Д. Шостакович. Симфония №11, g-moll, «1905». Особенности содержания и муз. драматургии, строения, муз. языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Д. Шостакович. Симфония №11, g-moll, «1905». Особенности содержания и муз. драматургии, строения, муз. языка.



(1957). Была оценена Ленинской премией. Написана к юбилею революции. Первая программная симфония.

Всего 4 части, идущие без перерыва:

1ч.- Дворцовая площадь

2ч.- 9-ое января

3ч.- Вечная память

4ч.- Набат

Все части написаны в g-moll. В ней множество цитат революц-х песен: «Слушай», «Варшавянка», «Беснуйтесь, тираны» + неск. Авторских цитат: из своей хор.поэмы «9-ое января»- «Гой, ты, царь наш, батюшка», «Обножите головы». В основе -- жестокость бесчеловечной власти и народа. Это потаенный отклик современности.

1ч. – «Дворцовая площадь». Adagio. Образ страны под холодной, жесткой властью. Тема- рр, засурд.струны, построение в виде хорала, развернутого на весь диапазон оркестра. Бой литавр и военный сигнал у труб. Эта тема проходит через всю симфонию, меняя свой образ. 2ч. Построена на мелодии русской революц.песни «Слушай».

2ч. –“9-ое января». Allegro.Экспозиция ГП и ПП построены на одной теме, но в разных тональностях. Это Шествие к царю, построенное на автоцитате «Гой, ты царь..», на кульминации звучит другая автоцитата – «Обножите головы». После Шествия к царю следует сцена расстрела. После расстрела появляется тема Дворц. площади. Сцена расстрела построена в форме фуги: нач. дробь малого барабана, сама тема ff у струнных moll с VIпониж. ст.->нарастание-в кульминации обрушивается тема Дворц.площади на ff с неистовой силой – залпы- в ответ на залпы у оркестра на всю мощь звучит тема «Обножите головы»- смолкает – т. Дворц.площади звучит тихо, сострадательно, жалостливо, возникает ощущение звучания жен.хора без слов.

3ч. – «Вечная память». Adagio. В основе – мелодия русс.революц.песни «Ее жертвы упали…». 1ый раз тема проведена в оригинальном виде у низких струнных, 2ое проведение- ориг.только первые три такта, а дальше автор дает свое собственное развитие.

4ч. – «Набат». Allegro. Образ восстания. Введено множество новых тем + прежние темы. 1ч. – построена на 1ой фразе песни «Беснуйтесь…» на ff, на кульминации – «Обножите..»; 2ч. – построена на мотивах «Варшавянки» и цитате Свиридова из муз.к революц.спектаклю, звучит радостно в dur; 3ч. – «Беснуйтесь…»звучит полностью с расширением, затем почти все темы из представленных частей. Заканчивается на всплеске «Обнажите…».

 

 

Поздние симфонии Д. Шостаковича. Выход за рамки традиционного жанра в симфониях № 13, № 14. Симфония № 15 как итог симфонического творчества композитора. Использование приёма «коллажа» и его философский и образный смысл.

«1917 год» симф№12. Программная в ней 4ч. 1-я «Революционный Петроград», 2ч «Разлив», 3ч «Аврора», 4ч «Зоря человечества».

Симф.№13, 14 введено слово(голос). 1962 напис. 13, орк, басы соло хора басов на ст. Е.Евтушенко. В симф. 5 ч., нет сюжета, отдельные картины. 1ч «Бабий Яр», 2ч «Юмор», 3ч. «в магазине», 4ч «Страхи», 5ч. «Корьера». Судьба симф драматична. С трудом добились премьеры и она исчезла.

Симф14. 1969 не похожа на традиционную симф. Написана для сопрано, баса и камерного орк. В ней 11 ч на стихи разных поэтов. Смерть – понятие многогранное, широкое (духовная смерть, смерть любви, надежды, свободы).

2ч. «Малагенья» ст. Г.Лорги. Пляшущая смерть постоянно.

№15 Ля маж. 1972 последняя его симф, черты последнего слова. Чисто инструментальная симфония, в 4-х ч. Программы. Ясная симф, но с темными глубинами. 1ч allegretto, напоминает причудливое скерцо – перекличка с 1-ой симф чувств. взглядов челов, прошедшего жизнь. Ш. вводит цитату чужой муз., кот резко выделяется на фоне стиля Ш. (марш из оп Россини «Вильгельм Тель»). Такой прием назыв «коллаж». Оп взят из изобразительного искусства. 2ч траурная, мысли о смерти. 3ч скерцо собирает разные оттенки. 4ч. Финал. Ш вводит цитату, но уже другого х-ра. Это тема судьбы из темы «Полет Валькирии. Кольцо Нибелунгов». Последние слова, образ черного, холодного пространства.

 

 

36. Д. Шостакович. Опера «Леди Макбет Мценского уезда» (Катерина Измайлова). История создания и судьба произведения. Музыкальная драматургия. Характеристика главных действующих лиц. Роль оркестра.

