Методика обследования больного, с которым нет словесного контакта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обследования больного, с которым нет словесного контакта



    1. ОБЩИЕ РЕАКЦИИ, ПОЗА

 

а) Положение произвольное или пассивное

б) Поза активная, удобная, естественная, неловкая, вынуж­денная. Характер движений: последовательные, замед­ленные, стереотипные.

в) Что делает больной, если ему придано неудобное поло­жение.

г) Поведение больного по отношению к врачу и персоналу: негативистичен, избегает, раздражителен, безразличен.

д) Проявление гебоидности, злобности, агрессии. Защитные движения при уколе иглой.

е) Однообразно ли поведение или оно варьирует в течении дня, недели и т. д.

 

2. ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА - осмысленное, живое, вниматель­ное, спокойное, беззаботное, тупое, хмурое, растерянное, печальное. Мимика и вегетативные реакции - улыбка, слезы, румянец, потливость, выраженность носогубных складок.

 

3. ГЛАЗА - открыты, или закрыты. Если закрыты, сопротив­ляется их открытию или нет. Движение глазных яблок - совер­шаются ли по просьбе или отсутствуют, следит ли взглядом за исследуемым или движущемся предметом, или смотрит неподвиж­но, бросает ли взгляды "украдкой". Мигание, тремор век. Ре­акция на внезапное приближение острого предмета к глазам. Сенсорная реакция зрачков (расширение от болевых раздражений или от раздражения кожи).

4. РЕАКЦИЯ НА ИНСТРУКЦИЮ, выраженную словами или действием.

Команда: показать язык, двигать руками, хлопать в ладоши. Характер движений: медленные или внезапные. Реакция на укол. Ав­томатическая подчиняемость. Эхопраксия.

5. МЫШЕЧНЫЕ РЕАКЦИИ. Тест на ригидность: мышцы расслаблены или напряжены во время движений. Каталепсия, воско­видная гибкость, негативизм в виде движений в противоположном направлении или сопротивление по типу "зубчатого колеса". Движе­ния головы и шеи вперед, назад, в стороны, движения челюсти, плеч, конечностей.

6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ: Эмоциональная ре­акция на разговор о семье, детях, волнующие рассказы, появление посетителей. Отметить: есть ли ускорение дыхания или пульса, появ­ление румянца, слез и т. п. Вызывают ли реакцию шутки. Каков эф­фект неожиданных раздражителей: хлопанья в ладоши, вспышки све­та.

7. РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ: есть ли попытки говорить - движение губ, шепот, движение головой. Отметить, какие слова соп­ровождаются эмоциональной реакцией.

8. ПИСЬМО: предложить бумагу и карандаш (молчащие или частично ступорозные больные иногда пишут).

Предварительный диагноз и его обоснование.

В особенности предварительного диагноза, используя психиатрическую терминологию, необходимо определить ведущий психопатологический синдром, выявит сопутствующие синдромологические образования, высказать аргументированные предположения о типе и давности психических расстройств, опираясь на качественные характеристики симптомов, оценить критику больного по отношению больного к болезни и ситуации в целом. Эти данные позволяют, поставит предварительный диагноз на синромологическом уровне.

План обследования и лечения.

Именно предварительный диагноз определяет план необходимого для пациента обследования, с целью уточнения диагностических версий, а также необходимый лечебно – охранительный режим, режим наблюдения и лечения.

 

Экспериментально-психологическое обследование.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Психологическое обследование проводится специалиста­ми — медицинскими (клиническими) психологами или вра­чами, получившими специальную подготовку по медицинской психологии.

Группа методов

1. Корректурная проба

 

Больному дается бланк, на котором в произвольном порядке напечатаны буквы. Дается задание вычеркивать те или иные бук­вы. При этом делаются отметки времени и анализируются ошибки. По специальным формулам рассчитывается уровень работоспособ­ности, анализируется истощаемость внимания.

