Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Обезвреживание аммиака в организме. Небелковые азотсодержащие компоненты крови и слюны. Нарушения белкового обмена
Контингент учащихся: студенты I курса стоматологического факультета. Форма занятия: практическое занятие. Место проведения: аудитории кафедры биологической и общей химии. Продолжительность занятия: 90 мин. Актуальность/мотивация. Знания и навыки, полученные на занятии, необходимы для понимания метаболизма аминокислот в норме и механизмов основных нарушений белкового обмена, лежащих в основе патогенеза. Знания и навыки, приобретенные на занятии, необходимы для понимания механизмов развития патологических состояний, связанных с нарушениями процессов обезвреживания аммиака и выведения конечных продуктов его обмена при заболеваниях различных органов и систем. Использование количественных изменений компонентов остаточного азота крови, слюны, мочи имеет важное диагностическое значение (ситуационные задачи). Знания и навыки, полученные на занятии, могут быть использованы в практической работе с больными стоматологического профиля. Цели занятия. Образовательная цель. Изучение процессов образования аммиака в тканях; путей первичного его обезвреживания (синтеза амидов аминокислот, восстановительного аминирования), глюкозоаланинового цикла и его роли; окончательной детоксикации аммиака в печени в процессе орнитинового цикла; образования солей аммония в почках и роли этого процесса; образования компонентов остаточного азота крови и использование этих показателей с диагностической целью (решение ситуационных задач). Воспитательная цель. Воспитание у студентов навыков: – аргументированного обоснования своей точки зрения и уважительного отношения к мнению коллег; – культуры поведения и коллективной профессиональной этики. Развивающая цель. Развитие логического мышления, способности получать, анализировать, обобщать, интерпретировать и передавать информацию в устной и письменной формах. Формирование широкого профессионального кругозора, наращивание интеллектуального потенциала, мотивация к самообразованию. Развитие у студентов способности и готовности к постановке предварительного диагноза. Конкретные задачи. Студент должен знать: – пути образования аммиака в организме и причины его токсичности; – реакции первичного обезвреживания аммиака в тканях, в том числе в работающих мышцах (схема глюкозо-аланинового цикла);
– роль печени в окончательном обезвреживании аммиака (орнитиновый цикл мочевинообразования); – роль почек в окончательном обезвреживании аммиака (синтез аммонийных солей) и удалении из организма конечных продуктов азотистого обмена; – происхождение основных небелковых азотсодержащих компонентов в крови; – диагностическое значение показателей мочевины, мочевой кислоты, креатина, креатинина, билирубина, гиппуровой кислоты, индикана в биологических жидкостях при патологии (заболеваниях печени, почек, мышц и др.) (ситуационные задачи); – причины и механизмы нарушений белкового обмена при белковом голодании и витаминно-минеральной недостаточности; нарушении переваривания и всасывания аминокислот; длительном приеме лекарственных препаратов, действующих как антивитамины; интоксикациях тяжелыми металлами, гепатотропными и нефротоксическими веществами (галогенопроизводными углеводородов, ФОС, этиленгликолем и др.) (ситуационные задачи); – причины изменения биохимических показателей по сравнению с нормой (ситуационные задачи). Студент должен уметь: – писать реакции первичного обезвреживания аммиака, указывать ферменты и условия протекания реакций; – изображать схему глюкозо-аланинового цикла, объяснять его биологическую роль; – писать реакции орнитинового цикла мочевинообразования в печени, объяснять условия их протекания; – изображать в виде схем связь орнитинового цикла и ЦТК, цикла регенерации аспартата из фумарата; – объяснять значение образования солей аммония в почках для поддержания гомеостаза в организме; – использовать количественные изменения компонентов остаточного азота в крови и моче с диагностической целью (ситуационные задачи); – интерпретировать данные лабораторных исследований при решении ситуационных задач; – пользоваться медико-биологической терминологией; – излагать материал по теме в понятной, убедительной, информативной речевой форме; – изучать и осваивать дополнительные информационные источники для самостоятельного решения учебных заданий и ситуационных задач.