Опера посвящена жене.1932 год. 1934г.- была поставлена в Москве и Ленинграде. 1-я русская опера, поставленная за границей. В 1936- в газете «Правда» появилась статья «Сумбур вместо музыки». Обвинялась: мелодическое убожество, сложность музыкального языка, потакание буржуазии. Опера снята с репертуара, новое название «Катерина Измайлова».В основу оперы положена повесть Ник. Лескова (русский писатель 19в., знаток рус. языка). Очерк рус. провинции «Леди М. Мц. Уезда».В опере сильны традиции Мусоргского и Достоевского (попытка проникнуть внутрь и последнее как добро побеждает зло).

Структура оперы:

1д. (3-и картины)- экспозиция и завязка драмы, знакомство Екатерины и Сергея.

2д. (4-5 картины)- развитие и кульминация драмы. Все убийства, муки совести.

3д. (6-8 картины)- действие выходит за рамки 1-го дома, купцы, полиция, не состоявшаяся свадьба, арест.

. (9 картина)- каторга, развязка, гибель Екатерины.

Жанр оперы: трагедия-сатира.

1к. Сцена отъезда хозяина- свёкор Борис Тимофеевич заставляет, чтобы оплакивали хозяина. В тексте скорбь, в музыке их истинное отношение (грубо, неуклюже развязная мазурка).

4к. Смерть свёкра- приезжает священник, за деньги Екатерины, он сообщает, что Б. Т. умер из-за отравления грибками.

Сергей - жестокий, пошлый, примитивный. В начале играет роль галантного, благородного, когда обольстил Екатерину- злой. В оркестре- наглость.

3к. Дуэт Екатерины и Сергея- приход С. В спальню, якобы за книжкой.

Свёкор Т.Б.- жест, жадный старик. У него есть тема- напоминает тему зла у Шостак.

4к. Монолог Т.Б.- у Ек. роман с С., старик обходит свои владения. Его взгляд падает на окна Ек., думает почему бы не зайти. Тема зла настороженная, шаловливые мотивы у фагота, неожиданные муз. Цитаты- мелодии венского вальса, гусарская мазурка.

Интонационный мир Екат.:песенность(от протяжённой до скорбного монолога).

3к. Ариозо Екат. и «Я в окошко увидела голубков»- в ритме вальса, тоска, желание любить.

9к. Каторга. Свидание Екат. с С., их ведут отдельно. Ариозо «Серёжа- хороший мой». Муз. брань, неуклюжие ходы, ладовое столкновение человеческого и нечеловеч. Ариозо «В лесу, в самой чаще есть озеро». Начинается 9к. вст. грозным, песня старого каторжника в стиле русских тюремщиков, мрачная.

Оркестр: голоса и оркестр равны. Есть антракт между 4 и 5 картинами. В нём многое комментируется. Пассакалья басо- остинато,верхние голоса страдания.

 

 

Творчество Р. Щедрина как выражение новаторских тенденций в музыке 2-й половины ХХ века. Темы и образы. Новаторство в области музыкальных жанров. Особенности музыкальной драматургии и музыкального языка. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром как образец стиля композитора.

Щ - крупнейший комп 20 в. Большой профессионал. Соединил в тв-ве большое кол-во тем, стилей, жанров. В муз 20в появляется «полистилистика» (многостилистика), ускоряется темп в жизни. У многих композиторов, у одного комп-ра, полистилистика может уживаться в 1 произв. Щ – яркий представитель «полист» (фольклорный стиль, муз русс средневековья, колокольное звучание, бытовая муз 19в, джаз, все стили 20 века). Тематику тв-ва можно сравнить с Прокоф. (русс старина, русс фольк-р, современная тематика). Жанры по названия традиционные: оп, балеты, оратории, симф, ф-ый конц, орк-ый конц. Скрываются необычные по облику произведения. Начинает муз образование в муз училище. Жизнь Щ сложилась успешно, живет в Мюнхине, муж М.Плисецкой. У Щ: 3 симф, 5 ф-ых конц, неск оп, балетов, произв в странных жанрах (штучные произведения). Вступление к 9 симф Бетховена, написанная по случаю юбилея. Симф этюды диалоги Шостаков.(зашифрованы инициалы Шост, свои и Дирижера Янсенса). Ряд произведений посвященных Растраповичу «Концерт притча для виолончели», «Колокольное величание», «На пасашок» (6 виолончелей и 1 флейта). Муз для города Кёттена (вариант бранденбургского концерта), муз для города Аусберга (родной город Моцарта), концерт для альта, «Лица русс сказок», 3 симф, 3 концерт для ф-но «Старинная муз русс провинциальных цирков», «Посвящение Шопену» для 4-х роялей. Щ большой мастер, владеет всеми стилями. Он стремится к краткости, идет это от главного истока, т.е. русс частушка. А это: активность, утвердительности, повторность, ритмич и мел постоянство, краткость его мелодии. Т.к. муз осн на разных стилях, она сложна для воспр, ее драматургия, мнтаж.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.009 с.)