Бегенова А.Б., Жумакаева А.Н.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. СЕЙФУЛЛИНА

 

Бегенова А.Б., Жумакаева А.Н.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Основы стандартизации и сертификации сельскохозяйственной продукции»

для специальностей 5В120200- «Ветеринарная санитария»

5В050700-«Биотехнология»

 

АСТАНА, 2011

Рассмотрено и одобрено на «УТВЕРЖДАЮ»

заседании методического совета Председатель МС КАТУ

Казахского агротехнического им.С.Сейфуллина

университета им.С.Сейфуллина Первый заместитель

Протокол № председателя Правления _______________Абдыров А.М.

от «______»________2010г

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине«Основы стандартизации и сертификации сельскохозяйственной продукции» для студентов высших учебных заведений по специальности 5В120200-Ветеринарная санитария и 050700- Биотехнология.

Разработчики УМКД:Бегенова А.Б., Жумакаева А.Н. «Казахский агротехнический университет им.С.Сейфуллина», Астана, 2011.130c

 

 

Рецензенты:

 

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры технологии и переработки продукции животноводства Кажгалиев Н.Ж.

 

 

В учебно-методическом комплексе для проведения занятий по дисциплине излагаются программа дисциплины для студентов, глоссарий курса, тезисы лекции, краткое описание лабораторно-практических занятий и материалы для контроля знаний студентов.

Учебно-методический комплекс составлен согласно требованиям кредитной технологии обучения.

 

 

© АО Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина, 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

Программа дисциплины для студентов -Силлабус
Глоссарий курса - специальная терминология
Тезисы лекций № 1. Вводная лекция
Тезисы лекций № 2. Законодательство РК о техническом регулировании и безопасности пищевой продукции
Тезисы лекций № 3. Основы государственной системы стандартизации в РК
Тезисы лекций № 4. Международная стандартизация в развитии международной торговли и сотрудничества
Тезисы лекций № 5. Категории и виды стандартов.
Тезисы лекций № 6. Методическая и организационная основа сертификации
Тезисы лекций № 7. Правила подтверждения соответствия в РК, Инспекционный контроль
Тезисы лекций № 8. Система аккредитации в РК
Тезисы лекций № 9. Идентификация продукции, товаров и животных
Тезисы лекций № 10. Маркировка продукции и товаров. Экомаркировка.
Тезисы лекций № 11-12. Стандартизация и сертификация с/х продукции
Тезисы лекций № 13. Стандартизацйия и сертификация мяса и продуктов его переработки
Тезисы лекций № 14. Стандартизация и сертификация молока и продуктов его переработки
Тезисы лекций № 15. Стандартизация и сертификация пищевой продукции
Лабораторная работа № 1. Изучение закона о техническом регулировании и закона о пищевой безопасности
Лабораторная работа № 2. Общие требования к органам подтверждения соответствия
Лабораторная работа № 3. Общие требования к испытательным лабораториям и центрам
Лабораторная работа № 4. Порядок и правила проведения подтверждения соответствия с/х продукции
Лабораторная работа № 5. Технические требования к знакам соответствия. Порядок маркирования продукции
Лабораторная работа № 6. Структура и порядок ведения гос.Реестра системы
Лабораторная работа № 7. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов
Лабораторная работа № 8. Порядок сертификации импортируемой продукции
Лабораторная работа № 9. Порядок проведения идентификации продукции пищевой промышленности и с/х продукции.
Лабораторная работа № 10. Методы определения качества продукции
Лабораторная работа № 11. Порядок стандартизации и сертификации зерна, муки, и семенного материала
Лабораторная работа № 12. Порядок стандартизации и сертификации плодов, овощей и растительного масла
Лабораторная работа № 13. Порядок стандартизации и сертификации продукции молока и кисломолочных продуктов
Лабораторная работа № 14. Порядок стандартизации и сертификации мяса и мясных продуктов
Лабораторная работа № 15. Порядок стандартизации и сертификации животноводческого сырья
Материалы для контроля знаний. Перечень экзаменационных вопросов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ



РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. СЕЙФУЛЛИНА

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета ветеринарии и

технологии животноводства

___________Б.С.Майканов

«____»________________2012г

 

ПРОГРАММА

дисциплины для студентов

( СИЛЛАБУС)

 

 

по дисциплине: Основы стандартизации и сертификации сельскохозяйственной продукции.

