Довлатов, С. Заповедник: избр. Проза / сергей Довлатов. – спб. : издател. Дом «азбука-классика», 2007. – 560 С. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Довлатов, С. Заповедник: избр. Проза / сергей Довлатов. – спб. : издател. Дом «азбука-классика», 2007. – 560 С.



Литература России

Борис Акунин

Акунин – это псевдоним, означающий по-японски «злодей, отрицательный персонаж». На самом деле это Григорий Шалвович Чхартишвили. Родился он в Грузии 20 мая 1956 года. После школы окончил историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки МГУ. Известен как специалист по Японии.

До 2000 года работал заместителем главного редактора «Иностранной литературы», потом покинул эту должность, чтобы сконцентрироваться на писательской работе.

Писать книги Акунин начал, чтобы сочинять детективы, которые понравились бы его жене. Сначала это была внутрисемейная литературная игра, и его первый роман «Азазель», написанный в конце 90-х годов, не предназначался для публикации. Роман открыл путь большому литературному проекту «Приключения Эраста Фандорина». Проект вобрал в себя девять классических криминальных романов всех жанров. Так же Борисом Акуниным была написана серия романов про монахиню Пелагию, пьеса «Чайка» и роман «Ф. М.», задуманный как римейк «Преступления и наказания» Достоевского.

В произведениях Акунина действие происходит в конце XIX века, в эпоху, которую русские считают сейчас цивилизованным золотым веком. Его герой - славянский Шерлок Холмс, он говорит по-японски и по-английски, владеет восточными единоборствами и красив настолько, что легко покоряет женские сердца, соединяя в себе качества, отличающие его от грубых, агрессивных героев большинства российских триллеров. Миллионы читателей пленяет элегантный стиль и «классный» привкус ретро его книг.

Романы Б. Акунина экранизированы. Тираж книг одного из популярнейших писателей в России пересек 15-миллионный рубеж, его книги переведены на 35 языков. Чтобы удержать внимание своих поклонников, Акунин всегда полон новых планов. На сегодняшний день он является одним из самых культовых писателей.

 

Акунин, Б. Смерть на брудершафт: роман-кино / Борис Акунин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 461 с.

Общее название новой серии Бориса Акунина – «Смерть на брудершафт». В первую книгу вошли две первые повести: «Младенец и черт», а также «Мука разбитого сердца». «Роман-кино» – это название жанра, к которому относится серия. Автор придумал этот жанр сам для того, чтобы у читателя в воображении включился собственный кинопроектор. С этой целью были изобретены всякие незаметные глазу штуки и фокусы. Если, читая «Смерть на брудершафт», читатель увидит кинокартинку, значит, метод сработал. Это первый за много лет постсоветского издательского бизнеса опыт иллюстрирования беллетристики.

Действие киноромана происходит накануне первой мировой войны. Главный герой все тот же незабвенный Эраст Петрович времен «Азазеля» и «Турецкого гамбита», только более эмоциональный, импульсивный, бестолковый и, как это ни странно, более живой. И зовут его на этот раз Алешей Романовым.

Акунин остается все тем же блестящим стилизатором. Применительно к «Смерти на брудершафт» – с изрядной долей иронии и, что немаловажно для литературы подобного рода, самоиронии. Причем заметно, что стилизационная игра забавляет и самого автора, иначе, зачем было выдумывать «роман-кино» и украшать текст титрами и иллюстрациями в духе немого кино начала века?

 

Также советуем почитать

            романы, повести:

· «Азазель»

· «Алтын-толобас»

· «Внеклассное чтение»

· «Коронация, или Последний из романов»

· «Левиафан»

· «Любовник смерти»

· «Любовница смерти»

· «Особые поручения»

· «Пелагия и белый бульдог»

· «Смерть Ахиллеса»

 

 

Сергей Довлатов

    Сергей Донатович Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе в семье театрального режиссера Доната Исааковича Мечика и литературного корректора Норы Сергеевны Довлатовой.

    С 1944 года Довлатов жил в Ленинграде, а в 1959 году поступил на отделение финского языка филологического факультета Ленинградского университета имени Жданова и учился там два с половиной года.