2. Проба Крепелина

 

Обследуемому дается бланк с парами цифр. Прелагается сло­жить цифры и написать результат. При этом также учитывается время выполнения задания. По специальным формулам анализирует­ся уровень работоспособности и характер ошибок.

3. Отсчитывание

Дается задание: в уме вычитать из 100 по 7 или из 200 по 17. Анализируется скорость выполнения задания и характер ошибок.

4. Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

Эти таблицы имеют стандартный формат: 60х60 см и содержат в хаотическом порядке цифры от 1 до 25. Предлагается показать и назвать цифры в порядке возрастания или в порядке убывания. Анализируется скорость выполнения задания и допущенные ошибки.

5. Проба на чередование синонимов и антонимов Используется для анализа инертности психических процессов. Экспериментатор называет определенные слова, а от обсле­дуемого требуется подобрать к каждому слову синоним и антоним. Ведется учет времени, затраченного на работу.

Группа методов

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ

1. Тест зрительной и слуховой памяти

 

Выполняется в два этапа: на первом испытуемому предлага­ется 2 серии картинок с изображением предметов по 30 предметов в каждой серии. На 2 этапе предлагается 2 серии слов по 30 слов в каждой. От обследуемого требуется запомнить предложен­ный материал и после предъявления каждой серии воспроизвести запомненное.

2. Проба на запоминание 10 слов

 

Экспериментатор зачитывает 10 односложных слов, от обсле­дуемого требуется повторить все слова, которые он запомнил. Опыт повторяется 4 раза. Через 20-30 минут просят назвать все слова, которые испытуемый помнит, не зачитывая их заново. На основании данных исследования строится "кривая запоминания".

Группа методов

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ

1. Складывание картинок из отрезков

3. Понимание рассказов

 

Обследуемому дают прочитать стандартные рассказы, после чего задается вопрос: "О чем этот рассказ?". Анализируется ха­рактер ответов. Наиболее часто при этом выявляются обстоятель­ное мышление и резонерство.

4. Проба Эббингауза

 

Испытуемому дается рассказ с пропущенными словами. Требу­ется вставить пропущенные слова.

5. Понимание сюжетных картин

 

6. Классификация объектов

 

Предлагается набор из 70 карточек с изображением различных объектов. От обследуемого требуется разложить эти объекты по группам, а затем укрупнить группы до трех.

7. Метод пиктограммы

 

Испытуемому предлагают запомнить 12-15 слов и для лучшего запоминания предлагается сделать зарисовки. Анализируется ха­рактер рисунков и их расположение на листе.

8. Исключение лишнего

 

Предлагается набор из 5 слов. Четыре слова имеют между собой что-то общее, а пятое - лишнее, не вписывающееся в дан­ную группу. Требуется найти это "лишнее" слово, а оставшиеся четыре назвать обобщенным понятием.

Группа методов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

1. Матричный тест Равена

На 20 минут испытуемому предлагается набор из 60 таблиц, представляющих из себя прямоугольник, в котором в определенной логической последовательности изображены геометрические фигу­ры. В нижней части прямоугольника имеется "дырка". Под прямоу­гольником предлагаются варианты "вставок" для этой "дырки". От обследуемого требуется установить закономерности расположения фигур в прямоугольнике и выбрать подходящий вариант для завер­шения рисунка.

Группа методов

МЕТОДЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Эти методы делятся на опросники и так называемые проек­тивные методики.

К опросникам относятся такие методы, как тест Айзенка, Миннесотский многопрофильный личностный опросник, тест Лири и т.д. Они требуют специальных материалов и достаточно сложны в обработке и интепретации.

Среди проективных методов можно назвать тесты Люшера, Сонди и т.д.

Данная группа методов обследования для своего проведения требует специальной психодиагностической подготовки.

В настоящее время в психологии и психиатрии широко ис­пользуются компьютерные версии этих психодиагностических мето­дик.