для направления: биологическое

для специальности: 5В120200- «Ветеринарная санитария»

 

Астана, 2012

Программа дисциплины (Силлабус) составлена на основании типовой программы дисциплины для высших учебных заведений для направления (специальности) 051202-ветеринарная санитария, утвержденным протоколом РУМС от 22 июня 2006 года.

 

 

Обсуждена на заседании кафедры ветеринарной санитарии. Протокол № 13 от «12»июня 2012г

 

Зав. кафедрой, д.в.н., и.о.профессора _________________________ С. К. Абдрахманов

Рекомендована методической комиссией факультета ветеринарии и технологии животноводства. Протокол № 10 от «24» июня 2012 г

 

Председатель методической комиссии,

доцент, к. в. н. _______________ А.Б. Бегенова

 

1 Данные о преподавателе:

 

Бегенова Айнагуль Байболсыновна, к.в.н., доцент,

Занятия: ауд.415, по утвержденному расписанию, тел. 29-76-14

 

2 Данные о дисциплине:

 

Название: Основы стандартизации и сертификации сельскохозяйственной продукции

Код OSSSP 2208

Семестр – 4

Количество кредитов – 2

Количество часов-90

Аудиторных – 45

– лекционных – 15

– лабораторно-практических – 15

– СРСП – 15

– СРС – 45

Содержание курса

6.1 Календарно-тематический план лекционных занятий

 

Тема лекций Кол-во часов Литература Форма контроля, балл
Вводная лекция. Совершенствование государственной системы технического регулирование и перспективы вступления Республики Казахстан в ВТО   0,67
Законодательство РК Закон «О техническом регулировании», «О безопасности пищевой продукции» ОЛ 1,2 0,67
Основы государственной системы стандартизации в РК ОЛ 3,4 0,67
Международная стандартизация в развитии международной торговли и сотрудничества ОЛ 3,4 0,67
Категории стандартов ОЛ 3,4 0,67
Методическая и организационная основа подтверждения соответствия ОЛ 1,3,4 НД 1 0,67
Правила подтверждения соответствия в РК, инспекционный контроль НД 1 0,67
Система аккредитации в РК ОЛ 1 НД 2 0,67
Идентификация продукции   0,67
Маркировка продукции   0,67
Стандартизация и подтверждение соответствия сельскохозяйственной продукции ОЛ 5,6,7 ДЛ 3,4 1,3
Стандартизация и подтверждение соответствия мяса и продуктов его переработки ОЛ 5,6,7 ДЛ 3,4 0,67
Стандартизация и подтверждение соответствия молока и продуктов его переработки НД 3 ДЛ 3,4 0,67
Стандартизация и подтверждение соответствия пищевой продукции НД 3 ДЛ 3,4 0,67

 

 

6.2 Календарно-тематический план лабораторно-практических занятий

Тема лекций Кол-во часов Литература Форма контроля, балл
Положения и статьи законов «О техническом регулировании». ОЛ 1,2 2,0
Общие требования к органам подтверждения соответствия НД 5 2,0
Регламентирующие требования к испытательным лабораториям (центрам) НД 6 2,0
Порядок и правила проведения стандартизации и подтверждения соответствия с/х продукции НД 3 3,0
Технические требования к знакам соответствия. Порядок маркирования продукции знаками соответствия в РК НД 7,8 2,0
Структура и порядок введения Государственного Реестра НД 9 1,0
Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов НД 10 2,0
Порядок сертификации импортируемой продукции. Порядок признания иностранных сертификатов. НД 11 2,0
Процедура проведения идентификации продукции пищевой промышленности и с/х продукции НД 12 2,0
Методы определения качества продукции ОЛ 8 2,0
Порядок стандартизации и сертификации зерна, муки и семенного материала НД 13 2,0
Порядок стандартизации и сертификации плодов, овощей и растительного масла НД 14 2,0
Порядок стандартизации и подтверждения соответствия продукции молока и кисломолочных продуктов. ОЛ 5,6,7 ДП 1,2,3 2,0
Порядок стандартизации и подтверждения соответствия продукции мяса и мясных продуктов. ОЛ 5,6,7 ДП 1,2,3 2,0
Порядок стандартизации и подтверждения соответствия животноводческого сырья. ОЛ 5,6,7 ДП 1,2,3 2,0

 

 


Рекомендации по организации СРС

Задача педагога преподавателя определенной дисциплины – это педагогически правильно организованная самостоятельная учебно–познавательная деятельность студента, основанная на его способности регулировать свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Студент является не получателем готовых знаний, а их добытчиком, разработчиком механизмов познавательной деятельности. Активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию новых свойств личности и положительных качеств ума.