    Затем три года армейской службы во внутренних войсках. По воспоминаниям Бродского, Довлатов вернулся из армии «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломленностью во взгляде». В 1972-1975 годах жил в Эстонии, где работал штатным и внештатным сотрудником в газетах «Советская Эстония» и «Вечерний Таллин».

    После возвращения в Ленинград Долвлатов работал в журнале «Костер», писал прозу, но из многочисленных попыток напечататься в советских журналах ничего не вышло. Набор его первой книги был уничтожен по распоряжению КГБ. С конца 60-х он публикуется в самиздате, а в 1976 году некоторые его рассказы были опубликованы на Западе в журналах «Континент», «Время и мы», за что был исключен из Союза журналистов СССР.

    В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал в Вену, а затем переселился в Нью-Йорк, где стал главным редактором эмигрантской газеты «Новый американец». Одна за другой выходили книги его прозы: «Невидимая книга», «Соло на ундервуде», «Зона», «Заповедник». «Наши» и др. К середине 1980-х годов добился большого читательского успеха. За двенадцать лет эмиграции издал 12 книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода». Первые книги Довлатова были напечатаны в СССР только за год до его смерти – в 1989 году. В русской литературе рассказы Довлатова продолжают традицию изображения «маленького человека», а его тонкий юмор и ирония, блестящий неповторимый стиль ставят его в один ряд с такими писателями как Гоголь и Чехов.    

    Вы можете «проглотить» практически все опубликованные произведения писателя за несколько дней. Будете пытаться найти хоть что-нибудь еще…и найдете, но уже в себе. Еще никто не описывал жизнь так, как это делал Довлатов. Смешно, грустно и красиво.

Алексей Иванов

Алексей Иванов – из тех авторов, про которых пишут, что они «стремительно ворвались в литературу». Четыре прекрасных книги за пару лет – «Сердце Пармы», «Географ глобус пропил», «Корабли и галактика» и «Золото бунта» - это действительно впечатляет.

    Родился Алексей Дмитриевич в 1969 году в городе Горьком (Нижний Новгород), а в 1971-м семья Ивановых переезжает в Пермь. После школы он поступает на факультет журналистики Уральского университета, однако диплом защищал на факультете истории искусств. Иванов сменил немало профессий: работал сторожем, школьным учителем, журналистом, преподавателем университета, а так же гидом-проводником в турфирме, что привело его к увлечению краеведением.

Сочинять он начал еще в школе. По словам Иванова, писал то, что сам хотел бы читать, - фантастику. Сейчас, когда писатель вышел в «большую литературу», многочисленные поклонники «Кораблей и Галактики» и «Охоты на ”Большую Медведицу”» не перестают тихо надеяться, что однажды Иванов снова напишет что-нибудь фантастическое. Именно «Охота на ”Большую Медведицу”» стала первым его опубликованным произведением: в 1990 году она была напечатана в журнале «Уральский следопыт».

Уже сейчас Иванов называет себя «российским писателем, живущим в Перми». Можно сказать, что Иванов не пермскую ментальность, историю и мифологию вывел на российские просторы, а, наоборот, всю Россию привел в Пермь как к некоему древнему первоисточнику многих и многих смыслов.

Работает Иванов над каждой книгой годами, вдумчиво и профессионально, шлифует каждое слово. Среди его книг нет похожих. Как будто их разные писатели написали. Он пробует всяческие жанры – эпос, замешанный на мифологии, психологический роман о современности, исторический триллер…И ни одна его книга не проходит незамеченной.

Недаром он уже получил премии имени Мамина-Сибиряка и имени Бажова, премию «Ясная поляна», а также «Эврика!», «Странник», «Портал» и «Книга года». По итогам читательского Интернет-голосования премии «Большая книга» в 2006 году Алексей Иванов занял первое место. Так же по итогам 2006 года он стал обладателем премии «Выбор пермской прессы» в номинации «Персона года. Культура».

Литератор Д. Быков так говорит: «Русская литература за счет Алексея Иванова серьезно обогатилась».

