Единый государственный экзамен по истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единый государственный экзамен по истории.



Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ.

Инструкция по выполнению работы.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответы к заданиям 1–19 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задания части 2 (20–25) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответом к заданиям 1–19 является последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

 

1  Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) Подписание Бахчисарайского мирного договора.

2) Война Алой и Белой розы в Англии.

3) Основание Московского университета.

 

2 1 3

Ответ:

 

 2  Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ
А) введение в эксплуатацию Обнинской АЭС Б) битва на р. Шелонь В) Медный бунт Г) подписание Туркманчайского мирного договора 1) 1471 г. 2) 1648 г. 3) 1662 г. 4) 1954 г. 5) 1970 г. 6) 1828 г.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г
4 1 3 6

 

Ответ:

 

3  Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XVII в.

1) ассигнации (1769-1849); 2) местничество (XV в. – 1682); 3) Новоторговый устав (1667); 4) ярмарка (с XVII в.); 5) бессрочный сыск крестьян (1649-1861); 6) просвещенный абсолютизм (вторая половина XVIII в.)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г
3 2 5 1

 

Ответ:

 

 

6  Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «…Эта принцесса, воспитанная под присмотром своей матери, цесаревны Екатерины Ивановны, герцогини Мекленбургской, с ранней юности усвоила дурные привычки. <…> Характер принцессы раскрылся вполне после того, как она стала великой княгиней и правительницей. По природе своей она была ленива и никогда не появлялась в Кабинете [министров]; когда я приходил к ней утром с бумагами, составленными в Кабинете, или теми, которые требовали какой-либо резолюции, она, чувствуя свою неспособность, часто мне говорила: «Я хотела бы, чтобы сын мой был в таком возрасте, когда мог бы царствовать сам». <…> Она была от природы неряшлива, повязывала голову белым платком, идучи к обедне, не носила фижм и в таком виде появлялась публично за столом и после полудня за игрою в карты с избранными ею партнёрами <…> Она не ладила с принцем, своим супругом, и спала отдельно от него; когда же утром он желал войти к ней, то обычно находил двери запертыми. Она часто имела свидания в третьем дворцовом саду со своим фаворитом графом Линаром, куда отправлялась всегда в сопровождении фрейлины Юлии, принимавшей там минеральные воды, и когда принц Брауншвейгский хотел войти в этот же сад, он находил ворота запертыми, а часовые имели приказ никого туда не впускать». Анна Леопольдовна, фаворитка Анны Иоанновны, мать Ивана Антоновича.
Б) «…Царица немедленно приказала Великому Канцлеру, который, хотя и член Совета, но принадлежал к стороне Дворянства, принесть все бумаги, подписанные ею в Митаве и в Москве, и когда он принес их и представил Ея Величеству, взяла она их и разодрала пред лицом всех. Едва сие было учинено, дворянство и военные провозгласили радостные клики и целовали руку своей Государыни. Ея Величество немедленно послала за генералом Чернышевым, приказывая ему вывесть из тюрьмы генерала Ягушинскаго, и фельдмаршал Долгорукий возвратил ему шпагу и орден св. Андрея при входе в комнаты Ея Величества, которая дала Ягушинскому поцеловать руку, свидетельствуя ему множеством лестных слов свое уважение. Когда все дело было таким образом кончено, Царица приказала Князю Василью Долгорукому не выходить из его дома, а на его место определила генерала Салтыкова. Долгорукий исправлял от самой Митавы должность Великаго Церемониймейстера, и обходился с Царицею, как с пленницею, дабы исполнить между тем свои честолюбивые виды. Он одушевлял Тайный Совет, бывши членом его, и внушал ему решительность ограничить власть Е.И.В., так, что она долженствовала после того представлять только невольницу в золотых цепях. Но мы вскоре увидим, как жестоко было наказано честолюбие Долгорукаго, достойным дел его образом…» Анна Иоанновна, 1730 г., разрыв Кондиций.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Сын правительницы, о которой идет речь в источнике, издал указ о престолонаследии.

2) Правительница, о которой идет речь в источнике, была фавориткой Анны Иоанновны. А

3) Сын правительницы, о которой идет речь в источнике, был свергнут в результате дворцового переворота. А

4) Олигархический орган власти, упомянутый в тексте источника, был упразднен в 1730 г. Верховный тайный совет. Б

5) Один из упомянутых в тексте государственных деятелей был первым в истории генерал-прокурором в Российской империи. Павел Ягужинский («око Государево»). Б

6) Правительница, о которой идет речь в тексте источника – это Екатерина II.