Эффективность самостоятельной работы обеспечивается познавательной и умственной активностью, наличием творческих умений и волевых качеств личности, наличием специального режима – научной организацией самостоятельной работы. Необходимо помнить, что в основе совершенствования самостоятельной работы лежат методы познания и умения работать с книгой: составлять тезисы, аннотации, развернутый план, конспектировать, конструировать доклад, отчет, выступление.

Самостоятельная работа должна стать мотивированной потребностью умственной деятельности, средством совершенствования интеллектуальных умений.

Библиотека Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина, читальные залы городской библиотеки и других университетов г. Астаны располагают необходимой литературой и должны быть широко использованы для выполнения самостоятельных заданий по курсу «Биотехнологии».

8. Учебно-методическое содержание дисциплины

Основная литература.

1 Закон «О техническом регулировании» Астана, 2004

2 Закон «О безопасности пищевой продукции» Астана 2008

3 Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегеря В.В. «Метрология, стандартизация, сертификация» Учебное пособие, М., «Логос», 2004

4 Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии Учебник, М., Издательство стандартов, 2003.

5 Смагулова А.К. «Качество и безопасность с/х пищевой продукции» Алматы, 2002-544с.

6 Елемесов К.Е. Шуклин Н.Ф., Кирикбаев С.К. «Вет.санитария экспертиза, стандартизация и сертификация продуктов» Алматы, 2003.

7 Шуклин В.В. «Экспертиза доброкачественности и радиационной безопасности продуктов, их стандартизация и сертификация, Алматы, 2008.

8 Стрелец А.В. « основы стандартизации и контроля качества производства по отраслям сельского хозяйства» Астана, 2004

Дополнительная литература:

1. Дмитриченко М.И. «Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров», Санкпетербург, 2003

2 Яблонский О.П., Иванова В.А. «Основы стандартизации, метрологии и сертификации», Ростов-на-дону, 2004

3 Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. «Товароведение мясных и яичных товаров товароведение молочных товаров и пищевых концентратов М., 2005

4. Шепелев А.Ф. Печенежская И.А., Туров А.С., Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза зерномучных и плодово-овощных товаров» Ростов-на-Дону, 2002.

 

Нормативные документы:

1. СТ РК 3.4-94 Порядок проведения сертификации продукции. Общие требования

2. СТ РК 7.8-2002 Порядок аккредитации органов по сертификации, испытательных, поверочных и калибровочных лабораторий (центров)

3. СТ РК 3.27-2002 Порядок сертификации продукции пищевой промышленности и сельскохозяйственного производства.

4. СТ РК 1.28-2002 Стандартизация услуг

5. СТ РК 7.2-2002 Общие требования к органам по сертификации

6. СТ РК 7.3-2002 Общие требования к испытательным лабораториям (центрам)

7. СТ РК 3.1-2001 Знаки соответствия

8. СТ РК 3.25-2001 Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия

9. СТ РК 3.11-97 Структура и порядок ведения государственного реестра системы

10. СТ РК 1.5-2000 Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

11. СТ РК 3.9-97 Сертификация импортируемой продукции. Основные положения

12. СТ РК 3.34-2003 Идентификация продукции пищевой промышленности и сельскохозяйственного производства при ее подтверждении соответствия. Общие требования

13. ПР РК 50.3.32-97 Правила сертификации зерна, продуктов его переработки

14. СТ РК 3.28-2002 Порядок сертификации растительных масел и масложировых продуктов.

Политика курса

  1. Соблюдать технику безопасности при работе в лаборатории.
  2. Для лабораторных занятий наличие белых халатов.
  3. Не опаздывать на занятия.
  4. Не отвлекаться на посторонние разговоры, отключать мобильный телефон.
  5. Не пропускать занятия, в случае пропуска представлять определенный документ.
  6. Соблюдать правила внутреннего распорядка университета.
  7. Активно участвовать в учебном процессе.
  8. Заниматься научно-исследовательской работой.
  9. Бережно относится к оборудованию, лабораторной мебели.