Студент должен владеть: – биохимической терминологией по теме занятия; – навыками грамотной публичной речи; – навыками самостоятельного формирования заключений (выводов) по вопросам нормы и патологии (ситуационные задачи). Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-7, ОПК-8, ОПК-9, ПК-1, ПК-5, ПК-18. Задания для самоподготовки. 1. Изучить основную и дополнительную литературу, используя вопросы для самоподготовки. 2. Заполнить табл. 2. Таблица 2 Виды гипераммониемий
3. Решить тестовые задания по темам: «Обезвреживание аммиака в организме. Компоненты остаточного азота крови и изменение их содержания при патологиях», «Нарушения белкового обмена». 4. Решитьситуационные задачи (нарушения белкового обмена), используя рекомендуемую литературу. Рекомендуемая литература Основная Биохимия: учебник / под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – С. 477–489. Биохимия [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Е. С. Северина. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – http://www.studmedlib.ru / book / ISBN9785970433126.html (разд. 9, п. V; с. 477–489). Биологическая химия. Биохимия полости рта: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – С. 352–357. Биологическая химия. Биохимия полости рта [Электронный ресурс]: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – http://www.studmedlib.ru / book / ISBN9785970430392.html (ч. V, глава 16; с. 352–357). Биохимия тканей и жидкостей полости рта: учебное пособие / Т.П. Вавилова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – С. 148–149. Биохимия тканей и жидкостей полости рта [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.П. Вавилова. – 2-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – http://www.studmedlib.ru / book / ISBN9785970418611.html (с. 148–149). Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 59–60. Обмен белков. Матричные биосинтезы: учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным занятиям по биологической химии – биохимии полости рта для студентов стоматологического факультета / под ред. Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой, В.А. Дадали. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2019. – С. 39–58. Сборник тестовых заданий по разделам биологической химии и биохимии полости рта: учебно-методическое пособие для студентов стоматологического факультета / под ред. В.А. Дадали, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 43–45, 52–57. Дополнительная Биологическая химия / Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. – М.: Медицина, 1998. – С. 444–451, 580–582. Методы клинических лабораторных исследований / под ред. В.С. Камышникова. – 9-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2018. – С. 462, 468. 555 заболеваний слизистой оболочки рта, языка, губ / Л.М. Цепов, Е.Л. Цепова, А.Л. Цепов. – 3-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2015. – С. 171. Слюна. Аналитические возможности и перспективы / Т.П. Вавилова, О.О. Янушевич, И.Г. Островская. – М.: БИНОМ, 2014. – С. 201.
Вопросы для самоподготовки 1. Перечислите источники (реакции) образования аммиака в организме, обоснуйте причины его токсичности. 2. Напишите реакции первичного обезвреживания аммиака в тканях (образование амидов АК, восстановительное аминирование, условия протекания реакций и их биологическая роль), назовите основные транспортные формы аммиака в крови. 3. Изобразите схему глюкозо-аланинового цикла и объясните его значение для поддержания гомеостаза в период интенсивной мышечной работы. 4. Окончательное обезвреживание аммиака в почках (образование солей аммония, биологическая роль). 5. Причины изменения содержания аммонийных солей в моче. 6. Окончательное обезвреживание аммиака в печени. Напишите реакции орнитинового цикла мочевинообразования. Отметьте локализацию ферментов, необходимые условия протекания реакций, биологическую роль. 7. Через какие общие метаболиты осуществляется взаимосвязь орнитинового цикла и ЦТК? Изобразите в виде схем взаимосвязь орнитинового цикла и ЦТК, регенерацию аспартата из фумарата. 8. Причины нарушения работы орнитинового цикла. 9. Понятие остаточного азота крови. Азотемия: виды и причины развития. 10. Компоненты остаточного азота крови, их происхождение, использование в диагностике. Норма и причины изменения содержания мочевины в крови и моче. 11. Причины и механизмы нарушений белкового обмена (нарушения переваривания и всасывания, усиленный распад тканевых белков, интоксикации тяжелыми металлами, гепатотропными и нефротоксическими веществами и др.) Обоснование решения ситуационных задач с использованием количественных критериев остаточного азота в крови, слюне, моче и других биохимических показателей. Ситуационные задачи Таблица 3 Референсные значения азотсодержащих компонентов крови, мочи, слюны
Задача 1
Основная часть. При осмотре рабочего авторемонтной мастерской, имеющего длительный контакт с этиленгликолем, отмечен аммиачный запах изо рта, стоматит. Рабочий жалуется на сухость в полости рта, неприятный вкус во рту, тошноту, плохой сон и аппетит, ноющие боли в пояснице. Моча красного цвета, в ней обнаружены эритроциты и белок, появилась активность трансамидиназы (амидинотрансферазы). Потребление белков с пищей соответствовало физиологической норме. При лабораторном исследовании было обнаружено:
Вопросы. 1. Сравните биохимические показатели с нормой (табл. 3) и сделайте вывод. 2. Объясните причины изменений лабораторных показателей и клинические симптомы. 3. При нарушении функций какого(их) органа(ов) они возникают? 4. Почему появилась активность трансамидиназы в моче? 5. Назовите причины появления аммиачного запаха и уремического стоматита в ротовой полости больного. Рекомендуемая литература Биологическая химия. Биохимия полости рта: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – С. 521, 545–550. Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 10–11, 22–26, 51, 60. Обмен белков. Матричные биосинтезы: учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным занятиям по биологической химии – биохимии полости рта для студентов стоматологического факультета / под ред. Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой, В.А. Дадали. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2019. – С. 51–54, 62–68. Задача 2 Основная часть. При аварии на химическом производстве рабочий получил отравление двухлористой ртутью. Рабочий жалуется на появление колющей боли в пояснице, слабость, головную боль, тошноту, горечь во рту. При осмотре выявлен катаральный стоматит, гингивит. В полости рта по краю десны видна характерная «кайма» черного цвета. При лабораторном исследовании обнаружено:
Вопросы. 1. Сравните биохимические показатели с нормой (см. табл. 3) и сделайте вывод. 2. Объясните причины изменения биохимических показателей в крови и моче. 3. Нарушение функций каких органов наблюдаются в данном случае? 4. Объясните клинические симптомы. 5. Почему при этой патологии появляется «черная кайма» у десневого края? Рекомендуемая литература
Основная Биологическая химия. Биохимия полости рта: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – С. 519–520, 545–550. Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 10–11, 22–26, 60. Дополнительная Терапевтическая стоматология: учебник для студентов медицинских вузов / под ред. Е.В. Боровского. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2011. – С. 695–697. Задача 3 Основная часть. При осмотре рабочего химического производства, имеющего длительный контакт с дихлорэтаном (гепатотоксическое вещество), выявлены: желтушность слизистой оболочки полости рта в области мягкого нёба, раздражение слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных путей. Рабочий жалуется на чувство жжения и покалывания в области языка и губ, горечь и сухость во рту, слабость, головную боль, сонливость, тошноту. Со слов рабочего, несколько раз была рвота с примесью желчи. Потребление белков с пищей соответствовало физиологической норме. При лабораторном исследовании обнаружено:
Вопросы. 1. Сравните биохимические показатели с нормой (см. табл. 3) и сделайте вывод. 2. Объясните причины изменения биохимических показателей в крови и моче. 3. При нарушении функций какого органа они возникают? 4. Почему повышено содержание АК в крови и моче? 5. Почему появилась желтушность тканей полости рта? Рекомендуемая литература Биологическая химия. Биохимия полости рта: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – С. 545–550. Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 10–11, 22–26, 51, 60. Обмен белков. Матричные биосинтезы: учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным занятиям по биологической химии – биохимии полости рта для студентов стоматологического факультета / под ред. Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой, В.А. Дадали. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019. – С. 51–54, 62–68. Задача 4 Основная часть. При стоматологическом осмотре пациента отмечены отечность и гиперемия слизистой оболочки, желтушность в области твердого и мягкого нёба, на слизистой оболочке полости рта наблюдаются мелкие эрозии, фиброзный налет интенсивно окрашен в желтый цвет, присутствуют все признаки катарального гингивита. Больной жалуется на сухость в полости рта (гипосаливация). Анализ крови на гепатит С положительный. Проведено определение следующих биохимических тестов:
Вопросы. 1. Сравните биохимические показатели с нормой (см. табл. 3) и сделайте вывод. 2. В каком процессе происходит обезвреживание аммиака и где он локализован? 3. Какие вещества относятся к компонентам остаточного азота крови? 4. Почему они изменяются у данного больного в крови, слюне, моче? 5. Почему произошло снижение общего белка и альбуминовой фракции в крови и слюне? Рекомендуемая литература Биологическая химия. Биохимия полости рта: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – С. 545–550. Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 10–11, 22–26, 51, 60. Обмен белков. Матричные биосинтезы: учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным занятиям по биологической химии – биохимии полости рта для студентов стоматологического факультета / под ред. Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой, В.А. Дадали. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019. – С. 51–54, 62–68. Задача 5 Основная часть. Больной жалуется на слабость, потерю массы тела, снижение мышечной силы. Потребление белков с пищей соответствует физиологической норме. При лабораторном исследовании обнаружено:
Вопросы. 1. Где синтезируется креатин, какими тканями используется и для чего? 2. Какую роль выполняет креатинфосфат в мышцах? 3. Как образуется креатинин в мышцах? 4. С каким патологическим процессом связаны клинические проявления? 5. Объясните причины изменений биохимических показателей в крови и моче по сравнению с нормой (см. табл. 3). Рекомендуемая литература Биологическая химия. Биохимия полости рта: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – С. 364–366, 545–550. Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 10–11, 22–26, 51, 60. Обмен белков. Матричные биосинтезы: учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным занятиям по биологической химии – биохимии полости рта для студентов стоматологического факультета / под ред. Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой, В.А. Дадали. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019. – С. 51–54, 62–68. Задача 6 Основная часть. Больной 57 лет жалуется на мышечную слабость, снижение работоспособности, чувство зябкости, запоры, появление отеков. При осмотре отмечены сильное похудение, кожа сухая и дряблая. Результаты лабораторных исследований показали: в желудочном соке гипохлоргидрия, снижена активность пепсина; в дуоденальном содержимом снижена активность трипсина, амилазы, липазы. В крови обнаружена гипохромная анемия, содержание белка 39 г/л, из них альбуминов 45%, α1-глобулинов 10%, α2-глобулинов 14%, β-глобулинов 16%, g-глобулинов 15%. Содержание мочевины в крови 2 ммоль/л, большое количество в крови отдельных аминокислот (гипераминоацидемия). Содержание мочевины в моче 300 ммоль/сут. Экскреция свободных аминокислот повышена (гипераминоацидурия). Вопросы. 1. Сравните с нормой биохимические показатели (см. табл. 3) и сделайте вывод. 2. Объясните изменения биохимических показателей в крови и моче. 3. Объясните клинические симптомы данного заболевания. 4. Какие нарушения белкового обмена можно предположить? 5. Что может быть причиной этих нарушений? Рекомендуемая литература Биологическая химия. Биохимия полости рта: учебник / Т.П. Вавилова, А.Е. Медведев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – С. 545–550. Метаболические нарушения и зубочелюстная система: учебно-методическое пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов / под ред. Л.Б. Гайковой, Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2017. – С. 10–11, 22–26, 49–52. Обмен белков. Матричные биосинтезы: учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным занятиям по биологической химии – биохимии полости рта для студентов стоматологического факультета / под ред. Ж.В. Антоновой, Р.Н. Павловой, В.А. Дадали. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019. – С. 51–54, 62–68. Глоссарий Апластическая анемия – заболевание крови, связанное с пониженным продуцированием гранулоцитов, эритроцитов и тромбоцитов в костном мозге, а также уменьшением продолжительности жизни эритроцитов, сопровождающейся разрушением эритроцитарных клеток внутри костного мозга и на протяжении всех стадий их развития. Гиперемия СОПР – покраснение слизистой оболочки полости рта. Дисгевзия – извращение вкусовых ощущений вследствие нарушения работы вкусовых рецепторов. Катаральный гингивит – воспаление слизистой оболочки десны, затрагивающее поверхностные ткани пародонта и протекающее без повреждения зубодесневого прикрепления. Катаральный стоматит – воспаление слизистой оболочки полости рта без образования на ней дефектов язвенного типа. Ксеростомия –тяжелая степень гипосаливации. Остаточный (небелковый) азот крови – суммарное содержание низкомолекулярных азотистых веществ, которые остаются в фильтрате после осаждения белков. Компоненты остаточного азота крови: мочевина (~50%), мочевая кислота, креатин, креатинин, аминокислоты, индикан, гиппуровая кислота, билирубин и др. Синдром (болезнь) де Тони–Дебре–Фанкони (первичный изолированный синдром Фанкони, глюкозофосфатаминовый диабет) – врожденное заболевание, наследуется по аутосомно-рецессивному типу. Комплекс биохимических и клинических проявлений поражения проксимальных почечных канальцев с нарушением канальцевой реабсорбции аминокислот, глюкозы, фосфатов, бикарбонатов. Хартнупа болезнь – генетически детерминированное (наследуется по аутосомно-рецессивному типу) нарушение транспорта триптофана и нейтральных аминокислот в почках (наследственный дефект механизмов реабсорбции) и кишечнике (нарушение абсорбции триптофана). Энзимопатии (ферментопатия) – общее название болезней или патологических состояний, развивающихся вследствие отсутствия или снижения активности тех или иных ферментов. Выделяют наследственные энзимопатии, в основе которых лежит генетически обусловленная недостаточность одного или нескольких ферментов, и приобретенные энзимопатии, развивающиеся как следствие различных болезней, чаще хронических. Выявлены следующие варианты нарушений активности ферментов: 1) полная блокада (выключение) синтеза фермента; 2) снижение активности фермента; 3) нарушение систем или биохимических реакций, от которых зависит активность фермента.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.107.191 (0.08 с.) |