Тема I . Общество XXI века: теоретическое осмысление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема I . Общество XXI века: теоретическое осмысление



В XXI веке мир уже не будет таким, каким был раньше. Изменения происходят каждый день. Сбываются прогнозы футурологов. Весь мир переходит на новую стадию цивилизационного развития от общества индустриального к информационному обществу.

Информационное общество. Новая формация начала зарождаться в середине 50-х годов прошлого века. Созданные в этот период новые сложные технологии развития ядерной энергетики, компьютерной техники, исследования космоса, глубин океана, генетики вызвали скачкообразный рост создания, распространения и хранения информационных массивов. Массовое распространение информации через системы глобальной теле- и радиосвязи позволило не только доставлять информацию до получателя практически в реальном времени, но и значительно увеличить число отправителей, создателей информационных продуктов.

Высокие технологии стремительно распространились среди самых широких масс населения и изменили среду обитания. Сегодняшнему человеку трудно представить, что шестьдесят лет назад люди собирались посмотреть новинку техники «телевизор», а тридцать лет назад для просмотра были доступны два или три канала. Технические возможности несоизмеримо выросли. Телевизор принимает сотни телеканалов, а сеть Интернет предоставляет возможность получать информацию с миллионов различных сайтов.

В последние 10-15 лет мы наблюдаем ещё один качественный скачок технологий. Получили широкое распространение интернет-сервисы – социальные сети, которые позволили каждому участнику создавать и распространять информацию, а также появились смартфоны – инструменты для постоянного пребывания в сети Интернет.

При всём информационном многообразии и возможности получить доступ к любым открытым материалам человек ограничивает себя необходимым минимумом.  Причина самоограничения - в системе ценностей человека. При существующей мощности и плотности информационного потока человек вынужден выбирать и выбирает то, что его интересует, а иное просто игнорирует. Противоречие между стремлением к минимизации коммуникационных каналов получателем и стремлением отправителя к увеличению охвата своего сообщения привело к качественным изменениям.

Линейная и сетевая форма коммуникации. Произошел переход от преимущественно линейного распространения информации к сочетанию линейного и сетевого распространения. Казалось бы, линейная форма коммуникации посредством масс-медиа позволяет охватить многомиллиардную аудиторию. Но в реальности событий, привлекающих всеобщее внимание, не много. Открытие Олимпиады, вручение премии «Оскар», послание Президента России Федеральному собранию РФ. Можно добавить к этому списку несколько важных для человечества, континента, страны или региона событий, в равной степени интересующих всех. При сетевой форме коммуникаций в среднем охват несоизмеримо меньше, но при этом происходит более глубинное восприятие информации теми, кого она интересует.

Несмотря на то, что сетевая форма коммуникации является естественной для взаимодействия в биологической среде, исследование в социальной среде начались лишь в середине ХХ века. Исследования социальных сетей как способа коммуникаций между индивидами/социальными группами проводились с середины ХХ века.

В качестве классической работы обычно указывают исследовательский труд Дж. Барнса о распространении информации среди жителей норвежских островов. При относительном отсутствии средств коммуникации (только радиосвязь между администрациями островов и периодический подвоз бумажной прессы) жители островов были достаточно информированы о событиях как местного, так и регионального значения.

Как показало исследование Барнса, коммуникация проходила через «горизонтальные» связи. Базары на некоторых островах и радиосвязь между рыболовецкими судами оказались вполне достаточными площадками коммуникации при сетевом взаимодействии.

В 1960-е годы исследование сетевого взаимодействия продолжилось работами С. Мильграна, выявившего, что на территории страны (континента) все люди связаны между собой знакомством через 5-7 человек. Знаменитая теория шести рукопожатий, вытекающая из этого и последующих исследований коммуникаций внутри больших групп населения, будет рассмотрена ниже. В семидесятые годы изучением силы слабых связей в межличностной коммуникации занялся социолог М. Гранноветтер.