 

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из повести церковного писателя:

«В лето <…> пришел митрополит Исидору из фрязской земли из собора от папы Римского Евгения в Москву к благоверному и христолюбивому и благочестивому, истинному православному великому князю Василию Васильевичю, белому царю всея Руси, с великою гордостию и неправдою и буйством латынским <…>

И много злата папа дал ему <…> Тогда пришел Исидор митрополит в Москву с тою прелестию к благоверному великому князю Василью Васильевичю, и познавшу ему такую прелесть, и вшедшу ему во святую церковь Пречистыя Богородицы соборную на Москве, и служил ему святую литургию. <…>

…Над самодержавным всея Руси государем, великим князем Васильем Васильевичем, тако же учинити, яко же папе глаголил: «Князь же великий млад есть, а епископы их не князя суть и боятся меня; не смети им со мною о том впреки глаголати: аз волю свою возьму, а твою сотворю, латинскую веру приимут, тогда во церкви имя твое поминаю всегда, и князи к тебе приведу вси, и христианство все от греческой веры в латинство приведу, и в Рим приведу их к тебе, и дары тебе принесут, и в Царьград не пойдут, и епископов от тебя поставлю…»

Сей же великий князь Василий Васильевич уподобися святым прежним царем, равным апостолом Константину Великому и Владимиру, нареченому во святом крещении Василию, иже крестившему русскую землю и утвердившему православную веру <...>

Радуйся, благоверный великий князь Василий, иже русскую землю верою утвердивый, истинною положенный ти на главе твоей венец, святое крещение! Радуйся, православный княже Василие! <…> уреза <…> буйства латинскаго, и не дал еси возрасти в православных церквах и в правоверных христианах, и да не насладятся буйства латинскаго и ветхаго закона, да вкусивше, забудут истинныя православныя веры, да не насладятся сердца неверия. Радуйся, православный княже Василие! не дал еси урезати класа зрела, возделанна божественныя церкви. Радуйся, правоверный княже Василие! от всех земель латинских и до самаго Рима прославися, и всю русскую землю православною верою греческою прослави...»

 

 20  Укажите век, когда происходили описанные события. Укажите устоявшееся название документа (церковного договора), заключённого Исидором во «фрязской земле». Назовите сына упомянутого в тексте московского князя, наследовавшего престол.

XV в.

Флорентийская уния.

Иван III

 

 21  Как автор объясняет то, что Исидор действовал в интересах папы? Приведите одну причину. Почему Исидор считал, что его выбор в пользу папы не встретит серьезного сопротивления со стороны великого князя и русского духовенства? Приведите одну причину. Как, согласно тексту источника, великий князь отреагировал на действия Исидора? Приведите одно положение.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

1. Автор объясняет действия Исидора тем, что папа Римский подкупил его: «И много злата папа дал ему»;

2. Исидор полагал, что его выбор в пользу папы не встретит серьезного сопротивления со стороны великого князя и русского духовенства, т.к. князь слишком молод, а епископы находятся в подчинении («боятся») не князя, а самого Исидора. Цит.: «Князь же великий млад есть, а епископы их не князя суть и боятся меня; не смети им со мною о том впреки глаголати».

3. Великий князь отверг инициативу Исидора: «Уреза <…> буйства латинскаго, и не дал еси возрасти в православных церквах и в правоверных христианах».

 22  Князь, упомянутый в тексте источника, известен также тем, что вышел победителем в длительной междоусобной войне. Назовите не менее одного противника великого князя в этом конфликте. Укажите две причины победы великого князя.

Противники Василия II Тёмного:

1. Юрий Звенигородский;

2. Дмитрий Шемяка;

3. Василий Косой

Причины победы Василия II Тёмного:

1. Московские бояре, опасавшиеся своего смещения, поддержали Василия II;

2. Православные иерархи также оказались на стороне Василия, дав ему возможность нарушить данную ранее клятву об отказе от претензий на престол;

3. По завещанию Василия I именно его сын Василий Васильевич должен был унаследовать престол

 23  В конце 1840-х – начале 1850-х гг. российский общественный деятель Александр Герцен оказался за границей, где несколько разочаровался в западноевропейском социализме. Герцен разработал теорию «русского социализма». Приведите одну любую содержательную характеристику теории «русского социализма». Приведите не менее двух положений (фактов), объясняющих влияние Александра Герцена на общественное движение в России (помимо разработки теории «общинного социализма»).

Характеристики теории «русского социализма»:

1) Герцен полагал, что социализм будет произрастать из крестьянской общины, внутри которой были распространены коллективистские ценности.