 

Информация по оценке знаний

Текущий контроль-посещение и работа на лекционных занятиях, выполнение лабораторных и семинарских работ, выполнение заданий СРС.

Промежуточный контроль –проводится в форме тестовых заданий, защиты рефератов, письменных работ и др. Промежуточный контроль проводится два раза в семестр.

Итоговый контроль- экзаменпо дисциплине (тесты или билеты)

 

Политика выставления оценок

Политика выставления оценок основывается на 100 (100%) балльной системе и предусматривает следующее распределение баллов.

На текущий и промежуточный контроль отводится в общей сумме 60 баллов, на итоговый контроль -40 баллов. При выставлении итоговой экзаменационной оценки по предмету учитывается балл, полученный на экзамене и средний балл текущей успеваемости в течение семестра. Весовые доли в итоговой оценке: 40% составляет результат, полученный на экзамене и 60% - результаты текущей успеваемости.

 

Схема оценки знаний по дисциплине

  Виды занятий и работ бакалавра Количество баллов Min/max
I Текущий контроль: -Лекции -Семинарские, практические, лабораторные и расчетно-графические занятия -СРС (выполнение заданий) 5/10 (0,67*15 нед=10) 7,5/15 (1*15 нед=15)     7,5/15 (1*15 нед=15)
  Итого: 20/40 баллов
II Промежуточный контроль: В семестре два контроля по 10 баллов за каждый 10/20 (10*2=20)
  Итого Т и ПК 30/60 баллов
III Итоговый контроль Экзамен 20/40
  Всего 50/100 баллов
Удов 20-29
Хорошо 30-35
Отлично 36-40
       

Тезисы лекций

Тема: Вводная лекция«Совершенствование государственной системы технического регулирования и перспективы вступления Республики Казахстан в ВТО»

Вопросы лекции:

1. Анализ современного состояния проблемы

2. Программа развития национальных систем стандартизации и сертификации

3. Цели и задачи программы

В связи с предстоящим вступлением Казахстана ВТО и задачами по интеграции национальной экономики в мировую экономику, необходимо работать по правилам и нормам, принятым в мире, в том числе в области технического регулирования.
Система технического регулирования за рубежом отличается от системы, действующей в Казахстане и других странах СНГ.
В зарубежных странах обязательные требования к продукции устанавливаются техническими законами (регламентами), а стандарты носят рекомендательный характер и соблюдение их является добровольным. В соответствии с Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ), технический регламент- нормативный документ, устанавливающий обязательные требования либо непосредственно ссылки на стандарт или правила, либо путем включения содержания этих документов.
Примером развитого технического законодательства может служить Европейский Союз, в котором требования к объектам, регламентируются в законах ЕС, директивах - или предписаниях правительственных органов, а стандарты приобретают статус обязательности через технические регламенты, по такой упрощенной схеме технической регламентации работают практически все страны мира, кроме стран бывшего Союза. В Европейском Союзе 75% продукции подпадает под техническое регулирование (телекоммуникационное и низковольтное оборудование, медицинская техника, машины и механизмы, химическая продукция, средства индивидуальной защиты, пищевые продукты, автомобили, трактора, лекарственные средства). Причем 50%из них регулируется на уровне Европейского и 25% национального законодательства стран Европы.
Главные цели, обеспечиваемые такой регламентацией: национальная безопасность охрана здоровья и жизни населения, охрана окружающей среды, предотвращение обманной практики.