С появлением сети Интернет, а позднее таких интернет-сервисов, как социальные сети, процесс сетевой коммуникации значительно упростился. Практически с самого начала появления возможности интернет-коммуникаций между участниками стали складываться сообщества.

Самыми активными первоначально были сотрудники коммуникационных центров – программисты, которые использовали «открытые конференции» для обмена информацией по производственным и личным вопросам.

Создатель открытой операционной системы «Linux» Линукс Торвальдс, к примеру, обратился к сообществу разработчиков и пользователей системы «Unix» за консультациями при разработке программного обеспечения и, таким образом, за короткий период смог организовать коллективное творчество многих сотен специалистов.

Потребность в общении с людьми, разделяющими общие ценности, которое не требует выделения отдельного времени и пространства, реализовались Г. Рейнгольдом в создании сообщества «Well».

В России крайне популярна стала сеть межкомпьютерной коммуникации «Fido». С внедрением глобальной сети электронной телекоммуникации «Интернет» начинают появляться такие отдельные сервисы, как «Openspace», «LiveJournal». Количество пользователей росло, но подлинно массовым стало общение при появлении в 2005-2007 годах социальных сетей «Facebook», «Одноклассники», «ВКонтакте». В этот период растёт число как персональных компьютеров (в том числе носимых – ноутбук, лап-топ, планшет), так и мобильных носителей типа смартфон. Из почти 70% охваченных Интернетом россиян большинство зарегистрировано в социальных сетях и являются активными пользователями. Кроме численного роста заметна активная кластериазация сети, образование множества сетевых сообществ. Только в одной из социальных сетей - «ВКонтакте» - число сообществ составляет более восьмисот тысяч.

Что касается причины столь быстрого распространения сетевой формы коммуникаций и последующей кластеризации социальной сети, мы предполагаем, что дегенерализованные и децентрализованные связи между членами одного сообщества способствовали не только созданию и распространению информации, но и усвоению информации, воспринимаемой как «нужная». В таком случае, воспринимаемая информация должна содержать используемые получателем коммуникационные коды, то есть знакомые и одобряемые им символы. В классической системе масс-медиа считалось, что человек воспринимает сообщение, если оно несет нечто новое.

Именно на различении нового/старого как информации/неинформации указывал в своей работе «Реальность массмедиа» Никлас Луман. Но в отличие от линейной коммуникации, в сетевой форме допустимо и даже обязательно, чтобы часть информационного сообщения содержала уже известную и воспринятую раннее информацию.

Объяснение этому можно найти в теории информации. Согласно концепции Шеннона, вероятность восприятия информации (количества информации) тем больше, чем больше представлено равнозначно воспринимаемых событий.

 

 

Где I – информация. Pi – вероятность восприятия информации. Из этого можно заключить, что сходные, легко читаемые символы, рефрены с большей вероятностью будут восприняты, и, как следствие, в дальнейшем распространены внутри социальной сети, нежели информационный продукт, представленный различными, незнакомыми прежде символами.

Второй фактор более известен и связан с кодированием сигнала отправителем и декодированием его получателем информации. Так как внутри сетевого сообщества информационные продукты создаются в принятых в данном сообществе коммуникационных кодах, то расход ресурсов на кодирование/декодирование сигнала уменьшается.

Информация воспринимается легче, с меньшими затратами ресурсов, что при интенсивном информационном потоке резко повышает вероятность восприятия информационного продукта. Децентрализованное и дегенерализованное распространение информации между людьми/группами людей ведет к формированию социальной сети.

Математические модели социальной сети.  

Vox populi:

«Мой внук, как муха в мировой паутине:

лапами дрыгает, а вылезти не может».

Из комментариев в социальной сети.

Михаил Л. 83 года

 

1. Фрактальная сеть. Группу компаний или общественную организацию можно представить как фрактальную сеть, где расстояние между узлами раз и навсегда определено специфическими факторами (в случае с организациями – её регламентом). Фрактальная сеть развивается за счет выделения вовне элементов фрактальной системы, отражающих систему в целом. Например, регламентом организации.

