Ялуторовск (Тюменская область) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ялуторовск (Тюменская область)



 Зачастую Ялуторовск (Тюменская область) неофициально называют «городом декабристов». Здесь в 1829-1856 в разное время находились на поселении декабристы: В. К. Тизенгаузен, В. И. Враницкий, А. И. Черкасов, И. Д. Якушкин, М. И. Муравьев-Апостол, И. И. Пущин, Е. П. Оболенский, Н. В. Басаргин, а позже к ним прибыли А.В. Ентальцев с женой из Березово. Все они внесли большой вклад в формирование культуры города.

   Самыми яростными проповедниками образования были среди декабристов Якушкин и Муравьев-Апостол.

   В Ялуторовске И. Д. Якушкин проживал с 1836года. Он внес большой вклад в развитие города. Несмотря на трудности, в 1842 по его инициативе в Ялуторовске было открыто училище для мальчиков, в котором обучалось большое число крестьянских сирот. В 1846 Якушкин основал и училище для девочек. Созданные им учебные заведения были доступны для детей из разных сословий и внесли важный вклад в систему народного образования Сибири. Кроме педагогической деятельности, Якушкин много занимался наукой, проводил ботанические и метеорологические исследования. Вернувшись в начале 1857 из Сибири, Якушкин жил в Москве и дер. Новинки Тверской губернии. Его «Записки» являются ценным источником по истории декабризма. Якушкин упоминается в поэме Пушкина «Евгений Онегин»; также исследователи Грибоедова считают его одним из прототипов Чацкого в комедии «Горе от ума».

   М. И. Муравьев-Апостол жил в Ялуторовске с 1836 по 1856. Здесь он вел «обычную» жизнь декабриста: занимался образованием и воспитанием местных детей, много читал, изучал философию и историю, вел метеорологический дневник; продолжил и свое увлечение сельским хозяйством. По амнистии 1856 Муравьев-Апостол был восстановлен в прежних правах. Вернувшись из Сибири, жил в Твери и Москве.

  В Ялуторовске Е.П. Оболенский помогал Якушкину в просветительской деятельности. Преподавал в школах и был в них инспектором, занимался философией, сельским хозяйством. После амнистии 1856 Оболенский поселился с семьей в Калуге, участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861 г.

   В Ялуторовске Пущин проживал с 1843 г. Человек незаурядного характера, он играл консолидирующую роль среди декабристов, через него осуществлялась связь между ними, организовывалась помощь нуждающимся товарищам и их семьям. И. И. Пущин принимал участие в просветительской деятельности, занимался сельским хозяйством. Обладая юридическими знаниями, содействовал местным жителям в судебных вопросах. За свою доброту и готовность всегда помочь Пущин пользовался среди ялуторовцев большим уважением и любовью. После амнистии 1856 г. он жил в Санкт-Петербурге, Москве и с. Марьино Московской губернии. И. И. Пущин – автор мемуаров «Записки о Пушкине».

     Декабристы оставили после себя в Ялуторовске добрый след, прежде всего, благодаря своей широкой просветительской деятельности. В Ялуторовске на улице Революции,75 открыт музей Памяти декабристов, в доме, где проживал М.И. Муравьев-Апостол(Рис.14)

 

          Рис.14.    Историко-мемориальный музей города Ялуторовска

    В 1935 году во время ремонта в доме Муравьёва-Апостола под полом, на котором стояла печь, была обнаружена бутылка. Внутри находилось послание потомкам, написанное Муравьёвым-Апостолом. В нём автор кратко описал историю дома, перечислил жителей-декабристов и закончил его словами:

«Для пользы и удовольствия будущих археологов, которым желаю всего лучшего в мире, кладу эту записку 18 августа 1849 года». 5

Писательница Лидия Либединская посвятила музею стихотворение.