2) Герцен считал, что к социализму можно перейти, минуя стадию капитализма.

 

Положения, объясняющие влияние Александра Герцена на общественное движение в России:

1) В начале 1830-х гг. Герцен и Огарев создали один из первых политических кружков николаевского времени, где обсуждались не только философские, но и политические теории.

2) В 1840-х гг. Герцен стал одним из первых «западников»; он участвовал в полемике западников и славянофилов.

3)  В эмиграции Герцен основал «Вольную русскую типографию» и издавал влиятельную газету «Колокол», читателем которой по некоторым данным был даже император Александр II.

 

 24  По историческим вопросам в обществе высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

«Колхозное движение в СССР в позднем СССР (после 1953 г. и до 1991 г.) было основано на материальном и правовом ущемлении крестьян».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Размеры приусадебных участков колхозников после 1953 г. оставались ограниченными. Более того, в середине 1950-х гг. государство рекомендовало колхозам сокращать приусадебные участки тех семей, члены которых недостаточно отдаются работе в колхозах. Таким образом, развитие подсобного хозяйства колхозников сдерживалось политикой лидеров государства, что негативно сказывалось на материальном довольствии крестьян.

Серьезный удар по материальному благополучию колхозов нанесла ликвидация МТС в конце 1950-х гг. После упразднения машинно-тракторных станций коллективные хозяйства были вынуждены выкупить трактора, комбайны и прочую технику. Колхозы неизбежно столкнулись с нехваткой специалистов по обслуживанию техники (особенно в первые годы после упразднения МТС).

Целый ряд поспешных и волюнтаристский решений при Хрущеве привело к материальным проблемам в колхозах. Так, «кукурузная кампания» не привела к решению кормовой проблемы животноводства, т.к. проводилась непродуманно – кукурузу сажали даже в климатически непригодных районах.

Даже при Хрущеве значительная часть колхозников не получила паспортов: выдавались временные паспорта крестьянам, уезжавшим в город. Таким образом, советское государство, желая контролировать перетоки населения из деревни в город, поражало в правах крестьян долгое время и после смерти Сталина.

Аргументы в опровержение:

1) После смерти Сталина давление на колхозы было существенно смягчено. Так, исключение из колхозов было запрещено, а выплаты по трудодням освободили от налога.

В 1956 г. при Хрущеве был изменен Устав сельхозартели, что дало больше свободы и инициативы колхозам. Так, колхозы получили право сами определять размеры приусадебных участков крестьян, количество скота, находившегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней и т.д.

В начале брежневского правления предпринимались попытки повысить производительность колхозного производства путём усиления материальной заинтересованности колхозников и расширения хозяйств. Так, в 1960-х гг. были существенно повышены закупочные цены на колхозную продукцию, снижались цены на технику, списывались долги.

Государство поступательно внедряло в деревню систему социального страхования. Так, в середине 1960-х гг. колхозники получили право на государственное пенсионное обеспечение по старости (мужчины в 65 лет, женщины в 60 лет), инвалидности и в случае потери кормильца.

Принятый при Брежневе Примерный устав сельхозартелей 1969 г. существенно улучшил положение колхозников. Так, он предусматривал установление в колхозах нормированного рабочего дня, введение оплачиваемых отпусков, пособий по нетрудоспособности и другие меры по расширению прав колхозников.

При Сталине правовое ущемление крестьян заключалось в том, что им не выдавали паспортов, что налагало определенные ограничения при переезде из деревни в город. Однако с 1959 г. колхозникам, уезжавшим на работу в город, выдавались временные паспорта. Спустя еще некоторое время, в 1976 г. колхозникам, как и всем советским гражданам, были выданы паспорта.

 

 25  Вам необходимо написать последовательный связный текст (историческое сочинение) об ОДНОМ из исторических процессов:

1) Христианизация Руси в X-XII вв.;

2) Русско-турецкие отношения в XVIII в.;

3) Первая русская революция 1905-1907 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного процесса;

– используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.

В ходе изложения постарайтесь не допускать фактических ошибок.

 

Первая русская революция дала России законодательное представительство – Государственную думу. Однако ужесточение избирательного законодательства в 1907 г. привело тому, что III и IV составы Государственной Думы в недостаточной степени представляли общество. III и IV Госдумы скорее представляли высшие слои общества. С другой стороны, III и IV парламенты были куда более лояльны исполнительной власти, что позволило Столыпину продолжить Аграрную реформу (К4).

 

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номеромсоответствующего задания.

Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.048 с.)