на раб. силу. Р. Т. Опред. з/п, условия перемещ. раб. силы, уровень занятости, структуру занятости и т.п. //Объект купли-продажи– раб. сила; цена– з/п. З/п появл., когда появл. наемный труд. Товар – полезный продукт труда, созд. для обмена. Труд неотделим от носителя. Чел. продает свою сп-ть к труду – раб. силу. Раб. сила – совокупность физич. и дух. Сп-тей чел-а к труду. // У товара есть потребительная стоимость – сп-ть раб. силы созд. полезные общ-ву товары и услуги. Она обеспеч. потребности общ-ва. А стоимость – воплощенный в товаре труд. Стоимость опред. косвенно через стоимость тех товаров и услуг, кот. воплощают затраченные в произв-ве усилия. //Уровень з/п опред. уровнем потребления: чем более развито общ-во, тем выше уровень раб. силы и з/п. // Cпрос на труд явл. производным от спроса на производимый товар: чем востребованнее втулки, тем лучше платят втулкоделу. Спрос зависит от уровня цен на втулки и от произв-ности труда. Предложение труда: если построить график предл. труда отдельного чела, то получится, что сначала работает, а потом потихоньку работать начинает меньше; а если говорить о предлож. труда вообще, то когда чел решает уйти из данной отрасли, предлож. труда растет, т.к. на его место стремятся другие.//Обеспеч.условий жизнедеят-ти чел-а – экономич. Назнач. рынка раб. силы. //выше зарплата – больше рабочей силы, ибо всем хочется баблосов. Ниже зарплата – меньше рабсилы. Где эти две кривые пересекаются – это равновесие рынка труда.//Формы з/п: повременная (зависит от прораб. времени). Устан. почасовая ставка. Cдельная (поштучная): зависит от кол-ва товара, произ. за единицу времени. //Еще зарплата делится на: номинальную, реальную. Номин. –кол-тво денег, кот. наш чел получил на руки. Реальная –кол-во товаров и услуг, кот. можно на номин. з/п приобрести. Она зависит от цен на товары. Она определяет покупательную способность человека.//Минимум ср-в сущ-ния: з/п сводится к физич. необх. мин. ср-в сущ-ия. Мин. з/п – ставка, ниже кот. нельзя платить з/п.//На р. т. есть проблема занятости – безработицы. 1-3% - естественная, фрикционная (чел. меняет место жит-ва), структурная (зависит от тех. прогресса) и циклическая.

25. Труд, рабочая сила и предпринимательская способность.
Рабочая сила
– способность человека к труду. Это совокупность физических и духовных сил, которыми располагает работник и которые использует в производстве материальных благ и услуг.

Труд – это целесообразная деятельность людей, процесс использования их рабочей силы. Труд представляет собой сущность стоимости, он сам не имеет и не может иметь стоимости, равно как не является товаром.

Формально человек продает свой труд на определенное время и получает вознаграждение в виде заработной платы. Но фактически он отдает предпринимателю право временно использовать его рабочую силу.

Первостепенной целью труженика является получение такой цены за свой товар, которая обеспечивает полное воспроизводство его рабочей силы.

Заработная плата определяется стоимостью или ценой рабочей силы как товара.

Справедливым можно считать такое вознаграждение за труд, которое соответствует стоимости рабочей силы и обеспечивает нормальные условия ее воспроизводства.

Для того чтобы иметь возможность постоянно продавать рабочую силу, человек должен столь же регулярно воспроизводить и развивать свою работоспособность и удовлетворять другие социальные потребности.

 

Для осуществления процесса производства необходимы три простейших момента:

1) сам труд,

2) средства труда,

3) предмет труда.

Труд - целесообразная деятельность человека направленная на отделение вещества от природы и приспособления его к потребностям людей. Труд это затрата и расходование рабочей силы человека в процессе создания материальных и нематериальных благ.

