Тренинг «профилактика синдрома эмоционального и профессионального выгорания у педагогов доу». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тренинг «профилактика синдрома эмоционального и профессионального выгорания у педагогов доу».



Воронина Юлия Андреевна, педагог- психолог  МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Солнышко» город Никольск

Цели мероприятия:

1. познакомить с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;

2. формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов.

Раздаточный материал: листочки с изображением батона, листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

Участники мероприятия: педагоги ДОУ.

Приветствие педагогом- психологом участников тренинга

Теоретическая часть

«В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: преподавателей, социальных работников, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:

Эмоциональную истощенность - чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализацию (цинизм) - предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.

Редукцию профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Профилактика профессионального выгорания

«Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности».

Примерный перечень способов эффективной саморегуляции:

1. смех, улыбка, юмор;

2. размышления о хорошем, приятном;

3. различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

4. рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном;

5. вдыхание свежего воздуха;

6. чтение стихов;

7. высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так;

8. прослушивание спокойной, тихой музыки;

9. общение с супругом, детьми, внуками;

10. рукоделие.

Практическая часть

Педагог-психолог предлагает начать работу с того, чтобы разобраться, какое место в нашей жизни занимает профессиональная и личная составляющие.

Упражнение «Батон» (раздаются листочки с изображением батона)

Педагог- психолог:У вас на листочках изображен хлеб. Хлеб – это основной продукт, который необходим для жизни. Вы видите перед собой два батона, но вам пока необходим один, поэтому выберите тот, который нравится.

1. Отрежьте от этого батона кусочек, который вы отдаете своей работе. Ровно столько занимает ваша работа.

2. Следующее – сколько занимает ваша семья! Отрежьте столько, сколько вы отдаете своей семье.

3. Здоровье! Если вы уделяете время своему здоровью, а может вы вообще не уделяете время. Возможно, такого куска совсем нет.

4. Самообразование! В широком смысле этого слова, какие-то курсы, семинары, конференции, вебинары, научная профессиональная литература, общение с коллегами, профессиональное сообщество и т.д.

5. Увлечения! Есть ли в вашей жизни место для ваших дел, для любых занятий, увлечений? У кого осталось место для увлечений? Если у кого-то из вас увлечения есть, то это просто замечательно.

Поднимите руки, пожалуйста, у кого осталось время на увлечения, хобби, ваше личное время? (Педагог-психолог считает, сколько таких педагогов и просит похлопать им).

Педагог-психолог: Помните, чем меньше удовольствий в жизни, тем труднее переносить трудности и стрессы.

Переходим ко второму батону.  А теперь распределите все эти критерии так, чтобы было идеально для вас - так, как бы вы хотели.

Теперь снова вопрос.  Что вы можете сделать для того, чтобы то идеальное сочетание стало реальным, чтобы оно осуществилось? (вопрос для тех, у кого не совпало идеальное с реальным).

Обсуждение с педагогами.

Педагог-психолог: По мнению великого классика Л.Н. Толстого, качество жизни человека определяется количеством радости в ней. Вспомните себя в детстве, как правило, вы искренне радовались жизни и не подозревали, что со временем можете потерять этот дар. Мы часто в себе подавляем улыбку. Замещаем ее сомнениями, страхом, обидами, раздражением. Мы становимся такими важными, серьезными и скучными, радость угасает на ваших лицах. Радость — это главное топливо осознанной жизни, это сосредоточение смыслов и ценностей. Рассмотрим секреты возвращения радости.

Упражнение «Улыбка»

По непонятным причинам самим действенными оказываются очень простые вещи. Проснувшись утром и торопясь начать день, задержитесь на минуту, оцените – что вы чувствуете? Вне зависимости от результата оценки – Улыбнитесь! Адресуйте эту улыбку родным, друзьям, коллегам, всем кого любите, всему миру. Почему? Обнаружено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры позитивных эмоций, способствует хорошему настроению и позитивному мышлению. Поэтому нецелесообразно ходить с мрачным, нудным лицом даже тогда, когда настроение у вас плохое. Человек с естественной приятной улыбкой и сам становится бодрым и жизнерадостным. Улыбки и смех – возбудители позитивных эмоций. Стендаль сказал, улыбка и смех убивают старость. Намек на улыбку, сдержанная улыбка, интимная улыбка, радостная – каждая по-своему замечательна. Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как улыбка. Улыбка говорит: «Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть». Люди добреют от улыбки. Если вы не привыкли улыбаться, то вам нужно научиться это делать. Улыбнитесь прямо сейчас! Не бойтесь! Улыбнитесь еще раз! Задержите улыбку! Конечно, сначала вы можете чувствовать себя неловко, но, когда нахмуренные брови и опущенные уголки рта исчезнут, то вы начнете излучать уверенность и силу, и ваше отношение к этому занятию изменится. Когда поблизости будет зеркало, улыбнитесь перед ним, и вы увидите, насколько лучше вы выглядите.