В регулярных решетках конечной размерности зависимость  ͠i  имеет степенной закон:  ͠  ∝ [примерно среднее количество узлов пропорционально N в степени 1/d], где d есть размерность решетки – целое число. Во фракталах, размерность которых определяется дробным числом, i͠ ∝ где lt – называется фрактальной или хаусдорфовой размерностью.

Между решетками конечной размерности и фракталами нет заметного различия. В смысле зависимости межузлового расстояния от диаметра сети и порядком величины межузлового расстояния – в обоих случаях мы имеем дело с «большим миром». Например – решетка расположения атомов углерода в алмазе, структура армейского подразделения, федеральное устройство государства – сети этих систем состоят из элементов системы – узлов, отражающих систему в целом.

2. Случайные сети (random). В социальном пространстве мы представляем эту модель как «толпу перед входом в концертный зал», множество хаотично связанных между собой людей. Случайная сеть определяется как множество сетей, в котором каждая определенная сеть имеет определенную вероятность реализации, свой собственный статистический вес. Простейшими случайными сетями являются так называемые классические случайные графы (Erdos–Renyi), в статистическом ансамбле которых все возможные графы с числом узлов N и числом связей L имеют одинаковый статистический вес реализации.

Для случайных сетей модели Эрдеша–Реньи ͠

L ∝ log N

[среднее число связей пропорционально логарифму узлов сети]

Как известно, в физике статистические ансамбли делятся на равновесные и неравновесные, что соответствует равновесным и неравновесным системам. Такое разделение уместно и для сетей. Ансамбли, в которых их статистические веса не изменяются во времени, не эволюционируют, называются равновесными. В неравновесных (способных к эволюции) ансамблях статистические веса изменяются во времени и множество конфигураций также изменяется. Растущие сети являются неравновесными.

3. Тесный мир. С. Мильграм провел эксперимент, заключающийся в рассылке писем неизвестному адресату, что привело к созданию модели «тесный мир» (small world) - постоянное среднее количество промежуточных узлов между всеми узлами сети. Или теория шести рукопожатий. При относительно большом количестве участников социальной сети взаимосвязь между ними достаточно коротка. В последующие годы был произведен ряд исследований различных сетей, в том числе и социальных, который привел к аналогичным результатам. Термин «феномен тесного мира» (small world phenomenon) применяется к сетевым структурам, в которых ͠i  (количество узлов и связей между ними) растет медленнее, чем по степенному закону с положительным индексом.

Можно утверждать, что такие сети могут иметь бесконечную размерность. Однако сети тесного мира ограничены количеством узлов, которое не может намного превышать, например, количество людей в социальной сети или количество нейронов в сети головного мозга. Эти числа недостаточно велики, чтобы проверять наличие эффекта «тесного мира». Более того, эти числа не настолько велики, чтобы соответствующие сети рассматривать как макроскопические системы, в которых измерение маленькой доли системы позволяет сделать заключение обо всей системе в целом.

Реальные сети представляют собой мезоскопические объекты, то есть их размеры являются промежуточными между макроскопическими и микроскопическими системами, и, чтобы определить свойства соответствующей системы, необходимо проводить измерения на всей системе. При исследовании социальной сети мы можем, учитывая знания о протекании социальных процессов в данной и подобных агрегациях, пренебречь малым количеством узлов. И экстраполировать результаты исследования на все подобные агрегации, считая свойства данной агрегации свойством класса множества агрегаций. В дальнейших исследованиях Ватта было указано, что чем больше участников в сети, тем больше связей между ними и короче путь между узлами[1]. Однако модель тесного мира не является универсальной, несмотря на то, что Ватт и Строгац обнаружили соответствие этой модели в самых различных сетях: интернет времен конца 1990-х годов, нервная система червя, взаимоотношения артистов в Голливуде и пр. Феномен тесного мира выявляется в достаточно закрытых и малопроницаемых сообществах.