Также советуем почитать

романы:

· «Message: Чусовая»

· «Сердце Пармы или Чердынь – княгиня гор»

· «Блудо и мудо»

Юлия Латынина

    Юлия Латынина известный российский писатель и журналист. Родилась она в Москве в 1966 году. В 1988 году Латынина окончила Литературный институт им. М. Горького.

 В разные годы Юлия Леонидовна была корреспондентом, а затем автором и ведущей различных публицистических телепрограмм, экономическим обозревателем газет «Сегодня» и «Известия». В литературе дебютировала в 1989 году. Автор более 20 произведений. Первые ее книги выходили под псевдонимом Евгений Климович, впоследствии переиздавалась под ее собственным именем. Она с равным успехом выступает как в жанре остросюжетной детективно-приключенческой прозы на российском материале, так и в фантастике. Публиковалась в журналах «Октябрь», «Дружба народов», «Звезда», «Новый мир» и др., сейчас является сотрудником «Новой газеты», а так же автором программы «Код доступа» на радиостанции «Эхо Москвы». Юлия Латынина является членом союза российских писателей. Она лауреат двух премий за работы в области экономической журналистики, в 1999 году русским биографическим институтом была признана «Человеком года» в номинации «Журналистика». 17 ноября 2007 года на Сицилии Юлии Латыниной вручили международную журналистскую премию им. Марии Грации Кутули – итальянской журналистки, убитой в Афганистане. Премия учреждена крупнейшей итальянской газетой «Corriere della Sera» и вручается журналистам за лучшие расследования.

 В художественной литературе выступает в жанре экономического детектива, созданного на основе фантастики и фэнтези либо на материале российской политической и экономической деятельности. Юлия Латынина является лауреатом многих литературных премий. В 1995 году повесть Латыниной «Проповедник» стала финалистом премии «Странник», в 2000 г. финалистом той же премии стала «Повесть о государыне Кассии». Так же она является лауреатом премии «Мраморный фавн» за романы цикла «Вейская империя» (1999) и Международной премии в области фантастической литературы им. Братьев Стругацких «Семигранная гайка» за роман «Инсайдер». Борис Стругацкий назвал книгу «принципиально новым романом». В 2006 году романы Латыниной «Ниязбек» и «Земля войны» из кавказского цикла номинировались на премии «Русский Букер» и «Национальный бестселлер». Литературные критики дают высокую оценку Латыниной как писателю, сравнивая ее с Александром Дюма и братьями Стругацкими.        

Сергей Лукьяненко

   

    Сергей Лукьяненко родился 11 апреля 1968 года в городе Каратау, окончил Алма-Атинский государственный медицинский институт по специальности врач-психиатр.

    Первый фантастический рассказ «Нарушение» был опубликован в журнале «Заря» в 1987 году. Затем, в 1988-м в журнале «Уральский следопыт» издается рассказ «За лесом, где подлый враг», благодаря чему впоследствии публикуется в Индии, затем в США, а сам автор получает возможность отправиться на семинар писателей-фантастов «Дубулты-89», фестивали «Аэлита-89» и «Новокон-89», где знакомится со своим будущим соавтором Владимиром Васильевым и многими другими писателями-фантастами.

    Начав с вещей, в которых сильно чувствовалось подражание Крапивину (из наших) и Хайнлайну (из зарубежных), достаточно быстро перешел к творчеству в собственном оригинальном стиле.

    В 1989 году Сергей Васильевич Лукьяненко начинает работу над своим первым романом «Рыцари Сорока Островов». Предыдущий роман «Приключения Стора» так и остался неопубликованным. К 1990 году автор является обладателем более десятка публикаций рассказов в журналах и сборниках, а также двух повестей – «Тринадцатый город» и «Пристань желтых кораблей». В период с 1990 по 1992 из-под пера писателя в цикле «Лорд с планеты Земля» выходят три новых романа: «Принцесса стоит смерти», «Планета, которой нет» и «Стеклянное море».

    Говоря о произведениях Лукьяненко, нельзя не отметить роман «Лабиринт отражений», ставший культовой книгой в русском Интернете. Свой жанр писатель определяет как «Фантастику жесткого действия» или «Фантастику Пути».

