Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальное развитие молодежи. Понятие социальной зрелости молодежи.
Концепция социального развития молодежи, сформулированная В.И. Чупровым, в качестве основного постулата включает положение, что целью данного развития является формирование субъектности молодежи, ее превращение из объекта воздействия со стороны общества в субъект, реализующий важнейшие социальные функции. Проблема субъектности в данном контексте заслуживает особого внимания. Под социальной субъектностью в отечественной социологии понимается «способность общества, социальных групп, человека выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности. Эта активность проявляется в воспроизводстве и обновлении общественных отношений, в социальном конструировании и проектировании реальности, включая ее ценностно-нормативную сферу, в различных формах социальной деятельности. Она находит отражение и закрепляется различными формами социальной идентификации» [37]. В контексте идеи субъектности социальное развитие молодежи рассматривается как «объективный и вместе с тем направленный процесс изменения ее социального положения в системе общественного производства и детерминированных им сущностных сил (потенциальных и побудительно мотивационных), отражающихся в специфических формах социальной деятельности» [38]. Свойствами социального развития молодежи в социологии считаются: - необратимость. Она характеризует развитие с точки зрения постоянства процесса, накопления количественных и качественных изменений; - направленность, предполагающая наличие некой цели, воспринимаемой сознание как желаемое состояние будущего; - закономерность, подчеркивающая, что развитие опирается на существенные связи, возникающие в ходе перемен и отражающие не случайный, а необходимый характер процессов и явлений. Показателем социального развития является достижение социальной зрелости. При этом социальная зрелость определяется как результат становления субъектности, мера социального взросления молодого человека. Процесс достижения социальной зрелости в социологии именуется транзицией. Данное понятие появилось в шестидесятые годы прошлого века и использовалось для общего определения процесса перехода молодежи во взрослое состояние. В современной социологии молодежи транзицией определяют последовательность переходов молодежи в процессе воспроизводства и обновления социальной структуры. Эти переходы могут быть как восходящими так и нисходящими.
Фаза социальной зрелости, являющаяся целью транзиции, характеризуется: - в гражданской сфере - наступлением полной уголовной и гражданской дееспособности (в законодательстве РФ - 21 год – право быть избранным в представительные органы, 30 лет – право быть избранным на должность главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 35 лет – на должность Президента РФ); - в экономической сфере - профессиональным самоопределением, получением специальности, определенного уровня квалификации. Причем для различных социально-профессиональных групп верхняя граница данного периода будет различной. Самый низкий уровень ее у рабочих специальностей. Для специалистов с высшим образованием она определяется не только получением диплома, но и определенным периодом становления полноценного специалиста высшей квалификации. В сфере науки, как уже отмечалось, граница молодежного возраста достигает самого высокого уровня, поскольку в России до 35 лет научный сотрудник может считаться молодым ученым; - в духовной сфере - завершением становления базовых мировоззренческих принципов; с точки зрения психологического подхода это происходит в результате второго кризиса в духовно-мировоззренческом аспекте, как бы завершающего молодость. Он происходит в возрасте 27-28 лет; - в сфере семейной жизни - рождением и началом воспитания детей. Этот фактор является показателем формирования самостоятельности и ответственности. Однако в данном случае можно говорить лишь о некоторых общих рамках транзитивных переходов молодежи, завершающихся достижением стадии «взрослости». Исследования и исторический опыт показывают: чем сложнее сфера профессиональной деятельности в обществе, чем выше статус референтной группы, тем дольше длится фаза «молодости». Такого рода ситуацию можно наблюдать на довольно протяженном этапе развития традиционного общества. Причем, в один и тот же исторический период фаза достижения социальной зрелости для различных социальных групп населения была неодинаковой. Так, например, в период феодализма для крестьянских детей ее практически не было, а для молодых дворян она занимала длительный период, поскольку для юношей необходимо было освоение особых мужских социальных ролей, требующих времени. Большое значение в это время имел и гендерный аспект, когда девочек в 13-14 лет выдавали замуж, и они, минуя фазу «молодости», становились взрослыми. Н. Смелзер пишет, что в средневековой Европе не существовало представления о детстве как отдельном жизненном этапе развития личности: «В обществах средневековой Европы с детьми обращались, как со взрослыми, если они могли жить без постоянной опеки и присмотра. В то время не существовало представления о детстве как о жизненном этапе» [39]. Как отмечает Дж. Пламб, в языке даже отсутствовало специальное слово, обозначавшее мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет, а слово «ребенок» было связано с родственными отношениями и не относилось к возрасту человека. Все это в еще большей степени относилось к выделению таких периодов развития личности, как «юность» и «молодость» [40]. Не могло быть и речи о формировании молодежи как социально-возрастной группы населения, выделения ее в качестве самостоятельного социального субъекта в социально-статусной структуре общества.
Даже в более позднее время, в период колониальных завоеваний, отмечает Дж. Демос, не придавалось особого значения такому этапу развития личности, как юность, а взрослый возраст также не подразделялся на отдельные стадии. Выделение периода юности, а затем и молодости как социально-возрастных этапов развития молодых людей произошло только в конце XIX – начале XX веков. Связано это было, прежде всего, с потребностями производства, с появлением нетрадиционных профессий, для освоения которых необходимо было особое время, обусловленное спецификой трудовой деятельности. Формирование понятия «юность» в значительной мере обусловлено социально-экономическими переменами в структуре общества, вызванными индустриализацией производства, развитием промышленности, следовательно, это социальное понятие, которое возникло в определенный период развития общества [41]. Переход к новому типу социума, становление гражданского общества были связаны с появлением новых социальных ролей, прав и обязанностей. Общество стало предоставлять молодежи определенный период времени для освоения социальной роли гражданина и создавать соответствующие условия. Часть социальных институтов приняла на себя функции решения этих задач, возникли и специфические общественные институты, такие, например, как органы по делам молодежи (органы по молодежной политике). Таким образом, социальное развитие молодежи (транзиция) представляет собой процесс обретения ею социальной зрелости, собственного статуса в обществе. Этот процесс крайне противоречив. Различные группы молодежи имеют различающиеся между собой транзиции. Задача социологии молодежи заключается в том, чтобы выявить транзитивные особенности молодежи, определить ее условия и факторы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.007 с.) |