Правила и процедуры в инструментальной среде М.4 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила и процедуры в инструментальной среде М.4



Основным средством представления знаний в оболочке М.4 являются порождающие правила, ориентированные на построение обратной цепочки логического вывода, причем применяется тот же синтаксис, что и в системе EMYCIN (см. главу 1.1), Приведенное ниже правило выбирает болт определенного размера, принимая во внимание ограничения на длину, диаметр и шаг резьбы. Прописными буквами в тексте правила выделены наименования переменных.

If recommended type = bolt and

recommended length = LENGTH and

recommended diameter = DIAMETER and

recommended thread_pitch = PITCH and

fastener(bolt, LENGTH, DIAMETER, PITCH) = BOLT

then recommended fastener = BOLT

Построение прямой цепочки логического вывода моделируется конструкциями whenfound и whencached, которые выполняют функции демонов (см. главу 6). Например, оператор whencached разрешает выполнение определенного действия при установке значения определенного элемента данных. Выполнение такого действия, как правило, включает вызов процедуры, причем на его характер накладывается меньше ограничений, чем на характер действия, специфицированного в правой части порождающего правила в CLIPS. Например, в приведенном ниже фрагменте утверждается, что обнаружен самолет в определенной точке LOC в момент времени TIME, как только при считывании показаний сенсора в момент времени TIME обнаруживается наличие реактивного двигателя или пропеллера, и эти показания согласуются с аналогичными показаниями соседнего сенсора в предыдущий момент времени.

whencached (sensor_reading

(SENSOR, TIME) = SIGNATURE) =

((signature-type (SIGNATURE) = jet or

signature-type (SIGNATURE) = prop)

and TIME -1 = PREVIOUS and cached

(sensor jreading) OTHER, PREVIOUS = SIGNATURE)

And

neighbor (SENSOR) = OTHER and location

(SENSOR) = LOC and do (set plane_detected (LOC, TIME))).

Насколько этот фрагмент программы читабелен, судить вам.

Процедуры в М.4 имеют синтаксис, весьма напоминающий синтаксис языка программирования С или PASCAL. Например, ниже приведен текст простой процедуры.

procedure (determine_and_display recs (FAULT)) =

{

f ind_recomendations(FAULT);

LIST:= listof(recommendations (FAULT) };

COUNT:= 1;

while (LIST == [ITEM | REST])

{

display ([COUNT, ". ", ITEM, nl]);

COUNT:= COUNT + 1; LIST:= REST;

)

В этом фрагменте конструкция LIST == [ITEM (REST] заимствована из языка PROLOG. Она разделяет список LIST на головной элемент ITEM и хвост REST. Читатель может судить по этому фрагменту, насколько просто в среде М.4 программировать процедуры

Стиль программирования

В литературе о программировании задач общего назначения часто обсуждается понятие "стиль программирования". Существует огромное множество книг о том, как писать программы, и кажется, что в них можно найти рекомендации на все случаи жизни.

Но эти рекомендации слабо соотносятся со спецификой программирования задач искусственного интеллекта и, в частности, систем, основанных на знаниях. Тот массив программ на языке LISP, который накопился за многолетнюю практику применения этого языка в программировании задач искусственного интеллекта, повергнет в ужас любого студента, проштудировавшего классические труды по структурному программированию. В программах зачастую используются нестандартные способы управления последовательностью выполнения операторов, непредусмотренное никакими канонами динамическое связывание переменных и совершенно "безответственные" манипуляции со структурами данных, такими как списки свойств. Но в последние годы ситуация здесь значительно улучшилась (с точки зрения приверженцев строго структурированного стиля оформления текста программы). Чтобы убедиться в этом, сравните, например, обзоры [Winston and Horn, 1983] и [Winston and Horn, 1981]. Как бы там ни было, но написать хорошую программу на языке LISP — это искусство, которым владеют единицы, хотя тексты большинства самых лучших программ искусственного интеллекта можно демонстрировать студентам в качестве наглядного пособия, как не надо писать программы.

Но, к сожалению, более чем 25-летний опыт совершенствования стиля программирования на LISP не востребуется разработчиками новых языков и инструментальных сред. Для меня, например, остается загадкой, что же представляет собой хороший стиль программирования по отношению к языку (и среде) КЕЕ. Мне приходилось наблюдать, как инженеры по знаниям, много лет проработавшие с языками структурного программирования, буквально падали в обморок от мешанины подключения процедур, комбинированных методов и активных значений в КЕЕ-программах. Это не следует рассматривать как серьезную критику в адрес функциональных возможностей языка, а скорее как констатацию того факта, что любые сложные инструментальные средства нуждаются в адекватной методологии пользования ими. Единственным исключением, на мой взгляд, является язык OPS5, о методике использования которого написана прекрасная книга [Brownston et al, 1985].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.005 с.)