Какие из перечисленных утверждений являются верными. Укажите номера ответов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие из перечисленных утверждений являются верными. Укажите номера ответов.



Тренинг (ОГЭ – 2021)

Вариант 1

Прочитайте текст.

(1) Звёздное небо наблюдают в телескоп, насекомое – в лупу, каплю воды – в микроскоп. (2)А как мы можем наблюдать историю? (3) Горько сказать, но большая часть бесплодных споров происходила, оттого что исторические процессы хотели видеть одним глазом с уменьшением в тысячу раз, а другим – с увеличением – примерно в восемьсот пятьдесят раз. (4) При этом простодушно полагали, что таким образом будет достигнуто какое-то среднее искомое приближение. (5) Представим себе, что в нашем распоряжении есть историоскоп, прибор с масштабной шкалой, содержащей градацию степени приближения, попробуем поставить окуляр на приближение № 1 (самое общее)

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной части сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) небо наблюдают (предложение 1)               4)будет достигнуто приближение (предложение 4)

2)мы можем наблюдать (предложение 2)        5) есть прибор (предложение 5)

3) процессы хотели видеть (предложение 3)

2. Прочитайте текст.

(1)В своей книге я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. (2)Я не пытаюсь объяснить, что есть добро и почему добрый человек внутренне красив... (3)Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всём. (4)Добрая цель не может быть достигнута дурными средствами. (5)Я буду счастлив, если читатель найдёт в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться, потому что согласие между людьми – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества.

Какие из перечисленных утверждений являются верными. Укажите номера ответов.

1) В первой части предложения 1 грамматическая основа – я пытаюсь.

2) В предложении 2 три грамматические основы.

3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным условия.

4) В предложении 4 составное глагольное сказуемое.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.

Прочитайте текст.

(1)В старой венецианской гостинице нельзя было допроситься чернил. (2)Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось ещё немного чернил, которые можно было разбавить водой. (3)Он начал сказку писать, но с каждым часом волшебная история бледнела на глазах, потому что Андерсен несколько раз добавлял в чернила воду. (4)Так ему и не удалось сказку окончить – весёлый конец её остался на дне чернильницы. (5)Андерсен усмехнулся и решил, что следующую сказку он назовёт «История, оставшаяся на дне высохшей чернильницы»…

Вариант 2

Прочитайте текст.

(1)Можно много написать о том, что край этот очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. (2)Но я не хочу нарочно об этом писать. (3)Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благо-состояния? (4)Люблю край родной за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу. (5)На первый взгляд это тихая земля под неярким небом, но чем больше узнаёшь её, тем всё больше любишь эту обыкновенную землю.

Какие из перечисленных утверждений являются верными. Укажите номера ответов.

1) Первая часть предложения 1 – односоставное безличное предложение.

2) В предложении 2 грамматическая основа – я не хочу.

3) Предложение 3 сложносочинённое с однородным подчинением придаточных.

4) В составе предложения 4 есть придаточное уступительное.

5) Все простые предложения, входящие в состав предложения 5, определённо-личные.

Прочитайте текст.

(1)Незаметно подкрадывался вечер, становилось прохладнее. (2)Мы вышли в сад, где было спокойно, дышалось легко и голоса звучали мягко, по-вечернему. (3)Запахи цветов в саду становились резче, сильнее, но приятнее всего пахли ещё не закрывшиеся до конца розы, подступавшие к дому с трёх сторон. (4)В лучах закатного солнца казалось, что ещё гуще, ещё обильнее были осыпаны кусты зрелой малиновой ягодой. (5)Мы слушали пение соловья и наслаждались закатом.

Прочитайте текст

(1)Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, который стоит в начале Тверского бульвара. (2)Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. (3)У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. (4)Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нём лежал кусок чёрного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется. (5)Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише.

Вариант 3

Прочитайте текст.

(1)Пройдитесь по родному городу неторопливо. (2)Какое же эстетическое наслаждение получите! (3)Оно будет сильнее, если рядом со старым зданием вы увидите новое. (4)Эти дома нисколько не противостоят друг другу, если только каждое из них совершенно в своём роде и оба включены в ясный градостроительный план. (5)Напротив, мне думается, что старинный особняк или древняя церковь могут лишь выиграть от соседства со строгими плоскостями современной архитектуры, и каждый из них, в свою очередь, обогатится, имея подле себя прямо противоположные формы.