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг. Труд как процесс адаптации человека к внешней среде характеризовался развитием и совершенствованием разделения труда, его орудий и средств. Выделяют следующие прикладные дисциплины, изучающие труд: физиологию труда, психологию труда, организацию труда, охрану труда и пр.

Предмет труда - это то, на что человек воздействует своим трудом и изменяет его.

Средства производства - это то, что человек помещает между собой и предметом труда, и чем воздействует на предмет труда.

 

Разделение труда - специализация производителя;

Кооперация труда - такая форма организации труда, при которой несколько лиц участвуют в одном или разных процессах, связанных меж собой. Кооперация труда порождает новую производственную силу.

 

Основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости.

Труд товаропроизводителя выступает в виде конкретного труда, затрачиваемого в виде определенной, целесообразной формы (труд слесаря, пекаря, сапожника), и абстрактного труда (общечеловеческого). Абстрактный труд создает стоимость. Разделение труда товаропроизводителя на конкретный и абстрактный труд обусловлено противоречием товарного хозяйства, выступающим в виде противоречия между частным и общественным характером труда.

 

Величина стоимости товара определяется не только затратами живого труда, но и овеществленного труда. Определяется общественно необходимыми затратами (существует разная квалификация производителей) - средние условия производства, организация производства, ср. квалификация сотрудников, техническая оснащенность. Общественно необходимые затраты совпадают с индивидуальными затратами тех товаропроизводителей, которые реализуют на рынке основную долю товаров того или иного рода

Величина стоимости товара зависит от производительности труда.

 

Производительность труда - эффективность, результативность труда, измеряется:

1. затратами труда (рабочего времени) на единицу продукции;

2.количеством продукции за единицу рабочего времени.

Производительность труда зависит от квалификации, специализации и многих других факторов. Основным фактором повышения ПТ является использование НТП; 2 - квалификация, 3 - организация производства.

Интенсивность труда - затраты труда в единицу рабочего времени. Простой труд - не квалифицированный, сложный - квалифицированный, требует специальной подготовки.

Рабочая сила - это совокупные физические и духовные способности человека, которые могут быть направлены на создание материальных и нематериальных благ. Для осуществления процесса труда человек создает и употребляет для производства орудия и средства труда.

Средство труда это комплекс вещей или вещь, с помощью которых человек воздействует на природу.

Предметы труда это материалы или вещества, данные природой, которые подвергаются воздействию человека для приспособления их к удовлетворению потребностей людей.

Рабочая сила – это 1) в статистике большинства стран экономически активное население, включает занятых и безработных; 2) способность человека к труду, т. е. совокупность его физических и умственных способностей, требуемой квалификации, навыков, опыта, используемых в общественном производстве.

 

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ представляют собой самостоятельную деятельность граждан и их объедине­ний, направленную на получение прибыли. Осуществляется от своего имени, на свой риск и под свою имущественную от­ветственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Предпринимательская дея­тельность может осуществляться самим собственником или субъектом, управляющим его имуществом на праве хозяй­ственного ведения. В зависимости от формы собственности различают государственное, коллективное и частное пред­принимательство. Государственное предпринимательство своей целью имеет не только получение прибыли, но и реше­ние актуальных задач развития экономики страны в целом.

Всевозможные определения:

Предпринимательство - это создание коммерческих фирм за счет собственных или заемных денег ради производства товаров или оказания услуг и получения на этой основе дохода.

Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая деятельность на собственный риск по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятие торговлей с целью получения прибыли.

Слово "предприниматель" происходит от французского "антрепренер" - человек, бравшийся за организацию празднества, постройку храма. Заключался договор, выполнялось обязательство, оставшиеся деньги составляли их доход.

В XVIII веке предпринимательство стало деятельностью в условиях риска. Доход с капитала отделился от дохода с предпринимательской деятельности. Со временем предпринимательство стало не типом деятельности, а типом поведения. К XIX веку предприниматель становится тождественен менеджеру. В XX веке предпринимательство стало деятельностью, в результате которой человек создает что-либо новое в условиях риска.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.123 с.)