Таблица Шульте 1

1. Н О С М К А Л В Е Р Л К Е В С С В М Л Р О Е К Р

2. О К Р Н Р В М Л А Н Р К Л О Е Н М Р В К Л Л О Е

3. М Н С К К Р А О В Л М Е Н Р С Л А О С Н В КЛ АЕ

4. А К В О Н Р Е С А М Е К В О Р М Е Н О К Р АМ А

5. Л О М Е С Н К А В О КО В М Н Е СА Л К В Е М О

6. О К С Е Н М Л А В Е К Л В Р Н С Е Л А Р К ЛР Н Р 7. Л Н М С О С А Л К А В М В О Е Н Р С Е К Н ЛС Е Р

8. К В НО Р М К В Н Л М А О Е О С Л Н Р С А Е В С

9. С А В О А Н Е К Е С В А В С С М А Р А Л Н О Р В

10. Н Е М А Р К Л А Е Н О С Н К В Р М Е К С О А Л Н

11. СОН А К Н Е В Л К Л Р СВ Е М В С Р О Л Р ОАО

12. Р К О В Р Н А Л М К Р Н Е О Л Р М Н Л КВ Л М А

13. С Н М Р К К В О А Е М Л С Р Н О А Л В Р С Л Н Е

14. В К А Р Н О А С Е К Е М Р О В Н Е М Р К О М Е Н

15. МОЛ НС Е В А К О К О Н М В А С Е В К Л Р К С

16. О Н М С А К В Л Р Е К Л В Е С С М В Р Л Е А Р К

17. К 0 Н Р В Р Л М Н А К Р О Л Н Е Р М К В С М Е Р

18. Н М К С Р К О А Л В Е М Р Н Л С О А Р С К Н М

19. К А О В Р Н С Е М А К Е О В М Р Н Е К О А Е Л Л

20. О Л Е М Н С А К О В О К В М Е Н А С Л Е ЛАВ О

Таблица Шульте 2

3 4 3 4 4 8 6 6 2 4 4 7 3 4 8 9 6 7 2 9 8 7 4

2 5 9 7 8 4 3 2 4 7 6 5 3 4 4 7 9 7 3 8 9 2 4

3 8 5 9 8 6 8 4 2 6 7 8 3 7 4 7 4 3 9 7 2 9 7

9 5 4 7 5 2 4 8 9 8 4 8 4 7 2 9 3 6 8 9 4 9 4

9 5 4 5 2 9 6 7 3 7 6 3 2 9 6 5 9 4 7 4 7 9 3

2 9 8 7 2 9 4 8 4 4 5 4 4 8 7 2 5 9 2 2 6 7 4

9 2 3 6 3 5 4 7 8 9 3 9 4 8 9 2 4 2 7 5 7 8 4

7 4 7 5 4 4 8 6 9 7 9 2 3 4 9 7 6 4 8 3 4 9 6

8 6 3 7 6 6 9 2 9 4 8 2 6 9 4 4 7 6 9 3 7 6 2

9 8 9 3 4 8 4 5 6 7 5 4 3 4 8 9 4 7 7 9 6 3 4

5 8 5 7 4 9 7 2 6 9 3 4 7 4 2 9 8 4 3 7 5 8 3

3 4 6 5 7 8 4 3 5 5 4 2 9 6 2 4 2 9 2 7 2 5 8

5 2 3 9 3 4 5 3 2 8 2 9 8 9 4 2 8 7 8 5 4 3 5

3 4 9 2 4 7 8 5 2 9 6 4 4 7 6 7 5 6 9 8 6 4 7

4 9 6 3 4 9 9 4 8 6 5 7 4 9 3 2 4 7 4 9 8 3 8

8 4 7 8 9 4 3 9 3 7 6 5 2 4 4 3 4 8 7 3 9 2 4

Проба Крепелина

         
Перо Дерево Палка Звонок Святость
Гора Замок Обруч Книга Кустарник
Поле Камень Картон Стекло Учитель
Коса Марай Зерно Крыса Апельсин
Тело Невод Восток Трава Станция
Пуля Холод Сугроб Кружка Чернила
Вера Песок Ветка Сказка Капуста
Сажа Козел Пиджак Труба Трусость
Душа Зелень Пурга Слава Слепота
Река Телега Балкон Пчела Контора