В Казахстане до недавнего времени, как и в других, пост советских республиках, действовала государственная система стандартизации, ориентированная на плановую экономику. Законодательство в области стандартизации регулирует общественные отношения и не содержит технических норм требований к конкретным объектам. Обязательные технические нормы установлены в стандартах, а также в других нормативных документах, таких как СанПиН, фармакопейные статьи; экологические, пожарные, ветеринарные. энергетические, транспортные правила и др. Многообразие обязательных документов, во-первых, создает определенные трудности при производстве продукции и услуг, во-вторых создает сложности при внешних торговых отношениях отечественных производителей. В настоящее время, в соответствии с международной практикой, работы по сертификации и сертификационным испытаниям находятся в рынке. В республике аккредитовано очень свыше 300испытательных лабораторий более 800 экспертов-аудиторов и 70 органов по сертификации. Однако, имеющаяся испытательная база недостаточна, так как не охватывает испытаниями всю номенклатуру продукции и распределена в республике крайне неравномерно. Система оценки соответствия (сертификации), действующая в республике вызывает множество нареканий, так как затрагивает интересы разных социальных групп. С одной стороны она защищает интересы потребителей, а с другой приводит к дополнительным затратам изготовителей. При сертификации не устанавливается соотношение между степенью потенциальной опасности продукции и сертификационными затратами. Недостаточно развит механизм признания органами по сертификации результатов испытаний, проводимых самим поставщиком и сертификатов, выданных третьей стороной. С целью создания условий для перехода на международную практику работ в области стандартизации, метрологии и сертификации, принят Закон Республики Казахстан “О техническом регулировании гармонизированный с международным законодательством и принципами Всемирной торговой организации (ВТО). Приняты государственные стандарты на основе международных стандартов ИСО серии 9000 и 14000 по внедрению систем менеджмента качества и экологического менеджмента и их сертификации, а также ряд методических рекомендаций по их применению. Утверждена программа по разработке и внедрению систем качества на предприятиях республики в соответствии с требованиями международного стандарта серии ИСО 9000 и 14000. В настоящее время системы качества сертифицировали в международных органах около 30 предприятий, в государственной системе сертификации 55 предприятий осуществляют разработку систем качества 15 предприятий республики.
В республике создано 45 технических комитета по стандартизации, которые предполагается привлечь к работам по техническому регулированию на государственном уровне. Чтобы внедрить международную систему технического регулирования необходимо, чтобы технические регламенты стали обязательными для органов государственного управления, в компетенцию которых входит установление обязательных правил и норм, органов, осуществляющих надзор за их соблюдением, хозяйствующих субъектов, производящих продукцию и оказывающих услуги. Поэтому, данные документы должны иметь статус закона или нормативного правового акта. Аналогичным образом решают задачу введения в практику технических регламентов страны СНГ: Россия, Республика Беларусь, Украина.
Госстандарт РК провел анализ действующих нормативных документов в фармацевтической, пищевой и сельскохозяйственной продукции, содержащих обязательные требования с целью определения перечня необходимых технических регламентов. Впервую очередь необходимы технические такие законы как: Об экологической и радиационной безопасности, обезопасности пищевых продуктов, о нефти и нефтепродуктах, оводе питьевой и воле водоемов, о безопасности товаров для детей; обезопасности медицинского и диагностического оборудования, обезопасности оборудования, работающего под давлением, осейсмобезопасности о безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, обэлектромагнитной безопасности и другие.
Вступление в ВТО для казахстанских производителей товаров и услуг станет главным экзаменом на получение своеобразного аттестата предпринимательской зрелости. Вот уже 10 лет идут переговоры о вступлении Казахстана в торговую организацию, и столько же времени идут постоянные споры о том, так уж ли необходимо быть республике участником мировой торговли? А смогут ли отечественные предприниматели выжить в условиях жесткой конкуренции? Сегодня все чаще мнения экспертов сводятся к тому, что от вступления во Всемирную торговую организацию экономика Казахстана выиграет, — это даст возможность более эффективно продвигать казахстанский бизнес за пределы республики. Тем более что весь сырьевой сектор направлен на экспорт. Республика получит возможность без проблем, связанных с антидемпинговыми процедурами, поставлять на мировой рынок, кроме нефти и газа, медь, алюминий, уголь, хром, золото. А это значит, будет обеспечен приток финансов в страну. Казахстану необходимо двигаться в ВТО не общих основаниях. «Необходимо, чтобы условия вхождения для Казахстана были индивидуальные, и предполагали поэтапность, и какие-то льготы». И все же даже оптимисты говорят, что негативных последствий избежать не удастся. Сырьевая направленность экономики может пошатнуть положение республики, так как экономической благополучие Казахстана по-прежнему зависит от мировых котировок основного казахстанского бренда нефти. В республике наблюдается явный прогресс в области экономических и законодательных реформ. При вступлении во Всемирную торговую организацию страна не только получает определенные льготы и преимущества полноправного участника международной торговли, но и берет на себя определенные обязательства членства, которые она должна будет скрупулезно соблюдать. Стать полноправным членом Всемирной торговой организации мечтает подавляющее большинство бывших советских республик, еще не допущенных в эту почетную организацию. Казахстан здесь не является исключением. По мнению большинства экспертов, от вступления в ВТО Казахстан только выиграет. Во-первых, сырьевой сектор экономики республики ориентирован на экспорт, потому готов к присоединению в ВТО в любой момент. Так как сырьевой экспорт диверсифицирован, включает в себя много товарных позиций (кроме нефти на экспорт идет газ, уголь, медь, алюминий, золото, хром, алмазы и др.), то приток инвестиций в Казахстан обеспечен. Имеются и отрицательные стороны вступления РК в ВТО. Казахстан может просто не выжить в новых условиях. Также конкуренция с иностранными производителями неизбежно повлечет за собой гибель некоторых отраслей обрабатывающей промышленности. Естественно, что за этим последует рост безработицы и падение уровня жизни. Сегодня самый опасный конкурент Казахстана — Китай, недавно ставший членом ВТО. Например, китайская текстильная промышленность и без открытых торговых путей не дает казахстанской промышленности шансов развиваться. Однако главной проблемой экономики республики является ее чрезмерная экспортная направленность. Зависимость от нефти и других полезных ископаемых и ограниченная диверсификация экономики делают Казахстан уязвимым к колебаниям мировых цен на ту же нефть. Вступив в ВТО, Казахстан будет еще больше зависеть от мировой конъюнктуры. Таким образом, нельзя однозначно оценить вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию. Но членство в ВТО все-таки, скорее, выгодно для республики. Экспорт сырья и продукции низкого передела будет обеспечивать приток денег в страну, значит, будет расти покупательная способность, потребительский спрос. Конкуренция зарубежного и отечественного производителя приведет к снижению цен, повысится уровень жизни