В апреле 1993 года Лукьяненко получает свою первую авторскую премию «Старт» за лучший дебютный сборник «Атомный сон». Так же писатель является лауреатом таких престижных литературных премий как «Интерпресскон» за рассказы «Фугу в мундире» и «Слуга» (1995, 1996 г.г.), «Аэлита» (1999), «Звездный мост» (1999, 2000, 2002, 2003, 2004), Платиновый Тарлан (2005), является многократным лауреатом премии «Странник» в различных номинациях.

    Сергей Лукьяненко пишет грамотно и легко и владеет секретом, который стоит таланта: умеет заставить читать себя – это круче, чем уважать.

Романы:

· «Дневной дозор»

· «Лабиринт отражений»

· «Сумеречный дозор»

· «Черновик»

· «Чистовик»                         

 

 

Владимир Маканин

 

    Владимира Семеновича Маканина называют одним из самых значительных представителей так называемого «поколения сорокалетних».

 Родился Маканин 13 марта 1937 года. После окончания школы, поступив в 54-м на механико-математический факультет МГУ, он почти 10 лет «проплутал» в лабиринтах высшей математики, после окончания высших курсов сценаристов и режиссеров при ВГИКе работал редактором в издательстве «Советский писатель».

    Первая повесть Маканина «Прямая линия», опубликованная в 1965 году в журнале «Москва», была положительно встречена критикой, но объектом пристального внимания исследователей его творчество стало только в середине 1970-х годов, когда писатель уже издал тринадцать книг прозы.

    В 1980-е появляются повести «Антилидер», «Голоса», «Где сходилось небо с холмами», «Утрата», «Отставший» и др. В эти годы Маканин все чаще обращается к народной культуре и использует в своих произведениях фольклорные и мистические мотивы, например, в повести «Предтеча». Писатель не дает оценок поступкам и характерам своих героев. Его типичным персонажем становится человек из среднего слоя общества, поведение и круг общения, которого полностью соответствуют его социальному положению. В отличие от героев Ю. Трифонова и писателей-«деревенщиков», персонажи Маканина, как правило, выходцы из небольших посёлков, не были укоренены ни в городской, ни в деревенской среде. По мнению критика Л. Аннинского, промежуточность героев определяла авторский «язык, отвечающий теме».

    Одним из самых известных его произведений является «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1999). В этом произведении создается образ и тип человека из того социального слоя, который Маканин определяет как «экзистенциальный андеграунд». Главный герой романа, Петрович, - писатель без книг, сторож чужих квартир – принадлежит к человеческой общности, которую автор назвал в романе «Божьим эскортом суетного человечества».

    Исследование социальных типов, свойственное для творчества Маканина, так же выражено в его повести «Стол, покрытый сукном и графином посередине», за создание которой прозаик в 1993 году получил литературную премию «Русский Букер». Он является лауреатом Пушкинской премии (ФРГ) фонда Тепфера, Госпремии России, премии Москва-Пенне и литературной премии «Большая книга», присужденной в 2008 году.

 

Виктор Пелевин

    Одним из ярчайших личностей русского постмодернизма является Виктор Пелевин, в сфере пристального наблюдения которого находится постсоветский человек.

    Виктор Олегович Пелевин родился в 1962 году. После окончания Московского энергетического института и Литинститута Пелевин в течение нескольких лет был сотрудником журнала «Наука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму, философия которого затем отразилась в его творчестве. Первое его опубликованное произведение – сказка «Колдун Игнат и люди» (1989).

Основной темой пелевинского творчества можно считать буддистский тезис «мир — это только мое впечатление». Но Пелевин развил его гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Для него любая проблема сводится к тому, что человеку часто навязывают это впечатление, заменяют его чужим, а он этого не осознает.

Все произведения Пелевина написаны на одну и ту же тему, в каждом повторяется одна и та же идея, но выражается она не формой, да и сюжетные основы всех произведений абсолютно разные; значение имеет лишь ситуация, в которой находятся его герои, насекомые или животные, люди-оборотни или люди-роботы – ситуация несвободы и зависимости. От чего? Прежде всего, от самого себя.