 

Счетные операции

100 -- 3 = Х Х -- 3 = Y Y -- 3 = Z Z -- 3 = … …. и т.д. 100 -- 7 = Х Х -- 7 = Y Y -- 7 = Z Z -- 7 = … …. и т.д. 100 -- 13 = Х Х -- 13 = Y Y -- 13 = Z Z -- 13 = … …. и т.д. 100 -- 17 = Х Х -- 17 = Y Y -- 17 = Z Z -- 17 = … …. и т.д.
(a + b)2 122 32 3 x 2 = и т.д.
225 = 111 = 4 = 8: 4 = и т.д.
57 -- 28 = 33 -- 16 = 25 -- 9 = 7 -- 3 = и т.д.

 

 

Синонимы Идти …………………………………….. Думать ………………………………….. Фуражка ………………………………… Нужда …………………………………… Дом ……………………………………… Врач ……………………………………… Приказ …………………………………… Омонимы Стекло ----- Стекло Ключ ---- Ключ Рукав ---- Рукав Батарея ---- Батарея Лук ---- Лук Такса ---- Такса Коса ---- Коса

Метафоры

Блеснула мысль. Уснувшие мечты. Пламенная речь. Накаленная обстанов­ка. Заброшенный ребенок. Бархатный голое. Брожение умов. Волчий аппетит. Железная воля. Теплое отношение. Крутой нрав. Стал как шелковый. Свинцовая туча. Громкое имя. Потерянный вид. Золотые руки. Горящие глаза. Тяжелый взгляд. Холодный взгляд. Глубокая печаль. Горячее сердце. Каменное сердце. Нечистая совесть.

 

Пословицы На воре шапка горит. Не в свои сани не садись. Что с воза упало—то пропала Шила в мешке не утаишь. Чем дальше в лес—тем больше дров. Слово—серебро, молчание – золото. Тише едешь—дальше будешь. Не все то золото, что блестит. Не красна изба углами, а красна пирогами. Семь раз отмерь—раз отрежь. Крылатые слова Козел отпущения. Буря в стакане воды. Средний человек. Золотая середина. А Васька слушает, да ест. Рыльце в пуху. Гора родила мышь Умывать руки. Белая ворона.  

 

Анализ Заяц ---- кролик Сено ---- солома Пароход ---- паровоз Бабочка ---- птица Стол ---- стул Улица ---- лошадь Индеец ---- индиец Карлик ---- ребенок Пруд ---- озеро Обман ---- ошибка Ворона ---- ворон Синтез Щука, карась, сазан, окунь, пескарь, сом — Гитарист, трубач, пианист, скрипач — Рыжик, сыроежка, масленок, березовик — Ока, Дон, Волга, Днепр, Лена, Дунай, Енисей — Рубашка, простыня, полотенце, наволочка — Синий, красный, зеленый, желтый, черный — Хирург, невропатолог, терапевт, акушер — Ситец, штапель, сукно, бархат, коверкот — Толстой, Тургенев, Горький, Шолохов — Радость, печаль, страх, раскаяние, гнев — Вальс, мазурка, страх, раскаяние, гнев —

Лабораторные данные.

Дневник.

Поведение больного в отделении, подчинение правилам режима, участие в трудовых процессах, играх, общих заня­тиях. Общительность с больными и персоналом, насторожен­ность, замкнутость. Целеустремленность, настойчивость, защи­та своих интересов, вялость, апатия, безинициативность. Повышенная тормозимость, внушаемость, самовнушаемость, и импульсивность, негативизм, нерешительность, амбивалент­ность, злобность.

Дифференциальный диагноз.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.024 с.)