«…Я в этот дом вхожу с благоговеньем.
Как выразить признательность свою?
Здесь помнят всё: высоких дум стремленье,
Надежность, верность, дружбу и терпенье,
Закованные в ледяном краю..,
Закат погаснет, в окнах розовея,
И явится, бесшумна и легка,
Тень братьев — Ипполита и Сергея —
Черниговцев бессмертного полка.
Матвей Апостол сядет у камина,
Якушкин хмурится — вновь писем нет давно…
И Пущин в день лицейской годовщины
Поднимет здесь печальное вино.
Как годы тянутся! Вся жизнь — расплата
За миг свободы. Счастье — где оно?
Студёный ветер с площади Сената
Ночами бьётся в низкое окно…»

 

      Летчик-космонавт Г.М. Гречко оставил запись в книге отзывов музея,

8 июля 1979 г. «…На два часа ожили для меня замечательнейшие люди

 России – декабристы» 6.

В Ялуторовске названы улицы в память о декабристах Пущине, Якушкине и Оболенскм. В.И.Враницкий похоронен на Ялуторовском кладбище.

 

4.2. Берёзово (Ханты-Мансийский автономный округ)

Известный югорский историк Дмитрий Филипчук рассказал о недолгом пребывании в Березове 19 ссыльных декабристов:

 «У меня давно задумка была такая – рассказать о людях, которые не по своей воле прибыли в Сибирь. У нас Сибирь всегда ассоциируется с местом ссылки, местом каторги, но в то же время, это место, куда не по своей воле прибывали неординарные люди со своими пороками, добродетелями, достоинствами, это были люди своего времени, причем, не самые худшие. Но, как правило, будучи сосланными в Сибирь эти люди совершенно по-другому стали смотреть на причины своего выступления против власти. Они начали пересматривать свои идеалы, потому что многое из того, о чем они думали, как они представляли себе окружающую их жизнь, выступая от имени народа, оказалось совершенно далеким от их представлений. В Сибири никогда не представляли, что такое крепостное право. На этой почве возникали конфликты, связанные с тем, что березовским крестьянам было дико слышать, что кто-то может быть рабом. Идеи свержения крепостного права были чужды и непонятны местному крестьянству».

  На протяжении всего существования Берёзово городок служил местом ссылки. Первый острог для своих непокорных соратников основал Пётр I в 1724 году, куда была сослана семья А.Д. Меньшикова. В Берёзове отбывали ссылку члены семей Долгоруковых, графа Остермана, позже – декабристы: Горский-Друцкий, Фохт, Ентальцев, Черкасов…

  В июне 1828 года, в город Березов Тобольской губернии (ныне Берёзово Ханты-Мансийский автономный округ) прибыл член Южного общества декабристов 40-летний Андрей Ентальцев. Позади – каторга в Читинском остроге, впереди – неизвестность в сибирской ссылке. Рядом с ним жизненные испытания стойко переносила Александра Ентальцева, добившаяся от властей разрешения разделить участь мужа (Рис.15)

     

 

 Рис.15. А.В.Ентальцев и А.В Ентальцева

  Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года перевернуло его жизнь. Ентальцева арестовали в Тульчине, где он находился по месту службы, а 20 января 1826 года доставили в Петропавловскую крепость. Он не выходил на Сенатскую площадь, но его обвинили в том, что он знал об умысле на цареубийство, о подготовке к мятежу.

   Положение Ентальцевых на поселении было тяжелым. Сибирские морозы, промозглая земля, к тому же не хватало денег. Александра Васильевна как могла оберегала мужа от бытовых проблем, чужих нравов. Вместе с Ентальцевыми в Березов прибыл Алексей Черкасов. Он, как и Андрей Васильевич, не принимал непосредственного участия в событиях на Сенатской площади. Но, как и Ентальцев, был членом Южного общества и также был приговорен к двухгодичным каторжным работам (позже срок был сокращен до года). После Читинского острога его вместе с Ентальцевым отправили в неизвестный Березов. Там они встретили других декабристов, отбывавших ссылку, – Ивана Фохта и Иосифа-Юлиана Друцкого-Горского, которому к тому времени исполнилось уже 62 года. В 1826 году Фохт был приговорен к ссылке в Сибирь на вечное поселение, но вскоре срок был сокращен до 20 лет.