В каждом своем произведении Виктор Пелевин описывает воображаемую картину жизни: это мнимая прямая, проходящая через несколько плоскостей и тем самым являющаяся их связующим звеном. Герои пелевинской прозы одновременно и находятся в каждой плоскости и существуют лишь виртуально.

Так как писатель он нынче модный и даже культовый, критиковать Пелевина стараются все. Большинство критиков относят Пелевина к постмодернистской школе. Но есть и другие мнения: творчество писателя настолько разнообразно, что не укладывается в строгие рамки какого-либо одного направления.

Виктор Пелевин является одним из наиболее ярких и читаемых писателей последнего десятилетия. Реальность в его пpоизведениях тесно пеpеплетена с фантасмагоpией, вpемена смешаны, стиль динамичен.

 Пелевин – лауреат многих литературных премий: «Золотой шар», «Великое Кольцо», малая Букеровская премия, «Бронзовая улитка», премия «Интерпресскона», «Странник».

 

Пелевин, В. О. Омон Ра: романы / В. Пелевин. – М.: Вагриус, 2003. – 240 с.

    Повесть В. Пелевина «Омон Ра», опубликованная в 1992 году, принесла писателю по-настоящему широкую известность. Уже в этом произведении автор демонстрирует главные особенности своей прозы, которые позднее определят своеобразие пелевинской художественной системы: соединение реальности и фантастичности; двуплановость повествования; игра созвучий, слов и смыслов; использование анекдота и каламбура; яркая карикатурность.

Главным объектом сатиры в романе является тоталитарное государство, основанное на обмане и всеобщей мистификации.

 Герой романа – мальчик Омон Ра Кривомазов, названный так отцом, бывшим милиционером, с детства мечтает о космосе и, пытаясь осуществить свою мечту, вместе с другом Митей поступает в летное училище имени А. Мересьева, где будущих пилотов учат не только полетам, но и «подвигам» – всецело и безотказно отдаваться воле родины, порой даже жертвуя своей жизнью.

    Роман вобрал в себя все достоинства, присущие произведениям Пелевина: непредсказуемый сюжет, глубокий смысл и оригинальность символики.

 

Также советуем почитать

романы, повести и рассказы:

· «Ампир В»

· «П⁵. Прощальные песни политических пигмеев Пиндостана»

· «GENERATION " П " »

· «Жизнь насекомых»

· «Священная книга оборотня»

· «Синий фонарь»

· «Чапаев и Пустота»

 

Юрий Поляков

Юрий Поляков принадлежит к числу редких сегодня серьезных и глубоких писателей, которых не просто читают, но и перечитывают. Интерес к его прозе не случаен. Его сочинения отличает захватывающий сюжет, острая проблематика, психологическая достоверность, неповторимое чувство юмора.

    Юрий Поляков родился в 1954 году в Москве. Окончив в 1976 году Московский областной педагогический институт, служил в Советской армии в ГДР, работал учителем русского языка и литературы, инструктором в райкоме комсомола. В 1981 году Ю. Поляков защитил кандидатскую диссертацию и в том же году он был принят в Союз писателей СССР.

    Юрий Михайлович начинал свою литературную деятельность как поэт. Первая книга стихов «Время прибытия» вышла в 1980 году. В эти же годы Ю. Поляков выступает как литературовед, публикует статьи о поколении поэтов-фронтовиков.

    В конце 1970-х – начале 1980-х годов, будучи успешным представителем молодой литературы, Ю. Поляков начинает писать прозу, по своей тематике и идейной направленности оппозиционную официальной идеологии. В 1980 году он закончил повесть «Сто дней до приказа», где впервые в советской литературе поднял тему неуставных отношений в армии – «дедовщины». В 1981 году Ю. Поляков пишет повесть «ЧП районного масштаба», за которую в 1986 году ему была присуждена премия Ленинского комсомола. Социальная острота и злободневность первых повестей сделали Полякова чрезвычайно популярным писателем. Начиная с повести «Апофегей», в творчестве Юрия Полякова появляются новые черты. Он заметно отходит от принесшей ему популярность социальной тематики, больше сосредоточиваясь на внутренней жизни героев.