Безмасштабная сеть (scale-free) – в реальных сетях небольшое число узлов содержит очень большое число связей, а огромное число узлов содержит лишь несколько связей. В безмасштабной сети распределение числа связей узлов идёт не по закону Пуассона (строгий максимум около среднего значения) а по степенному закону:

P(q) ∝

[вероятность связей пропорциональна количество связей в степени «– λ»].

Развитие безмасштабной сети присуще практически всем социальным, информационным, биологическим сетям. Безмасштабной сетью является форма взаимодействия пользователей социальной сети, наш мозг[2] и даже музыкальные произведения[3]. Автор модели А.Л. Барабаши выделяет два постоянных явления в этой агрегации[4].

Во-первых, рост сети. Начиная с небольшого числа m0 узлов на каждом временном шаге добавляется один новый узел с m (m ≤ ) связями, которые соединяют этот новый узел с m различными уже существующими узлами.

При прерывании роста сети агрегация распадается. Во-вторых, предпочтительное присоединение (Preferencial attachment). Когда выбираются узлы, к которым присоединяется новый узел, предполагается, что вероятность P, с которой новой узел будет соединяться с уже существующим узлом i, зависит от числа связей , которыми этот узел уже связан с другими узлами:

P ( )

(вероятность появления связей данного узла прямо пропорционально количеству связей узла)

Вероятность роста степени узла тем выше, чем выше степень узла. Это мы и наблюдаем в социальном пространстве. Наиболее популярный человек (узел, имеющий больше связей) будет привлекать внимание окружающих, с ним будут стремиться установить контакт большее число других членов общества, нежели с малоизвестным человеком. С точки зрения математики, безмасштабные сети – это одно из проявлений феноменологии критических явлений в сложных системах, поскольку их структура подчиняется степенному закону. С точки зрения анализа социальных сетей, эта модель позволяет рассматривать динамические изменения с учетом факторов, влияющих на вероятность роста.

Созданная на основе модели Альберта-Барабаши методика кластерно-сетевого анализа с выделением отдельных агрегаций (сетевых сообществ) выявила, что социальная сеть состоит из множества отграниченных общим коммуникационным кодом пользователей сетевых сообществ. Члены сообществ не ограничивают себя пребыванием в каком-то одном сообществе. Напротив, многогранность ценностей человека, множественная социальная ролевая функция приводят к тому, что человек входит в разные промежутки времени в десятки, а то и сотни сообществ, где общается с представителями самых различных групп. Такое межгрупповое взаимодействие и приводит к проницаемости границ и формированию общей социальной сети из множества сетевых сообществ.

Социальные медиа. Общество породило социальные сети, а они, получив технологическую основу в виде современных информационно-телекоммуникационных технологий, изменили общество. Общество приобретает совершенно новую, субъектную роль. В связи с развитием социальных медиа, каждый человек – актор коммуникационного процесса, имеет доступ к созданию и безграничному распространению информации. Образуется сверхмощный информационный поток, из которого человек воспринимает лишь ту часть информации, которая выражена в близком получателю коммуникационном коде. Акторы с большей долей вероятности будут воспринимать, осознавать, распространять ту информацию, которая соответствуют их ценностям, мировоззрению, идеям и идеалам, то есть по большей части сформированную в их коммуникационных кодах.

Социальные медиа появились значительно раньше, чем IT-технологии. Большинство исследователей связывают появление социальных медиа в сфере политических коммуникаций с открытием «Radio Alice» в г. Болонья (Италия) группой активистов левых партий Franco «Bifo» Berardi, Felix Guattari и других. По воспоминаниям Franco «Bifo» Berardi, эта «свободная» радиостанция была создана для продвижения марксистских идей в кварталах, населенных преимущественно рабочими. Передачи радио велись на простом, понятном рабочим языке. Самодельный передатчик размещался в одной из квартир, а Феликс Гваттари носил ретранслятор в рюкзаке вместе с антенной, размещенной в зонте. Слушатели могли позвонить на радиостанцию по телефону, чтобы поговорить с ведущим или друг с другом, если одновременно звонило несколько человек. При этом радиостанция стала не только источником информации, но и местом информационного обмена между слушателями, средством координации действий, инструментом для оповещения слушателей о месте сбора и т.п.

Рассматривая пример «Radio Alice», можно выделить отличительные черты социальных медиа. Во-первых, наличие коммуникационной площадки для информационного обмена; во-вторых, формирование сообщества пользователей с близкими ценностями, мировоззрением, идеями, идеалами и, как следствие, близким коммуникационным кодом; в-третьих, наличие актуальной для данного информационного пространства темы обсуждения в социальном медиа.

Масс-медиа длительное время были практически единственным способом распространения информации. С появлением социальных медиа в качестве ведущего переносчика информации внутри сетевого сообщества роль масс-медиа в информационном поле изменилась. Понимая специфику воздействия различных носителей, мы не можем при этом согласиться с наличием выделяемых О.В. Крыштановской «IT-партии» и «TV-партии» в качестве устойчивых сообществ. Речь идёт скорее о некоем декларативном предпочтении человеком тех или иных источников масс-медиа и социальных медиа, связанных с его ценностями. Все виды источников информации тесно связаны между собой и оказывают комплексное воздействие на получателя. Социальные медиа уступают охватом получателей информации, но дают возможность воздействия на целевую аудиторию, на сетевые сообщества, разделяющие ценности отправителя сообщения. Говоря о «IT-партии» и «TV-партии», можно условно разделить сообщества, которые поддерживают официальную точку зрения, либо оппонируют ей. На зрелой стадии развития социальные медиа дифференцируются и сам факт публикации в социальных медиа (или в определенных масс-медиа) уже не является сообщением, как считал Г.М. Маклюен, говоря о телевидении в «глобальной деревне». Для человека информационного общества уже не столь важно то, где впервые появится сообщение, как то, в каких коммуникационных кодах будет оно составлено, насколько близко будет к его ценностям.

Таким образом, политическая коммуникация станет возможной при условии распространения посредством комплексного использования и взаимодействия как масс-медиа, так и социальных медиа. Сходство ценностей и коммуникационных кодов не означает безусловного сходства мировоззрений, идей и идеалов. Например, «главенство закона» как ценности характерно для людей разделяющих как консервативные, так и либеральные взгляды. Ценность «патриотизма» разделяют сторонники как левых, так и правых партий, вкладывая в символику различное, часто противоположное содержание. Несмотря на то, что в сетевое сообщество объединяются люди со сходными идеями, идеалами и мировоззрением, не исключено присутствие людей с противоположными взглядами. Они используют площадку оппонентов как место для дискуссий, для публичного декларирования своей точки зрения и т.п. Такая деятельность имеет практический смысл. Сообществу представляется иная точка зрения, которая может быть осознанна частью его членов.

Как указывалось выше, в развитом сообществе доля тех, кто пассивно наблюдает (читает) сообщения, то есть «читателей», составляет большинство. Именно на них направлена декларация иной точки зрения в сообществе. Принятое и осознанное сообщение может инициировать у получателя распространение информации как в данном сообществе, так и в иных сообществах. Конечно, если сообщение создано в коммуникационных кодах данного сообщества.

Говоря о сетевой форме политической коммуникации в этно- конфессиональных отношениях, следует отметить специфику этих отношений на современном этапе цивилизационного развития. С конца ХХ - начала XXI века одновременно с ростом институтов информационного общества мы наблюдаем парадоксальный рост общественного интереса к вопросам религии, активизации сторонников национализма и сепаратизма. Причем эти явления носят глобальный характер и становятся угрозой для всей человеческой цивилизации. Анализ и регулирование таких взаимоотношений с целью предотвращения перехода возможных политических, прежде всего этно-конфессиональных, противоречий в «горячую» фазу конфликта становится актуальной задачей, решаемой, помимо прочего, методами политической медиации.

Что касается причин этих процессов, можно предположить, что с ростом информационно-телекоммуникационных технологий, с распространением информации и в более широком смысле распространением знаний в человеческом обществе нарастает некое противодействие процессам глобализации и новой самоидентификации человека по признаку принадлежности к возможно большим группам, усиливающим коммуникационный потенциал людей/групп людей.

Возможно, возрастающий интерес к традициям и обычаям, в том числе религиозного свойства, как раз и связан с их символическим содержанием, так как рациональное, прагматическое значение событий, приведших к появлению того или иного обычая, имело давно утраченное в исторической перспективе основание. От вполне обоснованного «табу», возникшего в определенный исторический период, в условиях сложившихся в ту пору экономических, социальных, политических отношений, в настоящее время остаётся только символ, по сути «симулякр» в терминологии Ж. Бодрийяра, воспринимаемый по-разному различными сообществами.

В сочетании с «обидами на этно-конфессиональной почве» - подлинными или мнимыми претензиями к другим сообществам - такой символ становится основой коммуникационного кода, способствует формированию сетевого сообщества, принадлежность к которому становится фактором самоидентификации индивида. Символический образ играет большую роль, но в тоже время он может быть заменён другими символами сходными по форме, но различными по содержанию. Это можно наблюдать в политических и религиозно-ориентированных сетевых сообществах, чему будет посвящен следующий параграф.

Медиапространство изменяется под воздействием IT-технологий. Масс-медиа всё более стараются создать своё сообщество пользователей, ввести возможность интерактивных комментариев, обсуждений. При этом социальные медиа стремятся наполнить информационное поле некоей эксклюзивной информацией. Как более лабильная, динамичная структура, социальные медиа видоизменяются. Акторы социальных медиа широко экспериментируют как с формой, так и с содержанием информационных материалов. Разными авторами практикуется эклектическое смешение стилей, новостей и развлечений (энтертеймент), жанров интервью, репортажа, корреспонденции, новостного и аналитического материалов. При этом тут нет ограничений на высказывание автором своего личного мотивированного мнения.

Личный аккаунт и социальный/коммуникационный капитал. Абсолютное большинство пользователей справедливо полагают, что личный аккаунт в социальной сети является личным пространством автора. Но надо понимать, что социальные сети - всегда публичное место. Любое высказывание, выложенное в открытый доступ, может быть истолковано по-разному и иметь различные последствия, вплоть до уголовного преследования в случае наличия оскорблений, клеветы и пр. в адрес кого-либо. В то же время суждения позволяют автору в реальном времени отследить эффективность воздействия своего материала на читателей – членов своего сообщества. Комментарии, а также репосты и знаки одобрения (like) дадут качественную и количественную оценку материала. Усиление позиции автора в сетевом сообществе напрямую зависит от количества и качества коммуникационных связей между самим автором и другими членами сообщества. Растёт социальный капитал.

Социальный капитал определяется Ф. Фукуямой как «набор неформальных ценностей или норм разделяемых членами группы…». Но такая дефиниция, по нашему мнению, неполноценна. Прежде всего потому, что создание сетевого сообщества невозможно без близости ценностей, которые определяют коммуникационный код, принятый в сообществе. Именно сходный коммуникационный код позволяет распространять и воспринимать информацию участниками сетевого сообщества, снижая затраты ресурсов на кодировку/декодировку сигнала. Во-вторых, такое определение соотносит социальный капитал лишь с данным сообществом, тогда как мы относим его к узлу сети. При этом узлом может быть и индивид, и сколь угодно большая группа индивидов. В-третьих, из данного определения социального капитала нельзя определить уровень этого капитала, сравнить его с социальным капиталом другого человека или группы, сообщества, говорить об его увеличении или уменьшении. Без последнего само понятие «социальный капитал», как некий ресурс, дающий возможность участия в социальных процессах, просто неприменимо. Однако сам термин является устоявшимся, и одной из наших задач была выработка методики для определения уровня социального капитала людей/групп людей, а в дальнейшем сообщества в целом.

Для этого мы обратились к теории графов, где широко используется понятие нагрузки (Betweenness centrality), исчисляемое как

Переводя это определение в область социального, можно сказать, что напряженность зависит от количества и качества коммуникационных связей индивида с исследуемым сообществом. Чем большие возможности участника сетевого взаимодействия для распространения информации, тем выше его эффективность в распространении информации. Исходя из этого, мы можем исчислить интегрированный показатель для каждого узла или модуля сетевого сообщества.

Следует отметить, что над созданием интегрального показателя социального капитала ведётся работа различными группами исследователей в России и за рубежом. Так уже более двух-трех лет существует показатель в сообществе «Lj» под названием «социальный капитал». Хотя владельцы интернет-ресурса не раскрывают методик расчетов, можно предположить, что это одна из модификаций формулы напряженности узла с учетом его центростремительности. Наша методика учитывает не только сам факт возможной коммуникации, но и содержание информации. Сходный с другими членами сообщества коммуникационный код, определяемый ценностями, идеями и идеалами, позволяет, как указывалось выше, снизить затрату ресурсов на распространение и восприятие информационного продукта. Значит, оказывает прямое влияние на «социальный капитал».

Следовательно, социальный капитал людей/групп людей — это возможность для эффективного распространения информации в данном сетевом сообществе, определяемой структурой коммуникационных связей и сходством ценностей индивида с ценностями сообщества.

Теперь есть возможность не только выявлять наиболее эффективных для распространения информации пользователей, но и сравнивать пользователей одного сообщества. Вероятно, что для одного и того же человека этот показатель будет различным в различных сообществах. Так, один человек может иметь крайне высокий показатель в сообществе ученых, но низкий в сообществе садоводов или автолюбителей. Он может сознательно повысить свой «социальный капитал» в этих группах, если выделит больше ресурсов для создания коммуникационных каналов для распространения информационного продукта.

Социальный капитал людей/групп людей может быть повышен ими самими, сообществом в целом, а также извне через вводящие узлы – «авторов». С точки зрения теории графов, это увеличивает центростремительность данного узла в сообществе. В социальном пространстве мы видим, что коммуникация между «лидером» сообщества и его «рядовым» участником приводит к росту «популярности», а значит и социального капитала этого участника.

В настоящее время эта идея получила своё дальнейшее развитие в работах Р.Р. Мурзагулова, который ввел понятие «коммуникационный капитал»[5], как новый тип богатства в информационном обществе. На основе владения коммуникационным капиталом он выявил новую группу правящего класса – коммуникационная элита[6].

Интернет в России. Главные цифры. Российский цифровой рынок вторит глобальным трендам. По данным результатов исследования, проведенного аналитическими агентствами «We Are Social» и «Hootsuite», с января 2017 года количество российских пользователей в интернете выросло на 4% и составило 87 млн. человек. Количество пользователей мобильного интернета (мобайл) составило 66 млн человек. Только мобайл используют 16% (20 млн чел) населения страны.

Важно отметить, что прирост аудитории наблюдался именно за счет мобайла. Количество пользователей, использующих стационарные компьютеры и ноутбуки, медленно, но неуклонно снижается. Доля трафика со смартфонов составляет 21%, что почти на треть больше прошлогоднего показателя, а пользователи планшетов стали немного реже выходить с них в сеть (-9%). Трафик с ноутбуков и ПК сократился на 5%.

Аудитория социальных сетей выросла на 15%. Теперь половина (47%) населения России зарегистрирована в соцсетях. 55,9 миллиона человек заходят туда с мобильных устройств. Среди опрошенных россиян 63% заявили, что пользуются «YouTube» и 61% упомянули «ВКонтакте». Про «Facebook» вспомнили 35% респондентов, а про «Одноклассники» — 42%. 

По времени нахождения в социальных сетях российский сектор сохраняет мировой тренд на увеличение. Ежедневно пользователи проводят там в среднем 2 часа 19 минут.

При этом всего в интернете среднестатистический россиянин находится почти 6,5 часа в сутки. Стоит отметить, что 85% пользователей в России выходят в онлайн каждый день.

Самое популярное мобильное приложение в России (и по аудитории, и по количеству скачиваний) — «WhatsApp», за ним следуют «Viber», «VK» и «Сбербанк Онлайн». «Instagram» занимает пятую строчку в рейтинге по количеству пользователей и шестую — по количеству скачиваний.

63% отечественных интернет-пользователей ищут онлайн товары и услуги, но совершают покупки только 46%. Больше всего тратят на путешествия и отели (7,903 млрд. долларов США — это на 24% больше, чем в прошлом году), игрушки и хобби (4,175 млрд. долларов США) и модные товары и товары для красоты (4,783 млрд. долларов США).

Главные интернет-тренды. Цифровой рынок продолжит набирать обороты, и, несмотря на беспрецедентные темпы роста этого года, мы видим, что доступ к возможностям, которые предлагает глобальная сеть, распределен неравномерно. Это создает хороший задел для развития и говорит о том, что цифровой рынок точно еще не достиг потолка.

При этом развитие это нельзя назвать линейным. Наблюдается трансформация онлайн-потребления: интернет-пользователи становятся мобильнее, десктопы планомерно заменяются более удобными устройствами, которые можно носить с собой. Вследствие этого покупки плавно перетекают в онлайн, веб утрачивает позиции, уступая часть трафика приложениям, а социальные сети играют более значимую роль.

Основными сдерживающими факторами сегодня выступают недостаточно развитая инфраструктура ряда регионов, технически неспособная обеспечить проникновение интернета. Низкая плотность населения в ряде регионов делает мероприятия по развитию информационной инфраструктуры экономически невыгодной. Дополнительную нагрузку на провайдеров всех уровней создает усиление регуляции интернета, т.к. затраты на обеспечение дополнительного контроля ложатся на плечи игроков рынка. В ближайшей перспективе вышеперечисленные факторы могут замедлить динамику проникновения интернета.

Социальные сети как социальные медиа. Кроме коммуникативной составляющей, социальная сеть имеет медийную составляющую - как площадка для генерации и распространения контента, имеющего социальную значимость. В этом аспекте социальные медиа типологически противостоят медиа традиционным.

Традиционные медиа обладают следующими коммуникативными характеристиками:

1. высокоорганизованы;

2. централизованы;

3. имеют фиксированный контент, подлежащий изменению в самых исключительных случаях (опровержение, изъятие тиража, изменение эфирной сетки);

4. имеют низкую степень интерактивности, возможность оптимизации контента невелики;

5. обладают механизмом внутренней регуляции;

6. обладают четким разделением на производителей и потребителей контента;

7. имеют полный контроль над каналом распространения;

8. опираются на общественный авторитет;

Социальные медиа обладают прямо противоположными коммуникативными чертами, что обусловлено спецификой онлайнового коммуникативного пространства;

1. гибкая система уровня организации и контроля (премодерация, постмодерация, без модерации);

2. относительно децентрализованы;

3. имеют возможность корректировки опубликованной информации;

4. имеют высокую степень интерактивности и возможность оптимизации контента под индивидуальные запросы представителя аудит;

5. доступное отслеживание популярности публикаций;

6. быстрая доступность старых материалов;

7. мультимедийность;

8. неограниченность по объему;

9. неполный контроль за каналом трансляции контента;

10.  отсутствие четкой границы между производителем и потребителем информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 2964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.072 с.)