Казахстан не единственное государство, для которого вопрос о членстве ВТО так актуален. Из 192 стран мира 146 являются членами ВТО, и еще много стран стоит в очереди на вступление, 143 стран содружества первой Вступила в ВТО Киргизия, но ее опыт оказался самым печальным. Формально открытый западный рынок не принял неконкурентоспособные товары из Киргизии. Зато соседи - Казахстан, Узбекистан в ответ наглухо закрыли свои границы и для товаров и для жителей Киргизии. Но Казахстан изначально находится в более выгодном положении, чем его неудачливый сосед, так как в Киргизии нет таких запасов нефти и других полезных ископаемых. Отметим, что кроме Киргизии СНГ во Всемирной торговой организации представляют Армения и Грузия. Почти вступила Украина.

Программа развития национальных систем стандартизации и сертификации Республики Казахстан.Настоящая Программа направлена на дальнейшее развитие государственных систем стандартизации и сертификации, поэтапный переход к международной практике работ в области стандартизации, оценки соответствия, управления качеством и информационного обеспечения работ в указанных направлениях.

Анализ современного состояния проблемы.В настоящее время в республике создана законодательная основа технического регулирования, основные положения которых гармонизируются с международными требованиями и принципами Всемирной торговой организации. В республике проводятся работы по гармонизации основополагающих стандартов государственных систем стандартизаций и сертификации с международными аналогами. В республике сформирован фонд нормативных документов (Государственный фонд стандартов), насчитывающий более 39 тысяч наименований нормативных документов, в том числе: 3 700 государственных нормативных документов по стандартизации (около 700 государственных стандартов, более 3000 технических условий, правил и рекомендаций); 20 000 межгосударственных стандартов; около 15 000 зарубежных стандартов и 4 000 международных стандартов. Однако имеющийся фонд недостаточно укомплектован международными, региональными и национальными стандартами зарубежных стран для проведения работ по гармонизации действующих в Казахстане нормативных документов с международными требованиями. В предстоящий период необходимы расширение и обновление Государственного фонда стандартов (далее -ГФС). С целью проведения работ по стандартизации в различных отраслях экономики в республике созданы 40 технических комитетов по стандартизации, в область деятельности которых входит работа по разработке государственных стандартов и участие в международной стандартизации. Однако необходимо создание аналогичных технических комитетов по стандартизации и в неохваченных отраслях. Республика Казахстан с 1994 года является членом Международной организации по стандартизации (далее - ИСО). В рамках ИСО Казахстан участвует в работе 6-ти международных технических комитетов по стандартизации и в работе группы по разработке стандарта на морские ледостойкие нефтегазовые сооружения. Однако Казахстан не является членом Международной электротехнической комиссии (далее МЭК). Отсутствие членства в данной организации не дает возможности применять международные стандарты МЭК для информирования заинтересованных стран - членов ВТО о стандартах и процедурах оценки соответствия, действующих в Республике Казахстан, на базе подведомственного Комитету по стандартизации, метрологии и сертификации предприятия создается информационный центр па взаимодействию с ВТО по вопросам аккредитации, стандартизации, метрологии и сертификации.