    Наиболее значительным произведением писателя в ушедшем веке стал роман «Замыслил я побег…», представляющий собой своего рода семейную сагу. Продолжением этой темы стал роман Юрия Полякова – «Грибной царь» (2005)..

    По произведениям Ю. Полякова снято ряд художественных фильмов, например: «Работа над ошибками», «Игра на вылет» и др. Его проза включена в школьные и вузовские курсы современной российской литературы.

 

Также советуем почитать

романы, повести:

· «Апофегей российского масштаба»

·  «Демгородок»

· «Небо падших»

· «Парижская любовь Кости Гуманкова»

· «Сто дней до приказа» и др.

Дина Рубина

   Дина Рубина – писательница с «раздвоившейся» судьбой, как творческой, так и человеческой. Ее книги, написанные в нашей стране, известные всем, чья юность пришлась на 70-е – 80-е годы XX века, а произведения, созданные вне страны, адресованные другой аудитории.

    Дина Ильинична Рубина родилась в Ташкенте в 1953 году. Литературная деятельность одаренной девочки началась еще в школе с написания забавных «юморесок». Будучи по натуре творческим человеком, в качестве основного своего занятия Дина Рубина избрала музыку – по окончании Ташкентской консерватории в 1977 году начала преподавать в республиканском центре культуры Узбекистана. Однако писательский труд она не оставляла.

    Первые ее серьезные произведения опубликовал журнал «Юность», в котором начинающая писательница дебютировала в 1971 году с рассказом «Беспокойная натура». С тех пор она стала постоянным автором журнала. Вскоре выходят рассказы «По субботам», «Возвращение к пройденному» и др.

    Начинается ее настоящий творческий взлет. Юное поколение, очарованное прозой Рубинной, зачитывается ее творениями.

    По рассказам и повестям Дины Рубинной снимаются фильмы, ставят пьесы, пользующиеся огромным успехом. Вскоре молодая талантливая писательница становится известна и за пределами страны – за границей выходят переводы ее книг. Повесть «Двойная фамилия» была признана во Франции лучшей книгой сезона. Ее произведения подкупают своей искренностью, прямотой, выразительностью. Если бы в то время существовал рейтинг писателей, Дина Рубина, несомненно, оказалась бы в первой пятерке.

    Творческая судьба писательницы складывалась более чем удачно, но, тем не менее, в 1990-м году Рубина уезжает из страны.

    В Израиле творчество писательницы приобретает совершенно иное направление. Главной его темой становятся автобиографические моменты, личные переживания, связанные с впечатлениями, полученными от пребывания в другой стране (повести «Во вратах Твоих», «Один интеллигент уселся на дороге», «Вот идет Мессия!» и др.)

    Будет ли это поворот в творчестве Дины Рубинной окончательным или она не остановится на этом? Время покажет…

Рубина, Д. На солнечной стороне улицы: роман / Дина Рубина. – М.: Эксмо, 2006. – 432 с.

        

Роман «На солнечной стороне улицы» про Ташкент. Про город детства, который встречается у Рубиной часто, почти в каждой книге. Где-то он становится местом действия, где-то – мимолетным воспоминанием, штриховым рисунком на полях.

    Роман многоголосый, со многими сюжетными линиями – их сплетает в одно целое рассказчица, сама Рубина, ее голос. Главная героиня – художница Вера Щеглова – живет в удивительно наполненном мире: наполненном событиями, людьми, причудливыми деталями, сильными чувствами. Мир разворачивается перед нею как сцена, как киноэкран. Но призвание художника удерживает ее от шага туда, в гущу событий и круговерть людей. Она лишь наблюдает, держа наготове кисть и палитру.

    «На солнечной стороне улицы» – слова песни, которую услышала однажды главная героиня.