Улыбайтесь! Улыбайтесь! Улыбайтесь! Всем и каждому! Люди почувствуют вашу улыбку и будут вам улыбаться!

Пожелайте доброго утра и успешного дня себе и всем, кто вам дорог.

Упражнение «Калоши счастья»

Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ситуации:

- Заведующий отчитал вас за плохо выполненную работу.

- Вам выпала честь представлять свой детский сад на конкурсе педагогического мастерства.

- В группу поступил «особенный» ребенок.

- Вы попали под сокращение.

- По дороге на работу вы ломаете каблук.

- Большинство ваших воспитанников на открытом занятии показали себя очень слабо.

- Вас отправляют в двухнедельную командировку в другой город на курсы повышения квалификации по совершенно неинтересной и ненужной вам теме.

- Коллеги приняли решение скинуться на дорогой подарок для начальника, а вам это не по душе.

- Вы внезапно заболели.

- У Вас возник конфликт с мамой воспитанника.

Обсуждение:

Конечно, все эти позитивные доводы мы приводили, понимая несерьезность ситуации. Очень часто мы сталкиваемся с подобными ситуациями, которые могут омрачать наш день. Я хочу пожелать, чтобы в следующий раз, если с вами случилась какая-то неприятная ситуация, вы вспомнили эту сказку и это упражнение. Обуйтесь мысленно в калоши счастья.

Упражнение «Да, я такая, а еще…»

Сейчас будем учиться правильно реагировать на комплименты и приятные слова. Каждый говорит комплимент, сидящему справа, а сидящий справа должен ответить: «Спасибо. Да, я такая, а еще я…» и называет свое положительное качество.

Упражнение “Ведро мусора”

Данное упражнение освобождение от негативных чувств и эмоций.

Посреди комнаты ставим символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

Педагог-психолог: Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Уважаемые педагоги, на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на …”, и т.д. 

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются…

Игра “Волшебная шкатулка”

Игра проводится с целью снятия эмоционального напряжения и создания позитивного настроя.

Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что их ожидает сегодня или то, что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты пожеланий:

 - В ближайшее время тебе особенно повезет!

- Жизнь готовит Вам приятный сюрприз!

- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь на потом!

 - Люби себя такой, какая ты есть – единственную и неповторимую!

- Обязательно сделай себе подарок, ты этого заслуживаешь!

- Что бы ты не делала, радость и спокойствие всегда будут рядом!

- Ближайший месяц твой! Работа или отдых – решать тебе!

- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

- Не веришь в сказку? А зря…что-то чудесное и волшебное готовит тебе весна!

- Просто необходимо устроить себе праздник, позвать хороших друзей и добрых коллег!

- Давно не уделяла себе времени? Салон красоты или просто ароматная ванна порадует тебя!

- Не бойся своих желаний, их исполнение даёт новые жизненные ресурсы!

- А часто ли ты довольна своими поступками? Если нет, то обязательно найди повод гордиться собой!

- Загляни внутрь себя, там есть всё то, что тебе так импонирует в других людях!

- Ты нужна, тебя любят, тобой восхищаются и гордятся…дорожи этим!!!

- Внутри каждого человека, есть хотя бы одно малюсенькое, но позитивное качество…рассмотри его!

Педагог- психолог: А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

«Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю- ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот…

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца».

Рефлексия. Участники обмениваются впечатлениями по мероприятию.

Педагог- психолог: Уважаемые педагоги, какие моменты показались вам наиболее интересными?

Ответы участников мероприятия.

Список использованной литературы

 

1. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И.Бабич. – Волгоград: Учитель, 2017. – 122 с.

2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд./ Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.

3. Конопкин, О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития// О. А. Конопкин. Вопросы психологии. – 2004. – №2.

4. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Практикум по социальной психологии/ К. Маслач. – СПб.: Питер, 2001. – 528 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.026 с.)