Прочитайте текст.

(1)Есть на земле места, которые в памяти народной священны. (2)Они окружены особым вниманием и любовью. (3)Среди них – особо дорогие места, которые связаны с жизнью и творчеством Пушкина на Псковщине. (4) Ещё в 1899 году они стали национальным государственным заповедником. (5)Люди начали идти сюда со всех концов земли, чтобы встретиться с Пушкиным – великим поэтом земли русской.

Прочитайте текст.

(1)Вечернее летнее солнце было ясно и грустно, точно сквозь прозрачную пустоту оно освещало луга. (2)Тепло и чудесно пахло сеном. (3)Стемнело быстро, и всё стало глухо кругом, только на небе застенчиво поблёскивали звёзды. (4)Ночью под звёздами было так же не страшно, как бывает днём среди полевых цветов. (5)К утру стало свежо, гуще и влажнее стал воздух, сильнее запахло болотными травами и лесом.

Вариант 4

Прочитайте текст.

(1)Издавна на Руси былины исполняли под аккомпанемент гуслей. (2)В казачьих селениях юга и юго-востока России былины нередко могли преобразовываться в протяжные песни, исполняемые хором. (3)Однако в основных очагах распространения былин на севере России их пение было не коллективно. (4)Эпические песни знали и пели немногие знатоки, которых издревле называли сказителями. (5)Сказители помогали скоротать время, прогнать прочь скуку, поэтому каждая артель старалась заполучить к себе сказителя, без которого она становилась неполноценной.

Прочитайте текст.

(1)Здоровье человека – самое ценное его достояние. (2)Однако, к сожалению, слишком часто многие разрушают своё здоровье, наносят ему непоправимый вред. (3)Нередко о здоровье начинают думать тогда, когда оно уже значительно подорвано и восстановить его трудно или уже невозможно. (4)А ведь согласно современным научным представлениям человек может жить, сохраняя работоспособность и здоровье, до 100 – 150 лет. (5)Важнейшим условием сохранения здоровья является правильная организация жизни.

Прочитайте текст.

(1)С помощью закона всемирного тяготения и законов Ньютона определены были траектории планет Солнечной системы, а также были рассчитаны их координаты в любой момент времени на много лет вперёд. (2)Для этого сначала по закону всемирного тяготения вычислялась сила гравитационного взаимодействия между Солнцем и данной планетой. (3)Затем с помощью второго закона Ньютона рассчитывали ускорение, с коим планета движется вокруг Солнца. (4)А по ускорению определялись и другие величины, характеризующие движение. (5)При этом должны были учитывать влияние других планет Солнечной системы на движение данной планеты.

Вариант 5

Прочитайте текст

(1)Будучи потребностью в духовном единстве, любовь приносит с собой мир. (2)Под словом «мир» в данном случае имеется в виду мир внутренний, душевный, мирное устроение души, ведущее к мирным отношениям. (3)Мир этот легче сохранить во взаимоотношениях с друзьями, близкими людьми и гораздо труднее – с врагами. (4)Но «трудно» не означает «непосильно», «невозможно». (5)Тем более, что мирные отношения с людьми не требуют от нас примирения и согласия с имеющимися у них отрицательными качествами, недостатками.

Прочитайте текст.

(1)С давних пор людям известно, что любовь созидательна. (2)Любовь поддерживает жизнь каждого человека и всего человечества в целом. (3)Людям, верящим во всемогущество любви, признающим и принимающим положительные нравственные качества, любовь дарит душевный мир, радость и счастье. (4)Но известно и другое: что противоположно любви, то отрицает любовь, пытается её разрушить. (5)Любовь неразрывна с истиной, и каждое из отрицательных нравственных качеств, начиная с гордости, будучи той или иной формой лжи, противодействует любви.

Прочитайте текст.

(1)Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. (2)Милосердие противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию. (3)Милосердие есть проявление милости от всего сердца. (4)Подразумевает оказание помощи нуждающимся в ней (находящимся в беде, лишенным необходимого для существования) и помилование (избавление не только от наказания, но и от самого обвинения) тех виновных, которые признают свою вину и просят о помиловании. (5)При этом помилование не признающих вину недопустимо, поскольку это явилось бы проявлением уже не милосердия, а терпимости, направленным на поощрение зла.

Вариант 6

Прочитайте текст.

(1)Ленью можно назвать желание не обременять себя какими бы то ни было действиями, даже ведущими к приятному. (2)В поведении лень может проявляться без-деятельностью, для которой ленивые постоянно подыскивают причины («это никому не нужно», «это никому не принесет пользы», «а это дело нехорошее», «а это дело непосильное», «а для этого дела нет необходимых условий» и т. д.). (3)Лень может проявляться и тем, что человек тяготится необходимостью выполнять повседневные обязанности и раздражается, когда возникает необходимость сделать что-то сверх того, на что он уже согласился. (4)Ленивый хватается за любую возможность отложить то дело, которое сам вынужден считать необходимым и от выполнения которого не может отказаться. (5)Ленивый с удовольствием принимает помощь, при этом устраивая дело таким образом, что всё за него выполняют другие.

Прочитайте текст.

(1)Часто ленивые могут быть очень активными. (2)Проявляют излишнюю активность они, как правило, с целью скрыть собственную лень не только от окружающих, но и от самих себя. (3)В результате выполняемый ими труд совершается с напряжением, с внутренним протестом, поэтому они и начинают уставать быстрее, чем остальные. (4)В повседневной жизни ленивцы обычно склонны к тому, чтобы поздно ложиться спать, так как вечернее время почти у всех законно свободно от дел и труда и ленивые люди стремятся продлить это время «законного» бездействия. (5)Во внутреннем состоянии недостаток сил, вызванный ленью, связан с ощущением телесного удовольствия.

Прочитайте текст.

(1)Ленивый своим поведением вызывает у окружающих желание не утруждать его. (2)Сознавая нужность труда или хотя бы только его необходимость, ленивый человек внутренне ищет возможность не трудиться. (3)Лень, как и всякое нравственное качество, распространяется на окружающих, передается им, усваивается ими. (4)Именно поэтому ребенок может быть ленивым, если ленивы родители или близкое ему окружение. (5)Ленивый ребенок будет раздражать тех, от кого лень пришла к нему, потому что сами они всячески стараются скрыть свою лень от самих же себя.

Вариант 7

1. Прочитайте текст.

(1)Вечерело. (2)В глубине улицы, за деревьями большого парка, садилось солнце. (3)Сквозь ветви сияло яркое багровое небо. (4)Горячие недлинные лучи заката пылали в стёклах окон, даже камни мостовой стали ярко-красными. (5)Со всех сторон лились потоки света, и, казалось, вся улица была охвачена игрой волшебного пламени; в розовом ароматном воздухе дремали ветви, окутанные золотой прозрачной пылью; всё напоминало сказочные города героев, волшебниц и других чудесных существ.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) вечерело (предложение 1)                                                  4) камни стали ярко-красными (предложение 4)

2) в глубине садилось солнце (предложение 2)                    5) улица охвачена (предложение 5)

3) сияло яркое небо (предложение 3)

 

2. Прочитайте текст.

(1)Литературная работа чрезвычайно индивидуальна. (2)Лев Толстой не ездил в творческие командировки, но обладал гениальным душевным опытом, прожив сложнейшую жизнь. (3)Иван Бунин исколесил половину мира, но лучшие вещи написаны им не о путешествиях, а о России, по которой он тосковал на чужбине и которую чувствовал, помнил и знал превосходно. (4)Если у писателя не было биографии, он не спосо­бен создать ее искусственно, он может ее только пополнить. (5)Между тем бытие наше настолько насыщено, что необходимо лишь подробно осмысливать его. (6)Материал лежит везде.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) работа чрезвычайно индивидуальна (предложение 1)    4) не было (предложение 4)

2) Лев Толстой не ездил (предложение 2)                             5) бытие наше насыщено (предложение 5)

3) вещи написаны (предложение 3)

 

3. Прочитайте текст.

(1)Обычай гостеприимства во всех странах и у всех народов самый разнообразный. (2)У индейцев Северной Америки в честь гостей хозяева ставят на стол самое лучшее угощение. (3)Один из наиболее уважаемых людей становится распорядителем празднества. (4)Все охотно подчиняются ему. (5)Очень церемонно встречают гостей в Индии. (6)Хозяева выходят навстречу с гирляндами цветов. (7)Какой бы бедной ни была семья, без цветов дело никогда не обходится.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) обычай гостеприимства разнообразный (предложение 1)                        4) подчиняются ему (предложение 4)

2) ставят (предложение 2)                                                                                 5) встречают (предложение 5)

3) один из людей становится распорядителем (предложение 3)

 

4. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Из-за изгороди акации(1) и сирени выглядывал домик с зелёными ставнями(2) и из его открытых окон(3) неслись звуки(4) похожие на солнечные лучи(5) целующие гладь(6) спокойного озера.

 

Вариант 8

Прочитайте текст.

(1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни. (5)Ландыш представляется мне символом леса.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Кольца наклонились (предложение 1)                     4) Камни попали (предложение 4)

2) Мастер придал (предложение 2)                               5) Ландыш представляется символом (предложение 5)

3) Превратятся в бусинки (предложение 3)

Прочитайте текст.

(1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Он бродил и спасал (предложение 1)                           4) Ихтиандр нес её (предложение 4)

2) Рыба уплывала (предложение 2)                                5) Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)

3) Он радовался (предложение 3)

3. Прочитайте текст.

(1) Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. (2)Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. (3)Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак. (4)Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног. (5) Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Матрос пришёл (предложение 1)                              4) Пиджак плыл (предложение 4)

2) Он поспешил скинуть (предложение 2)                    5) Он услышал и увидел (предложение 5)

3) Стянул в три приема (предложение 3)

 

4.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые

Казалось(1) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой(2) холодной ночи(3) и клубы пара(4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве.

 

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

И если тебе(1) мой читатель(2) посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике(3) и пройти по тропе(4) у которой(5) стоит такой обелиск(6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни за то (8) чтобы сегодня мы жили в мире.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.

 

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Впереди еще долгие жаркие(1) знойные (2)и просто теплые приятные деньки(3) когда солнце просыпается рано(4) а заходит очень нескоро(5) давая вволю нагуляться(6) прежде чем (7)погрузиться в сумерки.

 

8. Замените словосочетание «солдатские могилы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

9. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С

2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного

3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения

4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего буква Ь не пишется

5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И

10. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СДВИНУЛ — приставка неизменяемая.

2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-

3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения

4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется

5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — наречие пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис

 

11. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.

2) ГРУЖЁНАЯ (БАРЖА) — в суффиксе отглагольного прилагательного пишется одна -Н-.

3) ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.

4) (усыпана) СПЛОШЬ — на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.

5) (снег) БЕЛЫЙ-БЕЛЫЙ — сложные имена прилагательные, образованные повторением одинаковых слов, пишутся через дефис.

12. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

2) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.

3) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!

4) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.

5) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

13. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.

2) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.

3) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.

4) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.

5) Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи.

Вариант 9

Прочитайте текст.

(1)В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари. (2)Солнечный закат в горах удивительно хорош. (3)Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. (4)Затихший воздух чутко держит каждый шорох. (5)Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Мы бродили (предложение 1)                                           4) Держит шорох (предложение 4)

2) Закат хорош (предложение 2)                                       5) Будит воображение (предложение 5)

3) Мгла начинает надвигаться (предложение 3)

Прочитайте текст.

(1) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. (2)Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. (3)В поисках пищи приходится шагать им по глубокому снегу в юго-восточном направлении. (4)Трудно искать пищу зимой! (5)Весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Снег захрустел (предложение 1)                                   4) Трудно (предложение 4)

2) Это пробираются (предложение 2)                                5) Весна (предложение 5)

3) Им приходится (предложение 3)

Прочитайте текст.

(1) В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах. (2)Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. (3)Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. (4)Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. (5)По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Виды рябины встречаются (предложение 1)        4) Они обретают окраску (предложение 4)

2) Которая растёт (предложение 2)                             5) Приближаются (предложение 5)

3) Плоды сравнимы (предложение 3)

4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В раскопках под Новгородом(1) которые велись в продолжение десяти лет(2) были найдены сверхинтересные(3) берестяные грамоты(4) свидетельствующие о том(5) что восточные славяне обладали сравнительно высоким уровнем письма(6) подтверждая тем самым факт(7) что Русь была страной(8) высокой и прекрасной письменной культуры.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Некоторые уже улеглись на влажную(1) устланную осыпающейся хвоей(2) землю(3) жевали жёсткие солдатские сухари(4) копчёную колбасу(5) а кое-кто(6) открыв перочинным ножом жестяную банку(7) ел свиную тушёнку(8) намазывая её на тонко нарезанные(9) ломтики чёрствого хлеба.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Однажды(1) возвращаясь из Петровского(2) я заблудился в лесных оврагах(3) где под корнями дубов(4) вязов(5) и клёнов бормотали неугомонные ручьи(6) а на дне самых больших оврагов(7) можно было угодить (8)и в маленькие озёрца.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда пригрело солнце(1) и коровы легли на траву отдыхать(2) пастух(3) расстегнув ворот синей рубашки(4) сняв старую шляпу(5) сел на ствол(6) поваленной берёзы(7) и занялся лещом.

8. Замените словосочетание «душевное превосходство», построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номер ответов.

1) НЕ ВЫПОЛНЕННОЕ (вовремя задание) — НЕ с прилагательным пишется раздельно, потому что нельзя заменить слово синонимом.

2) ЧУГУННОЕ (литьё) — в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.

3) ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения.

4) (кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.

5) (повернули на) ЮГО-ВОСТОК — сложные имена прилагательные, образованные повторением слов, пишутся через дефис.

10. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номер ответов.

1) ПРОКОПАЕТ (траншею) — в безударном положении в окончании глагола пишется Е, потому что это глагол-исключение.

2) (ведёт себя) РАСКОВАННО — в кратком прилагательном пишется -НН-.

3) ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

4) (хорошо) РИСУЕШЬ — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.

5) (кофе) ПО-ВОСТОЧНОМУ — Наречия на -ОМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.

11.Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ВЗБУДОРАЖЕНЫ (известием) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.

2) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (момент) — в причастии пишется -НН-.

3) МАКАТЬ (перо в чернильницу) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от значения корня.

4) (нет) ТУЧ — на конце существительного 3 склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ (состав) — Прилагательные, образованные на основе подчинительного словосочетания, пишутся слитно.

12. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.

2) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.

3) Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина.

4) Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.

5) Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем.

13. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи.

2) Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри?

3) Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской.

4) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд.

5) Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой.

Вариант 10

1. Прочитайте текст.

(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Закат пылает, золотит (предложение 1)              4) Тлеет, кричит (предложение 4)

2) Луч солнца касается (предложение 2)                       5) Озеро (предложение 5)

3) Мыши заглядывают (предложение 3)

Прочитайте текст.

(1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. (2)Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги. (3)Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. (4)Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5)Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Полна тайн (предложение 1)                                            4) Луч и шорохи не беспокоят (предложение 4)

2) Свет проникает освещает (предложение 2)                    5) Медведь объелся (предложение 5)

3) Дремлет (предложение 3)

3. Прочитайте текст.

(1) Русская берёза! (2)Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. (3)Наблюдая в лесу, я понял, что берёза — это воистину крестьянское дерево. (4) Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. (5) Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство — и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Русская береза (предложение 1)                                         4) Вспоминаешь (предложение 4)

2) Ни одно из деревьев не вмещает (предложение 2)            5) Обнимаешь дерево (предложение 5)

3) Берёза — дерево (предложение 3)

4.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Продолжая держаться лапой за ушибленное место(1) медвежонок стремительно кинулся через речку(2) схватил маленького братишку за шиворот(3) и(4) всё ещё вскрикивая(5) переволок его(6) через глубокое место.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Рублевский ангел — возвышенная мечта об идеальном человеке(1) позволяющая глубоко заглянуть в народную душу(2) понять мироощущение(3) духовное богатство(4) наших далеких соотечественников(5) ведь ненависти и отчаянию(6) Андрей Рублев противопоставлял любовь(7) добро(8) дружеское согласие.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда всматриваешься в группу «праведных жен»(1) идущих в рай(2) нарисованную на южном столпе(3) то особенно глубоко ощущаешь(4) замысел художника(5) верившего в то(6) что зло исчезнет(7) уступив в мире (8)место добру.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда я гляжу на трубящего ангела(1) написанного на западной арке продольной части храма(2) когда думаю об этом прекрасном образе(3) рожденном чувством гармонии(4) ясностью духа(5) плавной чистотой линий(6) и красок(7) то невольно воспринимаю встречу с чудом искусства(8) как встречу с самим творцом художественного совершенства.

8. Замените словосочетание «приняли неохотно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРЕВОЗМОГАТЬ — приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.

2) МУЖЕСТВЕННО (поступить) — в суффиксах наречий пишется -НН-.

3) ПОЛОЖИТЬ (на место) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

4) (поймал) МЯЧ — в форме мужского рода существительного 1-го склонения после



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 5017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.253 (0.16 с.)