    Ташкент, город детства. Было ли, не было? Взаправду – или придумано? Фотографический снимок – или картинка, написанная причудливой памятью? Никто не может узнать наверняка. Но сколько в этом любви – любви, властно вызывающей к жизни, любви, благодаря которой все – люди, события важные и не очень, все, даже мелкие, но пленительные мелочи – и вырастает в свою полную меру. Там, на солнечной стороне улицы.

Также советуем почитать

романы, рассказы, эссе:

· «Ангел конвойный»

· «…Их бин нервосо!»

· «Несколько торопливых слов любви…»

· «Почерк Леонардо»

· «Синдикат»

· «Холодная весна в Провансе»        

· «Цыганка»

 

 

Татьяна Толстая

Татьяна Никитична Толстая родилась в 1951 году в семье с богатыми литературными традициями. Внучка классика советской литературы Алексея Толстого, окончив отделение классической филологии ЛГУ, работала редактором в издательстве «Наука». Долгое время Толстая жила и работала в Принстоне (США), преподавала русскую литературу в университетах. В настоящее время живет в Москве.

В 1983 году написала свой первый рассказ, а в 1987-м в Москве вышел сборник ее рассказов «На золотом крыльце сидели…», который принес ей широкую известность. Не менее известны последующие книги Татьяны Толстой: «Любишь – не любишь», «Сестры», «Река Оккервиль», «Ночь», «День», «Кысь».

Излюбленная форма повествования в рассказах Татьяны Толстой – несобственно-прямая речь, поток сознания героя. В этом случае стиль служит ярким средством создания характера, способом его самораскрытия. Важно, что в новеллистике писательницы повествование зачастую организуется точкой зрения героя-маргинала, нередко это юродивый, дурачок, странный человек.

Толстую относят к «новой волне» в литературе и называют одним из ярких имен «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я». О себе говорит: «мне интересны люди «с отшиба», то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил».

Татьяна Толстая - наиболее «литературный и фольклорный» мастер слова в современной русской литературе. Ее оригинальный талант вызывает самые различные ассоциации в критике. Одни рецензенты вписывают творчество Т. Толстой в «женскую прозу»: В. Токарева, Л. Петрушевская. Другие ставят автора «Кыси» в иной типологический ряд: В. Пелевин, В. Пьецух, С. Каледин, В. Ерофеев. Вокруг имени Т. Толстой ведутся споры, звучат взаимоисключающие суждения о смысле аллюзий, роли автора, типах героев, выборе сюжетов и манере письма

Толстая, Т. Н. Кысь: роман / Татьяна Никитична Толстая. – М.: Подкова, 2002. – 320 с.

  Роман «Кысь» – это событие во всей русскоязычной словесности. Он намного литературнее, веселее, интереснее, содержательнее 99-ти процентов всей фантастики прошлых лет.

Главный герой романа Бенедикт живет в городе под названием Федор-кузьмичск, расположенном на семи холмах. Бывшей Москве. После Взрыва на земле произошла, говоря по-научному, деградация, и никаких следов от прежней цивилизации не осталось. Остались и выжили только перерожденцы, «страшные они, и не поймешь, то ли они люди, то ли нет: лицо вроде как у человека, туловище шерстью покрыто…». Бенедикт человек молодой, резвый, пытливый все допытывается, отчего был Взрыв. Он тянется к знаниям, ходит на службу в рабочую избу, переписывает, перебеливает сказки, или поучения, или указы самого Федора Кузьмича. Типичный герой русской прозы.

    «Жизнь» в романе-сказке Толстой разворачивается по законам жанра: зайцы живут на деревьях, петушиные гребешки растут на головах голубчиков, случаются чудеса.

Поэтика романа Толстой исключает правдоподобие и психологизм. Чем буйнее фантазия, тем лучше. Правым – левым рукавом махнет: чудеса и посыпались. Несмотря на то, что история очень невеселая, книга получилась искусная, нарядная и артистичная. Вот это напряжение – между скорбью и гневом внутреннего послания и узорчатого исполнения – и делает роман Толстой особенным словом в новой русской прозе. Да и не только в новой.

«Кысь» – первый роман Татьяны Толстой, получивший в номинации «Проза 2001» книжного «Оскара».

 

Также советуем почитать

рассказы:

· «Двое»

·  «Круг»

· «На золотом крыльце сидели…»

· «Не кысь»

· «Ночь»

 

Людмила Улицкая

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась в 1943 году в городе Давлеканово Башкирской АССР. По образованию она биолог-генетик но три года работала завлитом в Еврейском театре. На рубеже 1980-х и 1990-х годов вышли два фильма, снятые по созданным Улицкой сценариям – «Сестрички Либерти» и «Женщина для всех». Первая книга – «Сонечка» - вошла в список финалистов премии Буккер за 1993 год и была отмечена престижной французской премией Медичи и итальянской премией Джузеппе Ацерби. Затем появились романы «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого», повесть «Веселые похороны» и рассказы «Бедные родственники», «Лялин дом», «Чужие дети», «Народ избранный» и др. Роман «Медея и ее дети» был номинирован на Букеровскую премию и вошел в «короткий список» 1997 года. Председатель жюри Ю. В. Давыдов так прокомментировал сделанный выбор: «После тяжелой и продолжительной борьбы, жесткой дискуссии, временами переходящей почти в рукопашную, жюри пришлось прибегнуть к голосованию. Победила книга, которую читают в России и автор которой хорошо известен за ее пределами».

    В 2008 году за роман «Даниэль Штайн, переводчик» писательница получила премию «Большая книга», а в 2008-м – литературную премию Гринцане Кавур за роман «Искренне Ваш, Шурик».

    Произведения Людмилы Евгеньевны переводились на двадцать пять языков. Литературоведы называют ее прозу «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим». Сама же Улицкая так характеризует свое творчество: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жесткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни». При этом Людмила Евгеньевна – человек сомневающийся, она не скрывает, что до сих пор испытывает «ощущение дилетантизма»: «Я как бы временный писатель, вот напишу все и пойду делать что-то другое».

Галина Щербакова

Российская писательница Галина Николаевна Щербакова родилась и выросла в Дзержинске Донецкой области. Закончив педагогический институт в Челябинске, несколько лет она работала учительницей русского языка и литературы, затем в газете.

 Всенародная известность пришла к Галине Щербаковой после выхода в свет ее повести «Вам и не снилось», опубликованной в журнале «Юность». Трогательная история любви двух старшеклассников потрясла читателей. Вскоре повесть была экранизирована режиссером Ильей Фрэзом, стала лидером проката и была названа лучшим фильмом 1981 года. С тех пор прошло более двадцати лет, но автор супербестселлера советского времени «Вам и не снилось» продолжает тему взаимоотношений подростков с взрослыми и сверстниками.

 Ее перу принадлежат книги «Справа оставался городок», «Анатомия развода», «Стена», «Дверь в чужую жизнь», «Отчаянная осень», «Мандариновый год», «Женщины в игре без правил» и другие. Любовь, предательство, умение прощать и обретать веру в завтрашний день – вот те вечные темы, которые всегда волновали писательницу. Она пишет о том, чем оборачивается для детей ложь их родителей, почему в неприметного на первый взгляд мальчика влюбляется самая красивая и избалованная девочка, как сохранить в себе наивную чистоту и открытость, где проходит грань между равнодушием и преступлением.

 Никто не умеет так трогательно и проникновенно рассказывать о любви, как Галина Щербакова. Без патетики, без слащавой сентиментальности автору одним штрихом удается уловить малейшие нюансы этого чувства. Хорошее знание детской психологии, мудро расставленные акценты в книгах Галины Щербаковой, позволяет назвать их стопроцентными книгами для семейного чтения. Здесь есть над чем задуматься и что обсудить как подросткам, так и их родителям.

«Детективная» проза Галины Щербаковой стоит в одном ряду с прозой Дафны Дю Морье, Элизабет Джордж и Агаты Кристи.

 

 

Также советуем почитать

          романы, повести:

· «Анатомия развода»

· «Вспомнить нельзя забыть»           

· «Женщины в игре без правил»

· «Слабых несет ветер»

· «Косточка авокадо»

· «Кто смеется последн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.241 (0.138 с.)