Управление инновационным процессом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление инновационным процессом



6.1. Сущность и содержание инновационного менеджмента

 

Инновация как экономическая категория является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма.

Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегии образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Инновационный менеджмент основывается на следующих основных моментах.

1. Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.

2. Организация инновационного процесса для данной инновации, что предполагает проведение целого организационного и технического комплекса работ по превращению идеи в предмет, готовый для продвижения на финансовом рынке и для продажи.

3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке – это целое искусство, требующее определенного подхода и активных действий продавцов.

Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика представляет собой конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задача тактики инновационного менеджмента – это искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления.

Система означает соединение каких-либо элементов в единое целое. Инновационный менеджмент состоит из двух звеньев, или подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления). Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Передача информации представляет собой процесс управления, т.е. процесс управления – это процесс выработки и осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления. Выработка управляющего воздействия включает сбор, передачу и обработку необходимой информации и принятие решений.

Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть один или группа работников, которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.

 

 

Инновационный менеджмент может быть выражен следующей схемой (рис. 14).

       
 
  Информация обратной связи (о состоянии объекта управления)
 
Внешняя информация (о ситуации на рынке, постановления правительства, приказы министерств и т.д.)

 


Вход

 
 

 

 


Рис. 14. Схема инновационного менеджмента

 

Третьим элементом инновационного менеджмента является информация или информационный продукт.

Процесс управления инновациями осуществляется через движение информации: внешней, командной, информации о состоянии объекта до управления им и после управ-ления и др. Движение информации – это ее сбор, хранение, переработка, передача, контроль за ее движением и оценка результативности ее использования для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления.

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.

Два типа функций менеджмента инноваций:

- функции субъекта управления;

- функции объекта управления.

К функциям субъекта управления относятся:

- прогнозирование;

- планирование;

- организация;

- регулирование;

- координация;

- стимулирование;

- контроль.

Функции объекта управления:

- рисковое вложение капитала;

- организация инновационного процесса;

- организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности человека в хозяйственном процессе. Эти функции являются конкретным видом управлен-ческой деятельности. Они последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду.

Функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.

Функция планирования охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике.

Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе определенных правил и процедур.

Функция регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров.

Функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов.

Функция стимулирования выражается в побуждении работников к заинтересован-ности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.

Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций.

Управляемая подсистема инновационного менеджмента, как было изложено, выполняет три функции:

- рисковые вложения капитала;

- организация инновационного процесса;

- организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций.

Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по состоянию, реализации и диффузии инноваций.

Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и заключается в создании эффективной системы мер по продвижению и распространению новых продуктов: рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т.д.

 

6.2. Организация инновационного менеджмента

 

Организация инновационного менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями.

Элементами процесса управления инновациями являются орудия труда, предметы труда, технология инновационного менеджмента.

В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства.

Предметом труда является информационный продукт и, в первую очередь, командная информация.

Технология представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного продукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций.

 

Инновационный менеджмент состоит из следующих этапов:

1. Инновационный процесс.

2. Определение цели управления инновацией.

3. Выбор стратегии менеджмента инновации.

4. Определение приемов управления инновацией.

5. Разработка программы управления инновацией.

6. Организация работ по выполнению программы.

7. Контроль за выполнением намеченной программы.

8. Анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией.

9. Корректировка приемов менеджмента инновации.

 

Организация инновационного менеджмента показана на рис. 15.

 

 

 


Рис. 15. Схема организации инновационного менеджмента

 

Инновационный процесс служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависеть эффективность использования приемов инновационного менеджмента. Он определяет основную идею инновации, характерные черты и специфику функционирования новой продукции, особенности ее создания, реализации и продвижения на рынке и т.д.

На втором плане организации инновационного менеджмента определяется цель управления данной новой продукции. Целью инновационного менеджмента может быть прибыль, привлечение денежных средств, выход на новый рынок, поднятие имиджа и т.д.

Конечная цель инноваций – это определение риска, т.е. получение максимальной прибыли на все свои затраты.

Следующим важным этапом организации инновационного менеджмента является выбор стратегии управления инновациями.

Подходы к решению задач по управлению инновациями зависят от цепи управления, конкретных задач по управлению и могут быть самыми разными. Поэтому инновационный менеджмент обладает многовариантностью.

Важными этапами организации инновационного менеджмента является разработка программы управления инновацией и организация работы по выполнению намеченной работы.

Неотъемлемой частью инновационного менеджмента является организация работы по выполнению намеченной программы действий, т.е. определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.

Важным этапом организации инновационного менеджмента является также контроль за выполнением намеченной программы действий.

Не менее важны анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией.

Заключительным этапом организации инновационного менеджмента является возможная корректировка приемов управления инновацией.

 

Контрольные (тестовые) вопросы

Подтвердите или опровергните приведенные ниже утверждения ответами: да – нет.

 

1. Инновация как экономическая категория является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма.

2. Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления.

3. Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

4. Инновационный менеджмент основывается на целенаправленном поиске идеи.

5. Инновационный менеджмент не включает в себя тактику управления.

6. Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели.

7. Тактика не представляет собой конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели.

8. Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления.

9. Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации.

10. Выработка управляющего воздействия включает сбор, передачу и обработку необходимой информации и принятие решений.

11. Субъектом управления являются инновации, инновационный процесс.

12. Субъектом управления может быть один или группа работников, которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

13. Процесс управления инновациями осуществляется через движение информации.

14. Движение информации – это ее сбор, хранение, переработка, передача, контроль за ее движением и оценка результативности ее использования для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления.

15. Два типа функций менеджмента инноваций:

- функции субъекта управления;

- функции объекта управления.

16. Функции объекта управления:

- прогнозирование;

- планирование;

- организация;

- регулирование;

- координация;

- стимулирование;

- контроль.

17. Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности человека в хозяйственном процессе.

18. Функции прогнозирования охватывают разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.

19. Функция планирования не охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий.

20. Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе определенных правил и процедур.

21. Функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов.

22. Функция стимулирования выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.

23. Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций.

24. Функция рискового вложения капитала не проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций.

25. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по состоянию, реализации и диффузии инноваций.

26. Функция продвижения и диффузия инновации проявляет себя на рынке и заключается в создании эффективной системы мер по продвижению и распространению новой продукции.

27. Организация инновационного менеджмента – система мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями.

28. В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства.

29. Предмет труда – информационный продукт.

30. Технология представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного продукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций.

31. Инновационный процесс не служит фундаментом прочности, от которого будет зависеть эффективность использования приемов инновационного менеджмента.

32. На втором этапе инновационного менеджмента определяется цель управления новой продукцией.

33. Конечная цель инноваций – это определение риска, т.е. получение максимальной прибыли на все свои затраты.

34. Подходы к решению задач по управлению инновациями не зависят от конкретных задач.

35. Неотъемлемой частью инновационного менеджмента является организация работ по выполнению намеченной программы действий.

36. Важным этапом организации инновационного менеджмента является также контроль за выполнением намеченной программы действий.

37. Заключительным этапом организации инновационного менеджмента является возможная корректировка приемов управления инноваций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.038 с.)