И в январе 1828 года его отправили из Петропавловской крепости на поселение в город Березов. На Севере Фохт быстро приспособился к обстоятельствам: жил токарной работой и помогал местному врачу.
Участник военных действий российской армии начала XIX века, Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813–1814 годов, Друцкий-Горский не являлся членом тайных обществ, но был замечен очевидцами на Сенатской площади, «в возбуждении находившимся среди восставших, в парадном мундире при орденах и с пистолетом». И в 1827 году он был отправлен под надзор полиции в Березов.

   Декабристы в Березове особенно часто собирались в доме Ентальцевых, вечеровали, как тогда говорили. Ентальцевы по сравнению с другими поселенцами жили в относительном достатке: помогала сестра Андрея Васильевича. К тому же супруге декабриста из казны выделили пособие – 250 рублей в год. Разговоры «на кухне», конечно же, велись – и о политике, и о тяготах жизни местного населения.

  Чем же занимались Ентальцевы в Березове? Слабое здоровье, преследовавшие хвори подтолкнули Андрея Васильевича к изучению медицины. Он приобрел справочники, стал собирать народные рецепты. Вскоре начал на собственные деньги закупать лекарства и бесплатно лечить жителей Березова. Это занятие он продолжит и в Ялуторовске. Ентальцева полюбили горожане, а вот Горский умудрился испортить отношения с местными, к тому же он пристрастился писать доносы на товарищей по несчастью.

Особенно невзлюбил Андрея Васильевича…
Все это время Ентальцевы не оставляли надежд перевестись в более благоприятный климат. Андрей Васильевич с каждым днем терял силы. Наконец разрешение получено: Ентальцевы переезжают на юг губернии, в Ялуторовск, где также отбывали ссылку декабристы. Но Горский не забывал Ентальцева. Уже в 1830 году он строчит донос:
«Сколь ни дерзки поступки Фохта и Черкасова, но они ничто против озлобления Ентальцева – это непримиримый враг правительства и законного порядка, принимающий на себя личину, чтобы вкрасться в доверие каждого человека, и, опутав его ложными системами, совращает на образ своих мыслей, вредный законному порядку и общему спокойствию. Для этой цели он входит в разные связи: дает взаймы, угощает у себя обедами, вечеринками, ужинами, поит и, напоивши, со всей дерзостью ложными доводами чернит правительство, чтобы возбудить в слушателях питаемую им ненависть и злобу, в чем ему ревностно содействует березовский протопоп Вергунов, а иногда и исправник Лебедев, желающие блеснуть ученостью и показать сведения свои в политике и государственном правлении…»
Наветы продолжались и в Ялуторовске.

Но Ентальцев пытался продолжить занятия медициной.
«Старик, несмотря на свое нездоровье, с юношеским жаром занимался медициною, – вспоминал современник декабристов ялуторовчанин Н. Голодников, – не отказывая в своей помощи ни богатому, ни бедному и покупая иногда необходимые для этого домашние средства, даже из собственности своей. Бедняки долго вспоминали этого благодушного бессребреника».
Бесконечные доносы, обыски, материальные невзгоды подорвали здоровье Андрея Васильевича. Уже в конце 30-х годов у него появились симптомы душевной болезни, переросшей затем в тихое умопомешательство. Ентальцев умер в 1845 году на руках любимой супруги.

После смерти мужа Александре Васильевне было запрещено покидать Сибирь. Она осталась в Ялуторовске еще на долгих десять лет, жила очень скромно, на государственное пособие. Ее существование скрашивали лишь беседы с Марией Волконской, Иваном Якушкиным…

С ними хорошо образованной женщине было о чем поговорить.
Кстати сказать, Александра Васильевна помогла декабристу Якушкину открыть первую церковно-приходскую школу для народа в Западной Сибири. Школа открылась в 1842 году в Ялуторовске. Кроме общеобразовательных предметов, там преподавалась механика, а также краеведение. Многие выпускники школы поступили в Тобольскую и Иркутскую гимназии. Александра Васильевна считала для себя очень важным делом помогать местному населению в получении знаний. В 1856 году, когда после смерти Николая I вышел манифест об амнистии декабристов, Александра Васильевна приехала в Москву.
Ей оставалось два года жизни. В 1858 году, в возрасте 68 лет, она умерла в полном одиночестве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.18.83 (0.013 с.)