Mow . Зшершение веяной dtpbcibehhoh и Второй иямвой войн 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Mow . Зшершение веяной dtpbcibehhoh и Второй иямвой войн



Около 20 белорусских предприятий сохранили в эвакуации самостоятельность. Среди них «Гомсельмаш» и Гомельская чулочно-трикотажная фабрика «8 Марта», витебские фабрики: чулочно-трикотажная имени КИМ, швейная «Знамя индустриализации», имени К. Цеткин и др. Рабочие, инженерно-технические работники монтировали оборудование в самые сжатые сроки. В августе — сентябре 1941 г. начали действовать 15 перебазированных из Беларуси заводов и фабрик, в октябре — ноябре — еше 20. К лету 1942 г. на оборону работали более 60 белорусских предприятий. Всего месяц понадобился коллективу завода «Гомсельмаш», чтобы наладить выпуск продукции в городе Кургане (Юго-Западная Сибирь). За такой же срок организовал производство военной продукции Гомельский станкостроительный завод в Свердловске (теперь — Екатеринбург).

Чтобы увеличить объем выпуска продукции, рабочие фабрично-заводских коллективов эвакуированных из Беларуси предприятий внедряли новые методы организации труда и производства, совершенствовали технологию. Так, труженики Гомельского станкостроительного завода, перебазированного в Свердловск, к марту 1942 г. значительно сократили фактические затраты времени на выпуск продукции. Много ценных предложений по совершенствованию организации труда и производства, технологии выпуска продукции внесли рабочие и специалисты гомельских заводов «Гомсель-маш», паровозовагоноремонтного, витебских станкостроительных заводов имени С. М. Кирова и имени Коминтерна и др.

Благодаря трудовому героизму рабочих и инженерно-технических работников, восточные районы СССР за годы войны превратились в мощный военный арсенал страны. В 1943 г. Урал увеличил выпуск военной продукции по сравнению с 1940 г. в 6 раз, Западная Сибирь — в 34. Поволжье — в 11 раз. С конца 1943 г. боевая техника и вооружение поступали на фронт в достаточном количестве (табл. 27).

Герои тыла — уроженцы Беларуси. С большим трудовым подъемом выполняли производственные задания рабочие и инженерно-технические работники эвакуированных белорусских предприятий. Среди них особое место занимал Гомельский станкостроительный завод имени С. М. Кирова, расположенный в Свердловске. Высокую оценку получили опыт и уровень квалификации гомельчан И. Дивеня, А. Жаровни, Л. Локрица, М. Косового, M. Шентаровича и др. За годы войны коллектив завода трижды завоевывал первое место и шесть раз — второе место во Всесоюзном социалистическом соревновании.

t


Таблица 27 □ Производство важнейших видов вооружения в СССР и Германии в 1941-1945 гг.

Виды техники

1941 г.              1942 г.             1943 г.              1944 г.             1945 г.

СССР Герма- СССР Гермо- СССР     Герма- СССР Герма- СССР Гермами»

Винтовки и караби-

1567,1 1359,0 4049,0 1370,2 3436,2 2275,3 2450,0 2855,7 637,0 665,0

пулеметы,

Пулемет* всех видов,

9,7 325,0 1506,4 232,0 2023,6 234,3 1970,8 228,6 583,4   78,0

106,2  96,2 356,1 117,0 458,5 263,0 439,1 509,4 156,0 111,0

Орудия всех

видов,тыс.     30,2  22,1 127,1   40,5 130,3  73,7 122,4 148,2 72,2   27,0

Минометы,

42,3     4,2 230,0      9,8  69,4  23,0      7,1   33,2    3,0     2,8

Танки и самоходные орти л л ери й-

новки,тые.       4,8     3,8  24,4      6,2  24,1   10,7     29,0   18,3 20,5      4,4

8,2   8,4 21,7  11,6 29,9  19,3  33,2  34,1 19,1      7,2

Начало движению ш повышение мастерства положил мастер «Урнлмаш-

завода» П. К. Спехов. Его инициатива нашла поддержку у рабочих и специалистов всех отраслей промышленности. В это движение активно включились мастера завода «Гомсельмаш» В. Р. Нарбутович, П. М. Майсак. С. В. Якушенко, лушильшик Новобелицкого фанерного комбината M. E. Розанов, мастер Оршанского льнокомбината Ф. К. Василевский, мастер-вагон-шик Гомельского паровозовагоноремонтного завода К. В. Злотников, механик Витебской чулочно-трикотажной фабрики имени КИМ М. М. Булыга, старший мастер Витебского станкостроительного завода имени С. М. Кирова И. М. Виталёв и др. Они передавали свой опыт в стахановских школах.

214


. -     'і іііаімииии———■      ПОДІЛ Ш. РАЗГРОМ ФАШИСТСКОГО

БЛОКА. ЗАВЕРШИ«ВЕЛШЙ ОПЧЕСТВЕИНОЙ И ВТОРОЙ НЯРОВб«ВОИН

кружках, на курсах целевого назначения, подготовили десятки отличных специалистов. Благодаря этому движению предприятия пополнились квалифицированными рабочими, перевыполнявшими производственные задания.

Осенью 1941 г. начали создаваться комсомольско-молодежные бригады, которые получали самые ответственные производственные задания. Лучшим из этих бригад присваивалось звание «фронтовых».

Первую комсомольско-молодежную бригаду на заводе «Томсельмаш» возглавил Ф. Мельников. Работали в ней преимущественно гомельчане. Все члены бригады систематически перевыполняли производственные задания. План на 1943 г. они выполнили на 224 %. в результате творческого отношения к делу появилась возможность перевести 7 человек на другие участки, которые более остро нуждались в рабочей силе. За отличные производственные показатели в октябре 1943 г. бригаде вручили Переходящее Красное Знамя обкома комсомола и присвоили звание лучшей фронтовой комсомол ьско-молодежной бригады Курганской области.

В 1944 г. на заводе «Гомсельмаш» трудилось 113 комсомол ьско-мол одежных бригад, из которых 26 имели звание «фронтовых». Комсомол ьско-молодежные бригады действовали и на других эвакуированных предприятиях: на гомельских заводах станкостроительном и «Двигатель революции», витебских фабриках имени КИМ и имени К. Цеткин и др.

Более чем на 40 магистралях страны работали железнодорожники из Беларуси. Несмотря на исключительно сложные условия труда, они делали все, чтобы обеспечить своевременную доставку грузов. На транспорте, как и в других отраслях народного хозяйства страны, возникало много патриотических починов с целью распространить опыт вождения составов по методу Н. А. Лунина, В. И. Болонина, движение по скоростному графику и т. д. В первых рядах участников соревнования шли многие железнодорожники-белорусы. Широкую известность в то время получили имена машинистов И. А. Шейбака, К. В. Гришенкова, Ф. Г. Звонкова и других, работавших в депо Горький-Сортировочная. Они водили составы по линии Москва — Горький — Мурманск. Эта группа не раз получала благодарность за отличное вождение тяжеловесных поездов. Отвагу и стойкость проявила в годы войны машинист Е. М. Чухнкж. Выполняя государственное задание на Печорской железной дороге, Чухнюк первой среди работников этой магистрали без дополнительного топлива провела тяжеловесный состав с опережением графика. Ее почин сыграл большую роль в повышении скорости вождения поездов по Печорской железной дороге. За высокие показатели Е. М. Чухнюк была удостоена звания Героя Социалистического Труда.

ZJS


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.008 с.)