В республике действуют 25 классификаторов, разработанных различными ведомствами, 10 из которых имеют статус государственных. В будущем необходимо создание единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации. Конкурентоспособность отечественной продукции напрямую зависит от наличия на производствах системы менеджмента качества. В республике в настоящее время сертифицировали системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО 9000 лишь около 116 предприятий, из которых в реальном секторе всего по 3-4 в каждой отрасли. Одной из основных причин низкой заинтересованности предприятий во внедрении систем менеджмента качества являются слабая пропаганда политики в области качества и отсутствие научно-методической базы. Для обеспечения повышения уровня конкурентоспособности отечественной продукции в ближайшие годы необходима государственная поддержка работ по внедрению и сертификации на предприятиях систем менеджмента качества и охраны окружающей среды. В настоящее время проводятся прикладные научные исследования по анализу проблем, возникающих при внедрении международных стандартов ИСО серий 9000 и 14000 на предприятиях приоритетных отраслей
промышленности, которые необходимо продолжить. С целью стимулирования отечественных предприятий на производство конкурентоспособной продукции в республике учреждены конкурсы на соискание премий Правительства Республики Казахстан “За достижения в области качества” и “Лучшие товары Казахстана”. Имеющаяся испытательная база республики по сертификационным испытаниям недостаточна, так как не охватывает всю номенклатуру продукции и распределена в республике крайне неравномерно. Для оснащения испытательной базы необходимы создание и совершенствование сети аккредитованных испытательных центров (лабораторий) по проведению сертификационных испытаний на потенциально-опасные виды продукции, сырья и материалов.

Кроме того, в республике отсутствуют специалисты, признанные на международном уровне и зарегистрированные в международных реестрах экспертов. Необходимы проведение подготовки и повышение квалификации специалистов в международных и региональных организациях. В настоящее время действующие национальные системы стандартизации и сертификации не приведены в соответствие с международными требованиями, в том числе с требованиями Соглашений Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и санитарным и фитосанитарным мерам и Соглашениями по техническим барьерам в зоне свободной торговли стран СНГ.
Цель и задачи Программы.Целью Программы является обеспечение перехода Республики Казахстан на международную практику работ в области технического регулирования, включающую в себя совершенствование работ по стандартизации, оценке соответствия, аккредитации, управлению качеством, государственному надзору и контролю для создания условий выхода Республики Казахстан на мировой рынок, а также создание условий для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Задачами Программы являются:

-обеспечение ведения единой государственной политики в области стандартизации, сертификации и управления качеством;
переход на международную модель технического регулирования;
- создание условий для развития и совершенствования работ;

-создание условий для признания результатов оценки соответствия продукции, проведенной в республике, на мировом рынке;

- повышение конкурентоспособности и качества отечественной продукции;

- поэтапное создание единого информационного пространства на государственном, региональном и международном уровнях;
- активизация работ по международной стандартизации.

 

Лекция № 2 Тема: Законодательство Республики Казахстан о техническом регулировании и безопасности пищевой продукции.

Вопросы лекции:

1. Закон о техническом регулировании

2. Закон о пищевой безопасности продукции

Законодательство Республики Казахстан о техническом регулировании.Законодательство Республики Казахстан о техническом регулировании основывается на Конституции Республики Казахстан. Закон регулирует общественные отношения по определению, установлению, применению и исполнению обязательных и добровольных требований к продукции, услуге, процессам жизненного цикла продукции (далее процессы), подтверждению соответствия, аккредитации и государственному контролю и надзору в области технического регулирования.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь