Всеобщая декларация закрепила: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всеобщая декларация закрепила:



· равенство в правах всех людей от рождения;

· право каждого на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;

· запрет пыток или жестокого обращения;

· право на гражданство;

· право на труд и достойную его оплату;

· другие права и свободы человека.

Она дала толчок к разработке и заключению многочисленных конвенций по правам человека.

Так, в 1948 году была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, в 1949 году – Женевские конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов, в 1950 году – Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в 1966 году – Международный Пакт о гражданских и политических правах и Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правахи др.

На основании норм Пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого 16 декабря 1966 года, государства гарантировали индивиду:

· право на труд, включая право на место работы, справедливые и благоприятные условия труда, право на отдых и т.д.;

· право на участие в профсоюзах; право на социальное обеспечение и социальное страхование;

· охрана семьи;

· право на образование и участие в культурной жизни, и другие права.

Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 16 декабря 1966 года, помимо таких общих прав человека, как право на свободу и личную неприкосновенность провозглашает:

· право на гуманное обращение;

· право на свободное перемещение и свободу выбора места жительства;

· равенство граждан перед судом и презумпцию невиновности;

· право на защиту личной жизни и другие.

Для обеспечения соблюдения положений названных договоров, пактов, конвенций образуются специальные международные органы.

В компетенцию этих органов входит рассмотрение:

· докладов государств-участников договоров о принимаемых ими законодательных, административных и иных мерах по претворению в жизнь обязательств, зафиксированных в договорах;

· сообщений государств-участников договоров о том, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по данному договору;

· индивидуальных петиций лиц, утверждающих, что какое-либо из их прав, зафиксированное в соответствующем договоре, было нарушено, и которые исчерпали все внутренние средства правовой защиты.

Данными правомочиями наделены:

· Комитет по правам человека,

· Комитет по ликвидации расовой дискриминации,

· Комитет против пыток

· некоторые другие международные органы.

Международная защита прав ребенка является составной частью международной защиты прав человека, поэтому к ней применимы практически все ее положения. При этом выделение вопросов, относящихся к правам ребенка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвано, прежде всего, причинами объективного характера:

· во-первых, в результате целого ряда исторических условий социальный статус детей был ниже, чем у взрослых, и международная защита прав ребенка направлена на обеспечение им равных со взрослыми прав и возможностей;

· во-вторых, в силу физической и умственной незрелости ребенку необходимо предоставление особых прав и дополнительной защиты.

В 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята специальная декларация, нацеленная на социальную защиту детей – Декларация прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация прав ребенка является международным документом рекомендательного характера и не возлагает на государства-участников ООН обязательства по исполнению изложенных в Декларации принципов.

Этот недостаток в 1989 году устранила Конвенция о правах ребенка, которая не только конкретизировала положения Декларации (часть I Конвенции), но и предусмотрела создание механизма контроля за соблюдением государствами положений Конвенции (часть II Конвенции).

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальному законодательству не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи.

Генеральная Ассамблея ООН 25 мая 2000 г. приняла Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка об участии детей в вооруженных конфликтах.

Конвенция – это не столько перечень прав ребенка, сколько всеобъемлющий список обязательств, которые государства готовы признать в отношении ребенка.

25 мая 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН был принят также Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии.

Республика Беларусь ратифицировала как Конвенцию о правах ребенка, так и факультативные протоколы к ней.

В целях выполнении обязательств, принятых в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, в 1991 году в соответствии со ст. 43 Конвенции был создан Комитет по правам ребенка.

В соответствии со ст. 44 Конвенции государства-участники обязуются представлять Комитету периодические доклады о принятых ими мерах по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав. В докладах указываются факторы и затруднения, если таковые имеются, влияющие на степень выполнения обязательств согласно Конвенции. Комитет может запрашивать у государств-участников дополнительную информацию, касающуюся осуществления Конвенции.

Так, в мае 2002 г. Комитет по правам ребенка ООН рассмотрел Второй периодический доклад Республики Беларусь об осуществлении положений Конвенции о правах ребенка. В итоговом документе Комитета отмечены факторы, затрудняющие процесс реализации Конвенции, и сформулированы рекомендации и общие мероприятия, которые необходимо осуществить в нашей стране. Комитет признал, что ввиду экономических трудностей переходного периода рост бедности, сказывающийся на благополучии семей, особенно многодетных и проживающих в сельских районах, затрудняет процесс полномасштабной реализации Конвенции в стране. Кроме того, Комитет отметил, что последствия аварии на Чернобыльской АЭС оказывают негативное воздействие на население страны в целом, а также на состояние здоровья и развитие детей.

Одним из специфических органов, направленных на защиту непосредственно детства, является Детский Фонд ООН – ЮНИСЕФ, который был создан по решению Генеральной Ассамблеи ООН 11 декабря 1946 года для оказания помощи детям в Европе после Второй мировой войны.

Важную роль в работе, проводимой в развитых странах, играют национальные комитеты по делам ЮНИСЕФ – частные организации, которые работают вместе с ЮНИСЕФ в интересах детей и собирают деньги на программные мероприятия.

До настоящего времени ЮНИСЕФ является главным механизмом международной помощи детям, находящимся в трудных условиях.

На защиту и охрану детства направлена также деятельность таких специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, как Международная организация труда, Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения.

Таким образом, система национального законодательства в области защиты прав и свобод ребенка совершенствуется и изменяется, руководствуясь нормами и стандартами международного права.

 

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Каково содержание конституционно-правового статуса ребенка?

2. Дайте понятие гражданства в Республике Беларусь.

3. Назовите основания приобретения ребенком гражданства Республики Беларусь.

4. Назовите юридические гарантии обеспечения прав и свобод ребенка.

5. Что представляет собой право несовершеннолетнего на достойную жизнь? Каковы гарантии его реализации?

6. Как определяется право несовершеннолетних на образование в Конвенции о правах ребенка, Конституции Республики Беларусь и иных законодательных актах?

7. Охарактеризуйте структуру и содержание Закона Республики Беларусь «О правах ребенка».

8. Сконструируйте систему гарантий реализации права несовершеннолетних на образование в порядке юридической иерархии закрепляющих их норм.

9. Каковы специальные гарантии реализации права на образование в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? В каких законодательных актах они закреплены?

10. Обладают ли несовершеннолетние культурными правами? Обеспечивается ли какими-либо нормами права развитие творческих способностей несовершеннолетних? Если да, то какими?

11. Каковы меры защиты несовершеннолетних от информации, способной нанести вред их развитию? В каких законодательных актах они закреплены?

12. Каковы общие и специальные гарантии реализации права несовершеннолетних на развитие?

13. Охарактеризуйте правовые механизмы предупреждения нарушения конституционных прав и свобод несовершеннолетних.

Перечень использованной и рекомендованной литературы по теме:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.

2. Международный пакт Организации Объединенных Наций «О гражданских и политических правах» [Электронный ресурс]: Принят в г. Нью-Йорке 16.12.1966 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.

3. Международный пакт Организации Объединенных Наций «Об экономических, социальных и культурных правах» [Электронный ресурс]: (Принят в г. Нью-Йорке 16.12.1966 г.) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.

4. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 9 нояб. 1999 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.

5. О гражданстве Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 1 авг. 2002 г., № 136-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07.2016г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.

6. О правах ребенка [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 19 нояб. 1993 г., № 2570-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.05.2016г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.

7. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, 25 мая 2000г. // Права человека: Сборник международных документов / Варшава: Хельсинский фонд по правам человека, 2002. – С. 173–177.

8. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, 25 мая 2000 г. // Права человека: Сборник международных документов / Варшава: Хельсинский фонд по правам человека, 2002. –С. 178–184.

9. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь: Утверждено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебника для студентов высших учебных заведений по специальности «Правоведение», «Экономическое право», «Политология» / Г. А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2010 – 767 с.

10. Веремеенко, В.М. Конституционное право: учеб. пособие / В.М.Веремеенко, М.Д. Веремеенко. – Минск: Изд-во Гревцова, 2014. – 488 с.

11. Василевич, Г.А., Шевцова, А. В. Права человека: Пособие / Г. А. Василевич, А. В. Шевцова – Минск: БГУ, 2006 – 248 с.

12. Кеник, А.А. Защита прав несовершеннолетних в Республике Беларусь / А. А. Кеник. – Минск: Дикта, 2006. – 252 с.

13. Павлова, Л. В. Право прав человека: Учебное пособие / Л. В. Павлова – Минск: БГУ, 2005 – 223 с.

14. Чечет, В. В.Реализация в Республике Беларусь предложений Комитета по правам ребенка при ООН / В. В. Чечет, Л. С. Борисик // Социально-педагогическая работа. – 2006. – № 1. – С. 6–12.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.018 с.)